• 2.1. Учет жилищных сертификатов, их замена и повторная выдача
  • 2.2. Погашение жилищных сертификатов
  • 2.3. В какие сроки военнослужащий может рассчитывать на получение жилищного сертификата? Где и кто выдает жилищный сертификат?
  • 2.4. Порядок заполнения бланков государственных жилищных сертификатов
  • 2.5. Какие документы необходимо представить для получения жилищного сертификата?
  • 2.6. В какие сроки должен быть реализован жилищный сертификат? Последствия пропуска срока
  • 2.7. Проблемы и расходы владельца ГЖС
  • 2.8. Риэлтер – верный помощник
  • 2.9. Схема оплаты приобретаемого жилья с использованием государственных жилищных сертификатов
  • 2.10. Приобретение по жилищному сертификату жилых помещений в новостройках
  • 2.11. Практика в приобретении жилья по государственным жилищным сертификатам
  • Глава 2. Порядок приобретения жилого помещения с помощью государственного жилищного сертификата

    2.1. Учет жилищных сертификатов, их замена и повторная выдача

    Получение бланков сертификатов, а также их хранение и учет обеспечивает и организует Главное финансово-экономическое управление Министерства обороны РФ (ГлавФЭУ МО).

    Сводный список получателей сертификатов по Министерству обороны в течение 35 дней с даты получения бланков сертификатов от государственного заказчика подпрограммы Управлением по реализации жилищных программ направляется в ГлавФЭУ МО.

    Указанные списки являются основанием для расчета размера субсидии и оформления сертификатов.

    Реестр выданных Министерством обороны сертификатов ведет ГлавФЭУ МО, которое в установленном Правилами порядке представляет государственному заказчику подпрограммы выписки из него, перечни незаполненных бланков сертификатов и акты на уничтожение испорченных бланков сертификатов.

    Этот орган также проводит сверку данных об использовании бланков сертификатов с государственным заказчиком подпрограммы ежегодно по состоянию на 1 января.

    Не исключено возникновение ситуации, когда у владельца жилищного сертификата возникает необходимость произвести его замену.

    При наличии у владельца сертификата обстоятельств, потребовавших замены выданного сертификата, он представляет в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, заявление о замене сертификата с указанием обстоятельств, потребовавших его замены, и приложением документов, подтверждающих эти обстоятельства, а также сертификата или справки о расторжении договора банковского счета без перечисления средств субсидии.

    Указанная справка является доказательством того факта, что участник подпрограммы не воспользовался субсидией и его право на участие сохранено.

    Замена производится в следующих случаях:

    – при наличии обстоятельств, которые владелец сертификата указывает в своем заявлении;

    – в связи со смертью владельца сертификата;

    – в связи со смертью члена семьи владельца сертификата.

    Решение о замене сертификата либо об отказе в замене сертификата принимается органом исполнительной власти, выдавшим сертификат, в течение 30 дней с даты получения заявления.

    Расчет размера субсидии при выдаче нового сертификата производится исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по РФ (средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в соответствующем субъекте РФ), действовавшего на дату выдачи сертификата, подлежащего замене, за исключением случаев замены сертификата в связи со смертью владельца сертификата (члена его семьи).

    В случае смерти владельца сертификата член его семьи, действующий на основании нотариально заверенной доверенности других совершеннолетних членов семьи, обращается в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, с заявлением о замене сертификата и приложением копии свидетельства о смерти, а также сертификата или справки о расторжении договора банковского счета без перечисления средств субсидии.

    При принятии органом исполнительной власти решения о замене сертификата в данном случае расчет размера субсидии производится исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по РФ (средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в соответствующем субъекте РФ), действующего на дату выдачи нового сертификата (а не на дату выдачи первоначального сертификата, подлежащего замене, как в первом случае).

    В случае смерти члена семьи владельца сертификата владелец сертификата обращается в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, с заявлением о замене сертификата и приложением копии свидетельства о смерти, а также сертификата или справки о расторжении договора банковского счета без перечисления средств субсидии. При этом, как и в предыдущем случае, расчет размера субсидии производится исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по РФ (средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в соответствующем субъекте РФ), действующего на дату выдачи нового сертификата.

    Порядок действий при необходимости замены сертификата (независимо от причин) такой: владельцу сертификата (или члену семьи владельца сертификата в случае его смерти), необходимо обратиться к командиру воинской части или непосредственно в орган военного управления по подчиненности с заявлением (рапортом) о замене сертификата.

    Заявление (рапорт) о замене сертификата должно быть рассмотрено в органе военного управления в десятидневный срок. В случае обращения владельца сертификата (члена семьи владельца сертификата в случае его смерти) к командиру воинской части заявление (рапорт) о замене сертификата с приложенными к нему документами направляется по подчиненности в орган военного управления.

    Орган военного управления, утвердивший решение о замене сертификата, направляет:

    решение о замене сертификата вместе с сертификатом или справкой о досрочном расторжении договора банковского счета – в ГлавФЭУ МО;

    копию решения о замене сертификата – в КЭЧ района (ОМИС), выдавшую этот сертификат.

    Решение о замене сертификата учитывается при подготовке заявки на дополнительный выпуск сертификатов.

    Выдача нового сертификата производится КЭЧ района (ОМИС), где выдавался ранее сертификат.

    Срок действия сертификата, выданного в порядке замены, исчисляется с даты его выдачи, указываемой в сертификате, и составляет:

    для владельца сертификата (в целях представления сертификата в банк) – 2 месяца;

    для банка – 6 месяцев, а в случае, если замена сертификата произведена в связи со смертью владельца (члена семьи) сертификата, – 9 месяцев.

    В случае если в установленные сроки действия сертификата гражданин – участник подпрограммы не приобрел жилье с использованием субсидии, он вправе обратиться в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, с просьбой о повторной выдаче сертификата. Решение о повторной выдаче сертификата принимает орган исполнительной власти.

    Подлежат возврату в ГлавФЭУ МО невыданные гражданам – участникам подпрограммы сертификаты в случаях, если:

    а) сертификаты содержат сведения, не соответствующие сведениям документов, представленных гражданами – участниками подпрограммы;

    б) срок предъявления сертификата в банк для заключения договора банковского счета истек;

    в) гражданин – участник подпрограммы отказался от получения сертификата.

    Одновременно с указанными сертификатами направляются перечни не выданных сертификатов.

    2.2. Погашение жилищных сертификатов

    Субсидия считается предоставленной гражданину – участнику подпрограммы с момента исполнения банком распоряжения распорядителя счета (владельца сертификата) о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств федерального бюджета в виде субсидии в счет оплаты жилья, приобретаемого по договору на жилое помещение.

    То есть когда владельцем сертификата предоставляется документально обоснованное подтверждение факта приобретения жилья в собственность (договор купли-продажи квартиры и свидетельство о государственной регистрации права собственности на нее), банк перечисляет денежные средства (субсидию) на счет продавца. С этого момента обязательства государства по обеспечению участника подпрограммы жильем является выполненной.

    В соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (п.60-64) банк ежемесячно сообщает государственному заказчику подпрограммы сведения об оплате договоров на жилое помещение по каждому сертификату отдельно.

    Государственный заказчик подпрограммы на основании единого реестра выданных сертификатов и сведений об оплате договоров на жилое помещение формирует и ведет единый реестр оплаченных сертификатов.

    Он обязан ежемесячно, по состоянию на 1-е число, направлять в органы исполнительной власти, выдавшие сертификаты, информацию об открытии (закрытии) банковских счетов и, по состоянию на 1-е и 15-е число, – о перечислении средств субсидий банку. Указанная информация предоставляется по каждому сертификату отдельно.

    Тем самым осуществляется контроль за состоянием расчетов по каждому отдельно взятому сертификату, что позволяет избежать ошибок в выплате субсидий по сертификатам.

    Государственный заказчик подпрограммы направляет выписки из реестра оплаченных сертификатов в органы исполнительной власти, выдавшие сертификаты. Указанные выписки направляются ежемесячно, до 15-го числа следующего месяца, и являются основанием для снятия подразделениями и органами местного самоуправления гражданина – участника подпрограммы с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), как реализовавшего свое право на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) с использованием средств субсидии, удостоверяемой сертификатом.

    2.3. В какие сроки военнослужащий может рассчитывать на получение жилищного сертификата? Где и кто выдает жилищный сертификат?

    Для того, чтобы стать участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы военнослужащие, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), подают заявление (рапорт) по форме согласно приложению № 1 к Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в воинскую часть, в которой они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), а граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, – в воинскую часть, за которой закреплен жилищный фонд по месту жительства в закрытом военном городке.

    Указанное заявление (рапорт) подлежит регистрации и является основанием для включения военнослужащего в списки участником подпрограммы.

    Вместе с этим заявлением должны быть представлены документы, перечень которых определен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.

    Командир воинской части организует работу жилищной комиссии по проверке этих документов и содержащихся в них сведений в довольствующей квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ) района или отделении морской инженерной службы (ОМИС). О результатах проверки КЭЧ района (или ОМИС) уведомляет командира воинской части.

    По итогам проверок жилищной комиссией воинской части принимается решение о включении заявителя либо об отказе ему во включении в число граждан – участников подпрограммы. Решение жилищной комиссии утверждается командиром воинской части. Выписка из решения жилищной комиссии воинской части в недельный срок направляется заявителю.

    В случае включения заявителя в число граждан – участников подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. Учетное дело ведется жилищной комиссией воинской части.

    Второй этап: включение военнослужащего в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Это осуществляется в соответствии с Порядком формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил РФ граждан – получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов.

    Для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин – участник подпрограммы в период с 1 января по 1 августа года, предшествующего планируемому, представляет в воинскую часть, в которой находится его учетное дело, рапорт (заявление) о выделении сертификата в планируемом году, который подшивается в учетное дело.

    Жилищная комиссия воинской части до 20 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

    Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане – участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), а для граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, – в последовательности, в какой их заявления (рапорты) на участие в подпрограмме были зарегистрированы.

    Граждане – участники подпрограммы, имеющие право на получение сертификата в первую очередь, включаются в указанный список ранее лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений в том же году, но не имеющих права на получение сертификата в первую очередь.

    Сведения о количестве граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, направляются командирами воинских частей в установленном порядке в главные командования видов Вооруженных Сил, управления военных округов, командования родов войск Вооруженных Сил, главные и центральные управления Министерства обороны.

    Указанные органы военного управления до 15 сентября года, предшествующего планируемому, представляют сведения о количестве граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, в Управление по реализации жилищных программ Министерства обороны (далее Управление по реализации жилищных программ).

    Здесь уже готовятся сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год, которые в установленном порядке представляются до 1 октября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику подпрограммы.

    В двухнедельный срок после получения от государственного заказчика подпрограммы контрольных цифр бюджетных средств по категориям граждан, предусматриваемых к выделению Министерству обороны на планируемый год, в Управлении по реализации жилищных программ готовится план распределения сертификатов на основании:

    полученных сведений о количестве граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году,

    прогноза о количестве военнослужащих, подлежащих увольнению в планируемом году и признанных в установленном порядке нуждающимися в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий),

    норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по РФ, действующего на момент получения контрольных цифр бюджетных средств,

    Распределение производится между органами военного управления.

    Выписки из утвержденного плана распределения на год доводятся до соответствующих органов военного управления.

    После получения выписки из утвержденного плана распределения на год орган военного управления в двухнедельный срок распределяет сертификаты между подчиненными воинскими частями и доводит до них сведения о количестве сертификатов, предусматриваемых к выделению в планируемом году.

    При получении сведений о количестве сертификатов, предусматриваемых к выделению в планируемом году, жилищная комиссия воинской части на основании списков граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, в двухнедельный срок формирует список состоящих на учете в воинской части граждан – получателей сертификатов в планируемом году.

    Одновременно со списком получателей сертификатов формируется список граждан, включенных в резерв на получение сертификатов в планируемом году. Количество граждан, включенных в список резерва, не должно превышать количества граждан – участников подпрограммы, включенных в список получателей сертификатов.

    Списки получателей сертификатов и списки резерва формируются в той же хронологической последовательности, в какой граждане – получатели сертификатов (граждане, включенные в резерв на получение сертификатов) были поставлены в воинской части на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), а граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, – в последовательности, в какой их заявления (рапорты) на участие в подпрограмме были зарегистрированы.

    Граждане – участники подпрограммы, имеющие право на получение сертификата в первую очередь, включаются в списки получателей сертификатов и списки резерва ранее лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) в том же году, но не имеющих права на получение сертификата в первую очередь.

    Список получателей сертификатов и список резерва в четырех экземплярах с приложениями к ним в одном экземпляре направляются воинской частью на проверку и согласование в довольствующую КЭЧ района (ОМИС). Одновременно с указанными списками в КЭЧ района (ОМИС) направляются учетные дела.

    Главное финансово-экономическое управление Министерства обороны РФ в течение двух месяцев с даты получения бланков сертификатов от государственного заказчика подпрограммы обеспечивает в установленном порядке передачу оформленных сертификатов в КЭЧ районов (ОМИС).

    При получении оформленных сертификатов начальник КЭЧ района (ОМИС) организует их учет в книге учета полученных и выданных сертификатов и уведомление в течение двух рабочих дней заинтересованных воинских частей.

    Командир воинской части при поступлении уведомления из КЭЧ района (ОМИС) о получении оформленных сертификатов незамедлительно оповещает граждан – участников подпрограммы, получающих сертификаты, о месте и времени выдачи сертификатов и направляет их учетные дела в КЭЧ района (ОМИС).

    При получении сертификата гражданин – участник подпрограммы информируется о порядке и условиях получения субсидии по этому сертификату.

    Для получения сертификата гражданин – участник подпрограммы представляет в КЭЧ района (ОМИС) документы согласно перечню, содержащемуся в п. 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.

    Факт получения сертификата гражданином – участником подпрограммы подтверждается его подписью (подписью уполномоченного им лица) в книге учета полученных и выданных сертификатов.

    2.4. Порядок заполнения бланков государственных жилищных сертификатов

    Порядок заполнения бланков государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам – участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы был утвержден приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 29 марта 2006 г. № 82.

    Бланки сертификатов выпускаются государственным заказчиком подпрограммы – Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и изготавливаются типографским способом.

    Заполнение (оформление) бланка сертификата производится рукописным способом либо с использованием технических средств (пишущих машинок, компьютеров).

    При заполнении сертификата рукописным способом запись производится разборчивым почерком чернилами или пастой синего либо черного цвета. В случае применения технических средств краситель или порошок должен быть черного цвета. Помарки, подчистки и исправления не допускаются.

    Лицевая сторона бланка сертификата заполняется органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющем выдачу сертификатов).

    Порядок заполнения лицевой стороны бланка сертификата:

    в графе «фамилия, имя, отчество владельца сертификата; номер паспорта, кем и когда выдан паспорт» указывается фамилия, имя, отчество владельца сертификата в именительном падеже и паспортные данные гражданина Российской Федерации. При этом должно быть обеспечено строгое соответствие данных, указанных в паспорте, данным, вносимым в сертификат;

    в графе «субсидия в размере» указывается размер выделяемой субсидии в рублях цифрами и прописью;

    в графе «наименование субъекта РФ» указывается полное наименование субъекта РФ в соответствии с Конституцией РФ, на территории которого будет приобретаться жилое помещение (жилые помещения);

    в графе «рассчитанная с учетом» указывается количество совместно проживающих с владельцем сертификата членов его семьи без учета самого владельца сертификата;

    в таблице, определяющей состав семьи владельца сертификата, в графе «родственные отношения к владельцу сертификата» указывается степень родства по отношению к владельцу сертификата, а именно: супруг (супруга), мать, отец, сын, дочь. В случае совместного проживания с владельцем сертификата иных лиц, признанных в судебном порядке членами его семьи, в указанной графе делается отметка «прочие». В графе «год рождения» указывается только год рождения (четыре цифры) без даты и месяца рождения. Владелец сертификата в таблицу не включается. В незаполненных графах таблицы проставляются прочерки. В случае, если у владельца сертификата состав семьи превышает восемь человек (без учета самого владельца сертификата), то оформляется дополнительный лист членов семьи, который является неотъемлемой частью сертификата. При этом в левом верхнем углу бланка сертификата и корешка к нему делается запись «дополнительный лист членов семьи». Указанная надпись заверяется оттиском мастичной печати органа исполнительной власти, осуществляющего выдачу сертификатов.

    В верхнем правом углу дополнительного листа членов семьи делается запись:


    «к сертификату серия _____ номер__________________________

    ____________________ _____________________ ___________________».

    (дата выдачи) (Ф.И.О.) (подпись)


    Далее оформляется таблица, определяющая состав семьи владельца сертификата, на членов семьи, не вошедших в бланк сертификата. При этом нумерация порядкового номера членов семьи должна быть продолжена.

    После таблицы указывается наименование органа исполнительной власти, выдавшего сертификат, дата выдачи сертификата, должность, фамилия, инициалы, должностного лица, уполномоченного органом исполнительной власти, осуществляющим выдачу сертификатов. Подпись указанного должностного лица скрепляется оттиском мастичной печати органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, выдавшего сертификат. Даты выдачи сертификата и дополнительного листа членов семьи не должны отличаться.

    В графе «Норматив общей площади жилого помещения» указывается установленный для расчета размера субсидии норматив общей площади жилого помещения в квадратных метрах для семей разной численности:

    для одиноко проживающего человека – 33;

    на семью из двух человек – 42;

    на семью при численности три и более человек – 18 умножить на численный состав семьи. Численный состав семьи для расчета норматива общей площади жилого помещения определяется с учетом владельца сертификата;

    в графе «Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья» указывается норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по РФ;

    в графе «Коэффициент к нормативу стоимости 1 кв. м общей площади жилья» указывается повышающий коэффициент к нормативу стоимости 1 кв. м общей площади жилья по РФ;

    в графе «Норма дополнительной общей площади жилого помещения» в случае, если гражданин – получатель сертификата имеет право на дополнительную площадь в соответствии с законодательством Российской Федерации, указывается значение – «15». При отсутствии такого права в указанной графе проставляется прочерк;

    в графе «Размер субсидии» указывается результат расчета субсидии по определенной формуле;

    в графе «Сертификат выдан» указывается официальное сокращенное наименование органа исполнительной власти, выдавшего сертификат, в именительном падеже (Например: «Минобороны России», «МЧС России»);

    в графе «Дата выдачи» указывается дата подписания сертификата уполномоченным должностным лицом органа, осуществляющего выдачу сертификатов: число, месяц (прописью), год;

    в графе «Сертификат должен быть предъявлен в банк до... (включительно)» указывается дата, которая исчисляется путем прибавления к дате выдачи сертификата 2 (двух) месяцев (например: дата выдачи сертификата «15 февраля 2007 г.» в сроке «сертификат должен быть предъявлен в банк до» следует указывать «15 апреля 2007 года»);

    в графе «Сертификат действителен до ... (включительно)» указывается дата, определяемая путем прибавления к дате выдачи, указанной в сертификате, 9 (девяти) месяцев, а в случае замены сертификата, за исключением замены в связи со смертью владельца сертификата или члена его семьи, – 6 (шести) месяцев (например: дата выдачи сертификата «15 сентября 2006 года» в сроке «сертификат действителен до» следует указывать «15 июня 2007 года»);

    в графах «должность», «Ф.И.О.» указываются должность, фамилия и инициалы должностного лица, уполномоченного органом исполнительной власти, осуществляющим выдачу сертификата;

    В нижнем левом углу сертификата ставится оттиск мастичной печати органа исполнительной власти, выдавшего сертификат (место указано буквами «М.П.»).

    Графы корешка сертификата заполняются аналогично заполнению лицевой стороны бланка сертификата.

    Оборотная сторона бланка сертификата заполняется органом, осуществляющим вручение сертификата.

    Заполнение оборотной стороны бланка сертификата:

    Оборотная сторона сертификата заполняется от руки разборчивым почерком.

    в графе «Орган, осуществляющий вручение сертификата» указывается наименование органа, осуществляющего вручение сертификата его владельцу. Указанная строка может заполняться с использованием технических средств;

    в графе «подпись лица, вручившего сертификат» ставится подпись соответствующего должностного лица органа, указанного в предыдущей графе. Подпись должностного лица скрепляется оттиском мастичной печати, при этом оттиск мастичной печати должен соответствовать наименованию органа, осуществляющего вручение сертификата его владельцу.

    Оборотная сторона корешка сертификата заполняется от руки разборчивым почерком. Совершеннолетние члены семьи владельца сертификата подтверждают личной подписью факт своего ознакомления с условиями подпрограммы и правильность внесения сведений, содержащихся в сертификате.

    В случае наличия на бланке сертификата и корешка к нему записи «дополнительный лист членов семьи» органом, осуществляющим вручение сертификатов, оформляется дополнительный лист членов семьи, который является неотъемлемой частью корешка сертификата.

    В верхнем правом углу дополнительного листа членов семьи делается запись:


    «к корешку сертификата серия___ номер______________________________

    _________________ _____________________________ __________________».

    (дата выдачи) (Ф.И.О.) (подпись)


    Далее оформляется таблица, в которой члены семьи, не вошедшие в бланк сертификата, подтверждают факт ознакомления с условиями подпрограммы и правильность внесения сведений, содержащихся в сертификате. При этом нумерация порядкового номера членов семьи должна быть продолжена.

    После таблицы указывается наименование органа, выдавшего сертификат на руки, дата вручения сертификата и подпись соответствующего должностного лица, осуществившего вручение сертификата его владельцу. Подпись должностного лица скрепляется оттиском мастичной печати, при этом оттиск мастичной печати должен соответствовать наименованию органа, осуществляющего вручение сертификата его владельцу;

    в графе «Учетное дело №» указывается номер учетного дела гражданина – участника подпрограммы.

    Остальные графы корешка бланка сертификата заполняются в порядке, установленном для заполнения оборотной стороны бланка сертификата.

    2.5. Какие документы необходимо представить для получения жилищного сертификата?

    Для участия в подпрограмме военнослужащие подают заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме, к которому прилагают следующие документы:

    справка об общей продолжительности военной службы (службы);

    выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения – для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) в федеральном органе исполнительной власти;

    выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

    выписка из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка);

    справка о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) – для граждан, проживающих в таком городке (поселке);

    копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством РФ).

    Основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является:

    а) несоответствие гражданина требованиям, предъявляемым для признания его участником подпрограммы;

    б) непредставление или неполное представление необходимых документов;

    в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

    г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием субсидии за счет средств федерального бюджета.

    Повторное обращение с заявлением (рапортом) об участии в подпрограмме допускается после устранения оснований для отказа.

    В соответствии с п. 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов для получения сертификата гражданин – участник подпрограммы представляет следующие документы:

    а) заявление (рапорт) по форме;

    б) документы, удостоверяющие личность гражданина – участника подпрограммы и членов его семьи;

    в) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

    г) документы, подтверждающие родственные отношения гражданина – участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи;

    д) документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина – участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи;

    е) копия документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством РФ);

    ж) обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения по форме, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания;

    з) справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы) – для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания граждан – участников подпрограммы.

    В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в настоящем пункте, сертификат не выдается.

    Отдельно необходимо остановиться на обязательстве, указанном в подп. «ж». Оно подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Согласие на принятие такого обязательства может быть подтверждено также путем представления письменного документа, удостоверенного в нотариальном или ином установленном законодательством порядке. Исполнение этого обязательства должно осуществляться в 2-месячный срок после приобретения гражданином жилья за счет средств предоставленной ему субсидии.

    Один экземпляр обязательства подшивается в учетное дело гражданина, другой экземпляр направляется в орган исполнительной власти, выдавший сертификат.

    2.6. В какие сроки должен быть реализован жилищный сертификат? Последствия пропуска срока

    Срок действия сертификата установлен в правилах выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (п. 4). Он исчисляется с даты его выдачи (она указывается в сертификате), и составляет:

    – в отношении владельца сертификата для представления сертификата в кредитную организацию, участвующую в реализации подпрограммы (далее – банк) – 2 месяца;

    – в отношении банка для представления владельцем сертификата необходимых документов (а именно, договора на жилое помещение и свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение) – 9 месяцев;

    – в случае замены сертификата (кроме замены в связи со смертью владельца сертификата или члена его семьи) – 6 месяцев.

    Датой выдачи сертификата является дата его подписания уполномоченным должностным лицом органа, осуществляющего выдачу сертификатов.

    Таким образом, владелец государственного жилищного сертификата должен в течение 2 месяцев с момента его получения обратиться в банк для открытия банковского счета и заключения соответствующего договора либо по месту приобретения жилья, либо по месту пребывания владельца сертификата.

    Это условие является обязательным для исполнения.

    Сертификат, представленный в банк по истечении 2-месячного срока с даты его выдачи, банком не принимается.

    Правовым последствием пропуска двухмесячного срока предъявления в банк является необходимость обращения в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, с заявлением о замене сертификата.

    2.7. Проблемы и расходы владельца ГЖС

    О чем необходимо знать военнослужащему, подавшему документы на получение государственного жилищного сертификата, так это о предстоящих и сопутствующих проблемах, которые могут (и возникают) в большинстве случаев.

    Итак:

    1. Имея на руках государственный жилищный сертификат, учтите, что он выдан на приобретение жилья определенной площадью и стоимостью, причем в субъекте РФ, указанном в сертификате. То есть вам нельзя выходить за рамки суммы, если вы не планируете добавлять собственные средства или брать ипотечный кредит.

    По мнению специалистов, сделать это достаточно сложно, так как рост цен на недвижимость чаще всего не позволяет участнику подпрограммы купить жилье по цене, указанной в сертификате. Людей, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов, пугает разница между рыночной ценой жилья и средствами, заложенными по сертификатам.

    В качестве примера можно привести сведения, например, по Воронежу. По официальным данным на второе полугодие 2006 г. для Воронежа по сертификату цена 1 кв. метра составляет в 14,9 тыс. рублей, а рыночная цена уже достигла 22 тыс. рублей[8].

    С другой стороны, ждать, когда стоимость выплат по сертификатам приблизится к рыночной цене квартир тоже не стоит, так как рост цен на жилье прекратится или хотя бы снизится только при условии падения спроса на жилье.

    2. Для того, чтобы владельцу жилищного сертификата получить субсидию, ему необходимо предоставить в банк, в котором открыт счет, договор купли-продажи жилья и свидетельство о государственной регистрации права собственности.

    Не исключено, что уже в процессе подачи документов на государственную регистрацию могут возникнуть проблемы.

    Чтобы этого не произошло, нужно учесть следующее.

    Вам нужно знать, что для совершения сделки понадобятся (конечно, кроме договора купли-продажи, в котором нужно указать, что оплата будет производиться с использованием государственного жилищного сертификата с определенным номером, серией, выданным каким органом):

    копии паспортов продавцов квартиры;

    правоустанавливающие документы на квартиру (договор приватизации, договор купли-продажи, свидетельство о государственной регистрации права, справка ЖСК и т.д.);

    справка БТИ (форма № 11А);

    справка об отсутствии задолженности по квартирной плате и коммунальным платежам (либо копии квитанций об оплате);

    справка о регистрации (выписка из домовой книги) – срок действия 30 дней;

    справка из налоговой инспекции об уплате налога на имущество по квартире и отсутствии задолженности – нужна, если продавец приобретал квартиру не в текущем календарном году;

    выписка из Единого государственного реестра прав (о субъекте права, правоустанавливающих документах на жилое помещение, об отсутствии обременений);

    возможно, потребуются также и иные документы, которые потребуются в конкретном частном случае.

    Перечень довольно большой. Но все эти документы в любом случае были бы нужны при обычной покупке квартиры.

    За государственную регистрацию взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом РФ:

    – за государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, физические лица оплачивают 500 рублей;

    – за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, – 100 рублей.

    Документ об уплате государственной пошлины предъявляется вместе с заявлением о государственной регистрации прав и документами о правах на недвижимое имущество.

    Заявителю выдается расписка в получении документов на государственную регистрацию прав с их перечнем, а также с указанием даты и времени их представления с точностью до минуты. Расписка подтверждает принятие документов на государственную регистрацию прав.

    3. Срок государственной регистрации не может быть более одного месяца. То есть учтите, что даже без учета того, что регистратор может приостановить по каким-либо причинам процесс регистрации на месяц (например, в сданном на регистрацию комплекте будет выявлена нехватка важного документа), вам нужно получить свидетельство о государственной регистрации до истечения срока действия жилищного сертификата. Иначе придется проходить всю процедуру получения сертификата сначала.

    4. Цена жилья в сертификате всегда указывается в рублях. Но очень многие продавцы (особенно в крупных городах) указывают цену продаваемой недвижимости в условных единицах, а при совершении сделки пересчитывают ее по соответствующему курсу. В результате этого обмена владельцы сертификатов могут потерять именно на разнице в курсе валют, так как в результате банковских операций и колебаний в стоимости валюты допустимо возникновение разницы между российскими и американскими деньгами. Эту разницу покупатель должен будет доплатить продавцу.

    5. При подборе объекта недвижимости чаще всего необходима помощь специалистов – риэлтеров, юристов и т.д. Стоимость оказанных ими услуг определяется от цены продаваемого объекта недвижимости и составляет обычно от 3 до 5 процентов от стоимости будущей квартиры.

    2.8. Риэлтер – верный помощник

    Итак, у участника подпрограммы на руках имеется государственный жилищный сертификат, подтверждающий его право на получение от государства субсидии на приобретение жилья.

    С чего начать? После того, как военнослужащий стал обладателем государственного жилищного сертификата, он должен открыть заблокированный счет на свое имя на сумму, указанную в полученном сертификате.

    Цель владельца сертификата состоит в приобретении жилья на территории конкретного субъекта РФ. В первую очередь необходимо изучить рынок недвижимости в этом регионе, уровень цен на жилые помещения, возможные варианты приобретения. Оценить, не потребуется ли доплата, есть ли реальная возможность получения ипотечного кредита.

    При этом нужно уложиться в срок действия сертификата – шесть месяцев. А самое сложное – найти жилье необходимой площади на определенную в сертификате сумму денег. Кроме того, часто предлагаемые квартиры, как правило, находятся не в чистой продаже, а в «цепочке». То есть к моменту государственной регистрации купли-продажи может выясниться, что нужно собрать всю «цепочку», подготовить документы (а это займет порядка 2 месяцев), причем таким образом, чтобы ни одно «звено» не отказалось от сделки.

    Если повезет, и уже можно определиться с вариантом приобретения жилья, нужно проверить правоустанавливающие документы на продаваемый объект недвижимости, а затем заключить договор с продавцом жилья.

    Договор купли-продажи может быть подготовлен сторонами самостоятельно, но при этом нужно быть готовыми к тому, что на момент подачи документов на государственную регистрацию выяснится, что по причине отсутствия существенных условий он не будет зарегистрирован органами осуществляющими государственную регистрацию права собственности.

    Кроме того, банк, осуществляющий перечисление средств по сертификату также может настаивать на включение в текст договора важных, по его мнению, условий. И при их отсутствии (даже если договор уже будет зарегистрирован) вправе потребовать на их включении в договор.

    Возврат и дальнейшая доработка или переоформление договоров может привести к непредсказуемым вариантам развития событий, вплоть до отказа продавца от совершения сделки.

    И это не единственный «подводный камень», который может подстерегать участников подпрограммы при самостоятельном поиске жилья. Часто вопросы, с которыми приходится сталкиваться владельцам сертификатов, требуют правовых знаний и опыта работы на рынке недвижимости.

    Поэтому военнослужащим важно знать, что на рынке недвижимости работают агентства, которые профессионально занимаются разрешением подобных ситуаций, связанных с приобретением жилья с использованием в качестве оплаты государственного жилищного сертификата.

    Необходимость обращения военнослужащего – участника подпрограммы услугам риэлтера основывается на следующем.

    Очень часто владельцу государственного жилищного сертификата проблематично найти собственника жилья, который готов продать свой объект недвижимости по схеме с использованием субсидии в качестве оплаты.

    На риэлтера в данной ситуации возлагается функция убеждения стороны продавцу в необходимости совершения данной сделки.

    Но для начала определимся, что такое риэлторская деятельность и насколько необходимо участие данного специалиста в ситуации с поиском жилья, которое будет оплачиваться государственным жилищным сертификатом.

    Риэлторской деятельностью является деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по совершению гражданско-правовых сделок с объектами недвижимости (в нашем случае – жилыми помещениями и правами на них). Она осуществляется на основе соглашения риэлтера с клиентом или по его доверенности на совершение определенных действий. Риэлтер может действовать не только от имени клиента, но всегда за счет клиента, в интересах которого совершается сделка. Клиентом по смыслу настоящей статьи является участник подпрограммы.

    Традиционно функции специалистов данной сферы сводятся к подбору вариантов приобретения, продажи, сдачи в наем или, напротив, принятия в аренду объекта недвижимости. Предлагаемые риэлтером варианты должны соответствовать заявленным требованиям клиента, и в том случае, если клиент согласен на совершение сделки, обязательство риэлтера является выполненным, а клиент должен выплатить ему соответствующее вознаграждение.

    Кроме того, они могут оказывать иные услуги в сфере операций с недвижимостью. А именно: предоставление участнику подпрограммы банка данных на продаваемые объекты недвижимости, которые соответствуют тем требованиям, которые предъявляются банком при предоставлении субсидии по жилищному сертификату. Эта сфера услуг наиболее проблемная и требует определенной специализации.

    Профессиональные риэлтеры стали необходимыми посредниками между покупателем и продавцом недвижимости. Они занимаются подбором вариантов для сторон сделки, участвуют в просмотрах объектов недвижимости, участвуют в юридическом оформлении соответствующего договора. В идеальном варианте риэлтеры отвечают не только за подбор клиенту подходящей по техническим параметрам квартиры, но и за «чистоту» сделки и правильность оформления документов.

    Конечно, далеко не все риэлтерские конторы и специалисты в них работающие способны соответствовать этим требованиям и отличаются высоким профессионализмом.

    Стоимость оказанных услуг определяется от цены продаваемого объекта недвижимости и составляет обычно от 3 до 5 процентов от стоимости будущей квартиры. Перечень оказываемых услуг должен при этом быть ориентировочно следующим:

    подбор наиболее выгодного для участника подпрограммы квартирного варианта;

    проведение предварительных переговоров с продавцом квартиры, при этом его нужно уговорить не спешить продавать принадлежащее ему жилье, так как именно данный вариант является наиболее выгодным для него, ведь гарантом оплаты является банк;

    проверка «истории» и «чистоты» квартиры – на предмет права собственности, наличия или отсутствия родственников, которые могут затребовать расторгнуть сделку впоследствии, наличия долгов за коммунальные платежи;

    подготовка необходимых для совершения сделки документов (в том числе и документов, требуемых банком);

    присутствие риэлтера при совершении сделки, координация действий всех участников сделки.

    Принято считать, что с помощью риэлтера легче и быстрее подобрать необходимый вариант жилья в первую очередь потому, что у них имеется база данных. Они помогут правильно составить договор с соблюдением соответствующих норм и положений закона.

    Но в данной ситуации важно обратиться именно к тем лицам, кто действительно имеет опыт работы с сертификатами военнослужащих.

    2.9. Схема оплаты приобретаемого жилья с использованием государственных жилищных сертификатов

    Субсидия предоставляется владельцу сертификата в безналичной форме путем зачисления средств федерального бюджета на его банковский счет, открытый в банке.

    Владелец сертификата в течение 2 месяцев с даты выдачи сертификата сдает его в банк по месту приобретения жилья или по месту пребывания владельца сертификата для заключения договора банковского счета и открытия банковского счета.

    Если этот двухмесячный срок был нарушен, сертификат, представленный в банк по истечении 2-месячного срока с даты его выдачи, банком не принимается.

    Банковский счет может быть открыт на территории другого субъекта РФ, не указанного в сертификате.

    При открытии счета обязательно заполняется банковская карточка с образцом подписи распорядителя счета.

    Распорядитель счета до приобретения должен предоставить в банк по месту приобретения жилья заключенный ранее договор об открытии банковского счета. В договоре банковского счета может быть предусмотрено, что по соглашению сторон открытие банковского счета и операции по его переводу осуществляется за счет средств распорядителя счета. Также в договоре может быть прописано доверенное лицо владельца сертификата.

    Таким образом, порядок действий владельца государственного жилищного сертификата таков. В срок, указанный ранее (2 месяца с момента выдачи сертификата), он должен обратиться в банк для открытия на его имя банковского счета и заключения соответствующего договора. При этом нужно учесть, что предусмотренная сертификатом субсидия, не будет автоматически и сразу перечислена на этот счет.

    Основанием для перечисления станет только наличие следующих документов: договора купли-продажи объекта недвижимости и соответствующего свидетельства о государственной регистрации права собственности. При этом оригиналы договора на жилое помещение и свидетельства (свидетельств) хранятся в банке до перечисления средств участнику подпрограммы (он же распорядитель счета), указанному в договоре на жилое помещение, или до принятия решения об отказе от такого перечисления и затем возвращаются распорядителю счета.

    Далее последовательность событий следующая. Банк в течение 3 рабочих дней с даты получения указанных ранее документов осуществляет их проверку и принимает договор на жилое помещение для оплаты. Допускается принятие договора на жилое помещение для оплаты в случае, если стоимость приобретаемого жилого помещения (жилых помещений) ниже размера субсидии, указанного в сертификате.

    В случае если стоимость приобретаемого жилого помещения (жилых помещений) превышает размер субсидии, указанный в сертификате, в договоре может быть определен порядок уплаты недостающей суммы.

    Только если данные документы будут предоставлены в банк, будут одобрены им и приняты для дальнейшей оплаты, обязательства участника подпрограммы по оплате стоимости уже приобретенной им квартиры.

    Существенными условиями договора купли-продажи, оплата по которому будет производиться с использованием жилищных сертификатам, являются следующие. В договоре на жилое помещение должны быть указаны реквизиты сертификата (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший сертификат) и банковского счета, с которого будут осуществляться операции по оплате жилого помещения (жилых помещений), приобретаемого на основании договора на жилое помещение.

    Принятое решение банка об отказе в приеме договора на жилое помещение для оплаты или об отказе банка от его оплаты выдается распорядителю счета в течение 3 рабочих дней с даты получения документов в письменной форме с указанием причин отказа. При этом документы, принятые банком для проверки, возвращаются.

    Если банк принимает решение о приеме договора на жилое помещение для оплаты, он в течение 1 рабочего дня направляет государственному заказчику подпрограммы заявку на перечисление средств федерального бюджета в счет оплаты договора на жилое помещение.

    Государственный заказчик подпрограммы в течение 5 рабочих дней с даты получения заявки банка проверяет данные, указанные в заявке банка, на соответствие данным, содержащимся в едином реестре выданных сертификатов.

    Основанием для отказа в перечислении субсидии является несоответствие данных, указанных в заявке банка, данным, содержащимся в едином реестре выданных сертификатов. В данном случае перечисление средств субсидии не производится, о чем государственный заказчик подпрограммы в указанный срок уведомляет банк.

    Если указанные сведения соответствуют друг другу, государственный заказчик подпрограммы представляет в территориальный орган Федерального казначейства платежные поручения, в которых должны быть указаны номер и дата заявки банка, и заявку банка.

    Аналогичную проверку осуществляет территориальный орган Федерального казначейства. При несоответствии данных, указанных в платежном поручении, данным, содержащимся в заявке банка, платежное поручение подлежит возврату государственному заказчику подпрограммы без исполнения, а при их соответствии территориальный орган Федерального казначейства санкционирует кассовый расход средств федерального бюджета государственным заказчиком подпрограммы.

    Таким образом, оплата денежных средств по государственному жилищному сертификату производится Главным финансовым управлением Министерства обороны РФ в банк лишь после того, как владельцем сертификата куплено жилье, на него получено свидетельство о собственности, затем эти документы одобрены банком и направлены государственному заказчику (четыре дня), государственный заказчик, в свою очередь, проверяет полученные сведения в течение 5 дней, и лишь после этого направляет в территориальный орган Федерального казначейства для дальнейшей оплаты.

    Можно посчитать, какой период времени необходим для того, чтобы продавец жилья получил предусмотренную договором купли-продажи оплату.

    Государственная регистрация договора купли-продажи и перехода права собственности в органах государственной регистрации производится в соответствии ст. 13 п.3. Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.

    По его истечении требуется минимальный срок для получения денежных средств продавцом объекта недвижимости. При самом благоприятном раскладе и без учета периода времени, необходимого для «прохождения» денежных средств со счета на счет он, как было рассмотрено ранее, составляет 9-10 дней.

    Таким образом, сама процедура оформления получения субсидии по государственному жилищному сертификату занимает немалый промежуток времени. И весь этот период продавец квартиры вынужден ждать перечисления по сертификату военнослужащих из Министерства обороны.

    По мнению многих продавцом, этот документ представляет собой не деньги, а обещание государства. По сути, задача риэлтера состоит в том, чтобы объяснить ему, что эти деньги он получит, но несколько позже, при этом именно государство является гарантом того, что оплата будет произведена (конечно, при условии надлежащего оформления всей документации).

    2.10. Приобретение по жилищному сертификату жилых помещений в новостройках

    С приобретением жилых помещений по жилищному сертификату на так называемом вторичном рынке достаточно просто. Но как быть в ситуации, когда возникает необходимость приобрести жилье этапе строительства.

    В соответствии с п.53 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов право у военнослужащего – участника подпрограммы есть право приобрести жилое помещение на первичном рынке жилья.

    Весь вопрос состоит в том, что существуют ограничения, касающиеся сроков предоставления в банк договора на жилое помещение и свидетельства о государственной регистрации права собственности на приобретаемое жилое помещение. Эти документы должны быть предоставлены в банк в пределах срока действия договора банковского счета.

    В связи с этим покупка квартиры (или имущественных прав на нее) в строящемся доме на этапе начала строительства (когда ее стоимость существенно ниже, чем на этапе окончания строительства) невозможна.

    Ведь срок срока действия договора банковского счета и непосредственно самого жилищного сертификата 9 месяцев, что существенно меньше срока окончания строительства и дальнейшей регистрации права собственности на квартиру в органах государственной регистрации.

    То есть в соответствии с положениями подпрограммы военнослужащие не могут принять участие в долевом строительстве дома с оплатой денежными средствами, полученными по государственному жилищному сертификату.

    Теоретически, купить квартиру в новостройке возможно. Но даже приобретая квартиру исходя из этого варианта (в сдающемся или уже сданном доме) на этапе окончания строительства и сдачи его в эксплуатацию необходимо знать, что с момента приемки дома и до его оформления в собственность квартир в этом доме проходит определенный срок (часто – немалый).

    А банк перечисляет деньги только при наличии государственной регистрации права собственности на приобретаемое жилье.

    Таким образом, необходимо учесть, что с помощью государственных жилищных сертификатов можно приобрести только то жилье, которое можно оформить в собственность. Только при соблюдении этого условия можно рассчитывать на получение субсидии.

    2.11. Практика в приобретении жилья по государственным жилищным сертификатам

    Обеспечение военнослужащих жильем с использованием государственных жилищных сертификатов, как уже говорилось ранее, производится достаточно давно, с 1998 г. Прошедший период времени позволяет подвести некоторые итоги, обобщить сложившуюся практику.

    И в первую очередь хотелось бы сказать о позитивных моментах данной подпрограммы.

    По мнению главы Росстроя, опубликованном в «Российской газете» (Федеральный выпуск) № 4301 от 22 февраля 2007 г. с 1998 года, как только начала работать программа обеспечения жильем военнослужащих с использованием государственных жилищных сертификатов, шло постоянное совершенствование механизмов и нормативной правовой базы. И теперь это одна из подпрограмм Федеральной целевой программы (далее ФЦП) «Жилище» на 2002-2010 годы, с помощью государственных сертификатов приобретают жилье не только военные, но и переселенцы с Севера и из Байконура, чернобыльцы и некоторые другие категории граждан. До 2003 года субсидии рассчитывались с учетом средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам РФ. Резкое отличие стоимости в разных регионах России привело к тому, что более 80 процентов граждан, увольняемых и уволенных с военной службы, участвуя в ФЦП «Государственные жилищные сертификаты», выбирали в качестве места жительства Москву и другие крупные города, где средняя рыночная стоимость минимум вдвое превышает аналогичные показатели в остальных субъектах РФ.

    По его мнению, дальше происходило следующее: гражданин получал на руки сертификат и «обналичивал» его через так называемых «черных риэлторов». В результате этого на вырученные деньги семья могла приобрести более дешевую квартиру уже не в столице и еще оставалась в денежном выигрыше. Но в результате такого удорожания стоимости одного сертификата реально жильем обеспечивалось меньшее количество участников программы, чем планировалось.

    – Такая ситуация потребовала изменения подхода к расчету размера субсидии, – пояснял глава Ростроя. – Сейчас расчетная стоимость жилья стала определяться исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья в среднем по стране, то есть для всех субъектов стал устанавливаться единый норматив в денежном эквиваленте.

    По вопросу доплаты владельцем сертификата он пояснил следующее:

    – Если говорить о том, нужно доплачивать или не нужно, это владелец решает сам. Но судите сами: за прошлый год доплата из собственных средств владельцев сертификатов составила всего 5 процентов. Что касается Москвы, это, конечно, особый случай. Здесь действительно цены на жилье зашкаливают. Но правительство Москвы предлагает участникам программы жилье в домах-новостройках по льготным ценам, значительно меньшим, чем рыночные.

    Как считает глава Росстроя, внесенные изменения в ФЦП «Жилье» позволило уравнять граждан, не обеспеченных жильем, в возможностях его приобретения, стимулировало рынок жилья, и главное – исключило возможность «обналичивания» сертификатов. Главное преимущество – обладателю сертификата предоставляется полная свобода выбора местоположения жилья и его качественных характеристик. Жилье по ГЖС можно приобрести только в домах, сданных в эксплуатацию и прошедших все процедуры юридического оформления, сразу в собственность владельца сертификата и всех членов его семьи. Но сам механизм требует от гражданина более активной позиции в решении своей жилищной проблемы, связанной прежде всего с поиском подходящего жилья. Могу сказать, что на сегодняшний день численность граждан, реализовавших свой жилищный сертификат, составляет 97 процентов, то есть из ста человек только трое не находят возможности приобрести жилье.

    Конечно, не обходится и без негативных моментов при использовании и формировании практики предоставления субсидии по данному виду сертификатов. Так, по данным статистики каждый шестой из 60 тысяч реализованных с 1998 года государственных жилищных сертификатов был выдан с нарушением норм законодательства. Об этом еще в 2003г. заявил на коллегии Генпрокуратуры ее глава Владимир Устинов.

    Кроме того, проверку программы государственных жилищных сертификатов за период с 1998 г. по 2003 г. инициировал Президент РФ. Целью проверки было наведение порядка в вопросах выдачи сертификатов. После этого Генпрокуратура совместно с Главной военной прокуратурой провели одну из своих самых масштабных проверок.

    В ноябре 2006 г. при подведении итогов реализации ФЦП «Жилище» начальник ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» сообщил, что, по результатам проверок, проведенных отделом контроля Росстроя, были выявлены 370 неправомочных и 60 повторных выдач сертификатов за период с 1998 по 2003 годы. По его словам, по итогам работы отдела контроля в федеральный бюджет было возвращено около 15 млн. рублей, а также направлено 70 обращений в органы прокуратуры. По результатам этих обращений были возбужден ряд уголовных дел по статье «мошенничество».

    В качестве примера неправомерных действий при получении сертификата можно привести дело по иску прокуратуры Богучарского района Воронежской области к получателю государственного жилищного сертификата о возмещении ущерба, причиненного государству, на сумму более 1 млн. рублей. Ответчик в ноябре 2005 г., представив подложные документы об отсутствии у него жилья, получил государственный жилищный сертификат на приобретение квартиры в городе Богучар. Затем он обналичил сертификат путем заключения фиктивных договоров купли-продажи, а полученные деньги присвоил и потратил на собственные нужды. Суд признал его виновным и приговорил к 5 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года[9].

    И все равно подпрограмма государственных жилищных сертификатов сегодня остается главным инструментом обеспечения военнослужащих жильем.

    Практика показывает, что участие в подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты» не всегда проходит без трудностей. Но разрешение жилищных проблем может стоить того, чтобы претерпеть некоторые сложности как на этапе оформления и получения сертификата, так и при подборе жилья и ожидании выплаты сертификатов.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх