• ТЕОРИЯ. ДЕЙСТВЕННОЕ ПРИСУТСТВИЕ
  • ПРАКТИКА
  • УПРАЖНЕНИЯ НА ВНИМАНИЕ
  • Упражнение 30.«Остановка» глаз
  • Упражнение 31.Вслушивание
  • Упражнение 32. Тактильные и прочие ощущения
  • Упражнение 33.Ходьба
  • Упражнение 34.Чтение вслух
  • ПОЗЫ
  • Упражнение 35.Совершенная поза(подготовка и вариант первый)
  • Упражнение 36. Совершенная поза (вариант второй)
  • Упражнение 38.Поза героя
  • Упражнение 39.Лотос
  • Упражнение 40.Отдых
  • Урок 7 (Жизнь йога)

    ТЕОРИЯ. ДЕЙСТВЕННОЕ ПРИСУТСТВИЕ

    Мы узнали, что такое йога и куда она ведет своих адептов. Теперь мы проникнем в жизнь йога и обратимся к искусству более сложному, чем позы, и сравнимому с контролем дыхания. Это искусство думать, размышлять, концентрироваться, а первым шагом к нему является искусство присутствовать в том, что ты делаешь.

    Нет таких внешних признаков, по которым можно было бы узнать йога, а в особенности христианского йога. Он ничем не выделяется, он часть окружения. Обычно он избегает привлекать к себе излишнее внимание. И все же опытный взгляд узнает его: по походке (йог иногда ходит «как индеец»), по манере держаться (йог стоит выпрямившись, а когда садится, редко откидывается на спинку стула), но главное, по телодвижениям (в каждое движение йог вкладывает всего себя; его движения отточены – глядя на священника у алтаря, легко определить, занимается ли он йогой).

    Да, йог все делает лучше других, его усилия сознательны. В то, что делает, он старается вложить всего себя. Он избегает рутины, автоматизма. Он стремится действовать обдуманно и, так сказать, владеть своими реакциями. Он хочет быть выдержанным и хладнокровным, чтобы как следует выполнить то, что от него требуется. Привычка портит людей. Их действия несовершенны, поскольку отсутствует одно условие: активное и эффективное присутствие в том, что ты делаешь. Человек не «живет» выполняемой работой, его слова и поступки не диктуются истинным сознанием их значения.

    Мы слишком легко позволяем себя отвлечь от дела. В итоге задуманное не получается, результат усилий ничтожен.

    Чтобы повысить качество своего труда, нам нужно, как говорится, «с головой влезть» в то, что мы делаем. Йог добивается от себя «действенного присутствия». Часто, ли в течение дня мы с головой отдаемся своей деятельности? Иногда нам это удается, и в результате работа бывает выполнена отлично рациональным способом. Но приходится признать, что из-за диктуемого современной техникой стремительного темпа жизни мы не успеваем сознательно сосредоточиться на своем труде, да и самими собой бываем не долее мгновения.

    Чтобы пояснить это утверждение, позвольте мне рассказать о типичном дне из жизни одного хорошо известного мне человека (моего брата, инженера из Парижа). Обычно он вставал – а вернее, спрыгивал – с постели приблизительно в двадцать минут шестого и стремглав бежал в ванную комнату. Через десять минут, он бывал уже готов к выходу. Не задерживаясь, чтобы позавтракать (когда время позволяло, он глотал чашку кофе), брат устремлялся к станции (ровно в семи минутах от дома). Дорога была изучена досконально—покинув дом за семь с половиной минут до прибытия поезда, брат не опасался, что опоздает. Полчаса на пригородной электричке, еще одна чашка кофе на Восточном вокзале, метро и контора; затем просмотр почты, деловые беседы, расчеты и так далее... Около десяти он позволял себе короткий перерыв – в четверть часа. Этого хватало, чтобы сбегать в ближайшее кафе и проглотить круассан и очередную чашку кофе. Второй завтрак он съедал второпях, а потом недолгое время отдыхал в конторе. Затем следовала работа приблизительно до пята часов. Снова нужно было садиться в метро, а после метро – на поезд. В дороге брат читал газеты и болтал с приятелями. От станция до дома – те же семь минут. Обед вечером и передышка в полдень – вот две вещи, которые, вероятно, по-настоящему удавались моему брату: тут он не торопился, получал удовольствие и, судя по всему расслаблялся. Но зазвенит во время перерыва телефон, дети вечером затеют шум, пожалуется на какие-нибудь трудности жена – и все испорчено.

    Как часто такой перегруженный день напоминал мне гонку; во всяком случае, он представлялся мне суматошным, пустым, изнурительным и хаотичным. Я уверен, что если бы мой брат познакомился с йогой и постарался бы в течение дня выкроить десять минут или четверть часа для предложенных мною упражнений (например, после возвращения из конторы или перед сном), его жизнь бы переменилась. Да, «потраченные» десять минут научили бы его, к примеру, отводить больше времени для дороги на станцию, превратить эту пробежку в приятную прогулку; по пути смотреть по сторонам; вечером, возвращаясь домой, дать отдых глазам – глазам, телу и уму) наконец, развлечь себя зрелищем великого множества предметов, которые природа и провидение разбросали на нашем пути и которым мы не уделяем внимания.

    Известно, что занятия йогой учат смотреть на вещи безмятежно, покоить, а не утомлять глаза, отдаваться освежающему и утешительному очарованию окружающего мира. Чтобы смотреть или, скорее, чтобы видеть, нужно расслабиться и освободить свой ум; тело должно быть раскрепощено и «предоставлено самому себе». Йога открывает путь к этому освобождению и раскрепощению всего нашего существа.

    Разумеется, это происходит, если адепт действует в точности, как предписано; правильно выполняет упражнения, тщательно контролирует дыхание, а также если он проделывает особые упражнения на концентрацию или, проще говоря, на внимание.

    ПРАКТИКА

    УПРАЖНЕНИЯ НА ВНИМАНИЕ

    Вы уже умеете сосредоточиваться. В те пятнадцать или двадцать минут, которые вы посвящаете йоговским упражнениям, в особенности позам, ваши душа и тело тесно связаны и действуют совместно. Вы заставляете себя полностью сконцентрироваться на своих телодвижениях, чтобы не проделывать их автоматически. Вы остаетесь собой. Рутины таким образом удается избежать. Как только вы освоите те позы, которые я уже описал, я расскажу вам, как их усложнить, так что каждое движение будет требовать полной концентрация.

    Равным образом и контроль дыхания требует полного сосредоточения. Научитесь сознательно следить за своим дыханием; сопровождать воздух, который вы вдохнули, когда он проникает в дальние уголки легких, обогащает, очищает и фильтрует вашу кровь. «Я дышу: я получаю питание, я вдыхаю силу, я вдыхаю жизнь! Я дышу: я открываю рот, я дышу Твоим дыханием, 0 Господи (сказано в одном из псалмов), а потом я спокойно „хладнокровно изгоняю из своего тела всякую нечистоту“. Превосходное упражнение на внимание, на действенную концентрацию!

    Но теперь перейдем к следующим упражнениям.

    Упражнение 30.«Остановка» глаз

    Выберите привычное и удобное место, где вы будете в одиночестве: тенистый уголок, но не слишком темный. Вначале проделайте следующее упражнение для глаз.

    Отведите взгляд как можно дальше влево, потом – вправо:


    Рис. 39. «Лотос»


    Ваши ноги, можно сказать, связаны узлом (чтобы их развязать, придется приложить усилие). Индийские йоги скрещивают руки за спиной и берутся за носки ног. Но это трюк, на который способны не многие европейцы – для этого нужны длинные руки.

    Упражнение 40.Отдых

    Если вы начинающий, я решительно советую вам не оставаться ни в одной из поз дольше нескольких мгновений. Вам нужно очень часто отдыхать. Обопритесь спиной о стену (или какой-нибудь предмет мебели) и подтяните колени к подбородку. Стопы должны стоять на земле, прижатые одна к другой (пятки касаются половых органов). Руками обхватите голени, голову положите на колени.

    Вскоре вы ощутите преимущества такого сидения на корточках. После нескольких минут расслабления вам будет легче снова принять «Совершенную позу» или ее первый вариант.

    За один урок я преподал вам пять основных йоговских поз, чтобы больше к ним не возвращаться. Хороший йог способен выполнить правильно все эти пять поз. Владение ими является знаком, что вы, в определенной мере, стали хозяином своего тела.

    Но, разумеется, не нужно пытаться исполнить их все сразу. Данный мною порядок поз представляет собой процесс постепенной тренировки, однако не исключено, что вы раньше овладеете «Совершенной позой», чем ее первым вариантом. Так или иначе, у вас появятся определенные предпочтения, и я бы посоветовал выбирать для медитации ту позу, которая вам наиболее приятна.

    Собственно говоря, именно для медитации эти упражнения и предназначены. Но не только: это прекрасные позы релаксации. И если вы уже установили, что эти позы удобны для упражнений на внимание, которые я описал в начале урока, то это вам очень поможет.

    Смелее! Разумеется, вы не забросили тех упражнений, которые вы выучили в предыдущих уроках. Вскоре я объясню вам, как делать выбор между этими позами, чтобы возможно больше времени оставалось на медитацию.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх