46 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОБЩЕНИЕ, САМОСОЗНАНИЕ

Наиболее признанным в отечественной социальной психологии считается объяснение процесса становления личности через развитие трех сфер: деятельности, общения, самосознания.

По мнению А. Н. Леонтьева, на всем протяжении своего развития человек расширяет «каталог» деятельностей, т. е. осваивает разнообразные виды деятельности. В период этого освоения индивид осуществляет три процесса:

1) ориентировка в системе связей, которые существуют между различными видами. Человек осознает значимость той или иной деятельности, т. е. осуществляет личностный выбор деятельности;

2) центрирование вокруг главного, выбранного, соподчинение ему всех остальных дея-тельностей;

3) освоение новых ролей и осмысление их значимости.

При прохождении этих этапов человек расширяет свои возможности как субъект деятельности.

С позиций такого подхода экспериментальное изучение процесса становления личности сосредоточено в основном на исследовании механизмов ориентации личности в системе деятельностей, мотивационных выборах, реже – на процессах целеобразования.

Общение – также рассматривается со стороны его расширения и углубления. Расширение общения – умножение контактов человека с другими людьми, изменение содержания общения в различные возрастные периоды. Углубление – переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т. е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.

Экспериментальные исследования, изучающие значимость общения в социализации личности, нацелены на рассмотрение обстоятельств, при которых происходит умножение связей, а также их значения для индивида.

Третья сфера социализации – развитие самосознания личности. Как утверждает И. С. Кон, процесс социализации означает становление в человеке образа его «я»: отделение «я» от деятельности, интерпретация «я», соответствие этой интерпретации с интерпретациями, которые дают личности другие люди.

Экспериментальные исследования показали, что образ «я» не возникает у человека сразу же после рождения, а складывается на протяжении всей жизни под влиянием социальных процессов.

По Г. М. Андреевой, самосознание – это сложный психологический процесс, включающий: самоопределение (поиск позиции в жизни), самореализацию (активность в разных сферах), самоутверждение (достижение, удовлетворенность), самооценку. При этом важно помнить, что самосознание не есть простой перечень составляющих его компонентов, а понимание личностью себя как некой целостности, собственной идентичности.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх