37 КЛАССИФИКАЦИЯ МАЛЫХ ГРУПП

В настоящее время известно около пятидесяти оснований для классификации.

Американский психолог М. Шоу распределил малые группы по шести категориям в зависимости от привлекательности аспектов групповой жизни для авторов, давших определения:

1) восприятие членами группы отдельных партнеров и группы в целом;

2) мотивация членов группы;

3) групповые цели;

4) организационные (структурньые) характеристики группы;

5) взаимосвязь;

6) взаимодействие членов группы.

Ч. Кули подразделял малые группы на первичные и вторичные (нет непосредственных контактов, для общения используются посредники, например, средства связи).

Э. Мэйо предложил деление малых групп на формальные (создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций; цели задаются извне, на основе задач, стоящих перед организацией, в которую включена данная группа) и неформальные (возникают и действуют вне рамок официальных организаций; обычно возникают и существуют на основе личных интересов их участников, цели могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций). Неформальная группа может создаваться внутри формальной, а может возникнуть и сама по себе. Проблема соотношения формальных и неформальных групп имеет значение при исследовании вопроса управления и руководства.

Третья классификация подразделяет малые группы на референтные и группы членства. Она введена Г. Хайменом, который экспериментально показал, что часть членов определенных малых групп разделяет нормы, принятые не в этой группе, а какой-либо иной, на которые они и ориентируются.

Референтная группа – это любая реальная или условная малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В этой группе индивид находит для себя образцы для подражания. Ее цели и ценности становятся для него значимыми образцами для подражания и следования.

Нереферентная группа – малая группа, психология и поведение которой чужды или безразличны для индивида.

Антиреферентная группа– группа, поведение и психологию членов которой человек не приемлет, осуждает или отвергает.

Последняя классификация является перспективной для прикладных исследований, особенно в сфере изучения противоправного поведения подростков, где остро стоит вопрос: почему группы членства перестают быть привлекательными, почему подросток сопоставляет свое поведение с другой группой?

Существует еще деление на открытые—закрытые группы. В основе лежит степень открытости группы влияниям общества. Закрытость часто используется обществом для достижения задач, не считаясь с последствиями закрытости для ее членов (например, полярные экспедиции).









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх