• 3.1. Заключение договора
  • 3.2. Поговорим о правах…
  • 3.3. Обязанности исполнителя и потребителя
  • 3.4. Типичные нарушения требований законодательства при составлении договоров
  • 3.5. Ответственность сторон договора
  • 3. ДОГОВОР ОБ ОКАЗАНИИ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

    Итак, выбор соответствующего образовательного учреждения сделан. Период ознакомления с учредительными документами (иными документами, регулирующими образовательную деятельность) учебного заведения, условиями приема и требованиями вступительных испытаний завершен. Потребителем окончательно принято решение получить образование на платной основе. Устные переговоры с полномочными представителями выбранного образовательного учреждения о размере и порядке оплаты, процессе оказания, объеме и видах образовательных услуг, а также иных условиях завершены представлены все необходимые для поступления документы и получен допуск для сдачи экзаменов (прохождения собеседования). Наконец, собеседование (вступительные экзамены) успешно пройдено. Наступает один из самых ответственных моментов – заключение договора об оказании платных образовательных услуг.

    3.1. Заключение договора

    Прежде чем перейти к рассмотрению условий (сведений), которые должны содержаться в договоре об оказании платных образовательных услуг, следует остановимся на основных аспектах, характеризующих правовую природу данного вида договора и его основные элементы (в частности, стороны, предмет, форму, цену, срок и основное содержание договора).

    Договор об оказании платных образовательных услуг является одним из видов гражданско-правового договора возмездного оказания услуг. Отношения, возникающие в результате его заключения, регулируются ГК РФ (в частности, нормами гл. 39 «Возмездное оказание услуг»), законодательством РФ об образовании, Законом РФ «О защите прав потребителей», а также иными соответствующими подзаконными актами и локальными нормами образовательных организаций.

    Договор об оказании платных образовательных услуг взаимный, возмездный и консенсуальный. Взаимностьвыражается в том, что каждая из сторон договора обладает как определенными правами, так и несет конкретные обязанности. Возмездностьданногодоговора заключается в наличии встречного предоставления – обязанности исполнителя оказывать образовательные услуги соответствует встречная обязанность потребителя оплачивать эти услуги. Консенсуальным(от лат. consensus – общее соглашение, согласие) признается договор, для заключения которого достаточно соглашения сторон по всем его существеннымусловиям. Договор об оказании платных образовательных услуг является двусторонним. Это означает, что для его заключения требуется согласованная воля двух сторондоговора, направленная на достижение соответствующей цели и выраженная во взаимных правах и обязанностях.

    Сторонами договора об оказании платных образовательных услуг являются исполнитель и потребитель. В лице исполнителя могут выступать государственные и муниципальные образовательные учреждения, негосударственные образовательные организации, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, оказывающие платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего, а также начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. Потребителями могут являться организации или граждане (граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации), имеющие намерение заказать, либо заказывающие образовательные услуги для себя или несовершеннолетних граждан, либо получающие образовательные услуги лично. Здесь следует заметить, что понятие «потребитель» является обобщенным (широким) и рассматривается с точки зрения законодательства об образовании, поскольку в Законе РФ «О защите прав потребителей» оно содержит несколько иные характеристики, о которых будет сказано ниже.

    Когда в качестве потребителя по договору выступает физическое лицо, заказывающее и получающее образовательные услуги для себя лично, дополнительных нюансов в классификации правовой природы договора об оказании платных образовательных услуг не возникает. Такие нюансы имеют место в случае, когда потребителямиявляются лица, которые заказывают (намереваются заказать) образовательные услуги, но лично их не получают. По сложившейся практике, лица, имеющие намерение заказать или заказывающие образовательные услуги, но не получающие их лично, именуются заказчиками. В качестве заказчиковмогут выступать как юридические лица (например, работодатели, оплачивающие обучение, повышение квалификации своих работников), так и физические лица (например, родители (законные представители) ребенка, который будет являться непосредственным получателем заказываемых образовательных услуг). Характеристика правовой природы договоров, в которых заказчик, приобретающий, но не потребляющий платные образовательные услуги лично, выступает на одной стороне с непосредственным потребителем этих услуг, имеет существенное значение в аспекте применения норм Закона РФ «О защите прав потребителей», поэтому рассмотрим ее более подробно.

    Договор, в котором в качестве заказчика выступает юридическое лицо, приобретающее платные образовательные услуги для своих работников, следует рассматривать как двусторонний договор, заключенный между исполнителем и потребителем-заказчиком в пользутретьего лица. Третьим лицом по такому договору будет являться работник юридического лица-заказчика. Третье лицо не является самостоятельной стороной договора, оно занимает положение участникадоговора, выступающего на одной стороне с потребителем – юридическим лицом. Доказательством того, что третье лицо в указанном договоре не является самостоятельной стороной, служит отсутствие соблюдения принципа взаимности прав и обязанностей всех сторон договора, поскольку регламентации взаимных прав и обязанностей, возникающих между заказчиком – юридическим лицом и его работником остается за рамками договора. Как участник договора, третье лицо-работник обладает рядом прав и несет определенные обязанности. Так, вчастности, согласно нормамст. 430 ГК РФ («Договор в пользу третьего лица»):

    • третье лицо-работник вправе требовать от исполнителя исполнения обязательств в свою пользу;

    • с момента выражения третьим лицом-работником намерения воспользоваться своим правом по договору (например, приступить к обучению) стороны не могут расторгать или изменять заключенный ими договор без его согласия;

    • исполнитель вправе выдвигать против требований третьего лица-работника возражения, которые он мог бы выдвинуть против потребителя-заказчика (например, исполнитель имеет право отказать работнику в предоставлении образовательных услуг в случае их неоплаты потребителем-заказчиком).

    В качестве третьих лиц – участников договора могут выступать также иные граждане, в пользу которых юридическим лицом приобретаются образовательные услуги. Договор, заказчиком по которому являетсяфизическое лицо, заказывающее образовательные услуги для граждан, обладающих полной дееспособностью (способностью своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их), и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет также будет являться двусторонним договором в пользу третьего лица. Чтобы получить законный статус третьего лица – участника договора об оказании платных образовательных услуг, несовершеннолетнему потребуется письменное согласие своих родителей (законных представителей) на его заключение.

    От договора в пользу третьего лица нужно отграничивать договор об исполнении третьему лицу, когда стороны не имеют в виду предоставление последнему права самостоятельного требования исполнения договора в свою пользу, а также иных прав и обязанностей, которыми обладают третьи лица по договору, заключенному в их пользу. Представляется, что договор об оказании платных образовательных услуг несовершеннолетнему лицу, не достигшему возраста 14 лет (малолетнему), является именно таким договором. Подтверждением данной позиции являются нормы ГК РФ, в частности, ч. 1 ст. 28 Кодекса, где указано, что все сделки малолетних (за отдельными исключениями) совершают от их имени только родители (законные представители). В части 2 ст. 28 ГК РФ содержится исчерпывающий перечень сделок (договор – это вид сделки), которые малолетние (в возрасте от 6 до 14 лет) могут совершать самостоятельно. Договор об оказании платных образовательных услуг в данном перечне не указан, следовательно, малолетний гражданин не может выступать ни самостоятельной стороной в данном договоре, ни его участником – третьим лицом, имеющим самостоятельные права и обязанности. На наш взгляд, малолетнее лицо в данном виде договора занимает положение участника договорных отношений. В связи с изложенным, полагаем, что договор об оказании платных образовательных услуг несовершеннолетнему в возрасте до 14 лет также как и договор в пользу третьего лица должен быть урегулирован как двусторонний.

    Предметом любого договора являются его существенные условия, которые необходимы и достаточны для заключения договора (ч. 1 ст. 432 ГК РФ). Для того чтобы договор считался заключенным, необходимо согласовать все его существенные условия. Договор не будет заключен до тех пор, пока не будет согласовано хотя бы одно из его существенных условий.Предмет договора должен обладать рядом характеризующих его признаков, в частности: определенностью, возможностью осуществления, дозволенностью.Предметом рассматриваемого нами договора являются платные образовательные услуги, результат которых не имеет овеществленной формы и заключается в приобретении обучающимися определенного уровня образования (знаний). Как предмет договора образовательные услуги обладают всеми вышеперечисленными признаками:

    • имеют определенный характер (сюда можно отнести наименование образовательных дисциплин, объем занятий, сроки предоставления и прочее);

    • характеризуются возможностью осуществления (в частности, осуществлением сторонами договора своих прав и обязанностей);

    • характеризуются дозволенностью (отсутствуют запреты (не путать с ограничениями!) на право оказания платных образовательных услуг).

    Ксущественным условиям договора об оказании платных образовательных услуг относятся:

    • условие о предмете (уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, перечень (виды) образовательных услуг);

    • условие о цене договора (стоимость образовательных услуг, форма и порядок их оплаты);

    • условие о сроках оказания (освоения) образовательных услуг.

    Договор об оказании платных образовательных услуг заключается в простой письменной форме и составляется, как правило, в двух экземплярах, равных по своей юридической силе, один из которых находится у исполнителя – образовательной организации, а другой – у потребителя. В случае заключения договора в пользу третьего лица, составляется третий экземпляр, который хранится у данного участника договора. Как правило, каждая образовательная организация с учетом специфики реализуемой образовательной деятельности разрабатывает собственные формы договоров об оказании платных образовательных услуг. Министерством образования РФ утверждены примерные формы договоров на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования (приказ Минобразования РФ от 28 июля 2003 г. № 3177) и в сфере общего образования (приказ Минобразования РФ от 10 июля 2003 г. № 2994). Прежде чем подписать договор, следует внимательно ознакомьтесь с его примерной формой. Можно попросить бланк договора и тщательно, не торопясь, изучить его, при необходимости, посоветоваться со специалистом. Все вопросы, которые могут возникнуть при чтении договора, целесообразно записать на отдельный лист бумаги, и при повторной встрече с администрацией образовательного учреждения обсудить их. В том случае, если в договор включены не все существенные условия либо условия, не соответствующие действующему законодательству, не торопитесь делать поспешные заключения и высказывать обвинения в адрес образовательного учреждения. Часть существенных условий не включается в текст договора ввиду того, что они излагаются в уставе (положении) либо иных локальных актах образовательной организации. В таком случае в договоре обязательно должно содержаться условие о необходимости соблюдения его сторонами положений устава или локального акта образовательной организации. Вывод о несоответствии условий договора действующему законодательству должен быть аргументирован и подкреплен ссылками на соответствующие нормативные правовые акты. Прежде чем указать на обнаруженные потребителем несоответствия в договоре, имеет смысл проконсультироваться с компетентным в данном вопросе специалистом

    Цена в договоре об оказании платных образовательных услуг (в данном случае речь идет о стоимости образовательных услуг) является его существенным условием, без достижения взаимного согласия по которому договор будет считаться незаключенным. Стоимость обучения при оказании платных образовательных услуг определяется произвольно и складывается из затрат на образовательный процесс (сюда включается оплата преподавательского (педагогического) состава, технического персонала, арендные, налоговые, коммунальные и иные платежи, содержание материально-технической базы учебного заведения и прочие расходы). Оплата обучения должна производиться в рублях – это требование, определенное Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и соответствующими, изданными на его основе, нормативными документами. Образовательные организации имеют право определять стоимость образовательных услуг в соотношении с какой-либо иностранной валютой. Данное право закреплено ст. 317 ГК РФ. В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах. В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон. На оказание образовательных услуг, предусмотренных договором, может быть составлена смета. Составление такой сметы по требованию потребителя или исполнителя обязательно. В этом случае смета становится частью договора.

    В соответствии с законодательством РФ лицу, производящему оплату образовательных услуг по договору, обязательно должен выдаваться соответствующий подтверждающий документ. Вид документа зависит от того, в какой форме осуществляется оплата. Это может быть безналичная форма – путем перечисления денежных средств через банковское учреждение. В таком случае подтверждением оплаты будут являться банковские квитанции и копии платежных поручений (желательно, с отметкой банка об исполнении) о перечислении данных средств на соответствующий банковский счет образовательной организации. Если выбрана наличная форма расчетов, например, путем внесения денежных средств в кассу образовательной организации, то факт оплаты будет подтверждаться кассовым чеком, а также приходным кассовым ордером.

    Срок в договоре об оказании платных образовательных услуг складывается из трех составляющих: срок действия самого договора, срок исполнения сторонами обязательств по договору, срок оказания (освоения) образовательных услуг, являющихся предметом договора. Сроки действия собственно договора и сроки оказания образовательных услуг (данные сроки содержатся в документах, регулирующих образовательный процесс – в образовательных программах, учебных планах и пр.) устанавливаются нормативными актами соответствующего компетентного органа в области образования. Сроки исполнения обязательств могут быть установлены по усмотрению сторон договора.

    Содержание договора об оказании платных образовательных услуг составляют его условия, определяющие права и обязанности сторон договора, а если договор заключен в пользу третьего лица – то также права и обязанности последнего. Реализуя установленный гражданским законодательством принцип свободы в заключении договора, стороны могут заключить договор как предусмотренный законами (иными правовыми актами), так и не предусмотренный ими. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. При этом договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, которые установлены законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

    Договор об оказании платных образовательных услуг должен содержать следующие сведения:

    • полное наименование исполнителя, включающее организационно-правовую форму, характер деятельности и статус (вид) или фамилию, имя, отчество, сведения о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданина, занимающегося индивидуальной трудовой педагогической деятельностью;

    • место нахождения исполнителя (юридический и фактический адрес);

    • указание на лицензию, дающую право на осуществление образовательной деятельности (с указанием номера, срока действия, регистрационного органа) – для юридических лиц;

    • указание (включая указание номера, срока действия и аккредитующего органа) на свидетельство о государственной аккредитации (если образовательная организация аккредитована), – для юридических лиц;

    • фамилию, имя, отчество лица, выступающего от имени исполнителя – юридического лица, и документ (устав, положение, доверенность), на основании которого оно действует;

    • фамилию, имя, отчество потребителя (заказчика, малолетнего обучающегося) и паспортные данные (данные свидетельства о рождении для малолетних);

    • уровень и направленность основных и (или) дополнительных образовательных программ;

    • перечень (виды) предоставляемых образовательных услуг – как основных, так и дополнительных;

    • форма получения образования (очной, очно-заочной (вечерней), заочной, экстернат и пр.);

    • документ какого уровня (степени) образования будет выдан лицу, потребляющему лично образовательные услуги, после успешного освоения им соответствующих образовательных программ, успешной итоговой аттестации в установленном порядке (данные сведения указываются в случае если оказание образовательных услуг сопровождается итоговой аттестацией и выдачей соответствующего документа об образовании);

    • сроки оказания (освоения) образовательных услуг и действия самого договора;

    • стоимость образовательных услуг (обучения) (как основных, так и дополнительных), форму и порядок их оплаты;

    • права и обязанности сторон договора (когда договор заключен в пользу третьего лица – то также и его права и обязанности)

    порядок изменения и расторжения договора;

    • ответственность сторон договора.

    Итак, ознакомившись с предложенным договором об оказании платных образовательных услуг и достигнув с образовательной организацией соглашения по всем существенным условиям договора, можно смело подписывать документ. В случае возникновения каких-либо разногласий в связи с заключением договора, потребитель можете попросить исполнителя урегулировать эти разногласия путем составления дополнительного соглашения, которое будет являться неотъемлемой частью договора. На практике, зачастую, возникает вопрос: а что же делать, если исполнитель не соглашается изменить, дополнить или должным образом откорректировать те условия договора, которые, по мнению потребителя, содержат нарушения и (или) ограничивают свободу волеизъявления? Разумеется, потребитель вправе отказаться от заключения договора, но вряд ли такое положение будет приемлемым, ведь отказ от подписания договора повлечет и отказ от предоставления потребителю необходимых образовательных услуг. Как же поступать в таких ситуациях. Можно подписать договор на предложенных условиях и незамедлительно обратиться в соответствующие органы для защиты нарушенных прав потребителя. О том, как это правильно сделать и куда именно следует обратиться, будет рассказано в следующей главе данного пособия.

    3.2. Поговорим о правах…

    В процессе правового регулирования отношений, связанных с предоставлением платных образовательных услуг, их участники наделяются субъективными (принадлежащими конкретным лицам) правами и обязанностями, которые в дальнейшем и предопределяют их соответствующее поведение.

    Под субъективным правом понимается обеспеченная законом мера возможного (допустимого, дозволенного) поведения физического или юридического лица, направленная на достижение цели, связанной с удовлетворением его интересов. Субъективная обязанность – это обеспеченная возможностью применения государственного принуждения мера должного (требуемого) поведения обязанного лица, которое заключается либо в совершении, либо в необходимости воздержания от совершения определенных действий.

    Содержание субъективной обязанности противоположно субъективному праву, т.е. то, что может требовать управомоченное лицо, должно исполнять обязанное. Субъективные права и обязанности находятся между собой в неразрывной связи. Как правило, возникновение субъективного права у одного лица неизбежно порождает появление соответствующей обязанности у другого лица и наоборот. Поэтому осуществление субъективного права одним из участников правоотношения требует непременной реализации субъективной обязанности другим участником этого же правоотношения.

    В этой и следующей главах пособия будут рассмотрены регламентированные нормами гражданского законодательства (в том числе Закона РФ «О защите прав потребителей») и законодательства об образовании те субъективные права и обязанности, которыми наделяются участники правоотношений в сфере оказания платных образовательных услуг, в частности, исполнитель и потребитель. Следует оговориться, что потребитель платных образовательных услуг в полной мере наделяется рассматриваемыми ниже субъективными правами и обязанностями в том случае, когда он сам заказывает и потребляет данные услуги с целью удовлетворения личных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

    Права исполнителя. Исполнитель вправе:

    • требовать от потребителя оплаты оказываемых платных образовательных услуг в соответствии с условиями договора;

    • требовать от потребителя своевременного предъявления необходимых документов, которые должны предоставляться им согласно требованиям соответствующих нормативных правовых актов и устава (положения) исполнителя;

    • самостоятельно осуществлять образовательный процесс;

    • при обучении потребителя самостоятельно выбирать системы оценок, формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации;

    • в одностороннем порядке отказаться от исполнения своих обязательств по договору при условии полного возмещения потребителю убытков;

    • требовать возмещения убытков, причиненных потребителем в связи с неисполненим (ненадлежащим исполнением) своих договорных обязательств, в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ;

    • требовать от потребителя соблюдения положений его устава (положения), правил внутреннего распорядка, иных локальных нормативных актов;

    • требовать от потребителя своевременного предоставления изменений информации, непосредственно связанной с личностью потребителя и указанной в договоре;

    • отказаться от исполнения договора и потребовать от потребителя полного возмещения убытков в том случае, если потребитель, несмотря на своевременное и обоснованное его информирование исполнителем, в разумный срок не устранит обстоятельства (не изменит указания о способе оказания услуг), которые могут снизить качество оказываемых услуг или повлечь за собой невозможность их завершения в срок.

    Права потребителя. Потребитель вправе:

    • требовать предоставления исполнителем достоверной информации о себе, об образовательной деятельности и о предоставляемых основных и дополнительных платных образовательных услугах;

    • требовать от исполнителя составления сметы расходов на оказание платных образовательных услуг, предусмотренных договором;

    • требовать от исполнителя надлежащего обеспечения необходимых условий для обучения и воспитания в соответствии с требованиями, которые предъявляются к образовательному процессу;

    • при обнаружении недостатковоказанных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами и учебными (учебно-воспитательными) планами исполнителя, потребитель вправе по своему выбору потребовать:

    – безвозмездного оказания образовательных услуг, в том числе оказания образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами, учебными планами и договором;

    – соответствующего уменьшения стоимости оказанных образовательных услуг;

    – возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.

    Требования потребителя о повторном оказании образовательных услуг, которые должны быть оказаны безвозмездно, подлежат удовлетворению в срок, установленный для срочного оказания таких услуг, а в случае если этот срок не установлен – в срок, предусмотренный договором об оказании платных образовательных услуг, который не был надлежащим образом исполнен.

    Требования потребителя, связанные с недостатками оказанных образовательных услуг, могут быть предъявлены как по окончании срока оказания услуг, так и в процессе их оказания.

    Если недостатки оказанных образовательных услуг не были обнаружены в течение срока их предоставления или по окончании этого срока, то потребитель вправе предъявить исполнителю требования, связанные с данными недостатками, в разумный срок в пределах двух лет с момента окончания предоставления этих услуг.

    Недостатками образовательных услугследует считать их несоответствие (не полное соответствие):

    – обязательным требованиям, предусмотренным образовательными программами и учебными (учебно-воспитательными) планами исполнителя,

    – условиям договора об оказании платных образовательных услуг,

    – государственным образовательным стандартам (если у образовательной организации имеется свидетельство о государственной аккредитации),

    – целям оказания образовательных услуг (например, достижению определенного образовательного уровня);

    • расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки оказанных образовательных услуг не будут устранены исполнителем;

    • отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков, если им обнаружены существенные недостатки оказанных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора.

    Под существенными недостаткамиоказанных услуги иными отступлениями от условия договора согласно преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. 15Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 следует понимать неустранимые недостатки или недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных затрат времени, или выявляются неоднократно, или проявляются вновь после их устранения, или другие подобные недостатки.

    Если исполнитель нарушил сроки оказания образовательных услуг (в частности, сроки начала и (или) окончания оказания услуг, а также промежуточные сроки) или если во время оказания образовательных услуг стало очевидным, что они не будут осуществлены в срок, потребитель вправе по своему выбору:

    • назначить исполнителю новый срок (указав его в договоре), в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию образовательных услуг и (или) закончить оказание образовательных услуг;

    • поручить оказать образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

    • потребовать уменьшения стоимости образовательных услуг;

    • расторгнуть договор.

    Требования потребителя об уменьшении стоимости образовательных услуг; о возмещении расходов по устранению недостатков оказанных образовательных услуг (своими силами или третьими лицами); о возврате в связи с расторжением договора уплаченной за услуги денежной суммы, а также о возмещении убытков, причиненных отказом от исполнения договора, подлежат удовлетворению в 10-дневный срок со дня предъявления соответствующего требования.

    Если исполнителем нарушены назначенные потребителем новые сроки оказания образовательных услуг, то потребитель вправе:

    • поручить оказать образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов,

    • потребовать уменьшения стоимости образовательных услуг,

    • расторгнуть договор;

    • потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания образовательных услуг, а также в связи с недостатками оказанных образовательных услуг;

    • требовать от исполнителя предоставления информации по вопросам, касающимся организации и обеспечения надлежащего исполнения услуг, предусмотренных договором;

    • в любое время и по любым основаниям отказаться от исполнения своих обязательств по договору при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов на оказание потребителю образовательных услуг;

    • обращаться к исполнителю по вопросам деятельности образовательной организации;

    • получать полную и достоверную информацию об оценке своих знаний и критериях этой оценки;

    • пользоваться имуществом исполнителя, необходимым для обеспечения образовательного процесса, во время периода обучения и воспитания;

    • требовать в судебном порядке компенсации морального вреда, который был причинен ему вследствие нарушения исполнителем личных неимущественных прав потребителя;

    • требовать в судебном порядке возмещения морального вреда в случае нарушения исполнителем имущественных прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области зашиты прав потребителей.

    Правазаказчика – физического лица, приобретающего платные образовательные услуги в пользу либо с исполнением иному физическому (третьему) лицу для удовлетворения личных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, аналогичны субъективным правам непосредственного потребителя. Факт того, что заказчик не потребляет платные образовательные услуги лично (не является обучающимся), не должен умалять его прав как законного потребителя.

    Права заказчика – юридического лицазначительно ниже по своему объему и некоторым образом отличаются от прав непосредственного потребителя, несмотря на то, что заказчик и выступает на одной стороне с потребителем, для которого приобретаются платные образовательные услуги. Так, в частности, заказчик в случае возникновения спорных ситуаций по договору об оказании платных образовательных услуг не сможет ссылаться на нормы Закона РФ «О защите прав потребителей» (в том числе на гарантированные этим законом права потребителя), поскольку в качестве потребителя по настоящему Закону может выступать исключительно физическое лицо. В данном случае к возникшим договорным отношениям будут применяться нормы ГК РФ.

    Определенные сложности применения Закона РФ «О защите прав потребителей» могут возникнуть и у заказчика – индивидуального предпринимателя, заключившего договор об оказании платных образовательных услуг в пользу либо с исполнением третьему лицу. Возможность ссылаться на данный Закон в случае нарушения (несоблюдения) прав потребителя будет зависеть от целей, преследуемых предпринимателем. Индивидуальному предпринимателю потребуется предоставить аргументированные доказательства того, что образовательные услуги были заказаны им «исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».

    3.3. Обязанности исполнителя и потребителя

    Обязанности исполнителя – образовательных организаций, а также граждан, занимающихся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, возникают еще до заключения договора об оказании платных образовательных услуг. В частности, это касается обязанности предоставить потребителю (заказчику) достоверную информацию о себе, об образовательной деятельности и о предоставляемых основных и дополнительных платных образовательных услугах. Эта обязанность обусловлена необходимостью обеспечения потребителю возможности правильного выбора в данной сфере услуг.

    Способ доведения информации может устанавливаться исполнителем самостоятельно, за исключением случаев, когда законодатель устанавливает иное. Исполнитель обязан обеспечить доступность ознакомления с информацией, в том числе путем ее размещения в удобном для обозрения месте. Способами доведения информации до потребителя (заказчика) могут быть объявления, буклеты, проспекты, информация на стендах и другие способы.

    Исполнитель обязан довести до потребителя (заказчика) информацию, содержащую следующие сведения:

    • наименование (для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя и отчество) и место нахождения (адрес) исполнителя, сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации (для образовательных учреждений) с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименования органа, их выдавшего;

    • уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;

    • перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления;

    • стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты;

    • порядок приема и требования к поступающим в образовательное учреждение;

    • форма документа, выдаваемого по окончании обучения.

    Филиал, отделение или другое территориально обособленное структурное подразделение государственного или муниципального образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации обязаны предоставить потребителю также информацию о наличии у него доверенности на осуществление полностью или частично правомочий юридического лица, оформленной в установленном порядке.

    Исполнитель – гражданин, занимающийся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, должен предоставить информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя с указанием наименования зарегистрировавшего его органа.

    По требованию потребителя исполнитель обязан предоставит для ознакомления:

    • устав, зарегистрированный в установленном порядке, положение о филиале, отделении, другом территориально обособленном структурном подразделении, утвержденное руководителем образовательного учреждения (или лицом, на то уполномоченным) в установленном порядке;

    • лицензию на осуществление образовательной деятельности и другие документы, регламентирующие организацию образовательного процесса;

    • адрес и телефон учредителя (учредителей) государственного или муниципального образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации, органа управления образованием;

    • образцы договоров об оказании платных образовательных услуг;

    • основные и дополнительные образовательные программы по соответствующим специальностям и направлениям;

    • сведения о стоимости образовательных услуг (как основных, так и дополнительных);

    • перечень категорий потребителей, которые имеют право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных образовательных, в том числе платных дополнительных образовательных, услуг;

    • иные сведения, относящиеся к договору и соответствующей образовательной услуге.

    Информация должна доводиться до потребителя на русском языке и дополнительно, по усмотрению исполнителя, – на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов России.

    Исполнитель обязан:

    • соблюдать разработанные и утвержденные им: учебный (учебно-воспитательный) план, годовой календарный учебный (учебно-воспитательный) график и расписание занятий. Режим занятий (работы) устанавливается исполнителем;

    • заключить договор об оказании платных образовательных услуг при наличии возможности оказать запрашиваемые потребителем образовательные услуги. При этом исполнитель не вправе отдавать предпочтение одному потребителю перед другим в отношении заключения договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными нормативными правовыми актами;

    • обеспечить оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами и условиями договора об оказании платных образовательных услуг, а при наличии свидетельства о государственной аккредитациии в соответствии с государственными образовательными стандартами;

    • по требованию потребителя составить смету на оказание платных образовательных услуг, предусмотренных договором;

    • обеспечить потребителю необходимые условия для обучения в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образовательному процессу;

    • во время оказания образовательных услуг проявлять уважение к личности потребителя, не допускать физического и психологического насилия;

    • в случае обнаружения потребителем недостатков оказанных образовательных услуг и (или) оказания услуг не в полном объеме, который предусмотрен образовательными программами и учебными (учебно-воспитательными) планами исполнителя, обязан по требованию потребителя:

    – безвозмездно оказать образовательные услуги, в том числе оказать их в полном объеме в соответствии с образовательными программами, учебными планами и договором;

    – соразмерно уменьшить стоимость оказанных образовательных услуг;

    – возместить понесенные потребителем (своими силами или третьими лицами) расходы на устранение недостатков оказанных образовательных услуг.

    • в случае нарушения (несоблюдения) сроков оказания образовательных услуг, по требованию потребителя:

    – приступить к оказанию образовательных услуг и (или) закончить оказание образовательных услуг в новые сроки, назначенные потребителем;

    – возместить в разумных пределах понесенные потребителем расходы в связи с оказанием ему образовательных услуг (своевременно не предоставленных исполнителем) третьими лицами;

    – соразмерно уменьшить стоимость образовательных услуг;

    – расторгнуть договор;

    • если потребитель потребовал расторжения договора по причине нарушения исполнителем сроков оказания образовательных услуг, оказания услуг с недостатками, а также в иных случаях, то исполнитель обязан возвратить потребителю стоимость этих услуг за вычетом фактически понесенных им на оказание услуг расходов.

    • своевременно информировать потребителя о том, что соблюдение указаний потребителя и иные обстоятельства, зависящие от потребителя, могут снизить качество оказываемых услуг или повлечь за собой невозможность их завершения в срок.

    В данном случае обстоятельствами, которые зависят от потребителя, являются продолжительная болезнь либо неуспеваемость обучающегося лица, а также невыполнение им учебных планов, как вследствие болезни, так и по иным мотивам. Вполне возможно, что перечисленные причины могут повлиять на снижение качества предоставляемых исполнителем образовательных услуг, как и повлечь за собой невозможность их завершения в срок. Настоящая обязанность порождает соответствующее право исполнителя.

    Обязанности потребителя. Потребитель обязан:

    • при поступлении (также в процессе обучения и воспитания) в образовательную организацию своевременно предъявлять все необходимые документы, которые должны предоставляться согласно требованиям соответствующих нормативных правовых актов и устава (положения) исполнителя;

    • оплачивать оказываемые платные образовательные услуги в порядке и в сроки, указанные в договоре;

    • соблюдать требования устава исполнителя, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов образовательной организации;

    • своевременно сообщать исполнителю (его представителю) об изменении номера контактного телефона, места жительства, иных данных, непосредственно связанных с личностью потребителя и указанных в договоре;

    • проявлять уважение к преподавательскому (педагогическому, воспитательскому), инженерно-техническому, административно-хозяйственному, учебно-вспомогательному и иному персоналу исполнителя;

    • возместить исполнителю убытки, причиненные в результате неисполнения (ненадлежащего исполнения) потребителем своих договорных обязательств, в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ;

    • оплатить исполнителю фактические расходы, произведенные им в связи с оказанием потребителю образовательных услуг, в случае одностороннего расторжения договора по своей инициативе;

    • в разумный срок устранять зависящие от него обстоятельства, которые могут снизить качество оказываемых исполнителем образовательных услуг или повлечь за собой невозможность их своевременного завершения.

    Обязанности заказчика, приобретающего платные образовательные услуги в пользу либо с исполнением иному физическому (третьему) лицу, не связаны с непосредственным потреблением услуг и в основном заключаются в своевременной оплате этих услуг в соответствии с условиями договора. Остальные обязанности могут быть как аналогичны обязанностям самого потребителя, так и отличаться от них в зависимости от того каким лицом является сам заказчик (физическим или юридическим), и какое именно лицо является потребителем (имеются в виду возрастные критерии).

    3.4. Типичные нарушения требований законодательства при составлении договоров

    Как свидетельствует практика, не всегда договорные условия соблюдаются, так же как и не все условия договора являются правомерными. Весьма существенная часть образовательных организаций при оказании платных образовательных услуг допускает нарушения прав потребителей, установленных ГК РФ, законодательством РФ об образовании и Законом РФ «О защите прав потребителей». Нарушения прав потребителей допускаются преимущественно:

    • при предоставлении информации об исполнителе услуг и предоставляемых услугах;

    • в связи с включением в договоры условий, ущемляющих законные права потребителей;

    • в связи с ненадлежащим исполнением условий договора о качестве и сроках оказания образовательных услуг.

    Рассмотрим наиболее типичные нарушения требований законодательства, встречающиеся в договорах об оказании платных образовательных услуг.

    Ограничение права потребителей на отказ от исполнения договора в любое время и без обоснования причин.

    Нередко, в договор не включается право потребителя в одностороннем порядке отказаться от его исполнения, либо указывается, что потребитель не имеет такого права, хотя оно и предусмотрено ч. 1 ст. 782 ГК РФ и ст. 32 Закона «О защите прав потребителей». Кроме того, в договорах иногда содержатся условия, предоставляющие потребителю право на расторжение договора только до начала очередного учебного года; условия, устанавливающие длительные сроки предупреждения о расторжении договора; обязательное наличие уважительных причин для расторжения договора.

    Включение в договор условия, по которому исполнитель, в случае отказа от исполнения договора по инициативе потребителя (причины могут быть любые), имеет право не возвращать денежные суммы, уплаченные потребителем за образовательные услуги, либо возвращать их со значительными удержаниями, а также условия об установлении штрафа за такой отказ.

    При досрочном расторжении договора по инициативе потребителя, потребитель должен возместить исполнителю лишь стоимость образовательных услуг, которые фактически были оказаны им на момент расторжения договора (ч. 1 ст. 782 ГК РФ). То есть, не полную стоимость образовательных услуг, как этого требует исполнитель, а пропорциональную оказанным услугам часть. При этом следует знать, что денежная сумма, которая удерживается исполнителем в данном случае, должна быть обоснована и подтверждена сметой расходов. Установление штрафа также незаконно, поскольку за потребителем закреплено право на односторонний отказ от исполнения договора в любое время. Досрочный отказ от исполнения договора по инициативе потребителя – это не нарушение или несоблюдение условий договора, как это порой трактует исполнитель, это – реализация права потребителя.

    Иногда условие о невозврате оплаты (либо с превышающим расходы удержанием) включается в договор и в случае отчисления обучающегося за неуспеваемость. Только в данном случае инициатива в расторжении договора исходит от исполнителя.

    Включение в договор права исполнителя в одностороннем порядке расторгать договор в случаях: неоплаты, просрочки оплаты образовательных услуг потребителем, а также в случае отчисления обучающегося за неуспеваемость.

    Как следует из решения коллегии Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержки предпринимательства (далее – МАП России) от 24 ноября 1999 г., указанные условия следует считать нарушениями в силу их несоответствия нормам ст. 310 ГК РФ. В соответствии с данной статьей односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий (в частности, когда одной из сторон обязательства является гражданин, не занимающийся предпринимательской деятельностью) допускаются только в случаях, когда это специально предусмотрено законом. Соответственно, условия договора, которые расширяют основания исполнителя для отказа от исполнения договора по сравнению с установленным законом перечнем таких оснований, являются неправомерными.

    Тем не менее, ч. 2 ст. 782ГК РФ предусмотрено право исполнителя отказаться от исполнения своих обязательств по договору возмездного оказания услуг, но только при условии полного возмещения заказчику убытков. Это означает, что исполнитель также как и потребитель вправе отказаться от предоставления платных образовательных услуг в любое время и по любым основаниям. Однако, по нашему мнению, чтобы в полной мере воспользоваться данной законодательной нормой, необходимо привести ее в соответствие с положениями ст. 310 ГК РФ, и все основания одностороннего расторжения договора об оказании платных образовательных услуг по инициативе исполнителя определить в конкретном законе или подзаконном правовом акте. При этом также следует регламентировать вопрос расчетов между сторонами договора.

    В данном случае необходимо знать, что односторонний отказ от исполнения (изменения) обязательства (в том числе договора) и расторжение договора по требованию одной из сторон не являются тождественными понятиями. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут исключительно по решению суда и в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 450 ГК РФ. Односторонний отказ от исполнения договора рассматривается как односторонняя сделка, которая может быть прекращена и во внесудебном порядке (п. 3 ст. 450 ГК РФ).

    Установление отдельной оплаты за пересдачу экзаменов, контрольных и курсовых работ, зачетов, итоговую аттестацию.

    Приказом Минобразования РФ от 16 июня 1998 г. № 1578 «О платных дополнительных образовательных услугах, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями» установлено, что в учреждениях высшего и среднего профессионального образования все учебные мероприятия, предусмотренные государственными образовательными стандартами высшего и среднего профессионального образования (в том числе, ликвидация академической задолженности, пересдача контрольных работ, коллоквиумов, зачетов, курсовых и государственных экзаменов, лабораторных, практических работ) относятся к основной деятельности учреждений профессионального образования, и взимание платы с обучающихся за их проведение не допускается.

    Изложенные в настоящем приказе положения, во-первых, касаются только государственных и муниципальных образовательных учреждений, и, во-вторых, имеют отношение исключительно к основным образовательным услугам, которые реализуются в рамках государственных образовательных стандартов. Из этого следует, что негосударственные образовательные организации вправе устанавливать отдельную оплату за пересдачу экзаменов, контрольных и курсовых работ, зачетов, итоговую аттестацию.Что касается государственных и муниципальных образовательных учреждений, то такое право может быть ими реализовано в случае оказания платных дополнительных образовательных услуг по образовательным программам, не предусмотренным государственными образовательными стандартами.

    Включение в договор условия о выплате безвозмездных единовременных сумм на содержание образовательного учреждения (помимо оплаты за обучение).

    Согласно п. 8 ст. 41 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

    В том случае, когда денежные средства физических лиц, потребляющих платные образовательные услуги, будут надлежащим образом официально оформлены отдельными документами как добровольные пожертвования и целевые взносы, каких-либо сомнений и дополнительных вопросов не возникнет ни у потребителей, ни у контролирующих органов. Однако данные взносы не имеют ровным счетом никакого отношения к договору об оказании платных образовательных услуг, хотя бы по той простой причине, что не являются предметом исследуемого договора. Включение в настоящий договор условий о выплате безвозмездных единовременных сумм на содержание образовательного учреждения неправомерно.

    Установление исключительной подсудности по месту нахождения образовательного учреждения.

    В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

    • нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, – его жительства;

    • жительства или пребывания истца;

    • заключения или исполнения договора.

    Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства. Как видим, именно истцу – потребителю, а не исполнителю – образовательной организации предоставлено исключительное право выбора подсудности.

    Помимо вышеуказанных нарушений существуют следующие:

    • отсутствие в договоре конкретного разграничения предоставляемых образовательных услуг на основные и дополнительные, а также размеров их оплаты;

    • отсутствие в договоре сведений о том, какой именно (какого уровня (степени)) документ об образовании будет выдан по окончании обучения;

    • осуществление образовательной деятельности без лицензии, либо по направлениям (специальностям, профессиям), не включенным в лицензию, либо на основании лицензий, сроки которых истекли;

    • филиалы образовательных организаций не имеют собственной лицензии, а действуют на основании лицензии базовой образовательной организации;

    • в договорах делается формальная ссылка на государственную аккредитацию, однако квалификация (степень), которая должна быть присвоена по окончании периода обучения, государственной аккредитации не имеет;

    • в договор включается условие о праве исполнителя изменять в течение периода обучения стоимость образовательных услуг, но конкретные цифры или проценты, т.е. четкие пределы на которые может быть увеличена стоимость, не указываются;

    • не оформляются в письменном виде договоры на довузовскую подготовку, реализуемую на подготовительных курсах;

    • не заключаются письменные договоры на оказание дополнительных платных образовательных услуг государственными и муниципальными дошкольными учреждениями;

    • заключаются договоры о сотрудничестве с родителями обучающихся, договоры о совместной деятельности, хотя последние, несмотря на иное наименование, по своему содержанию представляют собой именно договоры об оказании платных образовательных услуг. В результате подобного рода нарушений искажается правовая суть отношений сторон договора, что приводит к неправильному применению гражданско-правовых норм, а в отдельных случаях и к ущемлению прав потребителей.

    В заключении хотелось бы отметить, что приведенные выше нарушения (несоответствия) условий договора об оказании платных образовательных услуг требованиям законодательства получили широкое распространение практически во всех регионах Российской Федерации. Это позволяет сделать весьма неутешительный вывод о сложившейся устойчивой практике исполнителей навязывать потребителям при заключении договоров условия, ущемляющие их права и ограничивающие свободу волеизъявления.

    3.5. Ответственность сторон договора

    Вступая в договорные отношения с исполнителем платных образовательных услуг, потребитель, разумеется, хочет надеяться на то, что все условия договора будут иметь соответствие действующему законодательству, а все обязательства, которые принимает на себя исполнитель, будут осуществляться надлежащим образом. Исполнитель же в свою очередь также надеется на добросовестность исполнения потребителем установленных обязательств. Надлежащее выполнение участниками данных правоотношений своих обязательств – есть свидетельство нормального развития оборота платных образовательных услуг. Однако, как показывает практика, такие идеальные отношения на сегодняшний день встречаются не часто. В тех случаях, когда какие-либо обязательства не исполнены либо исполнены ненадлежащим образом, можно говорить о нарушении этих обязательств. Для того чтобы предотвратить нарушения и (или) устранить их негативные последствия, для сторон правоотношений устанавливается юридическая ответственность. Юридическая ответственность заключается в необходимости для виновных лиц, совершивших правонарушения, претерпевать определенные неблагоприятные последствия вследствие применения к ним мер государственного воздействия компетентными органами, должностными лицами или гражданами в установленном законодательством порядке. Существует несколько видов юридической ответственности, определяемых в основном по отраслевому признаку: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная и др.

    Применение того или иного вида ответственности может быть ограничено рамками конкретных правоотношений. Далее будут рассмотрены те виды ответственности, которые предусматриваются за совершение правонарушений исполнителями и потребителями, связанными обязательственными отношениями по поводу оказания платных образовательных услуг. При этом под потребителями платных образовательных услуг следует признавать граждан, имеющих намерение заказать (приобрести) либо заказывающих (приобретающих) платные образовательные услуги исключительно для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Как правило, обязательственные отношения исполнителей и потребителей платных образовательных услуг вытекают из заключенного между ними договора (так называемые договорные отношения). На практике встречаются случаи, когда платные образовательные услуги оказываются, а договоры с потребителями не заключается, однако это не является основанием отказа исполнителя от ответственности. В любом случае потребитель будете связаны с исполнителем обязательственными отношениями по причине его предоставления Вам образовательных услуг.

    Статьей 43 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено, что исполнители – как юридические лица, так и граждане – индивидуальные предприниматели – за нарушение прав потребителей несут установленную законами (иными нормативными правовыми актами РФ) гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. К правовым отношениям, возникающим в связи с оказанием платных образовательных услуг, как правило, применяются меры гражданско-правовой ответственности, и лишь в отдельных случаях – меры административной ответственности. Рассмотрим указанные меры поподробнее.

    Меры гражданско-правовой ответственности имеют, главным образом, имущественный характер, и заключаются, как правило, либо в возмещении убытков стороне, чьи имущественные права нарушены, либо во взыскании в пользу этой стороны денежных сумм (неустойки (штрафа, пени)) или имущества. Мерами гражданско-правовой ответственности являются и случаи имущественного (только денежного) возмещения (компенсации) морального вреда, который может быть причинен личности (гражданам) нарушением ее прав.

    Гражданско-правоваяответственность, в первую очередь, выступает как средство охраны (защиты) интересов и прав участников гражданских правоотношений (в том числе исполнителей и потребителей), и ее преимущественной функцией является компенсационная (восстановительная). Это означает, что основной задачей применения мер гражданско-правовой ответственности является восстановление нарушенных прав и (или) компенсация причиненных убытков (вреда) по принципу: «Не исполнил (нарушил, причинил вред) – ответь (заплати, возмести, компенсируй)!». Кроме того, меры гражданско-правовой ответственности выполняют и стимулирующую функцию, которая призвана стимулировать должное поведение и исполнение принятых на себя обязательств по принципу: «Не исполнишь (нарушишь, причинишь вред) – придется ответить (заплатить, возместить, компенсировать)!», например, за неоказание исполнителем услуг в срок придется возмещать потребителю убытки. Стимул состоит в том, что исполнителю лучше выполнить свое обязательство надлежащим образом т.е. в срок, дабы не понести лишних расходов.

    Одной из мер гражданско-правовой ответственности согласно ч. 1 ст. 330 ГК РФ является неустойка. Под неустойкой (штрафом, пеней) понимается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки его исполнения. При взыскании неустойки не требуется доказательств причинения убытков, достаточно лишь самого факта неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательства.

    Штраф(штрафная неустойка) определяется в твердой денежной сумме либо в виде процента к заведомо установленной величине (стоимости, цене) и взыскивается однократно.

    Пени – это денежная сумма, которая начисляется непрерывно и нарастающим итогом в процентах к сумме невыполненного обязательства, как правило, за каждый день просрочки его исполнения. В отдельных случаях период начисления пени может быть ограничен определенным сроком, по истечении которого устанавливается взыскание штрафа (без уплаты пени, т.е. выплачивается только штраф) либо может быть установлен предельный размер пени (как за день, так и за весь период взыскания).

    Неустойка может быть как договорная, так и законная. Размер договорной неустойки определяется сторонами договора, а размер законной неустойки предусматривается соответствующим законом, при этом он может быть увеличен по соглашению сторон договора, если закон этого не запрещает. Законная неустойка подлежит взысканию вне зависимости от того, включено соответствующее условие о ней в договор или нет. Исходя из норм ч. 2 ст. 400 ГК РФ, условия договора об уменьшении размера законнойнеустойки либо условия, освобождающие исполнителя от ее выплаты, являются ничтожными. Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, то суд вправе уменьшить ее размер.

    В соответствии с п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае нарушения установленных сроков оказания платных образовательных услуг (в том числе назначенных потребителем новых сроков) исполнитель уплачивает потребителю неустойку(пеню) за каждый день(час, если срок определен в часах) просрочкив размере 3%цены оказываемых услуг. Договором об оказании платных образовательных услуг может быть установлен более высокий размер неустойки (пени). Неустойка (пеня) за нарушение сроков начала оказания услуг взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки, вплоть до начала оказания услуг или предъявления потребителем иных требований, предусмотренных законом. Неустойка (пеня) за нарушение сроков окончания оказания услуг взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки, вплоть до окончания оказания услуг или предъявления потребителем иных требований, предусмотренных законом. Суммавзысканной потребителем неустойки(пени) не может превышать цену отдельного вида оказываемых платных образовательных услуг(если она установлена договором) илиобщую цену этих услуг, если цена отдельного вида услуг не определена.

    В соответствии с п. 6 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» ответственность исполнителя за нарушение сроков оказания платных образовательных услуг наступает вне зависимости от наличия или отсутствия его вины. Это означает, что исполнитель несет ответственность и за случайно наступившее нарушение сроков оказания платных образовательных услуг. Если исполнитель докажет, что нарушение сроков оказания услуг произошло по вине потребителя или вследствие непреодолимой силы, то он может быть освобожден от удовлетворения требований потребителя (в том числе и от уплаты неустойки), которые тот вправе предъявить исполнителю за нарушение сроков оказания услуг.

    Согласно ст. 30 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель, в случаенарушения сроков устранения недостатковоказанных потребителю платных образовательных услугтакже уплачивает потребителю неустойку (пеню) за каждый день просрочки в порядке и размере, предусмотренном п. 5 ст. 28 данного закона.

    Занарушение предусмотренных ст. 31 Закона РФ «О защите прав потребителей» сроков удовлетворения отдельных требований потребителя(в том числе в связи с нарушением сроков оказания образовательных услуг, при оказании услуг с недостатками или не в полном объеме, с возмещением убытков, возвратом уплаченной за услуги денежной суммы) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с п. 5 ст. 28 настоящего Закона.

    Неустойка, о которой идет речь в указанных случаях, является законной, в связи с чем ее взыскание не зависит от того, включено ли подобное условие о неустойке в договороб оказании платных образовательных услуг. Уплата неустойки не освобождает исполнителя от выполнения возложенных на него обязательств перед потребителем.

    В соответствии с п. 5 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования потребителя об уплате законной или договорной неустойки (пени) подлежат удовлетворению исполнителем в добровольном порядке. В случае судебного удовлетворения требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, 50% суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.

    Взыскание убытковтакже является мерой гражданско-правовой ответственности. Под убытками согласно ст. 15 ГК РФ понимаются:

    • расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права (фактические и будущие расходы);

    • утрата или повреждение имущества (реальный ущерб) лица, чье право нарушено;

    • не полученные доходы, которые лицо, чье право нарушено, получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

    Как следует из Постановления Пленума Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 (п. 10) в состав реального ущерба, который был причинен соответствующему лицу нарушением его прав, включаются убытки, связанные с утратой или повреждением имущества, а также фактические и будущие расходы. Необходимость и предполагаемый размер будущих расходов должны подтверждаться обоснованными расчетами и доказательствами, которыми, в частности, могут быть сметы (калькуляции) затрат на устранение недостатков услуг, а также сам договор, предусматривающий размер ответственности за нарушение обязательств. Поскольку потребители-граждане приобретают (заказывают) образовательные услуги в первую очередь с целью удовлетворения своих нематериальных потребностей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, то говорить о возможности взыскания потребителями с исполнителей упущенной выгоды не приходится. Необходимо знать, что для применения рассматриваемой меры гражданско-правовой ответственности лицо, заявившее требование о взыскании убытков, должно; во-первых, доказать факт нарушения обязательства; во-вторых, подтвердить наличие и размер убытков и, наконец, в-третьих, представить доказательства причинно-следственной связи между фактом нарушения обязательства и причиненными убытками.

    В соответствии с ч. 1 ст. 393 ГК РФ убытки возмещаются в том случае, если они причинены неисполнением либо ненадлежащим исполнением обязательства. Взыскание убытков – это своего рода универсальная мера гражданско-правовой ответственности, которая может применяться практически во всех случаях, когда имеет место неисполнение либо ненадлежащее Исполнение обязательств, а потерпевшая сторона в результате этого несет убытки. Убытки могут быть возмещены как в денежной форме, так и в натуре (например, приобретение новой вещи взамен испорченной или утерянной; оказание услуг в новые сроки в случае нарушения ранее установленных сроков).

    Согласно п. 2 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором. Размер убытков (если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором) определяется исходя их цен, существовавших в том месте, где обязательство должно было быть исполнено в день добровольного удовлетворения требования, а если требование добровольно удовлетворено не было, то в день предъявления иска. В зависимости от обстоятельств конкретного дела суд может удовлетворить требование о возмещении убытков, определив их размер с учетом цен, существующих в день вынесения решения (ч. 3 ст. 393 ГК РФ). Возмещение убытков не освобождает исполнителя от выполнения возложенных на него обязательств перед потребителем.

    На основании ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных его необоснованным уклонением от заключения договора, ввиду не предоставления им потребителю незамедлительной возможности (т.е. по первому требованию) получить при заключении договора необходимую информацию об оказываемых платных образовательных услугах, являющихся предметом договора. В случае если договор был заключен, потребитель имеет право отказаться от его исполнения, потребовав при этом возврата уплаченной им за образовательные услуги суммы и возмещения других убытков.

    Согласно ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», если в результате исполнения договора, ущемляются права потребителя и у него возникли убытки, они подлежат возмещению исполнителем в полном объеме.

    Потребитель вправе потребоватьтакже полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуг. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя (п. 1 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

    В соответствии с п. 1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправеотказаться от исполнения договора об оказании платных образовательных услуг и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договоромсрок недостатки оказанных услуг не устранены исполнителем. Потребитель также вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных емув связи с недостатками оказанных услуг. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

    Требования потребителяо возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора по причинам, связанным с нарушением сроков оказания образовательных услуг и при оказании услуг с недостатками или не в полном объеме, подлежат удовлетворению в 10-дневный срок со дня предъявления соответствующего требования.

    Согласно ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель, не предоставивший потребителю полной и достоверной информации об оказываемых образовательных услугах, несет ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 29 указанного закона, за недостатки оказанных потребителю услуг, которые возникли вследствие отсутствия у него полной и достоверной информации. О том, какая именно полная и достоверная информация должна предоставляться потребителю платных образовательных услуг в обязательном порядке, речь шла в разделе 3.3. настоящей книги. Недостовернойможно считать информацию, которая не соответствует фактическим данным, имеющимся у исполнителя платных образовательных услуг и зафиксированным в соответствующих документах. Неполнойследует признать ту информацию, которая не обеспечивает потребителю возможности основательного и компетентного выбора тех или иных услуг. При рассмотрении требований потребителей о возмещении убытков, причиненных им недостоверной или недостаточно полной информацией о предоставляемых услугах, предполагается, что у потребителей отсутствуют специальные познания об этих услугах.

    Компенсация морального вреда. В соответствии со ст. 151 ГК РФ и Постановлением Пленума ВС РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 под моральным вредом признаются физические или нравственные страдания:

    • причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.);

    • причиненные действиями (бездействием), нарушающими личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

    Как правило, моральный вред компенсируется в случаях нарушения личных неимущественных прав граждан либо в случаях посягательства на принадлежащие им нематериальные блага. Однако Законом РФ «О защите прав потребителей» установлено, что компенсация морального вреда может производиться и в случаях нарушения имущественных прав потребителей. Моральный вред, причиненный потребителю платных образовательных услуг вследствие нарушения его прав, подлежит компенсации, если будет установлена вина причинителя вреда – образовательной организации-исполнителя либо исполнителя – индивидуального предпринимателя, занимающегося трудовой педагогической деятельностью. Требование о компенсации морального вреда не является произвольным. Потребителю будет необходимо обосновать свои притязания и предоставить доказательства, подтверждающие, что теми или иными нарушениями потребителю был причинен моральный вред. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. Определение размеров компенсации морального вреда производится судом. При этом суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Помимо этого суд учитывает степень и характер физических и нравственных страданий, при которых был причинен моральный вред, а также индивидуальные особенности потерпевшего. На требования о компенсации морального вреда, причиненного нарушением личных неимущественных прав и других нематериальных благ, исковая давность не распространяется (ст. 208 ГК РФ).

    Если потребителя неправомерно отчислили из образовательного учреждения, с которым у него был заключен договор об оказании платных образовательных услуг, можно обратиться в суд с требованием о компенсации причиненного исполнителем морального вреда. Если факт неправомерного отчисления будет достоверно подтвержден, то требование потребителем компенсации морального вреда будет иметь все шансы на положительный исход дела, поскольку весьма сомнительно, что неправомерно отчисленный потребитель станет испытывать положительные эмоции и нравственное удовлетворение. В таком случае справка (выписка из медицинской карточки, истории болезни) из учреждения здравоохранения послужит убедительным доказательством причинения потребителю морального вреда. За понесенные на медикаментозное лечение затраты потребитель вправе настаивать на возмещении убытков.

    При этом необходимо помнить, что все расходы должны быть подтверждены документально. Даже если потребитель не предоставите подобного рода документы, его требование о возмещении морального вреда все равно подлежит удовлетворению по причине того, что своими неправомерными действиями исполнитель нарушил личные неимущественные права потребителя, в частности, право на получение образования.

    Административная ответственность исполнителя. Поскольку здесь рассматривается ответственность с точки зрения обязательственных правоотношений между исполнителями и потребителями платных образовательных услуг, то речь пойдет только о тех мерах административной ответственности, которые применяются к исполнителям непосредственно за нарушение субъективных прав потребителей. Данное уточнение необходимо в связи с тем, что административная ответственность лиц, осуществляющих образовательную деятельность, предусматривается и в иных случаях, установленных законом, но она не имеет прямого отношения к нарушению субъективных прав потребителей.

    Мерами административной ответственности за нарушение прав потребителей являются штрафные санкции. Как административное наказание штраф представляет собой денежное взыскание, выраженное в определенной величине.

    Исполнитель несет административную ответственность за введение потребителей в заблуждение относительно потребительных свойств, качеств оказываемых услуг или иной обман потребителей организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, предусматривается административная ответственность по ст. 14.7 КоАП РФ «Обман потребителей». Настоящее правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 20 МРОТ, на должностных лиц – от 10 до 20 МРОТ, на юридических лиц – от 100 до 200 МРОТ.

    Согласно ч. 1 ст. 14. 8 КоАП РФ «Нарушение иных прав потребителей» нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об оказываемых образовательных услугах, об исполнителе и о его режиме работы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 МРОТ, на юридических лиц – от 50 до 100 МРОТ.

    В соответствии с ч. 2 данной статьи включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 МРОТ; на юридических лиц – от 100 до 200 МРОТ.

    Частью 3 этой же статьи предусмотрено, что за непредставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, устанавливается административный штраф на должностных лиц в размере от 5 до 10 МРОТ; на юридических лиц – от 50 до 100 МРОТ.

    Гражданско-правовая ответственность потребителя. В отличие от исполнителя к потребителю платных образовательных услуг могут быть применены только меры гражданско-правовой ответственности. Потребитель несет установленную законом и договором об оказании платных образовательных услуг ответственность за надлежащее исполнение и соблюдение условий договора и своих обязательств.

    К потребителю, так же как и к исполнителю применяются общие (для лиц, связанных друг с другом обязательственными отношениями) нормы ст. 393 ГК РФ. В соответствии с указанной статьей потребитель (должник) обязан возместить исполнителю (кредитору) убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Потребитель должен будет возместить реальный ущерб, возникший у исполнителя в результате ненадлежащего исполнения (неисполнения) потребителем своих обязательств. Теоретически исполнитель может предъявить требование и о взыскании с потребителя упущенной выгоды. Главным для исполнителя в данном случае будет не столько подтверждение размера неполученных доходов, сколько обоснование причинно-следственной связи между нарушением потребителем своих обязательств и убытками в виде упущенной выгоды. Полагаем, что практическая реализация исполнителем своего права о взыскании с потребителя упущенной выгоды будет весьма затруднительна. Не стоит забывать, что исполнитель вправе потребовать от потребителя полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Данное условие в равной мере применяется как к исполнителю, так и потребителю.

    Согласно ст. 36 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель, не устранивший в разумный срок зависящие от него обстоятельства, которые могут снизить качество оказываемых исполнителем образовательных услуг или повлечь за собой невозможность их своевременного завершения (при условии своевременного и обоснованного информирования об это со стороны исполнителя), обязан полностью возместить исполнителю возникшие в связи с этим убытки.

    О том, какие обстоятельства могут повлиять на снижение качества предоставляемых исполнителем образовательных услуг, и повлечь в связи с этим невозможность их завершения в срок, мы уже упоминали при рассмотрении обязанностей исполнителя. Для подобного рода

    В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения (в частности в случае просрочки исполнения) обязательства к потребителю могут быть применены меры гражданско-правовой ответственности, предусмотренные ст. 330 ГК РФ – это требование о выплате неустойки (штрафа, пени), по которому кредитор (в частности, исполнитель) не обязан доказывать причинение ему убытков. Санкции, предусмотренные данной статьей, являются, пожалуй, самыми «излюбленными» мерами ответственности, которые исполнитель может применить в отношении потребителя. Как правило, требование исполнителя о выплате неустойки (штрафа, пени) применяется при нарушении потребителем своих денежных обязательств (в частности, оплаты оказываемых образовательных услуг).

    В соответствии со ст. 394 ГК РФ если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства предусмотрена неустойка, то убытки, в своем большинстве, возмещаются в части, не покрытой неустойкой. В таких случаях неустойка признается зачетной, т.е. она засчитывается при возмещении убытков. Нормы данной статьи определяют своего рода исключение из общего правила, по которому за одно нарушение применяется одна мера гражданско-правовой ответственности. Это означает, что в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательства к нарушителю могут быть применены обе (две) меры ответственности (и взыскание убытков и выплата неустойки) в рамках одного правонарушения. Статья 394 ГК РФ определяет также и порядок совместного взыскания убытков и неустойки. В ней регламентировано, что законом или договором могут быть предусмотрены случаи: когда допускается взыскание только неустойки (без возмещения убытков); когда убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки (взыскивается и неустойка и убытки в полном объеме); когда по выбору кредитора могут быть взысканы либо неустойка, либо убытки.

    Пользуясь неосведомленностью потребителей, исполнители, зачастую, включают в договоры совершенно немыслимые условия. Так, например, за нарушение потребителем в определенный договором срок одного обязательства устанавливается и пеня за каждый день просрочки исполнения, и штраф (без учета пени), и взыскание убытков. Это, конечно же, неправомерно. Прежде всего, потребитель должны знать, что за нарушение одного обязательства может быть установлено взыскание только одноговида неустойки(либо пеня, либо штраф). Причинение убытков (в том числе их размер) неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательства должно быть обосновано и доказано исполнителем. Просматривая предложенный для заключения договор об оказании платных образовательных услуг, потребитель должен обратить внимание на данные условия. Если в договор будет включено условие о взыскании с потребителя убытков в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) тех или иных обязательств, необходимо уточнить, о каких именно убытках может идти речь.

    Например, между гражданином К. (потребителем) и образовательной организацией (исполнителем) на срок с 1 сентября 2003 г. по 1 июля 2006 г. был заключен договор об оказании платных образовательных услуг. Согласно условиям договора потребитель принял на себя обязательство (в том числе) обеспечивать сохранность, надлежащее использование и своевременный возврат учебных пособий, выданных ему исполнителем на указанный выше срок. Договором также было предусмотрено, что в случае несвоевременного возврата учебных пособий потребитель уплачивает исполнителю штраф в размере 100 рублей. Гражданин возвратил учебные пособия позднее установленного срока, при этом обнаружилось, что часть выданных ему пособий отсутствует, а часть возвращена в испорченном состоянии (страницы некоторых книг разорваны, испачканы, утеряны). Своей вины в нарушении данного обязательства гражданин не отрицал.

    В такой ситуации исполнитель может предъявить к потребителю требование о возмещении убытков в порядке применения ст. 393 ГК РФ и требование о взыскании установленной договором штрафной неустойки со ст. 330 ГК РФ. Поскольку в договоре не предусмотрены условия и конкретный размер возмещения убытков, то убытки будут взысканы в зависимости от фактически причиненного (реального) потребителем ущерба. При определении конкретного размера ущерба в данном случае будут учитываться данные о том, сколько именно книг было утеряно или испорчено, какова их стоимость (с учетом фактического износа на день выдачи потребителю) и другие факторы, от которых зависит определение размера реального ущерба. Исполнитель также может потребовать возмещения ущерба в натуре, т.е. обязать потребителя предоставить новые книги взамен утраченных.

    В случае нарушения потребителем исполнения денежного обязательства, в частности, просрочки оплаты оказанных исполнителем образовательных услуг, либо в случае неоплаты данных услуг, потребитель может нести ответственность и в соответствии с нормами ст. 395 ГК РФ «Ответственность за неисполнение денежного обязательства». В ч. 1 этой статьи установлено, что за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате, выплате подлежат проценты на сумму этих средств. По нашему мнению, взыскание процентов за пользование чужими денежными средства – это еще одна мера гражданско-правовой ответственности, по сути, имеющая характер законной неустойки (пени). По отношению к убыткам проценты, также как и неустойка, носят зачетный характер.

    В соответствии с Постановлением Пленума Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 как пользование чужими денежными средствами следует квалифицировать просрочку уплаты должником денежных сумм за оказанные ему услуги. Согласно Постановлению Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 8 октября 1998 г. №13/14 в денежных обязательствах, возникших, в частности, из договоров, предусматривающих обязанность должника произвести оплату услуг, на просроченную уплатой сумму подлежат начислению проценты на основании статьи 395 ГК РФ. Законом либо соглашением сторон может быть предусмотрена обязанность должника уплачивать неустойку (пени) при просрочке исполнения денежного обязательства. В подобных случаях кредитор вправе предъявить требование о применении одной из этих мер, не доказывая факта и размера убытков, понесенных им при неисполнении денежного обязательства, если иное прямо не предусмотрено законом или договором. Это означает, что при несвоевременной оплате потребителем оказанных ему образовательных услуг, исполнитель имеет право требовать с него взыскания либо неустойки (пени), определенной договором, либо процентов за пользование чужими денежными средствами, но не того и другого вместе. Исключение составляют лишь случаи, когда неустойка является штрафной

    Проценты за пользование чужими денежными средствами:

    • подлежат уплате независимо от того, получены ли чужие денежные средства в соответствии с договором либо при отсутствии договорных отношений;

    • начисляются только на соответствующую сумму денежного обязательства (как правило, основную сумму долга) и не должны начисляться на проценты за пользование чужими денежными средствами, если иное не предусмотрено законом;

    • начисляются за весь период пользования чужими средствами до момента (дня) фактической выплаты этих средств исполнителю (кредитору), если законом, иными правовыми актами или договором не определен более короткий срок.

    При неисполнении или просрочке исполнения денежного обязательства, проценты за пользование чужими денежными средствами погашаются после суммы основного долга. Размер процентов, подлежащих уплате за пользование чужими денежными, как правило, определяется существующей в месте исполнения денежного обязательства учетной ставкой банковского процента на момент (день) исполнения денежного обязательства. По сложившейся практике, за основу берется единая учетная ставка Центрального банка РФ по кредитным ресурсам, предоставляемым коммерческим банкам (ставка рефинансирования). Местом исполнения денежного обязательствасогласно ст. 316 ГК РФ признается место нахождения (если подразумевается юридическое лицо) и место жительства (если речь идет о физическом лице) кредитора в момент возникновения обязательства. При расчете подлежащих уплате годовых процентов по ставке рефинансирования Центрального банка РФ число дней в году (месяце) принимается равным соответственно 360 и 30 дням, если иное не установлено соглашением сторон, обязательными для сторон правилами, а также обычаями делового оборота.

    Итак, чтобы не быть обманутыми недобросовестными исполнителями, потребители всегда должны помнить, за что именно и какие к ним могут быть применены меры гражданско-правовой ответственности. Напомним, за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств с потребителя могут быть взысканы:

    • неустойка (штраф, пени);

    • убытки;

    • проценты за пользование чужими денежными средствами.

    Для взыскания неустойки (штрафа, пени) достаточно лишь самого факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.

    Одновременное применение двух мер ответственности – неустойки (в виде пени) и процентов за пользование чужими денежными средствами за одно и то же нарушение обязательства – недопустимо.

    Одновременное применение двух мер ответственности – неустойки и процентов за пользование чужими денежными средствами за одно и то же правонарушение – допускается только в том случае, когда законом или договором установлена штрафная неустойка, т.е. штраф.

    За одно и то же правонарушение к потребителю могут быть применены две меры ответственности – взыскание убытков и выплата неустойки. Если иное не установлено законом или договором, то убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой.

    Требования о взыскании убытков подлежат удовлетворению только в том случае, если:

    • доказан факт нарушения обязательства;

    • подтверждено наличие и размер убытков;

    • имеется причинно-следственная связь между фактом нарушения обязательства и причиненными убытками.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх