• Статья 153. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги
  • Статья 154. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги
  • Статья 155. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги
  • Статья 156. Размер платы за жилое помещение
  • Статья 157. Размер платы за коммунальные услуги
  • Статья 158. Расходы собственников помещений в многоквартирном доме
  • Статья 159. Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
  • Статья 160. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг
  • Раздел VII. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги

    Статья 153. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги

    1. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

    2. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:

    1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;

    2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;

    3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;

    4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;

    5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

    3. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.


    1. Комментируемая статья устанавливает в качестве основополагающей обязанностью физических и юридических лиц вносить плату за используемое жилое помещение и потребляемые коммунальные услуги.

    Обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги в законодательстве указана не впервые.

    2. Новыми являются положения, которые изложены в комментируемой статье. Она конкретизировала перечень тех лиц, которые по ЖК РФ обязаны вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, и момент, с которого у них возникает указанная обязанность.

    К указанным в ч. 1 лицам относятся:

    1) наниматели жилого помещения – в п. 5 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ в качестве обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма названо обязательство своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Последствием его неисполнения является расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя в судебном порядке в соответствии со ст. 83 ЖК РФ;

    2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда;

    3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда;

    4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;

    5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

    Обязанности по оплате возникают с момента:

    – у лиц, указанных в п. 1—3 комментария, после заключения соответствующего договора (социального найма, аренды, найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда),

    – у члена жилищного кооператива – после предоставления ему жилого помещения,

    – у собственника – после возникновения у него права собственности.

    3. Расходы по оплате за содержание жилых помещений и за коммунальные услуги в период до момента заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут (в зависимости от того, на чьем балансе находится жилое помещение) органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

    Статья 154. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги

    1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

    1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

    2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

    3) плату за коммунальные услуги.

    2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

    1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

    2) плату за коммунальные услуги.

    3. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

    4. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).


    1. Комментируемая статья устанавливает структуру платы за жилое помещение. Она включает в себя оплату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за наем и коммунальные услуги, которые и для нанимателей, и для собственников жилых помещений включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления):

    1) для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, она включает в себя:

    – плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

    – плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

    – плату за коммунальные услуги.

    2) для собственника помещения в многоквартирном доме она включает в себя:

    – плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

    – плату за коммунальные услуги.

    2. Правила оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 392.

    Они не распространяются на порядок, сроки и правила исчисления размеров оплаты жилья гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в многоквартирных домах, в которых созданы товарищества собственников жилья, жилищные или жилищно-строительные кооперативы и другие объединения собственников, нанимателями и поднанимателями жилых помещений, находящихся в частной собственности физических и юридических лиц, а также гражданами, пользующимися жилыми помещениями по завещательному отказу, по договору ренты, пожизненного содержания с иждивением или по договору безвозмездного пользования жилыми помещениями.

    То есть подлежат применению в соответствии с комментируемой статьей для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда.

    Согласно п. 3 Правил, оплата жилья нанимателями жилых помещений по договору социального найма жилого помещения и договору найма жилого помещения, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам, а также собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, в которых не созданы объединения собственников, включает в себя внесение платы:

    а) за содержание жилья, которое состоит из:

    – содержания общего имущества жилого дома, в том числе подвала, чердака, подъезда и крыши;

    – технического обслуживания общих коммуникаций, технических устройств, в том числе лифтов и приборов учета, а также технических помещений жилого дома;

    – вывоза бытовых отходов;

    – содержания придомовой территории.

    3. Примерный перечень услуг, связанных с содержанием жилья и оплачиваемых за счет платы за содержание жилья, утверждается Министерством промышленности и энергетики РФ;

    б) за ремонт жилья, включающий в себя текущий ремонт общего имущества жилого дома, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, объектов придомовой территории, по перечню работ, связанных с текущим ремонтом общего имущества жилых домов и оплачиваемых за счет платы за ремонт жилья, согласно приложению;

    в) за наем жилого помещения – для нанимателей жилых помещений, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам.

    Граждане, проживающие в жилых домах (жилых помещениях), относящихся к категории ветхих и аварийных, оплачивают только содержание жилья и наем жилого помещения.

    4. Оплата коммунальных услуг (электроснабжения, газоснабжения, в том числе снабжения сетевым природным или сжиженным газом, газа в баллонах, водоснабжения, водоотведения (канализации), горячего водоснабжения и теплоснабжения (отопления), в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления) осуществляется гражданами, проживающими в жилых помещениях, относящихся к жилищному фонду независимо от форм собственности, по единым правилам, условиям и тарифам, действующим на территории соответствующего муниципального образования, в зависимости от степени благоустроенности жилых помещений и жилых домов.

    Основанием для оплаты за содержание и ремонт жилых домов для их собственников являются заключенные договора, которые регулируют отношения между собственниками и лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

    Статья 155. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги

    1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

    2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

    3. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.

    4. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее – управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

    5. Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее – иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.

    6. Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

    7. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

    8. Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

    9. Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

    10. Собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

    11. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

    12. Плата за коммунальные услуги, предоставляемые временным жильцам, вносится нанимателем жилого помещения в соответствии с дополнительным соглашением с наймодателем, заключенным на срок проживания временных жильцов.

    13. Наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.

    14. Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.


    1. Договором управления многоквартирным домом могут устанавливаться отличные от предусмотренных настоящей статьей сроки оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги. Но по общему правилу граждане и юридические лица, являющиеся собственниками или нанимателями помещений в многоквартирном доме обязаны вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим.

    2. Комментируемая статья обязывает наймодателя, управляющую организацию, органы управления жилищным кооперативом, товарищества собственников жилья предоставлять платежные документы, на основании которых производится оплата за жилое помещение и / или коммунальные услуги, в срок не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. При этом также допускается установление иного срока в договоре управления многоквартирным домом.

    Лицом, которому производится оплата за пользование жильем по договорам социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда средства является наймодатель соответствующего жилого помещения. То есть оплата за наем жилого помещения, относящегося к государственному и муниципальному жилищным фондам, производится собственнику жилья или по его решению уполномоченному им лицу.

    3. Наймодатель вправе передать права управления многоквартирным домом управляющей организации – юридическому лицу (независимо от его организационно-правовой формы) или индивидуальному предпринимателю. Управляющая организация является уполномоченным лицом наймодателя жилых помещений. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, за коммунальные услуги указанной управляющей организации.

    4. Комментируемая статья допускает возможность уменьшения размера вносимой нанимателем жилого помещения платы по взаимному согласованию сторон. При этом оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

    5. Оплата расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также оплата коммунальных услуг производится членами товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье производится в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.

    6. Отдельное положение комментируемой статьи посвящено собственникам помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья, или жилищный кооператив, или иной специализированный потребительский кооператив. Указанные лица вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными между ними и указанными юридическими лицами.

    7. Если в доме не созданы товарищество собственников жилья, или жилищный кооператив, или иной специализированный потребительский кооператив, а управление осуществляется управляющей организацией, то собственники помещений в данном многоквартирном доме производят оплату за жилое помещение и коммунальные услуги этой управляющей организации.

    8. Если управление в многоквартирном доме осуществляют непосредственно собственники помещений, они вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными между ними и лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

    9. Собственники отдельно взятых жилых домов в соответствии с комментируемой статьей оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с двусторонними договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

    10. Расходы по содержанию, оплате работ и услуг по ремонту самих помещений в многоквартирном жилом доме несут собственники соответствующих помещений. Основанием для этого помещений являются договора, заключенные с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

    В том случае, если собственники, наниматели и иные лица не используют помещений, данный факт не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги не зависимо от причины не использования.

    При этом если отсутствие указанных лиц является временным, плата за отдельные виды коммунальных услуг вносится на основании рассчитываемых нормативов потребления и осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

    11. Если коммунальные услуги были предоставлены временным жильцам, оплата за них вносится нанимателем жилого помещения. Условия, сроки, порядок оплаты устанавливается в дополнительном соглашении с наймодателем, заключенным на срок проживания временных жильцов.

    12. Наймодатель или управляющая организация вправе изменять размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги, при этом на них возложена обязанность информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственников жилых помещений в многоквартирном доме о произошедшем изменении в срок не менее, чем за тридцать дней до даты представления платежных документов. Хотя настоящей статьей предусмотрена возможность установить иные сроки на основании договора управления.

    13. За несвоевременную или неполную оплату за жилое помещение и коммунальные услуги ст. 155 ЖК РФ установлены штрафные санкции в виде пени. До введения в действие указанного кодекса пеня за указанные нарушения была введена постановлением Совета Министров РФ от 22 сентября 1993 г. № 935 «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг». В нем было установлено, что с 1 января 1994 г. размер пеней с сумм просроченных платежей за оплату жилья и коммунальные услуги в размере одного процента за каждый день просрочки. Данное постановление было отменено постановлением Правительства РФ от 18 июня 1996 г. № 707 «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг», которое в свою очередь также было признано утратившим силу.

    14. В соответствии с ЖК РФ пеня установлена в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на момент оплаты, от невыплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.

    Статья 156. Размер платы за жилое помещение

    1. Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

    2. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.

    3. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).

    4. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома.

    5. Установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) не должно приводить к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда иным категориям граждан в соответствии с частью 3 статьи 49 настоящего Кодекса, могут быть установлены другие (по сравнению с предусмотренными частью 4 настоящей статьи и настоящей частью) условия определения размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем).

    6. Порядок определения размера платы за жилое помещение для граждан, проживающих в жилых помещениях домов системы социального обслуживания, в жилых помещениях фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, а также в общежитиях, если в одной комнате в общежитии проживают несколько граждан, устанавливается собственниками указанных жилых помещений.

    7. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45—48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

    8. Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.

    9. Граждане, признанные в установленном настоящим Кодексом порядке малоимущими гражданами и занимающие жилые помещения по договорам социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем).

    10. Изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.


    1. Согласно комментируемой статье плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

    2. В целях совершенствования оплаты жилья и коммунальных услуг, а также определения размера финансовой помощи, оказываемой бюджетам субъектов РФ за счет средств федерального бюджета, постановлением Правительства РФ от 26 августа 2004 г. № 441 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год» установлены на 2005 г.:

    а) федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц в среднем по Российской Федерации в размере 31,9 рубля, а также по субъектам РФ – в размерах согласно приложению № 1 к вышеуказанному постановлению Правительства РФ;

    б) федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилищного фонда на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц в среднем по России в размере 2,8 рубля, по субъектам РФ – в размерах согласно приложению № 2;

    в) федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц по закрытым административно-территориальным образованиям – в размерах согласно приложению № 3.

    3. Кроме того, установлено, что при определении размеров финансовой помощи, оказываемой бюджетам субъектов РФ и закрытых административно-территориальных образований за счет средств федерального бюджета, расходы на содержание и ремонт жилья, а также на предоставление коммунальных услуг рассчитываются исходя из федеральных стандартов, предусмотренных п. 1 вышеуказанного постановления Правительства от 26 августа 2004 г. № 441, и федерального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе в размере 22 %.

    4. Размер платы за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, в том числе поставки бытового газа в баллонах, отопление, теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) рассчитывается по установленным тарифам.

    5. Право на их установление принадлежит в соответствии с комментируемой статьей органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления (в городах Москве и Санкт-Петербурге – органу государственной власти соответствующего субъекта РФ).

    6. Преобразования, касающиеся изменения формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образование или ликвидация товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива, либо иного специализированного потребительского кооператива, не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги. Причиной этого является тарифы за коммунальные услуги, устанавливаемые соответствующими органами для всех потребителей, без учета того, является потребителем член товарищества собственников жилья или член жилищного кооператива.

    7. Согласно п. 17 постановления Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 392 «О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг» при оказании гражданам услуг по содержанию жилья, выполнении работ по ремонту жилья и предоставлении коммунальных услуг с нарушением их перечня, объемов и качества, учитываемых при установлении соответствующих цен и тарифов, производится перерасчет размеров подлежащей внесению платы в соответствии с методикой, утверждаемой Правительством РФ.

    8. Кроме того, ст. 7.23. КоАП РФ предусмотрены последствия нарушения нормативов обеспечения населения коммунальными услугами. Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.

    Статья 157. Размер платы за коммунальные услуги

    1. Размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    2. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.

    3. Изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образования или ликвидации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги.

    4. При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.


    1. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 392 «О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг» размер платы за коммунальные услуги определяется как произведение тарифов на соответствующие коммунальные услуги на объемы потребленных ресурсов (воды, газа, электрической и тепловой энергии и т. д.) по показаниям приборов учета.

    2. При отсутствии приборов учета объем потребления коммунальных услуг принимается равным нормативам потребления, устанавливаемым органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления в порядке, определяемом Правительством РФ.

    3. Как отмечалось выше правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством РФ. В настоящее время применяются Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. № 1099.

    4. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 они подлежат применению в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ и Закону РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Они определяют порядок предоставления и оплаты услуг, права и обязанности потребителей, права, обязанности и ответственность исполнителей.

    Статья 158. Расходы собственников помещений в многоквартирном доме

    1. Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

    2. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.

    3. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома.

    4. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).


    1. Статья 36 ЖК РФ закрепила за собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме (межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке). Указанные объекты составляют общее имущество в многоквартирном доме. В соответствии с настоящей статьей именно собственник отдельного помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание не только принадлежащего ему помещения, а также расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Размер содержания общего имущества определяется соразмерно доле в праве общей собственности на это имущество, а осуществляется путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

    2. Для принятия решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома необходимы предложения управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и иные предложения, связанные с условиями проведения капитального ремонта.

    3. Каждый собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы по оплате капитального ремонта дома с момента возникновения его права собственности на соответствующее помещение в этом доме. В случае перехода права собственности на помещение в многоквартирном доме соответствующие расходы и обязательства переходят к новому собственнику жилого помещения.

    4. В случае если на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме не было принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, данный размер устанавливается органом местного самоуправления (в городах Москве и Санкт-Петербурге – органом государственной власти соответствующего субъекта РФ). Данное право указанным структурам предоставлено комментируемой статьей.

    Статья 159. Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

    1. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

    2. Право на субсидии имеют граждане:

    1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

    2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;

    3) члены жилищных кооперативов;

    4) собственники жилых помещений.

    3. Субсидии предоставляются органом местного самоуправления или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

    4. Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса.

    5. Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

    6. При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании.

    7. Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    8. Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из местных бюджетов за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации, а для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга – из бюджетов данных субъектов Российской Федерации. Субъектам Российской Федерации на цели, указанные в настоящей части, из федерального бюджета может передаваться финансовая помощь, рассчитанная исходя из федеральных стандартов, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

    9. Порядок финансирования расходов на обеспечение предоставления субсидий, а также порядок финансирования расходов на предоставление субсидий гражданам, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках, устанавливается Правительством Российской Федерации.

    10. Размер субвенции из бюджета субъекта Российской Федерации рассчитывается исходя из статистической информации о распределении населения муниципального образования относительно уровней среднедушевых доходов и из региональных стандартов:

    1) нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий;

    2) стоимости жилищно-коммунальных услуг, дифференцированной по муниципальным образованиям;

    3) максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

    11. Орган местного самоуправления вправе применять при расчете субсидий отличные от установленных региональных стандартов стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, если это улучшает положение граждан, получающих такие субсидии. Дополнительные расходы на предоставление указанных в настоящей части субсидий финансируются за счет средств местного бюджета.

    12. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не предоставляются иностранным гражданам, если международными договорами Российской Федерации не предусмотрено иное.


    1. Комментируемой статьей предусмотрен порядок выплаты конкретным категориям граждан субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (пособия в денежной форме, предоставляемого государством за счет средств бюджетов различных уровней) (далее – субсидии).

    Субсидии это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам жилого помещения и коммунальных услуг из бюджетов различных уровней.

    Они предоставляются гражданам в качестве мер социальной защиты населения в следующем случае:

    – если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (которые рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи) превышают размер максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

    Субъект РФ должен определять:

    – размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых для расчета субсидий,

    – стоимость жилищно-коммунальных услуг

    – максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

    2. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2004 г. № 441 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год» установлен федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе в размере 22 %.

    Если у семьи среднедушевой доход ниже установленного прожиточного минимума, то максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, который равен отношению среднедушевого дохода семьи к размеру прожиточного минимума.

    3. В соответствии с Положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 августа 2004 г. № 444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг», субсидии предоставляются:

    а) нанимателю жилого помещения по договору социального найма;

    б) нанимателю жилого помещения по договору найма в государственном и муниципальном жилищном фонде;

    в) члену жилищного, жилищно-строительного кооператива;

    г) собственнику жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома), в том числе члену товарищества собственников жилья;

    д) гражданину, проживающему в общежитии, относящемся к жилищному фонду независимо от формы собственности.

    Субсидии предоставляются указанным гражданам и зарегистрированным совместно с ними по месту постоянного жительства членам их семей.

    В соответствии с комментируемой статьей данный перечень дополнен категорией нанимателей по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, при этом из перечня исключены граждане, проживающие в общежитии, относящемся к жилищному фонду независимо от формы собственности.

    4. Для получения субсидий указанные граждане или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в орган местного самоуправления или управомоченным им учреждением по месту постоянного жительства следующие документы:

    а) заявление о предоставлении субсидии;

    б) документы о составе семьи заявителя;

    в) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования жилым помещением;

    г) документы, подтверждающие доходы заявителя и всех членов семьи, которые учитываются при решении вопроса о предоставлении субсидии;

    д) документы, содержащие сведения о суммах платежей за жилье и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления месяц, и о наличии (отсутствии) просроченной задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг;

    е) копии документов, подтверждающих право на льготы или компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг заявителя и членов семьи, зарегистрированных совместно с ним по месту постоянного жительства;

    ж) копии документов, удостоверяющих гражданство Российской Федерации заявителя и членов его семьи.

    Согласно ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги должна вноситься ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Соответственно, субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

    5. Главным условием для предоставления гражданам субсидий является отсутствие у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

    Порядок и условия предоставления субсидий гражданам, имеющим задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

    В связи с тем, что граждане, проживающие в жилых помещениях любой формы собственности, имеют потенциальное право на получение субсидий, при расчете их размеров применяются следующие данные: региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий; стоимость жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

    Правила предоставления субсидий из Федерального фонда софинансирования социальных расходов на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2005 г. № 70.

    Данные Правила определяют порядок предоставления из Федерального фонда софинансирования социальных расходов субсидий на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, в том числе гражданам, работающим и проживающим в сельской местности, в соответствии с решениями законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и расчета размера субсидий.

    Согласно Правилам, главный распорядитель средств федерального бюджета, предусмотренных для предоставления субсидий, выделяет их бюджетам субъектов РФ ежеквартально в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств на эти цели в объеме, который определяется по формуле:



    где:

    О – размер субсидии, выделяемой бюджету субъекта Российской Федерации по итогам отчетного периода;

    Р – размер субсидии (расчетный), исчисленный по итогам отчетного периода в отношении субъекта Российской Федерации;

    С – размер субсидий, предусмотренных бюджетам всех субъектов Российской Федерации в соответствии с утвержденной сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий квартал;

    сумма Р – размер средств, предоставленных гражданам из бюджетов всех субъектов Российской Федерации за отчетный период в виде субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

    6. Для установления размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг используются цены, тарифы и нормативы, используемые для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и за коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в таких домах, где уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании.

    7. В настоящее время в качестве документа, детально регулирующего положения, установленные комментируемой статьей вопросы, выступает Постановление Правительства РФ от 30 августа 2004 г. № 444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг». В нем представлены следующие разделы: условия и порядок предоставления субсидий, определение размера субсидии, порядок учета доходов и исчисления совокупного дохода семьи и одиноко проживающего гражданина, а также среднедушевого дохода семьи, особенности предоставления субсидий некоторым категориям граждан, механизм предоставления субсидий, финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий, приостановление перечисления субсидий и прекращение предоставления субсидий.

    8. Определение понятию субвенции дано в ст. 1 Федерального закона от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (указанный Закон действует только до 1 января 2006 г.)[2]. Это денежные средства, выделяемые на конкретные цели и на определенный срок муниципальным образованиям из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и подлежащие возврату в соответствующий бюджет в случае неиспользования их по целевому назначению в установленный срок.

    Они предоставляется для финансирования расходов:

    – местных бюджетов на предоставление субсидий – из бюджетов субъектов РФ;

    – бюджетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга – из бюджетов данных субъектов Российской Федерации.

    9. Субъектам РФ на цели, указанные в ч. 8 комментируемой статьи могут передаваться денежные средства в качестве финансовой помощи. Их размер рассчитывается исходя из федеральных стандартов, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

    10. Правительством РФ дополнительно должны устанавливаться порядок финансирования расходов на обеспечение предоставления субсидий и на предоставление субсидий гражданам, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках.

    11. Для расчета необходимой субвенции из бюджета субъекта РФ необходимо исходить: из статистической информации о распределении населения муниципального образования относительно уровней среднедушевых доходов; и следующих региональных стандартов:

    1) нормативной площади жилого помещения, используемая для расчета субсидий;

    2) стоимости жилищно-коммунальных услуг, дифференцированная по муниципальным образованиям;

    3) максимальной допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

    12. С целью улучшения положения граждан, получающих субсидии, комментируемой статьей предоставлено право органу местного самоуправления применять при расчете субсидий отличные от установленных региональных стандартов стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

    При этом возникающие дополнительные расходы на предоставление субсидий компенсируются и финансируются за счет средств местного бюджета.

    Право на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг нет у иностранных граждан, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

    Статья 160. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг

    1. Отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

    2. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в порядке, установленном статьей 159 настоящего Кодекса.


    1. До введения в действие ЖК РФ действовала система по предоставлению определенным категориям граждан льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Данная система базировалась на федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации. Например, в ст. 3 Федерального закона от 9 января 1997 г. № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» в ст. 3 предусмотрены льготы по предоставлению, строительству, оплате жилья и по оплате коммунально-бытовых услуг, в частности установлено освобождение Героев Социалистического Труда, полных кавалеров ордена Трудовой Славы и проживающих совместно с ними членов их семей от оплаты жилья (в том числе от оплаты технического обслуживания и эксплуатации жилья) в домах независимо от вида жилищного фонда. Этот и подобные ему нормативные акты, устанавливающие льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, будут действовать до внесения изменений в соответствующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты.

    Внесение указанных изменений вызвано тем, что комментируемой статьей предусмотрена иная система – компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

    2. Таким образом, настоящей статьей предусмотрена компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Указанные компенсации предоставляются за счет средств соответствующих бюджетов и включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

    Так как рядом законов предусмотрен порядок предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, то статьей 8 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлены следующие переходные положения. До внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие ЖК РФ.

    Так, например, действует порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту, гражданам РФ, уволенным с военной службы, и членам их семей, а также Правила финансирования расходных обязательств Российской Федерации по выплате денежных компенсаций лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, а также денежных компенсаций реабилитированным лицам за конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество.[3]

    Среди законов, в соответствии с которыми отдельным категориям граждан предоставляются компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, можно назвать ФЗ от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», Закон РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», ФЗ от 17 ноября 1995 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», ФЗ от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» и др.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх