7.

Развод с иностранцем

В последние время вопросы правового регулирования семейных отношений с участием иностранных граждан, а также лиц без гражданства приобрели особую актуальность. Всё более распространенными стали Интернет — знакомства с иностранцами, туристические выезды за границу тоже — обыденное дело. Кроме того, развиваются деловые контакты российских граждан с иностранными. Следствием перечисленных обстоятельств стал значительный рост числа браков российских граждан с иностранными гражданами, увеличение случаев разного гражданства членов семьи.

Гражданство — устойчивая правовая связь лица с конкретным государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Гражданин — лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству.

Иностранные граждане — лица, не являющиеся гражданами РФ, принадлежность которых к гражданству другого государства подтверждается соответствующим документом (как правило, национальным паспортом).

Статья 62 Конституции РФ допускает возможность приобретения гражданами РФ одновременно и гражданства иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. При таких обстоятельствах гражданин — обладатель двух гражданств формально обязан исполнять законодательство обоих государств, гражданство которых он имеет. В соответствии с ч. 2 ст. 62 Конституции РФ, «наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Это правило соответствует положениям международной Конвенции 1930 г. о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве, согласно которым лицо с двойным гражданством может рассматриваться каждым из государств, гражданином которого он является, как его гражданин без каких-либо ограничений [18]. Возможность двойного гражданства предусмотрена и Законом о гражданстве РФ.

Лица без гражданства — лица, не имеющие гражданства не только Российской Федерации, но и доказательств принадлежности к гражданству иных государств. Согласно ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей право каждого на гражданство, Российская Федерация стремится к устранению и предотвращению безгражданства проживающих на ее территории лиц. В соответствии со ст. 4 Закона о гражданстве РФ российское государство поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ.

В международном частном праве отношения, в которых участвуют лица, являющиеся гражданами иностранных государств, называют отношениями с иностранным элементом. Отношениями с иностранным элементом, например, будет являться заключение брачного договора или соглашения об уплате алиментов супругами, не имеющими общего гражданства. Иностранный элемент в семейных отношениях имеет место и в тогда, когда юридический факт, с которым связано возникновение, изменение или прекращение правоотношения, имел место за границей (например, заключение или расторжение брака между гражданами РФ за пределами территории РФ) [19].

Когда в семейных отношениях присутствует иностранный элемент уместно возникает вопрос: право какого государства подлежит применению, а также органы какого государства компетентны принимать решения по вопросам, возникающим из таких семейных отношений. Все эти вопросы урегулированы нормами международного частного права. Основу международного частного права составляют коллизионные нормы, которые указывают на то, какое законодательство подлежит применению, и не содержащие прямого ответа, прямого предписания о том, как нужно решить тот или иной вопрос. Коллизионные нормы содержатся в различных источниках, прежде всего, в российском законодательстве. Так, раздел VII Семейного кодекса РФ состоит из коллизионных норм. Коллизионные нормы также содержатся в международных договорах РФ с другими государствами. Нормы раздела VI «Международное частное право» Гражданского кодекса РФ могут быть применены к семейным отношениям при недостаточности урегулирования в коллизионных нормах Семейного кодекса РФ вопросов общего характера: взаимности, проблемы квалификации, обратной отсылки, применения императивных норм [20].

Широкое распространение семейных отношений с иностранным элементом вызвало необходимость разрешения противоречий между семейным законодательством РФ и других государств, граждане которых попали в сферу действия российского семейного права, что потребовало гарантий их прав в семейных отношениях на территории РФ. Не менее важным является соблюдение законных прав и интересов и граждан РФ в семейных отношениях с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, особенно детей.

Раздел VII «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства» Семейного кодекса РФ предусматривает основания и условия применения семейного законодательства РФ и норм иностранного семейного права к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, а также к семейным отношениям только российских граждан, если эти отношения связаны с территорией иностранного государства.

Семейный кодекс РФ не содержится специальной нормы о правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства в России в брачно-семейных отношениях, их правовое положение определено Конституцией РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральными законами или международным договором РФ. Действие Конституции РФ и федерального законодательства распространяется не только на граждан РФ, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, за отдельными исключениями, специально оговоренными законом, т. е. для них установлен национальный режим независимо от места постоянного проживания: в Российской Федерации или за границей. Подобный принцип закреплен в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [21], в соответствии со ст. 4 указанного закона иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации национальным режимом в семейных отношениях. Они обладают такой же правоспособностью и дееспособностью в семейных отношениях, как и граждане РФ, за некоторыми исключениями.

Важной составной частью семейного законодательства РФ являются международные договоры РФ с другими государствами. Например, договоры РФ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам с Республикой Молдова, Азербайджанской Республикой, Литовской Республикой, Латвийской Республикой, Эстонской Республикой и др... Особое место среди международных договоров РФ по вопросам регулирования семейных отношений занимает Конвенция государств — членов СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

С учетом некоторых различий в содержании коллизионных норм Семейного кодекса и международных договоров РФ необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 15 Конституции РФ и ст. 6 Семейного кодекса РФ приоритет отдается нормам международного договора.

Вопрос расторжения брака с иностранцем является одним из самых актуальных в настоящее время. Институт расторжения брака тесным образом связан с процессуальными вопросами: какой компетентный орган вправе произвести расторжение брака в каждом конкретном случае, в каком порядке рассматриваются споры между супругами при расторжении брака, какие вопросы разрешаются при расторжении брака и т. д.

Бракоразводное законодательство иностранных государств отличается большим разнообразием. Так, в основе законодательства Великобритании, Испании и некоторых других государствах лежит концепция расторжения брака, основанная на подтверждении определенного периода сепарации — раздельного проживания супругов. Бракоразводный процесс условно разделяется на две стадии: 1. сначала судья санкционирует сепарацию, 2. по истечении срока сепарации, установленного законом, убедившись в бесполезности попыток примирения между супругами, судья выносит решение о расторжении брака. Сроки раздельного проживания супругов значительны, они могут составлять несколько лет. В других же государствах (Аргентина, Ирландия, Колумбия) развод запрещен вообще. В то же время есть страны, где получить развод очень просто. В Швеции, например, судья лишен права вмешиваться в развод. Он обязан развести супругов, не требуя никаких доказательств распада семьи, ограничиваясь постановлением о последствиях расторжения брака.

Несомненно, применение бракоразводного законодательства различных государств к одному процессу расторжения брака может представлять собой в большинстве случаев серьезную проблему. Поэтому во многих государствах при определении права, подлежащего применению к расторжению брака, используется территориальный принцип места расторжения брака. В некоторых государствах установлена двойная коллизионная привязка: развод должен быть разрешен как национальным законом супругов, так и законом места совершения развода.

Согласно п. 1 ст. 16 °Семейного кодекса РФ расторжение брака между гражданами РФ и иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также брака иностранных граждан между собой на территории РФ производится только по российскому законодательству. В соответствии с положениями Семейного кодекса РФ (ст. 16–26) решаются все вопросы, связанные с расторжением брака: административный (в органах ЗАГСа) или судебный порядок расторжения брака, основания расторжения брака в суде или в органах загса, бракоразводная процедура, момент прекращения брака.

Законодательство иностранного государства к лицам, обратившимся за разводом в Российской Федерации, не применяется, если иное не установлено международным договором РФ. Например, для рассмотрения дел о расторжении брака согласно ст. 28 Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам применяется законодательство государства — участника данной Конвенции, гражданами которой являются супруги в момент подачи заявления. Если же один из супругов является гражданином одного государства — участника данной Конвенции, а второй — другого, применяется законодательство государства — участника данной Конвенции, компетентный орган которого рассматривает дело о расторжении брака.

Отметим, что в случае разрешения при расторжении брака вопросов, вытекающих из личных неимущественных (например, право супруга на сохранение фамилии, избранной при заключении брака в качестве общей) или имущественных отношений супругов (например, о разделе общего имущества супругов, об их алиментных обязательствах), подлежит применению также ст. 161 СК РФ, в соответствии с которой данные вопросы решаются согласно законодательству государства, на территории которого супруги, обратившиеся за разводом, имеют совместное место жительства, а если они совместно уже не проживают или вообще не проживали, то, соответственно, согласно законодательству государства, на территории которого они имели последнее место жительства, или законодательству.

При этом нужно учитывать, что расторгнутый на территории РФ брак может быть не признан в иностранном государстве. Так, если в судебном порядке на территории РФ был расторгнут брак между совместно проживавшими в России гражданами Великобритании, где разводу должно предшествовать предварительное раздельное проживание супругов в течение нескольких лет, то такое расторжение брака может быть не признано действительным в Великобритании, поскольку между данным государством и Российской Федерацией не заключен по этому поводу международный договор и Россия не является участницей Конвенции о признании разводов и решений о раздельном жительстве супругов 1970 г. [22]

Расторжение брака на территории Российской Федерации в отличие от заключения брака не может быть произведено в дипломатическом представительстве или в консульском учреждении иностранного государства. Такое расторжение брака невозможно даже в том случае, если оба супруга являются гражданами государства, назначившего лицо, уполномоченное на дипломатическое или консульское представительство в Российской Федерацией и допущенное здесь к выполнению своих функций в качестве главы соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения.

Это объясняется тем, что согласно семейного законодательством РФ расторжение брака производится либо в органах записи актов гражданского состояния, либо судом. Следовательно, никакой другой орган или какое-либо должностное лицо не вправе производить расторжение брака на территории РФ. Конечно же, исключение могут составить только случаи, когда иные правила содержатся в международном договоре РФ. Так, п. «f» ст. 5 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. предоставляет консульскому учреждению и дипломатическому представительству право осуществлять консульские функции, связанные с регистрацией актов гражданского состояния, в том числе и расторжения браков, при условии, что в этом случае «ничто не противоречит законам и правилам государства пребывания». Аналогичные положения содержат почти все консульские конвенции. Некоторые конвенции предоставляют консульскому должностному лицу только права по регистрации браков, не упоминая его права по регистрации расторжения браков [23].

Статья 45 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Республикой Италия предоставляет права консульскому должностному лицу Республики Италия регистрировать на территории РФ расторжение брака между гражданами данного государства в соответствии с законодательством этого государства при условии выполнения указанными гражданами обязанностей по соблюдению формальностей, требуемых законодательством РФ. Подобные положения содержатся в консульских конвенциях РФ, заключенных с Украиной, Республикой Казахстан, Республикой Молдова и некоторыми другими государствами.

Статья 16 °Семейного кодекса РФ оставляет нерешенным коллизионный вопрос о том, какое право подлежит применению при расторжении браков на территории РФ между иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также между лицами без гражданства. Целесообразно применить правило о применении законодательства РФ и в отношении указанных браков.

Отметим, что Семейный кодекс РФ, отсылая к законодательству РФ при определении права, подлежащего применению к расторжению брака, предполагает применение не только норм Семейного кодекс РФ, но и иного законодательства РФ, затрагивающего вопросы расторжения браков, в том числе гражданского процессуального законодательства.

Пункт 8 части 3 статьи 402 Гражданского процессуального кодекса РФ устанавливает два правовых критерия разграничения международной альтернативной подсудности по делам о расторжении брака, с учетом которых российские суды выясняют, могут ли они рассматривать те или иные иски, когда один или оба супруга являются иностранными гражданами или лицами без гражданства:

1) дело о разводе в российском суде может иметь место независимо от наличия или отсутствия у супругов гражданства того или иного государства только в случае возбуждения процедуры супругом, который проживает в России.

2) дело о расторжении брака может рассматриваться в российском суде при условии, что один из супругов является гражданином РФ.

Таким образом, брак между иностранным гражданином и лицом без гражданства, между иностранными гражданами или между лицами без гражданства, когда они не проживают в Российской Федерации, не может быть расторгнут в судебном порядке на территории Российской Федерации. Не может быть расторгнут брак в судебном порядке также по требованию супруга — иностранного гражданина или лица без гражданства, который не проживает в Российской Федерации, несмотря на то, что другой супруг является резидентом РФ.

Законодательство РФ в то же время не исключает возможность расторжения брака в органах записи актов гражданского состояния между иностранным гражданином и лицом без гражданства, между иностранными гражданами или между лицами без гражданства, когда они не проживают в России. В соответствии с п. 1 ст. 160 и ст. 19 Семейного кодекса РФ брак между указанными лицами может быть расторгнут на территории Российской Федерации в органах записи актов гражданского состояния при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, а также независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей по заявлению одного из супругов, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим или недееспособным либо осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет. Тем не менее возможность расторжения на территории Российской Федерации брака между иностранным гражданином и лицом без гражданства, между иностранными гражданами или между лицами без гражданства п. 1 ст. 16 °СК РФ не ставит в зависимость от факта их проживания на территории РФ, то есть их временное пребывание в России не может послужить основанием для отказа в регистрации расторжения брака.

Ясность в данный вопрос вносит положение ст. 32 Закона об актах гражданского состояния, согласно которого местом государственной регистрации расторжения брака является место жительства супругов (одного из супругов) или место государственной регистрации заключения брака. Таким образом, в органе записи актов гражданского состояния брак между вышеуказанными лицами может быть расторгнут при наличии одного из условий:

1) один из супругов проживает в Российской Федерации;

2) расторгаемый между супругами брак был заключен на территории Российской Федерации в соответствии с формой и порядком, которые были определены с учетом п. 1 ст. 156 Семейного кодекса РФ.

Согласно п. 2 ст. 16 СК РФ и гражданин РФ, проживающий за пределами территории РФ, вправе расторгнуть в суде РФ брак с проживающим за пределами территории РФ супругом независимо от его гражданства.

Таким образом, законодательство РФ допускает расторжение в суде РФ браков граждан РФ с иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также браков между гражданами РФ, хотя они и проживают за пределами территории РФ, при этом расторжение таких браков производится в соответствии с законодательством РФ.

Это правило является необходимым в связи с тем, что в некоторых государствах иностранные граждане лишены права обращаться в суд с иском о расторжении брака. Кроме того, в ряде государств вообще не допускается расторжение брака.

Правило о подсудности российским судам дел о расторжении браков гражданами РФ независимо от их проживания в РФ или за ее пределами закреплено п. 8 ч. 3 ст. 402 Гражданского процессуального кодекса РФ. Так, в соответствии с данным положением суды в Российской Федерации вправе рассматривать дела с участием иностранных граждан или лиц без гражданства, если по делу о расторжении брака хотя бы один из супругов является гражданином РФ.

При этом гражданский процессуальный кодекс РФ не регламентирует отношения, которые возникают в связи с определением конкретной подсудности дел о расторжении браков гражданами РФ, проживающими за пределами территории РФ, так как в таких случаях отсутствует место жительства в России как у истца, так и у ответчика. Поэтому и определение суда, в который должен быть предъявлен иск в соответствии с определенными правилами ст. 28 — 32 ГПК РФ, невозможно. Подходящие нормы отсутствуют, решение вопроса по аналогии может быть ошибочно и проблематично. На практике в имевших место случаях вопрос решался на основании разового и весьма специфического поручения Верховного Суда РФ принять иск к производству определенному суду первой инстанции с учетом подведомственности. Данная практика получила распространение в период действия ст. 163 Кодекса о браке и семье РСФСР, в соответствии с которой дела о расторжении браков между советскими гражданами, постоянно проживающими за границей, могли рассматриваться судами РСФСР по поручению Верховного Суда СССР. Данное положение не было включено в ст. 16 °СК РФ как не относящееся к предмету правового регулирования этого Кодекса. Подсудность по рассматриваемому вопросу предполагалось урегулировать в ГПК РФ.

Пункт 2 статьи 16 °Семейного кодекса РФ предоставляет также право гражданину РФ, проживающему за пределами территории РФ, расторгнуть свой брак за границей в дипломатическом представительстве или консульском учреждении РФ. Основным условием для реализации данного права является то, что этот же брак в соответствии с законодательством РФ мог бы быть расторгнут в органах записи актов гражданского состояния. Таким образом, в дипломатическом представительстве или консульском учреждении РФ нельзя произвести расторжение брака, когда в предусмотренных ст. 21 — 23 СК РФ случаях его расторжение возможно только в судебном порядке. Такое ограничение связано с тем, что дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ не вправе исполнять функции органов судебной власти РФ.

Предоставляя возможность гражданину РФ расторгнуть брак в дипломатическом представительстве или консульском учреждении РФ (п. 2 ст. 160) СК РФ не поясняет: в соответствии с законодательством РФ или законодательством государства места пребывания дипломатического представительства или консульского учреждения должно производиться расторжение этого брака.

Согласно ст. 42 Консульского устава СССР, расторжение такого брака должно производиться в соответствии с законодательством РФ. В то же время Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. в п. «f» ст. 5 предоставляет консульскому учреждению и дипломатическому представительству право осуществлять консульские функции, связанные с регистрацией актов гражданского состояния, в том числе и расторжения брака, при условии, что в этом случае «ничто не противоречит законам и правилам государства пребывания». Государственная регистрация расторжения брака дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ в конкретном иностранном государстве осуществляется по законодательству РФ, если законодательство данного иностранного государства допускает на своей территории такое расторжение браков и не распространяет действие своих правил на такие случаи расторжения браков.

Ряд консульских конвенций, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами, также содержат ограничения, связанные с осуществлением расторжения браков в консульском порядке. Так, ст. 19 Консульской конвенции СССР с Финляндской Республикой предоставляет права консульскому должностному лицу только регистрировать произведенное согласно законодательству государства пребывания расторжение брака, к примеру осуществленное судом, если по крайней мере одно из лиц, расторгающих брак, является гражданином представляемого государства, и вести учет таких разводов [24]. Аналогичные положения содержат консульские конвенции СССР с Японией (ст. 33) [25], Мексиканскими Соединенными Штатами (ст. 27) [26], Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии (ст. 31) [27].

В то же время большинство консульских конвенций допускает осуществление консульскими должностными лицами регистрации расторжения браков в соответствии с законодательством представляемого государства.

В частности, согласно п. 1 ст. 43 Консульской конвенции Российской Федерации с Португальской Республикой консульское должностное лицо имеет право регистрировать расторжение браков в соответствии с законодательством представляемого государства при условии, что оба лица являются гражданами представляемого государства.

Согласно положениям Семейного кодекса РФ дипломатические представительства и консульские учреждения РФ вправе расторгать браки не только между гражданами РФ, как это предусмотрено для случаев заключения браков п. 1 ст. 157 СК РФ, но и между гражданами РФ и иностранными гражданами или лицами без гражданства. Такая позиция находит свое отражение и в ряде консульских конвенций. Например, в соответствии со ст. 37 Консульской конвенции с Турецкой Республикой консульское должностное лицо в рамках, дозволенных законами и правилами государства пребывания, производит регистрацию расторжения браков в рамках, определенных законодательством государства пребывания. Для этого требуется, чтобы, по крайней мере, один из супругов являлся гражданином представляемого государства.

Однако следует иметь в виду, что большая часть консульских конвенций дозволяет производить расторжение браков консульским должностным лицам только в тех случаях, когда оба супруга являются гражданами представляемого государства.

На территории большинства иностранных государств, как и в Российской Федерации, допускается расторжение брака иностранными гражданами, особенно, когда другой супруг является гражданином государства, в котором производится развод. Следовательно, гражданин РФ может расторгнуть брак в иностранном государстве в компетентном органе данного государства с учетом установленных законодательством этого государства требований. При этом браки могут быть расторгнуты в иностранном государстве как между гражданами РФ, так и между гражданами РФ и иностранными гражданами или лицами без гражданства.

Пункт 3 ст. 16 °СК РФ признает действительным в Российской Федерации расторжение гражданином РФ брака в иностранном государстве. Ранее действовавшее законодательство предусматривало условие об обязательности проживания одного из супругов (при расторжении браков граждан РФ с иностранными гражданами или с лицами без гражданства) или обоих супругов (при расторжении браков между гражданами РФ) за пределами территории РФ для признания расторжения брака действительным [28]. В отличие от ранее действовавших положений п. 3 ст. 16 °СК РФ признание брака расторгнутым обусловливает одним фактом — расторжение должно быть произведено с соблюдением подлежащего применению законодательства и только тем органом, у которого есть полномочия на это согласно законодательству соответствующего иностранного государства. То есть расторжение данного брака должно являться действительным в иностранном государстве, в котором такое расторжение было произведено.

При этом следует учитывать, что, если была нарушена установленная Гражданским процессуальным кодексом РФ исключительная подсудность российских судов, то расторжение в судебном порядке гражданами РФ браков с иностранными гражданами или лицами без гражданства в иностранном государстве может быть не признано действительным в России, хотя суд, производивший в этом государстве развод, мог действовать в пределах компетенции судов данного государства по рассмотрению дел о расторжении браков. В частности, п. 3 ч. 1 ст. 403 ГПК РФ дела о расторжении браков российских граждан с иностранными гражданами или лицами без гражданства, если оба супруга имеют место жительства в РФ, отнесены к исключительной подсудности российских судов.

Отметим также, что в соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального конституционного закона № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» [29] обязательность на территории РФ постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами РФ. Согласно ч. 1 ст. 409 ГПК РФ решения иностранных судов признаются и исполняются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором РФ. Таким образом, решение суда иностранного государства о расторжении брака может быть не признано на территории РФ, если Россия с этим государством не заключила международного договора, предусматривающего взаимное признание решений судов о расторжении браков.

Признание судебных решений о расторжении браков предусмотрено многими международными договорами РФ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и семейным делам. Договоры с Румынией (ст. 25) [30], Монголией (ст. 44) [31], Республикой Вьетнам (ст. 41) [32], а также Конвенция стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (ст. 52), предусматривают признание решений о расторжении браков без дальнейшего производства, если отсутствуют установленные договором основания для отказа в признании:

1. решение не вступило в законную силу;

2. суд государства, где решение должно быть признано, до этого времени не вынес по тому же делу решения, вступившего в законную силу;

3. ответчик не принял участия в процессе вследствие того, что он не был надлежащим образом извещен о судебном заседании, и др.

Решение вопроса о признании расторжения того или иного брака действительным во многом также зависит от установленных международными договорами РФ правил определения компетентности уполномоченных органов.

Так, в соответствии со ст. 29 Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам бракоразводные дела компетентны рассматривать органы того государства СНГ, гражданами которого являются супруги в момент подачи заявления о расторжении брака, при этом допускается расторжение брака компетентными органами и другого государства СНГ при условии, если на его территории проживают оба супруга. В случае же, если супруги проживают на территории разных государств СНГ, то по договоренности между ними брак может быть расторгнут в органе любого из государств СНГ по месту их проживания.

Подобным образом в соответствии с п. 4 ст. 16 °СК РФ в Российской Федерации признается действительным расторжение брака между иностранными гражданами, произведенное за пределами территории РФ с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства о компетенции органов, принимавших решение о расторжении брака, и подлежащего применению законодательства.

Семейный кодекс РФ связывает признание в России иностранных решений о расторжении брака с необходимостью соблюдения органом, вынесшим решение, законодательства государства своей страны о компетенции и подлежащем применению праве. При невыполнении этого условия решение может оказаться в России непризнанным. Отметим, что существенным является факт вынесения решения компетентным органом. Если, например, расторжение брака отнесено законодательством страны места расторжения брака к ведению судов, компетентным надо считать суд, а не какой-либо другой орган. Соблюдение законодательства страны места вынесения решения о компетенции вынесших решение органов означает также, что выполнены требования законодательства о пределах компетенции судов данного государства по рассмотрению дел о расторжении брака (международная подсудность). Такая компетенция устанавливается в разных государствах по-разному.

Признание иностранных решений связывается с соблюдением законодательства государства места вынесения решения о подлежащем применению праве. Имеется в виду соблюдение коллизионных норм семейного права данного государства. Поэтому при решении вопроса о признании в России решения иностранного суда о расторжении брака, например, двух российских граждан важно установить, что коллизионная норма государства, суд которого вынес решение, соблюдена. Если эта коллизионная норма отсылает к законодательству страны гражданства супругов, следует убедиться, что при расторжении брака было применено российское законодательство.

В России признание иностранных решений о расторжении брака означает, что за иностранным решением признается такая же юридическая сила, как и за решением российских судов или органов записи актов гражданского состояния о расторжении брака. Наличие иностранного решения о расторжении брака дает основания считать супругов разведенными. При этом, не требуется государственная регистрация расторжения брака, произведенного иностранным судом, в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния. Лицо, брак которого расторгнут решением иностранного суда, может, ссылаясь на это решение, подлежащее признанию, вступить в России в новый брак.

Признание действительным в Российской Федерации расторжения брака, произведенного на территории иностранного государства, предполагает, что за решением компетентного органа иностранного государства о расторжении брака признается такая же юридическая сила, как и за решением о расторжении брака, принятым российским судом или органом записи актов гражданского состояния РФ. Решение органа иностранного государства о расторжении брака является основанием, чтобы считать супругов разведенными. Брак прекращается со дня вступления в законную силу соответствующего решения компетентного органа иностранного государства.

День вступления иностранного решения в законную силу определяется в соответствии с законодательством государства, суд (или другой орган) которого вынес решение. Вопрос имеет практическое значение, так как законодательство иностранных государств устанавливает течение срока, с которым связывается вступление судебного решения в силу, как правило начиная со дня вручения отсутствующей стороне копии решения суда, а не со дня вынесения решения, как в России.

Признание иностранного судебного решения о расторжении брака не требует какой-либо специальной процедуры, если только против признания не возражает второй супруг или иное заинтересованное лицо. Если же заинтересованное лицо возражает против такого признания, вопрос о признании на территории России иностранного решения о разводе рассматривается по заявлению указанного лица судом. Суд рассматривает заявление в судебном заседании, проверяя соблюдение условий признания и тех условий о соблюдении требований о компетенции и подлежащем применению праве. Признание судебных решений о расторжении брака предусматривает ряд договоров России о правовой помощи.

Конвенция стран СНГ от 22 января 1993 г. предусматривает признание решений, не требующих исполнения (следовательно, и решений о расторжении брака), при соблюдении перечисленных в ней условий, близких к указанным выше, но не полностью совпадающих с ними. Наличие международного договора с государством, суд которого вынес подлежащее признанию решение о расторжении брака, вызывает необходимость обращения к соответствующему договору и соблюдение только тех условий признания, которые предусмотрены в договоре.


Примечания:



1

Гражданское судопроизводство: особенности рассмотрения отдельных категорий дел: Учеб. — практ. пособие / Отв. ред. В. В. Ярков. М., 2001. С. 248.



2

Нечаева А. М. Семейное право: Курс лекций. М., 2002. С. 102.



3

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав пунктом 4 статьи 29 Семейного кодекса РФ см. Определение Конституционного Суда РФ от 16 октября 2001 г. № 206-О



18

Комментарий к Конституции РФ / Под ред. Л. А. Окунькова. М., 1994. С. 195–197.



19

Богуславский М. М. Международное частное право: Учебник. М., 1997. С. 15–16.



20

Марышева Н., Звеков В. Новая кодификация норм международного частного права//Хозяйство и право. 2002..№ 4. С. 4–5.



21

СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032; 2003.№ 46. Ст. 4437; 2004.№ 35. Ст. 3607; № 45. Ст. 4377.



22

Международное частное право: Сборник документов. М.: БЕК, 1997. С. 674 — 680.



23

См. ст. 33 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Республикой Польша /СЗ РФ. 1998. № 14. Ст. 1515



24

Ведомости ВС СССР. 1966. № 51. Ст. 1042



25

Ведомости ВС СССР. 1967. № 32. Ст. 437.



26

Ведомости ВС СССР. 1979. № 37. Ст. 606.



27

Ведомости ВС СССР. 1968. № 41. Ст. 370.



28

Абз. 2 и 3 ст. 163 Кодекса о браке и семье РСФСР.



29

СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1



30

Ведомости ВС СССР. 1958. № 21. Ст. 329.



31

Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 2. Ст. 56.



32

Ведомости ВС СССР. 1982. № 44. Ст. 827.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх