Глава 2 Теория гадания на рунах

Наше понимание того, как именно работают руны в процессе гадания, может быть очень разным и может весьма значительно отличаться от того, как объясняли действенность рунического гадания древние эрили. Да и в наше время существуют различные уровни понимания сути этого процесса. Так зачем вдаваться в теорию? Почему бы просто не заняться практикой, не беспокоясь о том, как именно "это" происходит?

С точки зрения истинного мастера работы с рунами такой вопрос, несомненно, является абсурдным. Для гадателя совершенно естественно вопрошать и действовать, постигая смысл рун все глубже и глубже. Восприятие рун только как «предсказательной" системы может помешать настоящему их пониманию. Так что вопрос «теории», или понимания того, что именно происходит в процессе рунического гадания, на самом деле есть вопрос практический.

Традиционно гадание на рунах понималось как истинный акт прямого общения человека с божественным (как это описано в «Руническом учении», глава 6). Это общение осуществляется на метаязыке богов (рун), который есть внешняя часть Дара Одина. Известно, что и сами руны вместе с трактовками их значений, и ритуальные техники их вопрошения имеют божественное происхождение. Первым гадателем на рунах был сам Один; и потому во время гадания спрашивающий как бы «подражает» его действиям и тем самым приобщается к божественному. Это - основа традиционных представлений о сути рунического гадания, по крайней мере, с точки зрения одинизма. Возможно, что у не-одинических народов гадание представлялось как «снисхождение богов к смертным».

Такое экзотерическое понимание не является абсолютно неверным. Просто с такого уровня невозможно увидеть, что во время ритуала гадатель поднимается до статуса бога. На самом деле во время процесса общения с рунами как с высшей трансперсональной реальностью гадатель обязан принять на себя этот статус для полной эффективности магических действий. Результат гадания «сходит» на уровень человеческого сознания гадателя с помощью рунических знаков. Однако гадание отнюдь не пассивное занятие. Воля, возможности, знания, сам «уровень бытия» гадателя крайне важны. Без этого руны навсегда остались бы скрытыми.

Другой аспект традиционных представлений о данной области магической деятельности связан с божествами судьбы, многочисленными и широко распространенными в германской мифологии. Они делятся на три группы по «функциям» или «областям деятельности». Во-первых, это великие Норны (др.-исл. Nornir): Урд, Верданди и Скульд, которые создают тот всеобщий фон, на котором осуществляется любое действие, формируются причины и следствия, существует самое время и бытие, - и на котором единственно мы и можем понимать все эти вещи.

Вторая группа - это персональные «носители судьбы». Они представляются как сущности, связанные с конкретным человеком - носящие его личную судьбу (др.-исл. orlog) и влияющие, соответственно, на его жизнь. Гадатель на рунах хоть в какой-то мере всегда пытается добыть знания об этих существах и их сути. К этой второй группе принадлежат духи-двойники (др.-исл. fylgja), норны (младшие норны), иногда к ним причисляют также валькирий и дисов.

Третья группа - это проводники. Эти существа непосредственно управляют тем, какие именно выпадут в процессе гадания руны и как они разложатся. «Провожатыми» могут быть норны, дисы и даже валькирии. Нужно заметить, что с одинической точки зрения эти существа являются важной частью самой одинической религии.


РУНЫ И СУДЬБА

Понимание идеи, связанной с руной perthro, является принципиальным для понимания того контекста, в котором происходит руническая работа и осуществляется руническое гадание. Эта руна отражает сокровенную работу трех великих Норн: Урд, Верданди и Скульд. Это могущественные силы Мироздания, связанные с происхождением времени, движения (как причины и следствия) и всего сущего. Им соответствуют «три великанши,/могучие девы/из Ётунхейма», упомянутые в строфе 8 «Прорицания вёльвы» в Старшей Эдде.

Суть их таинства содержится в значении их имен. Слово Урд (др.-исл. Wyrd) -это причастие прошедшего времени от глагола verdha, «быть, становиться» (др.-англ. wyrd происходит, соответственно, от глагола weordhan). Урд, следовательно, означает: «то, что было и прошло», иными словами, - прошлое. Слово Верданди - это настоящее время того же глагола и означает оно: «то, что есть и становится», то есть, - настоящее. Наконец, Скульд происходит от другого глагола, skulu, который можно перевести как «будет» (англ. shall). Перевод же самого слова Скульд: «то, что будет». В древнеисландском языке оно имело дополнительное значение долга и обязательства, но на архаическом уровне семантики оно означает именно то, что будет иметь место быть в будущем.

Важно также понять, что древнегерманская идея времени строилась на модели «прошлого, которое не прошло» 12. Как вы знаете, даже в современном английском языке глаголы не имеют будущего времени (и для того, чтобы образовать его, необходим глагол will). Это общая черта всех языков германской группы - английского, немецкого, скандинавских и т.д. Однако действительное прошедшее время существует; так случилось из-за того, что для сознания германца прошлое реально, а будущее расплывчато и неясно, настоящее же - только происходит.

Если полностью осознать это, то легко понять истинную природу германской идеи «судьбы» (др.-исл. orlog). Судьба не является раз установленной и неизменной, она трансформируется под влиянием происходящего. Тем не менее, судьба очень могущественна, и те, кто избежал её хватки однажды, не сумеют сделать это еще раз. Хорошо известный германский фатализм на самом деле - примитивное понимание этого процесса. Ваше Скульд (будущее) контролируется - и даже определяется - вашим Урд (прошлым), вашим Роком. Рок, по сути, - это прошедшее, поглощенное настоящим.

Теперь, если к этой огромной «сети» идей прибавить германскую идею «перевоплощения» (др.-исл. aptrburdhr, «перерождение»), то возникает, наконец, полная истинная картина. Судьба представляется (и является) неодолимой, поскольку её корни скрываются в прошлом; они так глубоко проникли в нас самих, что стали невидимы. Все прошлые действия и взаимодействия на всех уровнях бытия проходят сквозь ваше личное время, чрезвычайно запутывая пряжу судьбы. На самом элементарном уровне власть Рока можно выразить во фразе: «Старой привычке трудно изменить». Однако посредством рунического гадания маг-витки может обнажить те корни происходящего, которые лежат на уровне Рока.

Два следующих термина пригодятся нам при дальнейшем анализе. Aptrburdhr, или перерождение, представляет собой процесс, при котором личные черты человека естественным путем наследуются по генетическим линиям, т.е. при котором внук является реинкарнацией умершего деда. Таким образом, внук наследует судьбу предка или всего клана и племени. Ребёнок оказывается под воздействием своего наследия.

Orlog - это комплексная идея. Дословно этот термин означает «изначальный закон», и отмечает действия, которые «лежат» в прошлом. Но судьба включает в себя два момента. Это и действия, совершенные нами (в этом или в прошлых существованиях), и то, что совершили с нами другие люди или обстоятельства в то же время. В английском языке реликтом этих представлений является архаическое слово ordeal, «изначальная доля», т.е. то, что было предопределено в прошлом 13. Существование этого слова позволяет нам - в той или иной степени - судить об историчности данной концепции.

Из того, что было сказано выше, становится ясно, что процесс рунического гадания направлен не только на получение информации - посредством бросания рун - о причинах и их следствиях в узком смысле. Норнический процесс выражает целый спектр возможностей, проистекающих из полного комплекса всех действий и ответных реакций на многих уровнях бытия. Руническое гадание - это попытка воспроизвести все хитросплетение судьбы, причем воспроизвести так, чтобы оно стало доступно осмыслению и анализу. Существует современная теория, которая практически соответствует данной германской модели, - это теория «одновременности», разработанная швейцарским психологом К.Г.Юнгом 14.

«Одновременность» - это явление, при котором происшествия внешней жизни человека определённым образом совпадают по времени с событиями его жизни психической. В такие моменты наши души и весь мир вокруг могут быть в какой-то мере изменены, если мы сознаем это.

Акт рунического гадания направлен не столько на предсказание будущих событий, сколько на анализ внутренних и внешних обстоятельств, при котором четко выявляется суть хитросплетений Рока. Исходя из этой сути, мы можем судить о том, что совершается в мире. Мы можем даже оказаться в состоянии видеть весь мир целиком: прошлое и настоящее, архетипическое и земное. Тот, кто может читать руны, способен расширить свое видение до состояния, в котором все определяющие факторы того или иного события становятся очевидны. Нити ткани судеб могут быть проявлены в осознаваемом, и тогда все, что, вероятно, предстанет перед внутренним взором мастера рун.

Если маг-витки рассматривает модель Иггдрасиля как четырехмерную сеть, а акт рунического гадания - как способ расширения осознания вовне, во все девять миров вдоль путей, их соединяющих, то данный акт окажется методом развития знания из центра (из Мидгарда). Мидгард («средний», человеческий мир) можно сравнить с поздним, последним плодом на ветвях Иггдрасиля, несущим в себе, тем не менее, семя новой весны. Руническое гадание может показать нам возможные пути этого нового развития.

Завершая эту главу, следует сказать несколько слов об опыте «столкновения с судьбой». В нашем разговорном языке слово «судьба» стало, к сожалению, синонимом чего-то дикого, туманного, неясного. Это печально. В древние же времена такой опыт столкновения с судьбой рассматривался как божественный по своей сути. Этот опыт заставлял людей испытывать священный ужас и чувство глубочайшей значимости происходящего. Такие моменты и переживания приносили ощущение «одновременности» большее, чем что бы то ни было еще. Все происходящее становилось кристально ясным, приводя человека в трепет. И эта книга направлена на то, чтобы избавить мир от власти бессмысленного потребления.










Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх