Лекция 2. Эволюция

Вы помните, что для удобства мы разделили всю тему на три основные части — различия, эволюция и вопросы добра и зла. Мы уже рассмотрели вопрос о различиях, и как произошло, что каждый человек имеет различную дхарму. Еще раз напомню определение дхармы. Оно означает внутреннюю природу, отмеченную стадией эволюции, плюс закон роста для следующей стадии эволюции. Держите это определение в уме, так как без него мы не сможем применить дхарму к тому, что мы будем изучать в третьей части этой темы.

Под темой "Эволюция" мы изучаем путь, по которому зародыш жизни развивается в совершенное подобие Бога, помня, что этот образ Бога может быть представлен только совокупностью бесчисленных объектов, составляющих Вселенную во всех ее деталях, и что совершенство индивидуальности зависит от полноты, с которой она выполнит свою собственную часть в огромном Целом.

Прежде чем мы сможем понять эволюцию, мы должны найти ее источник и мотив, жизнь, погружающуюся в материю, прежде чем она разовьет сложные организмы разных видов. Начнем с принципа, что всё исходит из Бога и всё находится в Боге. Ничто во Вселенной не может быть исключено из него. Никакая жизнь, кроме его жизни, никакая сила, кроме его силы, никакая энергия, кроме его энергии, никакая форма, кроме его форм — всё есть результаты его мысли. Это наше основное положение. Это — то основание, на котором мы должны стоять, смело признавая всё, что оно означает. "Семя всех существ", — говорит Шри Кришна как величайший Ишвара, — "Это есть Я, о Арджуна! Ничего нет движущегося и неподвижного, что могло бы существовать вне меня" ("Бхагавад-гита", X.39). Не будем бояться принять это основное положение. И из-за несовершенства развивающихся жизней не уклоняйтесь от вывода, к которому приведет нас эта истина.

В другом месте он говорит: "Я — и в игре плутующих и в великолепии великолепных вещей" ("Бхагавад-гита", X.36). Что означает смысл этих слов, звучащих так странно? Каково объяснение этих фраз, которые кажутся почти богохульными? Точно такой же истине учит Ману: "Из себя самого Он творит Вселенную". Жизнь, исходящая от Величайшего, облекает себя одним за другим покровами майи, в которых эта жизнь должна развить в совершенстве и всё находящееся в ней в латентном состоянии.

Первый вопрос: содержит ли эта жизнь, которая исходит из Ишвары, уже всё развитым, каждую проявленную силу, каждую возможность осуществленной как Реальность? Ответ на этот вопрос, повторяемый опять и опять в символах, аллегориях и в ясных словах, всегда — "нет". Она содержит всё в потенции, но не в полном проявлении. Она содержит в себе всё в зародыше, но с самого начала — ничего как развитый организм. Семя есть то, что вложено в великие воды материи, и только одно семя распространяется дальше Жизнью Мира. Эти зародыши, которые исходят из жизни Ишвары, развивают шаг за шагом, стадия за стадией, ступень за ступенью — все силы, пребывающие в Отце-Производителе, — имя, которое Ишвара дает самому себе в "Гите". Он еще раз провозглашает: "Мое лоно — Великий Брахман, в него помещаю я семя, отсюда происходит рождение всех существ, о Бхарата. В каких бы лонах ни рождались смертные, о Каунтея, Брахман — их истинное лоно, Я же — производящий их Отец" ("Бхагавад-гита", XIV.3–4). Из этого семени, этого зародыша, содержащего всё в потенции, но еще ничего — в проявлении, из этого семени должна развиться жизнь, ступень за ступенью, поднимаясь всё выше и выше, пока, наконец, не будет создан центр сознания, способный развиваться до сознания Ишвары, одновременно оставаясь центром с силой, проявляющейся как новый Логос или Ишвара, для создания новой Вселенной.

Давайте охватим весь этот грандиозный взмах мысли в деталях. Жизнь, окутанная материей, — это наше начало; эти зародыши жизни, эти мириады семян, или, говоря словами Упанишад, эти бесчисленные искры — все выходят из единого Пламени, которое есть величайший Брахман. Из этих семян должны быть развиты качества; эти качества есть силы, но силы проявляются через материю. Эти силы будут развиты одна за другой, силы, которые есть жизнь Ишвары, окутанная в майю. В тишине прорастает это божественное семя, и ранние его стадии скрыты под землей; затем оно посылает корни вниз, а нежный росток — вверх, чтобы потом могло появиться растущее дерево.

Эта сила жизни или, вернее, эти бесчисленные силы, которые Ишвара проявляет, чтобы Вселенная могла существовать, эти мириады сил — все они вначале не проявлены в зародыше, и там пока нет никаких признаков могучих возможностей, никакого следа того, чем они станут в будущем. Мысль, проявленная в материи, проливает свет на этот предмет, если суметь уловить его внутренний тонкий смысл. Шри Кришна, говоря о своей низшей Пракрити, или низком проявлении, сказал: "Земля, вода, огонь, воздух, эфир, душа и разум (буддхи), а также самость (аханкара) — таково восьмеричное разделение моей Природы (Пракрити). Такова моя низшая природа". Дальше он объясняет, что такое его высшая Пракрити: "Познай мою иную природу, высшую, которая есть элемент жизни, посредством которой держится мир" ("Бхагавад-гита", VII.4–5). Далее, отделенные многими стихами, так что иногда теряется соединяющая их нить, были сказаны другие слова: "Воистину трудно проникнуть через покров этой божественной майи, сотканной тремя гунами. Приближающиеся ко мне преступают эту иллюзию". В эту йога-майю действительно трудно проникнуть; многие не находят его, окутанного в майю, так трудно понять и раскрыть ее. "Лишенные мудрости считают мою непроявленную природу проявленной, не ведая моей высшей природы, непреходящей, исполненной славы. Скрытый в моей творческой иллюзии, не всеми познаюсь Я. Заблуждающийся мир не знает меня, нерожденного, вечного" ("Бхагавад-гита", VII.24–25). И дальше он провозглашает, что его непроявленная жизнь наполняет собою всю Вселенную.

Жизненный элемент, или высшая Пракрити — непроявлена, низшая пракрити — проявлена. Он говорит: "Из непроявленного вытекает всё проявленное при зачатии Дня; при наступлении Ночи оно растворяется в Том, имя которому Непроявленный". И так происходит снова и снова. "Воистину, превыше этого Непроявленного есть иное вечное Непроявленное, которое сохраняется во время разрушения всех существ" ("Бхагавад-гита", VIII.20).

Существует тонкое различие между Ишварой и его образом, который он проявляет. Образ — это отражение Непроявленного, но он сам есть Высшее, Непроявленное, Вечное, которое никогда не может быть разрушено. Понимая это, переходим к развитию сил. Именно здесь мы начинаем нашу эволюцию. Изливающаяся жизнь была окутана в материю для того, чтобы поместить семя в материальное окружение, которое должно сделать эволюцию возможной. Когда мы подходим к первому прорастанию семени, тогда появляются наши затруднения, так как мы должны мысленно погрузить себя в те времена, когда в самом эмбрионе не было ни разума, ни способности воображения, ни памяти, ни суждения — ничего из обусловленных и известных нам способностей ума; когда вся проявленная жизнь была тем, что мы находим в минеральном царстве, в самом низшем состоянии развития сознания. Минералы проявляют сознание через притяжение и отталкивание, через сцепление их частиц, но они не выражают никакого сознания, которое могло бы быть названо сознанием "Я" и "не-Я".

В каждой низшей форме царства минералов начинает развиваться жизнь Ишвары. Развивается не только зародыш жизни, но Он во всей своей силе и мощи проявляется в каждом атоме его Вселенной. Развивающаяся жизнь делает эволюцию неизбежной. Его сила осторожно раздвигает стены материи, с безмерным терпением и наблюдающей любовью, чтобы эта жизнь не разрушилась от напряжения. Бог — сам Отец Жизни — заключает эту жизнь в себе как мать, развивая семя в подобие самого себя, никогда не теряя терпения, никогда не торопясь, готовый дать столько времени из бесчисленных веков, сколько потребуется маленькому зародышу. Время — ничто для Ишвары, ибо он — вечен и всё в нем. Совершенствование проявления, которого он добивается, происходит без спешки. Дальше мы увидим, как выражается такое терпение.

Жизнь должна быть пробуждена, но как? Посредством толчков, через вибрации внутренняя сущность пробуждается к активности. Жизнь пробуждается к деятельности посредством вибраций, которые внешне волнуют ее. Эти мириады семян жизни, еще бессознательные, окутанные материей, брошены в мириады процессов природы, но "природа" — это только одежда Бога, это лишь его низшее проявление, в котором он выражает себя на материальном плане. Эти формы сталкиваются друг с другом, потрясая и другие скорлупы материи, в которых заключена жизнь, и жизнь начинает трепетать от полученного толчка.

Природа толчка не имеет значения. Важно, чтобы толчок был достаточно сильным. Всякий опыт полезен. Всё, что потрясает эту скорлупу так сильно, что жизнь внутри нее начинает трепетать в ответ, будет вначале желанным. Главное — жизнь внутри должна затрепетать. Это пробудит в ней зарождающиеся силы. Вначале это трепет внутри себя самой, без какого-либо воздействия на ее внешнюю скорлупу. Но когда удар повторяется за ударом, и вибрация за вибрацией создают сотрясающие ее толчки, жизнь внутри посылает через внешнюю оболочку ответную дрожь. Толчок вызвал ответ. Таким образом достигнута следующая стадия, ответ приходит из скрытой жизни и выходит за пределы оболочки. Такое состояние продолжается на протяжении минерального и растительного царств.

В растительном царстве ответ на возникшие от контакта вибрации выражается в новой силе жизни — ощущении. Жизнь начинает проявляться в виде того, что мы называем "чувство", т. е. различных реакций, возникающих в виде удовольствия и страдания. Удовольствие или наслаждение в основном гармонично. Всё, что вызывает страдание, — дисгармонично. Возьмем музыку. Гармоничные ноты, взятые вместе как аккорд, дают нашему слуху чувство наслаждения. Но если ударить по струнам без внимания к нотам, то возникнет диссонанс, который будет нам неприятен. То, что верно в отношении музыки, верно во всём. Здоровье — это гармония, болезнь — дисгармония; сила — гармония, слабость — дисгармония; красота — гармония, уродство — дисгармония. Все наслаждения в природе есть ответы чувствующего существа на вибрации, которые гармоничны и ритмичны, а страдание означает ответ на вибрации дисгармоничные и неритмичные.

Ритмичные вибрации создают канал, направленный наружу, через который жизнь может расширяться, и это излияние есть "наслаждение"; неритмичные вибрации замыкают каналы и мешают излиянию — такое нарушение и есть "страдание". Излияние жизни по направлению к объектам есть то, что мы называем "желание", следовательно удовлетворение является удовлетворением желаний. Разница наблюдается уже в растительном царстве. Возникает гармоничный толчок. Жизнь отвечает на эту гармоничную вибрацию и расширяется, чувствуя в этом расширении "наслаждение". На негармоничный толчок жизнь отвечает диссонансом, задерживается и чувствует препятствие, "боль". Толчки даются опять и опять, пока не начнет расти в этой, заключенной в оболочку, жизни осознание различия между двумя. В настоящем состоянии сознания только посредством распознавания мы можем отличить один объект от другого. Возьмем простой пример. Положите монету на ладонь и прижмите ее пальцами — вы будете ее чувствовать. Но если такое сжатие будет продолжаться постоянно с тем же усилием, то чувство в руке исчезнет, и вы не будете знать, есть ли что-нибудь в вашей ладони. Подвигайте пальцами и вы будете чувствовать монету опять; держите руку спокойно, и это ощущение снова исчезнет. Всё это происходит потому, что сознание может познавать вещи лишь посредством различий. Когда различия устранены, сознание перестает реагировать.

Теперь перейдем к следующему факту, который возникает, когда жизнь развивается через животное царство. Удовольствие и страдание теперь быстро ощущаемы, возникает зародыш опознавания, соединяющий объекты и чувства. Мы называем это "понятием". Что же такое "понятие"? Это означает, что жизнь развивает силу, создающую звено между объектом, вызывающим впечатление, и чувством, посредством которого она отвечает на этот объект. Когда пробуждающаяся жизнь, соприкасаясь с внешним объектом, познает его, как дающего удовольствие или страдание, тогда мы говорим, что этот объект понят и качество восприятия или создание звена между внешним и внутренним мирами развито, и когда эти взаимоотношения стали более прочными, то начинает зарождаться и расти в этом организме ментальная сила.

Для примера возьмем стадию дикаря. На этой стадии мы сможем быстрее проследить эти ранние ступени. В нем сознание "Я" и "не-Я" устанавливаются медленно. "Не-Я" касается его, "Я" чувствует это; "не-Я" создает удовольствие, "Я" сознает это; "не-Я" причиняет ему страдание, "Я" страдает. Так начинается интеллект, так начинает развиваться корень самоосознания. Создается центр, к которому всё направляется и от которого всё исходит. От постоянно повторяющихся вибраций возникают всё более быстрые результаты, и так как повторение вызывает восприятие сознанием объектов, дающих удовольствие, то развивается следующая стадия — ожидание удовольствия до образования контакта. Объект признается источником удовольствия, и это ожидание есть первый проблеск памяти и начало воображения, т. е. соединение интеллекта с желанием. Это ожидание вызывает проявление других дремлющих качеств ума. Осознание предмета и ожидание удовольствия создает следующую стадию — создание живого ментального образа этого предмета, т. е. воспоминание о нем, и это возбуждает желание получить этот предмет опять. Далее появляется стремление найти этот объект, который доставляет приятное чувство. Таким образом человек наполняется желаниями. Он хочет удовольствий, поэтому направляет свой разум к их достижению. Он еще бы долгое время оставался в стадии животного, где у него не было никаких стремлений, если бы новый вид активности в его внутреннем теле не заставил его желать удовольствий, которые может дать лишь внешний мир.

Еще раз вернемся к животному и подумаем, что влечет животное к действию: желание избежать неприятных ощущений. Например, животное чувствует голод, поэтому ему необходимо найти еду и оно пускается на поиски еды. Животное чувствует жажду, и желая утолить ее, оно отправляется в поисках воды. Таким образом, оно всегда в поисках объектов, которые удовлетворяют его желания. Удовлетворите его желания, и оно успокоится. У животных нет собственной инициативы к действию. Толчок должен произойти извне. Эволюцию сознания можно проследить во взаимодействии внешних стимулов к действию и стимулов, возникающих по собственной инициативе. Низшее сознание стимулируется импульсами, идущими извне. Высшее сознание — импульсами изнутри.

Итак, возвращаясь к нашему дикарю, мы находим, что удовлетворение желаний — стимул и закон для его прогресса. Как непривычно звучит это для многих из вас. Ману говорит: "Желать освободиться от желаний путем их удовлетворения — всё равно что стараться потушить огонь, подливая в него масло". Желания следует сдерживать и ограничивать. Желания должны быть полностью уничтожены, и это безусловная истина, но только тогда, когда человек достиг определенной стадии эволюции. На ранних стадиях удовлетворение желаний — закон эволюции. Если он не удовлетворит свои желания, для него невозможен дальнейший рост. Вы должны понять, что на этой стадии нет ничего такого, что можно было бы назвать нравственностью. Там нет различия между добром и злом. Каждое желание должно быть удовлетворено. Когда центр зарождающегося самосознания ищет удовлетворения желаний, тогда он растет. Он не выбирает, его внутренняя природа, отмеченная развитием желаний, требует удовлетворения — таков закон его роста. Вы не найдете в нем сознания добра и зла и ни малейшего представления, что удовлетворение желаний запрещено высшим законом.

Но без удовлетворения желаний нет дальнейшего роста. Этот рост должен подготовить путь к рождению разума, суждений, к развитию высших сил, памяти и воображения. Всё это может развиваться только через удовлетворение желаний. Опыт — закон жизни, и он же — закон роста. Пока человек не наберется разного рода опыта, он не сможет познать, что он живет в мире Закона.

Существуют два пути, которыми Закон запечатлевает себя в человеке: удовольствие или наслаждение — если Закон выполняется, боль — если Закону противятся. Если на этой ранней стадии человек не имеет разнообразного опыта, как может он познать существование Закона, как может возникнуть чувство различия между добром и злом? Вселенная никогда бы не смогла прийти к бытию без противоположностей, и на одной из стадий это проявляется в сознании как противоречие между добром и злом. Мы не можем познать свет без тьмы, движение без покоя, наслаждение без страдания. Таким образом, вы не сможете познать добро, которое есть гармония с Законом, без познания зла, которое есть дисгармония с Законом. Добро и зло — пара противоположностей в более поздней эволюции человека. Человек не сможет осознать разницу между ними, пока не испытает то и другое.

Итак, человек развил некоторую силу распознавания. Предоставленный полностью самому себе, он со временем познает, что некоторые вещи помогают и укрепляют его, усиливают в нем жизнь; и наоборот, другие вещи ослабляют его и сокращают его жизнь. Всему этому его будет учить опыт. Постепенно он поймет, что "дающее наслаждение" усиливает жизнь и отождествляется с добром, а "дающее страдание" убавляет жизнь и отождествляется со злом. Таким образом, человек постепенно приходит к выводу, что его счастье и рост зависят от повиновения Закону.

Но пройдет много времени, пока пробуждающийся разум не научится сравнивать опыт от наслаждения и от страдания, и приводящий в замешательство опыт, в котором то, что давало наслаждение в излишестве, вызывает страдание. Длительный период времени необходим, чтобы он смог собрать воедино весь свой опыт и сделать вывод, что такое добро и что такое зло. Когда он будет стараться сделать правильный вывод, он не будет одинок. К нему на помощь придут более развитые, чем он сам, существа, Учителя, которые помогут в его эволюции, направят его рост, подскажут о существовании Закона, который поможет ускорить его эволюцию, усиливая его радость, разумность и силы. Откровение из уст Учителя ускоряет эволюцию, и вместо того, чтобы предоставлять человеку самому медленно учиться на личном опыте. Закон, изложенный устами Старшего, будет содействовать его росту.

Учитель приходит и говорит пробуждающемуся разуму: "Если ты убьешь этого человека, ты совершишь поступок, который я, по божественному авторитету, запрещаю. Этот поступок дурной, он принесет страдание". Учитель говорит: "Хорошо помогать голодающим. Этот голодный человек — твой брат, корми его, не дай ему умереть от голода, делись с ним всем, что ты имеешь. Такой поступок добрый, и если ты будешь повиноваться этому закону, ты будешь счастлив". Чтобы привлечь пробуждающийся разум к добру, ему обещают награду, а чтобы остеречь от зла, угрожают наказанием. Земное благополучие связывают с послушанием Закону, а земное страдание — с неповиновением Закону. Возвещение Закона, что страдание следует за тем, что Закон запрещает, и счастье за тем, что Закон приказывает, стимулирует пробуждающийся разум; человек, пренебрегающий Законом, — страдает, и тогда он говорит: "Учитель говорил мне об этом". Воспоминание о заповеди, подтвержденное опытом, оказывает впечатление на сознание гораздо быстрее и сильнее, чем только опыт без упоминания Закона. Путем комбинированного воздействия на разум, с помощью так называемых принципов морали, стимулируется активность разума.

Если человек не хочет подчиняться Закону, тогда он предоставляется суровому обучению через личный опыт. И если он говорит: "Я хочу иметь это несмотря на запрещение Закона", тогда он будет предоставлен действию неумолимого Закона, и бич страданий преподаст ему урок, который он не воспринял, когда не внял любящим словам предупреждения.

Как часто это встречается и теперь. Как часто молодой человек, любящий спорить и самоуверенный, не хочет прислушаться к Закону, не хочет слушать более опытных и не считается с уроками прошлого. Желание побеждает разум. Его отец убит горем. "Мой сын погряз в пороках, — говорит он, — мой сын идет ко злу. Я наставлял его правильному поведению, а он стал лжецом! Я в отчаянии от моего сына". Но Ишвара, Отец, любящий больше, чем любой земной отец, имеет терпение, ибо Он пребывает в сыне, так же как и в отце. Он в нем и учит его уроку таким способом, каким эта душа готова учиться у него. Он не хочет учить его с помощью авторитета или примера. Во всех случаях желание дурных вещей, которое останавливает его эволюцию, должно быть вырвано из его природы. Если он не хочет учиться добром, пусть учится через страдание. Пусть учится своим личным опытом, пусть окунется с головой в грех и пожнет горькие муки, которые возникнут от неподчинения Закону. Время есть. Он выучит урок, но уже через страдания. Бог в нем, но, тем не менее, он позволяет ему идти этой дорогой. Более того, он даже открывает ему путь, по которому он пойдет и которого он просит. Ответ Бога таков: "Дитя мое, если ты не хочешь слушаться, иди своей собственной дорогой и учи урок в огне своей агонии и в грехах своего унижения. Но я все-таки с тобой, наблюдаю за тобой и твоими поступками. Я — исполнитель Закона и Отец твоей жизни. В грязи унижения ты должен научиться останавливать свои желания, если ты не научился этому через мудрость и любовь". Он всегда терпелив, его работа всегда завершается прекрасно, хотя путь суров, когда мы не хотим идти нормальным путем. Мы, которые не хотим понимать это бесконечное сострадание, неправильно истолковываем его, но он продолжает работать с терпением вечности, для того чтобы желания были вырваны с корнем, и его сын стал бы совершенным, как совершенен его Отец.

Теперь перейдем к следующей стадии. Существуют определенные законы роста, которые являются всеобщими. Мы привыкли смотреть на некоторые вещи как на положительные, и на другие — как на отрицательные. Каждая нация имеет свой образец нравственности. Только немногие знают, как этот стандарт образовался и как он терпит неудачу. Для обыкновенных дел он вполне пригоден. Опыт расы под руководством Закона показал, что некоторые действия задерживают эволюцию, а другие — двигают ее вперед.

Великий Закон методической эволюции, который сопровождает ранние ступени, сменяется законом четырех последовательных стадий в более позднем человеческом росте. Это происходит, когда человек достиг определенного уровня, пройдя предварительное обучение. Такое наблюдается в каждой нации на определенной стадии эволюции, но возвещено в древней Индии как Закон развивающейся жизни, как последовательный порядок роста души, как принцип, с помощью которого может быть понята и выполнена дхарма. Помните, дхарма содержит две вещи — внутреннюю природу достигнутой точки развития и закон роста для следующей ступени. Дхарма должна быть открыта для каждого человека. Во-первых, дхарма есть служение. Не имеет значения, в какой стране родилась душа, когда она прошла первые стадии; ее внутренняя природа требует дисциплины служения и этому она должна научиться через служение — качество, необходимое для достижения следующей ступени роста. На этой стадии сила самостоятельных действий весьма ограничена. Здесь еще присутствует тенденция уступать импульсу извне, нежели показывать развитое суждение, избирая индивидуальную линию изнутри. В этой группе мы видим всех тех, кто принадлежит к типу служения. Вспомните мудрые слова Бхишмы, что, если черты характера брахмана проявляются в шудре, а в брахмане их нет, то этот брахман не есть брахман, а этот шудра не есть шудра. Другими словами, характер внутренней природы отмечает стадию роста этой души и относит ее к тому или иному великому подразделению. Некий солдат будет убит, если он не исполняет приказаний, ибо его долг — повиновение. Если ваше суждение не развито, если вы руководствуетесь только внешними импульсами, если вы не чувствуете себя счастливыми без шума, болтовни и споров вокруг вас, тогда дхарма есть служение, где бы вы ни родились, и вы должны быть счастливы, если ваша карма поставила вас в условия, где дисциплина будет воспитывать вас.

Таким образом человек подготавливается к следующей ступени. И долг всех, кто является начальником, помнить, что дхарма шудры будет выполнена, если он повинуется, если он честен и предан своему господину. Поэтому не следует ожидать от него на этой ступени эволюции высших добродетелей. Требовать от него бодрости при страдании, чистоты мысли и силы, с радостью переносить лишения — такие требования слишком высоки для него. Если мы сами часто не выполняем и не проявляем этих качеств, то как мы можем ожидать их от тех, кого мы называем низшим классом. Долг высшего — показывать пример высших добродетелей, но он не имеет права требовать их от своего подчиненного. Если слуга проявляет честность и послушание, его дхарма выполнена превосходно и другие ошибки не должны быть наказуемы, а мягко указаны господином. Поступая так, он воспитывает эту более молодую душу, ибо детскую душу нужно мягко направлять по пути и ее рост не следует смущать суровым обращением, как это обыкновенно часто случается в жизни.

Когда в продолжение многих воплощений душа выучит этот урок, она, повинуясь закону роста, будет следовать своей дхарме и приблизится к следующей ступени, в которой она должна будет выучить первое применение силы, чтобы достичь богатства. И тогда дхармой души станет задача развить все качества, которые будут способны к эволюции, и, руководствуясь жизнью и внутренней природой, осуществлять задачу следующей ступени — достижения богатства. Ибо во всем мире дхарма вайшьи есть развитие некоторых определенных качеств. Справедливость, добросовестные отношения этого человека с другими, независимость поведения от побуждения чувств, развитие таких качеств, как проницательность, энергичность, умение балансировать своими долгами, справедливая оплата в честном обмене, а также умеренность, отсутствие расточительности и сумасбродства, выплата справедливого вознаграждения за выполненную работу — все эти качества ведут его к дальнейшему росту. Для вайшьи положительное качество — быть экономным, отказываться платить больше, чем он должен, настаивать на справедливом и честном обмене. Всё это развивает качества, необходимые для его будущего совершенства. В своей ранней стадии они иногда неприятны, но с высшей точки зрения, это — дхарма данного человека, и если она не будет выполнена, позднее она может создать слабый характер, что повредит его эволюции.

Терпимость — закон для его дальнейшего роста, но нетерпимость в отношении небрежности или слишком большой щедрости.

Он должен достигнуть богатства путем упражнения таких свойств, как бережливость и исполнительность, и потом употребить это богатство для благородных целей, субсидируя ученых, давая средства на претворение в жизнь достойных планов, для общественного благополучия. Собирать богатство с энергией и проницательностью и тратить накопленное богатство благоразумно — это и есть дхарма вайшьи, результат его природы и закон его дальнейшего роста.

Это приводит нас к следующей ступени, к ступени правителей, воюющих и борющихся воинов, где внутренняя природа — боевая, агрессивная, отстаивающая свою собственную позицию, готовая защищать слабого, повинуясь голосу справедливости. Храбрость, бесстрашие, благородное великодушие, отдача жизни для защиты слабых, выполнение своего долга — вот дхарма кшатрия. Его долг — защита от всяких внешних нападений того, что дано ему под охрану. Иногда это может стоить ему жизни, но это не имеет значения, он должен выполнять свой долг. Защищать, охранять — его работа. Его сила — барьер между слабыми и угнетателями, между беспомощными и теми, кто попирает их. Его предназначение — идти на войну и бороться в джунглях с дикими зверями.

Не понимая, что такое эволюция и закон роста, вы приходите в ужас от войны. Великий Риши, который создал такой закон, знает, что слабая душа никогда не сможет достигнуть совершенства. Никто не может накопить силу без мужества, стойкость и мужество невозможно приобрести, если не научишься смотреть опасности прямо в лицо и пока не будешь готовым отдать свою жизнь, если долг потребует этой жертвы. Наш сентиментальный слабовольный псевдоморалист ужасается от такого учения, но он забывает, что в каждой нации есть души, нуждающиеся в такой тренировке и чья дальнейшая эволюция зависит от успеха в ее достижении. Поэтому я вновь обращаюсь к Бхишме, воплощению дхармы, и напоминаю его слова, что долг кшатрия — убивать тысячи своих врагов, если в этом состоит его долг защищать. Война ужасна, сражение на поле боя потрясает, наши сердца возмущаются этими картинами, мы содрогаемся при виде мучений искалеченных, израненных тел. В значительной степени это происходит потому, что мы всецело введены в заблуждение внешней формой. Единственная цель тела состоит в том, чтобы дать возможность находящейся внутри ее жизни развиваться. С того момента, когда она научилась всему, что это тело могло дать ей, пусть оно погибнет и освободит душу, которая возьмет новое тело, которое даст ей возможность проявить более высокие силы. Мы не в состоянии разгадать майю. Наши тела погибают вновь и вновь, но каждая смерть есть воскресение для высшей жизни. Тело само по себе не что иное, как одежда, в которую облачается душа, и ни один даже самый мудрый человек не хотел бы, чтобы оно было вечным. Мы одеваем своего ребенка в малые одежды и меняем их по мере роста ребенка. Но мы никогда не хотели бы, чтобы одежда нашего ребенка была сделана из металла, что связало бы рост ребенка.

Итак, наше тело — всего лишь одежда. Нужно ли ее делать из железа, чтобы она никогда не погибла? Разве душа не нуждается в новом теле для своего роста? Тогда дайте телу умереть. Это трудный урок, которому должен научиться кшатрий. Отбрасывая свою телесную жизнь на земле, душа приобретает силу самопожертвования. Кшатрий учится мужеству, терпению, смелости, храбрости, изобретательности, преданности идеалу, верности делу, и он охотно платит за это ценой жизни своего тела, и тогда душа его растет, торжествуя и приготавливаясь к еще более благородной жизни.

И тогда наступает последняя стадия — учительство. Дхарма этой стадии — обучать. Душа должна усвоить весь низший опыт, прежде чем будет в состоянии учить других. Если бы человек не прошел через все эти предыдущие стадии и не приобрел мудрости через послушание, усилия и борьбу, как мог бы он стать учителем? Он достиг такой стадии эволюции, такого роста своей внутренней природы, когда он может учить своих более невежественных братьев. Такие качества не создаются искусственным способом. Это врожденные качества его природы и они проявляются решительно во всем. Брахман не есть брахман, если он — не учитель по своей дхарме. Он достиг знаний и благородного рождения для того, чтобы стать учителем.

Законом его роста является знание, благочестие, прощение, дружеское отношение к каждому существу. Как изменилась дхарма! Но он не стал бы другом каждого существа, если бы не научился жертвовать своей жизнью, когда этого требует долг, и окрепнуть в борьбе, будучи кшатрием.

Что является законом брахмана? Он никогда не должен терять самоконтроль, никогда не должен быть вспыльчивым, должен быть всегда благородным, кротким, чистым, никогда не должен вести дурной образ жизни. Он должен отдалить себя от житейских вещей, если они начинают приобретать власть над ним. Может показаться, что такого образца невозможно достичь. Но речь идет о Законе, который принесли Величайшие, я же являюсь лишь слабым эхом их слов. Закон создал этот образец и кто возьмет на себя смелость изменить его? Сам Шри Кришна провозгласил его дхармой брахмана и сказал, что это должно быть законом его роста и что конец его роста — освобождение. Ибо освобождение ожидает его, но если только он проявит качества, которых он должен достигнуть, преследуя высокий идеал. Это и есть его дхарма, и только это является единственным оправданием имени брахмана.

Этот идеал так прекрасен, что каждый серьезный и вдумчивый человек захочет достичь его, но Мудрость вмешивается и говорит: "Да, этот идеал должен стать твоим, но сначала ты должен заслужить его. Ты должен расти, ты должен работать. Истинно, идеал твой, но не раньше, пока ты заплатишь его цену!" Важно для нашего роста и роста нации, чтобы дхарма была понята в зависимости от ступени эволюции и чтобы мы научились различать нашу собственную дхарму с помощью характерных особенностей, которые мы находим в нашей собственной природе. Если мы поставим перед неподготовленной душой идеал такой высоты, что он не будет трогать ее, то мы задержим ее эволюцию. Если вы дадите идеал брахмана крестьянину, вы поставите перед ним недостижимый идеал и результатом будет то, что он не будет ничего делать. Когда вы говорите человеку что-то, слишком высокое для его понимания, он подумает, что вы говорите вздор, так как вы предложили ему выполнить то, на что у него нет сил. Поэтому безрассудно ставить перед ним задачи, которые его не трогают. Мудры были учителя древности. Они давали ребенку леденец, а позже более возвышенные уровни. Но мы так умны, что призываем самого низшего грешника к мотивам, которые могут тронуть лишь высочайшего святого, и поэтому, вместо того, чтобы содействовать его эволюции, мы только препятствуем ей. Ставьте перед собой свои высокие идеалы, но не навязывайте их своему брату, закон которого может быть совершенно отличен от вашего.

Учитесь терпимости, которая помогает каждому человеку на своем месте делать то, что для него хорошо и к чему понуждает его природа. Оставляя человека на его собственном месте, вы помогаете ему. Учитесь этой терпимости, которая не пытается воспитывать никого, даже самого ярого грешника. Эта терпимость помогает увидеть в каждом человеке действующую Божественность и всегда готова помочь ему. Вместо того чтобы становиться на высшую точку духовности и проповедовать доктрину самопожертвования, которая совершенно вне понимания для молодой души, лучше используйте его высший эгоизм, чтобы побороть его низший эгоизм. Не говорите крестьянину, что если он не трудолюбив, то он не исполняет идеала, лучше скажите: "Здесь твоя жена, ты любишь эту женщину. Она голодает. Иди и работай, чтобы накормить ее". Этим мотивом, который, безусловно, эгоистичен, вы сделаете больше для воспитания этого человека, чем если вы будете проповедовать о БРАХМАНЕ безграничном и непроявленном. Понимать, что означает дхарма, — и этим вы уже будете служить миру.

Я не хочу ни на одну йоту понизить ваш собственный идеал. Вы не можете стремиться к "слишком высокому". Уже тот факт, что вы можете достигнуть его, делает его вашим, но не делайте этого по отношению к менее развитому младшему брату. Стремитесь к самому возвышенному, которое вы в состоянии себе представить и любить, но при этом учитывайте средства, цель, ваши силы и устремления. Стремитесь сделать их возвышенными. Это семена сил вашей следующей жизни. Если ваши идеалы высокие, то вы будете расти; к чему вы стремитесь сегодня, тем вы станете в будущем. Когда развивается высшая природа, вы можете обращаться к таким качествам, как самопожертвование, чистота, совершенная преданность и воля, устремленная к Богу. Это идеал для высшего осуществления. Но будем подниматься к нему постепенно, иначе мы не достигнем его вообще.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх