• Значение слова «чакра»
  • Предварительные пояснения
  • Эфирный двойник
  • Центры
  • Форма вихрей
  • Иллюстрации
  • Корневая чакра
  • Селезеночная чакра
  • Пупочная чакра
  • Сердечная чакра
  • Горловая чакра
  • Межбровная чакра
  • Коронная чакра
  • Другие упоминания центров
  • Глава I. ЦЕНТРЫ СИЛЫ

    Значение слова «чакра»

    Слово «чакра» – санскритское и означает «колесо». Это слово, как и его английские (русские) эквиваленты, часто используется в переносном, отвлеченном или символическом смысле: например, как мы говорим «колесо судьбы», так и буддисты говорят о «колесе жизни и смерти», а первая большая проповедь Будды, где он раскрыл суть своего учения, называлась Дхаммачаккаппаваттана Сутта (слово «чакка» – эквивалент санскритского «чакра» на языке Пали). Профессор Рис Дэвидс образно назвал эту проповедь «Началом вращения колеса царской колесницы во Вселенском царстве Истины и Справедливости», и это в точности соответствует тому значению, которое придают этому выражению сами буддисты. Буквально оно переводится как «вращение колеса Закона». Мы придаем слову «чакра» особое значение, понимая под чакрами колесообразные вихри на поверхности эфирного двойника человека.


    Предварительные пояснения

    Так как среди читателей могут оказаться те, кто не знаком с теософической терминологией, скажем несколько слов предварительного пояснения.


    В обычных поверхностных разговорах человек иногда упоминает свою душу – подразумевая, что тело и есть собственно человек, а душа – собственность или атрибут этого тела – как бы плавающий над ним надувной шарик, непонятным образом прикрепленный к нему. Однако, этот взгляд ошибочен и обманчив. Истина как раз в обратном. Человек – это прежде всего душа, обладающая телом, а вернее, несколькими телами. Наряду с видимыми телесными органами, через которые мы взаимодействуем с нашим низшим миром, существуют и другие органы, невидимые обычным взором. С их помощью мы взаимодействуем с астральным и ментальным мирами. Однако, сейчас мы их не будем рассматривать.


    В течение XIX столетия человечество существенно продвинулось в изучении физического тела вплоть до мельчайших его деталей. Современные студенты хорошо знакомы с его поразительной структурой и имеют по меньшей мере общее представление о том, как работает этот удивительно сложный механизм.


    Эфирный двойник

    Но интересы студентов, естественно, ограничены лишь плотной и видимой частью нашего тела. Большинство из них, наверное, даже и не подозревает о существовании особой материи, невидимой физически, которая в Теософии называется эфирной (не надо путать эту высшую физическую материю с истинным пространственным эфиром – одним из тех элементов, без которых материя – ничто). Эта невидимая часть физического тела имеет огромное значение для нас, так как она проводник, через который протекают потоки Жизненной энергии, поддерживающей жизнь в нашем теле. Без этого своеобразного моста для передачи вибраций мыслей и чувств из астрального мира в мир видимой, более плотной материи, наше эго [1]не могло бы использовать клетки головного мозга. Ясновидящий эту материю воспринимает в виде тусклого, слабосветящегося серо-фиолетового тумана, пронизывающего плотное физическое тело и слегка выходящего за его пределы.


    Жизнь физического тела – непрерывное его изменение, и чтобы жить, ему постоянно нужны три особых источника, снабжающих его: пищей для питания, воздухом для дыхания и Жизненной энергией (в трех формах) для поглощения. Жизненная энергия, являясь силой по сути, при соединении с материей ведет себя как высокоочищенный химический элемент. Она существует на всех планах, но сейчас мы займемся лишь ее проявлением в физическом мире.


    Чтобы это понять, необходимы элементарные знания об устройстве и организации эфирной части наших тел. Я писал об этом много лет назад в разных книгах, а недавно [2]полковник А. Э. Пауэлл собрал все ранее опубликованное и издал в удобной форме в виде небольшой книжки под названием «Эфирный двойник». [3]


    Центры

    Чакры или центры силы – это точки соединения, через которые энергия перетекает из одного тела человека в другое. Всякий, хотя бы в малой степени обладающий даром ясновидения, легко может увидеть их в эфирном двойнике в виде блюдцеобразных углублений или вихрей на его поверхности. Если чакры совершенно не развиты, как это и есть у обычного человека, то они имеют вид тускло тлеющих маленьких кругов диаметром около двух дюймов, а у пробужденных и оживленных чакр размеры значительно больше, это уже ослепительно вспыхивающие сверкающие водовороты, напоминающие миниатюрные солнца. Иногда говорят, что чакры тесно связаны с определенными физическими органами. В действительности же они находятся на поверхности эфирного двойника, который по своим размерам несколько больше плотного тела. Некоторое представление об общем виде чакры можно получить, если посмотреть вовнутрь цветка-колокольчика типа вьюнка. Стебелек каждого цветка начинается на позвоночнике, поэтому позвоночник можно представить как центральный стебель (илл. VIII), от которого через определенные интервалы отходят цветы, раскрывая свои бутоны на поверхности эфирного тела.


    На рис.1 показаны эти семь центров. Здесь изображена фигура человека, а вокруг нее отдельно показаны чакры. В таблице 1 даны их русские и санскритские названия.


    Таблица 1. Чакры.

    Русское название – Санскритское название – Расположение

    1. Корневая или базальная чакра – Муладхара – В области копчика

    2. Селезеночная чакра – [4]– Над селезенкой

    3. Пупочная или умбиликальная чакра – Манипура – В области пупка, над солнечным сплетением

    4. Сердечная или кардиальная чакра – Анахата – Над сердцем

    5. Горловая или гортанная чакра – Вишуддха – Перед горлом

    6. Межбровная или лобная чакра – Аджна – В межбровной области

    7. Венечная или макушечная чакра – Сахасрара – На макушке головы


    Все эти колеса находятся в постоянном вращении, и в их ступицы или открытые устья непрерывно втекает энергия из высшего мира, проявление жизненного потока, истекающего от Второго Аспекта Солнечного Логоса. Ее мы называем «Первичной силой». По своей природе она семерична. Все ее формы действуют в каждом центре, хотя, как правило, всегда преобладает одна из них. Без этого потока энергии физическое тело просто не могло бы существовать. Поэтому эти центры активны у каждого человека, хотя у тех, кто еще не достиг определенного уровня развития, чакры вращаются очень медленно и лишь формируют узел, необходимый для восприятия энергии, и не более этого. У более развитого человека центры эти пылают и пульсируют жизненным светом, и поэтому через них проходит намного больше энергии, в результате чего у человека открываются дополнительные способности и возможности.


    Рис. 1. Здесь изображен человек, а вокруг него отдельно показаны чакры.


    Приведенная здесь иллюстрация взята из французского перевода «Практической Теософии», изданного в 1897 году в Bibliotheque Rosicrucienne (№ 4) библиотекой Chacornac в Париже.


    Гихтель родился в 1638 году в Ратисбоне в Баварии. Он изучил теологию и юриспруденцию и занялся адвокатской практикой. В результате внутреннего осознания духовного мира, он порвал с мирскими делами и основал мистическое христианское движение. Такое противопоставление невежественным ортодоксам того времени навлекло на него их ненависть, поэтому гдето в 1670 году его изгнали из страны, а имущество конфисковали. В конце концов он нашел убежище он нашел в Голландии, где и прожил еще сорок лет до своей смерти.


    По-видимому, он считал, что иллюстрации к «Практической Теософии» секретны, и очевидно, годами они передавались лишь внутри узкого круга его последователей. Он говорил, что эти рисунки являются результатом некоего внутреннего озарения; в наше время мы называем это ясновидением. На титульном листе своей книги он написал, что она является «кратким разъяснением трех принципов трех миров в человеке, отчетливо представленных на рисунках, показывающих, каким образом и где расположены соответствующие Центры во внутреннем человеке; рисунки сделаны согласно тому, что автор обнаружил внутри себя при божественном созерцании, что он почувствовал, вкусил и постиг».


    Однако Гихтелю, как и многим мистикам того времени, недостает точности, которая должна была бы характеризовать истинный оккультизм и мистицизм. В своем описании изображений он позволяет себе пространные, хотя часто весьма интересные отступления о трудностях и проблемах духовной жизни. Однако, как пояснение иллюстраций его же книга не совсем удачна. Возможно, он не отважился много открыть или хотел вызвать у своих читателей желание научиться видеть самим то, о чем он написал. Очень похоже, что, живя истинно духовной жизнью, он развил в себе ясновидение до такой степени, что увидел чакры, но до конца понять их истинный характер и их возможности он не смог, ибо объяснял их значение символизмом той мистической школы, к которой принадлежал.


    Как будет показано далее, он наблюдал обычного «неразвитого» человека. Вероятно, поэтому его пессимизм относительно чакр несколько оправдан. Он пропускает без комментариев первую и вторую чакры (возможно, зная, что они тесно связаны с физиологическими процессами), помечает солнечное сплетение как обитель гнева – что, конечно же, соответствует действительности. Сердечный центр он видит заполненным самолюбием, горло – завистью и скупостью, а высшие центры головы, по его мнению, не излучают ничего лучшего, чем гордость.


    Он связывает чакры с планетами, соотнося Луну с копчиковой чакрой, Меркурий – с селезеночной, Венеру – с пупочной, Солнце – с сердечной (хотя вокруг нее и обвита змея), Марс соотносится с гортанной чакрой, Юпитер – с лобной и Сатурн – с венечной. Далее он пишет, что огонь обитает в сердце, вода – в печени, земля – в легких, воздух – в желчном пузыре.


    Примечательно и то, что он рисует спираль, которая берет свое начало от змеи, обвившейся вокруг сердца, и проходит последовательно все центры. Но, по-видимому, четкого объяснения того порядка, в котором спираль обходит чакры, у него не существует. Символизм бегущей собаки вообще не объяснен, так что мы вполне свободны интерпретировать его как пожелается.


    Далее автор приводит иллюстрацию человека, которого возродил Христос, полностью уничтожив эту змею и заменив Солнце Священным Сердцем, обильно истекающим кровью.


    Эта картина для нас интересна вовсе не авторской интерпретацией, а тем фактом, что уже в XVII веке некоторым мистикам было известно о существовании и расположении семи центров человеческого тела.


    Другим свидетельством древних знаний об этих энергетических центрах являются некоторые ритуалы масонов, упоминания о которых доходят до нас с незапамятных времен. Памятники показывают, что эти центры были известны и использовались еще в древнем Египте, но эти знания тщательно скрывались до наших дней. Масоны обнаружили их среди других секретов и, используя их, действительно начали воздействовать на определенные центры в своих целях, хотя они знали очень мало или вообще ничего не знали о том, что происходит за рамками обычного видения. Разъяснения здесь не возможны, тем более что, насколько это допустимо, я уже писал об этом в «Жизни, скрытой в масонстве».



    Примечания:



    1

    Индивидуальность, не путать со значением, придаваемым этому термину в психологии – ред.



    2

    1925.



    3

    A. E. Powell, «The Etheric Double».



    4

    В индийских книгах cелезеночная чакра не описывается; вместо нее выделяется центр, называемый Свадхистхана. Он расположен в начале половых органов и также имеет шесть лепестков. Мы же считаем, что пробуждение этого центра крайне нежелательно, ибо это таит в себе серьезные опасности. В египетской схеме саморазвития против подобного пробуждения даже были разработаны специальные меры предосторожности («Жизнь, скрытая в масонстве», с. 123).



    5

    В этом электронном варианте размеры будут примерно соответствовать приведенным в оригинальном издании, если рассматривать их на 14-дюймовом мониторе с разрешением 600 x 800 или на 17-дюймовом с разрешением 768 x 1024.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх