Загрузка...


Английский пехотный танк Мк II «Матильда»

21 мая 1940 года… Танковые колонны гитлеровского вермахта, одиннадцать дней назад пересекшие бельгийскую границу, неудержимо рвутся на запад, к морю. Их задача – отсечь английскую экспедиционную армию от французской и уничтожить. Британский главнокомандующий лорд Горт, желая спасти свои силы, стремится оторваться от наседающего врага, приказывает собрать все оставшиеся в строю танки и контрударом задержать наиболее вырвавшиеся вперед части танкового корпуса генерала Роммеля. К контратаке привлекают остатки 4-го и 7-го батальонов Королевских танковых сил. Всего набралось несколько десятков танков, из которых 16 были вооружены пушкой, остальные – только пулеметами. О том, что произошло дальше, Роммель писал так: «Мощные танковые силы противника атаковали мои части в районе Арраса, причинив тяжелые потери в людях и технике. Быстро выдвинутые вперед наши противотанковые пушки оказались бессильны против сильно бронированных английских танков. Большинство наших орудий было уничтожено либо пушечным огнем, либо гусеницами вражеских машин вместе с прислугой. Англичане прошли через наши огневые позиции и отбросили оказавшиеся здесь части СС на юг. Лишь огонь дивизионной артиллерии и 88-мм зенитных пушек остановил натиск вражеской брони».

Английские историки утверждают, что эта атака под Аррасом вынудила противника задержать продвижение своих танков на 48 часов. Как бы ни было, англичане успели организовать оборону портов на бельгийском побережье, через которые в последующие 10 дней было эвакуировано почти все, что оставалось от их экспедиционой армии. 16 танков, которые «сделали погоду» в нужный момент и в нужном месте, относились к типу «Матильда». В данном случае дело выиграла броня: действительно толщина их брони по тем временам была беспрецедентна. А вот вооружение оказалось очень слабым.

Танк был создан до начала войны. В апреле 1938 года фирма «Виккерс-Армстронг» построила прототип пехотного танка А. 12, впоследствии получившего обозначение Мк II «Матильда». Еще до испытаний первого образца был выдан заказ на изготовление 65 машин, однако к началу войны сделали всего две.

Впервые в английском танкостроении на «Матильде» отказались от каркаса корпуса. Соединенные болтами броневые листы и литые детали (носовая часть корпуса) работали как конструктивные элементы. Башня с прикрепленным к ней поликом имела вращающуюся командирскую башенку с двустворчатым люком и перископом в нем, поворот башни осуществлялся с помощью гидропривода с отбором мощности от главного двигателя или вручную. В башне размещались командир, наводчик и радист-заряжающий.

Силовая установка состояла из двух 6-цилиндровых дизель-моторов А.Е.С. (на модификациях Мк II и Мк НА) или «Лейланд» (модификация Мк II и Мк IIA*) и планетарной коробки передач с пневматическим сервоприводом, облегчавшим управление.

Танки выпускались в нескольких модификациях: Мк II «Матильда» I, Мк II «Матильда» II, Мк ПА* «Матильда» III, IV и V, различавшихся маркой двигателя, топливными баками и т.п.

На базе Мк II создавались огнеметные и мостовые танки, Для него разработали навесные тралы. Всего до августа 1943 года было построено 2987 машин.

1084 Мк II поставили в 1941 -1943 годах Советскому Союзу.

В 1939 году «Матильда» превосходила все танки в мире по толщине брони и в 1940 – 1941 годах могла довольно успешно сражаться с немецкими. Но танк был тихоходен, имел малый запас хода и неудовлетворительные проходимость и надежность. Вооружение оказалось очень слабым. Поэтому на некоторых ставили 75-мм гаубицу («Матильда» III и IV CS – танк ближней поддержки вроде немецких T-IV с короткоствольным орудием).

С вооружения английской армии «Матильды» сняли еще во время войны, но в австралийской же армии они состояли до 1955 года.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх