Английские тяжелые танки

Как уже упоминалось, непосредственным предшественником английских танков был «Большой Вилли». Эта машина, изготовленная из обычной неброневой стали, испытывалась в феврале 1916 года и вскоре была принята на вооружение под маркой Мк I. В отличие от «Большого Вилли», ее корпус был выполнен из катаных бронелистов. Собирали его так: листы мягкой стали нарезали, потом в них сверлили отверстия под заклепки, затем закаливали и крепили к каркасу из уголков и полосовой стали.

26 опорных, неподрессоренных роликов малого диаметра помешались, как в обойме, между внешним (сплошным) и внутренним (вне коробки каркаса) бортовыми листами, между ними устанавливались ведущие колеса, ленивцы и бортовые коробки передач.

Гусеница шириной 520 мм состояла из 90 плоских траков из броневой стали. На твердой почве удельное давление достигало почти 2 кг/см2 , что было чересчур велико. Поэтому английские танки отличались низкой проходимостью. Верхняя часть гусеницы скользила по специальному рельсу, охватывая корпус. Каждый третий опорный ролик оснащался ребордой для направления гребней траков.

Бензиновый двигатель «Даймлер» и трансмиссия находились внутри танка, как и баки с горючим, которое самотеком поступало к мотору. Нередко в самый ответственный момент, когда танк задирал нос, преодолевая препятствие, двигатель глох из-за прекращения подачи бензина. Мк I не имел глушителя на выхлопной трубе, и ночью грохот и искры выдавали танк вражеским наблюдателям.

Трансмиссия состояла из двухскоростной коробки передач, червячного редуктора и дифференциала, выходные валы которого соединялись с двумя дополнительными бортовыми коробками передач. Привод ведущих колес заднего расположения осуществлялся при помощи цепной передачи, но ее выполнили открытой и она быстро забивалась грязью.

Управление танком требовало значительных усилий водителя и командира (последний отвечал за тормоза гусениц правого и левого бортов), а также двух трансмиссионщиков, работавших на бортовых коробках передач. Водитель подавал им команды голосом или жестами. Поворот осуществлялся торможением одной гусеницы или переключением бортовой коробки передач в нейтральное положение и включением 1 -й или 2-й передачи на коробке передач другого борта. Затем водитель включал сцепление. После поворота такая операция проделывалась в обратном порядке. С остановленной гусеницей танк разворачивался почти на месте.

Для корректировки курса или поворота с большим радиусом служила пара стальных колес, напоминавших вагонные, крепившихся сзади на шарнире и поворачивавшихся тросовой тягой, что также требовало изрядных усилий. Считалось, что эти колеса помогут машине преодолеть широкие рвы, однако из-за громоздкости и уязвимости от них вскоре отказались.

Боевой вес Мк I составлял 28 т (27 т у «самки»), скорость -4,5 км/ч (на местности – 2 км/ч), запас хода – 19 км. Бронезащита достигала 5-11 мм, вооружение состояло из двух 57-мм пушек и трех пулеметов «Гочкисе» (на «самце») или 5 пулеметов (на «самке»), установленных в спонсонах. Экипаж – 8 человек. Для водителя и командира в передней части корпуса имелась рубка. На крыше танка натягивали сетку – заброшенные противником ручные гранаты скатывались по ней и взрывались на земле. Всего было 150 Мк I, поровну «самцов» и «самок».

Появившиеся в начале 1917 года Мк II и Мк III (по 50 единиц) не имели хвостовых колес и противогранатных сеток, в конструкцию люков и смотровых щелей внесли изменения, на Мк III местами утолщили броню и расширили каждый шестой трак.

За ними последовал Мк IV, заказ на который выдали 19 сентября 1916 года, сразу после сражения на Сомме. Потребовалось вмешательство премьер-министра, ибо армейский штаб отменил заказ на 1200 Мк IV (405 «самцов», 205 машин снабжения, остальные «самки»). В устройство танка внесли улучшения, продиктованные боевым опытом: толщину брони в лобовой части увеличили с 12 до 16 мм, по бортам – с 6 до 12 мм, а на крыше довели до 8 мм, что значительно повысило безопасность экипажа при обстреле машины бронебойными пулями. Спонсон мог вдвигаться внутрь корпуса по салазкам (аппарелям), что облегчало транспортировку. Но иногда в бою, при большом крене, спонсоны срывали фиксаторы и, внезапно сползая в танк, калечили людей. На «самках» спонсоны уменьшили.

На Мк IV впервые установили легкие пулеметы «Льюис», что было ошибкой, так как потребовало увеличения амбразур. На машинах поздних марок этот недостаток устранили, заменив «Льюисы» танковыми пулеметами «Гочкисе» и применив пушки со стволом, укороченным с 40 до 23 калибров, которые не утыкались в землю при крене и не задевали деревья и стены домов.


MkV на службе Красной Армии


Английский танк Мк V


Топливные баки теперь размещали вне корпуса, между задними ветвями гусениц, горючее к двигателям подавалось принудительно, на выхлопную трубу поставили глушитель. Цепную передачу к ведущим колесам прикрыли от грязи, гусеницы сделали шире. Улучшили и смотровое устройство водителя, защищавшее его теперь от свинцовых брызг при попаданиях пуль – оно представляло собой броневую перфорированную плиту.

Первые Мк IV прибыли на фронт в апреле 1917 года и 7 июня участвовали в бою за Мессин. Затем они побывали в деле под Камбре. Их выпуск прекратили в декабря 1917 года с началом производства улучшенной модификации Мк V.

Она сильно отличалась от предшественников. На ней установили четырехскоростную, планетарную коробку передач системы Вильсона и специальный танковый мотор «Рикардо». Отныне машиной управлял только водитель – обошлись без бортовых коробок передач. Отличительным признаком Мк Устали воздухозаборники системы охлаждения, смонтированные по бортам, радиатор сблокировали с мотором. Рубку командира увеличили, а в корме разместили еще один пулемет. Первые Мк V начали поступать в войска в мае 1918 года, и до конца войны изготовили 400 (поровну «самцов» и «самок»).

Следующей модификацией стал удлиненный Мк V* («со звездой»), в корпус которого встроили двухметровую секцию. Так, не ухудшив продольной жесткости, удалось добиться преодолевания более широких рвов, улучшить сцепление гусениц с грунтом и увеличить внутренний объем, чтобы принять дополнительные припасы или 25 пехотинцев. Попытку высадить танковый десант предприняли 8 августа 1918 года под Амьеном, но неудачно – из-за плохой вентиляции солдаты угорали. Тем не менее, переделали 579 таких танков. 25 танков Мк V представляли собой тот же танк Мк V*, но специальной постройки.

До конца войны в единичных экземплярах выпускали Мк VII и Мк VIII. Первые (заказано 75, сделано 3) отличались от Мк V системой охлаждения и наличием гидравлической трансмиссии, кроме того, их оснастили электростартером. Боевой вес достиг 37 т, вооружение состояло из двух 57-мм пушек и 5 пулеметов. Танки оказались легко управляемыми, маневренными, но дорогостоящими.

Несколько особняком стоит так называемый англо-американский, или «интернациональный», Мк VIII, которому предназначалось стать в 1919 году основным тяжелым танком союзников. Проектировать Мк VIII начали летом 1917 года, для массового производства планировалось построить во Франции завод, который выпускал бы ежемесячно по 300 машин. Американцы взялись поставлять двигатели, трансмиссию, механизмы управления; англичане – броню, траки, катки и вооружение, После подписания перемирия США и Великобритания изготовили лишь считанные единицы. Масса Мк VIII достигала 37,6 т, экипаж насчитывал 8 человек, танк оснащался двумя 57-мм пушками и 7 – 10 пулеметами, бронирование не превышало 16 мм. Двигатель мощностью 338 л.с. (американский вариант) позволял развивать скорость до 9 км/ч.

Основные английские танки периода первой мировой войны Мк IV и Мк V провели немало удачных боев, они поступали и в американские войска, 77 машин 1 ноября 1918 года передали французам. Трофейные Мк IV имелись в кайзеровской армии, а Мк V – в войсках английских интервентов и у белогвардейцев в России. Захваченные красноармейцами, они под названием «Рикардр» использовались до 1930 года.

Мк IV и Мк V после войны несколько лет состояли в британской армии, кроме того, по нескольку машин имелось в вооруженных силах Латвии, Польши, Японии и Эстонии. Кстати, эстонские сослужили последнюю службу в августе 1941 года при обороне Таллинна. Член Военного совета Краснознаменного Балтийского флота вице-адмирал Н.К. Смирнов вспоминал, что в те тяжелые дни ему доложили о найденных на складе четырех танках «Рено», оставшихся от армии буржуазной Эстонии. Однако, судя по описанию («на каждом – семь пулеметов»), это были Мк V. Наскоро подремонтированные, они пошли в бой и хоть немного,но помогли защитникам города.


«Интернациональный» танк Мк VIII


«Интернациональный» танк Мк VIII









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх