Советский основной боевой танк Т-72

Создан коллективом танкового КБ вагоностроительного завода в Нижнем Тагиле (главный конструктор В.Н. Венедиктов) и принят на вооружение Советской Армии в 1973 году. Серийное производство Т-72 началось в следующем году и продолжается и сейчас. Поначалу машина именовалась «Урал».

Работы над ним начались еще в 1965 году. При ознакомлении с харьковским Т-64 нашли, что его автомат заряжания с вертикальной укладкой выстрелов ограничивает доступ к механику-водителю и его эвакуацию в случае ранения. Решили разработать автомат заряжаний с горизонтальной укладкой, который был готов к концу года.

В 1967 году конструкторы занялись самим танком и летом следующего года представили опытный образец для заводских испытаний. Еще несколько лет ушли на доводку.

Основное отличие Т-72 от Т-64 заключалось и в двигателе другой системы (многотопливный дизель), ходовой части (опорные катки большего диаметра) и деталях конструкции башни и корпуса. В боекомплект стабилизированной в двух плоскостях 125-мм гладкоствольной пушки Д-81ТМ входят 39 выстрелов раздельного заряжания – оско- лочно-фугасные, кумулятивные и бронебойные подкалиберные оперенные снаряды с отделяющимся поддоном. Начальная скорость последних достигает 1800 м/с. Автомат заряжания – электромеханический, с постоянным углом заряжания, в его вращающемся транспортере в два яруса размешены 22 лотка со снарядами (внизу) и с зарядами (вверху). 17 снарядов находятся в немеханизированных укладках: 4 в башне и 13 в корпусе, 5 зарядов в башне и 12 в корпусе. Практическая скорострельность пушки – 8 выстрелов в минуту. С нею спарен пулемет ПКТ, на башне установлен зенитный 12,7-мм пулемет НСВ, а по ее бокам дымовые гранатометы.

Бронирование в лобовых деталях корпуса и башни – комбинированное.

Танк оснащен оптическим прицелом-дальномером со стабилизатором в вертикальной плоскости, который автоматически вырабатывает углы прицеливания в соответствии с измеренным расстоянием для трех типов снарядов, и поправки на изменение дальности до цели и угла прицеливания при движении танка. Наводчик имеет электронно-оптический монокулярный перископический ночной прицел. Командир и механик-водитель располагают комбинированными дневными и ночными приборами наблюдения, работающими как при подсветке осветителем и фарой, так и при естественной освещенности (то есть в пассивном режиме).

Двигатель -4х-тактный многотопливный дизель В-46 максимальной мощностью 780 л.с. при 2000 об/мин, расположен поперек левой части моторного отделения. Трансмиссия – механическая с гитарой, с двумя 7-скоростными планетарными бортовыми коробками передач, соединенными через редуктор общим валом друг с другом и с бортовыми передачами. Главного фрикциона нет.

Танк оборудован системой защиты от оружия массового поражения, автоматическим противопожарным оборудованием трехкратного действия, ОПВТ и ТДА. Подвеска индивидуальная, торсионная, с гидравлическими лопастными амортизаторами. Гусеницы с резинометаллическим шарниром. Самоокапыватель – встроенное бульдозерное оборудование – приводится в рабочее положение за 2 мин. без выхода экипажа из танка. На грунтах средней твердости с его помощью за 20 – 30 мин. можно отрыть капонир глубиной, равной высоте корпуса.

С 1979 года Т-72А (или Т-72М-1) по лицензии начали изготавливать в Польше, первое время с дальномером, потом без него. Польские инженеры создали три его модификации, последняя, «Ягуар-III», оснащена польскими системами управления огнем и прицелами. По лицензии под маркой М-84 (год принятия на вооружение) Т-72 выпускали в Югославии; кроме того, в Чехословакии и Индии. Аналогичную лицензию получил и Ирак. Выпуск Т-72 налаживается и в Иране. Танки М-84 уже нашли применение в межнациональных конфликтах в Югославии.

Состоящие на вооружении российской армии Т- 72Б прошли «глубокую модернизацию», получив комплекс управляемого вооружения 9К120, систему HD3. Усилена передняя часть днища и т.п.

Впервые в бою эти танки побывали в 1982 году в составе сирийской армии при вторжении израильской армии в Ливан, показав превосходство над израильскими MGO американского производства. Иранские Т-72 участвовали в операции «Буря в пустыне». В 1993 году «Уралвагонзавод» приступил к выпуску Т-90. Это – по-существу, Т-72Б, получивший комплекс оптико-электронного подавления. Датчик комплекса сигнализирует о лазерном облучении своего танка. Гранаты, выпущенные гранатометом, создают аэрозольную завесу вокруг танка, а лазерный луч «слепит» головку самонаведения подлетающей ПТУР. Боевая масса Т-90 незначительно возросла. Несколько десятков новых машин осенью 1994 года уже продано Индии.

Советский танк Т-72А









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх