Двигатели «Мотор Сич» – от вертолетов до крылатых ракет

Лето-традиционное время общения с прессой руководства одного из лидеров мирового авиационного двигателестроения, запорожского ОАО «Мотор Сич». Проходит оно всегда на территории самого предприятия, что позволяет не только задать любые вопросы главе компании Вячеславу Богуслаеву, но и своими глазами увидеть загруженные работой цеха.

По итогам первого полугодия 2010 г. рост товарной продукции ОАО «Мотор Сич», по сравнению с аналогичным периодом 2009 г., вырос более чем на 15%. По словам Вячеслава Богуслаева, это обеспечено за счет увеличения вертолетной программы (российская авиапромышленность стала собирать больше винтокрылых машин) и существенным расширением программы Д-436. «Кроме того, мы резко увеличили ремонт Д-18, – указал Вячеслав Богуслаев. – Если ранее мы ремонтировали 5-6, а теперь – 18-20 двигателей в год, еще по 10 двигателей ремонтирует «Ивченко-Прогресс». Причина – большой налет «Русланов». Поэтому пришло время делать новые двигатели. Мы предварительно получили от «Волга-Днепр» заказ на два новых Д-18Т».

Большое внимание в своем выступлении Вячеслав Богуслаев уделил модернизированному в Запорожье турбоваль- ному ТВЗ-117ВМА-СБМ1В. «Определенную тревогу у меня вызывает тот факт, что наш новый двигатель почему-то не очень оказался востребован в России, – с горечью отметил он. – Работы по двигателю изначально велись по техническому заданию МВЗ им. М.Л. Миля, но затем в России ситуация в вертолетостроении изменилась, и наша разработка заказчику оказалась не нужна. Но двигатель уникален, поэтому нами было принято решение в буквальном смысле «спасать» его, для чего, естественно, необходимо было проводить испытания на украинской территории. В итоге мы поставили в Конотопе наш новый двигатель на Ми-8МТВ».

Во время испытаний оснащенный новым двигателем вертолет поднялся на высоту 8100 метров за 13 минут, что в два раза перекрывает нормативную скороподъемность. Двигатель уже имеет сертификат типа, причем получило его само ОАО «Мотор Сич». Как сообщил Вячеслав Богуслаев, недавно министр обороны России Анатолий Сердюков все же утвердил решение провести в Гатчине, на базе авиаремонтного завода, испытания нового запорожского двигателя: за свой счет «Мотор Сич» оборудует здесь соответствующие стенды, а в дальнейшем на АРЗ в Гатчине планируется создать совместное с российским «Авиаремонтом» предприятие по выпуску модернизированных двигателей для ремо- торизации вертолетов российского Минобороны. По словам главы ОАО «Мотор Сич», пока в планах российских военных – модернизация 40 вертолетов, но срок работ еще не определен.

Всего в этом году предприятие планирует изготовить 560-570 двигателей семейства ТВЗ-117, а на 2011 г. запланирован прирост на 30%, поскольку производство вертолетов увеличивается, и у «Мотор Сич» есть серьезный потенциал для дальнейшего роста производства: предприятие рассчитано на 1700 двигателей в год – именно столько оно изготавливало их в советское время.

Другим важнейшим проектом, реализуемым ОАО «Мотор Сич», сегодня является производство Д-436-148: в этом году планируется изготовить 36 двигателей, а в следующем – уже около 60. Ими комплектуются новые региональные самолеты семейства Ан-148, серийно выпускаемые авиазаводами в Воронеже и Киеве.

Наблюдается рост и в достаточно специфическом сегменте – двигателей для крылатых ракет. Сегодня «Мотор Сич» поставляет их в 11 стран. Вячеслав Богуслаев подчеркнул, что если раньше предприятие выпускало 75-90 таких двигателей в год, то сейчас – уже около 300. Запорожские двигатели для крылатых ракет предлагается

выпускать и в России – на территории промплощадки в Дубне, где организуется совместное предприятие и в этом году планируется запустить в работу первый корпус. Недавно «Мотор Сич» сделал и новый двигатель для крылатых ракет, отличающийся меньшими габаритами, который уже получил заказ из-за границы.

Касаясь перспективных планов, Вячеслав Богуслаев заявил о намерении создать двигатель пятого поколения для пассажирских и транспортных самолетов, который заменит сегодняшний Д-436 и рассчитан на тягу 11 тс. Кроме того, в следующем году намечается завершить работы по модернизированному вертолетному двигателю, а еще через 2,5 года может появиться вертолетный двигатель пятого поколения мощностью 3500 л.с. «Мы сейчас этим проектом занимаемся очень серьезно, – подчеркнул Вячеслав Богуслаев, – это будет совершенно новый двигатель. Так давайте сотрудничать, делать двигатель вместе и делить прибыль пополам. Вполне прагматичный подход!». ВЩ.











Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх