Загрузка...


«Суперджет» пополняет портфель заказов

Единственным натурным летательным аппаратом, который привезла в этот раз в Фарнборо Россия, стал новый региональный самолет «Суперджет 100» компании «Гражданские самолеты Сухого». На салон прибыл «крайний» из опытных летных образцов лайнера, имеющий заводской №95005. В первый полет в Комсомольске-на-Амуре он поднялся 4 февраля этого года и выполнен уже в серийной конфигурации. После завершения программы сертификационных испытаний эту машину планируется использовать для обучения летного состава стартовых заказчиков.

Участию «Суперджета» в авиасалоне в Фарнборо сопутствовало подписание ряда новых сделок. В первый же день выставки ЗАО «ГСС» заключило твердый контракт с индонезийской авиакомпанией «Картика Эрлайнз» на поставку в течение 2012-2015 гг. 30 лайнеров SSJ100. На следующий день соглашение на 12 «Суперджетов» (с опционом еще на 12) было подписано с таиландской компанией «Ориент Таи Эрлайнз». Не остались в стороне и российские заказчики: протокол о намерениях приобрести 10 «Суперджетов» подписала авиакомпания «Газпромавиа». Еще одну сделку заключила российско-итальянская компания «Суперджет-Интернешнл», сумевшая продать 30 самолетов (с опционом еще на 15) лизинговой компании «Перл Эркрафт». Каталожная цена SSJ100 в базовой комплектации по контрактам и соглашениям, заключенным в Фарнборо, составляла около 31,7 млн, однако очевидно, что для большинства заказчиков были применены те или иные скидки. Как заявил в Фарнборо президент ЗАО «ГСС» Владимир Присяжнюк, по итогам выставки его компания располагает уже 131 твердым заказом на самолеты SSJ100. Первые поставки авиакомпаниям «Аэрофлот» и «Армавиа» должны состояться в конце этого года.

Как сообщил в Фарнборо глава компании «Сухой» Михаил Погосян, к моменту проведения выставки самолеты «Суперджет» налетали 1800 ч в 710 испытательных полетах, что составляет примерно 70% всей программы сертификационных испытаний. Как известно, тормозящим фактором в сроках проведения сертификации самолета до недавнего времени являлись задержки с поставками двигателей SaM146. Но в последние месяцы произошел ряд важнейших событий, которые должны способствовать решению существовавшей проблемы. В мае были завершены все испытания по программе сертификации нового двигателя, и незадолго до открытия авиасалона в Фарнборо, 23 июня, Европейское агентство авиационной безопасности EASA выдало разработчику SaM146 – компании «Пауэрджет» – сертификат типа. Еще полтора месяца потребовалось на признание европейского сертификата российскими авиационными властями, и 13 августа аналогичный сертификат типа на SaM146 выдал разработчикам силовой установки Авиарегистр Межгосударственного авиационного комитета СНГ.

Сертификация двигателя SaM146 по европейским и российским требованиям летной годности позволяет использовать двигатель SaM146 на самолетах, эксплуатирующихся в России, странах Европейского союза и СНГ. Заместитель управляющего директора – директор программы SaM146 НПО «Сатурн» Юрий Басюк в этой связи отметил, что сертификация самолета и двигателя впервые проводится по перекрестной схеме: «двигатель сначала получает сертификат EASA, затем этот сертификат, по двустороннему соглашению между EASA и АР МАК о взаимном признании норм и требований летной годности (сертификационному базису), валидируется Авиарегистром МАК России. При подобной валидации нет необходимости проводить дополнительные испытания, предоставлять дополнительные данные по двигателю. Огромный и очень значимый этап проекта позади – доказательство безопасности и надежности двигателя SaM146, о чем свидетельствует российский и европейский сертификаты типа». Главной задачей моторостроителей, таким образом, теперь является скорейшее развертывание серийного производства и поставок двигателей для серийных самолетов.

Первые два серийные SaM146 удалось подготовить на НПО «Сатурн» для отправки в Комсомольск-на-Амуре в конце августа. 24 августа состоялась отгрузка первого из них, а спустя неделю, 30 августа, – и второго. Они будут установлены на первом серийном самолете SSJ100 №95007, который планируется поднять в воздух уже в сентябре.

«Методы сквозного виртуального проектирования, внедренные на НПО «Сатурн», позволили начать производство деталей для серийных двигателей SaM146 задолго до получения сертификата типа, – говорит Юрий Басюк. – Сейчас в заделе находятся детали для 50 двигателей. Основная сегодняшняя задача – наращивание темпов серийного производства». До конца года «Сатурн» планирует поставить заказчику 13 серийных двигателей SaM146 (12 для установки на самолеты и один запасной).

Параллельно продолжаются сертификационные испытания опытных самолетов. 25 августа SSJ100 №95004 впервые вылетел в Италию, где будет проходить ряд тестовых программ по определению уровня шума и влияния мощных электромагнитных полей. Испытания будут проводиться в аэропортах Левальдижи и Турина. На конец августа все опытные самолеты «Суперджет» выполнили в общей сложности 814 полетов, проведя в воздухе 2011 ч. В цехе окончательной сборки ЗАО «ГСС» в Комсомольске-на-Амуре находилось к этому времени шесть первых серийных самолетов, а всего в процессе постройки в разной степени готовности имелось уже 18 серийных машин. П.Б.,А.Ф.










Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх