Обзор бронетехники и автотранспорта, поставлявшегося в СССР


Первые английские танки в количестве 20 штук прибыли в Архангельск конвоем PQ-1 11 октября 1941 года. В это время для отбора бронетехники для Красной Армии в Лондон отправили троих офицеров из Автобронетанкового управления. Из Лондона их направили на главные склады в Чиливилль. Вместе с офицерами других специальностей танкисты вошли в состав Инженерного отдела Народного комиссариата внешней торговли, которым руководил капитан 1-го ранга Солодовьев. Аналогичная группа специалистов отправилась и в Соединенные Штаты, куда прибыла в январе 1942 года.

Для ясности следует кратко описать систему обозначений, принятую для английских танков. В целом система была довольно сложной. Сначала следовало обозначение танка, определенное Министерством войны (Мк II, Мк III, Мк IV). затем шло собственное название танка («Valentine», «Churchill». «Matilda»), а римской цифрой обозначалась модификация. Таким образом.

полное название танка выглядело примерно так: infantry tank Mk III «Valentine» IX, infantry tank Mk IV «Churchill» III и т.п. Для простоты мы будем указывать либо название танка с его модификацией: «Valentine» IV. «Valentine» IX, или армейское обозначение с названием: Mk IV «Churchill», Мк HI «Valentine», Мк 11 «Matilda».

Поставляемые в Советский Союз танки Mk II «Matilda» и Мк III «Valentine» по английской классификации считались пехотными ганками, а это значит, обладали невысокой скоростью, но толстой броней.


Тяжелый танк КВ-1 буксируют два БРЭМ M3I (Т2), полигон НИИБТ, зима 1942/43 гг.


Пехотный танк Мk II «Matilda» II был принят на вооружение английской армии с началом Второй Мировой войны. Это был 27-тонный танк с 78-мм броней, выдерживающей попадание бронебойных снарядов любой германской противотанковой пушки (исключая зенитку 8,8 cm Flak 18/36). Танк вооружался 40-мм пушкой или 76,2-мм гаубицей. В движение танк приводила пара соединенных двигателей АЕС Leyland общей мощностью 174 или 190 л.с, позволявших развивать «Матильде» скорость 24,1 км/ч.

До августа 1943 года было построено 2987 «Матильд» II, из которых 1084 отправлено в Советский Союз. До получателя дошло 918 танков, остальные машины потеряны в ходе транспортировки.

Пехотный танк Mk III «Valentine» (в Красной Армии назывался «Валентайн» или «Валентина») сконструирован фирмой Vickers в 1938 году. По толщине «Валентайн» уступал «Матильде». Масса танка около 17 тонн. Танк вооружался пушкой 40, 57 или 75 мм.

На танке «Valentine» I стоял карбюраторный двигатель АБС мощностью 135 л.с. Танк вооружался 2-фунтовой (40-мм) пушкой и пулеметом, установленными в башне. Максимальная скорость 34 км/ч. Танк «Валентайн» выпускался в 11 модификациях, различавшихся между собой в основном вооружением и двигателем. Три английские и две канадские фирмы выпустили 8275 танков (6855 в Великобритании и 1420 в Канаде).

Б РЭМ М31 (Т2) оснащена лебедкой и стрелой подъемного крана.


Бронетранспортер «Уайт МЗА1» «Скаут кар».


Бронетранспортер М2А1, видны пулеметы «Браунинг» калибра 12J и 7,62 мм.


Зенитная самоходная установка М15 поставлялась в СССР с 1944 года.


Зенитная самоходная установка Ml 7, вооруженная счетверенными пулеметами «Браунинг» калибра 12,7 мм.


В Советский Союз отправили 2394 британских и 1380 канадских танков, того 37S2 машины, из которых до получателя дошло 3322 танка. Всего в СССР поставляли танки «Валентайн» семи модификаций:

«Valentine» II с 40-мм пушкой, двигателем АEС мощностью 131 л.с. и дополнительным наружным бензобаком (пустынный вариант).

«Valentine» III с трехместной башней и новой маской пушки (четырехместный вариант).

«Valentine» IV, от «Valentine» II отличался дизелем GMC мощностью 138 л.с.

«Valentine» V, от «Valentine» III отличался дизелем GMC мощностью 138 л.с.

«Valentine» VII/VIIA - канадский аналог британского «Valentine» IV с литой передней частью корпуса. На танк ставили 7,62-мм пулемет «Browning» вместо 7,92-мм пулемета BESA, стоявшего на танках британского производства.

«Valentine» IX - «Valentine» V с 57-мм пушкой со стволом длиной 42 калибра и двухместной башней без спаренного с пушкой пулемета.

«Valentine» X - «Valentine» IX с 57-мм пушкой длиной ствола 50 калибров и спаренной с ней пулеметом. На танк также ставили дизель GMC мощностью 165 л.с.

Кроме линейных модификаций ганка, в 1944 году Красная Армия получила танк-мостоукладчик с 10-метровым ножничным мостом на базе шасси Мк III «Valentine» II. Этот так называемый «Valentine Bridgelayer» в Красной Армии был известен как Mk III М.

По мнению советских танкистов канадские танки выгодно отличались от британских надежностью и доработанностью.

Канадские «Валентайны» поставлялись с 1942 по 1944 год, наиболее многочисленными поставки были 1943 году. В рамках ленд-лиза Советский Союз также получал британский бронетранспортер «Universal Саrrier», который в РККА получил известность как Mk I Universal, U 1 или Bren.

Эта легкая бронированная гусеничная машина массой около 3,5 тонн была наиболее массовым бронетранспортером времен Второй Мировой войны.

С 1935 но 1945 год в Великобритании. Канаде, Австралии, Новой Зеландии и Соединенных Штатах выпустили 89595 машин этого типа, из которых 2008 (английского и канадского производства) получил Советский Союз. Бронетранспортер был вооружен пулеметами «Bren» и противотанковым ружьем «Boys». Толщина брони 7-11 мм. Двигатель «Ford» мощностью 85 л.с. позволял бронетранспортеру с двумя членами экипажа и тремя-четырьмя десантниками на борту развивать скорость порядка 50 км ч. В первый год войны Советский Союз получил 361 танк Mk II «Matilda» и Мк III «Valentine», а также 330 бронетранспортеров «Universal». Эту бронетехнику ограниченно использовали в ходе сражения под Москвой. В целом вклад в войну этой техники оказался исчезающе малым.


Кавалерийский танк А27 Mk VII «Кромвель».


Танк М4А2 «Шерман», оснащенный минным тралом «Краб».


Знакомство с танком Мк VII «Тетрарх I», 151-я танковая бригада 4-й армии Закавказского фронта, ноябрь 1942 года.


Знакомство с легким танком МЗ «Стюарт», конец 1942 года.


Знакомство со средним танком МЗ «Ли», 21-й учебный танковый полк, конец 1942 года.


Пехотный танк «Матильда II», 196-я танковая бригада, с пехотным десантом из 360-й стрелковой дивизии, Калининский фронт, 29 июня 1942 года.


В январе 1942 году в Советский Союз прибыло 20 из 177 выпущенных легких танков Mk VII «Tetrarch» I (советское обозначение «Vickers» VII или Mk VII). Это были легкие танки массой 7,6 тонн, вооруженные 40-мм пушкой и 7,92-мм пулеметом BESA. Толщина брони 10-16 мм. Карбюраторный двигатель Meadows мощностью 165 л.с. позволял танку развивать скорость до 64 км/ч. По-видимому, эта была пробная партия, поставленная с целью выяснить пригодность данного танка к условиям Восточного фронта.

Летом 1942 года начались поставки британских пехотных танков Mk IV «Chiirchill». Они выпускались в Великобритании с 1941 года и до конца войны в 16 модификациях. В Советский Союз поступали две модификации: «Churchill» III со сварной башней и «Churchill» IV с литой башней. Советская классификация не отражает этого различия, все полученные «Черчилли» обозначались как Мк IV или Mk IV «Churchill», либо попросту «Черчилль». Толщина брони 75-175 мм, масса 40 тонн, двигатель «Bedford» мощностью 350 л.с, максимальная скорость 25 км/ч. Танк вооружен 57-мм пушкой и двумя пулеметами BESA, С осени 1942 года «Черчилли» поступали на вооружение формируемых гвардейских танковых полков прорыва. Всего выпущено 5640 танков «Churchill», в Советский Союз направлено 344 ганка, получено только 253 танка.

С 1942 года к поставкам в рамках ленд-лиза подключились Соединенные Штаты, начав поставлять танки МЗ «Stuart» (в советской номенклатуре «МЗ легкий» или МЗл, тогда как МЗ «Lee» обозначался как «МЗ средний» или МЗс).


Советский бронетранспортер «Юниверсал кэриер», командир экипажа лейтенант М.М. Ленский, Юго-Западный фронт июль 1942 года.


Танк МЗ «Stuart» был самым массовым легким танком Второй Мировой войны. С 1941 по 1944 год две фирмы выпустили 13859 танков этого типа в трех модификациях. В Советский Союз поступали танки МЗ и МЗА1, разнящиеся между собой конструкцией корпуса, башни и вооружением. Масса танка 13 тонн, толщина брони 13-45 мм, вооружение 37-мм пушка и три (МЗА1) или пять (МЗ) пулеметов «Browning». Двигатель «Continental» мощностью 250 л.с. или дизель «Guiberson» мощностью 210 л.с, максимальная скорость 50 км/ч. В 1942-1943 гг. в Советский Союз отправили 340 танков МЗ и 1336 танков МЗА1. Всего до получателя дошло 1232 танка.

Средний танк МЗ «Lee» сконструирован в 1941 году. Танк вооружен двумя пушками: одна стоит в корпусе, другая - в башне. Танк МЗ «Lee» выпускался пятью кампаниями. В 1941-1943 гг. собрали 6258 машин в шести модификациях, различавшихся технологией изготовления и типом установленного двигателя. В Советский Союз поступали в основном танки МЗ массой 29 тонн, броня 20-50 мм, вооружение 75-мм пушка в бортовом спонсоне и 37-мм пушка во вращающейся башенке, а также три пулемета «Browning». На танке стоял звездообразный авиационный двигатель «Continental R975-EC2» мощностью 340 л.с. (или дизель «Guiberson»), позволявший развивать максимальную скорость 42 км/ч. В 1942-1943 гг. в Советский Союз отправили 1386 танков МЗ, из которых до получателя дошло 976 машин. Эти танки активно использовались в 1942-1943 гг.

По советским документам вместе с первыми МЗ поступило несколько танков М2А1 («М2 средний»). При собственной массе 17,2 тонны танк М2 был вооружен 37-мм пушкой, установленной в башне, и шестью 7,62-мм пулеметами «Browning». Двигатель мощностью 400 л.с. позволял танку развивать скорость 42 км/ч. В США построили только 94 таких танка, в большинстве своем их использовали в учебных частях.


Танки 241-й танковой бригады: МЗ «Ли» «За Сталина» и МЗ «Стюарт» «Суворов», район Сталинграда, октябрь 1942 года.


Экипаж танка МЗ «Стюарт» 241-й танковой бригады, октябрь 1942 года.


Наиболее массовым американским танком, поступавшим в Советский Союз был М4А2 «Sherman». Первые танки этого типа поступили в конце 1942 года, но основные поставки танков М4 пришлись на 1944 год, когда Советский Союз получил 2345 танков М4А2, что составило 2/3 от всего числа поставленных в том году танков. В США с февраля 1942 по август 1945 года выпустили 49234 танка «Sherman» в 13 модификациях. В Советский союз поставляли танки М4А2 с пушкой 75 мм и М4А2 с пушкой 76 мм и дизелем GMP мощностью 375 л.с. Масса танка в зависимости от модификации составляла 31-33 тонны, толщина брони 50-100 мм, максимальная скорость до 44 км/ч. Всего в США собрали 10960 танков М4А2, в Советский Союз отправлено 4063 (в том числе 1990 с пушкой 75 мм и 2073 с пушкой 76 мм), прибыло 3664 ганка, в том числе несколько M4А2 76W HVSS с новой горизонтальной подвеской. Танки М4А2 76W HVSS поступили уже в 1945 юлу и участвовали в войне с Японией.

Кроме танков Красная Армия получила 127 БРЭМ МЗ 1 (советское обозначение Т2) на базе танка МЗ «Lee». На этих танках отсутствовало вооружение, зато стоял подъемный кран и лебедка.

В 1944 году из США прибыли 52 самоходки М10, которые направили в полки самоходной артиллерии. Самоходки М10 выпускались на базе шасси танков МЗ и М4. Толщина брони 25-57 мм, вооружены пушкой калибра 76,2 мм во вращающейся, открытой сверху башне. Дизель GMC мощностью 375 л.с. позволял машине развивать максимальную скорость 48 км/ч.

Кроме танков Соединенные Штаты поставляли в Советский Союз бронетранспортеры и различные специальные автомашины.

В числе прочих Советский Союз получал бронетранспортеры «Scout Саг» МЗА1 фирмы «White» (в советских документах фигурируют как бронетранспортеры, бронеавтомобили и полубронированные машины МЗА1 или «Скаут»). Машины «Scout Саг» предназначались для использования в разведывательных частях. При массе 5,6 тонн машины несли броню толщиной 12,7 мм и могли перевозить 8 человек (2 члена жипажа плюс 6 человек десанта).


Офицеры 3-й ударной армии осматривают перевернувшийся на обледенелой дороге танк «Матильда» 170-го отдельного танкового батальона, Калининский фронт, февраль 1942 года.

Танк «Матильда» 171-го отдельного танкового батальона 4-и ударной армии, Калининский фронт, февраль 1942 года.


Карбюраторный двигатель мощностью ПО л.с. позволял развивать скорость до 105 км/ч. Стандартное вооружение состояло из пулемета «Browning» калибра 12,7 мм и пулемета «Browning» калибра 7,62 мм. В Красной Армии бронеавтомобили «Scout Саг» использовались в составе разведывательных рот механизированных и танковых бригад, в мотоциклетных батальонах корпусного подчинения, а также в отдельных мотоциклетных полках танковых армий. В годы войны было выпущено 20894 машин «Scout Саг», из которых 3034 получили части Красной Армии.

Американские полугусеничные бронетранспортеры М2, МЗ и М9 в танковые части поступали ограниченно (только 118 штук), тогда как основным потребителем были артиллерийские части (1082 штуки), где их использовались для буксирования пушек калибра 76-100 мм.

Бронетранспортеры, которые могли перевозить по 10-13 человек, использовались в качестве штабных машин командиров бригад, корпусов и армий. Они имели 16-мм броню и двигатель мощностью 147 л.с, позволявший развивать скорость до 72 км/ч. С помощью бронетранспортера штабная группа могла руководить боем в полевых условиях.



Подбитый танк «Матильда» (WD Т17781), 64-я танковая бригада Южного фронта, район Барвенкова, май 1942 года.


Уничтоженный танк «Матильда» CS из неустановленной части Западного фронта, 1942 год.


Экипаж танка «Матильда» (WD N Т18814) лейтенанта СЛ. Северикова, 1942 год.


Вооружение М2 состояло из двух пулеметов «Browning» калибра 12,7 и 7,62 мм. На базе полугусеничных бронетранспортеров М2-М9 выпускались самоходные орудия различных типов, которые также поставлялись в Советский Союз. Самоходное орудие Т48 (СУ-57) представляло собой пушку калибра 57 мм, установленное на американском полугусеничном бронетранспортере МЗ.

Первоначально Великобритания объявила эмбарго на поставку Т48, но вскоре выяснилось, что вооружение машины недостаточно сильно, а продуманная тактика ее применения отсутствует. Поэтому вскоре в Советский Союз начали поступать машины этого типа - всего 650 СУ-57. Самоходки поступали на вооружение бригад самоходной артиллерии, а также в состав разведывательных и мотоциклетных рот.

Зенитное самоходное орудие М15 представляло собой полугусеничный бронетранспортер МЗ с установленным на нем пушкой М1А2 калибра 37 мм и двух пулеметов «Browning» калибра 12,7 мм. Это мощное вооружение позволяло успешно бороться не только с низко летящими самолетами, но и с легкоб-ронированными целями. В Советский Союз М15 поставлялся в ограниченном количестве. Из 2332 машин этого типа в РККА попало только около 100 штук.

Зенитная самоходная установка М17 была вооружена счетверенным пулеметом «Browning» калибра 12,7 мм, установленным на шасси бронетранспортера М5. Всего выпущено 1000 штук, все они поступили в Советский Союз. Здесь их применяли в составе танковых и механизированных частей. Иногда вместе с буксируемыми пушками ЗСУ М17 входили в состав батальонов и рот самоходной зенитной артиллерии танковых корпусов и армий. Например, в составе 7-го гвардейского танкового корпуса в январе 1945 года действовал 287-й полк зенитной артиллерии, располагавший 16 37-мм пушками и 10 ЗСУ Ml7.

По программе ленд-лиза Советский Союз также получал скоростной бронированный тягач М5. Сконструированный на базе шасси легкого танка МЗ, тягач оснащался двигателем «Continental R6572» мощностью 235 л.с. Он мог буксировать пушки калибра 155 мм, одновременно перевозя 8-9 человек расчета с максимальной скорость 56 км/ч. Открытая кабина имела брезентовый тент. Механик-водитель и наводчик находились в передней части машины.


«Матильды» и «Валентайны» 192-й танковой бригады готовятся к атаке, 61-я армия Западного фронта, август 1942 года.


Из 5290 тягачей, выпущенных фирмой «International Harvester», в Советский Союз в 1944-1945 гг. попало 200 машин. Всех их использовали в составе артиллерийских частей в качестве буксиров пушек и корпусных пушек-гаубиц калибра 122 и 152 мм.

Кроме боевых машин в составе Красной Армии имелись и эвакуационные машины. Кроме уже упомянутого БРЭМ М31, Красная Армия получала британские колесные БРЭМ «Scammel» в двух вариантах, а также американские машины REO 028XS или «Diamond» Т-980.

Тяжелый тягач «Scammell» был создан для британской армии в варианте тягача («Scammel» TRMU/30) и эвакуационной машины («Scammel Pioneer)) SV/25). Двигатель «Gardner GL» мощностью 102 л.с. позволял буксировать по дорогам с твердым покрытием прицеп массой до 30 т. В ходе боев в Северной

Африке тягачи «Scammel» TRMU/30 с успехом использовались для буксировки поврежденных танков «Churchill» массой 42 т. Эвакуационная модификация тягача «Scammell Pioneer» SV/25 отличалась наличием подъемного крана с лебедкой, применявшихся в ходе ремонтных работ.

Поставки машин «Scammell» в Советский Союз начались уже в 1942 году, но были ограничены по объему. Всего в


Пехотный танк «Матильда II», 64-я танковая бригада , Южный фронт, август 1942 года.


Подбитый пехотный танк «Матильда II», неустановленная часть. Танк в двухцветном камуфляже, 1942 год.


Заправка танков «Матильда II» 10-го танкового корпуса 16-й армии Западного фронта, район Брянск-Волхов, октябрь 1942 года.


Великобритании за годы войны построили 548 «Scammell» TRMU/30 и 786 «Scammel Pioneer» SV/26, поэтому даже несколько десятков машин этих двух модификаций, переданных Советскому Союзу, составляли значительную долю от общей серии.

После начала поставок машины этих типов по несколько штук придавались фронтам. Первоначально в составе Ленинградского фронта в эвакуационной роте имелся всего один тягач «Scammell», тогда как остальные машины роты были советского производства.

Американский транспортер REO с дополнительным прицепом предназначался для перевозки танков и самоходных орудий массой до 20 тонн по дорогам с твердым покрытием или но сухим грунтовым дорогам. Конструкция прицепа позволяла танку самостоятельно въезжать и съезжать. Для погрузки неисправных машин можно было использовать лебедку. Транспортер REO 028XS оснащался шестицилиндровым дизелем жидкостного охлаждения «Cummings» НВ-600 мощностью 150 л.с. Для безопасной перевозки танков машина комплектовалась дополнительными приспособлениями (цепи, распорки и др.). В 1943-1944 гг. Красная Армия получила 190 таких тягачей.

В связи с ростом массы танков потребовался более тяжелый тягач. Таким тягачом стал американский тягач «Diamond» Т-980. Транспортер состоял из трехосевого 8-тонного тягача и тре-хосевого 45-тонного прицепа «Roger Trailer». Транспортер можно было использовать для перевозки грузов массой до 45 тонн по дорогам с твердым покрытием. Транспортер «Diamond» Т-980 оснащался мощной лебедкой, с помощью которой на прицеп погружался или выгружался груз. Лебедка отбирала мощность у двигателя. Конструкция прицепа позволяла танкам самостоятельно въезжать и съезжать. На транспортере стоял двигатель «Hercules» DFXE мощностью 200 л.с, позволявший перевозить штатный груз со скоростью до 26 км/ч. В 1943-1945 гг. Советский Союз получил 295 тягачей «Diamond» Т-980.


Танк «Матильда» (WD No 718816) лейтенанта Разина, 64-я танковая бригада Южный фронт, август 1942 года.


«Матильда II CS», 196-я танковая оршада Калининского фронта, ноябрь 1942 года.


Подбитый пехотный танк «Матильда II», неустановленная часть Южного фронта, июль 1942 года.


Экипаж пехотного танка «Матильда II» 19-го танкового корпуса Центрального фронта, январь 1943 года.


Подбитый пехотный танк «Матильда II» из неустановленной части Южного фронта, июль 1942 года.


Транспортеры передавали в эвакуационные роты армий и фронтов. В составе 1-й гвардейской танковой армии действовала 67-я эвакуационная рота, которая кроме советских тягачей «Во-рошиловец» и «Коминтерн» в январе 1945 года располагала двумя Т-980. В составе эвакуационных рот находилось не более двух транспортеров данного типа.

5 августа 1945 года для эвакуации танков в Манчжурии сформировали танковый ремонтно - эвакуационный центр, имевший в распоряжении смешанные эвакуационные группы. 1-я армия получила три тягача на шасси танка Т-34 и два транспортера «Diamond» Т-980, В 5-й армии было 6 тягачей на базе танка Т-34 и два «Diamond» Т-980. До конца войны раздавались просьбы ремонтников увеличить число тяжелых транспортеров до хотя бы четырех-пяти штук на армию. В Красной Армии колесные тягачи, предназначенные для доставки танков к линии фронта, использовались крайне редко.

Транспортеры танков «Scammell» RTO и «Diamond» оснащались лебедками, поэтому их часто использовали для эвакуации танков, особенно тяжелых, увязших в грязи.

С конца 1943 года в Советский Союз в большом количестве поступали самоходные мастерские американского и канадского производства. Полный ремонтный парк состоял из десяти машин и фактически представлял собой танковую ремонтную мастерскую. В состав парка входили следующие машины:

1) Механическая мастерская М16А на базе шасси грузовика «Studebaker» US-6.

2) Механическая мастерская М16В на базе шасси грузовика «Studebaker» US-6.

3) Слесарно-механическая мастерская М8А на базе шасси грузовика «Studebaker» US-6.

4) Кузнечно-сварная мастерская М12 на базе шасси грузовика «Studebaker» US-6.

5) Электротехническая мастерская Ml 8 на базе шасси грузовика «Studebaker» US-6.

6) Оружейная мастерская М7 на базе шасси грузовика «Studebaker» US-6.

7) Двигательная мастерская на базе шасси грузовика «Studebaker» US-6.

8) Передвижной склад М14 на базе шасси грузовика «Studebaker» US-6.

9) 10-тонный кран Ml или М1А1 на базе шасси «Ward La France» 1000 М1А1 или «Kenworth» 570 Ml.

10) БРЭМ М31 (Т2).

Полный парк канадских машин был меньше, чем американских и состоял из следующих машин:

1) Механическая мастерская A3 на базе шасси грузового автомобиля GMC 353 производства США.

2) Механическая мастерская D3 на базе шасси грузового автомобиля GMC 353 производства США.

3) Передвижная станция зарядки аккумуляторов P3S OFP-3 на базе шасси «Ford» C298QF/F601 канадского производства.

4) Передвижная электросварка KL-3 на базе шасси «Ford» F15A канадского производства.

5) Электрическая мастерская на базе шасси GMC 353 производства США.

6) Генератор мощностью 9 кВт на прицепе.

Американские и канадские передвижные мастерские предназначались для армий и фронтов, ремонтных батальонов.

Мастерские позволяли проводить даже генеральный ремонт бронетехники, тогда как имевшиеся штатные мастерские обеспечивали возможность только текущего ремонта.


Пехотный танк «Валентайн IV» 136-го отдельного танкового батальона, Западный фронт, декабрь 1941 года.


Заряжающий «Валентайна» сержант Ф.Ю. Ваптишев, Западный фронт, декабрь 1942 года.


С 1943 по 1945 г из Великобритании в Советский Союз доставили танки «Cromwell» (шесть штук), танки «Sherman» в версии минного тральщика «Sherman Crab» II (три штуки), огнеметные танки «Churchill Crocodille» (пять штук), бронеавтомобили AFC, «Daimler» (по одной штуке), передвижной огнемет на базе «Universal» («Оке), а также канадские аэросани «Bombardier» (шесть штук).

В Советский Союз также поставляли кузнечно-сварочные мастерские на шасси американского грузовика «GMC Chevrolet» 7107 или канадского «Chevrolet». Они предназначались для ремонтных служб танковых частей. В период 1944-1945 гг. из Канады в Советский Союз доставили 1590 мобильных мастерских всех типов. У нас нет данных об американских поставках.

Таким образом, Советский Союз получал не только вооружение и запасные части к нему, но также ремонтные средства, что позволяло наладить полный цикл эксплуатации импортной техники.

В заключение раздела следует подчеркнуть, что проблема оценки масштаба поставок в рамках ленд-лиза очень серьезна в виду разного подхода авторов к системе подсчета. В большинстве советских и зарубежных работ, посвященных теме ленд-лиза, авторы оперируют западными данными отгрузки, которые превышают фактически полученное количество техники на 300-400 единиц. Во многом, эта разница объясняется потерями, которые союзники несли в ходе транспортировки. Кроме того, дополнительную трудность представляет то обстоятельство, что большинство советских архивов, посвященных ленд-лизу, до сих пор засекречено. Поэтому точно определить размер поставок не всегда представляется возможным.

Цифры, представленные в настоящем исследовании, взяты из материалов приемной комиссии Главного бюро инженерного корпуса Красной Армии, которые представляются наиболее приближенными к действительности.










Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх