НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ


Олег ЛЯКИШЕВ, вице-президент ФЛА России, командир ЛИ'2 Ns 01300 ФЛА РФ

Авиационный мир хорошо знает Ли-2 - в 1999 г. исполнится ровно 60 лет с момента его создания на авиазаводе № 84 в по лицензии фирмы «Дуглас». С 1939 по 1954 г. было построено несколько тысяч машин различных модификаций, которые безотказно и добросовестно трудились во всех без исключения сферах применения авиации вплоть до 1974 г. Этот самолет являетсй целой эпохой в истории авиации.

В 1992 г., когда стало возможно претворить в жизнь самые невероятные планы, наш Ли-2 (заводской № 23441605) первый раз в своей «второй» жизни, после 20-ти лет забвения усилиями ФЛА России взмыл в небо над Москвой. Но для того, чтобы самолет заметили и оценили, потребовалось еще шесть лет и шесть месяцев.

Ли-2 № 01300 ФЛА РФ - единственный в мире летный экземпляр этого типа (не путать с "Дугласом" ДС-3 и СИ-47).

Этот самолет был построен в 1952 г. в Ташкенте - так же, как и 4863 других Ли-2, выпускавшихся с 1939 по 1954 гг. по лицензии «Дугласа», но пересчитанные в метрическую систему под руководством В.М.Мясищева.

Списанный в ДОСААФ в 1972 г. и восстановленный в 1992 г. ФЛА России, наш Ли-2 демонстрировался на аэрошоу в Москве, Липецке, Краснодаре, Орске, Кубинке, Санкт-Петербурге. Участник международных авиасалонов в Жуковском, выставки самолетов времен второй мировой войны "Птицы войны" в Ле-Бурже. Выполнял полеты в Голландии на торжествах, посвященных 50-м годовщинам операций по выброске продовольствия, высадке десанта союзников и освобождения Голландии от фашистов. Участник празднования 300-летия Российского флота в Санкт-Петербурге и в Воронеже. Освящен Русской Православной Церковью в 1995 г.

Все ныне существующие у нас самолеты разных времен (их немного) были сохранены только благодаря стараниям энтузиастов. На свои деньги, преодолевая бюрократические барьеры, сберегли они, как смогли, историю нашей авиации.

На Западе любой тип самолета, отслуживший свой срок, обязательно заботливо сохраняется для потомков. И вот 30 сентября 1998 г., впервые в истории российской авиации комиссия ФАИ присудила Диплом "Феникс", и торжественно, на генеральной конференции Президент ФАИ вручил его Федерации любителей авиации России (ФЛА) как знак международного признания исторической ценности самолета-легенды Ли-2.

Как бы порадовался сейчас создатель ФЛА, автор проекта и вдохновитель возрождения Ли-2 Николай Громцев, светлая ему память! Не дожил он до этого момента.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх