Князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов Смоленский скончался 16 апреля 1813 г. в германском городе Бунцлау. Прах его перевезли в Санкт-Петербург и захоронили в Казанском соборе. Спустя четверть века после изгнания наполеоновской армии с русской земли, 25 декабря 1837 г., у собора е торжественной обстановке состоялось открытие памятника фельдмаршалу работы Б. И. Орловского.

Со смертью Михаила Илларионовича угасла его ветвь по мужской линии, но остались и другие ветви на славном и древнем генеалогическом древе. По-разному сложились судьбы людей, с гордостью носивших фамилию Голенищев-Кутузов и верно служивших Отечеству. Деяния одних известны, другие почти забыты. А жаль. Их биографии позволили бы лучше узнать и понять историю России.

Попробую заполнитьэтот пробел рассказом о старшем лейтенанте флота Иване Ивановиче Го л енищеве- Кутузове. Он родился 10 февраля (по старому стилю) 1885 г. и принадлежал к числу потомственных дворян Псковской губернии. В 1898 г. поступил в Морской кадетский корпус. Закончив учебу, в январе 1904 г. был произведен в мичманы и зачислен в состав Каспийской флотилии. Началась будничная служба - в основном на транспортах и пароходах «Араке», «Баку», «Красноводск», весь смысл которой состоял в переброске грузов и снаряжения с кавказского берега Каспия на туркестанский и обратно.

В ноябре 1908 г. мичмана Голенищева-Кутузова перевели в Кронштадтский флотский экипаж и в январе 1909 г. назначили на широко известный впоследствии крейсер «Аврора». Однако он прослужил там недолго, и уже через неделю оказался на учебном судне «Европа».

Стремясь увеличить свои познания в области минно-торпедного оружия, в октябре 1909 г. Иван Иванович поступил в Минный офицерский класс. После окончания этого учебного заведения он в чине лейтенанта некоторое время служил в Учебно-минном отряде Балтийского флота, а в ноябре 1910 г. был переведен в Сибирскую флотилию (прообраз будущего Тихоокеанского флота) и назначен минным офицером на крейсер «Жемчуг». По-видимому, Иван Иванович прекрасно выполнял свои обязанности: его фамилия упомянута в списках награжденных орденом Станислава 3-й степени в декабре 1911 г.

Между тем над Европой медленно, но верно сгущались тучи - приближалась война. Готовился к. ней и Военно-морской флот России, была ускорена реализация кораблестроительных программ. В апреле 1914 г. лейтенанта Голенищева-Кутузова перевели на Балтийский флот в 1-й дивизион эскадренных миноносцев «групповым минным офицером», т. е. начальником минно-торпедной службы дивизиона. Он был зачислен в состав экипажа эсминца "Эмир Бухарский".

… Цусимское сражение уничтожило костяк Балтийского флота. Оставшиеся морские силы были немногочисленными, а программа строительства новых кораблей далека от завершения. Существовало опасение, что немцы, перебросив часть сил флота Открытого моря на Балтику и получив таким образом значительное превосходство над российским Балтийским флотом, смогут предпринять морское наступление на Санкт-Петербург. Для защиты столицы начальник оперативного отдела Морского генерального штаба капитан 2-го ранга Колчак разработал план развертывания морских сил в случае войны, который предусматривал постановку мощных минных полей, перекрывающих Финский залив от полуострова Порккала-Удд на севере до острова Нар-ген близ Ревеля, на флангах прикрытых береговыми батареями.

В первые часы после обьявления общей мобилизации Балтийский флот приступил к выполнению этого плана. В ночь с 17 на 18 июля 1914 г. минные заградители под прикрытием линейных кораблей, крейсеров, эсминцев и подводных лодок выставили в указанном районе более 2 тысяч мин. Так для Голенищева-Кутузова-непосредственного участника операции - началась война.

На эскадренные миноносцы легла, пожалуй, основная тяжесть ведения боевых действий на Балтике. Разведка, прикрытие сил флота, постановка минных заграждений, обстрел береговых укреплений противника - везде требовались эсминцы. За образцовое выполнение боевых заданий в марте 1915 г. Голенищева-Кутузова наградили орденом св. Анны 3-й степени с мечами и бантом, а в июне того же года - Бухарским орденом Золотой звезды 3-й степени. В декабре 1915 г. «за отличия в службе» он произведен в старшие лейтенанты.

С 1915 г. Иван Иванович служил «групповым минным офицером» в 4-м дивизионе эскадренных миноносцев и плавал на эсминце -Лихой».

Как опытный офицер, он не мог не заметить, что эффективность торпедных атак за годы войны существенно снизилась. Надводные корабли (в то время основным классом кораблей, предназначенным для торпедометания, были эсминцы) из-за возросшей огневой мощи артиллерии уже не могли выходить на дальность эффективной стрельбы торпедами. В этой ситуации имелось два возможных решения.

Первое - увеличить дальность действия торпед. Но тогда современные торпеды не имели системы самонаведения, следовательно, с ростом дальности увеличивалась и вероятность промаха. Чтобы установить на торпеде командную систему управления или систему самонаведения для коррекции промаха, требовался совершенно иной уровень развития науки и техники.

Оставался другой путь: снижение вероятности поражения корабля от огня артиллерии. Для достижения такой цели, в частности, необходимо уменьшить размеры корабля и повысить его скорость. При этом возникали новые проблемы. Например, не так сложно уменьшить размеры корабля, но для повышения скорости требовалась более мощная и более тяжелая энергетическая установка. Это увеличивало осадку и приводило к росту сопротивления воды, для преодоления которого опять необходимо было повышать мощность двигателей.

Где же выход? Если использовать принцип глиссирования, то гидродинамическая сила будет «выталкивать» судно к поверхности воды, до определенного уровня уменьшая сопротивление. Это и учитывал Голенищев-Кутузов, разрабатывая свой первый проект глиссирующего катера для торпедных атак с дистанции в 3-5 кабельтовых (550-930 метров).

Предложения по решению данной проблемы он направил в Морской генеральный штаб в марте 1915 г. В целом докладная записка была воспринята положительно, но в отзыве на нее отмечалось, что для создания катера необходим достаточно легкий и мощный двигатель, получить который в годы войны не представляется возможным.

Такой ответ не обескуражил офицера. Иван Иванович разработал еще два проекта торпедных катеров.

Один из них по тем временам воспринимался как нечто фантастическое - катер с пороховым ракетным двигателем! Это был, пожалуй, первый подобный проект в истории техники: используя обычный мотор, катер должен выйти в район атаки, затем включался ракетный двигатель, резко возрастала скорость, катер буквально летел на врага. Идея блестящая… Но создание порохового ракетного двигателя с тягой в несколько тонн в те годы было нереальным делом. Поэтому закономерна следующая фраза из официального отзыва: «…Наивно».









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх