Загрузка...



BV138 С-1 в Арктике. Снимок сделан с немецкой подводной лодки (зима, 1944 г.)

Первые рулежки и взлеты На 138 VI на Эльбе в июне 1937 г. сразу же выявили «детские болезни» летающей лодки. Главными проблемами оказались рыскание и подпрыгивание самолета на воде при разбеге, который оказался довольно длительным даже с неполной загрузкой. А после взлета добавлялись заботы о путевой устойчивости.

На втором самолете На 138 V2 крыло уже было прямым, с установленным посередине третьим двигателем, приподнятым немного выше по сравнению с крайними моторами, чтобы винт не задевал фюзеляж. Для лучшей путевой устойчивости центральную мотогондолу удлинили и поставили кили большей площади. Турель перед остеклением кабины сняли (на На 138 V1 она была), чтобы не ограничивать обзор летчикам во время испытаний. В ноябре 1937 г. На 138 V2 перелетает в испытательный центр в Травемюнде на Балтике для всесторонней оценки. Летную программу завершили весной 1938 г., однако выводы специальной комиссии были неутешительными. Указывалось на плохие, с точки зрения аэро- и гидродинамики, обводы фюзеляжа и на слабую конструкцию хвостовых балок, из-за чего при посадках в сильную волну с большим весом появлялись трещины силовых элементов. Высказывались претензии и к тесному размещению экипажа, затрудняющему выполнение длительных полетов. Однако сама двухбалочная схема была признана вполне удачной, и конструкторы «Блом и Фосс» начали работу над новой модификацией BV 138 А (так стали называться самолеты фирмы с начала 1938 г.), приостановив постройку На 138 V3.

Основные изменения коснулись фюзеляжа. Его удлинили на 3 м, изменили обводы и сместили ступеньку редана вперед. Хвостовые балки усилили и сделали в сечении четырехугольными с плавно скругленными углами (на На 138 V1 и V2 они были круглыми). Доработали также крыло и рулевые поверхности. Появились закрылки, отклоняющиеся на 15' на взлете и на 60'при посадке. Дизели Jumo 205 С-4 вращали трехлопастные винты. Для обслуживания двигателей на воде использовались откидные ступеньки на мотогондолах. В разделенном водонепроницаемыми переборками фюзеляже размещались пять членов экипажа. Кресло командира находилось в кабине слева, а справа сидел второй летчик-штурман. За кабиной, под центральным двигателем, располагались места борт-инженера и радиста, туалет, камбуз, лежаки для отдыхай различное оборудование. Запаса продуктов на самолете хватало на неделю, что обеспечивало возможность длительного боевого дежурства. Для облегчения пилотирования ставился автопилот. Защитное вооружение состояло из передней турели LB 204 с 20-мм пушкой MG204 (со своим стрелком) перед остеклением кабины и задней открытой турели с 7,9-мм пулеметом MG 15. Еще из одного MG 15 можно было стрелять назад из огневой точки в конце мотогондолы центрального двигателя. Такое расположение пулеметов почти полностью устраняло «мертвые зоны» в задней полусфере, позволяя летающей лодке успешно бороться с истребителями. Для атак по подлодкам и кораблям под правым крылом разместили три бомбодержателя для 50-кг бомб.

Первая лодка серии «А» - BV 138A-01, была испытана в феврале 1939 г. Самолету явно недоставало мощности двигателей, из-за чего с максимальным взлетным весом 16200 кг он не мог подняться выше 800 м. При нормальной загрузке (взлетный вес 13750 кг) максимальная скорость достигала 265 км/ч при крейсерской в 250 км/ч. В ходе полетов выявили необходимость дальнейшего усиления конструкции, и самолеты с этими доработками стали обозначаться BV 138A-1. Две первые лодки этой серии, после спешных заводских испытаний, в июне 1940 г. участвуют в операции «Wasserubeng» по захвату Дании и Норвегии. Вместе с другими гидросамолетами различных типов они привлекаются в основном для транспортных перевозок. Следующие десять BV 138A-1 летом 1940 г. поступают на вооружение эскадрильи, базирующейся в Хернуме на Балтике. Эксплуатация лодок в строевых частях выявила, кроме уже известных проблем с двигателями (недостаточная мощность и перегрев на максимальных режимах), и сложности с вооружением. Пушки MG 204 часто отказывали, и в конце концов все они были заменены на MG 151 такого же калибра.

Эскадрилья лодок из Хернума перебрасывается в октябре 1940 г. в Бискайский залив, где совместно с другим соединением «летающих башмаков» участвует в патрулировании над Атлантикой. Штормовое осеннее море оказалось серьезным испытанием для самолета, и недостатки двигателей вместе со слабостью отдельных элементов конструкции стали видны еще отчетливей. Поэтому обе эскадрильи выводятся из Франции для перевооружения на самолеты следующей серии - BV 38B.

На лодках серии «В» наконец-то установили новый дизель - Jumo 250DC с взлетной мощностью 880л. с. Из-за усиленной конструкции фюзеляжа и новой силовой установки пустой вес самолета вырос на 570 кг и достиг 11370 кг. Для облегчения взлета с максимальным взлетным весом применили впрыск водомета-ноловой смеси. Бачка с 36 литрами смеси хватало на 80 секунд работы, а прирост мощности составлял примерно ЮОО л. с. Первая BV 138B-01 взлетела в конце 1939 г. и успешно прошла испытания. Однако фирма «Юнкере» еще не могла поставить достаточное количество новых дизелей, и производство BV 138B велось первоначально одновременно с выпуском лодок первой серии.

Дальнейшей модификацией стал самолет BV 138C-1 с такими же дизелями Jumo 205D, но с новыми винтами. На центральный двигатель поставили четы-рехлопастный винт, а на крайних остались трехлопастные, но с большей хордой. Впоследствии такие же винты получили все построенные BV 138B. Поэтому самолеты обеих серий стали почти идентичными, незначительно отличаясь в конструкции. Вооружение лодок серий «В» и «С» тоже выполнялось одинаковым и состояло из двух 20-мм пушек MG 151 в передней и задней турелях, и 13-мм пулемета в открытой огневой точке на центральной мотогондоле. Позднее добавили 7,9-мм MG 15, из которого мог вести огонь радист из бойницы по правому борту. Бомбодержатели для глубинных бомб установили под каждым крылом (по 3 штуки), и самолет мог поднять шесть 50-кг или четыре 150-кг бомб. Экипаж на BV 138C увеличили до шести человек, хотя полеты зачастую выполнялись впятером. Нормальная продолжительность полета составляла 6,5 часов, а с дополнительным запасом топлива достигала 17часов. Для взлета перегруженной лодки применили ракетные ускорители «Вальтер 109-500» (тяга 500 кг, время работы 30 сек), установленные по одному под каждым крылом.

Летом 1941 г. самолеты серий «В» и «С» начинают поступать на вооружение Люфтваффе. Базируются лодки на всех фронтах: в Бискайском заливе и Норвегии, Балтийском, Черном и Средиземном морях. Но главным полем деятельности «летающих башмаков» оставался все же Север, где необходимо было выслеживать конвои союзников, идущие в Мурманск и Архангельск. 8 сентября 1942 г. BV 138, взлетев изТромсе (Норвегия), обнаружил конвой PQ 18, но был перехвачен английскими «Си Харрикейнами» с авианосца «Авенджер». Более полутора часов тихоходный «башмак» вел воздушный бой, успешно маневрируя и обороняясь, и сумел, несмотря на полученные повреждения, вернуться на базу. Помогли ему в этом хорошая маневренность двухбалоч-ной схемы и удачное защитное вооружение. Лодки могли в воздухе не только обороняться, но и нападать. Тому подтверждение сбитые ими в воздушных боях Бристоль «Бленхейм» над проливом Скагеррак и «Каталина» над Северным морем.

К тому времени «детские болезни» BV138 закончились и лодка завоевала репутацию надежного и хорошо вооруженного самолета. Так, одна из эскадрилий в октябре 1941 г. на десяти своих BV 138В пролетела более 105000 км с налетом 500 часов без серьезных отказов и происшествий.

BV 138, летающие в Арктике (базируясь а Ставенгере и Тромсе в Норвегии) часто пополняли запасы бензина, дозаправляясь в море со своих подводных лодок в установленном месте. Это позволяло расширить район патрулирования почти до Ямала и увеличить продолжительность боевого дежурства. Некоторое количество BV 138C оборудовали локаторами FuG 200, повысив эффективность лодки в обнаружении различных целей.

Семьдесят лодок BV 138C оснастили устройствами для запуска с корабельных катапульт, и все они несли службу на кораблях военно-морского флота. Осенью 1942 г. создали вариант BV 138MS (от немецкого «Minensuche» - миноискатель),

в который переоборудовали четыре BV -138 В и С. На самолетах демонтировали обе турели с пушками, оба бомбодержателя, лишнюю аппаратуру и установили кольцевую магнитную антенну диаметром 14 метров. Она крепилась под крылом и на фюзеляже (из-за нее летчики окрестили машину «мышеловкой»). В экипаже осталось четыре человека, анормальный взлетный вес составлял 16 тонн. Все BV 138MS поступили в 1-ую минопоисковую группу Люфтваффе и использовались в Средиземном море и на Севере.

Несколько «летающих башмаков» базировалось в Баскароссе (Бискайский залив) вместе с «Викингами» - другой знаменитой летающей лодкой фирмы «Блом и Фосс». Во время напета англичан на базу в июле 1943 г., кроме двух BV 222, затонувших на своих стоянках, были уничтожены и два BV 138.

Ближе к концу войны, когда превосходство советской и союзной авиации стало подавляющим, тихоходным «башмакам» все труднее становилось выполнять полеты со слабым прикрытием своих истребителей, либо вовсе без него. Но лодки с вооружения не снимаются и продолжают нести свою службу. Были в карьере BV 138 и необычные задания. 1 мая 1945 г. экипаж из эскадрильи, базирующейся в Копенгагене, получил задание вывести из Берлина высокопоставленных чиновников. Летчик Вольфганг Клемуш сумел посадить ночью свой «башмак» на озеро около Берлина, несмотря на горящую на воде нефть. Но у встречавших его офицеров не оказалось никаких документов, подтверждающих их специальную миссию, и летчик отказался вести с ними переговоры. Взяв на борт десять раненых солдат, самолет той же ночью вылетел обратно. Существует версия, что важное лицо, которое собирались вывезти на BV 138, был сам Адольф Гитлер.

Всего с начала 1941 г. до декабря 1943 г. на двух заводах собрали 276 самолетов всех типов. Конструкторы «Блом и Фосс» планировали дальнейшие модификации самолета с мощными двигателями Jumo 208, но все эти планы остались на бумаге. «Летающий башмак» стал единственным двухбалочным гидросамолетом во второй мировой войне и, несмотря на! свой неординарный внешний вид, оказался вполне удачным и эффективным. Задуманный как универсальная летающая лодка, BV 138 оправдал надежды конструкторов и заказчика, прослужив до последнего днч пойми.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ САМОЛЕТА BV 138C-1

Двигатель 3 Junkers Jumo 205D шестицил индровый дизель»880л,с.

Размеры: размах крыльев 28,94 м длина 19,85 м высота 5,9 м Площадь крыла 112м

Пустой вес: Нормальный 11770 кг взлетный вес Максимальный 14500 кг взлетный вес 17650 кг

Максимальная скорость 285 км/ч

Крейсерская скорость 265 км/ч

Скорость отрыва 110 км/ч

Посадочная скорость 115 км/ч

Взлетная дистанция 650 м

Максимальная дальность полета 4300 км

Максимальная продолжительность попета 17 чае.

Высота полета 5000 м

Вооружение: две 20-мм пушки MG 151, один 13-мм пулемет MG 131,


Николай ВАЛУЕВ

«ПОЛУРЕАКТИВНЫЕ» ИСТРЕБИТЕЛИ ЦАГИ…………….23


Николай ВАЛУЕВ










Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх