Амфибия Ш-2.

Возможно, если бы не доброжелательный и дружеский подход Шаврова, не проявилось бы такое сильное желание спроектировать, пусть даже с учебной целью, добротный ночной истребитель. Именно благодаря умелому содружеству и одобрению, а не занятию принципиальной несгибаемой позиции авторитетного руководителя, Шаврову удалось дать свободу творческой мысли. И доказать самому же дипломнику, что он способен выдать проект самолета, который впитал в своей конструкции и современную двухмоторную с разнесенным двухкилевым оперением аэродинамическую компоновку, и наиболее эффективную механизацию крыла.

Общительность, корректность, интеллигентность Шаврова снискали к нему уважение не только у студентов-дипломников, но и у преподавателей, работников МАИ. Это был скромный, в чем-то даже застенчивый молодой мужчина, в аккуратном темно-синем костюме, из рукавов пиджака которого просматривалась белая рубашка. Галстук был обязательно подобран в тон пиджаку и хорошо гармонировал с его внешностью. В институте не помнипи случая, чтобы Вадим Борисович появился на людях без галстука.

Известно, что Вадим Борисович никогда не претендовал на руководящие посты, просто не умел командовать и подавлять волю и инициативу окружавших его людей. Ему были присущи и чувство юмора, и понимание шуток. Преподаватели и студенты МАИ помнят эпизод, связанный с английской кинокомедией "Джордж из Динки-Джаза".

Содержание фильма было простым, но увлекательным и веселым. Джаз-оркестр под руководством мистера Мендеза. находясь на службе у немецкой разведки, закодировал секретную информацию большой важности и при исполнении сложных танцевальных мелодий передавал ее в эфир при помощи солирующих музыкальных инструментов. На немецкой подводной лодке принимали информацию, расшифровывали ее и срывали важные операции армии англоамериканских союзников. Один из музыкантов джаза разоблачил шпионскую службу Мендезе, провалил действия немецкой разведки. Фильм был не только актуален, поскольку рассказывал о борьбе с фашизмом антигитлеровской коалиции объединенных наций, но поучителен и развлекателен, так как был насыщен замечательными джазовыми мелодиями и отличной игрой исполнителей.

Студенты-дипломники пригласили Вадима Борисовича сходить на этот фильм, который они уже умудрились посмотреть не один раз. Шла картина в кинотеатре "Баррикады", на Красной Пресне. Шавров очень был доволен посещением. А дипломники, быстро подхватили ритмичные мелодии и насочиняли на них песни. Мне думается, что музыкальное сопровождение чертежно-конструкторских работ в кабинете дипломного проектирования было только на пользу самому проектированию.

В условиях военного времени, когда на быт студентов, как и всего нашего народа, было наложено много экономических ограничений, наличие зрелищ повышало наш энтузиазм и работоспособность. На одну из лучших мелодий фильма были положены следующие слова: "Ты, дипломник МАИ, никогда не тужи. Самолетчик, не унывает! Смело с жизнью шагает!" На другую - пелись бопее пессимистические куплеты: "Живой студент - хозяин своей жизни, но жить студенту очень нелегко. Начальники капризны, от них ведь нету жизни и стоит очень дорого вино. Но пропадать же человек не должен, о счастье и о радостях забыв. Студент на все способен, умен и плодотворен, чтобы себя в сей жизни защитить". Другие авторы перекладывали на музыку более реальные мысли; "А консультант у меня Чехонин, и Ружицкий - всем известный рецензент".

Однажды, сидя рядом с Шавровым за чертежами, дипломник Турьян услышал выходящее из его уст звучание одной из мелодий полюбившегося фильма. В этот момент Вадим Борисович мягким простым карандашом изобразил вопросительный знак рядом с одной из шайб двдухкилевого оперения. От неожиданности (очевидно, в этот момент взгляд дипломника был довольно кислым) Вадим Борисович лукаво посмотрел в его сторону, слегка коснулся его руки локтем и полушепотом пропел: "Ты, дипломник МАИ, никогда не тужи". Позже стало известно, что Вадим Борисович подбадривал полюбившейся студенческой песенкой на мелодию из фильма "Джордж из Динки-Джазе" и других дипломников института.

В 50-е годы Шавров работал в Бюро новой техники (БНТ) ЦАГИ. которое размещалось в угловом красном производственном помещении на углу улиц Бауманской и Радио. Именно здесь у Вадима Борисовича родилось решение весь свой инженерно-конструкторский талант направить на научно-исследовательскую работу, связанную с историей самолетных конструкций. На протяжении многих лет он неустанно собирал и исследовал все, что относится к самолетам России и Советского Союза. Вадим Борисович признавался чуть позже, что написание систематического исторического материала об отечественных самолетах осложнялось невероятной засекреченностью многих сведений о нашей авиатехнике Но он не сдавался и начал "пробивать дорогу" к своей первой книге с помощью журнала "Крылья Родины".

Это было содержательное и краткое повествование о каждом самолете, построенное на документах и материалах личных исследований Шаврова. Сведения о каждом самолете сопровождались его общим видом и тремя проекциями. Успех публикаций статей о самолетах был огромен. Где бы ни встречались читатели "Крыльев Родины", в Ленинграде или Новосибирске, Риге или Кызыле, они, в первую очередь, спрашивали о дальнейших планах Шаврова в области истории самолетостроения.

Вадим Борисович ни на один день не прекращал поиска новых сведений о самолетах, о которых он рассказал. Его материалы к истории самолетов ценны тем, что они констатируют уровень развития самолетостроения СССР, включая и годы Великой Отечественной войны. Не исключено, что ошибки допускались и в книге Шаврова, Но Вадим Борисович никогда не утверждал свою безупречность и даже подчеркивал, что сведения того или иного порядка о самолетах требуют уточнения.

Шавров еще а молодые годы выпустил справочник авиаконструктора, в котором систематизировал все справочные материалы, необходимые в процессе рас-четно-конструкторской деятельности. Справочник Шаврова в свое время помог многим молодым инженерам, был их путеводителем в сложном мире создателя самолетов. Еще большую значимость для новых поколений авиаторов имеют и будут иметь книги Шаврова по истории и конструкции самолетов.










Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх