Загрузка...



Балтийский авиатранспорт «Орлица».

Гидроавиатранспорт "Орлица" включался в состав различных тактических групп боевых кораблей. Базировавшиеся на авиатранспорте аэропланы прикрывали корабли на огневых позициях от налетов авиации противника и вели тактическую разведку. 4 июля 1916-го произошел воздушный бой четырех гидросамолетов с авиатранспорта "Орлица" с четырьмя немецкими аэропланами. В итоге немцы потеряли два аэроплана, русские авиаторы потерь не имели. В этом бою летчик Петров расстрелял немецкий самолет с дистанции 15 м.

14 августа во время налета на немецкую авиастанцию на озере Унгари три русских самолета были атакованы двадцатью немецкими, в том числе и сухопутными истребителями "Фоккер". В бою один из наших самолетов оказался в тяжелом положении, ему на выручку поспешил командир отряда лейтенант Горковенко. Спасая своего товарища, герой погиб в бою.

Особенно проявили себя балтийские авиаторы во время немецкого наступления на островах Моонзундского архипелага в октябре 1917-го. Им пришлось под огнем противника грузить неисправные самолеты на транспорт.

Начало боевой деятельности морской авиации на Черном море относится к ноябрю 1914-го, когда воздушная разведка обнаружила у мыса Херсонес немецкий крейсер "Бреслау", следовавший в направлении Севастополя. Корабль неприятеля был атакован группой русских самолетов, после чего немецкий крейсер изменил курс и ушел в открытое море.

Командование Черноморским флотом сразу же по достоинству оценило морскую авиацию и в состав боевых эскадр стало включать один или два авиатранспорта. Самолеты корабельной авиации вели воздушную разведку, что значительно улучшало боевую деятельность надводных кораблей.

Гидросамолеты наносили удары по береговым объектам противника вне досягаемости корабельной артиллерии и корректировали огонь корабельных орудий.

После вступления в октябре 1914-го Турции в войну на стороне германо-австрийского блока, русский флот начал боевые действия против турецких укреплений в районе пролива Босфор. Большая эскадра русских кораблей в составе пяти линкоров, трех крейсеров, в том числе крейсера "Алмаз" с гидросамолетами на борту, а также авиатранспорт "Николай I" провели в марте-апреле 1915-го операцию у берегов Турции. Здесь впервые взаимодействовали разнородные силы флота: надводные корабли, подводные лодки и авиация.

Применение гидросамолетов с авиатранспортов существенно повысило боевые возможности эскадры. Гидросамолеты, кроме ведения воздушной разведки, осуществляли налеты на неприятельские корабли и береговые объекты противника.

Наиболее крупный напет морской авиации произошел на порт Зонгулдак в январе 1916-го. В налете участвовало 14 гидросамолетов с двух авиатранспортов при поддержке тактической группы надводных кораблей в составе одного линкора, крейсера и миноносцев. В точке боевого развертывания с авиатранспортов за 40 минут спустили на воду все гидросамолеты.

Из 14 машин 11 дошли до цели, а три по разным причинам вернулись к своим кораблям. Пять самолетов нанесли с высоты 1500 м бомбовые удары по транспорту "Имингард" водоизмещением 7000 т, стоявшим в порту. Одна бомба попала в цель и транспорт затонул.

Гидросамолеты флота участвовали в апреле 1916-го в обеспечении десантной операции в бухте Ризе на побережье Лазитана.

В этой операции гидросамолеты с кораблей взаимодействовали с противолодочными кораблями, прикрывавшими десантные суда с моря от возможных атак подводных лодок проотивника.

Подготавливался также совместный удар корабельной авиации с авиатранспортов и катеров по болгарскому порту Варна в августе 1916-го. По маршруту следования самолетов были развернуты в море миноносцы и тральщики с целью оказания помощи экипажам, вынужденно севших на воду. Но операция была сорвана из-за усилившегося волнения моря, когда катера не смогли дойти до Варны, а часть гидросамолетов оказалась неисправной.

Первая мировая война способствовала раскрытию боевых возможностей гидросамолетов, выявила высокий профессионализм морских летчиков. Именно тогда появились первые российские асы: Прокофьев, уничтоживший в воздушных боях 13 самолетов противника, Сафронов, на боевом счету которого 11 вражеских самолетов, Утгоф, сбивший 5 машин неприятеля. Счет, конечно, весьма скромный, но не следует забывать, что это было самое начало истории российской морской боевой авиации.


Анатолий КРИКУНЕНКО










Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх