АНТОНОВ-38 - пример плодотворного сотрудничества украинских и российских авиастроителей

Юрий Н. Попхадзе/ Киев

Фото Г.Г. Нестеренко Ведущий конструктор АНТК им. O.K. Антонова


Новый самолет местных воздушных линий Ан-38-100. Аэродром НАПО им. В.П. Чкалова. 23 июня 1994 г.


23 июня 1994 г. со взлетной полосы Новосибирского авиационного производственного объединения (НАПО) им. В.П. Чкалова совершил первый полет новый многоцелевой самолет местных авиалиний Ан-38-100, разработанный Киевским авиационным научно-техническим комплексом (АНТК) им. O.K. Антонова. Творческое сотрудничество двух прославленных коллективов имеет почти полувековую историю: именно в Новосибирске 31 августа 1947 г. взлетел знаменитый Ан-2 - первенец ОКБ O.K. Антонова.

Несколько лет назад, реально оценив потребности гражданской авиации Советского Союза в многоцелевом самолете грузоподъемностью 2500-3000 кг, коллектив АНТК им.О.К. Антонова выдвинул предложение по дальнейшему развитию Ан-28 - известного самолета МВЛ с уникальными эксплуатационными характеристиками, хорошо зарекомендовавшего себя в СССР и за рубежом. Предлагалось оснастить Ан-28 новыми двигателями и оборудованием, удлинить его фюзеляж и увеличить пассажировместимость с 17 до 27 человек. Взлетная масса самолета возрастала с 6500 до 9000 кг, но при этом, как показали исследования, основные агрегаты планера не требовали существенных изменений. Соответствующие НИИ, рассмотрев эскизный проект нового самолета, дали ему положительное заключение. Идея нашла поддержку в правительстве: в конце 1990 г. вышли приказ МАП и постановление Совмина СССР о создании самолета Ан-38. В ОКБ началось рабочее проектирование.

Производство нового самолета решено было развернуть на авиазаводе в Новосибирске. Инициативу в этом проявило прежде всего руководство НАПО им. В.П. Чкалова, обеспокоенное свертыванием военных программ и освобождением производственных мощностей завода. Новосибирцы выбрали Ан-38 не случайно. Во-первых, запускать в производство новый самолет, созданный на базе существующего, проще и быстрее, во-вторых, рынок сбыта Ан-38 представлялся достаточно обширным. АНТК им. О.К.Антонова и НАПО им.В.П.Чкалова разработали совместную программу создания легкого многоцелевого самолета МВЛ, первый результат которой -постройка самолета Ан-38-100.

Сборка первого Ан-38-100. НАПО им. В.П.Чкалова, 1994 г.

Ан-38 - двухмоторный турбовинтовой самолет, способный перевозить 27 пассажиров или груз массой до 2500 кг в отдаленные и труднодоступные регионы, эксплуатироваться в широком диапазоне температур наружного воздуха (от - 55°С до + 45°С) с небольших площадок, имеющих различное покрытие (грунт, снег, лед). Максимальная дальность полета -1600 км.

Ан-38 вобрал в себя лучшие качества Анов: высокие летно-технические характеристики, надежность и безопасность на всех режимах полета, простоту пилотирования и обслуживания. По топливной эффективности и условиям базирования, прибыльности перевозок и себестоимости эксплуатации самолет практически не уступает отечественным и зарубежным аналогам, а во многих отношениях превосходит их.

Для пассажиров Ан-38 представляется достаточно привлекательным, так как обладает необходимым комфортом, имеет хорошую тепло- и звукоизоляцию. Благодаря конвертируемости салона Ан-38 может быть быстро переоборудован из пассажирского в грузовой и наоборот. Предусмотрены и предлагаются заказчикам следующие варианты самолета: административный повышенного комфорта; патрульный; поисково -спасательный; санитарный; десантный; аэрофото-съемочный; для геофизических поисковых' работ; для разведки ледовой обстановки, поисков рыбы и морского зверя.

Новый самолет оснащен современным комплексом пилотажно-навигационного оборудования, метеолокатором и способен выполнять полеты ночью и в сложных метеоусловиях. Возможна установка как колесного, так и лыжного шасси.

На Ан-38 реализована концепция технической эксплуатации по состоянию, обеспечивающая:

- интенсивность эксплуатации - 2000 ч налета в год;

- вероятность задержки вылета по техническим причинам - 0,02;

- удельную суммарную трудоемкость обслуживания - 4 чел.ч/ч налета.

Вначале Ан-38 был спроектирован под перспективные российские двигатели ТВД-1500 (Рыбинское моторостроительное КБ, РФ). Однако возникшие при создании этих двигателей проблемы вынудили разработать для Ан-38 альтернативные силовые установки - на базе двигателей ТРЕ 331 -14GR-801Е (фирма Garrett, США) и ТВД-20 (Омское моторостроительное КБ, РФ). Первый самолет Ан-38-100, взлетевший 23 июня 1994 г., оснащен двигателями ТРЕ 331 с пятилопастными малошумными винтами фирмы Hartzell (США). В дальнейшем вариант силовой установки на конкретную машину (ТВД-20, ТВД-1500 или ТРЕ 331) будет определяться желаниями заказчика.

Самолет планируется сертифицировать как по отечественным, так и по зарубежным нормам летной годности, что откроет ему доступ практически на все мировые рынки авиатехники. АНТК им. O.K. Антонова и НАПО гарантируют послепродажное обслуживание Ан-38, содействие в обучении и переучивании летного и технического персонала авиакомпаний.

Ан-38 взлетел в трудное время. Что же ожидает его в коммерческом плане? Сегодня авиакомпании бывшего СССР предъявляют достаточный спрос на самолет подобного класса. В этой связи своевременность появления Ан-38 на рынке легких самолетов МВЛ и опережение им потенциальных конкурентов по срокам является существенным положительным фактором в судьбе самолета. Наличие уАн-38 таких определяющих свойств, как высокие эксплуатационные показатели, приемлемая цена и хорошая репутация фирмы-изготовителя, также является необходимым условием для успешного выхода на рынок самолетов МВЛ.

Однако перечисленные выше достоинства Ан-38 вовсе не означают, что его ожидают безоблачные перспективы. Современный рынок авиатехники характеризуется очень жесткой конкурентной борьбой и требует постоянных усилий по поддержанию конкурентоспособности наших самолетов. Если в современных нелегких экономических условиях мы сумеем организовать весь цикл операций с Ан-38 (разработка - сертификация - производсто - продажа - послепродажное обслуживание) в более короткие сроки и с меньшими, чем у конкурентов, затратами, если опередим их по времени выхода на авиалинии, то вполне можем рассчитывать на значительную долю рынка.

В числе потенциальных конкурентов Ан-38 можно назвать самолет МВЛ Бе-32 разработкиТАНТКим. Г.М. Бериева,атакже проекты МиГ-110 АНПК им. А.И. Микояна и ММ-1 ЭМЗ им. В.М. Мясищева, которые обещают неплохие характеристики, но существуют пока еще только на бумаге. Специфика современной ситуации состоит в том, что на рынок авиатехники СНГ стремятся пробиться и западные производители самолетов. Однако полагаю, что в ближайшие годы конкуренция с их стороны будет ограниченной. Обусловлено это тем, что неокрепшие, работающие в крайне сложных экономических условиях авиакомпании СНГ, внимательно изучив баланс «эксплуатационные характеристики - цена» предлагаемых им самолетов, сделают выбор в пользу авиатехники отечественного производства. Ведь мы используем более дешевые производственные ресурсы и потому можем привлечь покупателей относительно низкой ценой своих самолетов. А приобретение таких машин, как Do-328 (Dornier, Германия), Jetstream 41 (ВАЕ, Великобритания), Shorts 330 (Shorts, Великобритания), CASA C-212-300 (CASA, Испания) и им подобных, для эксплуатации на внутренних линиях сделает перевозки на них просто нерентабельными. Правда, дешевизна наших машин - явление временное, которое не способно долго обеспечивать нам преимущества на рынке, но его необходимо в полной мере использовать.

В общем, профессиональное изучение вопросов конкурентоспособности Ан-38 показывает, что он появился очень своевременно и при условии слаженной работы АНТК им. O.K. Антонова и НАПО им. В.П. Чкаловабудет иметь устойчивый спрос не только на внутреннем рынке, но, благодаря западным двигателям и низкой цене, и за рубежом. Это позволяет нашим предприятиям с оптимизмом смотреть в будущее.

А первый взлет Ан-38 был организован как настоящий авиационный праздник с показательными полетами боевой техники и выступлениями спортсменов-парашютистов. Вскоре испытания самолета завершатся получением сертификата типа, и Ан-38 выйдет на воздушные трассы.










Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх