Пасха по-цейлонски. 1942 год

Владимир Заблоцкий, Анатолий Овчаренко/ Киев


В марте 1942 г., захватив Филиппины и голландскую Ост-Индию, в Токио определили дальнейшие главные цели, которых следовало достигнуть в боях с союзниками. Прежде всего, предстояло вторгнуться на Новую Гвинею, тихоокеанские острова и в Австралию, а затем разгромить остатки Тихоокеанского флота США, главного препятствия японской экспансии. Но прежде стратеги Страны восходящего солнца решили провести рейд в северо-восточную часть Индийского океана и уничтожить британский Восточный флот, исключив его возможную помощь американцам. Имелась и политическая цель – попытаться вырвать Индию из-под владычества английской короны и вывести ее из войны. Японцы учитывали и то. что в индийские и цейлонские порты прибыло большое количество транспортов с военными грузами – только на рейде Коломбо ежедневно стояло до сотни судов.

Японское наступление в направлении Индии развивалось через Бирму. 8 марта пал Рангун. 23 марта японцы заняли Никобарские и Андаманские о-ва Уже 26 марта в Порт Блэр (о. Южный Андаман) был переброшен воздушный корпус «Токо» (Токо кокукай), в состав которого входили 18 дальних морских разведчиков Каваниши Н6К (у союзников получили название "Мэйвис") Эти летающие лодки начали воздушную разведку в Бенгальском заливе до побережья Индии и Цейлона включительно, заодно нападая на суда союзников. Так. 28 марта одна «Мэйвис» обстреляла британский сухогруз, другая 29 марта повредила танкер.

Нанесение удара по Цейлону возлагалось на быстроходное ударное авианосное соединение (кидо бутай) под командованием вице-адмирала Ч. Нагумо. В его состав входили 5 тяжелых авианосцев: «Акаги», «Сорю», «Хирю», «Секаку» и «Дзуйкаку», на которых базировались 342 самолета. Кроме того, Нагумо располагал 4 быстроходными линкорами. 2 тяжелыми и 1 легким крейсерами, 8 эсминцами. Одновременно силами соединения вице-адмирала Д. Одзавы (легкий авианосец «Рюдзе» с 27 самолетами, 4 тяжелых и 1 легкий крейсер, 4 эсминца) планировалось атаковать морские коммуникации союзников в Бенгальском заливе. Действия Одзавы обеспечивали 6 подводных лодок, развернутых у берегов Индостана, и армейская авиация. Операция в районе Цейлона и в Бенгальском заливе получила условное наименование «План С». Общее руководство ею осуществлял вице-адмирал Н Кондо.[3*]

В ночь на 26 марта корабли Нагумо в обстановке полной секретности покинули базу Кендари на о. Целебес, пересекли Тиморское море, обогнули Яву, Суматру и 1 апреля вышли в Индийский океан. Надежды японского командования на достижение полной внезапности оказались призрачными, ибо британская разведка засекла выход кидо бутай. Уже 28 марта командующий Восточным флотом вице-адмирал сэр Джеймс Сомервилл («Слим») знал о намерении противника атаковать Цейлон к началу апреля и усилил воздушную разведку. На остров срочно перебросили 11 летающих лодок Консолидейтед PBY «Каталина»: по одной из 204-й и 205-й эскадрилий, 3 из 240-й й эскадрильи RAP и 6 -из 413-й эскадрильи RCAF. «Каталины» начали методично прочесывать акваторию океана на удалении до 700 км от Цейлона. Одновременно из портов отправляли в море скопившиеся там суда. Незадолго до этого немногочисленная союзная авиация на Цейлоне получила подкрепление из 50 истребителей Хаукер «Харрикейн», переброшенных из Адена. На острове также находились 14 бомбардировщиков Бристоль «Бленхейм» с малоопытными экипажами. 30 истребителей Фейри «Фулмар» и 6 бомбардировщиков-торпедоносцев Фейри «Суордфиш» Королевской морской авиации.

3* Почти в том же составе это соединение 7 декабря 1941 г. атаковало Перл-Харбор. а 19 февраля 1942 г – австралийский порт Дарвин Королевские воздушные силы Великобритании Королевские канадские воздушные силы.


Британский Восточный флот насчитывал 3 авианосца (36 истребителей «Си Харрикейн». «Фулмар» и «Марлет», 12 бомбардировщиков-торпедоносцев «Суордфиш» и 45 – «Альбакор»), 5 линкоров, 7 крейсеров и 17 эсминцев (в т.ч. голландские корабли). Этими силами «Слим» намеревался атаковать подходившего противника 1 апреля он сосредоточил в 80 милях юго-восточнее Цейлона две тактические группы: Force А – под собственным командованием и Force В, которую возглавил вице-адмирал Уиллис. В первую входили быстроходные новые и модернизированные корабли: линкор «Уорспайт», авианосцы «Индомитебл» и «Формидабл» (83 самолета), 2 тяжелых и 2 легких крейсера, 6 эсминцев. В составе Force В находились устаревшие тихоходные корабли: 4 линкора, авианосец «Гермес» (12 самолетов), 3 легких крейсера и 9 эсминцев. 2 апреля, не обнаружив противника, «Слим» ошибочно решил, что японцы отказались от удара, и ушел на свою маневренную базу на Мальдивских о-вах для пополнения запасов топлива и воды. Еще большей ошибкой стало разделение сил – сэр Джеймс отправил в Коломбо тяжелые крейсера «Дорсетшир» для ремонта и «Корнуолл» для охраны конвоя, а в Тринкомали – авианосец «Гермес» и эсминец «Вэмпир» для подготовки к десанту на Мадагаскар.

Тем временем японские дальние разведчики снова дали знать о себе. 2 апреля сразу 3 летающие лодки провели разведку Цейлона и демонстративно атаковали суда у берегов Индии. На следующий день еще 3 «Мэйвиса» бомбили суда в устье р. Ганг, повредив американский турбоход «Эксибитор» (4 раненых). Наконец, утром 4 апреля одиночный «Мэйвис» безнаказанно пролетел над портом Тринкомали.

Союзники в ночь на 3 апреля попытались разбомбить базу японских летающих лодок в Порт Блэр, для чего выделили два В-17 и один LB-30 из 7-й бомбардировочной группы США. Однако при взлете с индийского аэродрома Асансол один В-17 потерпел катастрофу, и операцию отменили.



«Спаситель Цейлона» м-р Леонард Бирчелл в кабине своей «Каталины»



Джеймс Уэлен, отличившийся в бою над Цейлоном 5 апреля



Техники готовят к вылету морской истребитель «Фулмар»


Утром 4 апреля с базы Коггала вылетела на разведку Каталина»» 413-й эскадрильи (командир м-р Леонард Дж. Бирчелл), экипаж которой около 16.00 в 360 милях юго-восточнее Цейлона обнаружил корабли кидо бутай, шедшие курсом на северо-запад. Бирчелл сблизился с ними и немедленно начал передавать донесение об обнаружении противника. Одинокую «Каталину» немедля атаковали 12 японских палубных истребителей. Неравный бой продолжался 7 минут. Бирчелл попытался уйти на бреющем, но вскоре его самолет загорелся, и пришлось совершить вынужденную посадку под обстрелом на поверхность океана. Радист Л.А. Калоросси и стрелок Дж. Хенцель в бою погибли, а семеро авиаторов смогли покинуть тонущий самолет и оказались среди разлившегося на воде горящего бензина. При этом погиб второй радист И.Н. Девидсон, а все остальные получили ранения, из них трое – тяжелые. Оставшихся в живых канадцев поднял с воды японский эсминец. Позднее союзники назвали Бирчелла «спасителем Цейлона».

На острове донесение Бирчелла вначале расшифровали неверно, но затем разобрались и привели в боевую готовность все наличные силы. В гавани Коломбо остались 5 кораблей и несколько барж и судов. В городе ввели затемнение. Но теперь «Слим» со своим флотом находился на расстоянии более 1000 км, и к тому же, чтобы атаковать японцев, ему требовалось собрать вместе корабли. «Корнуолл» и «Дорсетшир» получили приказ немедленно присоединиться к главным силам. Но даже при движении полным ходом их можно было ожидать не ранее 16.00 следующего дня.

Тем временем воздушная разведка обнаружила крейсера и линкоры японцев, но среди них не было авианосцев. В ночь на 5 апреля очередная «Каталина» засекла кидо бутай в 250 милях от Цейлона. Стало совершенно очевидно, что Сомервилл не успеет перехватить японцев, готовившихся наутро атаковать Коломбо.

Около половины шестого утра с японских авианосцев, находившихся в 120 милях юго-восточнее Цейлона, стартовали 127 самолетов: 53 бомбардировщика Накаджима B5N2 («Кейт»), 38 пикировщиков Аичи D3A2 («Вэл») и 36 истребителей Мицубиси А6М2 («Зеро»). Осторожный Нагумо выслал в составе первой ударной волны только половину своих самолетов, оставив резерв на случай, если британский флот (или его часть) в момент удара по Коломбо окажется в море и будет угрожать ему.

Бомбардировщики B5N2 вел на Коломбо капитан 1 ранга Мицуо Фучида с авианосца «Акаги». пикировщики D3A2 – капитан 2 ранга Шигеру Такахаши с «Секаку», а истребители А6М2 – капитан 2 ранга Шигеру Итайя с «Акаги». Начиналось пасхальное воскресенье – нападавшие явно рассчитывали на внезапность…

Город и порт Коломбо прикрывали 4 истребительных эскадрильи. Зенитная артиллерия в составе двух батарей 1-го полка занимала позиции в Гели Фейс вблизи порта.

Первыми побережья Цейлона достигли 9 «Зеро» с авианосца «Хирю», направившихся к Коломбо. В 07.32 они перехватили два звена торпедоносцев «Суордфиш» (6 машин) из 788-й эскадрильи, перелетавших с аэродрома Чайна Бэй в Ратмалану для атаки оттуда японских кораблей. У британцев только на самолетах командиров звеньев были полные экипажи, а на остальных отсутствовали наблюдатели. Англичане вначале приняли «Зеро» за свои истребители и даже дали опознавательный сигнал – две зеленые ракеты. Командир второго звена л-т флота Цирил Понтни пожаловался по радио, что его обстреливает «Харрикейн» с красными кругами на крыльях… Шансов на спасение у тихоходных бипланов не было. Вскоре загорелся и упал в море первый сбитый «Суордфиш», а с ним вместе и пилот л-т флота Э. Бель[4*]. Выпрыгнувшего с парашютом стрелка матроса Фреда Эдвардса японцы расстреляли в воздухе. Подбитый самолет л-та флота Дэвида Картера совершил вынужденную посадку на воду, и экипажу пришлось добираться к берегу под обстрелом, при этом погиб стрелок матрос Дэвид Болтон. Третий «Суордфиш» упал в джунгли и подорвался на собственной торпеде. Пилотировавший его л-т флота Чарльз Шоу погиб, а стрелок сублейтенант И.Е. Копео был тяжело ранен. Подбитый самолет Понтни разбился при посадке на воду, но трем раненым членам экипажа удалось добраться до берега, где стрелок уоррент-офицер Джон Халл скончался. Разбился при посадке на рисовое поле и «Суордфиш» командира первого звена л-та флота Стефена Лонгсдона, получившего тяжелое ранение в лицо еще в воздухе. Его наблюдатель и стрелок отделались легкими ранениями. Шестой подбитый торпедоносец приземлился на пляже, где японцы его добили. Пилот этой машины сублейтенант ПА. Мейкин был ранен, а стрелок старший матрос Скингли убит. Таким образом, все 6 «Суордфишей» были уничтожены, из 14 британских авиаторов 6 погибли и 7 получили ранения.

Тем временем в праздничном городе тысячи людей вышли на улицы, направляясь в храмы, и с любопытством наблюдали за появившимися самолетами. Расположенная в Коломбо радиолокационная станция ПВО. по одним данным, в тот день не работала, по другим – обнаружила приближавшиеся самолеты противника, но произошла задержка с передачей данных по команде. Поэтому, когда в 07.30 японцы атаковали аэродром Ратмалана, находившимся в боевой готовности истребителям 30-й эскадрильи пришлось взлетать под огнем «Зеро», и они сразу потеряли два «Харрикейна». Но блокировать аэродром японцам не дали истребители, прибывшие с аэродрома Рейскорс. Тем временем начали подниматься в воздух и самолеты с Ратмаланы. Бой оказался тяжелым. Взлетавшие истребители проигрывали японцам в маневренности и скорости, к тому же не имели облегчавших прицеливание трассирующих патронов, изъятых из боекомплектов буквально накануне из-за случаев самовоспламенения. Все это сказалось на итогах боя и потерях обеих сторон. К тому же. союзники еще не представляли, с каким опытным противником имеют дело. Им противостояла элита морской авиации Японии, обладавшая самыми современными самолетами и высочайшим уровнем подготовки, а также боевым опытом, не говоря уже о подавляющем численном и тактическом превосходстве. Используя свои преимущества, японцы навязали вытодный для себя бой на вертикалях..

4* Энтони Уильям Дункан Бель, служивший на авианосце «Арк Ройял» 26 мая 1941 г участвовал в торпедировании немецкого линкора «Бисмарк» и был удостоен за эту атаку ордена Distinguished Service Cross.



Тем не менее, сержант Р.Л. Дэвис из 30-й эскадрильи сбил неприятельский самолет еще до того, как сам успел убрать шасси и набрать высоту. В горячке воздушного боя многим пилотам казалось, что расстрелянный ими неприятель наверняка сбит. Например, в зо-п эскадрилье о грех сбитых «Вала' доложил канадец л-т Джеймс Генри («Джимми») Уэлен (зачли два) Ст. сержант Пакстон сообщил о двух сбитых, включая «Зеро», который ему и засчитали. Сам он был ранен в бою и покинул горящий самолет, поврежденный как японцами, так и беспорядочным огнем с земли. Австралиец сублейтенант Гарт Косуэлл трижды атаковал строй бомбардировщиков, поразил два из них, прежде чем погиб сам. Погиб и другой австралиец, сержант Браун, сбивший один самолет. Первому л-ту Тому Аллисону, расстрелявшему две вражеские машины, повезло больше раненный, он успел покинуть с парашютом горящую машину и остался жив. А подбитый «Харрикейн» л-та МакДональда спланировал прямо на одну из улиц Коломбо на глазах сотен людей. Выбравшийся из разбитого самолета пилот потребовал в баре ближайшего отеля «Гэлли Фейс» двойной виски, но ничего не получил (персонал в панике разбежался) и отправился на свой аэродром.

В 806-й эскадрилье об уничтожении «Вэла» заявил командир звена л-т флота Майкл Мюррей Хордерн. Среди одержавших победы в том бою значится и несколько летчиков 258-й эскадрильи, включая его командира м-ра Флетчера, который и сам был сбит.

На аэродроме Ратмалана японский налет больших потерь и разрушений не причинил. Погибли лишь 2 механика. Часть сброшенных «бомб» оказалась… пустыми дополнительными топливными баками из прессованной бумаги!

Таким образом, «счет» этого воздушного сражения оказался 25:7 в пользу летчиков адмирала Нагумо. Однако в целом Перл-Харбор по-цейлонски в то пасхальное воскресенье у японцев не получился – удар пришелся по практически пустому месту. В гавани Коломбо они потопили только 2 корабля: вспомогательный крейсер «Гектор» (бывший пассажирский лайнер) и не имевший хода из-за аварии турбин эсминец «Тенедос». Первый получил 5 бомбовых попаданий (погибли 16 человек) и сел на грунт у причала, где горел 14 суток! Во второй угодили 3 бомбы, и он почти мгновенно затонул (33 погибших). Поврежденный норвежский танкер «Соли» выбросился на мель. Не разорвавшаяся бомба пробила насквозь старую плавбазу подводных лодок «Лучиа», и забортная вода затопила одну палубу (погибли 2 матроса). Получили повреждения британский сухогруз «Бенледи» и норвежский «Фингэл». В порту погибли 4 офицера. 47 матросов и 81 портовый служащий, еще 115 человек были ранены. Часть самолетов бомбила город, вызвав пожар на топливном терминале Колоннава и в железнодорожном депо Дематагода. Бомбы также поразили больницу для душевнобольных, убив 37 ее пациентов. Всего в Коломбо погибли 190 человек. К тому же, нападение на город вызвало панику, местные жители спешно стали покидать его, опасаясь японского десанта.



Гидросамолет «Валрус» был среди британских потерь, понесенных 5 апреля 1942 г.



В 08.35 последние японские самолеты улетели. Еще во время налета с Ратмаланы взлетели 10 «Бленхеймов». но не нашли корабли Нагумо и вернулись обратно. Обнаружить японское соединение удалось патрульной «Каталине» к-на Джеймса Рамсея Грэхема из 205-й эскадрильи. Ее тут же атаковала пара «Зеро». Британский экипаж отстреливался до конца, повредил оба вражеских истребителя, но уйти от преследователей не смог и погиб в океане вместе со своим самолетом. И это была не последняя потеря того дня. При посадке в Тринкомали разбился возвращавшийся из разведки гидросамолет Супермарин «Валрус» из 700-й эскадрильи. Его пилот сублейтенант Бартье погиб



В авиагруппу японского ударного авианосца «Акаги» входили истребители Мицубиси А6М2, торпедоносцы Накаджима B5N2 и пикировщики Аичи D3A2. Перед налетом на Цейлон корабль участвовал в операциях против американской базы Перл-Харбор и австралийского порта Дарвин



Примечания:



Пасха по-цейлонски. 1942 год

Владимир Заблоцкий, Анатолий Овчаренко/ Киев


В марте 1942 г., захватив Филиппины и голландскую Ост-Индию, в Токио определили дальнейшие главные цели, которых следовало достигнуть в боях с союзниками. Прежде всего, предстояло вторгнуться на Новую Гвинею, тихоокеанские острова и в Австралию, а затем разгромить остатки Тихоокеанского флота США, главного препятствия японской экспансии. Но прежде стратеги Страны восходящего солнца решили провести рейд в северо-восточную часть Индийского океана и уничтожить британский Восточный флот, исключив его возможную помощь американцам. Имелась и политическая цель – попытаться вырвать Индию из-под владычества английской короны и вывести ее из войны. Японцы учитывали и то. что в индийские и цейлонские порты прибыло большое количество транспортов с военными грузами – только на рейде Коломбо ежедневно стояло до сотни судов.

Японское наступление в направлении Индии развивалось через Бирму. 8 марта пал Рангун. 23 марта японцы заняли Никобарские и Андаманские о-ва Уже 26 марта в Порт Блэр (о. Южный Андаман) был переброшен воздушный корпус «Токо» (Токо кокукай), в состав которого входили 18 дальних морских разведчиков Каваниши Н6К (у союзников получили название "Мэйвис") Эти летающие лодки начали воздушную разведку в Бенгальском заливе до побережья Индии и Цейлона включительно, заодно нападая на суда союзников. Так. 28 марта одна «Мэйвис» обстреляла британский сухогруз, другая 29 марта повредила танкер.

Нанесение удара по Цейлону возлагалось на быстроходное ударное авианосное соединение (кидо бутай) под командованием вице-адмирала Ч. Нагумо. В его состав входили 5 тяжелых авианосцев: «Акаги», «Сорю», «Хирю», «Секаку» и «Дзуйкаку», на которых базировались 342 самолета. Кроме того, Нагумо располагал 4 быстроходными линкорами. 2 тяжелыми и 1 легким крейсерами, 8 эсминцами. Одновременно силами соединения вице-адмирала Д. Одзавы (легкий авианосец «Рюдзе» с 27 самолетами, 4 тяжелых и 1 легкий крейсер, 4 эсминца) планировалось атаковать морские коммуникации союзников в Бенгальском заливе. Действия Одзавы обеспечивали 6 подводных лодок, развернутых у берегов Индостана, и армейская авиация. Операция в районе Цейлона и в Бенгальском заливе получила условное наименование «План С». Общее руководство ею осуществлял вице-адмирал Н Кондо.[3*]

В ночь на 26 марта корабли Нагумо в обстановке полной секретности покинули базу Кендари на о. Целебес, пересекли Тиморское море, обогнули Яву, Суматру и 1 апреля вышли в Индийский океан. Надежды японского командования на достижение полной внезапности оказались призрачными, ибо британская разведка засекла выход кидо бутай. Уже 28 марта командующий Восточным флотом вице-адмирал сэр Джеймс Сомервилл («Слим») знал о намерении противника атаковать Цейлон к началу апреля и усилил воздушную разведку. На остров срочно перебросили 11 летающих лодок Консолидейтед PBY «Каталина»: по одной из 204-й и 205-й эскадрилий, 3 из 240-й й эскадрильи RAP и 6 -из 413-й эскадрильи RCAF. «Каталины» начали методично прочесывать акваторию океана на удалении до 700 км от Цейлона. Одновременно из портов отправляли в море скопившиеся там суда. Незадолго до этого немногочисленная союзная авиация на Цейлоне получила подкрепление из 50 истребителей Хаукер «Харрикейн», переброшенных из Адена. На острове также находились 14 бомбардировщиков Бристоль «Бленхейм» с малоопытными экипажами. 30 истребителей Фейри «Фулмар» и 6 бомбардировщиков-торпедоносцев Фейри «Суордфиш» Королевской морской авиации.

3* Почти в том же составе это соединение 7 декабря 1941 г. атаковало Перл-Харбор. а 19 февраля 1942 г – австралийский порт Дарвин Королевские воздушные силы Великобритании Королевские канадские воздушные силы.


Британский Восточный флот насчитывал 3 авианосца (36 истребителей «Си Харрикейн». «Фулмар» и «Марлет», 12 бомбардировщиков-торпедоносцев «Суордфиш» и 45 – «Альбакор»), 5 линкоров, 7 крейсеров и 17 эсминцев (в т.ч. голландские корабли). Этими силами «Слим» намеревался атаковать подходившего противника 1 апреля он сосредоточил в 80 милях юго-восточнее Цейлона две тактические группы: Force А – под собственным командованием и Force В, которую возглавил вице-адмирал Уиллис. В первую входили быстроходные новые и модернизированные корабли: линкор «Уорспайт», авианосцы «Индомитебл» и «Формидабл» (83 самолета), 2 тяжелых и 2 легких крейсера, 6 эсминцев. В составе Force В находились устаревшие тихоходные корабли: 4 линкора, авианосец «Гермес» (12 самолетов), 3 легких крейсера и 9 эсминцев. 2 апреля, не обнаружив противника, «Слим» ошибочно решил, что японцы отказались от удара, и ушел на свою маневренную базу на Мальдивских о-вах для пополнения запасов топлива и воды. Еще большей ошибкой стало разделение сил – сэр Джеймс отправил в Коломбо тяжелые крейсера «Дорсетшир» для ремонта и «Корнуолл» для охраны конвоя, а в Тринкомали – авианосец «Гермес» и эсминец «Вэмпир» для подготовки к десанту на Мадагаскар.

Тем временем японские дальние разведчики снова дали знать о себе. 2 апреля сразу 3 летающие лодки провели разведку Цейлона и демонстративно атаковали суда у берегов Индии. На следующий день еще 3 «Мэйвиса» бомбили суда в устье р. Ганг, повредив американский турбоход «Эксибитор» (4 раненых). Наконец, утром 4 апреля одиночный «Мэйвис» безнаказанно пролетел над портом Тринкомали.

Союзники в ночь на 3 апреля попытались разбомбить базу японских летающих лодок в Порт Блэр, для чего выделили два В-17 и один LB-30 из 7-й бомбардировочной группы США. Однако при взлете с индийского аэродрома Асансол один В-17 потерпел катастрофу, и операцию отменили.



«Спаситель Цейлона» м-р Леонард Бирчелл в кабине своей «Каталины»



Джеймс Уэлен, отличившийся в бою над Цейлоном 5 апреля



Техники готовят к вылету морской истребитель «Фулмар»


Утром 4 апреля с базы Коггала вылетела на разведку Каталина»» 413-й эскадрильи (командир м-р Леонард Дж. Бирчелл), экипаж которой около 16.00 в 360 милях юго-восточнее Цейлона обнаружил корабли кидо бутай, шедшие курсом на северо-запад. Бирчелл сблизился с ними и немедленно начал передавать донесение об обнаружении противника. Одинокую «Каталину» немедля атаковали 12 японских палубных истребителей. Неравный бой продолжался 7 минут. Бирчелл попытался уйти на бреющем, но вскоре его самолет загорелся, и пришлось совершить вынужденную посадку под обстрелом на поверхность океана. Радист Л.А. Калоросси и стрелок Дж. Хенцель в бою погибли, а семеро авиаторов смогли покинуть тонущий самолет и оказались среди разлившегося на воде горящего бензина. При этом погиб второй радист И.Н. Девидсон, а все остальные получили ранения, из них трое – тяжелые. Оставшихся в живых канадцев поднял с воды японский эсминец. Позднее союзники назвали Бирчелла «спасителем Цейлона».

На острове донесение Бирчелла вначале расшифровали неверно, но затем разобрались и привели в боевую готовность все наличные силы. В гавани Коломбо остались 5 кораблей и несколько барж и судов. В городе ввели затемнение. Но теперь «Слим» со своим флотом находился на расстоянии более 1000 км, и к тому же, чтобы атаковать японцев, ему требовалось собрать вместе корабли. «Корнуолл» и «Дорсетшир» получили приказ немедленно присоединиться к главным силам. Но даже при движении полным ходом их можно было ожидать не ранее 16.00 следующего дня.

Тем временем воздушная разведка обнаружила крейсера и линкоры японцев, но среди них не было авианосцев. В ночь на 5 апреля очередная «Каталина» засекла кидо бутай в 250 милях от Цейлона. Стало совершенно очевидно, что Сомервилл не успеет перехватить японцев, готовившихся наутро атаковать Коломбо.

Около половины шестого утра с японских авианосцев, находившихся в 120 милях юго-восточнее Цейлона, стартовали 127 самолетов: 53 бомбардировщика Накаджима B5N2 («Кейт»), 38 пикировщиков Аичи D3A2 («Вэл») и 36 истребителей Мицубиси А6М2 («Зеро»). Осторожный Нагумо выслал в составе первой ударной волны только половину своих самолетов, оставив резерв на случай, если британский флот (или его часть) в момент удара по Коломбо окажется в море и будет угрожать ему.

Бомбардировщики B5N2 вел на Коломбо капитан 1 ранга Мицуо Фучида с авианосца «Акаги». пикировщики D3A2 – капитан 2 ранга Шигеру Такахаши с «Секаку», а истребители А6М2 – капитан 2 ранга Шигеру Итайя с «Акаги». Начиналось пасхальное воскресенье – нападавшие явно рассчитывали на внезапность…

Город и порт Коломбо прикрывали 4 истребительных эскадрильи. Зенитная артиллерия в составе двух батарей 1-го полка занимала позиции в Гели Фейс вблизи порта.

Первыми побережья Цейлона достигли 9 «Зеро» с авианосца «Хирю», направившихся к Коломбо. В 07.32 они перехватили два звена торпедоносцев «Суордфиш» (6 машин) из 788-й эскадрильи, перелетавших с аэродрома Чайна Бэй в Ратмалану для атаки оттуда японских кораблей. У британцев только на самолетах командиров звеньев были полные экипажи, а на остальных отсутствовали наблюдатели. Англичане вначале приняли «Зеро» за свои истребители и даже дали опознавательный сигнал – две зеленые ракеты. Командир второго звена л-т флота Цирил Понтни пожаловался по радио, что его обстреливает «Харрикейн» с красными кругами на крыльях… Шансов на спасение у тихоходных бипланов не было. Вскоре загорелся и упал в море первый сбитый «Суордфиш», а с ним вместе и пилот л-т флота Э. Бель[4*]. Выпрыгнувшего с парашютом стрелка матроса Фреда Эдвардса японцы расстреляли в воздухе. Подбитый самолет л-та флота Дэвида Картера совершил вынужденную посадку на воду, и экипажу пришлось добираться к берегу под обстрелом, при этом погиб стрелок матрос Дэвид Болтон. Третий «Суордфиш» упал в джунгли и подорвался на собственной торпеде. Пилотировавший его л-т флота Чарльз Шоу погиб, а стрелок сублейтенант И.Е. Копео был тяжело ранен. Подбитый самолет Понтни разбился при посадке на воду, но трем раненым членам экипажа удалось добраться до берега, где стрелок уоррент-офицер Джон Халл скончался. Разбился при посадке на рисовое поле и «Суордфиш» командира первого звена л-та флота Стефена Лонгсдона, получившего тяжелое ранение в лицо еще в воздухе. Его наблюдатель и стрелок отделались легкими ранениями. Шестой подбитый торпедоносец приземлился на пляже, где японцы его добили. Пилот этой машины сублейтенант ПА. Мейкин был ранен, а стрелок старший матрос Скингли убит. Таким образом, все 6 «Суордфишей» были уничтожены, из 14 британских авиаторов 6 погибли и 7 получили ранения.

Тем временем в праздничном городе тысячи людей вышли на улицы, направляясь в храмы, и с любопытством наблюдали за появившимися самолетами. Расположенная в Коломбо радиолокационная станция ПВО. по одним данным, в тот день не работала, по другим – обнаружила приближавшиеся самолеты противника, но произошла задержка с передачей данных по команде. Поэтому, когда в 07.30 японцы атаковали аэродром Ратмалана, находившимся в боевой готовности истребителям 30-й эскадрильи пришлось взлетать под огнем «Зеро», и они сразу потеряли два «Харрикейна». Но блокировать аэродром японцам не дали истребители, прибывшие с аэродрома Рейскорс. Тем временем начали подниматься в воздух и самолеты с Ратмаланы. Бой оказался тяжелым. Взлетавшие истребители проигрывали японцам в маневренности и скорости, к тому же не имели облегчавших прицеливание трассирующих патронов, изъятых из боекомплектов буквально накануне из-за случаев самовоспламенения. Все это сказалось на итогах боя и потерях обеих сторон. К тому же. союзники еще не представляли, с каким опытным противником имеют дело. Им противостояла элита морской авиации Японии, обладавшая самыми современными самолетами и высочайшим уровнем подготовки, а также боевым опытом, не говоря уже о подавляющем численном и тактическом превосходстве. Используя свои преимущества, японцы навязали вытодный для себя бой на вертикалях..

4* Энтони Уильям Дункан Бель, служивший на авианосце «Арк Ройял» 26 мая 1941 г участвовал в торпедировании немецкого линкора «Бисмарк» и был удостоен за эту атаку ордена Distinguished Service Cross.



Тем не менее, сержант Р.Л. Дэвис из 30-й эскадрильи сбил неприятельский самолет еще до того, как сам успел убрать шасси и набрать высоту. В горячке воздушного боя многим пилотам казалось, что расстрелянный ими неприятель наверняка сбит. Например, в зо-п эскадрилье о грех сбитых «Вала' доложил канадец л-т Джеймс Генри («Джимми») Уэлен (зачли два) Ст. сержант Пакстон сообщил о двух сбитых, включая «Зеро», который ему и засчитали. Сам он был ранен в бою и покинул горящий самолет, поврежденный как японцами, так и беспорядочным огнем с земли. Австралиец сублейтенант Гарт Косуэлл трижды атаковал строй бомбардировщиков, поразил два из них, прежде чем погиб сам. Погиб и другой австралиец, сержант Браун, сбивший один самолет. Первому л-ту Тому Аллисону, расстрелявшему две вражеские машины, повезло больше раненный, он успел покинуть с парашютом горящую машину и остался жив. А подбитый «Харрикейн» л-та МакДональда спланировал прямо на одну из улиц Коломбо на глазах сотен людей. Выбравшийся из разбитого самолета пилот потребовал в баре ближайшего отеля «Гэлли Фейс» двойной виски, но ничего не получил (персонал в панике разбежался) и отправился на свой аэродром.

В 806-й эскадрилье об уничтожении «Вэла» заявил командир звена л-т флота Майкл Мюррей Хордерн. Среди одержавших победы в том бою значится и несколько летчиков 258-й эскадрильи, включая его командира м-ра Флетчера, который и сам был сбит.

На аэродроме Ратмалана японский налет больших потерь и разрушений не причинил. Погибли лишь 2 механика. Часть сброшенных «бомб» оказалась… пустыми дополнительными топливными баками из прессованной бумаги!

Таким образом, «счет» этого воздушного сражения оказался 25:7 в пользу летчиков адмирала Нагумо. Однако в целом Перл-Харбор по-цейлонски в то пасхальное воскресенье у японцев не получился – удар пришелся по практически пустому месту. В гавани Коломбо они потопили только 2 корабля: вспомогательный крейсер «Гектор» (бывший пассажирский лайнер) и не имевший хода из-за аварии турбин эсминец «Тенедос». Первый получил 5 бомбовых попаданий (погибли 16 человек) и сел на грунт у причала, где горел 14 суток! Во второй угодили 3 бомбы, и он почти мгновенно затонул (33 погибших). Поврежденный норвежский танкер «Соли» выбросился на мель. Не разорвавшаяся бомба пробила насквозь старую плавбазу подводных лодок «Лучиа», и забортная вода затопила одну палубу (погибли 2 матроса). Получили повреждения британский сухогруз «Бенледи» и норвежский «Фингэл». В порту погибли 4 офицера. 47 матросов и 81 портовый служащий, еще 115 человек были ранены. Часть самолетов бомбила город, вызвав пожар на топливном терминале Колоннава и в железнодорожном депо Дематагода. Бомбы также поразили больницу для душевнобольных, убив 37 ее пациентов. Всего в Коломбо погибли 190 человек. К тому же, нападение на город вызвало панику, местные жители спешно стали покидать его, опасаясь японского десанта.



Гидросамолет «Валрус» был среди британских потерь, понесенных 5 апреля 1942 г.



В 08.35 последние японские самолеты улетели. Еще во время налета с Ратмаланы взлетели 10 «Бленхеймов». но не нашли корабли Нагумо и вернулись обратно. Обнаружить японское соединение удалось патрульной «Каталине» к-на Джеймса Рамсея Грэхема из 205-й эскадрильи. Ее тут же атаковала пара «Зеро». Британский экипаж отстреливался до конца, повредил оба вражеских истребителя, но уйти от преследователей не смог и погиб в океане вместе со своим самолетом. И это была не последняя потеря того дня. При посадке в Тринкомали разбился возвращавшийся из разведки гидросамолет Супермарин «Валрус» из 700-й эскадрильи. Его пилот сублейтенант Бартье погиб



В авиагруппу японского ударного авианосца «Акаги» входили истребители Мицубиси А6М2, торпедоносцы Накаджима B5N2 и пикировщики Аичи D3A2. Перед налетом на Цейлон корабль участвовал в операциях против американской базы Перл-Харбор и австралийского порта Дарвин










Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх