ПАНОРАМА

11 декабря с ВПП аэропорта Севилья(Испания) в 10ч 15мин по местному времени взлетел первый экземпляр военно-транспортного самолета А400М, созданный компанией Airbus Military. Полет продолжительностью 3 ч 47 мин выполнил экипаж из 6 человек, командир экипажа – ведущий военный летчик-испытатель Эдвард Стронгман (Edward Strongman). Взлетная масса самолета составила 127 т, на борту находилось 13 т испытательного оборудования и 2 т водного балласта Программы летных испытаний А400М стартовала более чем с годовой задержкой. Она рассчитана 3700 летных часов и должна завершиться в конце 2012 г. В ней примут участие 5 самолетов. Сегодня общий портфель заказов на А400М состоит из 184 машин. Самолет должны получить Германия, Франция, Испания, Великобритания, Турция, Бельгия, Малайзия и Люксембург


13 ноября состоялся первый полет нового среднего двухдвигательного вертолета AgustaWestland AW149, созданного по заказу ВВС Италии. 20-минутный облет машины выполнил ведущий летчик-испытатель компании Джуэеппе Ло Коко (Giuseppe Lo Coco). Взлет второго прототипа ожидается в 2010 г , а поступление вертолета на вооружение – в 2014 г AW149 имеет взлетную массу порядка 8 т и оснащен двигателями СТ7-2Е1 мощностью по 2000 л.с.. БРЭО вертолета – с открытой архитектурой, интегрированным спецоборудованием и стеклянной кабиной. AW149 предназначен для перевозки 18 человек, транспортировки грузов, поисково-спасательных операций, управления и связи, огневой поддержки спецопераций, разведки и наблюдения, эвакуации раненых и др. Под обозначением TUHP149 он предлагается ВВС Турции, объявившей конкурс на новый многоцелевой вертолет.


С 15 по 19 ноября в Объединенных Арабских Эмиратах прошел традиционный авиасалон Dubai Air Show'2009. Основной акцент в экспозиции украинских самолетостроителей был сделан на программы Ан-148, Ан-74 и Ан-70. Выставку посетил Президент Украины В.А. Ющенко.

После завершения салона 21 ноября в аэропорту Абу-Даби состоялась презентация самолета Ан-148-100 наследному принцу Абу-Даби шейху Мухаммед бин Заед Аль Нагаян, заместителю Верховного главнокомандующего Вооруженными силами ОАЭ. В ней приняли участие первый заместитель министра промполитики Украины А.И. Пинский, Генеральный директор Государственного авиастроительного концерна «Антонов» В.В. Белинский. Президент ОАО «Мотор Сич» В.А. Богуслаев, заместитель главного конструктора АНТК им O.K. Антонова В.Н. Казуров и другие официальные лица. Как сообщает пресс-служба АНТК им O.K. Антонова, шейх Мухаммед осмотрел лайнер, детально ознакомился с его характеристиками, а также с перспективами дальнейшего развития Ан-148, включая создаваемые на его основе транспортные варианты, самолеты повышенного комфорта и специального назначения. Подводя итоги встречи он отметил что «самолеты семейства Ан-148 могут найти достойное применение в регионе», и выразил заинтересованность в развитии сотрудничества между Украиной и ОАЭ в авиационной отрасли.


26 ноября в Москве прошло 29-е заседание Межгосударственного координационного совета (МКС) по сотрудничеству в области авиационного двигателестроения между Россией и Украиной. Перед началом его работы руководитель ОАО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев рассказал о некоторых международных программах его предприятия. В частности, он сообщил, что «сотнями в год" измеряются продажи в Китай двигателей АИ-25ТЛК для УТС К-8. В Поднебесную также поставлены первые форсажные АИ-222-25ФК для сверхзвукового УТС L-15 Контракт с «Мотор Сичью» на поставку таких двигателей может быть подписан в 2010 г. Кроме этого, Богуслаев рассказал о перспективах применения вертолетного двигателя АИ-450 мощностью 450-600 л.с. Такие двигатели поставлены в ОАО «Роствертол», где планируют оснастить ими опытный экземпляр модернизированного Ми-2


27 ноября совершил первый полет очередной военно-транспортный самолет Ан-74Т-200А, построенный на Харьковском государственном авиационном производственном предприятии (ХГАПП) Это вторая машина из трех, которые предстоит поставить в рамках контракта с правительством Арабской Республики Египет. Как подчеркивается в официальном пресс-релизе ХГАПП, «по ряду причин реализация этого соглашения сильно затянулась, и лишь в последнее время энергичная работа всего коллектива предприятия и действенная поддержка со стороны правительства Украины позволили разморозить несколько «зависших» договоров на поставки самолетов харьковского производства». После проведения испытаний самолет будет передан заказчику.


30 ноября с космодрома Байконур в 22 ч 59 мин по киевскому времени состоялся четвертый успешный пуск ракеты-носителя «Зенит-З» по программе «Наземный старт». На геостационарную орбиту был выведен американский телекоммуникационный спутник lntelsat-15 массой 2518 кг. «Зенит-З» спроектирован ГП «КБ «Южное». В его состав входят: первая и вторая ступени, построенные ГП «ПО Южмашзавод», разгонный блок ДМ-SLB (РКК «Энергия») и обтекатель (НПО им. С.А. Лавочкина).


2 декабря на пресс-конференции в УНИАН заместитель Генерального директора Национального космического агентства Украины Виктор Кривенко сообщил, что 24 ноября завершено создание Казенного предприятия специального приборостроения «Арсенал» (КП СПС «Арсенал») на базе ГП завод «Арсенал» и ЦКБ «Арсенал». Казенное предприятие – «наиболее защищенный в государстве статус. На него не распространяется действие закона о восстановлении платежеспособности должника, т. е. не может быть возбуждено дело о банкротстве. Все люди переведены на новое предприятие, ни один профессионал не будет уволен», – подчеркнул Кривенко. Новый статус также обезопасит «Арсенал» от посягательств рейдеров. Кривенко напомнил, что предприятие до сих пор в судах старается вернуть 42,5 тыс. кв. м производственных помещений, отчужденных при содействии предыдущего руководства завода «Арсенал».


2 ноября в Москве, выступая на заседании Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, вице-премьер Сергей Иванов сообщил, что в 2007-09 гг. Минобороны России получило 62 новых вертолета: 27 Ми-28Н, 7 Ка-52 и 3 К-50, 19 Ми-8 и 6 «Ансатов». «Отечественное вертолетостроение…, – сказал он, – за последние годы заметно увеличило объемы выпуска вертолетов» За минувшие 3-4 года производство винтокрылой техники почти удвоилось и достигнет в 2009 г. около 200 вертолетов, из которых большинство будет поставлено на экспорт. Вместе с тем он отметил, что существующий парк вертолетов России в значительной степени морально и физически устарел. Так, оснащенность армейской авиации современными вертолетами составляет менее 10%. Поэтому до 2020 г. предстоит «довести показатели исправности вертолетного парка армейской авиации до 90%, а оснащенность новыми комплексами – до 80 %», – подчеркнул Иванов.


16 ноября в Хабаровске состоялась пресс-конференция губернатора Хабаровского края Вячеслава Шпорта (в прошлом главный инженер технический директор Комсомольского-на-Амуре АПО; на которой он, в частности, сообщил, что поставки самолетов Суперджет-100 заказчикам задерживаются из-за отставания в производстве двигателей. Таким образом, эксплуатанты не получат 5й самолет до конца 2009 г., как это планировалось ранее. Задержка с поставкой двигателей тормозит выпуск Суперджетов для которых в Комсомольске подготовили соответствующие кадры, отработали технологию. 17 ноября компания "Гражданские самолеты Сухого" сообщила, что в сложившейся ситуации цеховые отработки на первом серийном самолете будут проводить с использованием имитаторов двигателя.


26 ноября главнокомандующий ВВС РФ генерал-полковник Александр Зелин сообщил журналистам, что его ведомство отказывается принимать на вооружение беспилотные летательные аппараты отечественного производства, так как: «Мы, к сожалению. не получили БПЛА с теми тактико-техническими характеристиками. которые нам нужны». Ранее руководство Минобороны РФ заявляло, что в ближайшее время закупит партию БПЛА в Израиле.


26 ноября главнокомандующий ВВС РФ Александр Зелин утвердил акт Государственных совместных испытаний авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения (РЛДН) А-50У созданного в рамках модернизации комплекса А-50 и продления сроков его службы. Работы были проведены TAHTK им Г.М Бериева совместно с ОАО «Концерн радиостроения «Вега». Основным акцентом модернизации стал переход на новую элементную базу бортового радиотехнического комплекса. Это позволило существенно снизить его общий вес и дало возможность увеличить запас топлива на борту. Обновленный комплекс «обладает улучшенными возможностями по обнаружению низколетящих и малозаметных целей (в т.ч. в условиях активного применения средств РЭП) с измерением их угловых координат, скорости и дальности, – говорится в официальном пресс-релизе TAHTK им. Г.М Бериева. – Кроме того. РЛС обеспечивает обнаружение воздушной цели типа вертолет, а также обзор морской поверхности с обнаружением надводных целей и измерением их координат. При этом характеристики обнаружения целей в задней полусфере улучшены по сравнению с А-50- Существенно улучшены и условия работы экипажа Так на А-50У в отличие от А-50 установлены комнаты отдыха и буфет с бытовым оборудованием.


3 декабря во время проведения международной выставки авиационной и морской техники LIMA-2009 (Малайзия) региональный директор Объединенной авиастроительной корпорации (OAK) Геннадии Прищепа сообщил, что заключен контракт на поставку в Мьянму в 2010 г двух Ан-148 с салоном повышенной комфортности. В Воронежском самолетостроительном обществе (BACO) намерены завершить постройку этих самолетов в середине следующего года Машины станут первыми Ан-148, поставленными за пределы СНГ Они впервые будут выполнены с англоязычной кабиной и снабжены всей документацией на английском языке Прищепа также сообщил, что в 2009 г. в ВАСО запланировано выпустить 3 самолета Ан-148, а в 2010-м – 9.


10 ноября исполнилось 120 лет со дня рождения Бориса Николаевича Юрьева (1889- 1957) – российского и советского ученого в области аэродинамики и теории вертолета В 1911 г. он изобрел автомат перекоса для вертолета, а в 1912 г впервые в России построил модель геликоптера одновинтовой схемы в натуральную величину. Юрьев был одним из создателей первого советского экспериментального вертолета ЦАГИ 1-ЭА (1930 г.) положило начало развитию советского вертолетостроения В 1941 г совместно с И.П. Братухиным он сконструировал двухвинтовой вертолет «Омега».


22 ноября исполнилось 100 лет со дня рождения Михаила Леонтьевича Миля (1909-1970) – выдающегося советского конструктора вертолетов и создателя ОКБ, от которого ведет свою историю ОАО «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля». Под его руководством создано 8 базовых типов серийных вертолетов: Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10 Ми-14 и Ми-24, их многочисленные модификации. а также самая большая в мире винтокрылая машина В-12. Вместе со своими учениками Миль осуществил на практике решение ряда сложнейших проблем, относящихся к аэродинамике несущего винта, усталостной прочности вертолетных агрегатов, флаттеру лопастей винтов, земному резонансу и другим вопросам проектирования и расчета винтокрылых летательных аппаратов. К юбилею в Москве на перекрестке улицы Авиаконструктора Миля и Жулебинского бульвара был открыт памятник М.Л. Милю (на фото)


29 ноября 80 лет назад американский полярный исследователь, адмирал и летчик Р. Бэрд первым достиг на самолете Южного полюса. Стартовал Бэрд с организованной им в Антарктиде базы Литл-Америка В 1928-47 гг под его руководством было осуществлено 4 крупные экспедиции в Антарктику. Всего Бэрд пролетел над ледовым континентом около 180 тыс. км.


8 декабря отметила свое 70-летие Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» Ее история началась с создания на московском авиазаводе № 1 опытно-конструкторского отдела, который возглавил А.И Микоян. Первой работой коллектива стал истребитель-перехватчик МиГ-1, разработанный под руководством А И Микояна и М И Гуревича. Его развитие – МиГ-3 получил широкую известность на начальном этапе Великой Отечественной войны Впоследствии ОКБ создало этапные для своего времени самолеты. МиГ-9, МиГ-15, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23. МиГ-25, МиГ-29 и МиГ-31 Сегодня работа корпорации направлена на модернизацию истребителей МиГ-29 и МиГ-31. внедрение в производство МиГ-35 и формирование в рамках OAK бизнес-единицы «Боевая авиация».


25 декабря исполнилось 100 лет со дня рождения Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского (1909-2001) – одного из ведущих разработчиков советской авиационно-космической техники В 1932 г он окончил Харьковский механико-машиностроительный институт. Свой путь в авиации Лозино-Лозинский начинал как специалист по силовым установкам В частности, в начале 1950-х гг он создал первую в СССР форсажную камеру для турбореактивного двигателя примененную на истребителе МиГ-17Ф. В середине 1960-х гг, работая в ОКБ-155 А.И. Микояна, был руководителем проекта двухступенчатого воздушно-космического самолета (ВКС) «Спираль». В 1971 г Лозино-Лозинского назначили главным конструктором сверхзвукового перехватчика МиГ-31. Также он принимал участие в создании фронтового истребителя МиГ-29. В марте 1976 г. он стал Генеральным директором и главным конструктором НПО «Молния», разрабатывавшего ВКС Буран.


29 декабря, 70 лет назад в США совершил первый полет опытный самолет Consolidated ХВ-24, ставший прототипом самого массового в истории мировой авиации бомбардировщика В-24 Liberator На его базе также выпускались транспортные самолеты С-87 и морские патрульные бомбардировщики PB4Y Privateer С 1940 по 1945 гг. было выпущено 18406 В-24, 287 С-87 и 740 PB4Y Самолет находился на вооружении 14 стран Несколько трофейных машин использовали и германские люфтваффе Последние В-24 были сняты с вооружения в Индии в середине 1960-х гг


9 ноября командование Вооруженных сил США в Африке (AFRICOM) заявило о проведении в Республике Сейшельские Острова испытаний ударных беспилотных летательных аппаратов MQ-9 Reaper в новой роли – для борьбы с пиратами. Американские военные планируют применять эти аппараты для поиска и уничтожения морских разбойников, которые в значительной степени дезорганизовали нормальное мореплавание в северо-западной части Индийского океана. Как отмечают эксперты, концепция применения ударных БПЛА для борьбы с пиратством вполне обоснована, т.к. в современных конфликтах малой интенсивности экономичные беспилотные системы могут быть более эффективны, чем пилотируемые ЛА. MQ-9 «Рипер» оснащен одним турбовинтовым двигателем Honeywell TPE331-10GD мощностью 900 л.с. При взлетной массе 4760 кг аппарат несет до 1700 кг вооружения, включающего ракеты AGM-114 Hellfire. а также управляемые бомбы GBU-12 Paveway II и GBU-38 JDAM При максимальной заправке топливом (2280 л) он может находиться в воздухе 16 ч и пролететь 6000 км.


11 ноября газета The Financial Times, ссылаясь на пакистанских официальных лиц, опубликовала информацию, что Китай заключил контракт с Пакистаном на поставку 36 истребителей Chengdu J-10. Сумма контракта – 1.4 млрд. USD. Международные эксперты в области вооружений назвали сделку вехой в развитии военно-технического сотрудничества двух стран. А пакистанский генерал в отставке Абдул Кайюм (Abdul Qayyum), комментируя данное соглашение, сказал, что поставка этих самолетов «может рассматриваться не только в контексте развития отношений в области обороны двух стран, но и как свидетельство того, что современный военный потенциал Китая быстро увеличивается».


12 ноября в Великобритании в г. Еовиле (Yeovil) на авиазаводе корпорации Agusta- Westland состоялся первый полетмногоце- левого военного вертолета AgustaWestland AW159. Машину поднял в воздух шеф-пилот корпорации Дональд Маклайн (Donald Maclaine). В течение следующего года на испытания будут выведены еще две такие машины. AW159 создан по заказу МО Великобритании, утвердившего для него наименование Lynx Wildcat, и призван заменить устаревшие многоцелевые вертолеты Westland Lynx. Первая из 62 заказанных машин будет поставлена в 2011 г. «Линкс» нового поколения имеет взлетную массу 5790 кг (планируется довести до 6250 кг), оснащен двумя новыми двигателями CTS800 взлетной мощностью по 1281 л.с. и снабжен самым современным оборудованием.

В носовой части фюзеляжа установлен инфракрасный тепловизор, а вся полетная и тактическая информация выводится на 4 многофункциональных ЖК дисплея. AW159 будет способен нести широкий спектр управляемого и неуправляемого оружия, а также пулеметы. В морской модификации его оснастят обзорной РЛС Selex Galileo 7400Е и вооружат противолодочными торпедами. Помимо двух пилотов, в кабине могут разместиться 7 солдат с оружием.


13 ноября журнал Flight International сообщил, что корпорация BAE Systems провела летные испытания опытного БПЛА Mantis, разработанного по заказу МО Великобритании в рамках создания перспективного дальнего средневысотного беспилотного воздушного комплекса. Начатые 21 октября полеты выполнялись на полигоне Вумера (Woomera) на юге Австралии и, по заявлению разработчика, прошли успешно. «Мантис» представляет собой аппарат с размахом крыла 20 м взлетной массой около 9 т. Силовая установка состоит из двух ТВД, которые ему дают возможность летать на высотах до 16760 м. Состав бортового оборудования позволяет применять новый БПЛА для сбора различной разведывательной информации, целеуказания и ударных операций.


23 ноября на авиазаводе в г. Камра (Kamra) состоялась торжественная выкатка первого построенного Пакистанским авиационным комплексом (РАС – Pakistan Aeronautical Complex) самолета JF-17 Thunder. Это легкий многоцелевой истребитель, разработанный совместно Китайской самолетостроительной корпорацией Chengdu и РАС. Первые 8 таких истребителей поступили в Пакистан из Китая в 2007-08 гг. По последним данным, всего пакистанские ВВС планируют принять на вооружение 250 JF-17 Thunder, которые заменят А-5. F-7, Mirage III и Mirage V. Из этого количества 42 истребителя будут произведены в Китае в соответствии с контрактом, подписанным в марте 2009 г Пакистан рассчитывает также поставить на экспорт примерно 200-300 JF-17. Ориентировочная стоимость истребителя – 15 млн. USD


3 декабря в Швейцарии на расположенном около г. Цюриха аэродроме Дубендорф (Dubendorf) состоялся полет прототипа самолета Solar Impulse, первого в мире пилотируемого ЛА, который будет способен круглосуточно летать без использования топлива. По замыслу его создателя Бертрана Пикарда (Bertrand Piccard), вмотрированные в огромное крыло солнечные батареи днем должны питать электродвигатели самолета и заряжать аккумуляторы, от которых двигатели будут работать ночью. Взлетевший прототип – Solar Impulse HB-SIA представляет собой одноместный самолет, который по размаху крыла (61 м) не уступает Boeing 747 или Airbus А340. В первом полете прототип, управляемый летчиком-испытателем Маркусом Шерделом (Markus Scherdel), пролетел на высоте 1 м приблизительно 350 м. Четыре установленных на крыле электродвигателя работали от аккумуляторов. В дальнейшем самолет будет перевезен на аэродром в Пей- рене (Раугепе), где в начале будущего года возобновит испытательные полеты уже с использованием солнечной энергии.


Сергей Мороз/ Харьков

Фото из архива Г.Ф. Петрова









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх