«АЛЬБАТРОС» ДЛЯ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ

Сергей Шумилин/ Харьков

Фото предоставлены автором




Модель L-39 (М 1:72) чешской фирмы Eduard комплектуется фототравленными деталями

Модели учебно-тренировочного самолета L-39 «Альбатрос» пользуются на просторах бывшего СССР довольно большой популярностью. Первой в начале 1980-х гг. копию этой машины в масштабе 1:72 выпустила чехословацкая фирма «КР». К сожалению, ее «Альбатрос» не относился к шедеврам. Казалось бы, чехи, имея в своем распоряжении чертежи и натуральные образцы «Альбатроса», могли буквально «вылизать» модель своего самолета, но этого не произошло. Хотя она довольно неплохо воспроизводила внешний вид L-39C, однако даже в те времена не вызывала особого энтузиазма: небольшое количество деталей набора, какая-то «поплывшая» поверхность, очень упрощенный интерьер пилотской кабины, не слишком прозрачный фонарь, примитивные стойки шасси портили общее впечатление. К тому же. возникали проблемы и при сборке: при установке на фюзеляж задняя часть фонаря оказывалась шире гаргрота, образовывались большие ступеньки в месте стыковки крыла и фюзеляжа, плохо пристыковывались воздухозаборники. Средненькой оказалась и декаль – чехословацкие и советские опознавательные знаки на мощной желтоватой лаковой подложке, характерной для моделей «КР» (позднее для этого «Альбатроса» фирма «КАНГА» выпустила отдельный лист декали с разнообразными опознавательными знаками: Куба, Ливия, Сирия, Ирак, Украина, СССР). Плюсами модели были доступность и дешевизна, но сейчас ее уже редко встретишь.

Несколько лет назад известная своими наборами фототрав-ленных деталей чешская фирма Eduard решила также заняться производством пластиковых моделей. Неудивительно, что в их число вошел и -Альбатрос». В настоящее время Eduard предлагает в масштабе 1:72 целых три модели: Aero L-39 ZA/ZO Albatros -Strip Down- (индекс 7041), Aero L-39C Albatros Trainer (индекс 7042) и наконец Aero L-39 (индекс 7043) в так называемой комплектации Profi-Pack. Ориентировочная цена этих моделей – 18 $, а варианта Profi-Pack – 23 $.

В комплект модели L-39ZA входят литые детали из светло-коричневого или серого пластика, размещенные на двух литниках (45 шт.), рамка с прозрачными деталями фонаря и осветительных приборов (6 шт.) и ставший уже традиционным для моделей Eduard комплект масок для окраски фонаря. К этому добавлены декаль, позволяющая воспроизвести окраску самолетов Чехии, Ирака и Сирии, а также содержащая массу «технички». Очень подробная инструкция почти на двух десятках листов отпечатана в цвете и собрана в виде брошюры.

Пластиковые детали отлиты очень аккуратно, расшивка внутренняя с симпатичной имитацией замков закрытия технологических лючков. Хорошо проработаны мелкие детали, такие как стойки шасси, антенны и ПВД. Правда, интерьер пилотской кабины несколько бедноват, неважно проработаны и катапультные кресла (в варианте модели Profi-Pack это частично компенсируется дополнительным набором фототравления с различными приборными досками, ремнями, ручками и т.д.). Не самым лучшим образом проработана и пушка, на которой в жизни имеются различные металлические решетки, накладки и т.п. Из довольно обширного набора подвесного вооружения, используемого на L-39ZA (блоки НАР УБ-16-57, управляемые ракеты Р-ЗС и Р-60 на АПУ-60-1, различные бомбы и т.д.) в наборе даны только два ПТБ-500 и две бомбы ПАБ-250 (не слишком-то похожие сами на себя). Но больше всего бросаются в глаза минусы остекления кабины. Хотя оно получилось чистым и прозрачным, в нем не отражен тот нюанс, что у «Альбатроса» при виде спереди открывающиеся части фонаря слегка выпуклые, как бы несколько «раздутые». К сожалению, это очень распространенный у литых моделей недостаток, связанный с технологией – такую «раздутую» деталь не вытащишь из пресс-формы.

Модель L-39C – тот же набор пластиковых деталей, уложенный в иную коробку и укомплектованный другой декалью. Имеющиеся на литниках лишние детали, предназначенные для L-39ZO/ZA, здесь просто не используются. Правда, в действительности L-39C имеет некоторые заметные отличия от L-39ZO/ZA, например, в расположении мелких воздухозаборников и различных люков, составе приборного оборудования кабины.

Основное отличие модели L-39C/ZO/ZA серии Profi Pack от предыдущих – это плата фототравления, на которой размещены различные приборные панели, ремни, ручки и т.д. для дополнительной деталировки кабины, и существенно более обширная декаль на двух листах. В ней приведены знаки для девяти окрасок самолетов различных стран, в том числе Чехии, Румынии, СССР. ГДР. Ливана.

Сравнение моделей «Альбатросов» с чертежами, опубликованными в «АиВ», № 605. привело к неожиданным результатам. По длине фюзеляжа обе модели и старенькая «КРшка». и новый Eduard хорошо укладываются в чертежи. Размах крыла у модели Eduard также совпадает с чертежами, а у КР он чуть-чуть (на 1 мм) меньше. Однако на Eduard оказалась заниженной высота фюзеляжа за кабиной, а сама она сдвинута вперед, причем ее задняя часть на 1 мм, а передняя – почти на 2 мм, к тому же киль модели ниже, чем нужно, на 1 мм и «худоват» в своей верхней части. В общем, получается, что, несмотря на значительно более грубое исполнение, старая модель «КР» лучше укладывается в чертежи.

Кроме фирмы Eduard, и другие производители разработали для данных моделей довольно много наборов дополнительных деталей. В первую очередь, это вакуформенный фонарь фирмы Pav-la (V 72-25). который имеет характерное «раздутое- сечение и к тому же прекрасную чистую поверхность и прозрачность. Набор СМК (7083) L-39C/ZA Interior set for Eduard kit, смоляная кабина от фирмы Pavla (72025). в этот набор входит и свой вакуформенный фонарь.




L-39 в масштабе 1:32 производит фирма Collect-Aire Models (модель изготовил Дерек Соммер)

Одну из лучших моделеи L-39 предлагает фирма МРМ

Еще один производитель из Чехии – фирма МРМ предлагает «Альбатросы- L-39C и L-39ZO/ZA в более крупном масштабе 1:48. В данном случае это наборы: Aero L-39ZO Albatros (48042 МРМ), Aero L-39C Albatios (48048 МРМ| и Aero L-39C Albatros (48051 МРМ). Две последние модели отличаются только декалями: набор 48048 МРМ имеет декали на три варианта: аппарат киношного агента 007. машина US NAVY и Южно-африканский частный самолет с красными звездами, а 48051 МРМ комплектуется декалью для самолетов ЧССР и Чехии, летавших в 1979-2000 гг.

В общем случае в набор входят три литника с пластиковыми деталями, а также один лист прозрачного пластика, на котором выдавлены два фонаря и четыре обтекателя посадочных фар. Прекрасно удалась расшивка на пластиковых деталях, она ровная и тонкая. Есть четыре детали из эпоксидной смолы: два заголовника катапультных кресел, задняя часть сопла, которая плохо проливается в пластике, и законцовка киля. Прилагаемая к модели инструкция очень подробная, она занимает 10 листов и не позволяет запутаться во время сборки. Декаль дана на три варианта окраски Ливии. Сирии и ГДР

Всего в набор входит около 100 деталей (не считая запасного фонаря и обтекателей), причем почти половина из них (49 штук) приходится на кабину пилотов. Например, катапультное кресло собирается из 7 деталей. Приборные доски изготовлены из пластика и вполне похожи на настоящие Имеются боковые приборные панели, педали с рифлением, задние стенки кабин с оборудованием. Сам планер собирается всего из 13 деталей, что совсем не много для модели в таком масштабе. Здесь удалось сэкономить на деталях ниш шасси (у L-39 они практически почти всегда закрыты, поэтому в модели их створки даны просто расшивкой). В результате такого членения рули и закрылки получились отлитыми заце-ло с крылом и стабилизатором. Здесь нужно отметить, что производитель забыл выполнить на нижней поверхности стабилизатора очень характерную для L-39 «гребенку-. Кроме того, из всего многообразия подвесного вооружения L-39ZO в его наборе представлены только четыре пилона и два подвесных бака.

Вакуумный фонарь имеет правильную форму. К сожалению, его поверхность не совсем гладкая, к тому же случается, что сам пластик имеет заметный синеватый или зеленоватый оттенок. Производитель дает две такие детали (с запасом), возможно, для тех, кто попытается разрезать фонарь и сделать его крышки открытыми. Модель собирается легко, практически единственным проблемным местом является стык крыла с задней нижней частью фюзеляжа. Здесь образуется ступенька за счет слишком «пухлого» фюзеляжа.

Для доработки -Альбатросов» от МРМ также разработано довольно много «афтемаркета». в том числе: СМК Czech Master L-39 Albatros Exterior Set. CM К Czech Master L-39 Albatros Ait Intake Set, Eduard Paint masks L-39 Albatross canopy and wheels. Extra Tech Aero L 39ZA/ZO (designed to be used with the MPM kit) и т.д.

Существует модель L-39 и в еще более крупном масштабе 1:32. Ее производит фирма Collect-Aire Models, специализирующаяся на изготовлении моделей редких самолетов, которые по разным причинам не выпускаются другими производителями. Однако стоимость L-39 Albatros (индекс 3203) от Collect-Aire Models вплотную приближается к 200 $. Основные детали набора отлиты из эпоксидной смолы и имеют внутренние линии расшивки, их дополняют многочисленные детали из «белого металла» и фототравление. Модель неплохо деталирована, подробно выполнен интерьер кабины, включающий приборные панели и укомплектованный фототравленной мелочевкой. Полностью проработаны воздухозаборники и сопло двигателя. Имеется подвесное вооружение (в том числе ракеты Р-60) и ПТБ. Декаль, позволяющая построить модель с опознавательными знаками ВВС Ирака. Словакии, ЧССР, включает и большое число технических надписей.










Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх