Пылающий Индостан Часть IV

Год кровавых перемен

Продолжение. Начало в «АиВ», №№3-5'2002, 3-6'2003, 4 2004


На Западном фронте без перемен. Почти

Всю ночь с 4 на 5 декабря авиация сторон не прекращала боевую работу. Пакистанские одиночные В-57 и С-130 совершили девять вылетов против индийских аэродромов. С заданий не вернулись три «пятьдесят седьмых», которых сбила индийская ПВО. Ближе к рассвету начали наносить удары по вражеским коммуникациям в секторе Чхамб и вооруженные пакистанские «Харварды». Огнем с земли была повреждена машина скуадрон-лидера И. Куреши, а ему самому осколки раздробили руку. Истекающий кровью летчик все же сумел довести самолет до своего аэродрома и удачно его посадить. Индийские «Канберры» бомбили Карачи и его окрестности. От огня ПВО был потерян борт IF966.

Еще в темноте одна из бригад 18-й пакистанской пехотной дивизии при поддержке 27-го кавалерийского полка вышла к небольшому индийскому городку Лонгевале, взятие которого открывало дорогу к региональному центру Джайсалмеру. Оборона Лон- гевалы стала одним из наиболее ярких эпизодов той войны. Город защищала лишь рота 23-го батальона пенджабцев, и если бы не помощь авиации – вряд ли индийцы смогли бы удержать его. Находившиеся в Джайсалмере шесть «Хантеров» из 122-й эскадрильи, действуя парами, совершили за день 20 боевых вылетов, после чего комэск Бали доложил об уничтожении 18 танков Т-59 и повреждении еще 23-х. Конечно, цифры были преувеличены, однако наступление противника удалось остановить. Успеху летчиков «Хантеров» способствовало и то, что для увеличения запаса хода танков пакистанцы установили на свои Т-59 по две 300-л бочки с дизтопливом, которые оказались отличными мишенями.

Всего на Западе для поддержки войск IAF в тот день совершили более 130 вылетов. Работали они и по коммуникациям, в частности, при налете на станцию Чистиан-Манди удалось сжечь эшелон с четырнадцатью танками. Еще несколько составов уничтожили НАРами «Маруты» из 10-й АЭ на станции Дхоро-Наро. Индийцы продолжали атаковать и пакистанские аэродромы. Среди достигнутых успехов значилось, уничтожение в Мианвали трех «Сейбров» и «Геркулеса». Исламабад не признал эти потери, заявив, что противник уничтожил только ооновский DHC-3 Twin Otter, а также Beech Queen Air Чака Егера 1*. Тем не менее, пакистанцам пришлось отвести авиацию с передовых аэродромов в тыл.

Истребители PAF приняли участие в отражении лишь двух налетов. После полудня пара F-6 из 25-й АЭ (уинг-коммандер С. Хатми и флайт-лейтенант Р. Шахид) перехватила два «Хантера» из 27-й эскадрильи, которые на малой высоте заходили в атаку на РЛС в Сакесаре. Шахид открыл огонь по ведущему с предельной дальности и последними снарядами поразил его. Неуправляемый «Хантер» (борт А 488) упал на землю. Второй индиец попытался атаковать машину Хатми, однако мастерство пакистанского летчика оказалось выше, и вскоре обломки борта А 482 догорали вблизи оз. Хабакки. Оба индийских летчика флайт-лейтенанты К. Малкани и Г. Сингх Рай погибли. Еще один «Хантер» (А 014) в том же районе сбил на своем «Мираже» флаинг-офицер Сафдар. Индийский летчик скуадрон-лидер Дж. М. Мистри разделил печальную судьбу братьев по оружию. Кроме того, в районе Сринагара был сбит, предположительно «Сейбром», первый в этой войне вертолет – «Алуэтт III».

Минимальное внимание уделили PAF и поддержке наземных войск. Основные усилия они сосредоточили на неприятельских аэродромах, однако результатов добились ничтожных. А вот индийцы заявили, что при отражении этих атак зенитчики сбили два «Старфайтера» у Амритсара, два «Миража» над Патханкотом и два «Сейбра» в разных местах. Противник не подтвердил эти данные.

С заходом солнца вновь принялись за дело «ночники». У пакистанцев успешным оказался рейд С-130 (командир флайт-лейтенант М. Аллам) на Джайсалмер. Сброшенные с «Геркулеса» бомбы нанесли серьезный урон, что позже подтвердили на допросах пленные летчики: погибли более 200 человек, были повреждены два ангара и подожжен склад ГСМ, горевший два дня. Экипаж флайт-лейтенанта Шаббира на своем В-57 удачно «навестил» базу ракетных катеров в Окхе. Бомбы угодили в склады боепитания и ГСМ, вызвав сильнейший пожар, который можно было увидеть за сотню километров и не удавалось потушить несколько дней. ВВС Индии удачно использовали шесть Ан-12 над полем боя. Сто сорок 227-кг бомб, сброшенных на позиции в районе г. Кахута, привели, по докладу наземных наблюдателей, к полному хаосу в рядах противника.

Из событий 6 декабря следует выделить бои под Лонгевалой, в ходе которых индийские летчики заявили об уничтожении пяти танков и 18 автомобилей. Пилоты «Хантеров» здесь работали в тесном взаимодействии с экипажами армейских самолетов передового авианаведения и в одном вылете буквально спасли своего коллегу. У «висевшего» над линией фронта «Кришака» м-ра Атма Сингха был выведен из строя двигатель, и летчику пришлось совершить вынужденную посадку прямо на передовой. Не успел он возблагодарить небеса за благополучное приземление, как обнаружил приближающийся пакистанский джип с безоткатным орудием. Не потерявший присутствия духа Атма Сингх немедленно вызвал по радио пару «Хантеров», которая тут же поспешила на помощь и превратила вражескую машину в груду пылающих обломков.

1* Знаменитый летчик-испытатель Чак Егер находился в Пакистане с разведывательной миссией. Он занимался изучением и отправкой в США обломков сбитых индийских самолетов советского производства.


Индийцы у обломков сбитого «Старфайтера»



Активизировались индийские истребители. «Нэты» и МиГ-21ФЛ совершили 24 вылета на «свободную охоту» в глубь пакистанской территории, но с самолетами противника так и не встретились. Их коллегам повезло больше. В частности, командование IAF заявило, что в бою у Ная-Чор «Маруты» из 220-й эскадрильи сбили один «Сейбр».

Пакистанцы настойчиво пытались парализовать авиабазы противника, но по-прежнему добиться заметных успехов не могли. Они признали, что в одном из налетов потеряли от зенитного огня «Старфайтер» скуадрон-лидера А. Хусейна, который катапультировался и очутился в плену. В качестве достижений отмечалась победа летчика «Миража» флайт-лейтенанта Сапимуддинна в бою с Су-7.

Наступившей ночью стороны обменялись авиаударами, в которых заметную роль сыграли Ан-12 и С-130. С рассветом действия авиации развернулись в полную силу. Во многом благодаря работе «Хантеров» завершилось победой индийцев сражение под Лонгевалой. В общей сложности противник под ударами с воздуха оставил на поле боя девятнадцать Т-59 и пять «Шерманов». Кроме того, на счету индийских летчиков – 138 военных машин разных типов, три зенитных и пять полевых орудий. 122-я АЭ в этих боях потерь не понесла. Однако основные события на Западе переместились в сектор Чхамб, где под сильным давлением 23-й пакистанской дивизии индийцам к концу дня пришлось оставить одноименный город и отвести свои войска на восточный берег реки Мунаввар-Тави. IAF совершили здесь до 80 вылетов, и летчики заявили об уничтожении 33 танков. Наземное командование отметило хорошую работу Су-7 из 101-й АЭ. Официальные сводки признали потерю одного МиГ-21 от зенитного огня. Командование IAF направило на поддержку наземных войск дополнительные силы, отказавшись от ряда налетов на аэродромы противника. Тем не менее, ударам подверглись Рисалвала, Чандер, Мурид и Кохат, причем на последнем из них «Хан- теры» уничтожили «Геркулес», переданный Исламабаду Саудовской Аравией.

В ответ пакистанцы без особых успехов отработали по Сринагару, Патханкоту, Бхуджу, Чандигарху и Окхе. Основные силы PAF на Западе были задействованы в том же секторе Чхамб. Здесь летчики «Сейбров» и F-6 записали на свой счет 18 уничтоженных орудий и склад боеприпасов. Были потеряны два F-86 из 15-й и 18-й эскадрилий: один от стрельбы собственных зениток, другой – от наземного огня индийцев. Оба летчика удачно катапультировались.

Ожесточенные бои шли также в секторе Шакаргарх. Перешедшим в контрнаступление индийцам здесь противостояла 8-я пакистанская дивизия, на поддержку которой PAF выполнили наибольшее количество вылетов за всю войну – 206. В этом районе, возле н.п. Самба, состоялся воздушный бой между четверкой F-6 из 11 -й АЭ и звеном Су-7 из 26-й АЭ. Достоверную победу одержал пакистанский летчик А. Суфи, сбивший пушечным огнем борт В 902. Флайт-лейтенант М. Мир претендовал на другого «сухаря», однако его победу индийская сторона не подтвердила. Очень досадную потерю понесли пакистанцы в районе г. Сиалкот. При атаке наземной цели на малой высоте F-6 флайт-лейтенанта В. Али Хана попал под огонь ручного пулемета стрелка 10-й пехотной дивизии противника Н.Д. Бахадур Рая. К великому изумлению сторон, сверхзвуковому истребителю хватило попаданий нескольких пуль винтовочного калибра, чтобы пойти к земле, оставляя шлейф густого черного дыма. Летчик катапультировался и угодил в плен. В тот же день четверка «Сейбров» провела успешный бой с группой «Хантеров» в секторе Сулеманки, по итогам которого флайт-лейтенант Бхатти заявил о сбитии одного индийского самолета. Противник эту потерю не признал. Индийские истребители также заявили об очередных воздушных победах (по одному «Сейбру» и «Старфайтеру»), что по традиции пакистанцы не подтвердили.

11 -я дивизия индийцев вела успешное наступление в секторе Ная-Чор. Ее продвижение поддерживали «Хантеры» и «Маруты», которые методично работали по линиям коммуникаций и скоплениям неприятельских войск. Когда нависла угроза захвата г. Хайдарабад, пакистанцы бросили для остановки наступления противника всю исправную авиатехнику с базы Масрур: «Сейбры», В-57 и даже Т-33, которые совершили более 146 вылетов. В Кашмире индийцы удачно использовали архаичные «Вампиры», которые атаковали врага высоко в горах. Используя НАРы и бомбы, они помогли горной пехоте выбить неприятеля с позиций у стратегически важной дороги Лех-Каргил.

В ночь на 8 декабря отличился пакистанский летчик М. Бохари, который на своем «Старфайтере» перехватил в районе Мас- рура «Канберру» и поразил ее «Сайдуиндером». Хотя индийцы не признали потерю бомбардировщика, однако поутру они, словно в отместку, с усердием принялись за вражеские аэродромы. В результате на Муриде были сожжены пять «Сейбров», на Миан- вали – один В-57, а летчики Су-7, атаковавших Рисалвалу, заявили об уничтожении двух или трех F-6, «Геркулеса» и легкого самолета. С Рисалвалы смогла подняться пара F-6 из 23-й эскадрильи, и уинг-коммандер С.М.Х. Хашми сбил машину флайт-лейтенанта Р.Г.Р. Кадама (борт В 910), который погиб при взрыве своего самолета. Однако в обломки «сухого» влетел ведомый Хашми флайт-лейтенант А. Сиддик, разделивший печальную участь индийца.

Днем IAF совершили в секторе Чхамб около 70 вылетов, в т.ч. 23 выполнили Су-7 и «Хантеры» при отражении попытки противника форсировать Мунаввар-Тави. Пакистанская авиация в данном секторе также работала против наземных целей. От огня ПВО стороны потеряли МиГ-21 и «Сейбр». Здесь же потерпел катастрофу пакистанский «Апуэтт III», в которой погиб один из лучших генералов Исламабада командир 23-й дивизии Ифтикхар. В тот день в стрельбе по воздушным целям из стрелкового оружия отличились пакистанцы: старший техник А. Али умудрился «завалить» из автоматической винтовки реактивный «Мистэр».

Когда стали сгущаться сумерки, индийцы сосредоточили усилия своих бомбардировщиков на ударах по Карачи и его окрестностям. Уже 9 декабря между 3.00 и 4.00 во время налета восьми «Канберр» было подожжено крупное хранилище ГСМ, после чего индийцы заявили, что с начала конфликта им удалось уничтожить до 60 % горючего, хранившегося в бывшей столице Пакистана. Днем IAF доминировали над полем боя, выполнив 206 вылетов, из которых около 90 – в секторе Чхамб. Под Лонгевалой пакистанцы снова попытались перейти в наступление, но «Хантеры» и «Маруты» свели на нет эти усилия, доведя счет выведенных из строя танков до 37. В районе н.п. Фазилка удар по боевым порядкам пакистанских войск в дневное время с высоты около 50 м нанесла четверка Ан-12 из 44-й эскадрильи. Активность PAF была куда меньшей. Четыре «Сейбра» и шесть «Миражей» нанесли незначительные повреждения авиабазам Сринагар и Патханкот, а пара «Старфайтеров» подожгла несколько резервуаров с топливом в Окхе.


Один из пакистанских Т-59, уничтоженный индийской авиацией под Лонгевалой


Кадры ФКП пакистанских истребителей зафиксировали МиГ-21 и Су-7


В ночь на 10 декабря семь «Канберр» сбросили на авиабазу Навабшах пятьдесят три 454-кг бомбы и вывели до конца войны из строя здешнюю РЛС. С утра «Канберры» нанесли сильный удар по пакистанской бригаде в Кашмире, начавшей наступление на г. Пунч. Благодаря действиям авиации оно было сорвано, и вскоре инициативу здесь перехватили индийцы.

В секторе Чхамб продолжались ожесточенные бои. Еще ночью несколько подразделений пакистанской 23-й дивизии смогли форсировать Мунаввар-Тави, однако с рассветом они были разгромлены, а их остатки вернулись на исходные позиции. Поддерживая свои войска, IAF выполнили здесь 42 вылета, уничтожив, в том числе, 5 танков М-48. Пакистанские ВВС совершили под Чхамбом не более 15-ти вылетов и не смогли воспрепятствовать действиям ударной авиации противника. В воздушном бою они потеряли «Сейбр» из 26-й эскадрильи, летчик которого скуадрон- лидер А. Чоудри погиб. Победу одержал пилотировавший «Хантер» скуадрон-лидер РН. Бхаравадж из 27-й АЭ.

На южном участке фронта, в направлении Ная-Чора, IAF совершили 15 вылетов. Особо следует отметить налет пары «Марутов» из 10-й АЭ на железнодорожную станцию Мирпур-Кхас, в результате которого начался сильнейший пожар, уничтоживший до сотни вагонов с боеприпасами. Официальные индийские сводки признали потерю в районе Ная-Чора одного «Марута» (по всей видимости, из 220-й АЭ). Пакистанцы в данном секторе были более активными, выполнив против индийских войск на «Сейбрах» и «Старфайтерах» до 30-ти вылетов.

В 11.10 шесть «Миражей» нанесли по Патханкоту внезапный бомбовый удар, весь эффект которого свелся к трем небольшим воронкам на ВПП. Патрулировавшая над базой пара «Нэтов» ринулась в атаку. Одному из них удалось зайти в хвост «Миражу» и открыть огонь, но пакистанцы уже сбросили ПТБ и ушли на форсаже. На следующий день PAF провели свой самый результативный за всю войну, по их мнению, налет на аэродром. Два «Стар- файтера» (ведущий уинг-коммандер А. Икбаль) в 9.10 неожиданно появились над Уттарлаем и с малой высоты обстреляли из пушек только что начавшую взлет пару «Марутов» из 10-й АЭ. Вот как описывает налет ветеран этой эскадрильи Брайен-де-Магари: «Микки и Панчи (летчики 10-й АЭ. – Авт.) приготовились к вылету для нанесения удара по наземным целям, и в это время аэродром был атакован двумя «Старфайтерами». … Взревела сирена, я услышал неприятный рев реактивных двигателей, сопровождаемый весьма быстрой стрельбой пушек Гэтлинга 2*, а затем – «фут-фут-фут» зениток. Выглянув из комнаты предполетной подготовки, я увидел катившийся по полосе и пылавший «Марут», из кабины которого выскочил Микки с горевшим левым рукавом. Он начал кататься по земле, дабы сбить пламя. Панчи тоже выбрался из кабины, соскользнул по фюзеляжу на крыло, затем на землю и побежал в укрытие. F-104 выполнили второй заход, и самолет Панчи получил несколько пробоин в киле и руле направления.» Как видим, был уничтожен лишь один «Марут», однако Икбалю и его ведомому скуадрон-лидеру Аманулле засчитали оба индийских самолета.

Тот день оказался щедрым на воздушные бои. В секторе Ша- каргарх над индийской территорией уинг-коммандер Бхукхари на своем «Сейбре» сбил «сайдами» Су-7 (борт В 780) из 26-й АЭ. Погиб флайт-лейтенант К. Мохан. Уже вечером пара МиГ-21 из 1-й эскадрильи вылетела с Адампура наперехват «Миража»-разведчика. Ведомый произвел захват цели и поспешил пустить ракету К-13, но она вместо противника поразила машину напарника (борт С 1107), в которой погиб флайт-лейтенант А.Б. Дхавле. «Мираж» ушел, а его летчик даже не заметил врага. Примерно в то же время пара МиГ-21 ФЛ из 47-й эскадрильи провела удачный бой с двумя «Старфайтерами», пытавшимися атаковать Джамна- гар. Пакистанцы обнаружили угрозу поздно, что позволило флайт-лейтенанту Б.Б. Сони с близкой дистанции всадить пушечную очередь в истребитель уинг-коммандера М. Миддлкота и вогнать его в землю. Второй F-104 выполнил энергичный разворот и скрылся. Еще один бой произошел возле пакистанской авиабазы Рисалвала, в районе которой выполнял разведку на Су-7 флайт-лейтенант С.С. Мальхотра из 32-й АЭ. Он уже направился домой, но заметил поднявшуюся наперехват пару F-6. Индиец мог уйти, используя превосходство в скорости своего самолета, однако он недаром носил прозвище Mad Mally (можно понимать как «сумасшедший гуляка» либо «сумасшедший молотильщик»): развернув машину навстречу противнику, Мальхотра открыл огонь из пушек по первому влезшему в прицел истребителю. Результатов стрельбы летчик не видел и быстро удалился в сторону родной базы, т.к. топлива оставалось в обрез. Дома он даже не доложил о проведенном бое, полагая, что его пальба лишь отпугнула пакистанцев. Однако позднее выяснилось – выпущенная «навскидку» очередь оказалась роковой для F-6 флайт- лейтенанта Иджаз-уд-Дина.

Среди других событий 12 декабря следует выделить работу Су-7 и «Хантеров» в секторе Чхамб. 30 вылетов оказалось достаточно для срыва очередной попытки пакистанской 23-й дивизии форсировать Мунаввар-Тави. На южном участке фронта «Маруты» уничтожили радиоприводную станцию, с помощью которой «Старфайтеры» совершали ночные налеты на авиабазу Уттарлай. После этого подобные рейды прекратились.

13 декабря в 10.40 тройка «Хантеров» атаковала аэродром Тельгар и была перехвачена «Сейбрами» из 19-й АЭ. Бой сложился для пакистанцев неудачно, они признали потерю одной машины и гибель флаинг-офицера Н.Бэйга. Индийцы посчитали, что им удалось вывести из строя два F-86. В то же самое время четверка МиГ-21 из 47-й эскадрильи нанесла удар по радиолокационному комплексу в Бадине. Зенитки сбили самолет ведущего. Погиб уинг-коммандер Х.С. Джилл. На поддержку своих войск ВВС Индии выполнили 80 вылетов. В районе Фазилки вражеские зенитки сбили «Мистэр» из 3-й АЭ. Погиб скуадрон-лидер Дж.Д. Кумар, ветеран боев 1965 г. В северопакистанском г. Хайр- пур «Хантеры» вывели из строя нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), уничтожили два поезда с боеприпасами, два паровоза и автомобильную колонну. В тот день индийская ВТА завершила транспортную операцию по переброске части сил с Восточного фронта на Западный. Военные Ан-12 и С-119, а также мобилизованные гражданские «Боинги-707» за 85 рейсов перевезли 4143 человека, почти 150 т запасов и 12 джипов с безоткатными орудиями. Что касается пакистанцев, то они продолжали оказывать ограниченную поддержку своим войскам в отдельных секторах.

Наступившей ночью сброшенные с «Канберр» и В-57 бомбы рвались по обе линии фронта. Утром шесть «Сейбров» из 26-й АЭ атаковали Сринагар. Под их огнем сумел взлететь один из дежурных «Нэтов» 18-й эскадрильи, который пилотировал флаинг-офи- цер Н. Сингх Секхон. Молодой летчик ввязался в отчаянную схватку и сумел повредить два вражеских истребителя, но затем ему пришлось иметь дело с опытным флаинг-офицером С.Б. Мирзой, который быстро сбил храброго индийца. Секхон не смог катапультироваться. Посмертно он был удостоен высшей награды своей страны – ордена Парам Вир Чакра (первым в ВВС). Еще одну победу пакистанцы одержали в 16.10 в секторе Шакаргарх. Пара «Сейбров» перехватила «Кришак» из 660-й эскадрильи армейской авиации, и хотя пилотировавший его к-н П. Гаур минут пятнадцать умудрялся уклоняться от атак, в конечном итоге ему не удалось уйти от пулеметных очередей скуадрон- лидера С. Гаухара. «Кришак» был сбит, погибли Гаур и находившийся на борту представитель министерства обороны. Поскольку при нем был портфель с секретными документами, то уже через час тела с места трагедии эвакуировали на Ми-4. В тот день состоялись еще минимум два воздушных боя, по результатам которых индийцы заявили о том, что «Маруты» из 220-й АЭ сбили «Сейбр», а пакистанцы – об одной победе в схватке F-6 с МиГ-21. Стороны дружно отрицали успехи противника.

2* Имеется в виду шестиствольная пушка М-61 «Вулкан», которая ведет свою родословную от шестиствольной картечницы Гетлинга времен гражданской войны в США.


Звено МиГ-21 ФЛ над Дели


Продолжая оказывать эффективную поддержку своим войскам, ВВС Индии успешно действовали по коммуникациям и промышленным объектам неприятеля в ближнем тылу. Например, «Мистэры» вывели из строя переправу через р. Сутледж у н.п. Ба- хавалнагар, а одиночный Ан-12 поздним вечером вывалил тридцать восемь 227-кг ФАБ на важный железнодорожный узел Сук- кур. Примерно тогда же три Ан-12 сбросили 80 бомб на нефтеперерабатывающий завод в Северном Синде, в результате чего тот утратил работоспособность на полгода.

15 декабря индийское Западное командование и вовсе сосредоточило основные усилия авиации на действиях против вражеских коммуникаций. Среди достигнутых во время этих налетов успехов выделялись уничтожение «Хантерами» на станции в Си- алкоте накопившихся там боеприпасов, разгром «Марутами» и «Хантерами» на перегоне Суккур – Рахимъяр-Хан эшелона с танками Т-59 и ГСМ, разрушение «сушками» с помощью мощных НАР С-24 автотрассы, проходившей по плотине ГЭС в Сулейманки. Начиная с 21.00 пять «Канберр» в течение 11 минут бомбили гавань Карачи, и утверждается, что это был наиболее жестокий налет на порт за все время войны. В ответ пакистанцы впервые за время конфликта бомбили индийские железнодорожные объекты, нанося удары по станциям Мукериан и Дасуя.

В ночь на 16 декабря индийцы обнаружили скопление войск противника в районах Наровала и Джассара сектора Шакаргарх, после чего «Канберры» нанесли три удара по указанным разведкой зонам. Однако это не помешало пакистанской 8-й танковой бригаде начать серьезное наступление, в результате которого разгорелось самое ожесточенное танковое сражение той войны. С рассветом индийские истребители-бомбардировщики активно поддерживали войска, уничтожив 17 танков. Зенитным огнем был сбит Су-7 из 26-й эскадрильи, летчик которого Т.С. Данадосс погиб. Пакистанские ВВС не смогли должным образом помочь своим танкистам. Лишь пару раз появлялись «Миражи», которых отогнали «МиГи». Позднее такую пассивность пакистанцы объясняли невозможностью отличить на поле боя свои танки от неприятельских, так они перемешались.

Поддерживая наступление под Ная-Чором, IAF совершили 40 вылетов. Для выполнения одного из заданий была направлена тройка «Марутов» в сопровождении пары МиГ-21 ФЛ из 29-й АЭ. Уже при подходе к цели ведущий истребителей флайт-лейтенант С. Бикрам Шах заметил летевшую на малой высоте вражескую «Сессну» и решил атаковать ее. Он покинул боевой порядок, развернулся в сторону неприятельского самолета и стал снижаться, не переставая вести наблюдение за воздушным пространством. Оказавшись на высоте 1500 м, летчик обнаружил севшую ему на хвост пару F-6, что заставило индийца позабыть о «Сессне». Еще несколько мгновений он продолжал снижаться, а в 200 м от земли перевел самолет в набор высоты, включив форсаж. Неприятельские истребители, не имевшие возможности выполнить столь энергичный вертикальный маневр, решили уклониться от боя с МиГ-21, для чего опустились к самой земле, причем ведомый быстро потерял своего командира, отказался от выполнения задания и ушел домой. Оставшийся в одиночестве ведущий пакистанской пары попытался преследовать «Маруты», однако зоркий Бикрам Шах снова разглядел врага, не позволив ему осуществить свои намерения. Заняв выгодную позицию в задней полусфере противника, он с дистанции 600 м открыл огонь из подфюзеляж- ной ГШ-23. F-6 завалился влево и упал на землю. Исламабад эту потерю не признал.

17 декабря завершилось разгромом пакистанцев танковое сражение под Шакаргархом, в чем была немалая заслуга индийской авиации, которая в тот день в общей сложности совершила около 200 боевых вылетов. Причем у IAF хватило сил не только для действий над полем боя, но и для атак коммуникаций и аэродромов противника. Например, в ходе налета на станцию Вазира- бад Су-7 уничтожили эшелон с танками. В 17.45 пять «Канберр» нанесли удар по аэродрому Скарду, что расположен в подконтрольной пакистанцами части Кашмира. Через пять минут после них прибыл Ан-12 уинг-коммандера Вашиста и сбросил 36 тыся- чефунтовок, 28 из которых легли точно на полосу. На обратном пути «Ан» перехватила пара «Миражей». Экипаж своевременно обнаружил опасность, и командир увел машину в ближайшую долину, где, прижимаясь к земле, двадцать минут выписывал виражи, пока вражеские истребители не ушли.

В тот день произошел ряд воздушных боев, главными героями которых оказались летчики МиГ-21. Около 7.30 одиночный «Старфайтер» попытался атаковать пару «Марутов», но был перехвачен дежурным «МиГом» скуадрон-лидера И. Сингх Биндры из 29-й АЭ. Индиец быстро зашел ему в хвост и произвел пуск К-13, но пакистанец энергичным маневром ушел от ракеты. Биндра вцепился в противника, как бульдог, не отставал от него и сразу же выпустил вторую ракету. От близкого взрыва «104-й» получил многочисленные осколочные повреждения, но продолжал полет. Индиец подошел ближе и добил противника из пушки. Вскоре на штурмовку аэродрома Умаркот отправилась другая пара «Марутов» под прикрытием двух МиГ-21 из все той же 29-й АЭ. В районе цели их встретила пара «Старфайтеров», и один пакистанец сходу атаковал индийские истребители в переднюю полусферу, выпустив оба «Сайда». Однако плохо подходившие для атаки из такого ракурса ракеты прошли мимо. Второй «пак» флайт-лейтенант А. Чангези стал заходить в хвост «МиГу», который пилотировал флайт-лейтенант Н.Кукерджи, но находившийся ниже-сзади флайт-лейтенант А. Датта сразу же заметил угрожавшую товарищу опасность, быстро вышел на удобную позицию и выпустил две ракеты. Обе поразили цель, машина Чангези взорвалась, а сам он погиб. В это время первый «Старфайтер» уже приближался к «Марутам», но не выпускавший его из виду Кукерджи включил форсаж и стал догонять пакистанца. Тот заметил опасность, отказался от атаки, попытался уйти, но на крутом вираже потерял скорость, что позволило индийцу выйти на дистанцию пуска и сбить противника ракетами. Эти победы видели летчики «Марутов», однако пакистанцы не оспаривали лишь гибель Чангези.

Подтвердили пакистанцы и гибель в секторе Шакаргарх флаинг-офицера Ш. Раза из 25-й АЭ, который пилотировал F-6. Правда, они заявили, что машину сбили зенитчики, хотя индийцы записали победу в актив Су-7. Но пакистанцы не только несли потери. Выполняя на «Сейбре» патрулирование в районе аэродрома Пасрур, флайт-лейтенант М. Амир из 18-й АЭ заметил болтавшийся невдалеке МиГ-21. Пакистанец сумел буквально подкрасться к противнику и успешно выпустил ракету. Прозевавший атаку флайт-лейтенант Теджван Сингх из 29-й АЭ потерял свой борт С 716, а сам очутился в плену.

Продолжение следует


Александр Котлобовский/ Киев


Примечания:



Пылающий Индостан Часть IV

Год кровавых перемен

Продолжение. Начало в «АиВ», №№3-5'2002, 3-6'2003, 4 2004


На Западном фронте без перемен. Почти

Всю ночь с 4 на 5 декабря авиация сторон не прекращала боевую работу. Пакистанские одиночные В-57 и С-130 совершили девять вылетов против индийских аэродромов. С заданий не вернулись три «пятьдесят седьмых», которых сбила индийская ПВО. Ближе к рассвету начали наносить удары по вражеским коммуникациям в секторе Чхамб и вооруженные пакистанские «Харварды». Огнем с земли была повреждена машина скуадрон-лидера И. Куреши, а ему самому осколки раздробили руку. Истекающий кровью летчик все же сумел довести самолет до своего аэродрома и удачно его посадить. Индийские «Канберры» бомбили Карачи и его окрестности. От огня ПВО был потерян борт IF966.

Еще в темноте одна из бригад 18-й пакистанской пехотной дивизии при поддержке 27-го кавалерийского полка вышла к небольшому индийскому городку Лонгевале, взятие которого открывало дорогу к региональному центру Джайсалмеру. Оборона Лон- гевалы стала одним из наиболее ярких эпизодов той войны. Город защищала лишь рота 23-го батальона пенджабцев, и если бы не помощь авиации – вряд ли индийцы смогли бы удержать его. Находившиеся в Джайсалмере шесть «Хантеров» из 122-й эскадрильи, действуя парами, совершили за день 20 боевых вылетов, после чего комэск Бали доложил об уничтожении 18 танков Т-59 и повреждении еще 23-х. Конечно, цифры были преувеличены, однако наступление противника удалось остановить. Успеху летчиков «Хантеров» способствовало и то, что для увеличения запаса хода танков пакистанцы установили на свои Т-59 по две 300-л бочки с дизтопливом, которые оказались отличными мишенями.

Всего на Западе для поддержки войск IAF в тот день совершили более 130 вылетов. Работали они и по коммуникациям, в частности, при налете на станцию Чистиан-Манди удалось сжечь эшелон с четырнадцатью танками. Еще несколько составов уничтожили НАРами «Маруты» из 10-й АЭ на станции Дхоро-Наро. Индийцы продолжали атаковать и пакистанские аэродромы. Среди достигнутых успехов значилось, уничтожение в Мианвали трех «Сейбров» и «Геркулеса». Исламабад не признал эти потери, заявив, что противник уничтожил только ооновский DHC-3 Twin Otter, а также Beech Queen Air Чака Егера 1*. Тем не менее, пакистанцам пришлось отвести авиацию с передовых аэродромов в тыл.

Истребители PAF приняли участие в отражении лишь двух налетов. После полудня пара F-6 из 25-й АЭ (уинг-коммандер С. Хатми и флайт-лейтенант Р. Шахид) перехватила два «Хантера» из 27-й эскадрильи, которые на малой высоте заходили в атаку на РЛС в Сакесаре. Шахид открыл огонь по ведущему с предельной дальности и последними снарядами поразил его. Неуправляемый «Хантер» (борт А 488) упал на землю. Второй индиец попытался атаковать машину Хатми, однако мастерство пакистанского летчика оказалось выше, и вскоре обломки борта А 482 догорали вблизи оз. Хабакки. Оба индийских летчика флайт-лейтенанты К. Малкани и Г. Сингх Рай погибли. Еще один «Хантер» (А 014) в том же районе сбил на своем «Мираже» флаинг-офицер Сафдар. Индийский летчик скуадрон-лидер Дж. М. Мистри разделил печальную судьбу братьев по оружию. Кроме того, в районе Сринагара был сбит, предположительно «Сейбром», первый в этой войне вертолет – «Алуэтт III».

Минимальное внимание уделили PAF и поддержке наземных войск. Основные усилия они сосредоточили на неприятельских аэродромах, однако результатов добились ничтожных. А вот индийцы заявили, что при отражении этих атак зенитчики сбили два «Старфайтера» у Амритсара, два «Миража» над Патханкотом и два «Сейбра» в разных местах. Противник не подтвердил эти данные.

С заходом солнца вновь принялись за дело «ночники». У пакистанцев успешным оказался рейд С-130 (командир флайт-лейтенант М. Аллам) на Джайсалмер. Сброшенные с «Геркулеса» бомбы нанесли серьезный урон, что позже подтвердили на допросах пленные летчики: погибли более 200 человек, были повреждены два ангара и подожжен склад ГСМ, горевший два дня. Экипаж флайт-лейтенанта Шаббира на своем В-57 удачно «навестил» базу ракетных катеров в Окхе. Бомбы угодили в склады боепитания и ГСМ, вызвав сильнейший пожар, который можно было увидеть за сотню километров и не удавалось потушить несколько дней. ВВС Индии удачно использовали шесть Ан-12 над полем боя. Сто сорок 227-кг бомб, сброшенных на позиции в районе г. Кахута, привели, по докладу наземных наблюдателей, к полному хаосу в рядах противника.

Из событий 6 декабря следует выделить бои под Лонгевалой, в ходе которых индийские летчики заявили об уничтожении пяти танков и 18 автомобилей. Пилоты «Хантеров» здесь работали в тесном взаимодействии с экипажами армейских самолетов передового авианаведения и в одном вылете буквально спасли своего коллегу. У «висевшего» над линией фронта «Кришака» м-ра Атма Сингха был выведен из строя двигатель, и летчику пришлось совершить вынужденную посадку прямо на передовой. Не успел он возблагодарить небеса за благополучное приземление, как обнаружил приближающийся пакистанский джип с безоткатным орудием. Не потерявший присутствия духа Атма Сингх немедленно вызвал по радио пару «Хантеров», которая тут же поспешила на помощь и превратила вражескую машину в груду пылающих обломков.

1* Знаменитый летчик-испытатель Чак Егер находился в Пакистане с разведывательной миссией. Он занимался изучением и отправкой в США обломков сбитых индийских самолетов советского производства.


Индийцы у обломков сбитого «Старфайтера»



Активизировались индийские истребители. «Нэты» и МиГ-21ФЛ совершили 24 вылета на «свободную охоту» в глубь пакистанской территории, но с самолетами противника так и не встретились. Их коллегам повезло больше. В частности, командование IAF заявило, что в бою у Ная-Чор «Маруты» из 220-й эскадрильи сбили один «Сейбр».

Пакистанцы настойчиво пытались парализовать авиабазы противника, но по-прежнему добиться заметных успехов не могли. Они признали, что в одном из налетов потеряли от зенитного огня «Старфайтер» скуадрон-лидера А. Хусейна, который катапультировался и очутился в плену. В качестве достижений отмечалась победа летчика «Миража» флайт-лейтенанта Сапимуддинна в бою с Су-7.

Наступившей ночью стороны обменялись авиаударами, в которых заметную роль сыграли Ан-12 и С-130. С рассветом действия авиации развернулись в полную силу. Во многом благодаря работе «Хантеров» завершилось победой индийцев сражение под Лонгевалой. В общей сложности противник под ударами с воздуха оставил на поле боя девятнадцать Т-59 и пять «Шерманов». Кроме того, на счету индийских летчиков – 138 военных машин разных типов, три зенитных и пять полевых орудий. 122-я АЭ в этих боях потерь не понесла. Однако основные события на Западе переместились в сектор Чхамб, где под сильным давлением 23-й пакистанской дивизии индийцам к концу дня пришлось оставить одноименный город и отвести свои войска на восточный берег реки Мунаввар-Тави. IAF совершили здесь до 80 вылетов, и летчики заявили об уничтожении 33 танков. Наземное командование отметило хорошую работу Су-7 из 101-й АЭ. Официальные сводки признали потерю одного МиГ-21 от зенитного огня. Командование IAF направило на поддержку наземных войск дополнительные силы, отказавшись от ряда налетов на аэродромы противника. Тем не менее, ударам подверглись Рисалвала, Чандер, Мурид и Кохат, причем на последнем из них «Хан- теры» уничтожили «Геркулес», переданный Исламабаду Саудовской Аравией.

В ответ пакистанцы без особых успехов отработали по Сринагару, Патханкоту, Бхуджу, Чандигарху и Окхе. Основные силы PAF на Западе были задействованы в том же секторе Чхамб. Здесь летчики «Сейбров» и F-6 записали на свой счет 18 уничтоженных орудий и склад боеприпасов. Были потеряны два F-86 из 15-й и 18-й эскадрилий: один от стрельбы собственных зениток, другой – от наземного огня индийцев. Оба летчика удачно катапультировались.

Ожесточенные бои шли также в секторе Шакаргарх. Перешедшим в контрнаступление индийцам здесь противостояла 8-я пакистанская дивизия, на поддержку которой PAF выполнили наибольшее количество вылетов за всю войну – 206. В этом районе, возле н.п. Самба, состоялся воздушный бой между четверкой F-6 из 11 -й АЭ и звеном Су-7 из 26-й АЭ. Достоверную победу одержал пакистанский летчик А. Суфи, сбивший пушечным огнем борт В 902. Флайт-лейтенант М. Мир претендовал на другого «сухаря», однако его победу индийская сторона не подтвердила. Очень досадную потерю понесли пакистанцы в районе г. Сиалкот. При атаке наземной цели на малой высоте F-6 флайт-лейтенанта В. Али Хана попал под огонь ручного пулемета стрелка 10-й пехотной дивизии противника Н.Д. Бахадур Рая. К великому изумлению сторон, сверхзвуковому истребителю хватило попаданий нескольких пуль винтовочного калибра, чтобы пойти к земле, оставляя шлейф густого черного дыма. Летчик катапультировался и угодил в плен. В тот же день четверка «Сейбров» провела успешный бой с группой «Хантеров» в секторе Сулеманки, по итогам которого флайт-лейтенант Бхатти заявил о сбитии одного индийского самолета. Противник эту потерю не признал. Индийские истребители также заявили об очередных воздушных победах (по одному «Сейбру» и «Старфайтеру»), что по традиции пакистанцы не подтвердили.

11 -я дивизия индийцев вела успешное наступление в секторе Ная-Чор. Ее продвижение поддерживали «Хантеры» и «Маруты», которые методично работали по линиям коммуникаций и скоплениям неприятельских войск. Когда нависла угроза захвата г. Хайдарабад, пакистанцы бросили для остановки наступления противника всю исправную авиатехнику с базы Масрур: «Сейбры», В-57 и даже Т-33, которые совершили более 146 вылетов. В Кашмире индийцы удачно использовали архаичные «Вампиры», которые атаковали врага высоко в горах. Используя НАРы и бомбы, они помогли горной пехоте выбить неприятеля с позиций у стратегически важной дороги Лех-Каргил.

В ночь на 8 декабря отличился пакистанский летчик М. Бохари, который на своем «Старфайтере» перехватил в районе Мас- рура «Канберру» и поразил ее «Сайдуиндером». Хотя индийцы не признали потерю бомбардировщика, однако поутру они, словно в отместку, с усердием принялись за вражеские аэродромы. В результате на Муриде были сожжены пять «Сейбров», на Миан- вали – один В-57, а летчики Су-7, атаковавших Рисалвалу, заявили об уничтожении двух или трех F-6, «Геркулеса» и легкого самолета. С Рисалвалы смогла подняться пара F-6 из 23-й эскадрильи, и уинг-коммандер С.М.Х. Хашми сбил машину флайт-лейтенанта Р.Г.Р. Кадама (борт В 910), который погиб при взрыве своего самолета. Однако в обломки «сухого» влетел ведомый Хашми флайт-лейтенант А. Сиддик, разделивший печальную участь индийца.

Днем IAF совершили в секторе Чхамб около 70 вылетов, в т.ч. 23 выполнили Су-7 и «Хантеры» при отражении попытки противника форсировать Мунаввар-Тави. Пакистанская авиация в данном секторе также работала против наземных целей. От огня ПВО стороны потеряли МиГ-21 и «Сейбр». Здесь же потерпел катастрофу пакистанский «Апуэтт III», в которой погиб один из лучших генералов Исламабада командир 23-й дивизии Ифтикхар. В тот день в стрельбе по воздушным целям из стрелкового оружия отличились пакистанцы: старший техник А. Али умудрился «завалить» из автоматической винтовки реактивный «Мистэр».

Когда стали сгущаться сумерки, индийцы сосредоточили усилия своих бомбардировщиков на ударах по Карачи и его окрестностям. Уже 9 декабря между 3.00 и 4.00 во время налета восьми «Канберр» было подожжено крупное хранилище ГСМ, после чего индийцы заявили, что с начала конфликта им удалось уничтожить до 60 % горючего, хранившегося в бывшей столице Пакистана. Днем IAF доминировали над полем боя, выполнив 206 вылетов, из которых около 90 – в секторе Чхамб. Под Лонгевалой пакистанцы снова попытались перейти в наступление, но «Хантеры» и «Маруты» свели на нет эти усилия, доведя счет выведенных из строя танков до 37. В районе н.п. Фазилка удар по боевым порядкам пакистанских войск в дневное время с высоты около 50 м нанесла четверка Ан-12 из 44-й эскадрильи. Активность PAF была куда меньшей. Четыре «Сейбра» и шесть «Миражей» нанесли незначительные повреждения авиабазам Сринагар и Патханкот, а пара «Старфайтеров» подожгла несколько резервуаров с топливом в Окхе.


Один из пакистанских Т-59, уничтоженный индийской авиацией под Лонгевалой


Кадры ФКП пакистанских истребителей зафиксировали МиГ-21 и Су-7


В ночь на 10 декабря семь «Канберр» сбросили на авиабазу Навабшах пятьдесят три 454-кг бомбы и вывели до конца войны из строя здешнюю РЛС. С утра «Канберры» нанесли сильный удар по пакистанской бригаде в Кашмире, начавшей наступление на г. Пунч. Благодаря действиям авиации оно было сорвано, и вскоре инициативу здесь перехватили индийцы.

В секторе Чхамб продолжались ожесточенные бои. Еще ночью несколько подразделений пакистанской 23-й дивизии смогли форсировать Мунаввар-Тави, однако с рассветом они были разгромлены, а их остатки вернулись на исходные позиции. Поддерживая свои войска, IAF выполнили здесь 42 вылета, уничтожив, в том числе, 5 танков М-48. Пакистанские ВВС совершили под Чхамбом не более 15-ти вылетов и не смогли воспрепятствовать действиям ударной авиации противника. В воздушном бою они потеряли «Сейбр» из 26-й эскадрильи, летчик которого скуадрон- лидер А. Чоудри погиб. Победу одержал пилотировавший «Хантер» скуадрон-лидер РН. Бхаравадж из 27-й АЭ.

На южном участке фронта, в направлении Ная-Чора, IAF совершили 15 вылетов. Особо следует отметить налет пары «Марутов» из 10-й АЭ на железнодорожную станцию Мирпур-Кхас, в результате которого начался сильнейший пожар, уничтоживший до сотни вагонов с боеприпасами. Официальные индийские сводки признали потерю в районе Ная-Чора одного «Марута» (по всей видимости, из 220-й АЭ). Пакистанцы в данном секторе были более активными, выполнив против индийских войск на «Сейбрах» и «Старфайтерах» до 30-ти вылетов.

В 11.10 шесть «Миражей» нанесли по Патханкоту внезапный бомбовый удар, весь эффект которого свелся к трем небольшим воронкам на ВПП. Патрулировавшая над базой пара «Нэтов» ринулась в атаку. Одному из них удалось зайти в хвост «Миражу» и открыть огонь, но пакистанцы уже сбросили ПТБ и ушли на форсаже. На следующий день PAF провели свой самый результативный за всю войну, по их мнению, налет на аэродром. Два «Стар- файтера» (ведущий уинг-коммандер А. Икбаль) в 9.10 неожиданно появились над Уттарлаем и с малой высоты обстреляли из пушек только что начавшую взлет пару «Марутов» из 10-й АЭ. Вот как описывает налет ветеран этой эскадрильи Брайен-де-Магари: «Микки и Панчи (летчики 10-й АЭ. – Авт.) приготовились к вылету для нанесения удара по наземным целям, и в это время аэродром был атакован двумя «Старфайтерами». … Взревела сирена, я услышал неприятный рев реактивных двигателей, сопровождаемый весьма быстрой стрельбой пушек Гэтлинга 2*, а затем – «фут-фут-фут» зениток. Выглянув из комнаты предполетной подготовки, я увидел катившийся по полосе и пылавший «Марут», из кабины которого выскочил Микки с горевшим левым рукавом. Он начал кататься по земле, дабы сбить пламя. Панчи тоже выбрался из кабины, соскользнул по фюзеляжу на крыло, затем на землю и побежал в укрытие. F-104 выполнили второй заход, и самолет Панчи получил несколько пробоин в киле и руле направления.» Как видим, был уничтожен лишь один «Марут», однако Икбалю и его ведомому скуадрон-лидеру Аманулле засчитали оба индийских самолета.

Тот день оказался щедрым на воздушные бои. В секторе Ша- каргарх над индийской территорией уинг-коммандер Бхукхари на своем «Сейбре» сбил «сайдами» Су-7 (борт В 780) из 26-й АЭ. Погиб флайт-лейтенант К. Мохан. Уже вечером пара МиГ-21 из 1-й эскадрильи вылетела с Адампура наперехват «Миража»-разведчика. Ведомый произвел захват цели и поспешил пустить ракету К-13, но она вместо противника поразила машину напарника (борт С 1107), в которой погиб флайт-лейтенант А.Б. Дхавле. «Мираж» ушел, а его летчик даже не заметил врага. Примерно в то же время пара МиГ-21 ФЛ из 47-й эскадрильи провела удачный бой с двумя «Старфайтерами», пытавшимися атаковать Джамна- гар. Пакистанцы обнаружили угрозу поздно, что позволило флайт-лейтенанту Б.Б. Сони с близкой дистанции всадить пушечную очередь в истребитель уинг-коммандера М. Миддлкота и вогнать его в землю. Второй F-104 выполнил энергичный разворот и скрылся. Еще один бой произошел возле пакистанской авиабазы Рисалвала, в районе которой выполнял разведку на Су-7 флайт-лейтенант С.С. Мальхотра из 32-й АЭ. Он уже направился домой, но заметил поднявшуюся наперехват пару F-6. Индиец мог уйти, используя превосходство в скорости своего самолета, однако он недаром носил прозвище Mad Mally (можно понимать как «сумасшедший гуляка» либо «сумасшедший молотильщик»): развернув машину навстречу противнику, Мальхотра открыл огонь из пушек по первому влезшему в прицел истребителю. Результатов стрельбы летчик не видел и быстро удалился в сторону родной базы, т.к. топлива оставалось в обрез. Дома он даже не доложил о проведенном бое, полагая, что его пальба лишь отпугнула пакистанцев. Однако позднее выяснилось – выпущенная «навскидку» очередь оказалась роковой для F-6 флайт- лейтенанта Иджаз-уд-Дина.

Среди других событий 12 декабря следует выделить работу Су-7 и «Хантеров» в секторе Чхамб. 30 вылетов оказалось достаточно для срыва очередной попытки пакистанской 23-й дивизии форсировать Мунаввар-Тави. На южном участке фронта «Маруты» уничтожили радиоприводную станцию, с помощью которой «Старфайтеры» совершали ночные налеты на авиабазу Уттарлай. После этого подобные рейды прекратились.

13 декабря в 10.40 тройка «Хантеров» атаковала аэродром Тельгар и была перехвачена «Сейбрами» из 19-й АЭ. Бой сложился для пакистанцев неудачно, они признали потерю одной машины и гибель флаинг-офицера Н.Бэйга. Индийцы посчитали, что им удалось вывести из строя два F-86. В то же самое время четверка МиГ-21 из 47-й эскадрильи нанесла удар по радиолокационному комплексу в Бадине. Зенитки сбили самолет ведущего. Погиб уинг-коммандер Х.С. Джилл. На поддержку своих войск ВВС Индии выполнили 80 вылетов. В районе Фазилки вражеские зенитки сбили «Мистэр» из 3-й АЭ. Погиб скуадрон-лидер Дж.Д. Кумар, ветеран боев 1965 г. В северопакистанском г. Хайр- пур «Хантеры» вывели из строя нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), уничтожили два поезда с боеприпасами, два паровоза и автомобильную колонну. В тот день индийская ВТА завершила транспортную операцию по переброске части сил с Восточного фронта на Западный. Военные Ан-12 и С-119, а также мобилизованные гражданские «Боинги-707» за 85 рейсов перевезли 4143 человека, почти 150 т запасов и 12 джипов с безоткатными орудиями. Что касается пакистанцев, то они продолжали оказывать ограниченную поддержку своим войскам в отдельных секторах.

Наступившей ночью сброшенные с «Канберр» и В-57 бомбы рвались по обе линии фронта. Утром шесть «Сейбров» из 26-й АЭ атаковали Сринагар. Под их огнем сумел взлететь один из дежурных «Нэтов» 18-й эскадрильи, который пилотировал флаинг-офи- цер Н. Сингх Секхон. Молодой летчик ввязался в отчаянную схватку и сумел повредить два вражеских истребителя, но затем ему пришлось иметь дело с опытным флаинг-офицером С.Б. Мирзой, который быстро сбил храброго индийца. Секхон не смог катапультироваться. Посмертно он был удостоен высшей награды своей страны – ордена Парам Вир Чакра (первым в ВВС). Еще одну победу пакистанцы одержали в 16.10 в секторе Шакаргарх. Пара «Сейбров» перехватила «Кришак» из 660-й эскадрильи армейской авиации, и хотя пилотировавший его к-н П. Гаур минут пятнадцать умудрялся уклоняться от атак, в конечном итоге ему не удалось уйти от пулеметных очередей скуадрон- лидера С. Гаухара. «Кришак» был сбит, погибли Гаур и находившийся на борту представитель министерства обороны. Поскольку при нем был портфель с секретными документами, то уже через час тела с места трагедии эвакуировали на Ми-4. В тот день состоялись еще минимум два воздушных боя, по результатам которых индийцы заявили о том, что «Маруты» из 220-й АЭ сбили «Сейбр», а пакистанцы – об одной победе в схватке F-6 с МиГ-21. Стороны дружно отрицали успехи противника.

2* Имеется в виду шестиствольная пушка М-61 «Вулкан», которая ведет свою родословную от шестиствольной картечницы Гетлинга времен гражданской войны в США.


Звено МиГ-21 ФЛ над Дели


Продолжая оказывать эффективную поддержку своим войскам, ВВС Индии успешно действовали по коммуникациям и промышленным объектам неприятеля в ближнем тылу. Например, «Мистэры» вывели из строя переправу через р. Сутледж у н.п. Ба- хавалнагар, а одиночный Ан-12 поздним вечером вывалил тридцать восемь 227-кг ФАБ на важный железнодорожный узел Сук- кур. Примерно тогда же три Ан-12 сбросили 80 бомб на нефтеперерабатывающий завод в Северном Синде, в результате чего тот утратил работоспособность на полгода.

15 декабря индийское Западное командование и вовсе сосредоточило основные усилия авиации на действиях против вражеских коммуникаций. Среди достигнутых во время этих налетов успехов выделялись уничтожение «Хантерами» на станции в Си- алкоте накопившихся там боеприпасов, разгром «Марутами» и «Хантерами» на перегоне Суккур – Рахимъяр-Хан эшелона с танками Т-59 и ГСМ, разрушение «сушками» с помощью мощных НАР С-24 автотрассы, проходившей по плотине ГЭС в Сулейманки. Начиная с 21.00 пять «Канберр» в течение 11 минут бомбили гавань Карачи, и утверждается, что это был наиболее жестокий налет на порт за все время войны. В ответ пакистанцы впервые за время конфликта бомбили индийские железнодорожные объекты, нанося удары по станциям Мукериан и Дасуя.

В ночь на 16 декабря индийцы обнаружили скопление войск противника в районах Наровала и Джассара сектора Шакаргарх, после чего «Канберры» нанесли три удара по указанным разведкой зонам. Однако это не помешало пакистанской 8-й танковой бригаде начать серьезное наступление, в результате которого разгорелось самое ожесточенное танковое сражение той войны. С рассветом индийские истребители-бомбардировщики активно поддерживали войска, уничтожив 17 танков. Зенитным огнем был сбит Су-7 из 26-й эскадрильи, летчик которого Т.С. Данадосс погиб. Пакистанские ВВС не смогли должным образом помочь своим танкистам. Лишь пару раз появлялись «Миражи», которых отогнали «МиГи». Позднее такую пассивность пакистанцы объясняли невозможностью отличить на поле боя свои танки от неприятельских, так они перемешались.

Поддерживая наступление под Ная-Чором, IAF совершили 40 вылетов. Для выполнения одного из заданий была направлена тройка «Марутов» в сопровождении пары МиГ-21 ФЛ из 29-й АЭ. Уже при подходе к цели ведущий истребителей флайт-лейтенант С. Бикрам Шах заметил летевшую на малой высоте вражескую «Сессну» и решил атаковать ее. Он покинул боевой порядок, развернулся в сторону неприятельского самолета и стал снижаться, не переставая вести наблюдение за воздушным пространством. Оказавшись на высоте 1500 м, летчик обнаружил севшую ему на хвост пару F-6, что заставило индийца позабыть о «Сессне». Еще несколько мгновений он продолжал снижаться, а в 200 м от земли перевел самолет в набор высоты, включив форсаж. Неприятельские истребители, не имевшие возможности выполнить столь энергичный вертикальный маневр, решили уклониться от боя с МиГ-21, для чего опустились к самой земле, причем ведомый быстро потерял своего командира, отказался от выполнения задания и ушел домой. Оставшийся в одиночестве ведущий пакистанской пары попытался преследовать «Маруты», однако зоркий Бикрам Шах снова разглядел врага, не позволив ему осуществить свои намерения. Заняв выгодную позицию в задней полусфере противника, он с дистанции 600 м открыл огонь из подфюзеляж- ной ГШ-23. F-6 завалился влево и упал на землю. Исламабад эту потерю не признал.

17 декабря завершилось разгромом пакистанцев танковое сражение под Шакаргархом, в чем была немалая заслуга индийской авиации, которая в тот день в общей сложности совершила около 200 боевых вылетов. Причем у IAF хватило сил не только для действий над полем боя, но и для атак коммуникаций и аэродромов противника. Например, в ходе налета на станцию Вазира- бад Су-7 уничтожили эшелон с танками. В 17.45 пять «Канберр» нанесли удар по аэродрому Скарду, что расположен в подконтрольной пакистанцами части Кашмира. Через пять минут после них прибыл Ан-12 уинг-коммандера Вашиста и сбросил 36 тыся- чефунтовок, 28 из которых легли точно на полосу. На обратном пути «Ан» перехватила пара «Миражей». Экипаж своевременно обнаружил опасность, и командир увел машину в ближайшую долину, где, прижимаясь к земле, двадцать минут выписывал виражи, пока вражеские истребители не ушли.

В тот день произошел ряд воздушных боев, главными героями которых оказались летчики МиГ-21. Около 7.30 одиночный «Старфайтер» попытался атаковать пару «Марутов», но был перехвачен дежурным «МиГом» скуадрон-лидера И. Сингх Биндры из 29-й АЭ. Индиец быстро зашел ему в хвост и произвел пуск К-13, но пакистанец энергичным маневром ушел от ракеты. Биндра вцепился в противника, как бульдог, не отставал от него и сразу же выпустил вторую ракету. От близкого взрыва «104-й» получил многочисленные осколочные повреждения, но продолжал полет. Индиец подошел ближе и добил противника из пушки. Вскоре на штурмовку аэродрома Умаркот отправилась другая пара «Марутов» под прикрытием двух МиГ-21 из все той же 29-й АЭ. В районе цели их встретила пара «Старфайтеров», и один пакистанец сходу атаковал индийские истребители в переднюю полусферу, выпустив оба «Сайда». Однако плохо подходившие для атаки из такого ракурса ракеты прошли мимо. Второй «пак» флайт-лейтенант А. Чангези стал заходить в хвост «МиГу», который пилотировал флайт-лейтенант Н.Кукерджи, но находившийся ниже-сзади флайт-лейтенант А. Датта сразу же заметил угрожавшую товарищу опасность, быстро вышел на удобную позицию и выпустил две ракеты. Обе поразили цель, машина Чангези взорвалась, а сам он погиб. В это время первый «Старфайтер» уже приближался к «Марутам», но не выпускавший его из виду Кукерджи включил форсаж и стал догонять пакистанца. Тот заметил опасность, отказался от атаки, попытался уйти, но на крутом вираже потерял скорость, что позволило индийцу выйти на дистанцию пуска и сбить противника ракетами. Эти победы видели летчики «Марутов», однако пакистанцы не оспаривали лишь гибель Чангези.

Подтвердили пакистанцы и гибель в секторе Шакаргарх флаинг-офицера Ш. Раза из 25-й АЭ, который пилотировал F-6. Правда, они заявили, что машину сбили зенитчики, хотя индийцы записали победу в актив Су-7. Но пакистанцы не только несли потери. Выполняя на «Сейбре» патрулирование в районе аэродрома Пасрур, флайт-лейтенант М. Амир из 18-й АЭ заметил болтавшийся невдалеке МиГ-21. Пакистанец сумел буквально подкрасться к противнику и успешно выпустил ракету. Прозевавший атаку флайт-лейтенант Теджван Сингх из 29-й АЭ потерял свой борт С 716, а сам очутился в плену.

Продолжение следует


Александр Котлобовский/ Киев









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх