Ночные сражения в небе Кореи

Игорь Сеидов*/г. Майкоп

Продолжении. Начало в "АиВ" №6/2002

* Литературная обработка редакции "АиВ".

В сентябре 1952 г. на вооружение специальной ночной эскадрильи Корпуса морской пехоты VMF(N)-5l3 поступили новые всепогодные перехватчики F30-2N Skynight с мощной РЛС AN/FPS-35 и четырьмя 20-мм пушками. В октябре летчики части приступили на них к сопровождению В-29 во время их ночных рейдов в "аллею МиГов", а в ноябре к ним присоединились пилоты 319- й ночной эскадрильи на своих Starfire, получившие. наконец, разрешение на полеты над территорией Северной Кореи.

Первый в истории ночной воздушный бой между реактивными самолетами состоялся 3 ноября 1952 г. Тогда оператор РЛС «Скайнайта» 513-й эскадрильи мастер-сержант X Хоглинд из экипажа майора У. Страйона обнаружил в ночном небе одиночную цель. После сближения с ней Страттон открыл огонь из всех четырех пушек. Согласно докладу майора, в самолет противника, который он идентифицировал как Як-15. попало минимум три снаряда, после чего он провалился вниз и загорел ся. Однако Страттон ошибся, причем, ошибся трижды. Во-первых, он стрелял не по Як-15, я по МиГ-15 из 147-го ГИАП, во- вторых. он его не сбил, а только повредил, и в-третьих, в самолет попало не три, а 14 снарядов, что не помешало советскому летчику старшему л-ту В. Д. Вишняку долететь до аэродрома Мяогоу и посадить поврежденную машину.

Вот как сам Василий Дмитриевич описал тот бой. "Меня подняли и воздух где то в час ночи, дали район поиска на высоте 9000 м. указали курс. Штурман КП корпуса начал меня наводить, а вскоре сказал, что видит меня и цель на одной отметке, и дал команду стать в разворот. Только я вышел из разворота, как через минуту по мне начали стрелять. Траcc я не видел, а почувствовал удары в бронеспинку За ней раздался какой-то хлопок, и я сразу же перевел самолет в скольжение, чтобы выйти из-под удара, и начал терять высоту с 9000м до 6000 м. Там я осмотрелся: двигатель работает. самолет слушается рулей, но давление в гидросистеме упало до нуля. Судя по запаху дыма, о самолете что-то горело. Как потом выяснилось, получил пробоины и загорелся задний топливный бак. но меня спасло то. что все горючее из него уже было выработано, а пламя я сбил при скольжении, на посадке пришлось повозиться с шасси, т. к. левая нога не вышла. Я создал перегрузку, тогда нога вышла под собственным весом. Закрылки я не выпускал. это было опасно, т. к один закрылок мог выйти, а второй нет, и меня могло на малой высоте перевернуть, а это гибель. Зарулил на стоянку, вылез из самолета и вместе с техником стал его осматривать. Кроме заднего бака, снаряды попали в правую плоскость и правый подвесной бак. левую плоскость. Два снаряда попали в бронеспинку, но не пробили ее. и я уцелел. Самолет пришлось расстыковать и выбросить из него много мелких осколков. А через три дня наши техники ввели его в строй, и я продолжил летать на нем на боевые задания. Совершил я на этой машине 58 боевых вылетов ночью и 18 днем".

Так что сбить Вишняка у американцев не получилось, хотя во всех западных изданиях по корейской войне 3 ноября фигурирует как дата первой ночной победы над реактивным самолетом.

На самом деле первый МиГ-15 был сбит через 5 дней в ночном бою с 7 на 8 ноября. когда экипаж к-на О. Дэвиса на "Скайнайте" перехватил другой МиГ-15 в районе Сончхона. Правда, на этот раз перехватчик вывели на цель с наземного пункта управления На экране бортовой РЛС ее оператор уоррент-офицер Д Феслер обнаружил противника на удалении 16 км прямо по курсу с принижением 2000 м. Увеличив скорость. Дэвис начал сближаться с целью и, подойдя к ней незаметно, открыл огонь из всех пушек. МиГ-15 загорелся и стал падать, а экипаж "Скайнайта" вернулся домой с первой достоверной победой.

В ту ночь жертвой американцев стал самолет 351-го ИАП. который пилотировал старший л-т и П. Ковалев Он катапультировался с горящего МиГа и вскоре благополучно вернулся в свою часть. Интересно. что сам Иван Петрович в беседе с автором утверждал, что в том вылете он не был сбит, а столкнулся с ночным перехватчиком F-94. и они оба упали на землю. По его словам, ночь была очень темной, а наведение столь точным, что на высоте 10000 м в 0 ч 49 мин по местному времени он просто столкнулся с целью. На истребителе Ковалева загорелся двигатель, и он катапультировался. Во время спуска на парашюте он видел горящий "Старфайер". В пользу такой версии говорит тот факт, что первые же вылеты перехватчиков F-94B за 38-ю параллель принесли им первую потерю При этом летчик и оператор «Старфайера» спаслись на парашютах и были вывезены на свою базу поисково- спасательной службой. Из их доклада следовало, что на высоте 10000 м они столкнулись с самолетом противника Однако дата сбития Ковалева точно совпадает с датой победы летчиков 513-й эскадрильи, поэтому, вероятнее всего, за столкновение Ковалев принял разрывы снарядов, а за самолет противника – горящие обломки своего МиГа. Но и потеря "Старфайера" – достоверный факт. Так с кем же он столкнулся в небе Кореи?

Согласно данным из Архива МО РФ, ночью с 18 на 19 ноября 1952 г. из боевого вылета не вернулся начальник воздушно- стрелковой службы 64-го ИАК м-р П. Ф. Сычев. Петр Федорович вылетел на одном из самолетов 351-го ИАП и до сих пор числится пропавшим без вести. Скорее всею, именно он столкнулся с F-94. Советский летчик, вероятно, погиб. В ту ночь «Старфайеры» сопровождали восьмерку В-29 из 98-й BG. которые имели задачу бомбить цели в районе Сончхона. На отражение налета поднимались как экипажи 351-го ИАП (среди них Сычев), так и экипажи 147-го ГИАП, В завязавшемся бою старшему л-ту Ю. Н. Добровичану удалось поджечь одну "суперкрепость", которая упала в море в районе острова Чходо Американцы признали потерю этого В-29 (сер №44 86392). большинство из членов его экипажа спаслось.

Советские летчики делали все возможное. чтобы прикрыть от ночных бомбардировок все объекты обширной "аллеи МиГов", но наличных сил явно не хватало. Ситуация несколько улучшилась в конце ноября, когда группировка "ночников" 64-го ИАК получила подкрепление – еще одну ночную эскадрилью на МиГ-15 из состава 535-го ИАП (32-и ИАД). Восемь экипажей под командованием к-на К И. Семы перелетели из Мукдена на передовой аэродром в Аньдуне и сразу приступили к ночному патрулированию. Таким образом, к началу декабря 1952 г 64-й ИАК располагал отдельным ночным истребительным авиаполком и двумя отдельными ночными эскадрильями, всего около 35 экипажей на МиГ-15 и 18 – на поршневых Як-11.


Ночной F-82G «Твин Мустанг» из 60-й эскадрильи всепогодных истребителей


Ночной перехватчик F3D-2N «Скайнайт» из 513-й эскадрильи


Перехватчик F-94B "Старфайер"- из 319-й эскадрильи всепогодных истребителей


Ночью 10 декабря экипаж "Скайнайта" л-та Д. Кореи из VMF(N)-513 сбил в районе о. Чходо один корейский По-2. В ту же ночь старший л-т Добровичан сбил в световом поло очередной В-29. Это была его третья победа в ночном небе Кореи. Следующая ночь принесла американцам настоящую трагедию. При посадке на аэродром Кунсан потерпел катастрофу один из "Инвейдеров" 3-й BG (видимо, поврежденный в бою), при этом на стоянке сгорели еще три В-26. а восемь F-84 из 474-го FBW получили повреждения.

Заключительным аккордом ночных воздушных сражений 1952 г. стола ясная лунная ночь с 30 на 31 декабря. Тогда большая группа В-29 из 19-й BG предприняла налет на объекты Чхантонга. и около десятка МиГ-15 были подняты на ее перехват. В бою отличились летчики 351 -го ИАП м-р А. М. Карелин и старший л-т Ж. С. Исхажалиев, которые сбили по одному В-29. а также старший л-т И П. Ковалев, подбивший еще одну "суперкрепость". Отлично действовали пилоты 535-го ИАП старшие л-ты А. Г. Андреев и М. Д. Муравьев, уничтожившие два В-29, и старший л-т С. Н. Батюшкин, отбивший атаку американского ночного перехватчика на своих товарищей. Из эскадрильи м-ра А И. Тришкина вновь показал себя ставший к тому времени капитаном Юрий Добровичан – он подбил еще один бомбардировщик. Американцы признали потерю над целью лишь одного В-29. Еще два, по их версии, получили серьезные повреждения, но дотянули до аэродрома в Сувоне, где позже были списаны как не подлежащие ремонту.

Январь ночью 1953 г. выдался для «ночников» обеих противоборствующих сторон очень напряженным. В этом месяце В-29 выполнили 11 рейдов на цели в Северной Корее Особенно жаркой выдалась мочь с 10 на 11 января, когда группа "суперкрепостей" пыталась бомбить цели в районе Анджу. Им противостояла пара МиГов из 351-го ИАП и несколько экипажей из эскадрильи к-на Семы. В окрестностях Анджу было много прожекторов. и советские летчики активно атаковали попадавшие в их лучи В-29. Вот как описывает тот бой его участник замполит 351-го ИАП к-н И П. Голышевский: "В тот перехват я вылетел совместно с командиром 1-й АЭ м-ром Б Д. Култышевым. Когда я подошел о район цели, то увидел в лучах прожекторов один В-29. Подошел к нему сверху на дистанцию 100-200 м. уравнял скорость, ударил из всех трех пушек и держал палец на гашетке, пока бомбардировщик не развалился в воздухе Затем я развернулся, обнаружил еще один освещенный В-29 и пошел на него я атаку почти в лоб, под ракурсом 1/4. Я вел по нему огонь и наблюдал попадания снарядов в кабину пилотов и в район стыка левого крыла. Вышел из атаки вверх, развернулся и совершил повторную атаку на этот же В-29. Наблюдал попадание снарядов, но как бомбардировщик упал, я не видел, т. к. он уже вышел из прожекторного поля. Зато ниже этого В-29 неосвещенным шел еще один, и его из темноты атаковал м-р Култышев. В этот момент прожектористы ваяли американца в «клещи» своих лучей, чем помогли Култышеву. Я наблюдал за атакой товарища и видел, как он с короткой дистанции ударил по бомбардировщику, и видел разрывы снарядов на самолете противника».

По итогам боя Култышеву и Голышевскому было записано по одному сбитому В 29. еще один засчитали Голышевскому как подбитый. Один В-29 сбил в ту ночь старший л-т Я. З. Хабиев из 535-го ИАП Американцы же признали потерю только одного бомбардировщика. Думается, однако, что реальные потери были больше, т. к. несколько "суперкрепостей" из-за повреждений могли не долететь до своих баз.

Следующее ночное сражение произошло с 12 на 13 января, когда группа В-29 под прикрытием "Скайнайтов" пыталась бомбить мост в районе Синайджу. На перехват вновь подняли экипажи 351-го и 535-го ИАП. Однако выйти в атаку удалось лишь одному советскому летчику – А. И. Губенко. Вот рассказ Аркадия Ивановича: обнаружил в лучах прожекторов В-29 и стал приближаться к нему снизу. Постепенно сократил дистанцию, сравнялся с ним по высоте и уже был у него на хвосте, когда он стал выходить из зоны досягаемости прожекторов. Испугавшись, что он совсем уйдет из освещенного пространства. я открыл огонь из всех пушек и повредил ему два двигателя – слева и справа от кабины пилотов. Выходя из атаки, я ясно видел за двигателями два шлейфа дыма. Но повторную атаку я осуществить не смог, т. к. ночь уже скрыла самолет противника. Мне сначала не засчитывали этот «Боинг», но через недолю пришло подтверждение, что он то ли упал я море, то ли разбился на посадке. Правда, американцы победу Губенко не признали.


Летчики 351-го ИАП И. П. Ковалев и Ж. С. Исхангалиев


Летчик 147-го ГИАП Ю. Н. Добровичан


Обслуживание МиГ- 15бис и 351-м ИАП. Аэродром Аньдун, осень 1952 г.


Обломки сбитого в ночном бою В-26


В ту ночь над Аньдуном. что находится на китайской территории как раз напротив Синайджу. появился разведчик RВ 29 (по другим данным – RB-50), у которого, видимо, была задача сфотографировать результаты налета на Синайджу. Он попал в лучи прожекторов и был атакован старшим л-том Хабиеным. После первой же атаки разведчик загорелся и стал разрушиться и воздухе. Трое человек из его экипажа погибли, а 11 попали в плен к китайцам. в т. ч. командир 581-го полка связи п-к Д. Н, Арнольд-младший и командир 91-й разведывательной эскадрильи м-р У. Х. Баумер. С потерей этой машины (сер. N«44-62217) американцы согласились, заявив при этом, что в ту ночь экипаж F3D-2N из 513-й эскадрильи е составе м-ра Э. Дана и мастер-сержанта Л. Фортина, прикрывая В-29. сбил один МиГ-15 в районе Саншина. Неизвестно, кого перехватил экипаж м-ра Дана, но все советские ночные перехватчики благополучно вернулись на свои аэродромы, не получив никаких повреждений.

В конце января рейды американских бомбардировщиков в -аллею МиГов- продолжились Так, в ночь с 28 на 29 число группа В 29 из 19-й BG с эскортом перехватчиков из VMF(N)-513 совершила налет на г. Саривон. Для перехвата подняли МиГи из 351-го ИАП и эскадрильи Тришкина, пилотам которых пришлось действовать вне границ прожекторного поля. Удача сопутствовала лишь м-ру А М Карелину, имевшему превосходное ночное зрение. В районе Кимподонга он обнаружил и сбил одну "суперкрепость", потерю которой признали и американцы. Это была уже пятая победа Карелина, который стал единственным советским ночным асом в корейской воине. При возвращении на аэродром его самолет подвергся атаке "Скайнайта". экипаж которого (к-н Д. Уойвер и мастер- сержант р. Бекер) заявил, что сбил один из ночных МиГов. Однако советский летчик, предупрежденный о преследовании расчетом наземной РЛС. стал резко маневрировать и не дал противнику вести по себе прицельный огонь. После пересечения границы КНР перехватчик и вовсе отстал, и Карелин посадил свой МиГ в Аньдуне без каких-либо повреждений.


Несколько TB-25J использовались для радиоэлектронной разведки и наведения «Инвейдеров» на северокорейские РЛС


Обломки В-29 из 307-й BG, сбитого МиГ-15


Следующей ночью американцы предприняли новый рейд, и вновь им навстречу поднялись МиГи. На этот раз янки заявили о сбитии одного ночного МиГа, победу над которым засчитали экипажу F3D-2N под командованием И. Макконена. Правда, согласно советским данным, все ночные МиГи вернулись домой без повреждений. Так что. кого атаковал Макконен, до сих пор неизвестно. Той же ночью экипаж перехватчика F-94 я составе к-на Б. Фитиена и л-та С. Лайонза из 319-й всепогодной эскадрильи в районе острова Шодо сбил, как он заявил, истребитель Ла-9. Однако данных, подтверждающих применение северокорейцами Ла-9 ночью, нет. Поэтому, скорее всего, это был один из Як-18, применяемых северянами в качестве ночных бомбардировщиков.

Ночь на 31 января 1953 г. стала последней, когда летчики 351-го ИАП вступили в бои с американцами. Снова к целям рвались -суперкрепости- из 307-й BG под прикрытием "Скайнайтов". В том бою вновь отличился м-р Карелин, который и районе Унджон-ни обнаружил и серьезно повредил один бомбардировщик. Экипаж этой "крепости" совершил вынужденную посадку на территории Южной Кореи. В этот раз успех мог иметь для Карелина трагические последствия. При возвращении на базу он вновь подвергся атаке «Скайнайта», который пилотировали командир 513-й эскадрильи подп-к Р. Конли и мастер-сержант Д. Скотт. На этот раз американцам повезло – им удалось незаметно подойти к самолету Карелина на дистанцию открытия огня. В МиГ попало около десятка 20-мм снарядов, в т. ч. в кабину, но советский летчик чудом избежал ранения. Он довел поврежденную машину до аэродрома и благополучно посадил ее. Это был последний ночной боевой вылет А. М. Карелина, хотя летчики его полка еще две недели поднимались на перехват противника. 14 августа 1953 г. Анатолий Михайлович был удостоен звания Героя Советского Союза.

Последний зимний бой между "ночниками" противостоявших сторон произошел в ночь на 1 февраля. Вот что рассказывает его участник летчик 535-го ИАП Сергей Николаевич Баюшкин: -Я вылетел вслед за к-ном С. Н Кобзевым. Задание у нас было – свободная охота за бомбардировщиками, которые атаковали транспорт на дороге из Аньдуна в Пхеньян. Находились мы с Кобзевым в одном районе, но на разных высотах. и наводились с выносного КП по разным целям. Свою цель я обнаружить не смог, а Кобзев сообщил по радио, что ведет огонь. Километрах я 20-30 от себя я увидел падающие один за другим два oгненных шара – это разрушался самолет противника, что я и подтвердил по радио, а затем записал я донесении. Как рассказал сам Сергей Кобзев после посадки, ему очень повезло в том вылете. Он случайно обнаружил по курсу, но несколько ниже, огонек и стал с ним сближаться Вскоре он опознал кабину бомбардировщика – видимо. штурман для чего-то включил освещение. Воспользовавшись такой oплошностью, Кобзев просто расстрелял самолет противника с близкой дистанции Позже оказалось. что он сбил «Инвейдер». За эту победу Кобзев был награжден орденом Боевого Красного Знамени.

В феврале активность американских "ночников" в районе -аллеи МиГов- значительно снизилась – в этом месяце не было зафиксировано ни одной встречи противников. Пользуясь затишьем, командование 64-го ИАК приступило к замене состава авиационной группировки. 16 февраля 1953 г.. провоевав в КНДР почти 20 месяцев, на родину отбыл 351-й ИАП п-ка И А Ефимова.

Окончание следует


Андрей Хаустов/ «АиВ»









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх