Российская авиация в чеченской войне

Николай Н.Новичков, Владимир Ю.Шварев/ Москва

Военный конфликт в Чечне – общенациональная трагедия как для чеченцев, так и для русских. Десятками тысяч убитых, большинство из которых составляют мирные жители, заплатили эти народы за безрассудную политическую игру своих руководителей. В этой связи авторы статьи и редакция «АиВ» выражают глубокое сожаление.


Фронтовая и армейская авиация России накануне конфликта

Общее состояние авиации России в конце 1994 г. вполне отражало ситуацию в экономике страны и может быть охарактеризовано как кризисное. Так. к началу операции в Чечне запасы боеприпасов, ГСМ. продовольствия, запчастей составляли не более 50% установленных норм, что вызывало значительные трудности в обеспечении самолетного парка всем необходимым. Уже в ходе операции в регион пришлось подать более 160 тыс тонн авиационного горючего. При этом надо отметить, что восполнение расходов материальных средств в значительной степени осуществлялось не за счет промышленных поставок, а путем изъятия из запасов других авиачастей.

Несмотря на указанные трудности, для действий на территории Чеченской Республики была создана специальная группировка ВВС Российской Федерации (РФ), которую следует признать оперативно-целесообразной и боеготовой. Она располагала самолетами Су-17, Су-24, Су-25, Су-27, МиГ-31 и Ту-22МЗ. Основу группировки составила 4-я воздушная армия, усиленная подразделениями разведывательной, штурмовой, бомбардировочной и дальней авиации.

В армейской авиации России почти 100% составляют боевые вертолеты, морально устаревшие и изношенные в техническом отношении, особенно отстали от современного уровня их вооружение и бортовое оборудование. На этих машинах можно воевать только днем. За весь 1994 г. авиация Сухопутных войск (СВ) получила только один боевой вертолет, 4 вертолета Ми-26 4 Ми-8 и всего 2 новейших вертолета типа Ка-50, которые в Чечне не использовались. Для эффективного применения эти машины требуют разработки специальных методов взаимодействия с наземными войсками и единой системы управления. На это нужны деньги, которых сухопутной авиации катастрофически не хватает. Это же касается и БОМАН – боевой машины авианаводчика. Предполагалось, что такие машины будут в каждом батальоне, но в настоящее время их нет. По оценке командующего авиацией СВ генерал- полковника авиации В.Павлова, если не принять экстренные меры, особенно в части, касающейся вертолетного парка, то к 2005 г. авиация СВ России может полностью утратить группировку боевых вертолетов.

При создании группировки армейской авиации летчики набирались из состава 3-х полков Северо-Кавказского военного округа (СКВО). Исключение составили лишь экипажи Ми-26, которых в СКВО нет, и специальное звено управления и связи на вертолетах Ми-9. 59% командиров экипажей, участвовавших в операции в Чечне, – летчики, прошедшие Афганистан. Они подготовлены по уровню первого класса, то есть могут выполнять межаэродромные полеты в условиях, когда нижняя кромка облачности составляет 100 м, а видимость – 1 км.

И все-таки значительная часть летного состава утратила навыки полетов в сложных метеоусловиях и на применение средств поражения. Как отмечалось в совершенно секретной директиве Ns Д-0010 -Об итогах подготовки Вооруженных Сил РФ в 1994 году и уточнении задач на 1995 год», изданной П.Грачевым за 10 дней до начала чеченской войны, по сравнению с 1993г. средний налет летчика российских ВВС сократился в полтора раза, а авиация войск ПВО выполнила план летной подготовки только на треть. За 1994 г. средний налет летчиков авиации СВ составил 40-50 ч, в то время как по планам боевой подготовки необходимый минимум составляет 100-150 ч. С таким налетом боеспособность частей можно поддерживать только один-два года, не более.


Средства борьбы в воздухе чеченской стороны

В результате определенных действий высшего военного командования и политического руководства России, при выходе из Чечни в 1992 г. российские войска оставили почти все свое вооружение. в том числе самолеты и средства ПВО. На авиабазе «Калиновская» Армавирским военно-авиационным училищем было оставлено 39 УТС L-39, 80 УТС L-29, 3 истребителя МиГ-17, 2 – МиГ-15УТИ, 6 самолетов Ан-2 и 2 вертолета Ми-8. На базе «Ханкала» осталось 72 УТС L-39 и 69 L-29. Все УТС были оборудованы держателями для подвески двух блоков НУРС УБ-16 по 16 ракет в каждом. На 251 самолет имелся всего 41 подготовленный летчик. Поэтому в рамках строительства своих вооруженных сил Д.Дудаев на базе Армавирского училища вел подготовку еще около сотни пилотов. Кроме того, около 40 человек для обучения летному делу были отправлены в Турцию. В принципе, чеченские ВВС могли вести наступательные действия и наносить ракетно- бомбовые удары на сотни километров от своих границ.

ПВО авиабаз насчитывала 10 ЗРК «Стрела-10», 23 зенитные артиллерийские установки различных типов и 7 ПЗРК «Игла-1». На вооружении чеченцев имелось также достаточное количество ПЗРК «Стрела-2» и «Стингер», которые, очевидно, были куплены уже после 1992 г. По некоторым сведениям. «Стингеры» находились в руках арабских и афганских наемников, воевавших на стороне Д.Дудаева. Для борьбы с воздушными целями чеченцы использовали также крупнокалиберные пулеметы, автоматические зенитные мелкокалиберные пушки, стрелковое оружие и реактивные гранатометы. Однако у чеченских незаконных вооруженных формирований (НВФ) не было современных средств обнаружения воздушного противника, в том числе ни одного радиолокатора, что значительно обезопасило действия российской авиации.


Большую роль в чеченском конфликте сыграла ВТА. Выгрузка российских войск в аэропорту Беслан (Сев. Осетия)
Действия фронтовой авиации

Основные боевые действия российская авиация вела с нескольких базовых и оперативных аэродромов, расположенных в северо-кавказском регионе. Кроме того, были подготовлены к круглосуточному приему и выпуску самолетов ВТА аэродромы других ведомств (к примеру, Беслан), а после взятия Грозного – и аэродром «Грозный- Северный».

Первым и наибольшим успехом авиации ФВ явилась нейтрализация чеченской авиации фактически еще до начала активных боевых действий. По словам главкома ВВС П.Дейнекина, после получения разведданных о готовности к применению дудаевской авиации в течение нескольких дней была проведена селективная бомбардировка всех трех аэродромов Чечни. В результате мощных ракетно-бомбовых ударов были полностью уничтожены все располагавшиеся на них самолеты и вертолеты, в том числе личный самолет генерала Д.Дудаева.[9*] При этом летчики бомбили так. чтобы для ремонта взлетных полос потребовалось минимальное время.

9* В этой связи Д.Дудаев направит главкому ВВС П.Дейнекину телеграмму следующего содержания: «Поздравляю с завоеванием превосходства в воздухе, но встретимся мы на земле. Генерал Дудаев». (Прим. ред.)


В первый период войны действия авиации серьезно затруднялись очень сложными погодными условиями По данным многолетних метеонаблюдений, в декабре-январе в этом регионе плотная облачность с северного направления упирается в Большой Кавказский хребет и надолго заволакивает небо. Характерным также является чередование и быстрая смена холодов (до 20° мороза) и глубоких оттепелей. По статистике, на период с декабря по февраль здесь приходится до 95% «нелетных» дней. Так что и армейская, и фронтовая авиация оказались в жестком погодном минимуме, что существенно снизило ее возможности.

Плохая погода сделала невозможным применение высокоточного оружия – управляемых авиационных бомб (УАБ) и ракет с лазерными или телевизионными ГСН. Поэтому ВВС были вынуждены применить бомбардировщики Су-24 для нанесения одиночных бомбовых ударов обычными боеприпасами. Бомбили мосты, в основном, через реку Аргун, опорные пункты, некоторые цели в черте Грозного, в том числе подземный КП Д.Дудаева в президентском дворце, телецентр и его антенну, танкоремонтные цеха завода «Красный молот» и военные городки. Только с 29 декабря, когда впервые установилась летная погода, стало применяться высокоточное оружие по целям за пределами Грозного.

На втором и третьем этапе боевых действий ВВС выполняли задачи по массированной авиационной поддержке войск, широко использовались при блокировании и овладении укрепленными пунктами НВФ, а также обеспечивали мероприятия по изоляции районов боевых действий, осуществляли воздушные перевозки войск и боевой техники, ведение воздушной разведки, фотоконтроль результатов ударов, освещение поля боя ночью.

Из всех боевых операций российских ВВС особую известность приобрели бомбардировки Грозного, в которых «главную роль» сыграли Су-25. Использовались также самолеты дальней авиации Ту-22МЗ, однако ковровых бомбежек города, как это утверждает Д.Дудаев, не проводилось. Дальняя авиация бомбила пути, подходы, скопления НВФ со стороны Гудермеса. Шали, Аргун, а в районе Грозного применяла только светящиеся авиабомбы. Над Грозным практически постоянно висел густой туман, в связи с чем штурмовики применяли в основном свободнопадающие бомбы и НУРы. используя лишь инерциэльную навигационную систему. Высота бомбометания составляла 6-7 тыс. м. Бомбы падали с большим разбросом, имея высокую вероятность поразить свои же войска, не говоря уже о мирном населении. УАБ, действительно способные поражать точечные цели, использовались в очень ограниченных количествах и лишь тогда, когда Грозный уже был превращен в руины обычными бомбами и снарядами.[10*] По словам П.Дейнекина, с 24 декабря, за несколько суток до первого запрета президента, бомбардировки Грозного были прекращены.

С 3 января воздушные удары по городу возобновились, и штурмовики стали использоваться по вызовам, нанося по очагам сопротивления точечные удары на пределе возможностей аппаратуры прицеливания и наведения. Но самолеты использовались в ситуации, когда позиции противоборствующих сторон были чрезвычайно сближены, а линия соприкосновения имела сложную конфигурацию, поэтому даже достигнутая точность бомбометания ±150 м привела к ненужным жертвам и разрушениям Как заявил бывший вице-президент РФ А.Руцкой, «не бывает точечных ударов. Даже с применением управляемых ракет. Например, … Х-29. Х-25, С-25, которые применяются в Чечне, поражают в радиусе 280-400 м. Там применяются и более тяжелые бомбы, у которых взрывная волна расходится на 300 м, а осколки разлетаются на 1200 м». Авиация ФВ применяла и кассетные авиабомбы. На южную окраину Грозного было сброшено 16 шариковых бомб. Потом, согласно заявлению Дейнекина, по его личному распоряжениюприменение таких боеприпасов было запрещено. Однако это противоречит показаниям очевидцев, которые приводили свидетельства массового применения шариковых и игольчатых бомб.

10* Первыми же бомбардировками в Грозном были уничтожены Центральный банк Чечни и Министерство финансов Трудно считать эти учреждения военными объектами, но именно там, возможно, хранились нежелательные следы совместных финансовых махинаций определенных российских и чеченских кругов. (Прим. ред.)



Все самолеты и вертолеты Чечни российская авиация уничтожила на аэродромах
Обломки L-29 на авиабазе «Ханкала». Опознавательный знак ВВС Чеченской Республики: на фоне красной звезды внутри желтого круга – зеленое поле с золотым львом, изображавшимся ранее на иранских флагах

При штурме Грозного взаимодействие авиации и наземных войск было неэффективным. Практически летчики самостоятельно выбирали цели и при этом сами плохо представляли, что и зачем бомбили По данным депутата Госдумы России Ю.Рыбакова, в Грозном в результате бомбардировок и артобстрелов погибли 18700 мирных жителей, причем 80-85% из них – русские. Чеченские же формирования зачастую заранее узнавали о предстоящих арт- и авианалетах и почти не несли потерь Бессмысленно жестокие бомбежки вызвали широкую волну протеста в России и за границей, а также значительно усилили приток на передовую ополченцев, ранее не собиравшихся с оружием в руках защищать Дудаева.

Генерал Дейнекин категорически отверг обвинения в преднамеренном нанесении бомбовых ударов по жилым кварталам, базарам, больницам и другим гражданским объектам, подчеркнув, что его заявление подтверждается материалами объективного контроля каждого самолето-вылета. Однако он же признал, что сплошь и рядом танки и орудия НВФ устанавливались у школ, детских садов, во дворах жилых домов и при уничтожении таких целей не могли не пострадать рядом стоящие строения.

После уничтожения чеченских самолетов вторым крупным успехом российской фронтовой авиации считается точное бомбометание бетонобойными и фугасными авиабомбами по президентскому дворцу Дудаева, что явилось основной причиной эвакуации защищавших его подразделений НВФ По словам пресс-секретаря Дудаева М.Удугова, авиабомбы пробили все этажи здания и подвал, уничтожили практически все пролеты. После этого Комитет обороны Чечни принял решение перевести свой штаб в резервный пункт, а 19 февраля ФВ заняли дворец.

Кроме вышеперечисленного, за период с начала боевых действий до середины марта ВВС уничтожили около 180 единиц боевой техники (из них до 20 танков, 25 БТР, более 130 автомобилей), склад ГСМ, вывели из строя 7 мостов, подавили 6 ЗСУ и артбатарей, разрушили два антенных поля и другие обьекты.

Объективно оценивая действия фронтовой авиации России, нужно отметить, что она нанесла большие потери и своим войскам, по крайней мере не меньшие, чем минометный огонь НВФ. Бомбометание по собственным частям случалось неоднократно. Пример – трагедия со 104-й дивизией ВДВ: 5 головных машин ее колонны накрыли российские самолеты. Эти трагические ошибки вполне закономерны, о низкой обученности летного состава красноречиво сказано в приказе МО «О результатах боевой подготовки армии за 1994 год». Известны также случаи, когда удары по частям ФВ наносились в результате того, что чеченцы, вторгаясь в радиопереговоры, наводили российскую авиацию на своих.

По оценке Грачева, дудаевцы располагали в Грозном примерно 150 единицами зенитных средств, однако это было в основном стрелковое и легкое артиллерийское вооружение, не имевшее специальных систем наведения. Попасть из данных видов оружия в реактивный самолет сложно, поэтому фронтовая авиация, которая выполняла в Чечне основную работу по поддержке наземных войск, за более чем два месяца боев не имела потерь, хотя многие штурмовики возвращались на базу с повреждениями.

Первый Су-25 (летчик Н.Баиров, 1960 г. рождения) россияне потеряли 4 февраля при атаке на очень малой высоте у Чечен-аула, где находился один из сильно укрепленных районов Н.Баиров был ведомым в паре, которая вылетела с одного из полевых аэродромов в Ставрополе. При выполнении задачи самолеты попали под огонь ЗСУ «Шилка», которая специально предназначена для стрельбы по скоростным низколетящим целям и имеет скорострельность 800 снаря- дов/мин на каждый из четырех стволов.

Ведущий штурмовик вернулся на базу с пробоинами в фюзеляже.

За период до 17 марта боевые повреждения в воздухе от огня ПВО противника получили 14 российских самолетов. Все поврежденные машины введены в строй инженерно-техническим составом. Случаев отказа от выполнения боевых задач, дезертирства и мародерства в ВВС не было. 5 мая у населенного пункта Стержень-Юрт был сбит второй Су-25 федеральных войск.


Действия военно-транспортной авиации

ВТА выполнила огромный объем работ. Для массовой транспортировки личного состава и боевой техники в зону конфликта (на авиабазы в Моздоке, Беслане и Владикавказе) задействовали в основ ном самолеты Ил-76, Ан-12, Ан-22 и тяжелые вертолеты Ми-26. Привлекались и Ан-124-100, на которых с аэродрома «Ульяновск-Восточный» за 24 ч были переброшены подразделения 104-й дивизии ВДВ (более 1000 десантников и бронетехника).

Начиная с 30 ноября 1994 г. по конец февраля 1995 г. летчики ВТА выполнили 492 рейса в зону боевых действий с общим налетом 4020 ч. По состоянию на 28 февраля они перевезли на аэродромы Моздок и Беслан почти 22 тыс. военнослужащих, 3057 т грузов и 1140 единиц военной и боевой техники. Еще 64 рейса совершено на восстановленный аэродром «Грозный-Северный», куда доставлены 1151 т грузов и 41 автомашина специального назначения.


Действия армейской авиации

В конфликте участвовали две эскадрильи боевых вертолетов Ми-24 и две эскадрильи транспортных вертолетов Ми-8, усиленных тяжелыми транспортными вертолетами Ми-26. Существующие нормы предусматривают следующее распределение летного ресурса армейской авиации в боевых условиях: на боевые задачи – 65-70%, на транспортные – 15%, на специальные – 5-10%. При проведении операции в Чечне в декабре- январе расход летного ресурса на выполнение боевых задач (в основном сопровождение и прикрытие войсковых и транспортных колонн и поддержка войск) составил всего 17%. Начиная с 6 января расход ресурса на выполнение чисто боевых задач еще более уменьшился, что связано с входом ФВ на территорию Грозного. В поддержке войск при ведении уличных боев вертолеты не участвовали, однако выполняли обширный спектр других задач. Например, до тех пор, пока войска в городе не нашли способ обеспечивать себя водой, ее доставляли по воздуху – за один рейс Ми-26 привозил 15-20 т воды. Кроме того, с помощью вертолетов интенсивно веласьпереброска личного состава, его замена, подвоз боеприпасов, вывоз раненых, больных и беженцев не только в Грозном, но и на всей территории Чечни. Ми-24 активно использовались в ходе интенсивных боевых действий на юге, когда каждый экипаж совершал ежедневно до 5-6 вылетов (при средней длительности одного до 40-45 мин).


Тяжелые вертолеты Ми-6 доставляли подразделения Внутренних войск в район Грозного
Российский вертолет Ми-8, подбитый чеченскими ополченцами близ села Шаами-Юрт

В целом использование вертолетов в Чечне носило ограниченный характер. Одной из причин этого (особенно в сложных метеоусловиях) стало несовершенство их бортовых навигационных систем. Поэтому, как и во время второй мировой войны, поддержка войск осуществлялась преимущественно днем и в хорошую погоду Ми-24 вылетали на боевые задания только тогда, когда дальность прямой видимости превышала 1.5 км, и летчики могли ясно видеть цель. Другой причиной стало то, что большинство использовавшихся в Чечне Ми-24 имели эксплуатационный срок службы 15 и более лет и не были оснащены системой защиты от тепловых ракет противника, а из-за недостатка боеприпасов на борт загружалось не более половины боекомплекта. Идя в бой на таких машинах, летчики называли себя «камикадзе».

Основным оружием вертолетов были НАР и УР типа «Штурм». НАРы применялись только по площадям, управляемые же ракеты применялись, как правило, по заранее заданным целям, например, по складам боеприпасов и бронеобьектам.

Для организации взаимодействия с наземными войсками из состава ВВС и армейской авиации были выделены более 40 офицеров-авианаводчиков. Благодаря их опыту непосредственная авиационная поддержка в целом была организована лучше, чем в Афганистане, и основные проблемы возникали лишь в связи с применением устаревших средств связи и навигации.

Служба авианаводчиков в Чечне, по общему признанию, была наиболее сложной и опасной у тех, кто работал на переднем крае. Сложность заключалась в том. что, кроме выявления целей, достойных внимания авиации, необходимо было не демаскировать подразделение, в интересах которого работал авианаводчик. К примеру, во время боев за Аргун в расположении 324-го полка неоднократно отмечалось, что как только в эфир выходил авианаводчик, тут же место его нахождения подвергалось обстрелу со стороны дудаевцев, поскольку у противника имелись средства определения места работы радиопередатчика. В связи с этим пришлось отказаться от работы в прямом эфире, и подобное случалось неоднократно.

Данные, полученные от передовых авианаводчиков, обрабатывались соответствующим подразделением, расположенным в районе аэродрома «Ханкала». Данные группировались по важности и отправлялись «наверх» в Моздок, где принимались окончательные решения на боевое применение армейской и фронтовой авиации. По признанию некоторых авианаводчиков, «война, которая велась в Чечне, имела несколько странный характер». Так, при получении данных о скоплении живой силы и техники НВФ, о расположении опорных пунктов, которые безусловно должна подавить авиация, в Моздоке зачастую отменяли вылеты вертолетов или штурмовиков. Причем боевики НВФ по каким-то каналам узнавали об этом, и именно в эти моменты велся наиболее интенсивный огонь по передовым позициям федеральных войск.

По мнению авианаводчиков, в случаях обстрела собственных войск вина ложилась только на летчиков. Этому есть три основные причины. Во-первых, за период мирной жизни при сокращенной боевой подготовке летчики утратили навыки боевого применения оружия и зачастую психологически не были подготовлены к работе на передовой. Когда летчики наверняка знали, что у дудаевцев на месте предполагаемого бомбометания имелись ПЗРК, они осуществляли пуски НАР в спешке и как можно быстрее сворачивали с боевого курса Во-вторых, наличие дефектов в авиационном вооружении. Были случаи непроизвольного схода ракет, а также незапуска, когда вместо полета на 5-7 км они падали буквально под вертолет, накрывая свои же войска. И наконец, третья причина – частое нежелание пехотных командиров обозначать свой передний край, т.к. противник мог воспользоваться такой демаскировкой.

По данным на начало марта, армейская авиация потеряла 4 вертолета. 2 Ми-8 и 2 Ми-24. 30 апреля в районе населенного пункта Гиляны огнем из зенитного пулемета боевики НВФ подбили еще один российский военный вертолет. Он совершил вынужденную посадку на территории Дагестана. 24 мая при выполнении полета над селением Чечен-Аул был сбит третий по счету Ми-24 Три члена экипажа погибли. Четвертый Ми-24 был сбит вечером 4 июня на юго-востоке Чечни в районе населенного пункта Ножай-Юрт (в 70 км к юго-востоку от Грозного) Экипаж в составе двух военнослужащих погиб. 12 июня в районе Шатоя был подбит вертолет Ми-8 (предположительно из зенитной установки) в момент доставки боеприпасов, оружия и продовольствия на место высадки десанта Машина загорелась и начала разваливаться в воздухе, однако пилоту удалось ее посадить. Члены экипажа остались живы. Таким образом, за 6 месяцев ведения боевых действий армейская авиация потеряла 4 вертолета Ми-24 и три Ми-8.

Следует отметить, что имели место случаи, когда вертолеты обстреливались из школьных зданий или из домов, где проживали русские. После обстрела боевики быстро покидали позицию, а в результате ответного огня страдали мирные жители, в том числе дети.


Действия Войск ПВО России по контролю воздушного пространства над Чечней

По словам начальника Главного штаба Войск ПВО генерал-полковника В.Си- ницына, в связи с тем, что не исключалась возможность полетов над Чечней авиации сопредельных государств, которая могла доставить туда живую силу, вооружение, боеприпасы, в повышенную готовность были приведены войска Московского округа ПВО и группировка, дислоцированная на Северном Кавказе. Тем более, что факты незаконного пересечения границы России со стороны соседних государств были. В частности, за три месяца до начала операции в Чечне в Грозном произвели несанкционированную посадку несколько воздушных судов. Обычно при подходе к российской границе их экипажи прекращали связь с центром УВД и «ныряли» на один из аэродромов Чечни. В дальнейшем войскам ПВО пришлось принять жесткие меры для пресечения подобных полетов, после чего нарушения прекратились.


Самолеты ДРЛО А-50 установили радиолокационный контроль практически над всей территорией Чечни
Российский Ми-26 приземляется для высадки десанта на авиабазе «Ханкала». На переднем плане – разбитый L-39 ВВС Чечни

Когда Войскам ПВО была поставлена задача по усилению контроля за воздушным пространством в северо-кавказском регионе, в Ростове и Моздоке были созданы оперативные группы по отслеживанию обстановки и координации действий. Их четкая работа позволила своевременно навести порядок в использовании воздушного пространства региона авиацией всех ведомств, выборе маршрутов полетов, распределении аэродромов для эвакуации раненых и беженцев.

В дальнейшем самолеты ДРЛО А-50 установили радиолокационный контроль практически над всем регионом. Для усиления маловысотного радиолокационного поля на наиболее вероятных направлениях на границах с Чечней были развернут ы отдельные радиолокационные взводы и роты с круглосуточно включенными РЛС. Постоянно осуществлялось дежурство и на постах визуального наблюдения. Следует отметить, что особые трудности выпали на долю подразделений радиотехнических войск, поскольку отдельные радиолокационные взводы малочисленны, а это существенно затрудняло должную охрану и оборону их позиций.

В результате проведенных мероприятий в зоне конфликта и прилегающих районах удалось создать сплошное радиолокационное поле, позволяющее обнаружить любой воздушный объект даже на малой высоте. Поэтому в период подготовки к проведению операции в Чечне никакого «воздушного моста» дудаевцев с зарубежьем не существовало.

Кроме самолетов А-50, начиная с 2) декабря, от 2 до 6 перехватчиков МиГ-31 и Су-27 осуществляли боевое воздушное патрулирование над Чечней. Только в январе экипажи провели в воздухе более полутора тысяч часов. Дежурство в воздухе на первом этапе, когда дудаевцы еще имели авиацию и подготовленные аэродромы, было необходимой мерой. По данным разведки, кроме аэродромов, чеченцами готовились отдельные участки шоссе для взлета и посадки самолетов.

В целом можно констатировать, что созданная система ПВО в северокавказском регионе обеспечила выполнение поставленных задач.


Первые выводы

По словам П Дейнекина, чеченский конфликт доказал, что в условиях сокращения боевой подготовки и при дефиците финансовых средств меры, предпринятые командованием ВВС. позволили сохранить боеспособность авиации. Конфликт показал также, что авиация должна управляться централизованно. Кроме того, предстоит большая работа по развитию военно-транспортной авиации. В таких кризисных ситуациях, как чеченский конфликт, нужно задействовать и гражданские самолеты Департамента воздушного транспорта.

В ходе конфликта нашли подтверждение существовавшие раньше мнения и предложения о необходимости единого планирования и применения всех сил и средств ПВО под общим руководством общевойскового командующего в зонах военных действий, которые оспаривались рядом видных военных руководителей и представителями войск ПВО. При этом для организации тесного взаимодействия между разноподчиненными силами и средствами должны привлекаться оперативные группы от других видов вооруженных сил и ведомств, участвующих в боевых действиях. Для своевременного и непрерывного управления следует создавать совмещенный командный пункт ПВО и ВВС на базе КП соответствующего общевойскового объединения, который в мирное время следует содержать в режиме постоянной готовности. Это тем более необходимо в связи с тем, что максимальное использование боевых возможностей средств ПВО и авиации обеспечивается только при четком и едином управлении ими. Одновременно решается очень важный вопрос обеспечения безопасности полетов своей авиации, что весьма убедительно подтверждается опытом боевых действий.

Подтверждена необходимость ряда организационно-штатных преобразований в ПВО Сухопутных войск: наличия отдельного зенитного ракетного полка в составе армии (корпуса) для непосредственного прикрытия пунктов управления, узлов связи, аэродромов и других важнейших объектов; содержания в режиме постоянной готовности и полностью развернутыми 1-2 отдельных радиотехнических батальона; наличия в составе воздушно-десантной дивизии и бригады штатного зенитного полка и зенитного дивизиона соответственно; оборудования броневой защитой зенитных установок ЗУ-23 с последующим их размещением на подвижных средствах и др.


XFY-1 готовится к полету на привязи в ангаре дирижабля на базе Моффет Филд

Примечания:



Российская авиация в чеченской войне

Николай Н.Новичков, Владимир Ю.Шварев/ Москва

Военный конфликт в Чечне – общенациональная трагедия как для чеченцев, так и для русских. Десятками тысяч убитых, большинство из которых составляют мирные жители, заплатили эти народы за безрассудную политическую игру своих руководителей. В этой связи авторы статьи и редакция «АиВ» выражают глубокое сожаление.


Фронтовая и армейская авиация России накануне конфликта

Общее состояние авиации России в конце 1994 г. вполне отражало ситуацию в экономике страны и может быть охарактеризовано как кризисное. Так. к началу операции в Чечне запасы боеприпасов, ГСМ. продовольствия, запчастей составляли не более 50% установленных норм, что вызывало значительные трудности в обеспечении самолетного парка всем необходимым. Уже в ходе операции в регион пришлось подать более 160 тыс тонн авиационного горючего. При этом надо отметить, что восполнение расходов материальных средств в значительной степени осуществлялось не за счет промышленных поставок, а путем изъятия из запасов других авиачастей.

Несмотря на указанные трудности, для действий на территории Чеченской Республики была создана специальная группировка ВВС Российской Федерации (РФ), которую следует признать оперативно-целесообразной и боеготовой. Она располагала самолетами Су-17, Су-24, Су-25, Су-27, МиГ-31 и Ту-22МЗ. Основу группировки составила 4-я воздушная армия, усиленная подразделениями разведывательной, штурмовой, бомбардировочной и дальней авиации.

В армейской авиации России почти 100% составляют боевые вертолеты, морально устаревшие и изношенные в техническом отношении, особенно отстали от современного уровня их вооружение и бортовое оборудование. На этих машинах можно воевать только днем. За весь 1994 г. авиация Сухопутных войск (СВ) получила только один боевой вертолет, 4 вертолета Ми-26 4 Ми-8 и всего 2 новейших вертолета типа Ка-50, которые в Чечне не использовались. Для эффективного применения эти машины требуют разработки специальных методов взаимодействия с наземными войсками и единой системы управления. На это нужны деньги, которых сухопутной авиации катастрофически не хватает. Это же касается и БОМАН – боевой машины авианаводчика. Предполагалось, что такие машины будут в каждом батальоне, но в настоящее время их нет. По оценке командующего авиацией СВ генерал- полковника авиации В.Павлова, если не принять экстренные меры, особенно в части, касающейся вертолетного парка, то к 2005 г. авиация СВ России может полностью утратить группировку боевых вертолетов.

При создании группировки армейской авиации летчики набирались из состава 3-х полков Северо-Кавказского военного округа (СКВО). Исключение составили лишь экипажи Ми-26, которых в СКВО нет, и специальное звено управления и связи на вертолетах Ми-9. 59% командиров экипажей, участвовавших в операции в Чечне, – летчики, прошедшие Афганистан. Они подготовлены по уровню первого класса, то есть могут выполнять межаэродромные полеты в условиях, когда нижняя кромка облачности составляет 100 м, а видимость – 1 км.

И все-таки значительная часть летного состава утратила навыки полетов в сложных метеоусловиях и на применение средств поражения. Как отмечалось в совершенно секретной директиве Ns Д-0010 -Об итогах подготовки Вооруженных Сил РФ в 1994 году и уточнении задач на 1995 год», изданной П.Грачевым за 10 дней до начала чеченской войны, по сравнению с 1993г. средний налет летчика российских ВВС сократился в полтора раза, а авиация войск ПВО выполнила план летной подготовки только на треть. За 1994 г. средний налет летчиков авиации СВ составил 40-50 ч, в то время как по планам боевой подготовки необходимый минимум составляет 100-150 ч. С таким налетом боеспособность частей можно поддерживать только один-два года, не более.


Средства борьбы в воздухе чеченской стороны

В результате определенных действий высшего военного командования и политического руководства России, при выходе из Чечни в 1992 г. российские войска оставили почти все свое вооружение. в том числе самолеты и средства ПВО. На авиабазе «Калиновская» Армавирским военно-авиационным училищем было оставлено 39 УТС L-39, 80 УТС L-29, 3 истребителя МиГ-17, 2 – МиГ-15УТИ, 6 самолетов Ан-2 и 2 вертолета Ми-8. На базе «Ханкала» осталось 72 УТС L-39 и 69 L-29. Все УТС были оборудованы держателями для подвески двух блоков НУРС УБ-16 по 16 ракет в каждом. На 251 самолет имелся всего 41 подготовленный летчик. Поэтому в рамках строительства своих вооруженных сил Д.Дудаев на базе Армавирского училища вел подготовку еще около сотни пилотов. Кроме того, около 40 человек для обучения летному делу были отправлены в Турцию. В принципе, чеченские ВВС могли вести наступательные действия и наносить ракетно- бомбовые удары на сотни километров от своих границ.

ПВО авиабаз насчитывала 10 ЗРК «Стрела-10», 23 зенитные артиллерийские установки различных типов и 7 ПЗРК «Игла-1». На вооружении чеченцев имелось также достаточное количество ПЗРК «Стрела-2» и «Стингер», которые, очевидно, были куплены уже после 1992 г. По некоторым сведениям. «Стингеры» находились в руках арабских и афганских наемников, воевавших на стороне Д.Дудаева. Для борьбы с воздушными целями чеченцы использовали также крупнокалиберные пулеметы, автоматические зенитные мелкокалиберные пушки, стрелковое оружие и реактивные гранатометы. Однако у чеченских незаконных вооруженных формирований (НВФ) не было современных средств обнаружения воздушного противника, в том числе ни одного радиолокатора, что значительно обезопасило действия российской авиации.


Большую роль в чеченском конфликте сыграла ВТА. Выгрузка российских войск в аэропорту Беслан (Сев. Осетия)
Действия фронтовой авиации

Основные боевые действия российская авиация вела с нескольких базовых и оперативных аэродромов, расположенных в северо-кавказском регионе. Кроме того, были подготовлены к круглосуточному приему и выпуску самолетов ВТА аэродромы других ведомств (к примеру, Беслан), а после взятия Грозного – и аэродром «Грозный- Северный».

Первым и наибольшим успехом авиации ФВ явилась нейтрализация чеченской авиации фактически еще до начала активных боевых действий. По словам главкома ВВС П.Дейнекина, после получения разведданных о готовности к применению дудаевской авиации в течение нескольких дней была проведена селективная бомбардировка всех трех аэродромов Чечни. В результате мощных ракетно-бомбовых ударов были полностью уничтожены все располагавшиеся на них самолеты и вертолеты, в том числе личный самолет генерала Д.Дудаева.[9*] При этом летчики бомбили так. чтобы для ремонта взлетных полос потребовалось минимальное время.

9* В этой связи Д.Дудаев направит главкому ВВС П.Дейнекину телеграмму следующего содержания: «Поздравляю с завоеванием превосходства в воздухе, но встретимся мы на земле. Генерал Дудаев». (Прим. ред.)


В первый период войны действия авиации серьезно затруднялись очень сложными погодными условиями По данным многолетних метеонаблюдений, в декабре-январе в этом регионе плотная облачность с северного направления упирается в Большой Кавказский хребет и надолго заволакивает небо. Характерным также является чередование и быстрая смена холодов (до 20° мороза) и глубоких оттепелей. По статистике, на период с декабря по февраль здесь приходится до 95% «нелетных» дней. Так что и армейская, и фронтовая авиация оказались в жестком погодном минимуме, что существенно снизило ее возможности.

Плохая погода сделала невозможным применение высокоточного оружия – управляемых авиационных бомб (УАБ) и ракет с лазерными или телевизионными ГСН. Поэтому ВВС были вынуждены применить бомбардировщики Су-24 для нанесения одиночных бомбовых ударов обычными боеприпасами. Бомбили мосты, в основном, через реку Аргун, опорные пункты, некоторые цели в черте Грозного, в том числе подземный КП Д.Дудаева в президентском дворце, телецентр и его антенну, танкоремонтные цеха завода «Красный молот» и военные городки. Только с 29 декабря, когда впервые установилась летная погода, стало применяться высокоточное оружие по целям за пределами Грозного.

На втором и третьем этапе боевых действий ВВС выполняли задачи по массированной авиационной поддержке войск, широко использовались при блокировании и овладении укрепленными пунктами НВФ, а также обеспечивали мероприятия по изоляции районов боевых действий, осуществляли воздушные перевозки войск и боевой техники, ведение воздушной разведки, фотоконтроль результатов ударов, освещение поля боя ночью.

Из всех боевых операций российских ВВС особую известность приобрели бомбардировки Грозного, в которых «главную роль» сыграли Су-25. Использовались также самолеты дальней авиации Ту-22МЗ, однако ковровых бомбежек города, как это утверждает Д.Дудаев, не проводилось. Дальняя авиация бомбила пути, подходы, скопления НВФ со стороны Гудермеса. Шали, Аргун, а в районе Грозного применяла только светящиеся авиабомбы. Над Грозным практически постоянно висел густой туман, в связи с чем штурмовики применяли в основном свободнопадающие бомбы и НУРы. используя лишь инерциэльную навигационную систему. Высота бомбометания составляла 6-7 тыс. м. Бомбы падали с большим разбросом, имея высокую вероятность поразить свои же войска, не говоря уже о мирном населении. УАБ, действительно способные поражать точечные цели, использовались в очень ограниченных количествах и лишь тогда, когда Грозный уже был превращен в руины обычными бомбами и снарядами.[10*] По словам П.Дейнекина, с 24 декабря, за несколько суток до первого запрета президента, бомбардировки Грозного были прекращены.

С 3 января воздушные удары по городу возобновились, и штурмовики стали использоваться по вызовам, нанося по очагам сопротивления точечные удары на пределе возможностей аппаратуры прицеливания и наведения. Но самолеты использовались в ситуации, когда позиции противоборствующих сторон были чрезвычайно сближены, а линия соприкосновения имела сложную конфигурацию, поэтому даже достигнутая точность бомбометания ±150 м привела к ненужным жертвам и разрушениям Как заявил бывший вице-президент РФ А.Руцкой, «не бывает точечных ударов. Даже с применением управляемых ракет. Например, … Х-29. Х-25, С-25, которые применяются в Чечне, поражают в радиусе 280-400 м. Там применяются и более тяжелые бомбы, у которых взрывная волна расходится на 300 м, а осколки разлетаются на 1200 м». Авиация ФВ применяла и кассетные авиабомбы. На южную окраину Грозного было сброшено 16 шариковых бомб. Потом, согласно заявлению Дейнекина, по его личному распоряжениюприменение таких боеприпасов было запрещено. Однако это противоречит показаниям очевидцев, которые приводили свидетельства массового применения шариковых и игольчатых бомб.

10* Первыми же бомбардировками в Грозном были уничтожены Центральный банк Чечни и Министерство финансов Трудно считать эти учреждения военными объектами, но именно там, возможно, хранились нежелательные следы совместных финансовых махинаций определенных российских и чеченских кругов. (Прим. ред.)



Все самолеты и вертолеты Чечни российская авиация уничтожила на аэродромах
Обломки L-29 на авиабазе «Ханкала». Опознавательный знак ВВС Чеченской Республики: на фоне красной звезды внутри желтого круга – зеленое поле с золотым львом, изображавшимся ранее на иранских флагах

При штурме Грозного взаимодействие авиации и наземных войск было неэффективным. Практически летчики самостоятельно выбирали цели и при этом сами плохо представляли, что и зачем бомбили По данным депутата Госдумы России Ю.Рыбакова, в Грозном в результате бомбардировок и артобстрелов погибли 18700 мирных жителей, причем 80-85% из них – русские. Чеченские же формирования зачастую заранее узнавали о предстоящих арт- и авианалетах и почти не несли потерь Бессмысленно жестокие бомбежки вызвали широкую волну протеста в России и за границей, а также значительно усилили приток на передовую ополченцев, ранее не собиравшихся с оружием в руках защищать Дудаева.

Генерал Дейнекин категорически отверг обвинения в преднамеренном нанесении бомбовых ударов по жилым кварталам, базарам, больницам и другим гражданским объектам, подчеркнув, что его заявление подтверждается материалами объективного контроля каждого самолето-вылета. Однако он же признал, что сплошь и рядом танки и орудия НВФ устанавливались у школ, детских садов, во дворах жилых домов и при уничтожении таких целей не могли не пострадать рядом стоящие строения.

После уничтожения чеченских самолетов вторым крупным успехом российской фронтовой авиации считается точное бомбометание бетонобойными и фугасными авиабомбами по президентскому дворцу Дудаева, что явилось основной причиной эвакуации защищавших его подразделений НВФ По словам пресс-секретаря Дудаева М.Удугова, авиабомбы пробили все этажи здания и подвал, уничтожили практически все пролеты. После этого Комитет обороны Чечни принял решение перевести свой штаб в резервный пункт, а 19 февраля ФВ заняли дворец.

Кроме вышеперечисленного, за период с начала боевых действий до середины марта ВВС уничтожили около 180 единиц боевой техники (из них до 20 танков, 25 БТР, более 130 автомобилей), склад ГСМ, вывели из строя 7 мостов, подавили 6 ЗСУ и артбатарей, разрушили два антенных поля и другие обьекты.

Объективно оценивая действия фронтовой авиации России, нужно отметить, что она нанесла большие потери и своим войскам, по крайней мере не меньшие, чем минометный огонь НВФ. Бомбометание по собственным частям случалось неоднократно. Пример – трагедия со 104-й дивизией ВДВ: 5 головных машин ее колонны накрыли российские самолеты. Эти трагические ошибки вполне закономерны, о низкой обученности летного состава красноречиво сказано в приказе МО «О результатах боевой подготовки армии за 1994 год». Известны также случаи, когда удары по частям ФВ наносились в результате того, что чеченцы, вторгаясь в радиопереговоры, наводили российскую авиацию на своих.

По оценке Грачева, дудаевцы располагали в Грозном примерно 150 единицами зенитных средств, однако это было в основном стрелковое и легкое артиллерийское вооружение, не имевшее специальных систем наведения. Попасть из данных видов оружия в реактивный самолет сложно, поэтому фронтовая авиация, которая выполняла в Чечне основную работу по поддержке наземных войск, за более чем два месяца боев не имела потерь, хотя многие штурмовики возвращались на базу с повреждениями.

Первый Су-25 (летчик Н.Баиров, 1960 г. рождения) россияне потеряли 4 февраля при атаке на очень малой высоте у Чечен-аула, где находился один из сильно укрепленных районов Н.Баиров был ведомым в паре, которая вылетела с одного из полевых аэродромов в Ставрополе. При выполнении задачи самолеты попали под огонь ЗСУ «Шилка», которая специально предназначена для стрельбы по скоростным низколетящим целям и имеет скорострельность 800 снаря- дов/мин на каждый из четырех стволов.

Ведущий штурмовик вернулся на базу с пробоинами в фюзеляже.

За период до 17 марта боевые повреждения в воздухе от огня ПВО противника получили 14 российских самолетов. Все поврежденные машины введены в строй инженерно-техническим составом. Случаев отказа от выполнения боевых задач, дезертирства и мародерства в ВВС не было. 5 мая у населенного пункта Стержень-Юрт был сбит второй Су-25 федеральных войск.


Действия военно-транспортной авиации

ВТА выполнила огромный объем работ. Для массовой транспортировки личного состава и боевой техники в зону конфликта (на авиабазы в Моздоке, Беслане и Владикавказе) задействовали в основ ном самолеты Ил-76, Ан-12, Ан-22 и тяжелые вертолеты Ми-26. Привлекались и Ан-124-100, на которых с аэродрома «Ульяновск-Восточный» за 24 ч были переброшены подразделения 104-й дивизии ВДВ (более 1000 десантников и бронетехника).

Начиная с 30 ноября 1994 г. по конец февраля 1995 г. летчики ВТА выполнили 492 рейса в зону боевых действий с общим налетом 4020 ч. По состоянию на 28 февраля они перевезли на аэродромы Моздок и Беслан почти 22 тыс. военнослужащих, 3057 т грузов и 1140 единиц военной и боевой техники. Еще 64 рейса совершено на восстановленный аэродром «Грозный-Северный», куда доставлены 1151 т грузов и 41 автомашина специального назначения.


Действия армейской авиации

В конфликте участвовали две эскадрильи боевых вертолетов Ми-24 и две эскадрильи транспортных вертолетов Ми-8, усиленных тяжелыми транспортными вертолетами Ми-26. Существующие нормы предусматривают следующее распределение летного ресурса армейской авиации в боевых условиях: на боевые задачи – 65-70%, на транспортные – 15%, на специальные – 5-10%. При проведении операции в Чечне в декабре- январе расход летного ресурса на выполнение боевых задач (в основном сопровождение и прикрытие войсковых и транспортных колонн и поддержка войск) составил всего 17%. Начиная с 6 января расход ресурса на выполнение чисто боевых задач еще более уменьшился, что связано с входом ФВ на территорию Грозного. В поддержке войск при ведении уличных боев вертолеты не участвовали, однако выполняли обширный спектр других задач. Например, до тех пор, пока войска в городе не нашли способ обеспечивать себя водой, ее доставляли по воздуху – за один рейс Ми-26 привозил 15-20 т воды. Кроме того, с помощью вертолетов интенсивно веласьпереброска личного состава, его замена, подвоз боеприпасов, вывоз раненых, больных и беженцев не только в Грозном, но и на всей территории Чечни. Ми-24 активно использовались в ходе интенсивных боевых действий на юге, когда каждый экипаж совершал ежедневно до 5-6 вылетов (при средней длительности одного до 40-45 мин).


Тяжелые вертолеты Ми-6 доставляли подразделения Внутренних войск в район Грозного
Российский вертолет Ми-8, подбитый чеченскими ополченцами близ села Шаами-Юрт

В целом использование вертолетов в Чечне носило ограниченный характер. Одной из причин этого (особенно в сложных метеоусловиях) стало несовершенство их бортовых навигационных систем. Поэтому, как и во время второй мировой войны, поддержка войск осуществлялась преимущественно днем и в хорошую погоду Ми-24 вылетали на боевые задания только тогда, когда дальность прямой видимости превышала 1.5 км, и летчики могли ясно видеть цель. Другой причиной стало то, что большинство использовавшихся в Чечне Ми-24 имели эксплуатационный срок службы 15 и более лет и не были оснащены системой защиты от тепловых ракет противника, а из-за недостатка боеприпасов на борт загружалось не более половины боекомплекта. Идя в бой на таких машинах, летчики называли себя «камикадзе».

Основным оружием вертолетов были НАР и УР типа «Штурм». НАРы применялись только по площадям, управляемые же ракеты применялись, как правило, по заранее заданным целям, например, по складам боеприпасов и бронеобьектам.

Для организации взаимодействия с наземными войсками из состава ВВС и армейской авиации были выделены более 40 офицеров-авианаводчиков. Благодаря их опыту непосредственная авиационная поддержка в целом была организована лучше, чем в Афганистане, и основные проблемы возникали лишь в связи с применением устаревших средств связи и навигации.

Служба авианаводчиков в Чечне, по общему признанию, была наиболее сложной и опасной у тех, кто работал на переднем крае. Сложность заключалась в том. что, кроме выявления целей, достойных внимания авиации, необходимо было не демаскировать подразделение, в интересах которого работал авианаводчик. К примеру, во время боев за Аргун в расположении 324-го полка неоднократно отмечалось, что как только в эфир выходил авианаводчик, тут же место его нахождения подвергалось обстрелу со стороны дудаевцев, поскольку у противника имелись средства определения места работы радиопередатчика. В связи с этим пришлось отказаться от работы в прямом эфире, и подобное случалось неоднократно.

Данные, полученные от передовых авианаводчиков, обрабатывались соответствующим подразделением, расположенным в районе аэродрома «Ханкала». Данные группировались по важности и отправлялись «наверх» в Моздок, где принимались окончательные решения на боевое применение армейской и фронтовой авиации. По признанию некоторых авианаводчиков, «война, которая велась в Чечне, имела несколько странный характер». Так, при получении данных о скоплении живой силы и техники НВФ, о расположении опорных пунктов, которые безусловно должна подавить авиация, в Моздоке зачастую отменяли вылеты вертолетов или штурмовиков. Причем боевики НВФ по каким-то каналам узнавали об этом, и именно в эти моменты велся наиболее интенсивный огонь по передовым позициям федеральных войск.

По мнению авианаводчиков, в случаях обстрела собственных войск вина ложилась только на летчиков. Этому есть три основные причины. Во-первых, за период мирной жизни при сокращенной боевой подготовке летчики утратили навыки боевого применения оружия и зачастую психологически не были подготовлены к работе на передовой. Когда летчики наверняка знали, что у дудаевцев на месте предполагаемого бомбометания имелись ПЗРК, они осуществляли пуски НАР в спешке и как можно быстрее сворачивали с боевого курса Во-вторых, наличие дефектов в авиационном вооружении. Были случаи непроизвольного схода ракет, а также незапуска, когда вместо полета на 5-7 км они падали буквально под вертолет, накрывая свои же войска. И наконец, третья причина – частое нежелание пехотных командиров обозначать свой передний край, т.к. противник мог воспользоваться такой демаскировкой.

По данным на начало марта, армейская авиация потеряла 4 вертолета. 2 Ми-8 и 2 Ми-24. 30 апреля в районе населенного пункта Гиляны огнем из зенитного пулемета боевики НВФ подбили еще один российский военный вертолет. Он совершил вынужденную посадку на территории Дагестана. 24 мая при выполнении полета над селением Чечен-Аул был сбит третий по счету Ми-24 Три члена экипажа погибли. Четвертый Ми-24 был сбит вечером 4 июня на юго-востоке Чечни в районе населенного пункта Ножай-Юрт (в 70 км к юго-востоку от Грозного) Экипаж в составе двух военнослужащих погиб. 12 июня в районе Шатоя был подбит вертолет Ми-8 (предположительно из зенитной установки) в момент доставки боеприпасов, оружия и продовольствия на место высадки десанта Машина загорелась и начала разваливаться в воздухе, однако пилоту удалось ее посадить. Члены экипажа остались живы. Таким образом, за 6 месяцев ведения боевых действий армейская авиация потеряла 4 вертолета Ми-24 и три Ми-8.

Следует отметить, что имели место случаи, когда вертолеты обстреливались из школьных зданий или из домов, где проживали русские. После обстрела боевики быстро покидали позицию, а в результате ответного огня страдали мирные жители, в том числе дети.


Действия Войск ПВО России по контролю воздушного пространства над Чечней

По словам начальника Главного штаба Войск ПВО генерал-полковника В.Си- ницына, в связи с тем, что не исключалась возможность полетов над Чечней авиации сопредельных государств, которая могла доставить туда живую силу, вооружение, боеприпасы, в повышенную готовность были приведены войска Московского округа ПВО и группировка, дислоцированная на Северном Кавказе. Тем более, что факты незаконного пересечения границы России со стороны соседних государств были. В частности, за три месяца до начала операции в Чечне в Грозном произвели несанкционированную посадку несколько воздушных судов. Обычно при подходе к российской границе их экипажи прекращали связь с центром УВД и «ныряли» на один из аэродромов Чечни. В дальнейшем войскам ПВО пришлось принять жесткие меры для пресечения подобных полетов, после чего нарушения прекратились.


Самолеты ДРЛО А-50 установили радиолокационный контроль практически над всей территорией Чечни
Российский Ми-26 приземляется для высадки десанта на авиабазе «Ханкала». На переднем плане – разбитый L-39 ВВС Чечни

Когда Войскам ПВО была поставлена задача по усилению контроля за воздушным пространством в северо-кавказском регионе, в Ростове и Моздоке были созданы оперативные группы по отслеживанию обстановки и координации действий. Их четкая работа позволила своевременно навести порядок в использовании воздушного пространства региона авиацией всех ведомств, выборе маршрутов полетов, распределении аэродромов для эвакуации раненых и беженцев.

В дальнейшем самолеты ДРЛО А-50 установили радиолокационный контроль практически над всем регионом. Для усиления маловысотного радиолокационного поля на наиболее вероятных направлениях на границах с Чечней были развернут ы отдельные радиолокационные взводы и роты с круглосуточно включенными РЛС. Постоянно осуществлялось дежурство и на постах визуального наблюдения. Следует отметить, что особые трудности выпали на долю подразделений радиотехнических войск, поскольку отдельные радиолокационные взводы малочисленны, а это существенно затрудняло должную охрану и оборону их позиций.

В результате проведенных мероприятий в зоне конфликта и прилегающих районах удалось создать сплошное радиолокационное поле, позволяющее обнаружить любой воздушный объект даже на малой высоте. Поэтому в период подготовки к проведению операции в Чечне никакого «воздушного моста» дудаевцев с зарубежьем не существовало.

Кроме самолетов А-50, начиная с 2) декабря, от 2 до 6 перехватчиков МиГ-31 и Су-27 осуществляли боевое воздушное патрулирование над Чечней. Только в январе экипажи провели в воздухе более полутора тысяч часов. Дежурство в воздухе на первом этапе, когда дудаевцы еще имели авиацию и подготовленные аэродромы, было необходимой мерой. По данным разведки, кроме аэродромов, чеченцами готовились отдельные участки шоссе для взлета и посадки самолетов.

В целом можно констатировать, что созданная система ПВО в северокавказском регионе обеспечила выполнение поставленных задач.


Первые выводы

По словам П Дейнекина, чеченский конфликт доказал, что в условиях сокращения боевой подготовки и при дефиците финансовых средств меры, предпринятые командованием ВВС. позволили сохранить боеспособность авиации. Конфликт показал также, что авиация должна управляться централизованно. Кроме того, предстоит большая работа по развитию военно-транспортной авиации. В таких кризисных ситуациях, как чеченский конфликт, нужно задействовать и гражданские самолеты Департамента воздушного транспорта.

В ходе конфликта нашли подтверждение существовавшие раньше мнения и предложения о необходимости единого планирования и применения всех сил и средств ПВО под общим руководством общевойскового командующего в зонах военных действий, которые оспаривались рядом видных военных руководителей и представителями войск ПВО. При этом для организации тесного взаимодействия между разноподчиненными силами и средствами должны привлекаться оперативные группы от других видов вооруженных сил и ведомств, участвующих в боевых действиях. Для своевременного и непрерывного управления следует создавать совмещенный командный пункт ПВО и ВВС на базе КП соответствующего общевойскового объединения, который в мирное время следует содержать в режиме постоянной готовности. Это тем более необходимо в связи с тем, что максимальное использование боевых возможностей средств ПВО и авиации обеспечивается только при четком и едином управлении ими. Одновременно решается очень важный вопрос обеспечения безопасности полетов своей авиации, что весьма убедительно подтверждается опытом боевых действий.

Подтверждена необходимость ряда организационно-штатных преобразований в ПВО Сухопутных войск: наличия отдельного зенитного ракетного полка в составе армии (корпуса) для непосредственного прикрытия пунктов управления, узлов связи, аэродромов и других важнейших объектов; содержания в режиме постоянной готовности и полностью развернутыми 1-2 отдельных радиотехнических батальона; наличия в составе воздушно-десантной дивизии и бригады штатного зенитного полка и зенитного дивизиона соответственно; оборудования броневой защитой зенитных установок ЗУ-23 с последующим их размещением на подвижных средствах и др.


XFY-1 готовится к полету на привязи в ангаре дирижабля на базе Моффет Филд







Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх