В тени люфтваффе

Александр В.Котлобовский/ Киев

Редакция выражает признательность Георгию Димитриадису (Венгрия) за оказанную помощь в подборе фотоиллюстраций.

Продолжение. Начало в «АХ» № 4 94 и «АиВ» №№ 1 95, 2 95


(Венгерские ВВС. Март – сентябрь 1944 гг.)

Ме210Са-1 102/1-й ЭСБ[6]. Восточный фронт, лето 1944 г.


19 марта 1944 г. немецкие войска вошли на территорию Венгрии. Гитлеровцы взяли под свой контроль все государственные институты и в октябре сместили с поста главы государства потерявшего доверие адмирала Хорти, а на его место возвели лидера нилашистской партии Салаши. Это обеспечило участие венгерских войск в боевых действиях на стороне Германии до последних дней войны.


Организация ВВС и поставки техники

К марту 1944 г. в организации венгерских ВВС произошли очередные изменения. Основные учебные и боевые силы составили так называемую 1-ю авиадивизию. Число бомбардировочных дивизионов увеличилось на один, эскадрилий – на две. Более существенно выросли силы истребительной авиации – на пять эскадрилий Однако многие части и подразделения находились в стадии формирования и самолетов не имели.

В 1944 г. венгерская авиапромышленность наладила выпуск истребителей Bf 109G-9/G-10/G-14 и многоцелевых самолетов Me 210 Кроме них, выпускались транспортные Ju 52 и FW 58. несколько типов учебно-тренировочных машин, продолжалось лицензионное производство истребителей Re-2000, которые, правда, в боевые части не поставлялись. Велись работы по реактивной и турбовинтовой технике, но они не вышли из опытно- экспериментальной стадии. До августа, когда многие заводы были уничтожены авиацией союзников. мадьяры собрали 609 Bf 109 и 270 Me 210. Из них ВВС Венгрии получили 240 «сто девятых» и около 160 «двести десятых». Кроме того, из Германии поступили разведчики FW 189, Ju 88D и Ju 188. пикирующие бомбардировщики Ju 88А-4 и Ju 87D. истребители-бомбардировщики FW 190F-8. а также ночные истребители Bf 110G-4, оснащенные РЛС.

6 ЭСБ – эскадрилья скоростных бомбардировщиков. На вооружение поступали Me 210.


На фронте

В марте 1944 г. на советско-германском фронте была сформирована 102-я ИАЭ, которая до лета оставалась единственной венгерской авиачастью, воевавшей на Востоке. В июне на ее основе сформировали 102-й ИАД, который вошел в состав авиационной группировки, поддерживавшей действия воссозданной 1-й венгерской армии. Кроме этого дивизиона, в боевых действиях приняли участие 102-я ЭБР. 102/1-я БАЭ, 102/2-я ЭПБ, 102/1-я ТАЭ. 102/1-я ЭСБ'. 102/2-я ЭСБ. Начав бои в Польше, эти силы были затем передислоцированы южнее, где они пытались помешать частям Красной Армии прорваться через карпатские перевалы на Венгерскую равнину.

Информации о действиях мадьярских летчиков на фронте в середине 1944 г. немного. Так. известно, что в конце мая пятерка Ju 88 102/1-й БАЭ совершила успешный налет на тернопольский железнодорожный узел. При отражении атак советских истребителей стрелки сбили два из них 1 июня четыре «Юнкерса» этой же эскадрильи, ведомые комэском Имре Гомером, совершили налет на железнодорожный вокзал Луцка. Зенитным огнем была уничтожена командирская машина.

Одним из примеров действий 102/2-й ЭПБ служит вылет 23 июля группы Ju 87 под прикрытием германских истребителей против советских танков в район Янов-Бытгород. Над целью «Юнкерсы» были встречены восьмеркой «Аэрокобр». В завязавшемся бою «кобры» сбили одну «штуку», но и венгерские стрелки записали на свой счет одного нападавшего. Благодаря германскому прикрытию бомбометание совершить удалось.

13 июня попытку перелета к англичанам предпринял на Me 210 (борт ZO+88) летчик 102/1 -й ЭСБ лейтенант князь Миклош Оделачши вместе со своим стрелком сержантом Каролем Баюсом. Немецкие истребители перехватили венгерскую машину и принудили к посадке. Экипаж предстал перед трибуналом: летчика приговорили к расстрелу, а стрелка оправдали.

Не сидели без дела и транспортники, совершая вылеты для снабжения своих и германских частей. Иногда полеты были неудачными, например. 1 августа девятка Ju 52 102/1 -й ТАЭ прибыла к мест у назначения в Татрах, но венгерских войск там не оказалось – они уже отступили Были и потери Так, 2 сентября над Словакией повстанческим истребителем был сбит Ju 52 старшего лейтенанта Гаха.

23 августа боевые действия против частей вермахта и венгерских войск в Трансильвании начала Румыния. Против нового противника в бой были брошены и самолеты 102-го дивизиона боевой подготовки (ДБП), пилотируемые летчиками-инструкторами При этом многие машины получили серьезные повреждения от зенитного огня.

В сентябре наибольшую активность на фронте проявляли истребители 102/1 ИАЭ Так, 14 сентября одно звено эскадрильи провело над Дукельским перевалом воздушный бой с группой Ил-2, сбив два штурмовика и потеряв одного летчика – сержанта Ференца Чикоша.

Из итоговой статистики известно, что в сентябре 102/2-я ЭПБ совершила 1500 боевых вылетов, в которых потеряла 17 человек. За лето 102-я ЭБР из 16 FW 189 потеряла 11: 4 сбиты зенитками. 5 истребителями, 2 потеряны в летных происшествиях.

Против «крепостей»

В соответствии с решениями Тегеранской конференции союзное командование запланировало на 1944 г. усиление авиационного наступления против Германии и ее сателлитов Для этого были сформированы Союзные стратегические ВВС на Средиземноморье (Midterrian Alliad Strategic Air Force – MASAF), куда вошли части американской 15-й воздушной армии(ВА) и британской 205-й стратегической бомбардировочной группы (СБГ). Объекты их воздействия находились на территории Австрии, Болгарии. Венгрии, Румынии. Словакии и Южной Германии Первоочередными целями в Венгрии были нефтеперерабатывающие предприятия, авиазаводы, железнодорожные узлы и коммуникации на Дунае. Но «доставалось» не только им. Начав воздушные операции против Венгрии в апреле 1944 г., союзники продолжали их до марта 1945 г., вплоть до изгнания немцев.


Ju 87D-5 102/1-й ЭПБ. Восточный фронт, лето 1944 г.
Bf 109G (борт V 758) 101-го ИАД
Сбитый английский бомбардировщик Wellington (борт LN-858) в озере Балатон. Апрель 1944 г.
Аэродром Варпалота после бомбардировки 28.07.1944 г. На переднем плане – уничтоженный Me 210 (борт Z 002)

Благодаря собственной авиапромышленности Венгрия к началу союзных налетов имела внутри страны в боеготовом состоянии семь истребительных эскадрилий. на вооружении которых находилось около 60 машин (см. таблицу). Большинство пилотов обладали боевым опытом, полученным на Восточном фронте.

Первый бой венгерских истребителей с самолетами MASAF произошел 17 марта В этот день 68 «Либерейторов» 15-й ВА, нанеся удар по объектам в Австрии, сбросили на обратном пути остаток бомбового груза на территории Венгрии и Словакии Поднявшиеся на перехват истребители 2/1-й ИАЭ из-за скверного наведения с земли долго не могли обнаружить противника. Все же они сбили два В-24, но и сами потеряли от огня стрелков две машины, летчики которых погибли.

19 марта экипаж Me 210 лейтенанта К.Надя из эскадрильи RKI атаковал группу американских самолетов и сбил «Лайтнинг». Однако подобная участь постигла и венгерскую машину, причем стрелок сержант Куть, спасавшийся на парашюте, был расстрелян в воздухе истребителями противника.

В целом март прошел спокойно, и венгерское руководство, «по простоте душевной» полагавшее, что прошлогодние договоренности с союзниками остаются в силе, надеялось избежать бомбового террора Иллюзии развеялисьЗапреля, когда около 200 самолетов 15-й ВА днем и «Веллингтоны» 205-й СБГ ночью нанесли удар по Будапешту. Результат -1073 убитых, 526 тяжелораненных. Летчики 2/1-й и 1/1-й ИАЭ сбили шесть машин противника: четыре В-24, по одному В-17 и Р-38 Свои потери -два Bf 109, погиб младший сержант К.Фалудь.

В дальнейшем воздушные бои над Венгрией велись часто и носили ожесточенный характер. Так. 12 апреля экипажи эскадрильи RKI подняли свои Me 210 на перехват группы В-24, следовавшей в направлении австрийского города Винер- Нойштадта, и повредили несколько «Либерейторов» В бою получил тяжелое ранение в колено летчик Шандор Хайдн Пилоту удалось посадить машину на аэродром. где он и скончался от потери крови. 13 апреля повторился ад десятидневной давности. Около сотни самолетов MASAF четырьмя колоннами вошли в воздушное пространство страны и нанесли удары по Будапешту, Дьеру и Банхиду На перехват взлетели все боеготовые силы венгров (55 истребителей), в том числе и устаревшие Re-2000 из 1/2-й ИАЭ. В ходе завязавшегося боя обе стороны понесли ощутимые потери Эскадрилья RKI записала на свой счет 4 «Либерейтора» и 3 «Лайтнинга». но потеряла шесть своих машин и еще четыре вернулись на аэродром поврежденными. Погибли шесть летчиков и стрелков Экипажи 5/1-й ОНИЭ сбили В-24 и Р-38, потери составили один Me 210. 2/1-я ИАЭ записала на свой счет «Лайтнинг» и «Либерейтор», а 5/3-я ИАЭ – один В-24. Группа RAB побед не имела, но лишилась одной машины и стрелка Летчики «Реджьяне» также не могли похвастаться успехами. Один из этих истребителей был подбит и совершил посадку «на брюхо».

В целом сорвать налет не уда лось, и в городах бомбардировка привела к большим разрушениям и многочисленным жертвам. Повреждения получил Дунайский авиазавод, выпускавший Me 210, а на столичном аэродроме Ферихедь было выведено из строя около 70 самолетов, в т.ч. 40 недавно полученных от немцев легких бомбардировщиков Potez 63.11. После этого боя венгерское командование перестало привлекать Me 210 для борьбы с авиацией противника в дневное время и сняло с боевой работы эскадрилью RKI с целью сохранения летчиков- испытателей.

26 апреля венгерские истребители атаковали небольшую группу американских самолетов. Майор АладарьдеХегтпеш сбил два Б-24. сержант Лайош Будай – один, а сержант Пал Такач записал на свой счет «Мустанг».

24 мая около 300 бомбардировщиков 15-й ВА через Венгрию прошли на Вену. Для отражения этого налета были подняты все боеготовые немецкие и мадьярские истребители, в т.ч. тринадцать Bf 109 дивизиона «Пума» В результате боя капитан Миклош Шольтц записал на свой счет В-17 и Р-51, капитан Бенке. прапорщики Каса и Надь – по «Либерейгору». Еще один В-17 сбил лейтенант Шандор Шаркань. но и сам погиб от огня стрелков этой «крепости». Всего венгры потеряли трех летчиков

Крупный налет совершили американцы 2 июня подвергнув ударам Будапешт, Мишкольц, Колошвар, Дьер, Сольнок, Дебрецен. На перехват были подняты как самолеты 101-го И АД, так и люфтваффе В различных источниках по-разному указываются результаты этого боя. Все сходятся на том. что прапорщику Дьюле Жи- рошу удалось сбить над Дебреценом «Летающую крепость». Далее – полное расхождение. Согласно одним данным венграм удалось сбить в районе Колошвара восемь вражеских самолетов, согласно другим – из-за неправильного наведения с земли контакт с противником не состоялся.

14 июня 15-я ВА силами около 600 бомбардировщиков нанесла удары по Кечкемету и Будапешту, выведя из строя ряд объектов нефтеперерабатывающей промышленности На кечкеметском аэродроме было уничтожено одиннадцать самолетов, в т.ч. четыре германских транспортника Me 323 «Гигант». «Пума» подняла в воздух 32 «Мессершмитта» и смогла сбить 5 «Лайтнингов». Венгры потеряли два истребителя и летчика – лейтенанта Дьюлу Кирали.


Венгерские и немецкие солдаты у сбитого В-24 13.04.1944 г.

16 июня 658 бомбардировщиков и около 290 истребителей, пройдя над Венгрией, нанесли удары по нефтеперерабатывающим заводам под Веной и Братиславой. Помимо прочих сил, для отражения налета взлетели 23 мадьярских Bf 109. Лейтенант Лайош Тот сбил «Тандерболт», старший сержант Пал Ковач, сержант Матьяш Леринч и старший лейтенант Дьердь Дебредь – по «Лайтнингу». Еще один Р-38 стал добычей пары старшего лейтенанта Йожефа Бейчи и старшего сержанта Матьяша Венгры потеряли 13 истребителей и пятерых летчиков.

26 июня американцы повторили налет примерно теми же силами. Навстречу им поднялись германские, венгерские и словацкие истребители Венгры смогли сбить шесть машин три В-24 (два – майор де Хеппеш и один -прапорщик Будаи), один Р-38 (старший лейтенант Пал Ираньи) и два Р-51 Потеряли же три «Мессершмитта» и их летчиков.

На следующий день американцы бомбили Будапешт. В том бою лейтенант Йожеф Малик расправился с «Либерейто- ром», а затем в паре с ведомым – с «крепостью». Еще один В-17 сбил лейтенант Тот, а прапорщик Деже Сентдьердьи одержал победу над «Мустангом».

2 июля по венгерской столице нанесли удар 712 бомбардировщиков, сопровождаемых множеством истребителей Мадьяры смогли бросить против них всего 18 Bf 109 Правда, на помощь пришли самолеты люфтваффе. Майор де Хеппеш и прапорщик Сен тдьердьи сбили по «Либерейтору», сержанты Рапоша и Берегсаси, а также лейтенант Дебредь – по «Мустангу». Сержант Пал Сикора уничтожил «крепость» и «Мустанг». Еще один Р-51 «попал на мушку» прапорщику Лео Крижевски. Как оказалось после войны, эту машину пилотировал один из лучших американских асов на европейском ТВД лейтенант Ральф Гоуфер, за которым числилось 16 побед. Американец был ранен, однако тянул в сторону Италии Большая потеря крови заставила его совершить вынужденную посадку в Хорватии, где он скончался прямо в кабине Венгерскому летчику победу не засчитали, поскольку «Мустанг» не упал на территории, контролируемой войсками стран «оси», и поэтому не §ыло соответствующего подтверждения от наземных частей. Надо отметить, что Гоуфер – единственный из ведущих американских асов в Европе, погибший в воздушном бою.

7 июля оказался одним из наиболее результативных дней для венгерских летчиков. «Пума» трижды поднимала свои машины в воздух, пытаясь хоть как-то помешать почти тысяче самолетов MASAF бомбить австрийские, словацкие и южнопольские нефтеперерабатывающие заводы Итог боев был следующим: по «Либерейтору» сбили лейтенанты Геллер Барши, Лайош Бенке, Ласло Мольнар и майор де Хеппеш, сержант Кароль Фалудь записал в свой актив два «Лайтнинга». а лейтенант Тот – один, по одной «крепости» уничтожили старший лейтенант Дебредь и прапорщик Гусар.

8 июля около полусотни американских самолетов нанесли удар по аэродрому «Пумы» в районе Веспрем-Юташ Поскольку большая часть венгерских истребителей в это время улетела на зада ние. а оставшиеся располагались в капонирах, то потерь в матчасти не было Среди наземного персонала несколько человек погибли и получили ранения В воздушном бою были ранены два венгерских летчика.

14 и 16 июля венгерские истребители противодействуя массовым налетам союзников, сбили три В-24 Затем десять дней бомбардировщики MASAF не появлялись в небе страны, и мадьяры вели борьбу с одиночными самолетами противника над Австрией и Южной Германией, где 26 июля лейтенант Мольнар сбил «Лайтнинг». В этом же бою погиб победитель Гоуфера Лео Крижевски

27 июля «Пума» вновь атаковала американцев, направлявшихся на Вену. Старший лейтенант Дебредь. прапорщик Сентдьердьи, лейтенанты Мольнар и Каратшоньи сбили по одному В-24. а лейтенант Ковач и сержант Золтан Скулка записали на свой счет по «Мустангу». Пока мадьяры защищали Вену. 15-я ВА нанесла удар по их столице.

30 июля американцы вновь бомбили Будапешт, Дунайский авиазавод и ряд других объектов. При отражении налета отличился младший сержант Ласло Болдижар. сбивший один В-24 лично, а другой – в группе.

7 августа, обеспечивая действия германских Me 410 над Южной Польшей, венгры потеряли в бою два истребителя и двух летчиков, в т.ч одного из своих ведущих асов – Ласло Мольнара.

9 августа MASAF нанесли сильный удар по ряду объектов венгерской авиапромышленности: комплексу компании PIRT по производству Ju 52 в Сентлеринце, предприятию концерна MAWAG в Дьере, выпускавшему Bf 109, и Дунайскому авиазаводу, который на этот раз был полностью превращен в руины. Сильной бомбардировке и обстрелу с воздуха подвергся столичный аэродром Ферихедь, где было уничтожено все оборудование и матчасть летно-испытательного института и летно-испытательного цеха (RKM), а также большинство находившихся там самолетов Венгерским истребителям не удалось помешать действиям американцев. а зенитчики по ошибке сбили истребитель лейтенанта Бенке. Летчик был тяжело ранен.

21 августа 15-я ВА совершила крупный налет на ряд аэродромов, уничтожив и повредив 133 венгерских и германских самолета. В воздушном бою погиб венгерский летчик. Вечером ночники 5/1-й ОНИЭ перехватили над Дунаем большую группу -Либерейторов», шедших в сопровождении истребителей, и сбили шесть машин. Венгры потеряли один самолет и летчика – сержанта Золтана Скулку. На следующий день ударам американцев вновь подверглись ряд объектов на венгерской территории, в т.ч. германская авиабаза в Собатхеле Мадьярам удалось сбить пять В-24. В бою погиб еще один из асов ВВС Венгрии – лейтенант Пал Ковач.

С 30 августа по 2 сентября -Мустанги» MASAF совершили налеты на кечкеметский, дебреценский и надьварадский аэродромы, где базировались основные силы германского 4-го воздушного флота и входящие в него венгерские авиачасти Было уничтожено 211 и поврежден 131 самолет.

22 сентября с чакварского аэродрома в Италию улетел Не-111. управляемый старшим лейтенантом Я.Майорошом. На борту находились венгерский подполковник И.Надай и британский полковник К Хови. Цель полета – установление контактов с английским командованием.

Ночами 14, 15, 16, 19. 20 и 21 сентября серию мощных налетов на Будапешт и другие венгерские города совершили бомбардировщики советской Дальней авиации В этом же месяце на территорию страны вступили части Красной Армии. Начался очередной этап военной истории Венгрии.

Стратегические бомбардировки практически полностью вывели из строя венгерскую промышленность и транспортную сеть. Мины на Дунае парализовали судоходство на реке, но они же создали массу проблем для советской Дунайской флотилии Из-за своей малочисленности мадьярским истребителям не удалось оказать серьезного сопротивления воздушному наступлению союзников, хотя сражались они отчаянно и весьма умело До начала октября венгры сбили около 60 тяжелых бомбардировщиков и еще немногим более полусотни машин других типов. Свои потери в воздушных боях составили как минимум 40 самолетов (2/3 первоначального состава) и столько же пилотов и стрелков.

Продолжение следует


Примечания:



В тени люфтваффе

Александр В.Котлобовский/ Киев

Редакция выражает признательность Георгию Димитриадису (Венгрия) за оказанную помощь в подборе фотоиллюстраций.

Продолжение. Начало в «АХ» № 4 94 и «АиВ» №№ 1 95, 2 95


(Венгерские ВВС. Март – сентябрь 1944 гг.)

Ме210Са-1 102/1-й ЭСБ[6]. Восточный фронт, лето 1944 г.


19 марта 1944 г. немецкие войска вошли на территорию Венгрии. Гитлеровцы взяли под свой контроль все государственные институты и в октябре сместили с поста главы государства потерявшего доверие адмирала Хорти, а на его место возвели лидера нилашистской партии Салаши. Это обеспечило участие венгерских войск в боевых действиях на стороне Германии до последних дней войны.


Организация ВВС и поставки техники

К марту 1944 г. в организации венгерских ВВС произошли очередные изменения. Основные учебные и боевые силы составили так называемую 1-ю авиадивизию. Число бомбардировочных дивизионов увеличилось на один, эскадрилий – на две. Более существенно выросли силы истребительной авиации – на пять эскадрилий Однако многие части и подразделения находились в стадии формирования и самолетов не имели.

В 1944 г. венгерская авиапромышленность наладила выпуск истребителей Bf 109G-9/G-10/G-14 и многоцелевых самолетов Me 210 Кроме них, выпускались транспортные Ju 52 и FW 58. несколько типов учебно-тренировочных машин, продолжалось лицензионное производство истребителей Re-2000, которые, правда, в боевые части не поставлялись. Велись работы по реактивной и турбовинтовой технике, но они не вышли из опытно- экспериментальной стадии. До августа, когда многие заводы были уничтожены авиацией союзников. мадьяры собрали 609 Bf 109 и 270 Me 210. Из них ВВС Венгрии получили 240 «сто девятых» и около 160 «двести десятых». Кроме того, из Германии поступили разведчики FW 189, Ju 88D и Ju 188. пикирующие бомбардировщики Ju 88А-4 и Ju 87D. истребители-бомбардировщики FW 190F-8. а также ночные истребители Bf 110G-4, оснащенные РЛС.

6 ЭСБ – эскадрилья скоростных бомбардировщиков. На вооружение поступали Me 210.


На фронте

В марте 1944 г. на советско-германском фронте была сформирована 102-я ИАЭ, которая до лета оставалась единственной венгерской авиачастью, воевавшей на Востоке. В июне на ее основе сформировали 102-й ИАД, который вошел в состав авиационной группировки, поддерживавшей действия воссозданной 1-й венгерской армии. Кроме этого дивизиона, в боевых действиях приняли участие 102-я ЭБР. 102/1-я БАЭ, 102/2-я ЭПБ, 102/1-я ТАЭ. 102/1-я ЭСБ'. 102/2-я ЭСБ. Начав бои в Польше, эти силы были затем передислоцированы южнее, где они пытались помешать частям Красной Армии прорваться через карпатские перевалы на Венгерскую равнину.

Информации о действиях мадьярских летчиков на фронте в середине 1944 г. немного. Так. известно, что в конце мая пятерка Ju 88 102/1-й БАЭ совершила успешный налет на тернопольский железнодорожный узел. При отражении атак советских истребителей стрелки сбили два из них 1 июня четыре «Юнкерса» этой же эскадрильи, ведомые комэском Имре Гомером, совершили налет на железнодорожный вокзал Луцка. Зенитным огнем была уничтожена командирская машина.

Одним из примеров действий 102/2-й ЭПБ служит вылет 23 июля группы Ju 87 под прикрытием германских истребителей против советских танков в район Янов-Бытгород. Над целью «Юнкерсы» были встречены восьмеркой «Аэрокобр». В завязавшемся бою «кобры» сбили одну «штуку», но и венгерские стрелки записали на свой счет одного нападавшего. Благодаря германскому прикрытию бомбометание совершить удалось.

13 июня попытку перелета к англичанам предпринял на Me 210 (борт ZO+88) летчик 102/1 -й ЭСБ лейтенант князь Миклош Оделачши вместе со своим стрелком сержантом Каролем Баюсом. Немецкие истребители перехватили венгерскую машину и принудили к посадке. Экипаж предстал перед трибуналом: летчика приговорили к расстрелу, а стрелка оправдали.

Не сидели без дела и транспортники, совершая вылеты для снабжения своих и германских частей. Иногда полеты были неудачными, например. 1 августа девятка Ju 52 102/1 -й ТАЭ прибыла к мест у назначения в Татрах, но венгерских войск там не оказалось – они уже отступили Были и потери Так, 2 сентября над Словакией повстанческим истребителем был сбит Ju 52 старшего лейтенанта Гаха.

23 августа боевые действия против частей вермахта и венгерских войск в Трансильвании начала Румыния. Против нового противника в бой были брошены и самолеты 102-го дивизиона боевой подготовки (ДБП), пилотируемые летчиками-инструкторами При этом многие машины получили серьезные повреждения от зенитного огня.

В сентябре наибольшую активность на фронте проявляли истребители 102/1 ИАЭ Так, 14 сентября одно звено эскадрильи провело над Дукельским перевалом воздушный бой с группой Ил-2, сбив два штурмовика и потеряв одного летчика – сержанта Ференца Чикоша.

Из итоговой статистики известно, что в сентябре 102/2-я ЭПБ совершила 1500 боевых вылетов, в которых потеряла 17 человек. За лето 102-я ЭБР из 16 FW 189 потеряла 11: 4 сбиты зенитками. 5 истребителями, 2 потеряны в летных происшествиях.

Против «крепостей»

В соответствии с решениями Тегеранской конференции союзное командование запланировало на 1944 г. усиление авиационного наступления против Германии и ее сателлитов Для этого были сформированы Союзные стратегические ВВС на Средиземноморье (Midterrian Alliad Strategic Air Force – MASAF), куда вошли части американской 15-й воздушной армии(ВА) и британской 205-й стратегической бомбардировочной группы (СБГ). Объекты их воздействия находились на территории Австрии, Болгарии. Венгрии, Румынии. Словакии и Южной Германии Первоочередными целями в Венгрии были нефтеперерабатывающие предприятия, авиазаводы, железнодорожные узлы и коммуникации на Дунае. Но «доставалось» не только им. Начав воздушные операции против Венгрии в апреле 1944 г., союзники продолжали их до марта 1945 г., вплоть до изгнания немцев.


Ju 87D-5 102/1-й ЭПБ. Восточный фронт, лето 1944 г.
Bf 109G (борт V 758) 101-го ИАД
Сбитый английский бомбардировщик Wellington (борт LN-858) в озере Балатон. Апрель 1944 г.
Аэродром Варпалота после бомбардировки 28.07.1944 г. На переднем плане – уничтоженный Me 210 (борт Z 002)

Благодаря собственной авиапромышленности Венгрия к началу союзных налетов имела внутри страны в боеготовом состоянии семь истребительных эскадрилий. на вооружении которых находилось около 60 машин (см. таблицу). Большинство пилотов обладали боевым опытом, полученным на Восточном фронте.

Первый бой венгерских истребителей с самолетами MASAF произошел 17 марта В этот день 68 «Либерейторов» 15-й ВА, нанеся удар по объектам в Австрии, сбросили на обратном пути остаток бомбового груза на территории Венгрии и Словакии Поднявшиеся на перехват истребители 2/1-й ИАЭ из-за скверного наведения с земли долго не могли обнаружить противника. Все же они сбили два В-24, но и сами потеряли от огня стрелков две машины, летчики которых погибли.

19 марта экипаж Me 210 лейтенанта К.Надя из эскадрильи RKI атаковал группу американских самолетов и сбил «Лайтнинг». Однако подобная участь постигла и венгерскую машину, причем стрелок сержант Куть, спасавшийся на парашюте, был расстрелян в воздухе истребителями противника.

В целом март прошел спокойно, и венгерское руководство, «по простоте душевной» полагавшее, что прошлогодние договоренности с союзниками остаются в силе, надеялось избежать бомбового террора Иллюзии развеялисьЗапреля, когда около 200 самолетов 15-й ВА днем и «Веллингтоны» 205-й СБГ ночью нанесли удар по Будапешту. Результат -1073 убитых, 526 тяжелораненных. Летчики 2/1-й и 1/1-й ИАЭ сбили шесть машин противника: четыре В-24, по одному В-17 и Р-38 Свои потери -два Bf 109, погиб младший сержант К.Фалудь.

В дальнейшем воздушные бои над Венгрией велись часто и носили ожесточенный характер. Так. 12 апреля экипажи эскадрильи RKI подняли свои Me 210 на перехват группы В-24, следовавшей в направлении австрийского города Винер- Нойштадта, и повредили несколько «Либерейторов» В бою получил тяжелое ранение в колено летчик Шандор Хайдн Пилоту удалось посадить машину на аэродром. где он и скончался от потери крови. 13 апреля повторился ад десятидневной давности. Около сотни самолетов MASAF четырьмя колоннами вошли в воздушное пространство страны и нанесли удары по Будапешту, Дьеру и Банхиду На перехват взлетели все боеготовые силы венгров (55 истребителей), в том числе и устаревшие Re-2000 из 1/2-й ИАЭ. В ходе завязавшегося боя обе стороны понесли ощутимые потери Эскадрилья RKI записала на свой счет 4 «Либерейтора» и 3 «Лайтнинга». но потеряла шесть своих машин и еще четыре вернулись на аэродром поврежденными. Погибли шесть летчиков и стрелков Экипажи 5/1-й ОНИЭ сбили В-24 и Р-38, потери составили один Me 210. 2/1-я ИАЭ записала на свой счет «Лайтнинг» и «Либерейтор», а 5/3-я ИАЭ – один В-24. Группа RAB побед не имела, но лишилась одной машины и стрелка Летчики «Реджьяне» также не могли похвастаться успехами. Один из этих истребителей был подбит и совершил посадку «на брюхо».

В целом сорвать налет не уда лось, и в городах бомбардировка привела к большим разрушениям и многочисленным жертвам. Повреждения получил Дунайский авиазавод, выпускавший Me 210, а на столичном аэродроме Ферихедь было выведено из строя около 70 самолетов, в т.ч. 40 недавно полученных от немцев легких бомбардировщиков Potez 63.11. После этого боя венгерское командование перестало привлекать Me 210 для борьбы с авиацией противника в дневное время и сняло с боевой работы эскадрилью RKI с целью сохранения летчиков- испытателей.

26 апреля венгерские истребители атаковали небольшую группу американских самолетов. Майор АладарьдеХегтпеш сбил два Б-24. сержант Лайош Будай – один, а сержант Пал Такач записал на свой счет «Мустанг».

24 мая около 300 бомбардировщиков 15-й ВА через Венгрию прошли на Вену. Для отражения этого налета были подняты все боеготовые немецкие и мадьярские истребители, в т.ч. тринадцать Bf 109 дивизиона «Пума» В результате боя капитан Миклош Шольтц записал на свой счет В-17 и Р-51, капитан Бенке. прапорщики Каса и Надь – по «Либерейгору». Еще один В-17 сбил лейтенант Шандор Шаркань. но и сам погиб от огня стрелков этой «крепости». Всего венгры потеряли трех летчиков

Крупный налет совершили американцы 2 июня подвергнув ударам Будапешт, Мишкольц, Колошвар, Дьер, Сольнок, Дебрецен. На перехват были подняты как самолеты 101-го И АД, так и люфтваффе В различных источниках по-разному указываются результаты этого боя. Все сходятся на том. что прапорщику Дьюле Жи- рошу удалось сбить над Дебреценом «Летающую крепость». Далее – полное расхождение. Согласно одним данным венграм удалось сбить в районе Колошвара восемь вражеских самолетов, согласно другим – из-за неправильного наведения с земли контакт с противником не состоялся.

14 июня 15-я ВА силами около 600 бомбардировщиков нанесла удары по Кечкемету и Будапешту, выведя из строя ряд объектов нефтеперерабатывающей промышленности На кечкеметском аэродроме было уничтожено одиннадцать самолетов, в т.ч. четыре германских транспортника Me 323 «Гигант». «Пума» подняла в воздух 32 «Мессершмитта» и смогла сбить 5 «Лайтнингов». Венгры потеряли два истребителя и летчика – лейтенанта Дьюлу Кирали.


Венгерские и немецкие солдаты у сбитого В-24 13.04.1944 г.

16 июня 658 бомбардировщиков и около 290 истребителей, пройдя над Венгрией, нанесли удары по нефтеперерабатывающим заводам под Веной и Братиславой. Помимо прочих сил, для отражения налета взлетели 23 мадьярских Bf 109. Лейтенант Лайош Тот сбил «Тандерболт», старший сержант Пал Ковач, сержант Матьяш Леринч и старший лейтенант Дьердь Дебредь – по «Лайтнингу». Еще один Р-38 стал добычей пары старшего лейтенанта Йожефа Бейчи и старшего сержанта Матьяша Венгры потеряли 13 истребителей и пятерых летчиков.

26 июня американцы повторили налет примерно теми же силами. Навстречу им поднялись германские, венгерские и словацкие истребители Венгры смогли сбить шесть машин три В-24 (два – майор де Хеппеш и один -прапорщик Будаи), один Р-38 (старший лейтенант Пал Ираньи) и два Р-51 Потеряли же три «Мессершмитта» и их летчиков.

На следующий день американцы бомбили Будапешт. В том бою лейтенант Йожеф Малик расправился с «Либерейто- ром», а затем в паре с ведомым – с «крепостью». Еще один В-17 сбил лейтенант Тот, а прапорщик Деже Сентдьердьи одержал победу над «Мустангом».

2 июля по венгерской столице нанесли удар 712 бомбардировщиков, сопровождаемых множеством истребителей Мадьяры смогли бросить против них всего 18 Bf 109 Правда, на помощь пришли самолеты люфтваффе. Майор де Хеппеш и прапорщик Сен тдьердьи сбили по «Либерейтору», сержанты Рапоша и Берегсаси, а также лейтенант Дебредь – по «Мустангу». Сержант Пал Сикора уничтожил «крепость» и «Мустанг». Еще один Р-51 «попал на мушку» прапорщику Лео Крижевски. Как оказалось после войны, эту машину пилотировал один из лучших американских асов на европейском ТВД лейтенант Ральф Гоуфер, за которым числилось 16 побед. Американец был ранен, однако тянул в сторону Италии Большая потеря крови заставила его совершить вынужденную посадку в Хорватии, где он скончался прямо в кабине Венгерскому летчику победу не засчитали, поскольку «Мустанг» не упал на территории, контролируемой войсками стран «оси», и поэтому не §ыло соответствующего подтверждения от наземных частей. Надо отметить, что Гоуфер – единственный из ведущих американских асов в Европе, погибший в воздушном бою.

7 июля оказался одним из наиболее результативных дней для венгерских летчиков. «Пума» трижды поднимала свои машины в воздух, пытаясь хоть как-то помешать почти тысяче самолетов MASAF бомбить австрийские, словацкие и южнопольские нефтеперерабатывающие заводы Итог боев был следующим: по «Либерейтору» сбили лейтенанты Геллер Барши, Лайош Бенке, Ласло Мольнар и майор де Хеппеш, сержант Кароль Фалудь записал в свой актив два «Лайтнинга». а лейтенант Тот – один, по одной «крепости» уничтожили старший лейтенант Дебредь и прапорщик Гусар.

8 июля около полусотни американских самолетов нанесли удар по аэродрому «Пумы» в районе Веспрем-Юташ Поскольку большая часть венгерских истребителей в это время улетела на зада ние. а оставшиеся располагались в капонирах, то потерь в матчасти не было Среди наземного персонала несколько человек погибли и получили ранения В воздушном бою были ранены два венгерских летчика.

14 и 16 июля венгерские истребители противодействуя массовым налетам союзников, сбили три В-24 Затем десять дней бомбардировщики MASAF не появлялись в небе страны, и мадьяры вели борьбу с одиночными самолетами противника над Австрией и Южной Германией, где 26 июля лейтенант Мольнар сбил «Лайтнинг». В этом же бою погиб победитель Гоуфера Лео Крижевски

27 июля «Пума» вновь атаковала американцев, направлявшихся на Вену. Старший лейтенант Дебредь. прапорщик Сентдьердьи, лейтенанты Мольнар и Каратшоньи сбили по одному В-24. а лейтенант Ковач и сержант Золтан Скулка записали на свой счет по «Мустангу». Пока мадьяры защищали Вену. 15-я ВА нанесла удар по их столице.

30 июля американцы вновь бомбили Будапешт, Дунайский авиазавод и ряд других объектов. При отражении налета отличился младший сержант Ласло Болдижар. сбивший один В-24 лично, а другой – в группе.

7 августа, обеспечивая действия германских Me 410 над Южной Польшей, венгры потеряли в бою два истребителя и двух летчиков, в т.ч одного из своих ведущих асов – Ласло Мольнара.

9 августа MASAF нанесли сильный удар по ряду объектов венгерской авиапромышленности: комплексу компании PIRT по производству Ju 52 в Сентлеринце, предприятию концерна MAWAG в Дьере, выпускавшему Bf 109, и Дунайскому авиазаводу, который на этот раз был полностью превращен в руины. Сильной бомбардировке и обстрелу с воздуха подвергся столичный аэродром Ферихедь, где было уничтожено все оборудование и матчасть летно-испытательного института и летно-испытательного цеха (RKM), а также большинство находившихся там самолетов Венгерским истребителям не удалось помешать действиям американцев. а зенитчики по ошибке сбили истребитель лейтенанта Бенке. Летчик был тяжело ранен.

21 августа 15-я ВА совершила крупный налет на ряд аэродромов, уничтожив и повредив 133 венгерских и германских самолета. В воздушном бою погиб венгерский летчик. Вечером ночники 5/1-й ОНИЭ перехватили над Дунаем большую группу -Либерейторов», шедших в сопровождении истребителей, и сбили шесть машин. Венгры потеряли один самолет и летчика – сержанта Золтана Скулку. На следующий день ударам американцев вновь подверглись ряд объектов на венгерской территории, в т.ч. германская авиабаза в Собатхеле Мадьярам удалось сбить пять В-24. В бою погиб еще один из асов ВВС Венгрии – лейтенант Пал Ковач.

С 30 августа по 2 сентября -Мустанги» MASAF совершили налеты на кечкеметский, дебреценский и надьварадский аэродромы, где базировались основные силы германского 4-го воздушного флота и входящие в него венгерские авиачасти Было уничтожено 211 и поврежден 131 самолет.

22 сентября с чакварского аэродрома в Италию улетел Не-111. управляемый старшим лейтенантом Я.Майорошом. На борту находились венгерский подполковник И.Надай и британский полковник К Хови. Цель полета – установление контактов с английским командованием.

Ночами 14, 15, 16, 19. 20 и 21 сентября серию мощных налетов на Будапешт и другие венгерские города совершили бомбардировщики советской Дальней авиации В этом же месяце на территорию страны вступили части Красной Армии. Начался очередной этап военной истории Венгрии.

Стратегические бомбардировки практически полностью вывели из строя венгерскую промышленность и транспортную сеть. Мины на Дунае парализовали судоходство на реке, но они же создали массу проблем для советской Дунайской флотилии Из-за своей малочисленности мадьярским истребителям не удалось оказать серьезного сопротивления воздушному наступлению союзников, хотя сражались они отчаянно и весьма умело До начала октября венгры сбили около 60 тяжелых бомбардировщиков и еще немногим более полусотни машин других типов. Свои потери в воздушных боях составили как минимум 40 самолетов (2/3 первоначального состава) и столько же пилотов и стрелков.

Продолжение следует









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх