Краткое техническое описание транспортно-десантного вертолета Ми-4А

1. Розетка аэродромного питания ШРАП-500

2. Пулемет А-12,7

3. Маслорадиатор главного редуктора

4. Управляемые створки капота

5. Антенны системы госопознавания

6. Шлейфовая антенна радиокомпаса APK-5

7. Рулевой винт

8. Штыревая антенна радиостанции РСИУ-ЗМ

9. Кассеты сигнальных ракет

10. Открывающийся блистер

11. Лючок подключения наземной гидроустановки

12. Контейнер аккумулятора 12А-30 (с двух сторон)

13. Подножка

14. Блоки неуправляемых ракет УБ-16-57УМВ

15. Управляемые противотанковые снаряды 9М17М

16. Термометр наружного воздуха

17. Хвостовой редуктор

18. Стеклоочистители

19. Рулежная фара

20. Трубка ПВД (на передних стойках шасси)

21.Штуцер зарядки амортизатора передней стойки шасси

22. Стремянка

23. Створка люка грузовой кабины в открытом положении

24. Ящик на створке грузовой кабины

25. Воздухозаборник двигателя с двумя кассетами пылефильтра

26. Строевые огни (фиолетовые)

27. Каркас управляемого стабилизатора (обшивка – полотно)

28. Жалюзи охлаждения промежуточного редуктора трансмиссии

29. Аэронавигационные огни (левый – красный, правый – зеленый)

30. Подножка входа в грузовую кабину

31. Хвостовой огонь AHO (белый)

32. Обтекатель рамочной антенны АРК-5

33. Нижний люк аварийного покидания вертолета борттехником

34. Посадочная фара АФСВ-4Б

35. Лючки подсоединения рукавов подогрева двигателя

36. Подножка

37. Съемные лючки створок

38. Цилиндр амортизатора основной стойки шасси

39. Штуцер зарядки амортизатора

40. Штуцер воздушного баллона

41. Выходной вал главного редуктора

42. Ползун автомата перекоса

43. Неподвижная тарелка автомата перекоса

44. Подвижная тарелка автомата перекоса

45. Кок втулки несущего винта

46. Корпус коллектора противообледенительной системы несущего винта

47. Ось горизонтального шарнира

48. Фрикционный демпфер вертикального шарнира несущего винта

49. Пробка слива масла из корпуса осевого шарнира

50. Ось вертикального шарнира

51. Вертикальная тяга изменения углов установки лопасти несущего винта

52. Рычаг ползуна автомата перекоса несущего винта

53. Фланец крепления направляющей ползуна автомата перекоса к корпусу главного редуктора

54. Тяга изменения углов установки лопасти рулевого винта

55. Крестовина

56. Центробежные грузы

57. Корпус втулки рулевого винта

58. Ось горизонтального шарнира рулевого винта

59. Корпус осевого шарнира втулки рулевого винта

60. Оковка носка лопасти

61. Бензощиток

62. Регулируемые створки вентиляции грузовой кабины

63. Лючок горловины топливного бака

64. Створки капота главного редуктора

65. Визир летчика-оператора (Ми-4АВ)

66. Лючок горловины маслобака двигателя

67. Регулируемые створки маслорадиатора двигателя

68. Антенна управления ракетами 9М17М (Ми-4АВ)

69. Цельнотянутый из алюминиевого сплава лонжерон несущего винта

70. Сотовый заполнитель хвостового отсека лопасти

71. Корпус втулки несущего винта

72. Шлиц-шарнир

73. Дополнительное сопротивление контурного огня

74. Пневматический датчик целостности лонжерона лопасти

75. Лопасть несущего винта

76. Хвостовой отсек лопасти несущего винта

77. Контурный огонь лопасти несущего винта

78. Оковка носка лопасти с отверстиями для выхода антифриза

79. Шланг подвода антиобледенительной жидкости из коллектора к лопасти

80. Двигатель АШ-82В

81. Маслобак двигателя

82. Главный вал передачи мощности от двигателя к хвостовому редуктору

83. Спиртовой бачок противообледенительной системы лобовых стекол

84.Гидробак

85. Бaк противообледенительной системы винтов

86. Топливный бак

87. Радиооборудование

88. Дополнительный съемный топливный ба»

89. Радиоэтажерка (слева по полету)

90. Усилитель СПУ-2

91. Пулеметная установка НУВ-1

92. Кран кислородной системы

93. Кислородный указатель ИК-18

94. Указатель положения продольного триммера УПУ

95. Указатель положения поперечного триммера УПУ

96. Левый электрощиток

97. Указатель положения ножного триммера УПУ

98. Указатель радиовысотомера ПРВ-46

99. Указатель шага несущего винта

100. Указатель скорости УС-250

101. Авиагоризонт АТК-47Б

102. Высотомер ВД-10

103. Вариометр BP-10

104. Указатель гироиндукционного компаса и радиокомпаса УГР-1

105. Табло Т-10У

106. Часы АЧХО

107. Указатель трехстрелочный УКЗ-6 главного редуктора

108. Указатель УКЗ-6 манометра муфты и термопара промежуточного и хвостового редукторов

109. Указатель трехстрелочный УКЗ-2 индикатора двигателя

110. Указатель температуры масла в маслобаке

111. Указатель бензиномера БЭ-0,9

112. Термометр 2ТЦТ-47

113. Указатель положения створок охлаждения радиатора двигателя

114. Указатель положения створок охлаждения двигателя

115. Манометр тормозов МВ-12

116. Манометр дублирующей гидросистемы МГ-160М

117. Манометр основной гидросистемы МГ-160М

118. Манометр воздушной системы МВ-100М

119. Амперметр А-1

120. Вольтметр В-1

121. Переключатель управления муфты П-46

122. Индикатор настройки АРК-5

123. Указатель температуры бортового обогревателя Б0-20

124. Рычаг настройки топливного насоса НВ-82В

125. Пульт управления радиостанции ГСИУ-ЗМ

126. Мановакууметр MB-16

127. Указатель тахометра двигателя и несущего винта

128. Переключатель магнето

129. Магнитный компас КИ-13

130. Принудительная вентиляция пилотской кабины

131. Верхний электропульт

132. Коробка управления СПУ-2

133. Плафон освещения кабины пилотов (матовый)


Фюзеляж технологически состоял из трех блоков: средней части, хвостовой и концевой балок. В передней части фюзеляжа, не являющейся отдельным агрегатом, располагался двигательный отсек, образуемый внешними капотами В средней части, выполненной в виде дюралюминиевого клепаного полумонокока, размещалась грузовая кабина, объемом около 16 куб.м. Ее симметричное расположение относительно центра масс вертолета (под главным редуктором) упрощало центровку

Грузовая кабина снабжалась двумя входами: двустворчатым хвостовым, образующим задний обвод средней части фюзеляжа, и входной дверью по левому борту Последняя открывалась вбок против направления полета. Размеры кабины позволяли разместить в ней 11 пассажиров со снаряжением (масса каждого 100 кг), а при перегрузке – 15 человек. В грузовой кабине могли располагаться различные грузы массой до 1250 кг, в том числе и на тележке, а также некоторые типы техники и вооружения (ГАЗ-60, «Победа», мотоциклы с колясками (2 шт.) с водителями или артиллерийская пушка калибра 76 мм). Перевозка крупногабаритных грузов предусматривалась на внешней подвеске. Ее оборудование представляло собой четыре силовых троса с замком-держателем и грузовым крюком, к которому при помощи кольца крепилась грузовая подвеска. Силовые тросы крепились к фюзеляжу в четырех точках: два на узлах в зоне передних стоек шасси, а два на узлах крепления подкосов основных стоек. Ми-4А мог оснащаться следующим транспортным оборудованием: трапами, электролебедкой ЛПГ-2, крепежными тросами, стрелой для подъема грузов и др.

Над передней частью грузовой кабины располагалась кабина экипажа. В ней устанавливалось два сиденья для пилотов, приборное оборудование и органы управления вертолетом. Она снабжалась двумя боковыми сдвижными дверями и сообщалась с грузовой кабиной при помощи люка За кабиной экипажа размещались редукторный и топливный отсеки. В зоне, примыкающей к стыку с хвостовой балкой, располагался отсек радиооборудования.

Под фюзеляжем находилась гондола. В случае ее демонтажа – вырез закрывался съемной панелью с обтекателем

Хвостовая балка (монококовой конструкции) несла в себе промежуточный редуктор, хвостовой вал трансмиссии, стабилизатор площадью 0,7 кв.м и хвостовую опору. К ней крепилась концевая балка (с обтекателем, рулевым винтом и хвостовым редуктором).

Силовая установка вертолета состояла из одного двухрядного звездообразного 14-цилиндрового двигателя АШ-82В, снабженного муфтой включения трансмиссии, системой принудительного воздушного охлаждения с осевым вентилятором и спрямляющим аппаратом. Запуск двигателя осуществляется электростартером СКД-2В или, в аварийной ситуации, ручным способом. Двигатель устанавливался под углом 28° к оси фюзеляжа. Система выхлопа состояла из двух выхлопных коллекторов, отводящих газы за обшивку кабины.

Топливная система включала в себя один мягкий протек- тированный бензобак емкостью 960 – 1000 л, установленный в специальном контейнере, и бензопровод, снабженный необходимыми агрегатами (фильтры, клапаны, краны и др.). Имелась система заполнения бензобака инертным газом и противопожарное оборудование двигательного отсека.

Маслосистема двигателя включала в себя один маслобак из алюминиевого сплава, установленный в верхней части двигательного отсека, систему маслопроводов, маслорадиатор, фильтры, систему разжижения масла бензином и др.

Трансмиссия вертолета включала в себя:

– главный вал, передающий усилия от двигателя к главному редуктору;

– главный редуктор, состоящий из пары конических зубчатых колес и двухступенчатой планетарной передачи;

– хвостовой вал, соединяющий главный редуктор с промежуточным редуктором, а промежуточный редуктор – с хвостовым;

– промежуточный редуктор, изменяющий направление оси хвостового вала;

– хвостовой редуктор, передающий крутящий момент на рулевой винт;

– тормоз несущего винта, установленный в передней части хвостового вала (в месте сочленения его с выводом главного редуктора).

Система смазки главного редуктора – автономная, циркуляционная, смазка промежуточного и хвостового редуктора осуществлялась разбрызгиванием (барбатажем масла).

Несущая система представляла собой четырехлопастный воздушный винт левого вращения с шарнирным креплением лопастей. Форма лопасти в плане прямоугольная, профиль – NACA-23012 постоянной толщины. Конструктивно лопасть выполнялась в виде прессованного лонжерона из алюминиевого сплава по форме носка профиля с приклеенными к нему хвостовыми отсеками. Хвостовые отсеки изготавливались из сотового заполнителя из алюминиевого сплава с приклеенной дюралевой обшивкой толщиной 0,3 мм. По торцам отсека установлены хвостовые нервюры для придания жесткости.

Рулевой винт – трехлопастный, толкающий, с механическим изменением шага в полете и возможностью реверса Угол установки лопастей от +20° до -8°. Лопасти – деревянные, с металлической окантовкой, подвешены к втулке при помощи горизонтальных и осевых шарниров.

Шасси вертолета – четырехопорной схемы. Передние опоры снабжались самоориентирующимися нетормозными колесами размером 100x150 мм и жидкостно-газовыми амортизационными стойками. Основные опоры пирамидального типа с жидкостно-газовыми амортизационными стойками и тормозными колесами размером 700x250мм.

Для защиты рулевого винта от удара о землю имелась хвостовая опора, снабженная жидкостно-газовой амортизацией.

Управление вертолета в продольно-поперечном направлении и управление вертикальным перемещением осуществлялось с помощью автомата перекоса, путевое управление – рулевым винтом. С ползуном автомата перекоса цепью управления связан стабилизатор. Перемещение ползуна вызывало изменение угла установки стабилизатора и создавало соответствующий режиму полета продольный управляющий момент силы. В кабине экипажа имелись, ручка управления, педали и рычаг «шаг-газ».

В систему управления включались рулевые агрегаты РА-10 и гидроусилитель БУ-10Ш (для вертолета с автопилотом). ' для вертолета без автопилота -гидроусилители БУ-10П и БУ-10Ш. Система управления – жесткого типа (за исключением . управления тормозом несущего винта и путевого управления в районе концевой балки). В кабине органы управления сдвоены так, что каждый летчик имеет возможность управлять вертолетом самостоятельно со своего рабочего места при неработоспособности другого.

Гидравлическая система вертолета монтировалась в редукторном отсеке и предназначалась для питания рабочей смесью (АМГ-10) рулевых агрегатов или гидроусилителей в системе управления вертолетом под давлением 60 (+-5/-15) кг/см.кв. Для увеличения надежности эксплуатации на вертолете имелись две гидросистемы – основная и дублирующая. Насосы шестеренчатого типа устанавливались на корпусе главною редуктора.

Воздушная система – баллонного типа (в качестве баллонов использовались внутренние полости основных стоек шасси). Предназначалась для торможения колес шасси и осуществления перезарядки пулемета в гондоле. Вертолет оборудовался системой вентиляции и отопления кабины (при помощи бензинового обогревателя БО-2С, установленного слева внизу в моторном отсеке), а также противообледенительной системой лопастей несущего и рулевого винтов (спирто-глицериновая смесь) и стекол кабины экипажа (спирт).

Оборудование вертолета включало в себя: комплект пилотажно-навигационных . приборов, приборов контроля за работой

двигателя и трансмиссии, систему электрооборудования с генератором и аккумуляторами в качестве источников питания. кислородное, радио и вспомогательное оборудование. Оборудование Ми-4А обеспечивало возможность полетов днем, ночью и в сложных метеоусловиях

Радиооборудование состояло из приемно-передающей радиостанции РСИУ-ЗМ, радиокомпаса АРК-5. радиовысотомера РВ-2 и переговорного устройства СПУ-2 или СПУ-3.

Экипаж транспортно-десантного Ми-4 состоял из трех человек летчика (командира), штурмана (правого летчика) и борттехника. Последний также осуществлял стрельбу из пулемета, расположенного в гондоле. Командир поднимался в кабину по левому борту, используя встроенные подножки и поручни Штурман – через грузовую кабину, за тем по стремянке через люк в полу кабины пилотов, отклонив при этом спинку сиденья Борттехник в полете стоял на стремянке за спиной у штурмана.

В ВВС СССР вертолеты Ми-4 окрашивались в зеленый цвет сверху и бледно- голубой снизу Грузовая и пилотская кабины окрашивались в серый цвет, пульты и приборные доски – черные. Опознавательные знаки располагались по бокам фюзеляжа за основными стойками шасси и снизу на подфюзеляжной гондоле Тактические номера рисовались на борту (под иллюминаторами, либо над опознавательными знаками ближе к стыку с хвостовой балкой). Последний из вариантов имел Ми-4АВ, на котором служил автор статьи. Тактический номер 18 желтого цвета с черной окантовкой выполнялся шрифтом со срезанными под 45" гранями.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх