Новости мировой авиации

УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ БОИНГ F-15SE

На заводе фирмы «Боинг» в Сент- Луисе (шт. Техас) в середине марта 2009 г. состоялась презентация усовершенствованного многоцелевого истребителя F-15SE «Сайлент Игл», призванного отвечать требованиям будущих иностранных заказчиков. Истребитель проектировался в рамках секретной программы «Монти». Фирма рассчитывает получить не менее 190 заказов от стран, имеющих на вооружении истребители F-15, в частности Южной Кореи, Сингапура, Японии, Израиля и Саудовской Аравии.

Разработанный на основе предыдущих модификаций истребителей семейства F-15 новый самолет отличается расширенным применением технологий «стелс» и увеличенными возможностями по размещению вооружения. С целью уменьшения ЭПР на истребителе F-15SE применены новые радиопоглощающие покрытия, конформные топливные баки (КТБ) новой конструкции и другие технические решения. Новые КТБ, установленные под крылом на боковой поверхности каналов воздухозаборников, могут использоваться не только для увеличения запаса топлива (емкость каждого бака 5670 л), но и в качестве отсеков для размещения ракетно-бомбового вооружения. Каждый КТБ поделен на два отсека: в верхнем на рельсовых направляющих могут размещаться управляемые ракеты класса воздух-воздух AIM-9 и AIM-120 или корректируемые авиабомбы типа JDAM калибром 227 кг и SDB меньшего калибра), а в нижнем – одна бомба JDAM калибра 455 кг. Стандартное вооружение, используемое на существующих истребителях F-15, может устанавливаться при использовании КТБ прежней конструкции.

В первом квартале 2010 г. должны начаться летные испытания первого опытного истребителя-бомбардировщика F-15E1, в ходе которых будут отрабатываться методы сброса оружия, находящегося внутри КТБ.

Истребитель F-15SE имеет вертикальное оперение, поверхности которого наклонены наружу на угол 15° с целью улучшения аэродинамических характеристик и уменьшения массы планера.

Самолет оснащен новой цифровой системой управления (DFCS). Для повышения живучести на истребитель установили цифровую систему предупреждения DEWS, разработанную фирмой «БАЕ Системз» и сопряженную с усовершенствованной РЛС с АФАР производства фирмы «Рейте- он». В результате летчик может осуществлять подавление радиоэлектронных средств противника при одновременной работе бортовой РЛС и средств предупреждения о радиолокационном облучении. Система DEWS является упрощенным вариантом системы, предназначенной для истребителей пятого поколения Локхид Мартин F-22 и F-35.

Фирма «Боинг», предлагая на рынок истребитель F-15SE, считает, что с его помощью удастся продлить эксплуатацию самолетов на значительное время. ВВС рассчитывают сохранить на вооружении не менее 200 истребителей-бомбардировщиков F-15E до 2035 г. Фирма полагает, что расчетная цена самолета F-15SE может составить около 100 млн. долл. с учетом запасных частей и затрат на обслуживание радиопог- лощающих покрытий (цена самолета F-35 определена в 70 – 80 млн. долл. в ценах 2014 ф. г.).


КАТАСТРОФА ИСТРЕБИТЕЛЯ ЛОКХИД МАРТИН F-22 «РЭПТОР»

Летчик-испытатель Дэвид Кули


25 марта 2009 г. потерпел катастрофу истребитель Локхид Мартин F-22 «Рэптор». Самолет, принадлежавший 412-му испытательному авиационному крылу, дислоцированному на авиабазе Эдварде (шт. Калифорния), выполнял полет, цель которого не сообщается. Самолет разбился в 60 км северо-восточнее авиабазы в районе озера Харпер. Летчик Дэвид Кули погиб. Ранее он являлся летчиком-испытателем фирмы «Локхид Мартин» и участвовал в испытаниях истребителя F-22.

С начала разработки истребителя F-22 это уже четвертый потерянный самолет. В апреле 1992 г. при посадке разбился опытный истребитель YF-22, летчик погиб. В 2004 г. во время тренировочного полета в шт. Невада потерпел аварию один из серийных самолетов F-22, летчик катапультировался. В октябре 2007 г. на авиабазе Эдварде разбился еще один серийный истребитель из-за пожара в двигателе. В настоящее время на вооружении ВВС США находятся 134 самолета F-22 «Рэптор».


ПЕРСПЕКТИВЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК

В английском еженедельнике «Джейнс Дифенс Уикли» опубликована статья американского военного аналитика Адама Лоутера из Научно-исследовательского института ВВС США, находящегося на территории авиабазы Максвелл.

Хотя А. Лоутер выступает как частное лицо, содержание статьи, видимо, отражает взгляды определенной группы в руководстве американских ВВС на перспективы развития авиационной составляющей стратегической ядерной «триады» США. В статье, в частности, говорится: «К настоящему времени парк американских стратегических бомбардировщиков уменьшился по сравнению с 1962 г. (периодом наибольшего расцвета стратегической авиации США) в 10 раз. Самолеты Боинг В-52Н, Рокуэлл В-1В и Нортроп Грумман В-2А быстро устаревают. Для поддержания их в боеспособном состоянии требуется все больше средств. Находящиеся на вооружении 450 МБР «Минитмен» III шахтного базирования также имеют достаточно большой срок службы и нуждаются в периодической модернизации.



В «Белой книге» ВВС США, подготовленной 10 лет назад, указывалось, что существует опасность потери американскими стратегическими бомбардировщиками способности проникновения в воздушное пространство противника, прикрытое современными средствами ПВО. Без существенного увеличения возможностей стратегических самолетов преодолевать систему ПВО (сейчас только 20 малозаметных бомбардировщиков В-2А сохраняют такую возможность) авиационная составляющая американской ядерной триады стоит перед угрозой утраты своего значения.

Программа «Бомбардировщик 2018», связанная с разработкой стратегического бомбардировщика нового поколения NGB (Next Generation Bomber), предназначенного для замены существующих стратегических бомбардировщиков, находится на самом начальном этапе реализации. Эта программа может оказаться слишком дорогой, цена одного самолета, как полагают, составит почти 1 млрд. долл. В сложившихся условиях представляется более целесообразным, используя последние технические достижения, приступить к созданию дальнего ударного авиационного комплекса, представляющего собой беспилотный самолет-носитель ядерного оружия ND- UCAV (Nuclear-Dedicated Unmanned Combat Aerial Vehicle).

В ходе предвыборной кампании нынешний президент США Барак Обама выступал за дальнейшее сокращение американских ядерных арсеналов. По-видимому, сейчас наступил трудный момент для США, когда необходимо решить вопрос о разработке и развертывании ядерных боеприпасов нового поколения (в частности боеголовок RRW) и средств их доставки. Министерство обороны, командование ВВС и другие американские правительственные организации выступают за продолжение работ но созданию боеголовки RRW. В то же время ряд влиятельных внеправительственных организаций, среди которых Ассоциация по контролю над вооружениями, Американская ассоциация прогрессивных ученых, Американское физическое общество, Центр стратегических и международных исследований, призывают руководство США стремиться к достижению безъядерного мира.

В этих условиях ВВС не очень убедительно аргументировали свои потребности в новых боевых ударных самолетах. Однако решение о замене существующего парка стратегических бомбардировщиков на беспилотные самолеты ND-UCAV могло бы улучшить ситуацию, поскольку цена одного стратегического ударного авиационного комплекса уменьшилась бы до 150 млн. долл., т. е. оказалась бы существенно меньше цены перспективного самолета, исследуемого по программе «Бомбардировщик 2018». К достоинствам беспилотного самолета ND-UCAV относятся:

– способность доставлять на стратегическую дальность две термоядерные бомбы В-61 при значительно меньших затратах;

– малая заметность, способствующая проникновению в хорошо защищенное воздушное пространство противника;

– сравнительно небольшие размеры беспилотного самолета (более чем в два раза меньшие, чем размеры бомбардировщика В-52Н), что позволит базировать эти самолеты на авиабазах, имеющих ВПП средних размеров и позволяющих легко рассредоточивать группировку самолетов ND-UCAV в угрожаемый период;

– возможность (в отличие от МБР) отозвать бомбардировщик назад до сброса средств поражения;

– способность к поиску мобильных целей с точно не установленными координатами или длительному барражированию в заданном районе;

– возможность выполнения боевой задачи в зонах с повышенным уровнем радиации, где нахождение пилотируемых самолетов невозможно».

Касаясь общей стоимости программы, А. Лоутер замечает, что министерство обороны уже затратило более 800 млн. долл. в разработку беспилотных боевых самолетов по программам J-UCAV и N- UCAV, что можно рассматривать как вложения в будущую программу ND- UCAV. По его мнению, создание беспилотного стратегического комплекса позволило бы восстановить роль бомбардировочной авиации США в решении задач стратегического сдерживания.


ЗАКУПКИ УТС АЛЕНИЯ АЭРМАККИ М-346 «МАСТЕР»

На состоявшейся в конце февраля 2009 г., в Дубае Международной авиационной выставки IDEX-2009 представители ВВС ОАЭ официально объявили о завершении конкурса на новый учебно-тренировочный самолет (УТС) для подготовки летчиков истребительной авиации. Победителем конкурса стал итальянский сверхзвуковой УТС Аления Аэрмакки М-346 «Мастер». Участниками конкурса были южнокорейский сверхзвуковой УТС KAIТ-50 «Голден Игл» и английский самолет ВАЕ Системс «Хоук»128.

Двухместный самолет М-346 «Мастер» имеет максимальную взлетную массу 9500 кг. Он оснащен двумя ТРДД взлетной тягой по 2800 кгс. Способен развивать скорость, соответствующую числу М = 1,15.

ВВС ОАЭ заявили, что начались переговоры с фирмой «Аления Аэрмакки» (входящей в состав промышленной группы «Финмекканика») о подготовке контракта на закупку 48 самолетов М-346, а также соответствующих тренажеров и различного оборудования. Стоимость сделки оценивается в 1 млрд. евро, начало поставок самолетов ожидается в 2012 г.

Самолет М-346 является итальянской модификаций российского УТС Як-130, доработанной на соответствие требованиям и стандартам НАТО. К разработке самолета М-346 приступили в январе 2000 г. Первый полет опытного самолета состоялся в июле 2004 г., а первого предсерийного – в декабре 2008 г. К настоящему времени ВВС Италии заказали 15 УТС М-436. Этот самолет является участником конкурсов на новый УТС в Сингапуре, Греции и Польше.


БПЛА ДЛЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ИНДИИ

Представитель Министерства обороны Индии заявил, что в ближайшие два-три года планируется выделить более 2 млрд. долл. на закупку за рубежом большого количества различных БПЛА для вооруженных сил. Предусматривается покупка мини-БПЛА, беспилотных вертолетов, боевых беспилотных аппаратов и БПЛА с большой продолжительностью полета. Решение о покупке беспилотных аппаратов было принято после террористических актов в Мумбае в ноябре 2008 г. Среди закупаемых БПЛА будут аппараты, способные обнаруживать и уничтожать террористов в момент перехода границы и в городских кварталах.

В 2008 г. министерство запросило некоторые зарубежные фирмы относительно продажи малоразмерных БПЛА. Был проявлен интерес к беспилотным аппаратам Элбит Сис- темз «Скайларк», IAI «Бэрд Ай», Сингапур Аэроспейс «Фэнтейл», EADS «Трекер» и Аэровайромент «Рейвн». Все эти БПЛА запускаются с руки, кроме аппарата «Фэнтейл», относящегося к классу вертикально взлетающих БПЛА с вентилятором в кольцевом канале.

Индийская армия рассчитывает приобрести разведывательный БПЛА, способный нести целевую нагрузку массой 350 кг, совершать полет на высоте 10700 м и летать в заданном районе в течение 24 ч при радиусе полета 350 км. БПЛА должен быть всепогодным и выполнять задания в любое время суток.

ВМС Индии предполагают заказать в 2009 г. не менее 12 беспилотных вертолетов для базирования на кораблях. По словам представителя индийских ВМС, в настоящее время затруднено патрулирование протяженной береговой линии с помощью устаревших самолетов Ту-142 и Ил-38 советского производства и легких самолетов Дорнье 228.

В настоящее время на вооружении Индии находятся несколько десятков израильских БПЛА «Серчер» 1, «Серчер» 2 и «Герон».


ИНДИЯ ЗАНЯЛАСЬ СОБСТВЕННЫМИ ИСТРЕБИТЕЛЯМИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Научно-исследовательское агентство (ADA) ведет переговоры с представителями ВВС Индии относительно привлечения их к работам по проекту среднего боевого самолета MCA (Medium Combat Aircraft). Агентство надеется получить многолетнее государственное финансирование исследований. Руководитель программ разработки боевых самолетов в ADA Субраманьям сказал, что в Индии имеется опыт формирования совместных групп из различных организаций для создания истребителей, например истребителя «Тед- жас». По его словам, теперь ADA хочет привлечь ВВС для разработки среднего истребителя МСА и запрашивает их требования к самолету. Предполагается, что на разработку самолета уйдет 10 лет. К этому времени планируется снять с вооружения истребители МиГ-29 и Дассо Авиасьон «Мираж» 2000, для замены которых и предлагается самолет МСА. Самолет МСА не рассматривается как истребитель 5-го поколения.

На очередной авиационной выставке, состоявшейся в феврале 2009 г. в Бангалоре, на стенде ADA была показана модель одного из вариантов будущего самолета (см. рисунок), проходящая испытания в аэродинамической трубе. Самолет МСА будет оснащен двумя двигателями, в его конструкции применяются технологии «стелс». Согласно имеющейся информации, он предназначен для борьбы с воздушными и наземными целями, в частности, будет подавлять систему ПВО противника и оказывать непосредственную поддержку наземным войскам.

Расчетная взлетная масса истребителя МСА 20 т. Он должен обладать максимально малой ЭПР, а воздухозаборники двигателей будут иметь искривленную форму для экранирования газогенератора в передней полусфере. Для размещения вооружения будут служить внутренние отсеки. В конструкции самолета планируется широко применить ра- диопоглощающие композиционные материалы и краски, планируется также внедрение микроэлектромеханических систем (МЭМС). В состав комплекса авионики, построенного по модульной архитектуре, войдут усовершенствованная РЛС, различные датчики, средства обмена информацией и другое оборудование. Внешние антенны и различные контейнеры планируется выполнять по принципу конформности. Система управления должна обладать возможностью изменения конфигурации. Представители ADA заявили, что истребитель МСА будет входить в боевую сетецентрическую информационную систему.

В качестве силовой установки может быть использован усовершенствованный вариант ТРДДФ «Каве- ри», разработанного для истребителя «Теджас» в индийском НИИ Газотурбостроения (GTRE) при участии российских специалистов. С помощью нового двигателя должны обеспечиваться сверхзвуковая крейсерская скорость (до М = 1,6) и малая тепловая заметность. Двигатель может быть оборудован системой управления вектором тяги.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх