Королевские военно-воздушные силы Австралии

Уважаемые читатели, в прошлом номере журнала мы закончили публикацию серии статей об американском истребителе-бомбардировщике F-111.

Последние машины этого семейства в настоящее время состоят на вооружении лишь одной страны – Австралии. Об австралийских «поросятах», а именно такое название получили F-111 на зеленом континенте, мы уже подробно рассказали, но нам кажется, что для окончательного завершения темы стоит хотя бы вкратце познакомить вас с современным состоянием ВВС этой далекой страны.

Что из себя представляет далекая Австралия? Во-первых, это отдельный континент со своеобразной флорой и фауной, и являющийся к тому же родиной такого чудесного изобретения как бумеранг. Во-вторых, это суверенное государство, являющееся членом нескольких экономических и военно-политических союзов, и проводящее все более активную международную политику, причем не только в районе южной части Тихого океана, называемом Океания, но и далеко за его пределами.

Кроме того, Австралия обладает довольно развитой промышленностью и одними из наиболее современных в регионе вооруженными силами, на оснащении которых находятся и современные корабли, и боевые самолеты различных типов.


Немного из истории

Так же как и американцы, являющиеся по сравнению с европейскими государствами достаточно молодой нацией, австралийцы стремятся как можно больше «удлинить» свою историю. Не является исключением и история национальных военно-воздушных сил. В этом случае речь идет о начале прошлого века, а именно о 1901 г., хотя тогда над пятым континентом летали еще британские воздухоплаватели. Первый же австралиец поднялся в воздух на самолете собственной конструкции только в июле 1910 г.

Несколько лет безрезультатно шли и дебаты о необходимости образования австралийских военно-воздушных сил (в местных документах они были названы Австралийским авиационным корпусом – Australian Aviation Corps). И только в 1911 г. министр обороны Австралии Джордж Пирс сразу же после своего возвращения из Лондона принял наконец-таки решение об образовании летной школы.

Первыми военными летчиками далекого пятого континента стали шесть человек: пилоты Генри Петре и Эрик Харрисон, а также механики Р. Честер, Г. Фонтено, К. Нит и А. Шортланд. Официальной же датой образования Королевских австралийских ВВС (Royal Australian Air Force) принято считать 22 октября 1912 г. – в тот день было объявлено о создании Воздушного корпуса Австралии (Flying Corps in Australia) и размещены заказы на пять самолетов (хотя самостоятельным видом вооруженных сил ВВС Австралии стали лишь в марте 1921 г.).


Современность

Сегодня военная авиация Австралии представлена Королевскими военно-воздушными силами, а также авиацией сухопутных войск (Australian Army Aviation Corps – AAAC) и военно-морских сил (Royal Australian Navy – Fleet Air Arm). Основная часть боевой и вспомогательной авиации, естественно, находится в составе ВВС.

Королевские ВВС Австралии, насчитывавшие около тринадцати с половиной тысяч человек (служба – только на добровольной основе), согласно организационной структуре включают в себя:

– штаб (на ВВБ Гленбрук, Новый Южный Уэльс),

– авиационное оперативное командование,

– объединенное командование обеспечения,

– учебное командование.

Во главе военно-воздушных сил стоит командующий ВВС, осуществляющий руководство данным видом вооруженных сил (ВС) непосредственно через штаб.

В подавляющем своем большинстве все летательные аппараты сведены в авиационное оперативное командование со штабом на ВВБ Гленбрук и распределены по соответствующим боевым группам (Force Element Group), которые более подробно рассматриваются ниже.

Боевая авиационная группа (Air Combat Group) со штабом в Вильямтауне:

– 78-е тактическое учебное авиакрыло (АКР) в составе 76-й и 79-й (самолеты «Хок» 127) учебно-боевых авиационных эскадрилий (АЭ) и 2-й отдельной группы переподготовки (2" Operational Conversion Unil, самолеты F/A-18A/B), штаб АКР вместе с 76-й АЭ и 2-й группой базируется на ВВ6 Вильямтаун в штате Новый Южный Уэльс, а 79-я АЭ – на ВВБ Пирс в штате Западная Австралия. На вооружении АКР состоит 33 самолета "Хок" Мк.127 и более 10 самолетов F/A-18A/B,

– 81-е тактическое истребительное авиакрыло в составе 3-й, 75-й и 77-й тактических истребительных АЭ, штаб АКР вместе с 3-й и 77-й эскадрильями базируется на ВВБ Вильямтаун, а 75-я АЭ – на ВВБ Тиндал в штате Северные территории. На вооружении авиакрыла состоят модернизированные самолеты F/A-18А/В (по некоторым данным, в составе 77-й АЭ до сих пор остаются три самолета РС-9/А, переоборудованных для решения задач непосредственной огневой поддержки);

– 82-е ударно-разведывательное авиакрыло в составе 1-й (самолеты F- 111С и RF-111 С) и 6-й (самолеты F- 111C/G) ударно-разведывательных АЭ, базирующихся вместе со штабом авиакрыла на ВВБ Эмберли в штате Квинсленд, а также размещенного на ВВБ Вильямтаун подразделения передового авиационного контроля (FACDU). Авиакрыло имеет на вооружении 28 самолетов F-l 11C/G и RF-111С, получивших в австралийских ВВС прозвище "поросенок' ("Pig"), и не менее 65 учебно-тренировочных самолетов РС-9/А Pilatus (в составе FACDU);

– три подразделения ПВО на ВВБ Дарвин, Тиндал и Вильямтаун, оснащенные радиолокационными станциями.


Командующий Королевскими ВВС Австралии маршал авиации Ангус Хаустон




Святая троица австралийских ВВС – их основная ударная мощь


Группа была образована в феврале 2002 г. путем слияния Тактической истребительной группы (Tactical Fighter Group) и Ударно-разведывательной группы (Strike Reconnaissance Group).

Транспортная авиационная группа (Air Lift Group) со штабом на ВВБ Ричмонд (около города Сидней):

– 84-е транспортное авиакрыло в составе 32-й (ВВБ Ист-Сейл; имеются заменяющиеся на взятые в лизинг «Супер кинг эйр» 350 самолеты HS-748- 228 и HS-748 VIP- последние пять машин должны быть сняты с вооружения 30 июня 2004 г.), 33-й (ВВБ Ричмонд, са- молеты-заправщики и транспортные Боинг 707-338С) и 34-й (ВВБ Фэйр- бейрн; самолеты Боинг 737 «Бизнес джет» и взятые в лизинг «Челленджер» С-604) авиационных эскадрилий. Штаб АКР расположен на ВВБ Ричмонд, на вооружении состоят транспортные самолеты, а также самолеты-заправщики (по сообщениям иностранной прессы, австралийские самолеты-заправщики Boeing 707 не имеют оборудования, необходимого для выполнения дозаправки в воздухе истребителей-бомбардировщиков F-l 11, что существенно понижает боевой потенциал последних);

– 85-е учебное авиакрыло, базирующееся на ВВБ Ричмонд к западу от Сиднея и включающее в себя 285-ю АЭ (три компьютеризированных тренажера: самолетов С-130Н, С-130J и Боинг 707; основной задачей этой АЭ является подготовка летного и технического состава для 84-го и 86-го АКР) и группу подготовки персонала по управлению воздушным движением и разработки методов и средств в сфере авиаперевозок в интересах МО Австралии (Air Movements Training and Development Unit). Примечательно, что сформированное 10 марта 1945 г. на ВВБ Эмберли, данное авиакрыло поначалу было не учебным, а тяжелым бомбардировочным. Правда, как и большинство австралийских формирований времен второй мировой войны, существовало 85-е АКР недолго: 19 ноября 1945 г. оно было расформировано и воссоздано уже в новом качестве только 1 августа 1999 г.;

– 86-е авиакрыло в составе 36-й (самолеты С-130Н), 37-й (самолеты С- 130J/J-30) и 38-й (самолеты DHC-4A) транспортных АЭ. Штаб авиакрыла находится на ВВБ Ричмонд, там же базируются и первые две АЭ, а 38-я АЭ осуществляет базирование на ВВБ Эмберли и имеет отдельный авиаотряд на ВВБ Таунсвиль (38 SON DETA).

На вооружении авиакрыла состоят 38 транспортных самолетов C-I30H/J/J- 30 и DHC-4A.

Разведывательная и ударная группа (Surveillance and Response Group) была сформирована 30 марта 2004 г. в результате слияния Группы базовой патрульной авиации (Maritime Patrol Group) и Группы наблюдения и управления (Surveillance and Control Group). Ее штаб расположен на ВВБ Вильямтаун, а в ее состав входят:

– 41-е авиакрыло со штабом на ВВБ Вильямтаун в составе:

– 2-й АЭ (эскадрилья была расформирована 31 июля 1982 г. с выводом из боевого состава ВВС самолетов Canberra и в настоящее время воссоздается заново), которая базируется на ВВБ Вильямтаун и начиная с 2004 г. на ее вооружение начнут поступать шесть самолетов ДРЛО Boeing 737- 700NG AEW amp;C (первый – в 2004 году, второй – к 2007 году; контракт подписан в рамкох проекта "Wedgetail");

– 1-я радиолокационная рота ПВО (No 1 Radar Surveillance Unit – IRSU), сформированная 1 июля 1992 г. в районе ВВБ Алис-Спрингс для обслуживания загоризонтной РЛС Jindalee, но к июлю 1999 г. – передислоцирована на ВВБ Эдинбург;

– 2-я и 3-я роты управления (Control and Reporting Unit) соответственно на ВВБ Тиндал и Вильямтаун, для их оснащения в 1998 г. у компании Lockheed Martin были приобретены РЛС ПВО тактического звена AN/TPS-117;

– 114-я мобильная рота управления (No 114 Mobile Control and Reporting Unit – 114MCRU) на ВВБ Дарвин;

– учебная группа наблюдения и контроля (Surveillance and Control Training Unit – SACTU) на ВВБ Вильямтаун;

– 44-е авиакрыло со штабом на ВВБ Вильямтаун, которое включает в свой состав группы (посты) управления воздушным движением на базах Эмберли, Дарвин, Ист-Сейл, Эдинбург, На- ура (ВМС), Оки (АА СВ), Пирс, Ричмонд, Тиндал, Таунсвиль и Вильямтаун;

– 92-е авиакрыло в составе 10-й, 11 -й и 292-й АЭ БПА, которое в полном составе базируется на ВВБ Эдинбург


Самолет БПА Р-ЗС «Орион» из состава 71-й АЭ выполняет тренировочный полет в в штате Южная Австралия.

«Виповский» Боинг «Бизнес джет» из состава 34-й АЭ прибыл на ВВБ Ричмонд


На вооружении АКР имеется 16 самолетов БПА АР-ЗС «Орион» Upgrade N/N.5 и 3 самолета ТАР-ЗВ «Орион» («ТАР-ЗВ» означает «Training Australian P-3B», т.е. «австралийский учебный Р-ЗВ»). Последние переоборудованы из самолетов БПА Р-ЗВ, полученных от ВМС США и используемых австралийцами в учебных целях, для перевозки грузов и т.п.

В качестве основного, на вооружении самолетов авиакрыла состоят глубоководные высокоскоростные противолодочные торпеды Мк 46 (согласно новой совместной программе "Joint Project 2070", в скором времени на замену американским должны прийти европейские торпеды MU90 компании Eurotorp), мины Мк 36 и Мк 41 (носят название «Destructor»), ПКР AGM-84D Harpoon (на борту каждого АР-ЗС установлена специальная авиационная система управления этой ПКР – "Harpoon Aircraft Command Launch Control System" или сокращенно HACLCS, предназначенная для осуществления полного контроля за предстартовой подготовкой ПКР "Гарпун", ее пуском и управлением на траектории), 1 0- местные спасательные комплекты "Air Sea Rescue Kit" или ASRK (транспортируются в бомбоотсеке «орионов» и представляют собой 10-местные спасательные плотики и контейнеры с продовольствием и снаряжением, связанные вместе), пассивные и активные акустические буи, дымовые маркеры Мк25 и Mk58("Marker Location Marine"; представляют собой вырабатывающие дым пиротехнические устройства, сбрасываемые самолетом на воду для обозначения места нахождения чего-либо, например, подводной лодки противника, или в целях привязки к месту экипажами самолетов или вертолетов), специальные взрывные или электронные акустические устройства (Signal Underwater Sound или SUS) для обнаружения подводных лодок противника, а также другое специальное оборудование.

В январе 1995 г. в рамках программы «Project Air 5276» (Sea Sentinel), направленной на модернизацию парка самолетов БПА Р-ЗС «Орион» до модификации АР-ЗС и продления срока их службы минимум до 2015 г., с американской компанией E-Systems (ныне это Raytheon Systems Co.) был подписан соответствующий контракт и уже в ноябре 1997 г. на ее завод в г. Грин- вилль в штате Техас был доставлен первый австралийский «Орион». Остальные самолеты были направлены для прохождения модернизации на предприятие американской компании, расположенное на территории самой Австралии в г. Пара (Avalon Airfield, Lara, Victoria).

В рамках рассматриваемой программы проводилась замена радиолокационного, акустического, навигационного оборудования, средств связи и сбора, обработки и передачи данных. На самолетах были установлены:

– магнитометрический детектор компании САЕ;

– РЛС EL/M-2022(V)2 израильской компании Elta;

– акустическая станция UYS-503 компании Computing Devices Canada;

– система управления данными DDC-060 компании Lockheed;

– система связи (диапазон UHF/VHF) и GPS-приемник компании Honeywell;

– комплекс радиотехнической разведки ALR-2001 ESM компаний Elta;

– аппаратура спутниковой связи (SATCOM) и др.

Следует отметить, что самолеты 92- го авиакрыла иногда по специальным запросам используются также в интересах Австралийского центра по координации поисково-спасательных операций на море (Australian Maritime Search and Rescue Co-ordination Centre – AUSSAR), расположенном в г. Канберра. «Орионы», патрулируя над водами южной части Тихого океана, спасли жизнь не одному десятку неосторожных рыбаков и яхтсменов.

Группа боевого обеспечения (Combat Support Group) со штабом в Таунсвилле, в состав которой входят различные подразделения обеспечения и вспомогательные службы:

– 395-е экспедиционное авиакрыло боевого обеспечения со штабом на ВВБ Таунсвилль в составе семи эскадрилий: 381-я (ВВБ Вильямтаун), 382-я (Эмберли), 383-я (Эмберли) и 386-я (Ричмонд) экспедиционные эскадрильи боевого обеспечения, а также 1-я эскадрилья связи (No 1 Combat Communications Sq.; ВВБ Ричмонд), 1-я эскадрилья МТО (No I Combat Logistics Sq.; ВВБ Таунсвилль) и 1-я эскадрилья обеспечения пассажирских перевозок (No I Air Terminal Sq.; ВВБ Ричмонд);

– 332-е авиакрыло боевого обеспечения на ВВБ Тиндал в составе одной 322-й эскадрильи боевого обеспечения;

– 396-е авиакрыло боевого обеспечения со штабом на ВВБ Дарвин в составе трех эскадрилий боевого обеспечения: 321-й (ВВБ Дарвин), 323-й (Таунсвиль) и 324-й (Буттерворт, Малайзия);

– авиакрыло охраны военно-воздушных баз и других объектов (Airfield Defence Wing; штаб – на ВВБ Эмбер- ли) в составе трех эскадрилий (дивизионов; Airfield Defence Squadron): 1-й (ВВБ Эдинбург), 2-й (Эмберли) и 3-й (Эм- берли);

– медицинское авиакрыло в составе 1-го и 2-го аэромобильных (Air Transportable Health Sq.) и 3-го стационарного (Combat Support Hospital) госпиталей (все – на ВВБ Ричмонд);

– отдельные подразделения боевого обеспечения на ВВБ Эмберли, Эдинбург, Гленбрук, Ричмонд и Вильямтаун;

– Авиакрыло боевого резерва (Combat Reserve Wing), сформированное в мае 1998 г. и насчитывающее 10 авиаэскадрилий действующего резерва, которые в случае необходимости могут быть доукомплектованы людьми и техникой для выполнения необходимых задач. Это 13-я (ВВБ Дарвин), 21-я (Лавертон), 22-я (Ричмонд), 23-я (Эмберли), 24-я (Эдинбург), 25-я (Пирс), 26-я (Вильямтаун), 27-я (Таунсвиль), 28-я (Фэйрбейрн) и 29-я (Энглси Бэрракс, Хобарт) АЭ резерва. Штаб авиакрыла боевого резерва ВВС, также как и штаб ВВС, располагается на ВВБ Гленбрук.


УТС РС-9/А «Пилатус» (номер А23-058) из состава 2-й учебной летной школы выполняет полет в рамках исследовательской программы ARDU


УБС«Хок» 127 из состава 76-й АЭ


Следует отметить, что в австралийских ВВС ко всем подразделениям, за редким исключением, применяется термин «эскадрилья» («авиационная эскадрилья»), как к тем, которые имеют на вооружении самолеты, так и к тем, которые их не имеют. В данной статье было решено придерживаться заведенного австралийцами порядка, хотя, на наш взгляд, не «летающие» эскадрильи правильнее было бы именовать дивизионами или батальонами.

Согласно опубликованным данным, в случае начала войны с участием Австралии командование национальных ВВС имеет право сформировать два специальных авиакрыла (в австралийской печати употребляется термин "Contingency Wings"): 96-е истребительное ПВО и 95-е ударное (No. 96 Contingency Air Defence Wing и No. 95 Contingency Strike Wing).

Учебное командование (Training Command; начальник – коммодор авиации Р.Ф. Льюк / Air Commodore R.F. Luke) было сформировано в Альберт- Парк 1 сентября 1 953 г., но с 7 сентября 1959 г. было передано в подчинение Командования обеспечения и длительное время было лишено статуса самостоятельности. Только 7 февраля 1990 г. командование было воссоздано заново, но уже в Пойнт Кук, однако, 1 января 1999 г. в ходе общей реорганизации ВС Австралии штаб-квартира Учебного командования была перенесена на ВВБ Вильямс в г. Лавер- тон, где сейчас и находится. В состав командования входят школы подготовки офицерского, сержантского и рядового составов ВВС, пилотов, штурманов и техников, ему же подчинены учебно- тренировочные самолеты РС-9/А Pilatus в количестве не менее 65 машин.

Организационно все подразделения учебного командования поделены на два авиакрыла, которые, в общем, являются авиакрыльями лишь номинально: Воздушное учебное АКР (Air Training Wing) и Наземное учебное АКР (Ground Training Wing).

В состав первого входят:

– Учебная школа базовой летной подготовки ВС Австралии (Australian Defence Force Basic Flying Training School);

– Центральная летная школа (Central Flying School) на ВВБ Ист-Сейл для подготовки инструкторов ВВС на УТС РС-9/А (специалисты школы также наблюдают за проводимой в г. Там- ворт начальной летной подготовкой). На базе школы создана пилотажная группа австралийских ВВС;

– 2-я школа летной подготовки (2nd Flying Training School) на ВВБ Пирс, в распоряжении которой также находятся УТС РС-9/А;

– Навигационная авиашкола (School of Air Navigation) находящаяся на ВВБ Ист-Сейл и использующая в учебном процессе взятые в лизинг у гражданской компании Airlift самолеты Beech King Air 200 из состава 32-й АЭ (на базе этой школы проходят подготовку и штурманы Королевских ВВС Новой Зеландии);

– подразделение боевого обеспечения (Combat Support Unit) на ВВБ Ист- Сейл;

– Учебная школа по выживанию в экстремальных условиях (Combat Survival Training School);

– Институт авиационной медицины (Institute of Aviation Medicine);

– Школа подготовки авиадиспетчеров (School of Air Traffic Control);

– Воздухоплавательная группа (RAAF Balloon), занимающаяся эксплуатацией воздушных шаров (Tasking amp; Flying Supervision).

В состав же Наземного учебного авиакрыла включены:

– Лингвистическая школа ВС Австралии (Australian Defence Force School of Languages);

– подразделение боевого обеспечения на ВВБ Вага-Вагга;

– Международный учебный центр ВС (Defence International Training Centre);

– учебное подразделение по вопросам авиационной медицины (Health Services Training Flight);

– Школа по подготовке менеджеров и разработке программ обучения (RAAF School of Management and Training Technology);

– Школа техников (RAAF School of Technical Training) на ВВБ Вага-Вагга (готовит, как явствует из названия, обслуживающий технический персонал и использует в учебном процессе списанную авиатехнику, такую как самолеты Macchi MB-326H, СТ-4 и Mirage IN);

– Школа подготовки сотрудников безопасности и пожарных (RAAF Security and Fire School).

Начальная летная подготовка для военнослужащих австралийских ВВС и ВМС проводится во 2-й школе летной подготовки на территории ВВБ Пирс (ранее для этого использовались УТС СТ-4 из состава 1-й школы летной подготовки, которая к настоящему времени уже расформирована). Однако, по имеющимся сведениям, на территории ВВБ Тамворт должна быть открыта Учебная школа базовой летной подготовки ВС Австралии (Australian Defence Force Basic Flying Training School – ADFBFTS), подчиненная начальнику Учебного командования.

Новой школе планируется передать всю ответственность по осуществлению начальной летной подготовки военнослужащих всех трех видов австралийских вооруженных сил (ВВС, армейской и морской авиации). Причем сама подготовка будет осуществляться гражданскими специалистами расположенной рядом с базой учебной школы на гражданских же УТС СТ-4 (22 единицы) и трех САР-10 (летчиков армейской авиации школа приняла еще 1 января 1999 г.).


"Геркулес" выполняет выброску десанта в ходе учений


Пропускная способность школы – 136 курсантов в год. После ее окончания летчики австралийских ВВС отправляются для совершенствования своих навыков во 2-ю школу летной подготовки, а уже затем, в случае успешного окончания курса – в строевые части. Летчики же армейской авиации переходят в Вертолетную школу ВС Австралии (Australian Defence Force Helicopter School). Тоже, видимо, касается и пилотов морской авиации.

Следует дополнить наш рассказ тем, что на базе Центральной летной школы была сформирована пилотажная группа Королевских ВВС Австралии, получившая название "Roulettes" (в переводе – «Рулетки»), Самолеты группы (учебно-тренировочные РС-9/А) с самого начала получили надпись на хвосте в виде латинской буквы "R" и характерную красно-белую окраску, к настоящему времени введенную и для всех летательных аппаратов Учебного командования. Причем самолеты учебных подразделений изначально окрашивались в оранжево-белый цвет, но, после того как была образована пилотажная группа австралийских ВВС, все самолеты Центральной летной школы перекрасили по красно-белой цветовой схеме (так легче было наносить на хвост отличительный знак пилотажных «рулеток» – латинскую букву "R"). Но возникла проблема: учебно- тренировочные самолеты довольно часто передавались из одной летной школы в другую и обратно. Соответственно, обслуживающий персонал стал превращаться постепенно в маляров. Вот тогда то и было принято решение (правда, понадобилось для этого довольно много времени) перекрасить все самолеты Учебного командования в новую стандартную цветовую схему – красно-белую. Примечательным и во многом поучительным для нас является тот факт, что летчики пилотажной группы австралийских ВВС регулярно проводят показательные выступления в удаленных районах страны, таких как штаты Квинсленд, Северные территории и Новый Южный Уэльс.

В австралийских военно-воздушных силах имеется и особое образование (Aerospace Operational Support Group – AOSG). Ее же сотрудники осуществляют и испытания соответствующих ВВТ. Место дислокации – недалеко от расположенного в Солисбери испытательного полигона Организации по исследованиям в области военной науки и технологии МО Австралии.

Собственный авиапарк у данного подразделения – довольно малочисленный и включает лишь оснащенные специальным оборудованием один F/A- 18А, один F/A-18В и три РС-9/А, а также передонные в длительную аренду из армейской авиации один вертолет «Ирокез» и один «Блэкхок». В остальных случаях, таких, например, как постановка на вооружение нового типа или класса летательных аппаратов, в распоражение группы для проведения всестороннего изучения и тестирования передаются на время один-два новых самолета или вертолета, которые затем возвращаются в строевые части.

За последние несколько лет Королевские военно-воздушные силы Австралии подверглись существенному реформированию. В частности, в целях сокращения расходов задачи по материально-техническому обеспечению были переданы гражданскому персоналу, набираемому по контракту (например, техническое обслуживание двигателей F404 самолетов F/A-18 проводит компания Air New Zealand). В результате эскадрильи МТО, имевшиеся до того в составе каждого авиакрыла, были расформированы и большая часть их личного состава передана в «летающие» авиаэскадрильи. Правда, «на всякий случай», австралийцы все же сохранили в составе авиакрыльев небольшие группы МТО из военнослужащих. Вдруг война, что тогда с гражданскими делать?

В заключение данной главы отметим, что самолеты Королевских ВВС Австралии постоянно привлекаются для помощи Австралийскому центру по координации поисково-спасательных работ на море (Australian Maritime Search and Rescue Co-ordination Centre – AUSSAR) и участвуют в поиске и спасении попавших в беду яхтсменов и рыбаков, выполняют другие подобные задачи.


Авиапарк

Боевой состав австралийских ВВС насчитывает около 300 самолетов боевой и вспомогательной авиации различного назначения, в том числе 24 бомбардировщика и истребителя-бомбардировщика, а также 71 тактический истребитель.

Небезынтересно будет отметить, что практически все типы самолетов боевой и вспомогательной авиации в краткосрочной перспективе должны либо пройти модернизацию, либо покинуть ряды ВВС, уступив дорогу более «молодым» и современным. Последним из сошедших с дистанции стали самолеты HS.748, окончательно снятые с вооружения 30 июня 2004 г. после 37 лет «беспорочной» службы.

Основную ударную силу австралийских военно-воздушных сил составляют ветераны мировой военной авиации – самолеты F- 111, которые представлены модификациями "С" и "G" В боевом составе имеется 17 и 7 таких машин соответственно, плюс еще 7 самолетов F-l 11G находятся на складском хранении, а четыре переоборудовоны в разведчики – RF-111С.

Все самолеты F-l 11, пришедшие в Австралию из-за океана, получили новую авионику, в том числе систему лазерного целеуказания, американские «б/у» подвесные контейнеры с системой AN/AVQ-26 Pave Track, систему РЭБ AN/ALE-40 (на бывших американских F-111G она уже стояла) и пр.

Тем не менее, монопольное впадение флотом «поросят» приносит австралийцам не только дивиденды, но и «огорчения». Таковых даже несколько.

Во-первых, с выводом F-l 11 из боевого состава (снятием с вооружения) ВВС США австралийские летчики остались один на один с проблемами материально-технического обеспечения этих самолетов. Поэтому было решено не только организовать на территории ВВБ Эмберли специальную мастерскую для тестирования планера, но и приобрести у заокеанского союзника целую «кучу» запчастей. Кроме того, в Соединенных Штатах в качестве ЗИПа были куплены 10 снятых с вооружения ВВС США самолетов F-111 разных модификаций (один F-l 11А, два F-l 11F, три F-111G и четыре EF-111 А), а также 130 двигателей TF30 и другое оборудование. Еще один планер F-1 11 был передан для проведения различных исследований в распоряжение австралийской организации оборонных исследований (DSTO). Цель исследовательских работ – обеспечить возможность эксплуатации семейства F- 111 до 2020 г.

Во-вторых, отсутствие на имеющихся в распоряжении Королевских ВВС Австралии танкерах-заправщиках оборудования, необходимого для дозаправки F-111 в воздухе существенно снижает боевой потенциал последних. Определенную надежду австралийские летчики возлагают на продвигаемый командованием ВВС проект по модернизации флота воздушных «дойных коров». Пока же пилоты F-111 для поддержания навыков отрабатывают операции по дозаправке в воздухе от самолетов- заправщиков ВВС США. Вторым «китом», на котором держатся Королевские ВВС Австралии, являются несколько десятков F/A-18А/В «Хорнет» – истребителей и штурмовиков «в одном флаконе» (ряд источников упоминает о том, что австралийцы обозначают свои «хорнеты» как AF- 18А/В).

20 октября 1981 г. Австралия разместила в Соединенных Штатах заказ на 57 одноместных F/A-18A и 18 двухместных F/A-l 8B для замены снимавшихся с вооружения истребителей Mirage IIIO (а до них были «мустанги», «метеоры» и «сейбры»). Первые три «хорнета» были переданы австралийским ВВС 17 мая 1985 г. (два собраны в США, один – в Австралии), а последний самолет австралийские летчики приняли 16 мая 1990 г.


Испытательный полет F-111 с противорадиолокационной УР HARM и УАБ GBU-15


«Хорнет» из состава 2-й отдельной группы переподготовки с ВВБ Вильямтаун выполняет полет в небе штата Квинсленд


Согласно условиям контракта, большая часть машин собиралась на местном Государственном авиационном заводе (Government Aircraft Factory), затем переименованном в компанию AeroSpace Technologies of Australia (ASTA). Первый «австралиец» поднялся в воздух 3 июня 1985 г.

Из «шершней» были сформированы три боевых истребительных авиационных эскадрильи (3-я АЭ – август 1986 г., 77-я АЭ – июль 1987 г. и 75-я АЭ – май 1988 г.) и одно отдельное учебное подразделение (в мае 1985 г.) из спарок – для подготовки и переподготовки пилотов. На базе последнего также действуют курсы подготовки инструкторов (Advanced Fighter Combat Instructor courses), так что подразделение часто даже называют «Колледжем для «хорнетов». Роли между тремя боевыми авиаэскадрильями F/A-18 вначале были поделены следующим образом: 3-я и 75-я АЭ считаются частями противовоздушной обороны, а 77-я АЭ имеет задачу оказания непосредственной авиационной поддержки войскам. Однако, к настоящему времени четкие различия между ними стерлись и все три АЭ стали фактически универсальными и многоцелевыми.

Набор вооружений «хорнетов» был составлен достаточно разнообразным: управляемые ракеты различных типов (AIM-7M, AIM-9M, AGM-88 HARM и AGM-84D Harpoon), управляемые авиабомбы (GBU-10, GBU-12, GBU-24 и "Пэй- вей» II с наведением по лазерному лучу), обычные авиабомбы Мк82, Мк84 и 70мм неуправляемые ракеты CVR-7. В последнее время арсенал австралийских F/A-18 пополнили и УР большой дальности AIM-120 AMRAAM.

Базирующаяся на ВВБ Тиндал 75-я АЭ является крупнейшим формированием, оснащенным тактическими истребителями F/A-18 «Хорнет». Основная причина этого заключается в том, что удаленное расположение данной базы требует от дислоцирующихся в ее районе частей повышенной степени автономии практически по всем вопросам. С другой стороны, близкое расположение по соседству с ВВБ большого полигона Деламер (Delamere Range Facility; находится в 100 километрах от базы) позволяет личному составу данной авиационной эскадрильи постоянно проводить отработку действий по практическому применению различного авиационного вооружения. К тому же географическое местоположение военно-воздушной базы (на севере континента, достаточно близко к странам Восточной и Юго-Восточной Азии, к базам ВС США и их союзников) дает австралийским летчикам возможность участвовать в совместных военно-воздушных учениях с ВВС Соединенных Штатов, Сингапура и других государств, перенимая у их пилотов самый передовой опыт.

В 1990 г. уже порядком поизносившиеся «хорнеты», которых к тому времени осталось уже 74 единицы, начали модернизировать. На модернизируемых машинах устанавливались комплекты авионики, аналогичные модификации F/A-18C/D, а с 1991 г. их начали также оборудовать и под новые подвесные контейнеры системы AN/AAS- 38В NITE Hawk (компания Lockheed Martin) с тепловизионными датчиками и аппаратурой лазерной подсветки.

В конце 2000 г. австралийцы начали осуществлять вторую модернизацию парка своих F/A-18 для того, чтобы продлить их «жизнь» до 2015-2020 гг. (предварительное решение было принято еще в 1995 г., но лишь к августу 1998 г. удалось устранить все разногласия). К тому времени австралийское командование предполагает выбрать-таки замену для почти сотни F-111 и F/A-18 (основной претендент здесь – американский JSF). Программа стоимостью в 1,25 млрд австралийских долл. получила обозначение "Project Air 5376" и предусматривает доведение 71 самолета австралийских ВВС (два F/A-18A и два F/A-l 8B к тому времени уже разбились) до уровня американских F/A- 18C/D в два этапа. Были определены четыре основные области модернизации: бортовая РЛС, системы связи и навигации, аппаратура опознавания и средства РЭБ. Естественно, что новое оборудование потребовало также замену бортовой системы управления.

Авиационные эскадрильи «хорнетов», входящие в состав 81-го авиакрыла, согласно имеющимся планам будут составлять ядро 96-го авиакрыла ПВО и частично 95-го ударного авиакрыла, формируемых в чрезвычайных условиях и с вступлением Австралии в войну.

Следует подчеркнуть, что отличительной особенностью австралийских военно-воздушных сил является полное отсутствие в составе их авиапарка боевых или вспомогательных вертолетов. Решение о передаче всех винтокрылых машин в распоряжение армейской авиации сухопутных войск Австралии (Australian Army Aviation Corps) было принято в 1989 г. Последние машины перешли к новым хозяевам в начале 1990 г. Решение, по мнению некоторых специалистов, достаточно спорное, но после драки кулаками махать уже поздно, а «гонять» вертолеты туда-сюда австралийцы не собираются, поскольку это выливается в лишние финансовые и материальные расходы.


Базирование

В распоряжении Королевских ВВС Австралии имеется два типа военно- воздушных баз: постоянных и резервных (запасных). Первые используются для базирования подразделений ВВС на постоянной основе, на них содержится необходимый штат и т.п. Запасные же или резервные ВВБ не имеют постоянного обслуживающего персонала, на них нет никаких подразделений постоянного базирования. Основное предназначение данных баз – обеспечение базирования австралийской авиации или подразделений ВВС стран- союзниц в ходе национальных или многонациональных учений, в кризисный период или для проведения гуманитарных операций различного рода. Обычно на резервной ВВБ имеется одна взлетно-посадочная полоса и несколько рулежных дорожек, а также ограниченное количество служебных строений и укрытий для летательных аппаратов. Причем работы по сооружению таких ВВБ были завершены совсем недавно: последняя резервная база, ВВБ Щергер, была официально введена в строй в августе 1998 г.


Идет погрузка в транспортный самолет DHC-4 «Карибу»


Вертолет «Блэкхок» армейской авиации сухопутных войск Австралии загружают в транспортный самолет С- 130J «Геркулес»


Международное сотрудничество

Австралийские ВВС регулярно принимают участие в совместных военно- воздушных учениях с другими государствами. Кроме того, согласно положениям Пятистороннего соглашения об обороне (у нас более известно как военно-политический блок АНЗЮК), самолеты БПА АР-ЗС Orion из состава 92-го авиакрыла, истребители-бомбардировщики F-111 и тактические истребители F/A-18A/B на ротационной основе дислоцируются на малайзийской ВВБ Буттерворт, выполняя задачи по обеспечению безопасности Брунея, Малайзии и Сингапура.

Следует отметить, что Соединенные Штаты оказывают большую помощь в военно-технической Австралии. "Стране кенгуру" был даже предоставлен статус специального партнера для экспорта ВВТ, что позволяет Канберре одной из первых в мире приобретать новейшие вооружения и специальное оборудование американской разработки.

Отдельной статьей международного сотрудничества для Австралии является участие в «крестовом походе» против мирового терроризма. Причем, если после сентябрьских терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне руководство «страны кенгуру» только морально поддерживало США в начатой войне, оказывая ограниченную помощь, то после известного своей чудовищностью террористического акта на индонезийском курортном острове Бали (из более чем двухсот погибших 88 были австралийскими подданными), Канберра решила использовать свои вооруженные силы по полной программе. С тех пор отряды австралийских солдат и офицеров отправились как в соседнюю Юго-Восточную Азию, так и в Афганистан с Ираком.

В районе Персидского залива и Аравийского моря патрулированием назначенных районов еще в самом начале 2003 г. занялись два самолета БПА АР-ЗС Orion из состава 92-го авиакрыла, а в зоне Ближнего и Среднего Востока было образовано специальное командование национальных ВС Австралии (Australian National HQ). А в Афганистан «понюхать пороху» отправились 150 спецназовцев из полка Специальной авиационной службы (Special Air Service Regiment – SASR), уничтоживших к ноябрю 2003 г. около трех сотен террористов и их пособников.

Канберра также активно включилась и в начатую в 2003 г. американскими войсками операцию «Иракская свобода» (Operation Iraqi Freedom) – австралийцы предприняли в ее рамках свою собственную операцию, получившую кодовое наименование Operation Bastille. В составе коалиционных сил от австралийских ВС числились:

– 14 самолетов F/A-18 (базируются на американской ВВБ Диего-Гарсия),


Программы, реализуемые в Королевских ВВС Австралии в настоящее время


'Projecl Air 5077' (Project Wedge toil)

"Project Air 5190" (Light Tactical Airlift Capability)

Программа no закупке шести самолетов ДРЛО

Боинг 737-700 с РЛС ESSD MESA компании Нортроп Грумман

Программа предполагает постепенную замену парка уже и морально и физически устаревших транспортных самолетов DHC-4A 'Карибу» на 15 новых самолетов типа C-27J либо С-295М г ибо C-235-300M. Сейчас приостановлена.

"Project Air 5376" (F/A-18 Upgrade)

"Project Air 5402, Phase Г (ADF Air Refueling Capability)

Долгосрочная программа, предусматривающая глубокую модернизацию закупленных достаточно давно самолетов F/A-18A/B (до уровня F/A-18C/D).

16 апреля 2004 г. объявлено о решении приобрести 5 самолетов-эаправщикое/транспортных Эрбас АЗЗО на сумму около 2 млрд долл. США для замены трех старых Боингов 707

"Project Air 5418"

Программа предусматривает проведение тендера на поставку австралийским ВВС современных средств поражения площадных и хорошо укрепленных объектов.

Программа JSF

27 июня 2002 т. австралийское правительство официально объявило о принятом решении участвовать в международной программе- JSF. В виде взноса были переданы 150 млн долл. Ориентировочная потребность Королевских ВВС Австралии составляет около 100 машин.

Наименование ВВБ Штат

Действующие базы

Ист-Сейл…………………. Виктория

Вильямтаун Новый Южный Уэльс

Пирс………….. Западная Австралия

Тиндал……. Северные территории

Эмберли………………… Квинсленд

Ричмонд…… Новый Южный Уэльс

Тамворт……. Новый Южный Уэльс

Дарвин……. Северные территории

Вагга-Вагга. Новый Южный Уэльс

Вильямс………………….. Виктория

Эдинбург …-…. Южная Австралия

Таунсвиль……………… Квинсленд

Гленбрук….. Новый Южный Уэльс

Резервные (запасные) базы

Алис Спрингс . Северные территории

Щергер…………………… Квинсленд

Вуумера………. Южная Австралия

Лермонт……. Западная Австралия

Кёртин………. Западная Австралия

Фэйрбейрн.. Новый Южный Уэльс

Хобарт……………………. Тасмания

– два самолета-заправщика Боинг 707 (базируются на ВВБ в Киргизстане),

– три транспортных самолета С-130,

– передовая группа управления ВВС (60 специалистов по контролю за воздушным движением, работающие преимущественно в аэропорту Багдада, и подразделение охраны из состава 2-й эскадрильи охраны с ВВБ Эмберли),

– рекогносцировочная группа ВВС,

– три боевых корабля ВМС (десантный транспорт Kanimbla, фрегаты УРО Anzac и Darwin),

– группа водолазов-саперов австралийских ВМС,

– подразделение спецназа из Специальной авиационной службы (Special Air Service), дислоцирующееся около г. Перт,

– несколько транспортных вертолетов СН-47 и подразделение 5-го авиационного полка СВ,

– группа «коммандос» из дислоцирующегося в Сиднее 4-го батальона австралийского королевского полка – «коммандос» (4th Battalion the Royal Australian Regiment (Commando)),

– подразделение из состава недавно созданного полка по чрезвычайным ситуациям (Incident Response Regiment), предназначенного для борьбы с последствиями применения оружия массового поражения.

Общая численность австралийцев, отправившихся «завоевывать свободу» для далекого иракского народа, составила в общей сложности почти две тысячи военнослужащих. Причем следует отметить, что это уже не первый опыт борьбы австралийских военных с режимом Саддама. В 1998 г. Канберра по просьбе США выделила для операций в зоне Персидского залива 150 спецназовцев и два самолета-заправщика Боинг 707.

В самой же Австралии в период с 22 по 26 марта 2004 г. было проведено самое крупное за всю историю антитеррористическое учение под кодовым наименованием Exercise Mercury 04. Оно проводилось под эгидой австралийского Национального комитета по борьбе с терроризмом (National Counter-Terrorism Committee) и было направлено на отработку всеми силовыми ведомствами Австралии задач по предотвращению различных проявлений терроризма, уничтожению террористов и ликвидации последствий терактов.

Основная часть мероприятий при этом проводилась в штатах Виктория, Тасмания, Северные территории и Южная Австралия. В учении были задействованы силы полиции, военизированных формирований и вооруженных сил, в том числе и недавно созданная тактическая штурмовая группа (Tactical Assault Group – TAG) 5-го авиационного полка, подразделения полка Специальной авиационной службы, самолеты БПА АР-ЗС «Орион», а также корабли и суда.


Что нам день грядущий готовит?

В заключение обзора по Королевским ВВС Австралии нам осталось лишь рассмотреть перспективные программы данного вида ВС. По установившейся традиции все такие программы обозначаются в Австралии "Project Air" и индивидуальным номером, а также получают свое второе, неофициальное, название. Например, "Project Air 5077" (Project Wedgetail). На сегодня в вооруженных силах Австралии действует очередной десятилетний "план оборонных возможностей" (Defence Capability Plan или СР) на период 2000-2010 гг. Существующие на данное время основные программы приведены в прилагаемой таблице.


ВВС Австралии сегодня




На первой, третьей и четвертой страницах обложки фото МО Австралии











Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх