Загрузка...


Последние двухмоторные истребители завода № 22

Стремление повысить боевые качества пикирующего бомбардировщика Пе-2 привело в 1943 г. к созданию нового варианта, в конструкции которого были учтены наиболее существенные рекомендации ЦАГИ, ЛИИ НКАП и НИИ ВВС. Начиная с 205-й серии "пешка" стала заметно быстроходнее, выросла ее скороподъемность, улучшились и другие летные качества. Однако это не означает, что все ее проблемы остались позади. Одной из таких проблем оставалась теснота рабочего места штурмана и неудобство работы с верхней установкой бомбардировщика ВУБ-1. Мало того, весной 1943 г. выяснилось, что конструкция ВУБ-1 препятствует нормальному покиданию самолета в воздухе, так как после сбрасывания средней части фонаря кабины экран установки создает сильнейшие аэродинамические возмущения.

ОКБ завода № 22 разработало новую, более совершенную, установку штурмана, получившую обозначение "ФЗ" – "фронтовое задание". Вместе с модифицированным фонарем кабины пилота такая установка позволяла осуществить следующий этап повышения боевых качеств Пе-2. Установка "ФЗ" прошла испытания в НИИ ВВС и была рекомендована к внедрению в серию. В конце 1943 г. ее решили установить на новый вариант двухмоторного истребителя Пе-3, производство которого возобновлялось на казанском заводе. Другим нововведением должно было стать крыло с модифицированным профилем носка, значительно улучшавшим поведение машины при посадке.

Первый самолет этого типа был закончен постройкой в феврале 1944 г. По мнению заказчика (ВВС), он коренным образом отличался от макета, предъявленного в ноябре 1943 г., и абсолютно не соответствовал требованиям времени. Из конъюнктурных соображений наркомат авиапромышленности запретил внедрение в серию верхних установок "ФЗ", рассчитывая на то, что для новейшего варианта бомбардировщика Пе-2И они не потребуются, стало быть, и Пе-3 без них обойдется. Крыло на Пе- 3 также осталось обычным, серийным.


Для удобства обслуживания пушка вместе с патронным ящиком откидывалась вниз


По неясным причинам завод не сумел отладить двухпушечную установку ШВАК под центропланом и ограничился всего одной пушкой. В носовом коке "в наследство" от серийной "пешки" остался пулемет УБК. Поскольку дистанционная электрифицированная установка ДЭУ по-прежнему не была готова, то в хвостовой части фюзеляжа смонтировали два держателя ДАГ-10 с авиационными гранатами АГ-2. Ввиду явного несоответствия машины техническому заданию, Пе-3 постройки завода № 22 на государственные испытания не передавался (в первом квартале 1944 г. выпустили 19 Пе-3). Все изготовленные самолеты, кроме двух, передали на вооружение 48-го драп и 98-го орап.

Истребитель с заводским номером № 15/298 в июле-августе 1944 г. был предъявлен в НИИ ВВС для испытаний вооружения. Оценка, которую дал самолету ведущий инженер майор Д. Смирнов, оказалась невысокой. Слабость состава вооружения бросалась в глаза: в тот период времени даже одномоторные советские истребители помимо пушки ШВАК несли по два пулемета УБС. Ослабленным оказалось и бомбардировочное вооружение машины: на подфюзеляжных замках МДЗ-40 можно было подвесить всего две бомбы калибра не более 250 кг. Отсутствовала передняя броня. Представители завода заявили, что на серийных истребителях планируется проведение доработки, связанной с установкой второй пушки рядом с первой.

Но это ничего не меняло. Летные данные машины в ходе испытаний не определялись, но, по-видимому, они не слишком отличались от характеристик бомбардировочного варианта того же периода постройки. Пе-2 трехсотой и последующих серий обладали максимальной скоростью на высоте 35004000 м порядка 505-515 км/ч, а время набора высоты 5000 м составляло 9,511 мин. Тактико-технические требования к двухмоторному истребителю на 1944 г., разработанные заказывающим управлением ВВС, предусматривали совсем другие цифры: максимальную скорость на менее 625 км/ч и время набора 5000 м, не превышающее 6 мин. Таким образом, дальнейшие попытки создания истребителя на базе серийного самолета Пе-2 были обречены на неудачу. В дальнейшем ОКБ стало рассматривать в качестве базовой машины для создания истребителя вариант Пе-2И, однако, как было рассказано выше, эта машина не была запущена в серию.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх