Истребители Путилова

Главный конструктор авиазавода № 22 по самолету Пе-2 А.И. Путилов был человеком увлекающимся. Он отлично помнил о том, что "пешка" первоначально создавалась как высотный истребитель, и поэтому решил "довести" се в этом варианте до серийного производства. Во второй половине 1942 г. Путилов, сменивший Изаксона на посту главного конструктора, смог снова приступить к реализации давних идей. В декабре 1942 г. ОКБ-22 получило официальное "добро" от наркомата авиационной промышленности на постройку высотного двухмоторного истребителя. Сроки, как и всегда в войну, были очень жесткими: первый полет планировался на конец февраля следующего года.

В конце января 1943 г. макет истребителя Пе-2ВИ, оснащенного двумя моторами М-105ПД (с нагнетателями В.А. Доллежаля), предъявили комиссии НИИ ВВС. Собственно, продемонстрированы были макет гермокабины (одноместной, только для летчика), винтомоторная группа с М-105ПД на опытном самолете Пе-2 (заводской № 12/138), дистанционно управляемая оборонительная установка ДЭУ-1 с пулеметом УБК, почти готовый планер самолета Пе-2ВИ без моторов, а также чертежи и схемы. Площадь крыла самолета в будущем собирались увеличить на 2,5 м2 с целью уменьшения посадочной скорости. Комиссия утвердила макет, внеся ряд мелких изменений.

К маю 1943 г., после преодоления многочисленных неувязок и трудностей, самолет Пе-2ВИ (зав. № 15/161) был готов к полетам. Нужно отметить, что к этому времени моторы М-105ПД не удалось "довести", поэтому они частенько отказывали, не обеспечивая требуемой высотности. Путилов решил второй экземпляр машины оснастить другим вариантом силовой установки – моторами М-82НВ с турбокомпрессорами ТК-3. Опыт создания Пе-2 с М-82 в КБ уже имелся: накануне успешно прошел испытания опытный самолет зав. № 19/31. В ходе первых полетов Пе- 2ВИ выявились дефекты гермокабины, в которой уже на рулежке быстро нарастала температура и запотевали стекла. Впрочем, Путилов рассчитывал быстро управиться с недостатками, а пока доложил "наверх": высотный истребитель, созданный на базе Пе-2, уже летает. Результат доклада оказался ошеломляющим.

В то время авиация флота испытывала большую нужду в дальнем двухмоторном истребителе для прикрытия северных конвоев, операций легких сил на Черном море и т.п. По прошествии полугода с момента прекращения производства Пе-3бис и разведывательные полки ВВС нуждались в пополнении, поскольку по дальности полета серийный вариант Пе-2 "разведчик" уступал "тройке". Как всегда на войне, самолеты нужны были немедленно. Поэтому 28 мая 1943 г. ГКО своим постановлением обязал завод № 22 приступить со следующего месяца к серийному выпуску… истребителей Пе-3. Никаких гермокабин, никаких дистанционно управляемых пулеметов, никаких нагнетателей Доллежаля: использовать только серийно выпускающиеся моторы и оборудование. Детально ознакомившись с тактико-техническими требованиями, Путилов понял: ему фактически приказали организовать постройку Пе-2И образца 1941 г., но с моторами М-105ПФ. План предусматривал выпуск в июне двух опытных машин, а в июле – уже 25 серийных.

Предписывалось снять с "нормального" серийного Пе-2 пулемет и броню стрелка-радиста, разместив на освободившемся месте 500-литровый бензобак. Внутрифюзеляжная бомбардировочная установка ликвидировалась, на месте бомбоотсека требовалось смонтировать две пушки ШВАК со 160 снарядами на ствол. В носовом коке оставался пулемет УБК с боекомплектом 150 патронов, а в хвостовом необходимо было разместить пулемет ШКАС.

И тут Путилов позволил себе не согласиться с заданием. Он считал, что в том виде, в каком истребитель был заказан, он уже не соответствовал требованиям времени. По мнению главного конструктора, следовало делать ставку на Пе-2ВИ, а вовсе не на устаревшую идею Пе-3. Но он недооценил последствий такого шага. У наркомата авиапромышленности имелся большой "зуб" на Путилова: в ходе серийного производства летно-технические данные Пе-2 почти неуклонно ухудшались из-за увеличения полетной массы и снижения качества производственного исполнения.

Терпение руководства НКАПа лопнуло, и на заводе № 22 появился новый главный конструктор по самолету Пе-2: В.М. Мясищев. Ознакомившись с положением дел, он, в сущности, поддержал точку зрения Путилова относительно ненужности Пе-3. Вместе с тем, он с прохладцей отнесся и к "высотникам" своего предшественника, передав работу по доводке Пе-2ВИ сначала в ЛИИ, а затем на авиамоторный завод № 26, где она благополучно "заглохла" к концу года. Вместо Пе-3 завод получил другое задание: развернуть серийное производство Пе-2 с моторами М-82. Впрочем, и это решение наркомата оказалось не вполне продуманным: после выпуска небольшой серии машин, отличавшихся обилием дефектов винтомоторной группы, завод прекратил их постройку осенью 1943 г. И тут снова всплыл вопрос о Пе-3…


Пе-3бис серийный завода №22 1944г.


Установка пушки ШВАК на Пе-3 завода № 22, 1944 г.


Пе-3 № 15/298 на испытаниях в НИИ ВВС, лето 1944 г









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх