НОВОСТИ МИРОВОЙ АВИАЦИИ


Боинг 767-500
ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ "БОИНГ" К 2002 г.

Недавно фирма "Боинг" сообщила, что в 2002 г. она поставила 381 магистральный самолет, 98 военных самолетов и вертолетов, четыре ракеты-носителя и шесть искусственных спутников. Итоги деятельности фирмы в 2002 г. приведены в таблице (в скобках указано количество самолетов, поставленных на условиях операционного лизинга).

В течение 2002 г. на фирме "Боинг" произошли некоторые знаменательные события. В феврале был поставлен 1000- ый самолет Боинг 757, а налет парка самолетов 777 достиг 1 млн. ч. В марте состоялась поставка 1300-го самолета 747, а в апреле – 400-го самолета 777. В мае поступил в эксплуатацию 50-ый административный самолет BBJ. В июне был поставлен 100-ый самолет 717.

В июле 2002 г. начались летные испытания дальнемагистрального самолета 747-400ER. который в сентябре был сертифицирован. Его поставки начались в октябре. В сентябре было отмечено 20-летие эксплуатации самолета 767.

В ноябре была завершена постройка первого дальнемагистрального самолета 777-300ER. а в декабре было отмечено 20-летие эксплуатации самолета 757.




ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ "ЭРБАС" В 2002 г.

Фирма "Эрбас" сообщила, что в 21)02 г. поставила заказчикам 303 магистральных самолета. В результате, третий год подряд фирма поставляет авиакомпаниям более 300 самолетов (в 2001 г. было поставлено 325, а в 2000 г. – 311 самолетов). Было поставлено 236 узкофюзеляжных самолетов семейства А320 и 67 широкофюзеляжных самолетов. Таким образом, в 2002 г. поставки самолетов производства фирмы "Эрбас" составили 44% от общемировых, превысив на 6% аналогичный показатель за 2001 г.

Ранее планировалось поставить в 2002 г. свыше 400 самолетов, но события 11 сентября 2001 г. и последующий спад воздушных перевозок заставили фирму "Эрбас" пересмотреть свои планы и перенести подписание многих заказов на более поздние сроки.

В течение 2002 г. фирма "Эрбас" получила 300 твердых заказов на сумму 24.3 млрд. долл., что составляет 54% от объема мировых продаж в количественном выражении и 54% – в стоимостном. Было продано 235 самолетов семейства А320 и 55 широкофюзеляжных самолетов А330, А340 и А380. Если учесть 67 аннулированных заказов (из которых более 50% приходится на авиакомпании США), то число "чистых" заказов в 2002 г. составило 233 на сумму 18,4 млрд. долл.

К 31 декабря 2002 г. фирма "Эрбас" продала 4632 самолета, из которых 3127 поставлено. При этом число невыполненных заказов составляет 1505 единиц, что соответствует 57% подлежащих выполнению общемировых заказов на магистральные самолеты. При существующих темпах производства эти заказы позволяют обеспечить на пять лет полную загрузку фирмы.

Прошедший год был достаточно напряженным для фирмы "Эрбас". Второй раз в своей истории она одновременно проводила испытания трех самолетов. Был сертифицирован и поступил в эксплуатацию да льне магистральный самолет А340-600. завершилась сертификация самолета А340-500 (первый самолет будет поставлен в начале 2003 г.) и выполнена значительная часть сертификационной программы по самолету A318. На заводах фирмы "Эрбас", расположенных в Европе, приступили к изготовлению деталей конструкции для первого опытного самолета А380.



ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ПАССАЖИРСКИХ САМОЛЕТОВ ДО 2020 г.

В конце 2002 г. фирма "Эрбас" опубликовала новый прогноз развития мирового рынка пассажирских самолетов на период до 2020 г. Ранее такой прогноз предполагалось представить осенью 2001 г.. но события 11 сентября 2(H)! г. заставили фирму "Эрбас" отложить его подготовку на год. Хотя в новом анализе охватывается периоде 2001 по 2020 гг., в нем учитывается и 2000 г. Это сделано с целью избежать различные искажения, вызванных событиями 11 сентября. Особенностью очередного прогноза является то, что в нем впервые среди узкофюзеляжных самолетов рассматривается самолет на 210 мест, который ранее относился в классу широкофюзеляжных.



1 – усовершенствованная кабина экипажа: 2 – усовершенствованные композиционные материалы в силовых и несиловых элемента X планера; 3 – ТРРД со степенью двухконтурностн 10 и более; 4 – стреловидные законцовки крыла; 5 – усовершенствованная система управления; 6 – усовершенствованная ВСУ; 7 – закрылки упрощенной конструкции; 8 – предкрылки упрощенной конструкции; 9 – фюзеляж, имеющий сечение, позволяющее размещать в нижних отсеках грузовые контейнеры 1.D3


В предыдущем прогнозе, охватывавшим период 2000-2019 гг.. потребность в самолетах в классе на 210 мест оценивалась почти в 1900 единиц. В 2000 г. авиакомпания "Сингапур Эрлайнз" сделала запрос '"Эрбасу" относительно возможности создания широкофюзеляжного самолета на 210-220 мест для замены в будущем самолетов А300 и A310. В ответ на это фирма проработала проект укороченного варианта самолета А330-200. получившего обозначение А330-500. Однако этот проект своего развития до сих пор не получил. Анализируя потребности рынка, "Эрбас" отныне полагает, что потребности авиакомпаний в 210-местном самолете могут быть удовлетворены узкофюзеляжными самолетами типа A321.

В течение последних полутора лет фирма "Эрбас" провела несколько встреч с авиакомпаниями, в результате которых стало ясно, что имеется потребность в двух различных самолетах: ближне- и среднемагистральном на 210-220 мест и дальнемагистральном на 250 мест. Об этом сообщил в мае 2002 г. вице-президент фирмы "Эрбас" Жерар Блан. Он уточнил, что при этом подразумевалось создание варианта самолета А330 или полностью нового широкофюзеляжного самолета. В настоящее время в отношении самолета на 210-220 мест выбрана узкофюзеляжная схема, а самолета на 250 мест – широкофюзеляжная.

По оценкам экспертов фирмы "Эрбас". до 2020 г. может быть поставлено почти 15900 пассажирских (с числом мест более 100) и грузовых самолетов. Если в конце 2000 г. мировой парк насчитывал 12440 пассажирских и грузовых самолетов, то в конце 2020 г. он достигнет 23070 единиц, т. е. возрастет почти в два раза. В течение прогнозируемого периода ожидается снятие с эксплуатации более 12300 самолетов, а также переоборудование более 2230 пассажирских самолетов в грузовые. Результаты прогноза приведены в таблице.


США "СУПЕР СОНИКУ" СКАЗАЛИ: "ПРОЩАЙ!"

Накануне 2003 г. президент отделения гражданских самолетов фирмы "Боинг" Алан Малалли. подводя итоги 2002 г.. сделал весьма сенсационное заявление о свертывании работ по проекту околозвукового дальнемагистрального самолета "Соник Крузер". Впервые официально об этом самолете было объявлено в начале 2001 г., хотя до этого "Боинг" к течение нескольких лет проводил поисковые исследования подобного авиалайнера. Предполагалось, что "Сомик Крузер" сможет перевозить порядка 250 пассажиров на беспосадочных маршрутах протяженностью почти 16000 км со скоростью, соответствующей числу М=0,98. Появление его в эксплуатации ожидалось в 2007 г.

До середины 2002 г. фирма "Боинг" вела активные переговоры с потенциальными заказчиками скоростного самолета. а также проводила масштабные НИОКР. В результате оказалось, что интереса к такому самолету авиакомпании особо не проявляют, предпочитая классические дозвуковые авиалайнеры. Авиакомпании полагали, что такой самолет может понадобиться где- то после 2010 г. Кроме того, фирме не удавалось, по-видимому, решить сложные технические проблемы, связанные с обеспечением устойчивого полета на околозвуковом режиме. В своем выступлении Маллали назвал еше две причины: спад мировой экономики, что привело к снижению объемом авиаперевозок, а также возрастающая угроза терроризма, особенно после событий I I сентября 2001 г.

Поэтому "Боинг" объявил, что переориентирует свои исследования на создание перспективного дозвукового высокоэффективного самолета "Супер Ифишент" ("Super Efficient"), которые может появиться в эксплуатации в 2008 г. Фирма заявила, что планирует в конце 2003 г. добиться у совета директоров его одобрения, после чего программа получит официальный статус.

Самолет "Супер Ифишент" (см. рисунок) предназначен для перевозки 200-250 пассажиров на маршрутах протяженностью около 13900 км. По своим размерам он должен соответствовать самолетам Боинг 757 и 767. т.е. иметь крыло размахом порядка 55 – 56м и длину в пределах 59 м. В его конструкции предполагается использовать ТРДД со степенью двухконтурности К) и более, усовершенствованное крыло со стреловидными законцовками, комплекс авионики нового поколения, усовершенствованную ВСУ и т.д. Фирма считает, что по экономичности самолет "Супер Ифишент" будет лучше авиалайнеров Боинг 747-400 и 777 на 15-20%, по уровню шума он будет иметь большой запас даже по будущей главе 4 ИКАО.


ИССЛЕДОВАНИЯ ПАССАЖИРС КИХ СКОРОСТНЫХ ВИНТОКРЫЛЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Рисунки проектов скоростных пассажирских винтокрылых летательных аппаратов Боинг ACT (слева) и Сикорскии RVR, исследуемых в рамках программы RIA


На состоявшейся в Уильямсбурге международной конференции Американского института авиации и космонавтики (AlAA) по проблемам разработки вертикально взлетающих аппаратов фирмы ""Боинг"", "Сикорский" и "Белл" представили доклады, посвященные исследованиям перспективных скоростных пассажирских винтокрылых аппаратов. Эти исследования проводились в рамках концептуальной программы RIA (Runway Independeni Aircraft), финансируемой NASA и предусматривающей создание пассажирского СВВП или СКВВП. который в перспективе поможет разгрузить аэропорты в виду намечающегося роста объема воздушных перевозок. В 2001 г. НИН им. Эймса выдал перечисленным выше фирмам контракты на проведение поисковых исследований скоростных винтокрылов. направленных на определение их летных характеристик и ключевых технологий, необходимых для их создания. В дальнейшем предполагается выбрать один проект для последующей разработки. Все три фирмы свои надежды связывают с намечаемым возобновлением в NASA в 2003 ф.г. исследований по винтокрылым летательным аппаратам. которые были прекращены в 2001 ф.г.

В докладе главного инженера отделения "Фантом Уоркс" фирмы "Боинг" Гарольда Розенштайна отмечалось, что на начальном этапе исследований была проведена оценка различных схем летательных аппаратов, включая варианты с останавливающимися и складывающимися поворотными винтами, скоростной вертолет двухвинтовой схемы. СВВП с поворотным крылом. СВВП по схеме "утка" с двухлопастным останавливаемым несущим винтом с газовым приводом (концепция CRW) и обычный вертолет двухвинтовой продольной схемы. Для детальной проработки был выбран СВВП с поворотными винтами ACT (Advanced Civil Tiltrotor, который по результатам экономического анализа оказался наиболее дешевым с точки зрения эксплуатационных затрат на место-км.

Особенностями конструкции СВВП ACT (см. рисунок) являются ПГО и W-образное крыло размахом 20 м. которое обеспечивает, с одной стороны, необходимую жесткость, а с другой – минимальные потери при обдуве поворотными винтами в полете на вертикальных режимах. На самолете используются пятилопастные винты диаметром 15 м. Пассажирский салон рассчитан на 90 мест; кресла располагаются по схеме 3+3. Розенштайн сказал, что СВВП ACT на самолетном режиме будет иметь максимальную крейсерскую скорость 650 км/ч При вертикальном взлете масса платной нагрузки составит около 9100 кг. а при взлете с разбегом длиной 460 м – более 18000 кг. Дальность полета превысит 1100 км.

Доклад инженера фирмы "Сикорский" Дейла Эшби был посвящен проекту скоростного винтокрыла RVR (Reverse Velocity Rotorcrfat), и конструкции которого используется несущий винт, подъемная сила у которого создается и на отступающих лопастях. Такой несущий винт позволяет практически полностью исключить зону обратного обтекания и устранить явления срыва, а также уменьшить сопротивление винта на 15%. На винтокрыле RVR предполагается использовать восьмилопастный несущий винт и расположенный в хвостовой части фюзеляжа толкающий вентилятор в кольцевом канале с дефлекторными лопатками (см. рисунок). Лопасти несущего винта имеют линейное сужение 20% и индивидуальную систему управления. Силовая установка будет состоять из трех усовершенствованных ГТД. В составе трансмиссии используется двух- скоростной главный редуктор, который будет обеспечивать высокую скорость вращения несущего винта на вертикальных режимах полета и уменьшен ную – в крейсерском полете.

Винтокрыл RVR имеет взлетную массу 27000 кг и рассчитан на перевозку 80 пассажиров на маршрутах протяженностью 920 км. Максимальная крейсерская скорость равна 630 км/ч. Несущий винт имеет удельную нагрузку на ометаемую площадь 83 кгс/м'. С помощью крыла (размах 15 м) эта нагрузка в крейсерском полете может быть уменьшена до 78 кгс/м2 , что позволит обеспечить экономию в расходе топлива. По словам Эшби. "в крейсерском полете винтокрыл будет больше похож на автожир, так как на долю крыла придется 60-70% подъемной силы".

"Белл" в основу 120-местного СВВП положила концепцию летательного аппарата QTR (Quad Tilt Rotor), имеющего четыре поворотных винта, установленных на концах двух тандемно расположенных крыльев. В этом проекте широко используется опыт разработки многоцелевого СВВП V-22 "Ос- при" и экспериментального СВВП XV- 15.

Каждый проект требует решения сложных технических проблем. Например, главная проблема, стоящая перед специалистами фирмы "Белл", заключается в обеспечении надежной работы двигателей на заднем крыле, которые будут находиться в зоне влияния передних двигателей. Управление перспективных исследований при министерстве обороны (DARPA) уже профинансировало работы по СВВП QTR. но теперь необходимы средства для проведения испытаний его модели в аэродинамической трубе в НИН им. Лэнгли. Проект RVR требует тщательной оптимизации несущего винта, создания независимой системы управления каждой его лопастью и разработки надежного двухскоростного редуктора. Перед "Боингом" стоит задача создания W- образного крыла большого удлинения, поворотных винтов и активной системы управления с использованием эластомерных элементов.

По мнению специалистов, выделение средств на разработку предлагаемых скоростных винтокрылых аппаратов в настоящее время вряд ли возможно по причине сложной экономической ситуации в США. Тем более, что расчетная цена 120-местного винтокрыла сейчас почти на 30% превышает стоимость аналогичного реактивного самолета.

Тем не менее, будущие винтокрылы рассматриваются как средство разгрузки не только узловых аэропортов, но и позволят активизировать работу нескольких тысяч аэропортов, имеющих ВГ1Г1 длиной не более 1220 м и которые перестали обслуживаться крупными авиакомпаниями.

По оценкам экспертов, в настоящее время в США ощущается недостаток новых ВГ1П общей протяженностью 80 км. Задержки вылета обходятся промышленности в 3600 долл./ч. Летательные аппараты типа RIA. способные взлетать со специальных площадок и коротких ВПП и выполнять непосредственный заход на посадку по глиссаде 6-9" без каких-либо промежуточных процедур, позволят увеличить пропускную способность аэропортов почти на 50",,. взяв на себя обслуживание маршрутов протяженностью 320-480 км. Эти маршруты обслуживались самолетами с ТВД, которых заменили региональные реактивные самолеты.


ИССЛЕДОВАНИИ ДИРИЖАБЛЕЙ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ВОЕННЫХ ЦЕЛЯХ

Армия США. ВМС и Управление по противоракетной обороне MDA (Missile Defence Agency), несмотря на сопротивление министерства обороны США, выступают за разработку и использование в военных целях летательных аппаратов легче воздуха и проводят соответствующие исследования. В частности, ВМС проводят летные испытания многоспектрального датчика для зондирования окружающего пространства на дирижабле "Скайшип" 600, а MDA планирует приступить к разработке технологий, необходимых для создания перспективного дирижабля, способного совершать длительные полеты на высоте 21 км. ВМС также выступают в поддержку создания дирижаблей различных классов, например, грузового дирижабля для материально-технического снабжения армейских подразделений, а также использования дирижабля ДРЛО вместо простых аэростатов, применяемых в настоящее время п южных районах США для пресечения нелегальной иммиграции, а также для обнаружения крылатых ракет.

Специалисты ВМС полагают, что испытания многоспектрального датчика на дирижабле "Скайшип" 600 позволят создать высокоэффективную систему по поиску и обнаружению мин, борьбы с подводными лодками, экологического мониторинга, управления морского движения судов, а при установке на дирижабле грузовой лебедки он может быть использован для поисково-спасательных операций. Испытания рассчитаны на несколько месяцев. Командование ВМС планировало приобрести второй дирижабль "Скайшип" 600. но не смогло это сделать из-за отсутствия средств.

По мнению ВМС. дирижабль может использоваться в качестве носителя разведывательных БПЛА. которые будут не только запускаться с его борта, но и возвращаться назад. Опыт использования дирижабля в качестве носителя летательных аппаратов уже имеется: в 1930-х годах дирижабль "Акрон" мог нести на своем боргу легкие самолеты.

ВМС планируют в 2004 ф.г. начать программу разработки демонстрационного дирижабля грузоподъемностью 20- 30 т, способного в течение двух недель летать со скоростью 150 км/ч. Предполагается построить один или два таких дирижабля. Создание подобного дирижабля могло бы послужить этапом к проектированию для армии тяжелого дирижабля с платной нагрузкой 500 т. способного перевезти армейскую бригаду с территории США в любую точку земного шара за 96 ч. Дирижабль может быть оборудован системой шасси на воздушной подушке, что обеспечит ему возможность приземляться на необорудованные площадки. По мнению Чака Мейсра, который руководит в ВМС работами по дирижаблям с 1980- х годов, серьезной проблемой для грузовых дирижаблей является их реакция на быстрое освобождение от груза, что пока не позволяет им конкурировать с обычными транспортными самолетами.

Специалисты MDA предлагают дирижабли другого типа, в частности, рассматривается проект патрульного дирижабля. который мог бы в течение месяца стационарно находиться над заданной точкой на высоте 21 км и вести наблюдение за территорией диаметром 1200 км. Для этой цели на дирижабле будет размещаться целевая нагрузка массой 1,8 т. Фирма "Локхид Мартин" предложила для этой цели проект высотного дирижабля, имеющего длину 147 м, максимальный диаметр 46,6 м, высоту 54,8 м (с учетом оперения) и объем оболочки 142000 м3 (см. рисунок). По бокам оболочки установлены четыре небольших крыла, на которых размещаются двигатели. Часть оболочки и поверхности оперения будут покрыты тонкопленочньми панелями солнечных элементов, способными вырабатывать энергию мощностью 15 кВт (в дальнейшем мощность может быть доведена до 65 кВт). В состав целевой нагрузки предполагается включить лазерный радар, тепловые, опто- электронные датчики и средства радиосвязи.

По мнению разработчиков, высотный дирижабль благодаря отсутствию больших металлических элементов будет обладать малой радиолокационной заметностью, его тепловая заметность будет практически отсутствовать. Поскольку разница между наружным давлением и давлением газа внутри оболочки мала, то в случае попадания осколков от ракеты класса земля – воздух он будет спускаться на землю очень медленно. Разработке дирижаблей способствуют достижения в материаловедении: удельная масса материала оболочки может быть снижена до I4K г/м; по сравнению с существующими 370 г/м.


БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИСТРЕБИТЕЛЯ БОМБАРДИРОВЩИКА БОИНГ F/A-18E "СУПЕР ХОРНЕТ"

6 ноября 2002 г. состоялся первый боевой вылет новейшего истребителя- бомбардировщика палубной авиации ВМС США Боинг F/A-18F. "Супер Хор- нет". Самолеты F/A-I8E из эскадрильи VFA-I 15 с авианосца "Авраам Линкольн" нанесли удар по двум позициям ЗРК в районе города Эль-Кут и по командному пункту в Талили, южный Ирак. Истребители-бомбардировщики были вооружены боеприпасами JDAM с коррекцией по спутниковой навигационной системе. Удары наносились в рамках совместной американо-британской операции по контролю запретной для полетов зоны над южной частью Ирака в ответ на обстрел британских и американских самолетов, патрулировавших эту зону.

Удары по системе ПВО Ирака повторялись 7 и 10 ноября, в них опять принимали участие истребители-бомбардировщики F/A-18E. По сообщению офицера ВМС США все бомбы, сброшенные с истребителей- бомбардировщиков F/A-18E поразили цели. Ранее самолеты "Супер Хорнет" из авиакрыла авианосца "Авраам Линкольн" выполняли полеты над Афганистаном, но к ударам по наземным целям не привлекались. В состав авиакрыла авианосца входят две эскадрильи истребителей-бомбардировщиков F/A-18C (VFA-25 и VFA-113. по 10 самолетов в каждой) и одна. VFA-115, имеющая на вооружении 12 самолетов F/A-18E.


ЕВРОПА ЛЕТНОЕ ПРОИШЕСТВИЕ С ИСТРЕБИТЕЛЕМ ЕВРОФАЙТЕР "ТАЙФУН"

В ходе испытательного полета 21 ноября разбился двухместный прототип истребителя Еврофайтер "Тайфун". Прототип принадлежал ВВС Испании и нес опознавательные знаки испанских ВВС (бортовой код XCE.I6-I0. серийный номер DA6). Вскоре после взлета на высоте 12 200 при скорости полета М=0,7 отказал один из двигателей. Экипаж в составе летчика-испытателя фирмы EADS CASA полковника Эдуарде» Куадрадо и летчика-испытателя ВВС Испании Игнасио Ломбо снизился до высоты 4150 м и предпринял попытку запустить остановившийся двигатель. Попытка успехом не увенчалась. а через несколько секунд остановился второй двигатель.

Самолет DA6 является опытным и не оснащен аварийной турбиной с приводом от набегающего потока воздуха, поэтому в результате отказа обоих двигателей прекратилась работа гидравлической и электрической систем. Самолет стал неуправляемым. Оба летчика благополучно катапультировались. Самолет упал в 12 ч 15 мин местного времени в малонаселенной местности в 100 км от Мадрида. Это первый потерянный за весь период летных испытаний истребитель Еврофайтер "Тайфун". Самолет DA6 в 362 испытательных полетах налетал 326 часов. Полеты всех самолетов Еврофайтер были временно прекращены на 24 суток, хотя официального сообщения о запрете полетов не было.


КИТАЙ ИССЛЕДОВАНИЯ МАЛОЗАМЕТНОГО ИСТРЕБИТЕЛЯ J-X

Модель истребители J-X

Государственная китайская авиационная корпорация AVICI поручила фирме "Шеньян" возглавить работы по созданию нового тяжелого истребителя J-X, соответствующего истребителям четвертого поколения. По сообщениям источников, близких к корпорации AVIC I, для этого самолета уже разрабатываются двигатели и вооружение. Кроме того, рассматривается несколько его возможных компоновок. В ближайшее время должны начаться испытания моделей самолета J-X в аэродинамической трубе. Одна из моделей показана на рисунке. По мнению западных специалистов, в конструкции этой модели частично использованы некоторые элементы техники "стелс". реализованные на истребителе Локхид Мартин F/A-22, в частности, вооружение, размещенное во внутренних отсеках и т.д. При этом обращает на себя внимание более простая конфигурация крыла и стабилизатора, а также однокилевое оперение.

На самолете J-X предполагается использовать два ТРДДФ WSI0A. Эти двигатели в настоящее время проходят испытания на одном из истребителей Су-27СК, состоящих на вооружении ВВС Китая Двигатель WSI0A. находящийся в разработке почти 10 лет, предполагается устанавливать также на истребителе J-10A. Этот истребитель уже летает, но формально остается пока засекреченным.

Успехи, достигнутые китайскими двигателистами, позволяют предположить, что на самолетах J-10A и J-X будут использоваться ТРДДФ WS10A с системой управления вектором тяги. Такой вывод западные эксперты сделали на основании просмотра телефильма о посещении председателем КНР Цзянь Цзэминем завода в Шеньяне. где он ознакомился с состоянием работ по самолету J-X. Во время демонстрации модели самолета можно было заметить осесимметричные сопла, которые могли отклонять вектор тяги на угол ±15° в любом направлении. По словам одного источника в корпорации AVICI, в действующем пятилетнем плане развития промышленности КНР имеется пункт, предусматривающий "модернизацию самолета J-10A с целыо обеспечения возможности взлета с коротких ВПП и маневренности, сопоставимой с маневренностью американского ударного истребителя Локхид Мартин F-35.

Для будущего истребителя ведется разработка нескольких многорежимных прицельно-поисковых РЛС, в частности, исследуется проект РЛС "тип 1473". По имеющимся сведениям эта РЛС имеет дальность действия 150 км, может одновременно сопровождать 15 целей и обеспечивать стрельбу по шести – восьми. Предполагается, что в этой станции будет использоваться ФАР. Другим вариантом может стать российская РЛС "Жемчуг", которая, в частности. может дать возможность будущему морскому варианту истребителя J–10А нести более совершенные образцы вооружения, например, противокорабельные ракеты X-31A. (Официальные представители в военной промышленности КНР подтвердили корреспонденту еженедельника "Джейнс Дифенс Уикли". что в августе 2002 г. первые 10 истребителей J-10A. оснащенные российскими ТРДД АЛ-31ФН, были размещены на авиабазе под Нанкином для проведения учебно-тренировочного процесса. В 2003 г. предполагается приступить к постройке двухместного истребителя J-10B. который будет обладать повышенными боевыми возможностями и использоваться в качестве ударного морского самолета)

По данным западных экспертов, в КНР ведутся работы по РЛС с активными и пассивными ФАР. Имеются сведения о переговорах относительно закупки РЛС "Перо" и что 20 комплектов таких антенн уже получены китайской стороной.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх