Бомбардировщик Нортроп Грумман В-2


{Окончание. Начало в АиК №9. Ю'2001)


БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ САМОЛЕТА В-2А

Первое боевое применение нового бомбардировщика состоялось в ходе балканской войны (март-июнь 1999 г.). В боевых действиях приняли участие три из шести самолетов В-2А Block 30, имевшихся в строю к началу конфликта. Хотя "Спириты" выполнили лишь 50 боевых вылетов (0,17% от всего числа боевых вылетов авиации НАТО), они сбросили почти 11 % всех использованных в этой войне авиационных боеприпасов.

Основным оружием самолетов В-2А в ходе балканского конфликта были новейшие (официально еще не принятые на вооружение) корректируемые авиабомбы с инерциально-спутниковым наведением GBU-31 типа JDAM (калибр 900 кг). Бомбометание выполнялось с высот порядка 12 км. Самолеты подходили к цели зигзагом, несколько раз кратковременно включая БРЛС, осуществлявшую картографирование местности по курсу в секторе 30 град. Это позволяло более точно привязаться к местности, уточнить истинную высоту полета и местоположение цели (если она достаточно радиолокацион-но контрастна), после чего при помощи системы управления вооружением GATS непосредственно перед бомбометанием внести коррекцию в системы самонаведения КАБ. В результате точность бомбовых ударов боеприпасами JDAM, по утверждению представителей ВВС США, удалось повысить с 13-14 до 6 м.

Продолжительность боевого вылета В-2А составляла, в среднем, 33 часа, при этом выполнялось три дозаправки в воздухе. В ходе подготовки к операции "Союзническая сила" один из самолетов "Спирит" совершил экспериментальный беспосадочный перелет с несколькими дозаправками в воздухе по маршруту Уайтмен-Гуам-Уайтмнен протяженностью 26600 км и продолжительностью 37 часов (средняя скорость - 720 км/ч), а на тренажере был совершен беспосадочный "полет" продолжительностью 44,5 ч. По итогам этих экспериментов был сделан вывод, что в случае необходимости бомбардировщик сможет находиться в воздухе до 50 часов.

Переносить столь длительные полеты экипажу В-2А, состоящему всего из двух человек, помогает высокий уровень автоматизации, хорошо продуманная эргономика кабины, а также специальное оборудование, включающее такие "маленькие радости", как химический туалет, спинки катапультных кресел с вибромассажерами и меню бортпайка, составленное с учетом вкусов каждого конкретного летчика. В то же время группа специалистов, привлеченных конгрессом США, подготовила доклад об использовании самолета В-2А в боевых действиях на Балканах. На основе опросов летчиков было отмечено, что приборное оборудование кабины этого самолета не лишено ряда недостатков, повышающих утомляемость экипажа и затрудняющих его ориентирование в боевой обстановке.

Следует отметить тот факт, что В-2А - наиболее дорогостоящие в мире боевые самолеты (стоимость одной машины - 997 млн.долл.), т.е. треть стоимости атомного авианосца) - совершали боевые вылеты над Сербией (имевшей относительно слабую ПВО, состоящую из ЗРК С-75, С-125 и " Квадрат", истребителей-перехватчиков МиГ-29 и МиГ-21бис, а также малокалиберной зенитной артиллерии с орудиями устаревших типов) при весьма солидном авиационном прикрытии, включавшем наряд самолетов радиоэлектронной борьбы ЕА-6В "Праулер" и истребители F-15C при мощнейшей информационной поддержке самолетов ДРЛО Е-3 и самолетов радиолокационной разведки и управления Е-8. Такая тактика противоречит принципам использования малозаметных самолетов - действовать в одиночку, без привлечения самолетов других типов, не обладающих свойствами малозаметности и способных демаскировать "стеле". Кроме того, значительно возрастала цена одного боевого вылета бомбардировщика.

Требовалась и весьма "тонкая" работа по согласованию совместных действий множества разнотипных самолетов, базировавшихся на разных континентах и принадлежащих различным родам войск ("хозяином" самолетов ЕА-6В, прикрывавших "Спириты", являлся корпус морской пехоты США). Это не могло не сказаться на оперативности боевого применения бомбардировщиков, а также обеспечении требуемого режима секретности. Однако американцы (особенно после потери первого F-117), вероятно, в большей мере полагались на мощь авиационного прикрытия, а не на "невидимость" самого "Спирита".

Подвеска бомбы в отсек В-2

В американской печати приводились кадры съемки с борта разведывательного ЛА, на которых было изображено восемь капониров на одном из аэродромов в Косово, каждый их которых после удара самолета В-2А, сбросившего восемь КАБ, имел по "черному пятну" (т.е. пробоине). На другом кадре было показано бетонное укрытие на аэродроме в Приштине, разрушенное со стороны передних и задних ворот двумя попаданиями (тоже "работа В-2А). Однако после того как это укрытие было осмотрено российскими специалистами, было выявлено, что оно не получило сколько-нибудь серьезных повреждений и полностью сохранило свою функциональность, а "потери" сербов в авиации в результате бомбовых ударов ограничились лишь списанными самолетами, находившимися на открытых стоянках аэродромов. Таким образом, боевые успехи "Спиритов" оказались несколько преувеличенными.

Скорее всего, причины этого кроются не в недостатках собственно самолета и его комплекса вооружения, а в несоответствии возможностей ударных и разведывательных средств (как это имело место и во время "Бури в пустыне" в 1991 г.). К одному из весьма сомнительных "успехов" самолетов В-2А (в значительной степени обусловленному "четкой" работой разведки) следует отнести бомбовый удар по зданию китайского посольства в Белграде, нанесенный тремя КАБ JDAM. Безусловно, информационное обеспечение боевого применения стратегических ударных самолетов также станет одной из важнейших задач, которые будут решаться в ходе модернизации самолетов "Спирит".

В докладе, подготовленном по заданию конгресса США, отмечалось, что радиопоглощающие покрытия, примененные в конструкции бомбардировщика В-2А, имеют относительно низкую износостойкость. Указывалось и на высокую трудоемкость наземного обслуживания самолета этого типа, что "снижает возможности ВВС использовать самолеты так часто, как того требует обстановка".

По сообщениям печати, из-за трудностей с поддержанием требуемого уровня скрытности, боеготовность парка бомбардировщиков В-2А в 1998 году не превышала 30%. Фактически после каждого вылета самолет нуждался в ремонтно-восстановительных работах по компенсации износа РПМ на отдельных участках обшивки, что занимало 39% трудозатрат, отведенных на наземное техническое обслуживание машины. В результате специальную ленту, перекрывающую швы стыковки листов обшивки, пришлось заменить на новую, более стойкую к воздействию дождя и скоростного напора.

Подверглась критике также низкая крейсерская скорость самолета (в реальной обстановке оказавшаяся, очевидно, меньше расчетной). Все эти недостатки планируется поэтапно устранять в процессе модернизации В-2А.

В-2 возвращается после 30-часового полета с четырьмя дозаправками в воздухе

"Духи" на дозаправке


АФГАНСКАЯ ВОЙНА

Смена политического руководства в Вашингтоне повлекла за собой и изменение планов военного строительства. Судя по всему, в наступившем десятилетии усновной упор будет делаться на стратегические наступательные и оборонительные силы. Помимо декларируемого руководством Пентагона начала исследований по программе воздушно-космического бомбардировщика (на базе научно-технического задела NASA по многоразовому носителю X-33) вновь начали активно обсуждаться и возможности дополнительной закупки 40 бомбардировщиков типа В-2.

А 7 октября 2001 г. "Спириты" вновь отправились на войну. В отместку за терракты в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября (когда три Боинга, пилотируемые летчиками-смертниками, протаранили небоскребы Всемирного торгового центра, а также Пентагон) США были вынуждены проявить "адекватную реакцию". Выбрав наиболее одиозный (и, нужно отметить, абсолютно беззащитный от ударов с воздуха) объект - Афганистан, где свил гнездо "международный террорист № 1" Усама Бен Ладен, американцы потребовали от Кабула немедленной выдачи злодея. "Талибан" отверг американский ультиматум, заявив, что обвинения в адрес Бен Ладена требуют более весомых доказательств. В результате война стала неизбежной.

Бомбардировки начались в 21.20 по местному времени, когда в Кабуле уже стемнело. Основной задачей, поставленной перед американской авиацией, являлось подавление системы ПВО талибов, которой, собственно, и не существовало, если не считать зенитных пулеметных установок калибром 12,7 и 14,5 мм, малокалиберных зенитных орудий, а также немногочисленных ПЗРК типа "Стрела", "Блоупайп" и "Стингер". Все эти огневые точки и расчеты не были связаны каким-либо единым руководством и действовали совершенно автономно. Кроме того, боеспособность большинства огневых единиц вызывала большие сомнения. Условно к "обектам ПВО" можно было отнести несколько РЛС управления воздушным движением, имевшихся на сохранившихся афганских аэродромах, а также сами аэродромы, на "обочинах" которых доживали свой век самолеты МиГ-21 и Су-17 бывших ВВС ДРА (эти машины также вряд ли смогли бы оторваться от земли, а тем более решать задачи по отражению воздушного удара). Другими назначенными целями являлись более важные (с точки зрения талибов и Бен Ладена) объекты - министерство обороны "Талибана" в Кабуле, штаб талибов в 15 км от столицы, кабульская радиостанция, тренировочный лагерь Бен Ладена в районе Джелалабада, а также танковое подразделение, дислоцированное в городе Мазари-Шариф.

В налете приняло участие 15 стратегических бомбардировщиков ВВС США В-52Н и В-2А, 25 палубных истребителей F-14 и F/A-18 с авианосцев "Карл Винсон" и "Энтерпрайз", а также четыре американских эсминца и две британские атомные подводные лодки, выпустившие в общей сложности 50 крылатых ракет типа "Томагавк".

Если бомбардировщики В-52Н (наносившие удары 225-кг свободнопада-ющими бомбами) действовали с авиабазы Диего-Гарсия в Индийском океане, то "Спириты" из состава 509-го авиакрыла взлетели с территории Соединенных Штатов, со своей "родной" авиабазы Уитмен. Самолеты, беспоса-дочно пролетев почти половину Земного шара и выполнив многочисленные дозаправки в воздухе, находились в полете в общей сложности более 70 часов, что стало своеобразным рекордом для стратегической авиации США. Их экипажи, скорее всего, были увеличены до трех человек, с одним лет-чиком-"сменщиком" (вот когда пригодилось дополнительное место на борту В-2А!). Разумеется, отсутствие третьей катапульты повышало риск (при поражении самолета один из трех членов экипажа не имел шансов на спасение), однако практически полное отсутствие у противника средств ПВО несколько снижало остроту ситуации.

Использование самолетов В-2А лишь с аэродрома на территории США свидетельство того, что ВВС так и не смогли решить проблему базирования этих машин на авиабазах, не имеющих специального оснащения и оборудования (а единственной авиабазой, приспособленной сегодня для эксплуатации "Спиритов", является Уайтмен). Однако нет худа без добра: продержавшись в воздухе более 70 часов, В-2А решили важную пропагандистскую задачу, показав всему миру, что США могут "дотянуться" непосредственно со своей территории до любого противника, расположеного в любой части Земного шара.

В соответствии со своим "амплуа" (определившимся еще в Югославии) "Спириты" несли корректируемые авиабомбы типа JDAM калибром 910 кг., обеспечивающие точность поражения заранее выбранных целей порядка 10-15 м. Бомбометание выполнялось со средних высот, вне зоны досягаемости даже гипотетических средств ПВО талибов.

8 октября в налетах на Афганистан приняло участие 10 стратегических бомбардировщиков - на этот раз В-2А и В-1В "Лансер" (последние, как и В-52, действовали с Диего-Гарсия). Целями вновь стали мифические "средства ПВО", а также "объекты связи и управления" в Кабуле, Кандагаре, Герате и Мазари-Шарифе.

9 октября число стратегических самолетов, участвующих в очередном ударе, сократилось до пяти - три В-1В и два "Спирита". 10 октября В-2А "отдыхали" (вместо них утюжили афганские скалы, пески и глинобитные хижины 10 В-52Н и В-1В), а на следующий день вновь включились в "конвейр войны". По сообщению печати, шесть "Спиритов" нанесли удары по укрепленным объектам противника корректируемыми проникающими бомбами повышенной мощности GBU-28 (калибр - 2100 кг). Если эта информация верна, то в обеспечении удара 11 октября принимали участие наземные авианаводчики из спецназа, оснащенные приборами лазерной подсветки. Возможен и другой вариант - модернизация боеприпасов GBU-28 посредством установки на них блоков спут-никово-инерциальной навигации (типа JDAM). Всего за первые пять дней бомбардировок самолеты В-2А сбросили приблизительно 500 высокоточных боеприпасов.

"Спириты" были задействованы и 19 октября, когда в бой были впервые введены сухопутные войска США. Этой операции придавалось большое пропагандистское значение. Авиабазу Уайтмен перед вылетом с нее "стелсов" посетил министр обороны США Рамс-фельд, оставивший на одной из авиабомб свой автограф (на этой бомбе красовался и вполне патриотический лозунг - "Go get Them, D.R." - "Иди и достань их, Д.Р". (т.е. Дональд Рам-сельд). Пожелание, несколько отдающее служебным подхалимажем, не сбылось - бомбовые удары по предполагаемому местонахождению неуловимого Бен Ладена (гористый район размером 30x30 км вблизи г. Кандагара), как косвено признали сами американцы, не достигли цели.

Впрочем, столь же безрезультатными оказались и ночные действия группы рейнджеров, высаженных с вертолетов, взлетевших с палубы авианосца "Китти Хок" (их целью была штаб-квартира главы талибов Мохамеда Омара, которого, как это ни странно, не оказалось дома). По утверждению американского командования, рейнджеры без потерь возвратились на борт авианосца. Однако талибы заявили, что одержали "крупную победу", уничтожив до 20 американцев и сбив один из их вертолетов (что вскоре и подтвердили документальными видеокадрами).

Когда пишутся эти строки, война а Афганистане продолжается, набирая обороты. Направление, в котором эволюционирует нынешний мир, не вызывает оптимизма. Можно не сомневаться, что впереди у США новые войны. А это значит, что и бомбардировщику В-2 историей уготована яркая и многогранная боевая биография.

МОДЕРНИЗАЦИЯ САМОЛЕТА И ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

В 2002 г. должна завершиться доработка всех самолетов в окончательный вариант - В-2А Block 30, соответствующий первоначальной спецификации ВВС.

Самолет В-2А Block 30 приобрел способность нести 16 900-килограммовых КАБ типа JDAM. В дальнейшем, после оснащения новыми бомбодержателями, в состав вооружения бомбардировщика будут включены 80 КАБ JDAM калибром 225 кг. До 2004 г. самолеты В-2А должны получить и новые малокалиберные проникающие мини-КАБ EGBU-28 (130 кг).

В 2002 г. в состав вооружения В-2А предполагается включить планирующую управляемую авиабомбу Рейтеон AGM-154 JSOW (масса, в зависимости от снаряжения, 475 и 680 кг), способную, при сбросе со средних высот, поражать цели на дальности до 60-65 км. Боеприпас может комплектоваться как кассетной, так и проникающей боевыми частями. Наведение УПАБ осуществляется посредством инерциально-спутниковой системы, обеспечивающей КВО порядка 10-15 м. В перспективе боеприпас планируется оснастить и конечной системой самонаведения с режимом самоопознавания цели.

В том же 2002 году бомбардировщик планируется оснастить перспективной тактической крылатой ракетой Локхид Мартин AGM-158 JASSM (закупки этих КР должны начаться в 2003 ф.г.). Малозаметная ракета со стартовой массой порядка 1000-1200 кг и дальностью 180 км (по другим данным - 240 км), оснащена комбинированной системой наведения - инерциально-спутниковой на маршевом участке полета и тепловизионной - на конечном. Тепловизионная система самонаведения имеет режим автономного опознавания назначенной цели и обеспечивает точность поражения порядка нескольких метров.

Общая стоимость данного этапа модернизации парка самолетов В-2А оценивается как минимум в 500 млн.долл.

Бомбардировщики В-2А Block 30 были впервые, среди американских стратегических бомбардировщиков, оснащены УКВ-системой связи через ИСЗ "Милстар". В ходе следующего этапа модернизации системы связи они должны получить аппаратуру цифровой телекодовой связи Link 16. Частичное финансирование этих работ началось в 2000 г., а основную часть программы предполагается реализовать в 2002-06 гг.

Использование аппаратуры Link-16 позволит интегрировать В-2А в единую систему распределения тактической информации в реальном масштабе времени JTIDS (в настоящее время аппаратурой Link-16 в ВВС США оснащены лишь самолеты AWACS и J-STARS, воздушные командные пункты, а также несколько опытных истребителей типа F-15).

Кроме того, на бомбардировщик будет установлена новая экстравысокочастотная (EHF) аппаратура связи, выбор поставщиков которой предполагается осуществить в середине 2001 г., а размещение на самолетах начать в 2008 г. и завершить после 2010 г.

В ходе доработки планируется оснащение самолета В-2А новым жидкокристаллическим цветным многофункциональным индикатором форматом 8x10 дюймов, который должен быть смонтирован в центральной части приборной доски (как писалось выше, в настоящее время бомбардировщики оснащены дисплеями на ЭЛТ, вызывающими нарекания у летчиков).

Проведение ряда доработок обусловлено опытом строевой эксплуатации и первого боевого применения самолетов "Спирит". Так, неудовлетворительными оказались характеристики системы РЭБ AN/APR-50. В докладе, подготовленном экспертами конгресса США по итогам боевого применения самолета В-2А в Югославии, отмечалось, что в ряде случаев система РЭБ "либо неправильно классифицировала угрозу, либо не обеспечивала точное определение ее местонахождения". Низкие характеристики системы были известны и раньше. Со второй половины 1990-х годов реализуется программа последовательной модернизации AN/APR-50. В 1998 году она получила усовершенствованное программное обеспечение. В 2001 г. начался очередной этап модернизации системы РЭБ.

С 2001 г. ведутся работы по модернизации спутниковой навигационной системы самолета.

В-2 во время полуторачасового визита в Ле Бурже - первой зарубежной демонстрации самолета

После 2006 г. ВВС планируют начать новый долгосрочный этап комплексной модернизации бомбардировщика, предусматривающий замену бортовых процессоров и авионики, выполненных в соответствии с техническим уровнем 1980-х гг., на новое "гражданское" оборудование "с полки" (т.е. имеющееся на рынке). После 2004 г. предполагается также замена аналоговой системы управления силовой установкой на новую, цифровую.

Назначенный ресурс планера самолета В-2В составляет 40000 ч. Первым узлом, замена которого должна быть проведена в ходе модернизации, должен являться руль высоты - воздушный тормоз (т.н. "бобровый хвост"), узлы крепления которого находятся вблизи сопел двигателей, в зоне с повышенной вибро-акустической нагрузкой.

В рамках работ по дальнейшему совершенствованию самолета ВВС США предлагают сформировать в его крыле два дополнительных грузоотсека для размещения малогабаритных грузов -ракет-ловушек, миниатюрных управляемых снарядов класса воздух-поверхность, а также ракет-постановщиков помех РЛС противника.

Низкочастотные радиолокационные станции ПВО, несмотря на низкую точность определения координат целей, способны достаточно надежно обнаруживать самолеты типа "стеле" (что было продемонстрировано, в частности, в ходе боевых действий на Балканах в 1999 г.). Эти радары являются основными объектами действий самолетов РЭБ Нортроп Грумман ЕА-6В "Прау-лер". Однако, по мнению специалистов ВВС, в случаях, когда применение специализированных самолетов РЭБ невозможно, бомбардировщик В-2А сам должен обладать способностью подавлять средства дальнего обнаружения системы ПВО.

Новые грузоотсеки длиной 3 м и высотой, практически равной строительной высоте крыла, планируется сформировать с внешних сторон отсеков основных опор шасси. В каждом из грузоотсеков предполагается разместить не менее двух ракет. Первоначально этот объем занимали контейнеры со специальным химическим составом, распылявшимся в полете и служащим для устранения инверсионного следа (демаскирующего бомбардировщик).

По утверждению представителей ВВС, в новых грузоотсеках должны размещаться "модульные мини-крылатые ракеты, которые могут нести альтернативные варианты целевой нагрузки", в частности, передатчики помех в микроволновом диапазоне, а также в диапазонах UHF и VHF.

Кроме того, в рамках программы модернизации бомбардировщика планируется применение перспективных радиопоглощающих конструкций. Испытания новых РПМ завершились на фирме Нортроп Грумман в конце октября 2000 г. Основные усилия направлены на повышение эксплуатационных характеристик материалов, а также на уменьшение вероятности обнаружения самолета длинноволновыми РЛС.

Предполагается замена в общей сложности 119 панелей и лючков в обшивке планера на новые, выполненные с использованием перспективного ра-диопоглощающего материала MagRAM. При этом масса конструкции самолета должна возрасти на 1870 кг. В то же время продолжительность технического обслуживания элементов конструкции самолета В-2А Block 30, относящихся к технике "стеле", снизится (в расчете на один вылет) с 20,8 до 9,2 ч.

Хотя конкретные характеристики нового РПМ не приводятся, по заявлению представителей МО США, его использование позволит уменьшить диапазон частот, в которых самолет может быть обнаружен неприятельскими радарами.

Модернизация планера позволит повысить боеготовность парка самолетов В-2А с 30-40% до 60%. Время затрачиваемое на снятие и повторную установку радиопоглощающих панелей для доступа к бортовым системам самолета должно сократиться с "1,5 суток до менее часа".

В настоящее время для того чтобы обеспечить доступ к внутренним отсекам самолета, необходимо удалить из щелей между панелями обшивки планера специальную шпаклевку и снять ленту из электропроводящего материала (на В-2А использовано три типа таких лент), наклеенную на поверхность планера по кромкам панелей.

Панели с покрытием из материала MagRAM - эластомера с металлическим наполнителем - будут полностью (за счет элластичности РПМ) закрывать щели обшивки и легко фиксироваться посредством стандартного крепежа. В отличие от ныне используемых на В-2А покрытий, распределяющих радиолокационный сигнал по всей поверхности обшивки самолета, материал MagRAM частично поглощает излучение.

MagRAM известен уже достаточно давно, однако ранее он не использовался в конструкции бомбардировщика В-2А, т.к. его характеристики были недостаточно изучены. Кроме того, он имеет достаточно большую удельную массу, что также сдерживало использование MagRAM.

Фирма Нортроп Грумман планирует провести в течение ближайших семи лет поэтапную модернизацию (с внедрением панелей из MagRAM) трех самолетов В-2А. В случае выделения соответствующего финансирования доработка всего парка бомбардировщиков В-2А может быть завершена до 2009 г.

Параллельно с техническими мерами по снижению (или хотя бы поддержанию на требуемом уровне) радиолокационной заметности принимаются и организационные меры в этом направлении. В частности, ВВС намечают увеличение численности технического персонала, занятого решением задач обеспечения скрытности. Утверждена программа контроля РЛ-замет-ности каждого конкретного самолета В-2А. В рамках этой программы в марте-апреле 1998 года был проведен эксперимент по подтверждению возможности кратковременного базирования бомбардировщиков "Спирит" на передовых авиабазах. Два самолета В-2А Block 30 были переброшены на авиабазу Андерсен на острове Гуам, где в течение 10 дней выполняли регулярные полеты (общий налет составил 90 часов). При этом один из прибывших самолетов размещался вне ангара, на открытой стоянке и подвергался воздействию прямых солнечных лучей и тропических дождей.

С 2008 года бомбардировщик В-2А планируется оснастить цифровой системой автоматизированного управления силовой установкой, которая заменит нынешнюю аналоговую систему управления СУ. Планируется также замена бортовых компьютеров.

Кроме того, приблизительно к 2010 года стратегические бомбардировщики США (в том числе и В-2А) должны получить новое связное и навигационное оборудование, соответствующее гражданскому стандарту GATM, внедряемому в настоящее время на магистральных пассажирских самолетах.

Хотя ВВС США не имеют намерения создать на базе В-2А специализированный самолет-разведчик, были проведены исследования возможности оснащения бомбардировщика комплектом вспомогательной разведывательной аппаратуры. В результате "Спирит" смог бы осуществлять оценку нанесенного противнику ущерба, а также в реальном времени выполнять видовую разведку с помощью оптоэлектронных средств, осуществлять разведку источников электромагнитных сигналов, радиоэлектронных средств и средств связи. В 1992 г. на летающей лаборатории "Гольфстрим" 2 начались испытания оптических и радиотехнических датчиков, предназначенных для самолета В-2. Разведывательное электронное оборудование предполагалось размещать в одном из отсеков вооружения В-2, тогда как второй отсек мог быть использован для размещения высокоточного оружия, например авиабомб типа JDAM. Таким образом, В-2А мог стать автономной (не взаимодействующей с другими ЛА) системой оружия, способной длительное время находиться в воздухе при уменьшенной степени риска обнаружения противником, разведывать, а при необходимости и поражать особо важные цели.

Для уменьшения вероятности обнаружения разведчик-бомбардировщик В-2А должен совершать полет ночью или на большой высоте, он может быть развернут в зоне боевых действий, взлетев непосредственно с аэродрома на территории США. В отличие от спутников разведывательный малозаметный самолет более гибок в применении, он может непрерывно часами находиться над целью, тогда как спутники могут появляться над целью на короткое время с интервалом около 90 мин. Эта концепция согласуется также с интересом министерства обороны США к автоматизированному комплексному управлению боевыми действиями на поле боя, для обеспечения которого необходима передача в реальном времени высшему командованию информации о событиях в зоне боевых действий.

Самолет В-2 мог бы предоставлять информацию, необходимую для гибкого управления многоцелевыми истребителями F-15E и F-16C или ударными малозаметными самолетами F-117.

В конце 1990-х годов в конгрессе США было высказано предложение о целесообразности продолжения серийного производства самолетов В-2 после передачи заказчику последнего, 21-го заказанного бомбардировщика. Хотя эти предположения не получили тогда поддержки ВВС и МО, больше заинтересованных в поэтапной модернизации уже построенных бомбардировщиков, вопрос по-прежнему продолжал оставался дискуссионным.

Гипотетический "Лансер" новой серии уже получил неофициальное обозначение В-2С (а также В-2 Block 50 или В-Х). Внедрение на этом варианте самолета перспективных композиционных материалов и бортового оборудования параллельно с освоением более современных технологических процессов с использованием цифровых баз данных должно, по оценкам, снизить стоимость одного серийного самолета "Спирит" до менее чем 500 млн.долл.

Новые перспективы у "В-2С" появились после смены в конце 2000 года администрации США. Президент Джордж Буш взял курс на резкое наращивание военной мощи Америки. В соответствии с этими веяниями министерство обороны в начале 2001 г. выразило намерение поставить вопрос о резком увеличении оборонных расходов с 2,9% от ВНП (уровень сегодняшнего дня) до 4,23%. Если решение об этом будет принято, ежегодные ассигнования на ВВС возрастут на 20-30 млрд.долл. В результате появится возможность выделять в течение 11 лет (с 2006 по 2017 ф.г.) ежегодно по 8 млрд.долл. на обновление парка авиационной техники военно-воздушных сил. ВВС предлагают увеличить объем среднегодовых закупок до 150-170 самолетов. При этом ежегодно планируется приобретать, в среднем, 3,5 новых бомбардировщика. В обозримом будущем ими могут являться только самолеты "Спирит".

АМЕРИКАНСКИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АВИАЦИОННЫЕ КОМПЛЕКСЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

После получения последнего, 21-го, серийного стратегического бомбардировщика В-2А дальнейшие закупки самолетов этого класса возможно прекратятся на многие годы. Опубликованный в июле 1999 г. официальный документ ВВС, озаглавленный "Белая книга дальних бомбардировщиков", свидетельствует, что работы по дальнейшей модернизации стратегической авиации США в обозримом будущем будут концентрироваться на внедрении "новых технологий, вооружения и других усовершенствований" в рамках доработок уже существующих типов самолетов. По словам Д.Ганслера (Jacques Gansler), возглавляющего заказывающее управление МО, "мы должны сосредоточить усилия, в первую очередь, на высокоточном оружии, а не на его носителях".

Как явствует из "Белой книги", в перспективе модернизация бомбардировщиков должна включать усовершенствование бортовых информационных систем, систем управления и связи, внедрение более действенных и компактных высокоточных боеприпасов, проведение мероприятий по облегчению перебазирования самолетов на новые аэродромы, а также улучшение наземной инфраструктуры". В результате перед американской бомбардировочной авиацией должен открыться широкий спектр новых боевых возможностей, значительно расширится и сфера применения самолетов.

По утверждению авторов "Белой книги", применение высокоточных боеприпасов приблизительно в 10 раз увеличило боевую мощь бомбардировщиков в неядерном конфликте. Самолеты В-1В и В-2А уже продемонстрировали способность поражать в ходе одного боевого вылета одновременно несколько отдельных целей при помощи КАБ типа JDAM.

Крылатые ракеты AGM-86A, которыми вооружены самолеты В-52Н, оснащены ядерной БЧ и обладают максимальной дальностью 2500 км. Другая ядерная ракета, AGM-129, также входящая в состав вооружения этого самолета, имеет дальность порядка 3000-3500 км. КР AGM-86C с неядерной БЧ, способна поражать наземные цели на дальностях до 1200 км, a AGM-142 - на 80 км.

В 2002 году в состав вооружения стратегических бомбардировщиков В-1В, В-2А и В-52Н предполагается включить управляемые планирующие авиабомбы (УПАБ) Рейтеон AGM-154 JSOW, способные (при применении с больших высот) поражать незащищенные или среднезащищенные цели на дальностях до 65 км. В качестве основных объектов для ударов боеприпасами этого типа должны стать средства противовоздушной обороны противника, что облегчит бомбардировщикам прорыв к целям, прикрытым мощной системой ПВО, для нанесения массированного удара бомбами JDAM.

Несколько позже планируется принять на вооружение и малозаметную тактическую крылатую ракету Локхид Мартин AGM-158 JASSM, снабженную системой спутниковой коррекции, несущую неядерную БЧ массой 453 кг и обладающую максимальной дальностью пуска 250 км (по другим данным -185 км). Кроме самолетов стратегической авиации, носителями этой КР должны являться тактические самолеты ВВС F-15, F-16 и F-117, палубные истребители F/A-18, палубные самолеты радиоэлектронной разведки и РЭБ S-3, а также противолодочные самолеты бегового базирования Р-3. Стоимость одной серийной ракеты не должна превышать 400000 долл, а общая стоимость программы разработки КР JASSM оценивается в 2 млрд.долл. 12 августа 1999 года был проведен успешный испытательный пуск летно-демонстрационного прототипа КР JASSM. Выпуск малой серии ракет для войсковых испытаний должен начаться в конце 2001-го - начале 2002-го года.

Обсуждается, также, возможность оснащения тактическими крылатыми ракетами типа CALCM бомбардировщиков В-1В (в настоящее время единственным носителем КР в ВВС США является самолет В-52Н).

Предусмотрено два этапа модернизации парка стратегических бомбардировщиков США - ближний (2000-1010 гг.) м более отдаленный (2006-2015 гг.). В ходе ближнего этапа модернизации самолеты получат высокоточное оружие нового поколения, а бомбардировщики В-1В и В-2А оснастят, также, аппаратурой автоматизированной вы-сокозащищенной системы связи Link 16, обеспечивающей информационное взаимодействие в реальном масштабе времени между боевыми самолетами, самолетами и наземными командными пунктами, бомбардировщиками и разведывательными системами (причем не только США, но и их союзников). Кроме того, самолеты В-2А будут оснащены сверхвысокочастотной аппаратурой спутниковой связи, а на бомбардировщиках В-52Н терминал системы РЭБ (с раздельными пультом управления и информационным терминалом) в рамках программы ECI (Electronic Counter-measures Improvement) планируется заменить единым многофункциональным дисплеем. Для реализации ближней модернизации самолетов стратегической авиации МО США до 2005 ф.г. надеется получить "несколько сотен миллионов долларов".

В рамках следующего этапа модернизации самолет В-1В должен получить новое информационно-управляющее поле кабины экипажа, выполненное с использованием многофункциональных экранных индикаторов. На этом же этапе систему Link 16 предполагается установить и на самолете В-52Н, а согласно существующим планам, самолеты В-52Н будут полностью сняты с вооружения к 2044 г. (к этому времени возраст самого "молодого" бомбардировщика этого типа составит 83 года). Несколько раньше, в 2038 г., планируется начать процесс замены бомбардировщиков В-1В, а приблизительно в 2040 г. - В-2А.

Однако модернизация существующего парка боевых самолетов не может продолжаться бесконечно долго. По оценкам специалистов МО США, основной самолет стратегического авиационного командования ВВС США - В-52Н - сможет сохраниться на вооружении до 2040-х годов. Дальнейшая эксплуатация этих "ветеранов", последний из которых покинул сборочный цех в 1961 году, будет невозможна из-за полного исчерпания ресурса планера, составляющего 32500 - 37500 летных часов. Более "молодые" бомбардировщики В-1В и В-2А должны прекратить свое физическое существование по аналогичным причинам к 2050-60-м годам, хотя постепенное сокращение численности сверхзвуковых "Лансёров" может начаться значительно раньше - уже в конце 2010-х годов.

В то же время, как показывают аналитические исследования, а также опыт вооруженных конфликтов 1990-х годов (Ирак, Югославия), роль тяжелых ударных самолетов большой дальности в первой половине XXI века не только не снизится, но, вероятно, еще более возрастет. В то же время американские стратегические бомбардировщики, в настоящее время являющиеся составной частью ядерной триады, будут все в большей степени переориентироваться на доставку высокоточных неядерных средств поражения, способных, при определенных обстоятельствах, нанести противнику ущерб, соизмеримый с ядерным ударом.

При возникновении локальных конфликтов в отдаленных от США районах планеты стратегические бомбардировщики смогут прибыть в район боевых действий в течение нескольких десятков часов, оказав воздействие на ход боевых действий на их ранних этапах. Предполагается, что стратегическая авиация США будет все теснее взаимодействовать с палубной авиацией -еще одним элементом "быстрого реагирования" США, решая боевые задачи по единому плану и под единым руководством.

Все большее значение будет приобретать информационное обеспечение действий стратегической авиации. Совместно с пилотируемыми и беспилотными разведывательными самолетами, а также разведывательными ИСЗ, бомбардировщики, оснащенные высокоточным оружием, должны образовать глобальную разведывательно-ударную систему, способную поражать как стратегические, так и тактические цели.

Исходя из этих прогнозов, ВВС США во второй половине 1990-х годов приступили к изучению концепций перспективных стратегических ударных самолетов, призванных сначала дополнить, а в дальнейшем - заменить ныне существующий бомбардировочный парк, образованный самолетами В-52Н, В-1В и В-2А. К исследованиям был подключен и ряд ведущих авиастроительных фирм США, заинтересованных в получении в первой половине XXI века выгодных долгосрочных заказов в рамках программы создания нового стратегического бомбардировщика.

Исследования охватывают широкий спектр перспективных летательных аппаратов, как пилотируемых, так и беспилотных. Рассматриваются как относительно простые и дешевые варианты, предусматривающие создание дозвуковых ЛА, опирающихся на уже существующие военные и гражданские технологии, так и более дорогостоящие и технически рискованные проекты сверхзвуковых, гиперзвуковых и воздушно-космических самолетов, требующие проведения глубоких и дорогостоящих исследований.

Безусловно, выбор пути, по которому пойдет развитие стратегических самолетов ВВС США, будет зависеть не только (и не столько) от технических и технологических факторов, но и от экономического положения США, а также политического облика мира, который сложится в начале следующего десятилетия, когда программа создания нового американского стратегического бомбардировщика приобретет конкретные очертания.

Ниже рассмотрен ряд проектов в области стратегической авиации, исследуемых авиастроительными фирмами США совместно с научными центрами МО и ВВС.

Фирма Нортроп Грумман - создатель бомбардировщика В-2А "Спирит" - формирует концепцию беспилотного стратегического ударного самолета, являющегося как бы вдвое уменьшенным вариантом самолета В-2. Стратегический малозаметный БПЛА должен нести боевую нагрузку массой до 9000 кг. Его предполагается оснастить бортовым радиолокационным навигацион-но-прицельным комплексом с одной антенной (вероятно, упрощенным вариантом БРЛК Хьюз AN/APQ-181, имеющего две ФАР). По замыслу, такой БПЛА будет способен действовать как полностью автономно, так и при информационно-командной поддержке специализированных пилотируемых самолетов (например, самолета радиолокационной разведки и целеуказания Е-8 J-STARS или самолета управления, созданного на базе бомбардировщика В-2А с экипажем, увеличенным до трех человек).

Другим вариантом перспективного стратегического самолета, изучаемым специалистами фирмы Нортроп Грумман, является проект FSA (Future Strike Aircraft - перспективный ударный самолет), представляющий собой упрощенный вариант бомбардировщика В-2. Стоимость одного самолета FSA, способного нести до 22700 кг бомбовой нагрузки, оценивается в 200 млн.долл. (что почти в пять раз ниже стоимости одного бомбардировщика В-2А). Возможно, ВВС США из финансовых соображений откажутся и от требования обеспечения 1800-киллометрового "броска" на малой высоте, которое было поставлено перед создателями бомбардировщиков В-1В и В-2А исходя из возможностей советской системы ПВО.

Фирма Боинг исследует концепцию нового стратегического бомбардировщика (В-Х), выполненного по схеме "интегральное летающее крыло" (BWB - Blended Wing Bobber) или "усовершенствованное интегральное летающее крыло". Обе компоновки должны обеспечить максимальную подъемную силу при минимальной ЭПР планера. При этом предполагается реализация ряда усовершенствований в области дальнейшего снижения заметности. К 2000 году уже были проведены продувки моделей перспективного бомбардировщика а АДТ. С учетом уровня технологий 2015 г. (когда, очевидно, следует ожидать начало полномасштабного развертывания работ по программе В-X), удельный расход топлива может быть снижен по сравнению с существующим уровнем на 30-50%.

Аэродинамическая концепция BWB рассматривается фирмой Боинг и как основа для создания перспективного тактического военно-транспортного самолета ATT (Advanced Tactical Transport). "Летающее крыло", снабженное четырьмя ТВД с пятилопастными винтами, будет обладать возможностями короткого взлета и посадки. В конструкции самолета предполагается использовать ряд технологий и технических решений, отработанных в рамках программы С-17 "Глоубмастер II.

Еще одним концептуальным проектом, рассматривавшимся ВВС США в конце 1990-х годов, являлся проект "Глобал Страйк" - 118-тонная машина с крейсерской скоростью, соответствующей М=1,5, выполненная с использованием последних достижений в области аэродинамики и авиационного двигателестроения. Она должна иметь боевой радиус действия без дозаправки в воздухе порядка 9300 км. Столь высоких показателей можно достичь за счет снижения массы боевой нагрузки, которая будет состоять из сверхминиатюрных высокоточных боеприпасов нового поколения, обладающих, при малой массе, высокой вероятностью поражения целей.

В научно-исследовательском центре ВВС США, расположенном на авиабазе в Ленгли (шт. Вирджиния) с 2000 года ведутся исследования облика различных вариантов (средней и большой дальности) перспективного ударного летательного аппарата FSA (Future Strike Aircraft), прототип которого может быть создан, приблизительно, к 2025 г., а поступление на вооружение начаться в конце 2030-х годов. При этом рассматриваются различные потенциальные угрозы, с которыми может встретиться перспективный бомбардировщик: истребители пятого поколения, развитие средств обнаружения летательных аппаратов типа "стеле", появление оружия "направленной энергии", а также совершенствование традиционных средств ПВО. Анализируются и военно-экономические аспекты, а также возможные международные ограничения ядерных и обычных вооружений, которые могут появиться в будущем.

"Трансатмосферный" ударны,й самолет, обладающий гиперзвуковой скоростью в сочетании с малой радиолокационной заметностью, должен наносить удары по целям в любой точке планеты, базируясь на территории США. Гиперзвуковая скорость обеспечит авиационному комплексу FSV малое время реакции: он сможет достичь самого удаленного района боевых действий всего за несколько часов. Рассматривается и возможность кратковременного выхода самолета в космическое пространство (т.е. использование его в качестве "эхоатмосферной платформы"), что позволит ему "перепрыгивать" через зоны досягаемости ЗРК, а также действовать против ИСЗ, находящихся на низких орбитах.

По словам представителей ВВС США, при создании FSV предусматривается реализация ряда принципиально новых технологий, в частности, "использование плазменного поля для повышения характеристик ЛА". При этом утверждается, что "аналитические и экспериментальные работы по плазменным технологиям (в США) уже ведутся". Предполагается, что финансирование создания экспериментально-демонстрационного самолета в рамках программы FSV может начаться уже в 2005-06 гг.

Исследовательская программа, рассчитанная на 14 месяцев, должна охватывать изучение аэродинамического облика, силовой установки и ключевых бортовых систем самолета FSV, а также его комплекса вооружения. Значительное внимание будет уделено достижению оптимального балланса между скоростными характеристиками и характеристиками заметности летательного аппарата.

В рамках программы FSV, а также программы создания перспективного воздушно-космического самолета SOV (Space Operations Vehicle), планируется проведение испытаний элемента конструкции планера размером 3x3 м в условиях повышенных акустических нагрузок (до 175 дБ) при высоких температурах.

Фирма Нортроп Грумман получила в ноябре 2000 г. контракт от федерального агентства DARPA в размере 2,5 млн.долл. на проведение первого этапа работ по исследованию облика перспективного стратегического ударного авиационного комплекса QSP (Quiet Supersonic Platform - скрытная сверхзвуковая платформа). В состав комплекса входит самолет-носитель, способный совершать продолжительный полет со сверхзвуковой скоростью при минимальной величине ударной волны.

Согласно опубликованному рисунку одного из вариантов самолета QSP, он выполнен по аэродинамической схеме "бесхвостка", оснащен четырьмя двигателями, размещенными на крыле в двух отсеках и имеет двухкилевое вертикальное оперение.

Вероятно, один из вышеназванных проектов и будет взят за основу при создании перспективного бомбардировщика ВВС США, известного под неофициальным названием В-3 (или В-Х).

Вне зависимости от того, какой из изучаемых концепций будет отдано предпочтение, совершенно очевидно, что перспективный стратегический самолет ВВС США с самого начала будет ориентирован на доставку к целям, в первую очередь, неядерного высокоточного оружия.


В. ПЕРОВ, О.РАСТРЕНИН









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх