ИСТРЕБИТЕЛЬ ДОРНЬЕ 217* - ИМПРОВИЗИРОВАННЫЙ ЗАЩИТНИК В ИМПРОВИЗИРОВАННОЙ ОБОРОНЕ


* Подробнее о истории создания самолета Do 217 см. также "Авиация-Космонавтика"вып.22 (№12/96 г.)

"…Более восьми самолетов, "Густав-Цезарь 5", курс - восток, высота - 6000 м". Этим зашифрованным сообщением системы радиолокаторов раннего оповещения "Вассерман" вблизи Остенда, переданным незадолго до 23 часов вечером 24 июля 1943 г. в штаб 3-й истребительной дивизии в Арнем-Делане и подземный пункт управления 2-й авиадивизии в Стаде на нижней Эльбе, люфтваффе, само того не зная, получило первое предупреждение о начале операции "Гоморра", которая подействовала на немецкую ночную истребительную авиацию более травмирующе, чем любой ночной налет английских ВВС до этого.

Когда истребители 2-й эскадры ночных истребителей приняли боевую готовность на аэродромах в Стаде, Вит-тмундхавене, Вюнсдорффе, Люиебурге и Каструпе и на расчерченном матовом стекле, занимавшем большую часть оперативной комнаты в Стаде, появились первые пометки, офицерам стало ясно, что "более восьми самолетов", первыми обнаруженные станцией "Густав-Цезарь 5", и высота которых была сильно преувеличена "Вассерманом" из-за причуд погодных условий, были лишь авангардом очень большого соединения английских бомбардировщиков. Фактически, колонна из примерно 800 бомбардировщиков (246 "Галифаксов", 347 "Ланкастеров", 125 "Стирлингов", 73 "Веллингтона") растянулась в небе на 20 миль в ширину и 200 миль в длину. Она формировалась над Северным морем, что явилось первой стадией операции "Гоморра".

Немцы следили за продвижением вторгшегося соединения с пристальным вниманием. Истребители отправились занимать свои позиции в квадратах схемы "Химмельбетт" на вероятном пути английских бомбардировщиков. Циркулируя вокруг своих станций наведения, они ожидали указаний. Бомбардировщики находились еще к северу от устья Эльбы. Напряжение нарастало. В 00 ч 15 мин головной самолет повернул на юго-запад в Гельголандскую бухту. 10 минутами позднее экраны радаров "Вюрцбург" начали изображать непонятное, утонув в неразборчивом беспорядочном эхе. Все смешалось. Лучи прожекторов слепо ощупывали небо. Артиллерийские батареи также бесцельно палили вверх в пустой надежде поразить один из самолетов. Пилоты истребителей напрасно ожидали от наземных служб направления на цели. Люди, наводившие истребители, полностью зависели от информации о положении и высоте целей, обеспечиваемой "Вюрц-бургами", которые также выдавали данные для стрельбы батареям зенитных орудий и руководили прожекторами. В несколько минут хваленая "линия Каммхубера" - система ночной ПВО, создававшаяся три предыдущих года, полностью развалилась.

Первая фаза операции "Гоморра", заключавшаяся в уничтожении мощным ударом одной из наиболее жизненно важных индустриальных целей Германии - города Гамбурга, была для королевских ВВС, несомненно, успешной. Она стала настоящим бедставием для противовоздушной обороны Германии. Этот старый ганзейский город обладал сильной обороной, что с готовностью могли подтвердить уцелевшие участники 98 предыдущих бомбежек. Его окрестности прикрывали 20 секторов действий ночный истребителей, базировавшихся на шести основных аэродромах. Их поддерживали 54 тяжелых и 26 легких зенитных батарей. Тем не менее, из 746 бомбардировщиков, начавших в 1 ч 02 мин утра 25 июля 1943 г. налет на Гамбург (45 самолетов вернулись в Англию в результате различных неполадок), потеряли только 12 машин, т. е. 1»5 % участвовавших сил.

Главной причиной столь необычайно низких потерь была простая полоска алюминиевой фольги, известная под кодовым названием "Уиндоу", использованная в этот день впервые. Она отражала сигналы наземных радаров "Вюрцбург" и авиационных "Лихтенштейнов", заливая их экраны светом миллионов крошечных эхо. С 00 ч. 25 мин. бомбардировщики сбросили в общей сложности 40 тонн "Уиндоу" или 92 миллиона полосок. Каждая сброшенная связка создавала огромное, отражающее сигналы облако, которое медленно оседало на землю. Она стала радарной дымовой завесой, защитившей самолеты от пушек и ночных истребителей.

Однако немецкая ночная истребительная авиация обладала заметной жизнеспособностью. Оказалось, что "Уиндоу", которые на короткое время делали ночных истребителей практически беспомощными, усовершенствовали ночную защиту Третьего Рейха, заставив люфтваффе от жесткой системы секторов для ночных истребителей отказаться. "Гоморра" показала, что концепция барьера, подобного "линии Каммхубера", более нежизнеспособна. Ее место заняла оборонительная тактика, известная как "Вильде Сау" ("дикий кабан"), поспешно принятая в качестве временной меры для защиты радаров от противодействия в виде "Уиндоу". Эта очень гибкая система концентрировала ночные истребители над целью бомбардировщиков, где прожектора и различные источники света, соединяясь, давали освещенность, близкую к дневной. Радиовещание вело постоянную передачу для находящихся в воздухе истребителей, информируя их о тактической ситуации. Экипажи истребителей часто поддерживали визуальный контакт со своими противниками, в то время как раньше они были жестко скованы границами индивидуальных зон "Химмельбетт".

Таким образом, истребители могли свободно смешиваться со строем бомбардировщиков и выбирать наиболее удобные цели. Начиная с этого момента, место базирования частей ночных истребителей стало иметь очень небольшое значение. Были случаи, когда эскадрильи, базировавшиеся в северной Дании, перехватывали английские бом-бардирощики над Штуттгартом и затем садились в его окрестностях. Разумеется, Тактика "Вильде Сау" (Дикого кабана) имела один недостаток: она требовала от истребителей значительной продолжительности полета. Стандартный ночной истребитель Мес-сершмитт Bf 110 мало годился для тактики "Вильде Сау" из-за ограниченной продолжительности полета, которая для системы "Химмельбетт" имела небольшое значение. Поэтому потребности этой поспешно съимпровизированной системы ночной обороны оказали благожелательный эффект на судьбу другой импровизации - ночного истребителя Дорнье Do 217.


Экипаж Do 217J-2 готовится к боевому вылету


Do 217J-2 в полете


Востожествовало мнение, что импровизированные истребители - переделанные бомбардировщики "Дорнье", которые ранее оказались неоценимы для ночных рейдов к противнику, теперь, ввиду их превосходства в продолжительности полета по сравнению в Bf 110, могут сыграть важную роль в оборонительных ночных операциях. О наступательных действиях того времени можно сказать, что ночная ПВО Великобритании усиливалась, и немецкие потери ночных рейдеров начали быстро расти. К этому времени Do 215В был снят с производства. Только 20 или около того последних самолетов на сборочной линии были выпущены как ночные истребители Do 215В-5.

Еще в самом начале войны было признано, что наилучшим самолетом, приемлемым для наступательных и оборонительных задач истребительной авиации, являлется Ju88 - прочный и устойчивый самолет, способный нести сокрушающее стрелковое вооружение, обладающий великолепными летными характеристиками и длительностью полета, необходимой для дальних рейдов в тыл противника и патрулирования. По несчастью, для ночных групп ночных истребителей этот самолет в больших количествах требовался для других целей, и к концу 1940 г. люфтваффе получили только 62 истребителя Ju 88С-2 из общего количества в 2184 самолета Ju 88, построенных в этом году. Каммхубер, который 16 октября 1940 г. получил чин генерал-майора и должность командующего ночной истребительной авиацией, тщетно ходатайствовал о выделении Ju88 для групп ночных истребителей, но ситуация не улучшилась. В 1941 г. из 2619 самолетов этого типа, принятых ВВС, только 66 были собраны как истребители, и большинство из них попали в эскадры тяжелых истребителей. Даже в 1942 г., когда за год со сборочных линий сошли 3094 Ju88, только 257 были построены как истребители, и лишь немногие из них были оборудованы для ночных операций.

И тогда Do 17 и Do 215В уступили место на сборке тяжелому бомбардировщику Do 217. Хотя применимость тяжелого бомбардировщика в качестве базы для создания ночного истребителя стояла под вопросом, проект "Дорнье", предложенный в начале 1941 г., имел некоторые достоинства. Импровизированный истребитель основывался на базе Do 217Е-2. Несмотря на свои габариты и вес, Do 217 был относительно маневренным, но несколько недовоору-женным по тяге. Он обладал летными характеристиками, приемлемыми для "наступательного" ночного истребителя - он имел более чем удовлетворительную продолжительность полета, которая могла быть еще более увеличена при использовании бомбоотсеков под дополнительное топливо, и мог нести мощное вооружение. Хотя он был и не идеальной основой для создания истребителя, но из-за отсутствия достаточных поставок желанного Ju 88 мог, по крайней мере, быть довольно приличным переходным самолетом. Проект "Дорнье" по переделке Do 217Е-2 был принят вместе с параллельным предложением разрабатывать будущий вариант с моторами DB 603А одновременно в вариантах бомбардировщика и ночного истребителя.

Первому варианту переделанного бомбардировщика Do 217Е-2 было присвоено название Do 217J-1. Он специально предназначался для рейдов над территорией противника, сохранив задний бомбоотсек, в котором могли размещаться восемь 50-кг бомб SC50X. Передний отсек был занят дополнительным баком на 1160 л, доводившим стандартный внутренний запас топлива до 2960 л. Носовой обтекатель был пере-контруирован и удлинен, чтобы разместить четыре 7,92-мм пулемета MG 17 с магазинами по 1000 патронов. Передняя часть фюзеляжа также была переделана с целью установки четырех 20-мм пушек MG FF-M, расположенных двумя парами под кабиной. Верхняя пара была сдвинута к правому борту. Был обеспечен боезапас в 350 снарядов на ствол. Верхняя турель с электроприводом, в которой монтировался 13-мм пулемет MG 131 с запасом 500 патронов и пулемет в подфюзеляжном уступе с запасом 1000 патронов сохранились.

12 октября 1941 г., незадолго до того, как прототип истребителя Do 217J-1 приступил к летным испытаниям, фюрер издал указ, запрещающий в дальнейшем действия ночных истребителей над Великобританией. Поскольку первоначальная наступательная задача, для которой самолет задумывался, была заменена оборонительной еще до того, как взлетел прототип, основной упор в дальнейшей разработке был перенесен с Do 217J-1 на оснащенный радиолокатором Do 217J-2, который нельзя было использовать для наступательных целей. Переделка на заводе Do 217Е-2 в Do 217J-1 уже достигла заключительных стадий, когда появился указ фюрера. Тем не менее, эти машины были поставлены в виде J-1, т. к. радары "Лихтенштейн", необходимые для переделки их в J-2, не были получены в связи с тем, что производство Bf 110 пользовалось приоритетом в их поставке.

Боевые испытания Do 217J-1 были начаты в марте 1942 г. в II/NJG1 в Гиль-зе-Рейен. Большой ночной истребитель, самый большой из всех имевшихся в то время на вооружении, летчики 4-й эскадрильи в отрицательную сторону сравнивали с Do 215В-5 из-за высокой нагрузки на крыло и плохих взлетных характеристик двигателей, которые, как утверждали, серьезно ограничивали количество площадок, с которых Do 217 мог безопасно эксплуатироваться. Поскольку ночной истребитель "Дорнье" более не предназначался для рейдов к противнику, те преимущества, которые давала ему большая продолжительность полета, теперь представляли чисто академический интерес. Система ночной ПВО "Химмельбетт" не требовала большой продолжительности полета от применяемых в ней истребителей, но явно желала большей скорости и маневренности чем те, которыми обладал Do 217.


В полете Do 2I7N-I


"Химмельбетт" или "четырехслойка" (название отражало четыре компонента системы - радар раннего оповещения "Фрейя", два контрольных радара "Вюрцбург" и планшетный стол "Зеебург") представляла собой систему секторов, радиус которых определялся дальностью слежения станции "Вюрцбург", следивших за вторгшимися самолетами и направлявших истребители на цели внутри сектора. Плохо подходящий для оперирования в системе "Химмельбетт" Do 217J-2 соответственно получил низкий приоритет в поставках радара А1 и другого оборудования.

Небольшое количество Do 217J-1, поставленных люфтваффе, использовалось по большей части для учебных целей. Do 217J-2 начали попадать в строевые части летом 1942 г., когда командование люфтваффе начало придавать ночной ПВО Германии все возрастающее значение. Большие усилия, приложенные Бомбардировочным командованием английских королевских ВВС, сказались на том, что в ночных рейдах медлительные и плохо вооруженные двухмоторные бомбардировщики были заменены значительно более мощными тяжелыми машинами, такими как "Ланкастер", который дебютировал в небе над Германией в ночь с 10 на 11 марта 1942 г. Месяцем позже на Эссен сбросили первую 3629-кг бомбу. Все сомнения относительно важности ночной истребительной авиации рассеялись в ночь с 30 на 31 мая, когда англичане начали операцию "Миллениум" - первый "рейд тысячи бомбардировщиков", целью которых был Кельн.

Do 217J-2 отличался от своего предшественника только отсутствием заднего бомбоотсека и тем., что в носу был смонитирован "Лихтенштейн ВС" со своей антенной "Матратцен". Имевший сухой вес с оборудованием 9350 кг и нормальный нагруженный 13180 кг, Do 217J-2 фактически был лишь чуть тяжелее истребительного варианта Ju88, но два 14-цилиндровых звездообразных мотора воздушного охлаждения BMW801ML, дававшие на взлете 1580 л. с, а на высоте 4600 м - 1380 л. с, не могли дать нужного отношения тяги к весу, и максимальная скорость на 5500 м была всего 489 км/ч.

Хотя к концу 1942 г. было собрано 157 ночных истребителей Do 217, сводки начальника штаба люфтваффе сообщали, что только 55 из них используются в боевых действиях, в основном из-за затруднений с поставкой необходимого оборудования для ночных действий, включая радиолокатор "Лихтенштейн", который все шире применялся в ночной истребительной авиации. Рей-хминистерство авиации, которое в начале 1942 г. пообещало как можно быстрее поставить итальянским ВВС столько Do 217J, чтобы вооружить полностью ночную истребительную группу, начало испытывать затруднения с медленными темпами поставки полностью оборудованных Do 217J-1. На 15 августа 1942 г. еще ни один "Дорнье" не достиг Италии. В Германию прибыла итальянская комиссия с целью ускорить поставки своим ВВС. Комиссия получила возможность испытать Do 217J-2, и у нее остались благоприятные впечатления о его возможностях, хотя она была несколько смущена, как записано в последовавшем отчете, "сложностью" самолета.

Фактически, только два Do 217J-1 можно было немедленно отправить итальянцам. Они были переданы итальянским ВВС 10 сентября 1942 г. и сразу вызвали протест итальянского посла, заявившего, что эти самолеты из вторых рук, "имеют дефекты и лишены обещанного радиолокатора". Тем не менее, 21 октября 1942 г. два Do 217J-1 были вручены 235-й эскадрилье (60-й группы 41-й дивизии) в Тревизо-Сан-Джузеппе. Еще два дополнительных Do 217J-1 были поставлены этой части к концу года, когда в дополнение к четырем "Дорнье" эскадрилья использовала три Bf ПО, один "Фиат" CR 42CN и один трофейный Бристоль "Бофайтер". В начале февраля 1943 г. еще два Do 217J-1 плюс один, оборудованный радаром Do 217J-2 были перегнаны в Италию группой итальянских летчиков, которые проходили подготовку на ночных истребителях в NJG3. За ними последовали еще пять Do 217J-2. 235-я эскадрилья получила задание патрулировать очень большой район, охватывающий Лигурию, Пьемонт, Ломбардию и Эмилию. Хотя было отмечено несколько побед, количество самолетов было слишком мало для того, чтобы создать что-либо, кроме видимости прикрытия. Пригодность "Дорнье" к эксплуатации была низкой, в основном из-за недостатка запчастей. Радары "Лихтенштейн" постоянно барахлили из-за недостаточной подготовки обслуживающего персонала. Встречались неполадки и в шасси Do 217. Часть, как правило, могла выставить не более 50% своего состава. Например, на 31 июля 1943 г. в 235-й эскадрилье из 11 истребителей Do 217 (один был списан в результате аварии после поломки шасси) три находились в ремонте, а три были небоеспособны из-за отсутствия запчастей.

Do 217N-V1 впервые взлетел 31 июля 1941 г. За исключением силовой установки и восстановления заднего бомбоотсека (способность несения бомб отражало решение использовать этот тип для ночных рейдов в тыл противника на Восточном фронте) он был подобен Do217J-2. Его первый серийный вариант начал поступать в группы ночных истребителей с последнего квартала 1942 г.

Этот вариант, Do217N-l, имел тот же радар FuG202, что и Do217J-2. Другое оборудование включало устройство FuG25, обеспечивающее опознавание зенитными батареями и работавшее как указатель направления для оператора системы "Химмельбетт", радиоальтиметр FuGlOl и коротковолновую радиостанцию FuGIO. С апреля 1943 г., когда английские ВВС начали подавлять радиосвязь между ночными истребителями и постами "Химмельбетт", была дополнительно введена УКВ-радиостан-ция FuG 16, действовавшая в той части спектра, которая не перекрывалась англичанами. На некоторых самолетах батарея пушек MG FF-M заменялась четырьмя пушками MG 151 того же калибра. Скорострельность и баллистическая траектория снарядов MG FF несколько уступала желаемым, a MG 151 отличалась как более высокой скорострельностью, так и лучшими баллистическими данными.

Ранний опыт боевой экспулатации вскрыл факт, что верхняя турель и пулемет в подфюзеляжном уступе используются редко. Поэтому было решено снять и то и другое, закрыв нижнюю точку длинным деревянным обтекателем, обеспечивающим некоторое снижение аэродинамического сопротивления. Эта комбинация проводилась при помощи специального заводского переделочного комплекта в ремонтных мастерских на передовых. Модифицированные самолеты были обозначены Do217N-l/ U 1. Следующей новинкой, введенной на Do 217N-1, была "Шраге музик" - установка дополнительной пушки, стрелявшей наклонно вверх. Эксперимент с установкой "Шраге музик" был проведен на Do 17Z-10 обер-лейтенантом Шо-нертом, командиром эскадрильи в 4/ NJG2. Когда Шонерт в июле 1942 г. получал "Рыцарский крест" от генерал-майора Каммхубера, он напомнил командующему, что установка на Do 217 неподвижной пушки, стреляющей вверх, позволит атаковать почти незащищенное "брюхо" бомбардировщика из положения, при котором истребитель будет практически недоступен оборонительному огню. В результате этой беседы Каммхубер издал приказ модифицировать три ночных истребителя Do217 под установку вертикальных пушек для оценки в боевых условиях.

Три переделанных самолета были выпущены весной 1943 г. Две 20-мм пушки MG 151 монтировались в центральной части фюзеляжа для стрельбы вперед-вверх под углом 70°. Оружие наводилось при помощи рефлекторного прицела, установленного на потолке кабины над головой пилота и чуть впереди него. Первая достоверная победа при помощи "Шраге музик" была отмечена в мае 1943 г. Эта и последующие подобные удачи привели к созданию полевого переделочного комплекта для применения на Do 217, состоявшего из четырех 20-мм пушек, устанавливаемых под углом 70 град, к горизонтали. Модифицированные таким образом самолеты обозначались Do21 7N-2/R22. "Шраге музик" добавила к весу самолета с оборудованием еще 500 кг, снизив потолок на 500 м, а максимальную скорость на 5 км/ч у земли и на 14 км/ ч на высоте 6000 м.




Do 2J7N-2 перед установкой локатора. Обратите виимение на серый двухтонный камуфляж, характерный для. истребителей ПВО в 1943 г.


Сменивший в конце весны 1943 г. Do217N-l в производстве, Do 217N-2 отличался всеми этими особенностями, постепенно вводившимися на Do 217N-1/U1. Производство было окончательно прекращено в конце 1943 г. Всего 207 истребителей Do 217J и Do 217N было поставлено люфтваффе за этот год. Ночные истребители "Дорнье" были широко распространены в ночных истребительных группах. Они обычно использовались совместно с Bf ПО. Ни одна группа не была оснащена только Do 217. 1, II и III группы NJG 3 и NJG 6, действовавшие в Центральном командовании, тоже включали некоторую долю Do 217 к концу 1943 г. NJG4, базировавшаяся в районе Франкфурта и временами направляемая в Эйндховен в состав 3-го воздушного флота, имела две эскадрильи Do 217 во [1-й группе. Кроме ночной защиты собственно Третьего Рейха. Истребители Do 217 также применялись между августом и ноябрем 1943 г. на Восточном фронте, где действовала I/NJG100 - отдельная группа, известная как "железнодорожные ночные истребители", поскольку их главной задачей была охота за поездами. Она действовала в центральном секторе в составе 6-го воздушного флота.

С развалом оборонительной системы "Химмельбетт" во время операции "Го-морра" и поспешным введением импровизированной системы ночной охоты "Вильде Сау", карьера ночного истребителя Do 217 пережила бурный взлет. Продолжительность полета стала важнейшей характеристикой ночного истребителя, определяемой фразой "в течение ночи". Кроме горстки Ju 88, Do 217J и Do 217N были единственными истребителями в ночных истребительных группах, которые могли покрывать значительные расстояния в ночном небе Германии и таким образом выполнять функции, требуемые новой тактикой. Тем временем соотношение истребителей и бомбардировочных вариантов Ju88 на сборочных линиях начало коренным образом изменяться - от 1:11 в 1942 г. до 1:3,6 в 1943 г. За последние шесть месяцев года сборочные линии покинули 706 истребителей Ju 88, после чего, наконец, в производстве было отдано предпочтение истребителям по сравнению с бомбардировщиками. Однако внедрение "Вильде Сау" дало истребителям "Дорнье" короткий "час славы".

В связи с приоритетом, отдаваемым перевооружению групп ночных истребителей на Ju 88, боевая карьера ночных истребителей Do 217 была короткой. Если к концу августа 1944 г. только одна I/NJG3, базировавшаяся в Ка-струпе и Люнебурге, целиком была вооружена Ju88, но к концу года все три группы NJG2, II/NJG3 и по одной группе в NJG1 и NJG6 были перевооружены на "Юнкерсы", а истребители "Дорнье" почти полностью исчезли с вооружения.

В последние недели своего боевого использования некоторые Do 217N-2 были оборудованы радиолокатором FuG 220 "Лихтенштейн" SN-2, на который не действовали "Уиндоу". Он имел максимальную дальность обнаружения 6,5 км. Однако для "Дорнье", лишенного высоких летных характеристик, позволяющих атаковать вдогон, короткий зенит славы продолжался, пока не была принята тактика "Заме Сау" ("ручной кабан"): истребители проникали в строй бомбардировщиков, когда последний двигался к цели и затем атаковали "на ходу". Также не появились в большом количестве Ju 88. Подобно всем ночным истребителям, применяемым во II мировой войне, за исключением одного -Нортроп Р-61 "Блэк Уидоу", Do 217 был импровизацией, но имел большое значение в нескольких драматических месяцах 1943 г.










Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх