МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ CAC J-10


В начале 1990-х годов в Китае развернулись работы по созданию истребителя нового поколения, по своему боевому потенциалу приближающегося к таким самолетам, как "Рафаль", EF2000 или МиГ-29М. Разумеется, столь сложную задачу в КНР могли решить лишь в кооперации с зарубежными фирмами, владеющими наиболее современными технологиями самолетостроения. При создании этой машины возник, пожалуй, наиболее необычный международный симбиоз, объединяющий китайских, российских и израильских специалистов.

За основу конструкции нового китайского истребителя был взят израильский самолет IAI "Лави", работы над которыми в Израиле были прекращены в конце 1980-х годов.

Первая информация о новом китайском истребителе появилась в открытой печати в октябре 1994 года, когда со ссылкой на американскую космическую разведку было сообщено, что в Чэнду строится самолет, своими очертаниями и размерами напоминающий истребитель Еврофайтер EF2000 или Дассо "Рафаль".

В дальнейшем стало известно, что в формировании облика нового самолета J-10 принимали участие специалисты израильской фирмы IAI, передавшие Китаю технологию своего истребителя "Лави". В программе приняла участие и российская авиационная промышленность. В частности, новый самолет было решено оснастить российским ТРДД АЛ-31Ф, устанавливаемым и на истребителях Су-27 ВВС Китая. Сообщалось о переговорах о покупке лицензии на выпуск этого двигателя на китайских предприятиях, однако Россия не проявляет особой заинтересованности в передаче КНР новейших технологий в области авиационного двигателестроения.

На самолете планируется установить и российскую БРЛС "Жемчуг", разработанную объединением "Фазотрон".

Эта станция является вариантом БРЛС "Жук", которая устанавливается на другом китайском истребителе - F-7IIM. В качестве альтернативного варианта, а также для установки на самолетах, предназначененых на экспорт, рассматривается возможность использования варианта израильской радиолокационной станции Элта EL/M-2032, в свое время разработанной для истребителя "Лави".

Предполагается, что создание самолета J-10 обеспечит серьезный качестве-ный прорыв китайского авиастроения. Новый самолет, обладающий высокой маневренностью в ближнем воздушном бою, высокими ЛТХ, современным БРЭО и вооружением, позволит Китаю в начале 2000-х годов приблизиться к уровню европейского военного самолетостроения.

Предполагается, что самолет J-10 поступит на вооружение китайских ВВС в 2003 году. Будет заказано приблизительно 300 истребителей, которые дополнят более мощные и тяжелые самолеты Су-27. Таким образом, в Китае в начале XXI века будет сформирована истребительная "триада", включающая массовый и дешевый легкий истребитель FC-1, в значительной степени ориентируемый на экспорт, тяжелый "элитный" истребитель Су-27 и промежуточный "средний" истребитель J-10, который станет, очевидно, наиболее массовым боевым самолетом ВВС Китая.

Существуют планы закладки с 2005 году двух авианосцев для китайского флота. Предполагается, что для оснащения этих кораблей может быть создан и палубный вариант самолета J-10.

В более отдаленной перспективе, к 2015 году, по данным военно-морской разведки США, в Китае планируется создание более тяжелого истребителя пятого поколения, известного как XXJ. Самолет, выполненный с широким использованием технологии "стеле", должен иметь два двигателя, треугольное крыло, "утопленные" малозаметные воздухозаборники и двухкилевое оперение. Истребитель может быть выполнен как в двухместном, так и в одноместном вариантах. Предполагается, что работа по его созданию ведется при участии ОКБ завода в Чэнжу. Альтернативный вариант разрабатывается, вероятно, в Шэньяне.

КОНСТРУКЦИЯ. Самолет J-10 выполнен по аэродинамической схеме "утка" с треугольным среднерасполо-женным крылом, стреловидным, близкорасположенным к крылу ПГО и од-нокилевым вертикальным оперением.

Крыло имеет вихреобразующий "клык" на передней кромке. Оно оснащено двухсекционным отклоняемым носком и элевонами.

Вертикальное оперение имеет развитый форкиль. в корневой части киля расположен контейнер с тормозным парашютом. По бокам фюзеляжа, в районе киля, имеется два тормозных щитка. В хвостовой части фюзеляжа расположены два аэродинамических гребня.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Самолет оснащен одним ТРДДФ АЛ-31Ф (1x12500 кгс). Воздухозаборник - под-фюзеляжный нерегулируемый. Под крылом и под фюзеляжем (на центральном узле) возможна подвеска трех ПТБ.

Самолет может быть оборудован топ-ливопиемником системы дозаправки в воздухе методом "шланг-конус".

БОРТОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. Имеется многофункциональная импуль-сно-доплеровская БРЛС "Жемчуг", способная действовать как по воздушным, так и по наземным (надводным) целям.

ВООРУЖЕНИЕ. На семи узлах внешней подвески возможно размещение УР класса "воздух-воздух" PL-7, PL-10, PL-11, Р-27 и Р-73, а также ракет класса "воздух-поверхность", НАР, свободнопадающие бомбы и другое вооружение.

(Продолжение следует)










Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх