УДАРНАЯ СИЛА ФЛОТА


Ил4Т


В1943 г. боевая деятельность минно-торпедной авиации резко активизировалась. Здесь сказались и меры, предпринятые во второй половине 1942 г… и пополнения авиапарка. До конца 1942 г, значительные потери самолетов практически не компенсировались ничем, поскольку промышленность была дезорганизована эвакуацией. С осени 1942 г., из ВВС начали передавать самолеты ДБ-ЗФ, которые непосредственно в частях оборудовали для подвески торпед. Всего таким образом в минно-торпедную авиацию поступило около 100 машин.

ДБ-ЗФ, который в марте 1942 г. переименовали в Ил-4, по-прежнему оставался единственным отечественным типом самолета-торпедоносца. В ходе войны эта машина продолжала совершенствоваться. Еще в 1941 г. ее вооружение дополнили третьим пулеметом снизу (в связи с чем самолет стал четырехместным), затем верхнюю турель МВ-3 сменили на УТК-1 с крупнокалиберным УБ. С лета 1942 г. для улучшения центровки в серии стали выпускаться бомбардировщики с новым крылом с увеличенной стреловидностью по передней кромке. Экономия легких сплавов вынудила изготовить часть самолетов с деревянной кабиной штурмана и хвостовым обтекателем. Совершенствование технологии производства несколько подняло летные данные Ил-4. Непосредственно на флотах также вносили свои изменения, направленные на повышение боевой эффективности этой машины. Так, с октября 1942 г. на Черном море в бомбоотсек Ил-4 стали ставить дополнительные бензобаки, увеличивавшие радиус действия, а также ввели подвески под крыльями реактивных снарядов РС-82.

Предполагавшийся торпедоносный вариант бомбардировщика Ер-2 (ДБ-240) так и не был построен (к подвеске торпед вернулись лишь на варианте с дизелями АЧ-30Б в 1944 г., но лишь в качестве эксперимента), а новый самолет Ил-6 (в составе боевой нагрузки которого предусматривались две 450-мм торпеды) не запускался в серийное производство.

Зато с конца 1942 г. морская авиация начала получать импортные самолеты, прибывавшие из Великобритании и США по «ленд-лизу». В сентябре из Шотландии в Ваенгу перебазировали авиакрыло (полк) торпедоносцев из состава Берегового командования королевских ВВС. Он был вооружен самолетами Хэндли-Пейдж «Хэмпден» ТВ I. Последние представляли собой переделку дневного бомбардировщика под полузакрытую подвеску одной торпеды Мк XII калибра 451 мм. Англичане совершили из Ваенги только один боевой вылет, 14 сентября, прикрывая подход конвоя PQ-18 от возможного нападения линкора «Тирпиц». 23 октября 20 торпедоносцев официально передали в дар ВВС Северного флота вместе с оборудованием и боеприпасами.


«Хэмпден» в минно-торпедных частях советского военно-морского флота

45-36АИ со стабилизаторами АН-42


Эти машины прослужили в составе 24-го (впоследствии 9-го гв.) мтап ВВС Северного флота около полугода. «Хэмпден» уступал по своим данным Ил-4, особенно в отношении маневренности. В процессе эксплуатации английские торпедоносцы подвергли модернизации.^ Нехватка штатных торпед Мк XII вынудила приспособить машину к подвеске советских 45-36 АН. Обороноспособность «Хэм-пдена» повысили установкой турели УТК-1 с 12,7 мм пулеметом УБ вместо спарки «Виккерсов» калибра 7,69 мм, а живучесть - введением наддува бензобаков охлажденными выхлопными газами. Последние «Хэмпдены» были потеряны в боевых операциях в июле 1943 г., более они в нашу страну не поставлялись.

Зато с мая 1942 г. в морскую авиацию начали поступать американские самолеты Дуглас А-20 «Бостон» различных модификаций. Они первоначально использовались как разведчики и бомбардировщики, а с марта 1943 г. их начали переделывать в торпедоносцы. Впервые подобную переделку осуществили на самолете типа ДВ-7 С (это была одна из экспортных модификаций А-20) на заводе № 81. Под крыло к фюзеляжу прикрепили две балки Т-18, в кабине поставили прицел ПТН-5. Впоследствии торпедоносцы получили дополнительные бензобаки в фюзеляже (использовались баки, снятые со списанных самолетов разных типов -МБР-2, ТБ-3, «Хэмпденов» и т. д.) Скорость самолетов с торпедами уменьшилась как за счет роста веса, так и из-за дополнительного сопротивления наружной подвески. Летали обычно с одной торпедой на правом борту, при этом максимальная скорость падала примерно на 20 км/ч. На модификациях ДВ-7В, ДВ-7С, А-20С также, как правило, модифицировалось вооружение с заменой пулеметов калибра 7,62 мм на крупнокалиберные, установкой турелей МВ-3 и УТК-1 вместо задней шкворневой установки, заменой комплекта бомбодержателей. Самый распространенный вариант торпедоносца переделывали из модификации А-20 G, (у нас именовались А-20Ж), первоначально тяжелого штурмовика, в носовой части фюзеляжа которого стояла батарея из четырех 20-мм пушек и двух 12,7-мм пулеметов (на G-1) или шести 12,7-мм пулеметов (на G-5 и всех последующих сериях). Переделка их осуществлялась двумя способами: при первом большая часть вооружения убиралась, а в носу оборудовалась штурманская кабина, а при втором место штурмана находилось за задней турелью.


«Бостоны» в марте 1943 г. получил 1-й гв. мтап на Балтийском флоте, в апреле - 24-й мтап на севере, с июля торпедные мосты стали ставить на самолетах 36-го бап на Черном море (с середины 1943 г. он стал именоваться 36-й мтибап, а затем 36-й мтап). В октябре ВВС Балтфлота пополнился новым 51-м мтап, укомплектованным только A-20G. С дополнительными баками радиус действия А-20 примерно соответствовал возможностям Ил-4, в то же время «американец» существенно превосходил его по скорости и маневренности.

Запас торпед в частях был пополнен за счет переброски их с Дальнего Востока и переделки корабельных 45-36Н в авиационные 45-36 АН. Впоследствии переделывали и редко использовавшиеся 45-36 ABA. Все эти работы велись силами минно-торпедных партий и мастерских ВВС флотов, поскольку эвакуированные заводы (а «Красный Прогресс», например, эвакуировался дважды - сначала в Махачкалу, затем в Алма-Ату) не могли им почти ничем помочь, обеспечивая возмещение расхода торпед чуть более чем наполовину.

На Северный флот поступило также некоторое количество английских торпед Мк XII, использовавшихся на самолетах «Хэмпден» и «Бостон».

A-20G. Балтийский флот. 1944 г.


На Балтике торпедоносцы опять приступили к боевой работе после того, как сошел лед. Они действовали с аэродромов в районе Ленинграда, по-прежнему предпочитая «свободную охоту». Но теперь дистанция сброса уменьшилась до 700-900 м, что сразу дало свои результаты.

Так, экипаж старшего лейтенанта Разгонина 26 июня 1943 г. после 5 часов поиска обнаружил в Рижском заливе два транспорта. Зайдя под 55 градусов с левого борта, самолет сбросил торпеду с 600 м. Она попала в середину судна водоизмещением 5000-6000 т, которое быстро затонуло. Но не всегда атаки были так успешны - немецкие моряки хорошо владели способами уклонения от торпед. 10 октября от экипажа одного из A-20G 1-го гв. мтап ушел транспорт, резко отвернувший от сброшенной торпеды.

Подвеска торпеды на A20G. Северный флот. 9-й гвардейский минно-торпедный авиаполк


Всего за 1943 г. балтийские летчики сбросили 118 торпед, из которых 56 достигли цели. Наиболее эффективно они действовали в октябре-ноябре, когда потопили 39 кораблей и судов противника общим водоизмещением 163,1 тыс. т. Потери при этом составили два самолета. Однако временами потери самолетного парка были очень значительны, к 1 января 1944 г. в 1-м гв. мтап остался только Ил-4 и один A-20G.

На севере действия авиации в 1943 г. после стабилизации линии фронта сосредоточились на действиях против морских коммуникаций противника. Конвой обеспечивали снабжение немецких войск в Норвегии и вывоз стратегического сырья, в первую очередь -никелевой руды.

После первых операций североморских торпедоносцев в 1942 г. немцы существенно усилили охранение транспортов и стали лучше прикрывать их истребителями. Это, в свою очередь, повысило требования к организации ударов советской авиации.

Уже к 15 января 1943 г. 24-й мтап потопил пять транспортов и 17 января удостоился благодарности наркома ВМФ. Особенно успешными явились действия 14-15 января, когда торпедоносцы провели серию налетов на конвой, следовавший в Вадсе. За два дня летчики 24-го пустили ко дну три транспорта и сторожевик; в итоге конвой был практически разгромлен.

Широкую известность приобрел подвиг капитана В. Н. Киселева. 25 апреля он повел пятерку «Хэмпденов» к входу в Конгсфьорд. В состав вражеского конвоя входили 17 судов и кораблей охранения, с воздуха его прикрывали гидросамолет и три истребителя. Сопровождавшие торпедоносцы дальние истребители Пе-3 отсекли немецкое авиационное прикрытие и сбили поплавковый Не 115. Экипаж старшины Мартьянова потопил транспорт (его оценили в 4000-5000 т), а торпеда старшего сержанта Гуторова угодила в тральщик. Киселев шел на головной транспорт «Леезее», но на боевом курсе его самолет получил попадание в двигатель и загорелся. Капитан продолжил атаку и выпустил торпеду с расстояния около 400 м. На его «Хэмпдене» сосредоточили огонь все зенитные средства; проскочив над транспортом, торпедоносец ярко вспыхнул и примерно в километре от кораблей упал в море. Два других самолета выпустили торпеды в сторожевик, который быстро затонул.

Для обеспечения выхода в атаку ударной группы североморцы иногда применяли дымовые завесы. Так, под прикрытием завесы, поставленной Пе-3, четверка ДБ-ЗФ нанесла удар по конвою у мыса Кибергнес. В итоге был потоплен самый большой транспорт в конвое и дополнительно сбиты истребителями сопровождения шесть самолетов противника. Свои потери - один ДБ-ЗФ и один истребитель.


Герой Советского Союза старший лейтенант В. Я, Минаков. 1945 г.


Но не всегда потери торпедоносцев были столь малы. 20 сентября 1943 г. из-за оплошности летника самолета-разведчика враг получил возможность подготовиться к отражению налета. «Бостонов» встретили около 30 FW 190 и Bf 109. Вдобавок часть истребительного прикрытия оторвалась от торпедоносцев. Летчики 9-го гв. мтап (бывшего 24-го) все-таки сбросили торпеды, потопив транспорт и два сторожевых корабля; еще один транспорт получил повреждения. Но только один торпедоносец вернулся в Ваенгу.

Низкое торпедирование не только эффективно, но и опасно. Чтобы поразить врага, кроме умения, требуется и немалое мужество. Торпедоносец идет в атаку с открытым забралом - под огнем противника. Экипаж самолета практически ничем не защищен спереди.

Наиболее выгодны для атаки углы 60-120 град, к курсу судна-цели. Но при этом по самолету стреляют со всего борта. Причем огонь по торпедоносцу могут вести не только зенитные орудия и пулеметы, но и артиллерия среднего калибра (шрапнелью), и даже главный калибр, поднимающий на пути самолета завесу из многометровых водяных фонтанов. На высоте сбрасывания торпеды летчики входят в зону насыщенного зенитного огня. При этом пилот стеснен в маневре и может позволить себе лишь небольшие довороты, уклоняясь от трасс зенитных автоматов. На боевом курсе торпедоносец находится 25-30 секунд. За это время зенитчики конвоя, состоящего из пяти-шести транспортов и такого же количества кораблей охранения, могут выпустить по нему до 100-120 тысяч снарядов и пуль.

С момента отдачи штурманом команды «режим» летчик строго выдерживает горизонтальный полет без кренов и скольжения. И только после сброса торпеды начинает маневр для выхода из атаки и соответственно из зоны зенитного огня, а затем - для отрыва от истребителей противника (если они находятся поблизости). Все здесь зависело от согласованности действий экипажа. Потопленные корабли противника иногда обходились очень дорого. 9-й гв. мтап за один месяц - с 1 апреля по 1 мая 1943 г. потерял 7 «Бостонов» из имевшихся 11. 18 декабря экипаж В. В. Пирогова (впоследствии Герой Советского Союза), атаковал конвой у острова Ролфсей. Ему удалось потопить транспорт в 7000 т, но осколки зенитных снарядов перебили тросы управления. Стрелок связал их ремнями, и самолет вернулся на базу.

В 1943 г. на Северном флоте опять попробовали применить высотное торпе-дометание. В октябре торпедой 45-36 АВ недалеко от Берлевога удалось повредить транспорт.

Точность торпедометания в 1943 г. значительно повысилась - летчики Северного флота сбросили 134 торпеды, из которых в цель попали 79, т. е. 59 проц.

На Черном море интенсивность использования торпедоносцев в 1943 г. также увеличилась. Это было связано и с улучшением условий аэродромного базирования. Черноморцы продолжили прежнюю тактику «свободной охоты» (ибо большие конвои там были редко), но при наличии данных о крупной цели вылетали группами по 4-6 самолетов. Поиск целей велся в основном у побережья Крыма, а после установки дополнительных бензобаков в западной части Черного моря на коммуникациях Констанца - Одесса и Констанца - Севастополь. Так, 15 ноября авиаразведка обнаружила на подходе к Констанце конвой из двух транспортов с охранением. Навстречу ему вылетела группа из шести Ил-4. Торпедой, сброшенной с самолета В. И. Минакова, один транспорт был потоплен. Черноморцы потеряли один торпедоносец. В сентябре 1943 г. состоялся единственный за всю войну налет торпедоносцев на порт Констанца.

Всего за год ВВС Черноморского флота сбросили 118 торпед, потопив 22 транспорта и 2 тральщика. Но многие торпеды в цель не попали, коэффициент попадания составил лишь 24 проц.

В 1944 г. активность наших торпедоносцев повысилась. Возможности для этого были созданы, в первую очередь, существенным пополнением авиапарка, как за счет поступления с заводов Ил-4Т, так и за счет импортных A-20G, перегонявшихся в СССР через Аляску. На 1 января 1944 г. на Балтике насчитывалось 27 торпедоносцев (13 ДБ-ЗФ и Ил-4 и 14 А-20 разных модификаций), на Северном флоте - 38(15 Ил-4 и 23 А-20), на Черном море 45 (27 Ил-4 и 18 A-20G и «Бостон» III). Старые самолеты на базе ДБ-ЗБ сохранились только на Балтике (три) и на Тихом океане.

Единственным новым типом торпедоносца, попавшим в 1944 г. на вооружение морской авиации, стал Ил-2Т. Это в сущности был обычный штурмовик двухместного варианта Ил-2МЗ, оснащенный подвеской американской 533-мм торпеды. Передний ухват крепился к броне, прикрывавшей переднюю часть самолета, а задний - к нижней балке хвостовой части. При этом торпеда находилась всего в 7-8 см от корыта водорадиатора. Небольшую серию Ил-2Т выпустил завод № 18. Эти машины поступили на вооружение 13-го штурмового полка ВВС Черноморского флота, но поскольку с торпедой самолет много терял в своих летных данных, использовали их как обычные штурмовики. Зато на флотах неустанно совершенствовали уже зарекомендовавшую себя технику. Североморец капитан Д. П. Калинин предложил очень простой прицел ВЛ-1 («визир летчика»), идеально подходивший для A-20G, с местом штурмана в хвосте. Это были просто две рейки с проходившей через них нитью, разворачивавшиеся для упреждения на скорость цели. Такие прицелы изготовляли мастерские ВВС Северного флота. Их эффективность наглядно доказали суда, потопленные Е. И. Францевым.

Там же, на севере, разработали несколько вариантов подвески высотных торпед на самолеты А-20В и A-20G. Парашютный контейнер помещался в бом-боотсеке. При подвеске двух торпед в качестве контейнера использовали кассету мелких бомб от самолета Пе-2. Эти системы применялись в боевых операциях.

Значительно повысился уровень подготовки экипажей. Совершенствовалась тактика торпедных ударов, улучшилась организация истребительного прикрытия. Торпедоносцы вылетали все более крупными группами, их действия часто координировались с налетами пикировщиков или штурмовиков.

Выход торпедоносцев в атаку теперь упреждался подавлением зенитного огня кораблей. Для этой цели сначала вперед выходили истребители Пе-3, а затем стали применять еще более мощно вооруженные A-20G. На Северном флоте в группу обычно включали примерно поровну «Бостонов» торпедоносцев и штурмовиков, на Черном море выделяли по 3-4 последних на 6-10 торпедоносцев. Черноморцы дополняли пушечно-пулеметный огонь еще и сбросом большого количества мелких осколочных бомб АО-2,5.

Анапиз результатов боевого использования торпед (оружия сложного и дорогого) показал, что в ряде случаев применение их было неоправданным. Их выпускали по небольшим кораблям, десантным баржам и паромам с малой осадкой. Это было особенно актуально на Черном море и на Балтике, но и на севере с 1943 г. немцы использовали довольно много судов небольшого тоннажа.

Эффективный способ борьбы с ними был найден в виде т. н. «топмачтового бомбометания». «Топмачтовое» потому, что в момент сброса бомбы самолет летит горизонтально на высоте 20-30 м, т, е. на уровне верхушки (топа) мачты атакуемого судна. Известен случай, когда балтийский летчик лейтенант Карабасов действительно привез в крыле кусок мачты с клотиком на конце!

Обычно считается, что первыми этот метод применили американцы в войне на Тихом океане. В феврале-марте 1942 г. У. Линд потопил таким способом в юго-западной части Тихого океана два японских корабля. Впоследствии топмачтовое бомбометание использовалось авиацией США во время боевых действий в море Бисмарка, у Алеутских островов и в Средиземном море.

Но, отдавая должное американским летчикам, широко применявшим этот способ и добивавшихся неоспоримых результатов, следует указать, что англичане еще в начале 1941 г. наносили удары по немецким кораблям с предельно малых высот, хотя и не пользовались термином «топмачтовое бомбометание».

В июле 1941 г. прибывший в Москву британский маршал авиации Кольер заметил: «Недавно мы начали применять горизонтальное бомбометание с низких высот. Эта тактика дала положительные результаты, и я весьма рекомендовал бы вам использовать этот способ». В ответ на интерес советской стороны 26 августа из Англии прибыл документ под названием «Тактические приемы, применяемые бомбардировщиками королевских воздушных сил при атаках кораблей на бреющем полете». Он содержал все основные принципы топмачтового бомбометания.

Топмачтовое бомбометание весьма эффективно. Бомба, сброшенная с самолета, летящего с большой скоростью, первые 30-40 м опускается почти в горизонтальном положении, незначительно отставая от бомбардировщика. Большая скорость и настильность траектории создают условия для дальнейшего движения бомбы в воздухе или в воде с небольшим углублением до встречи с бортом корабля. При этом бомба может неоднократно рикошетировать от поверхности моря.

Этот способ не обошли своим вниманием и немцы В июле 1942 г. корабли союзных конвоев на севере начали подвергаться атакам Ju 88 топмачтовиков. Позднее для этого использовали истребители FW190. Немцы применяли бомбы, на головную часть которых для улучшения рикошетирующих свойств надевался небольшой диск. Бомбы калибра 250 кг с таким диском могли погружаться на небольшую глубину и проходить под водой 40-50 м, поражая подводную часть корабля.

В нашей стране изучением топмачтового бомбометания занимался НИИ ВМФ. Необходимо было подобрать пригодные для нового способа отечественные боеприпасы и взрыватели к ним, адаптировать английские рекомендации применительно к имеющимся на вооружении самолетам. Исследования подтвердили преимущества метода, такие, как высокая вероятность поражения и меньшие потери от средств ПВО. Последнее объяснялось малой продолжительностью боевого курса 4-5 сек при сбросе бомб в 200-300 м от корабля. На полигоне вероятность поражения цели достигалась 80-90 проц. В боевых условиях цифра оказалась в два-три раза ниже, но все равно в 5-10 раз превышала возможности бомбометания с горизонтального полета.

Наиболее пригодными для топмачто-вых ударов сочли самолеты «Киттихаук», Ил-2 и «Бостон», обладающие необходимой маневренностью и бомбовой нагрузкой.

Наилучшие рикошетирующие свойства показали бомбы ФАБ-250 с перьевым стабилизатором и более крупные. ФАБ-250 хорошо подходили для поражения транспортов водоизмещением 5-10 тыс. т. В головном очке бомбы устанавливали взрыватель АВ-87, а донном - АВ-1 с замедлением 4-7 сек.

Сбрасывание бомб рекомендовалось производить с высоты 30-50 м при ско^ рости порядка 400-500 км/час (заметьте, что это значительно больше скорости сброса торпеды). Бомбы сбрасывались серией с интервалом 0,05 сек.

Прежде, чем применять новую тактику в бою, экипажи прошли основательную подготовку, включавшую и теорию, и набор летных упражнений.

В апреле-мае 1944 г. на флотах приступили к практическому бомбометанию Первыми были летчики Черноморского флота. Топмачтовики прекрасно «вписались» в боевую работу минно-торпедных полков, удачно дополняя торпедоносцы. Широкое распространение получили пары: топмачтовик-торпедоносец, проводившие «свободную охоту» Чаще всего атаковали с траверзных курсов. Первым на цель шел топмачтовик (или топмачтовики, если действовало сразу несколько пар). Разогнавшись до 400-500 км/ч на высоте 30-50 м, он с 1200-1500 м открывал пушечно-пулеметный огонь; подойдя к кораблю на 250-200 м, топмачтовик сбрасывал бомбы. Шедший за ним на дистанции 500-600 м торпедоносец атаковал затем цель торпедой.

A 20G мог нести на торпедных мостах по одной бомбе ФАБ-500 с каждого борта или даже ФАБ-1000, но последний вариант применялся довольно редко (американцы обычно использовали бомбы калибром на более 227 кг).

Наверное, наиболее яркий пример удачных действий топмачтовиков - потопление немецкого крейсера ПВО «Ниобе». 8 июля 1944 г. он стоял в финском порту Котка. В налете участвовал полк пикировщиков Пе-2 и две пары топмачтовиков А-20G из 1-го гв. мтап. Каждый из «Бостонов» нес по две бомбы ФАБ-1000. Первыми атаковали пикировщики - в крейсеры попали две бомбы. Затем зашла первая пара A-20G - «тысячекилограм-мовки» врезались в борт «Ниобе», и он затонул. Вторая пара развернулась на стоявший рядом транспорт и поразила его.

Фашистский линкор «Шлезиен» после удара советской авиации


А в июне топмачтовики использовали для уничтожения цели на суше. Потребовалось взорвать находившуюся в тылу у немцев плотину ГЭС «Свирь-3». Совместными усилиями топмачтовиков A-20G, Ил-4 с морскими минами и штурмовиков Ил-2, подавлявших зенитные батареи, она была разрушена. В целом за 1944 г. на Балтике около 20 проц. боевых вылетов в минно-торпедной авиации были совершены с топмач-товым бомбометанием.

В тот год на Балтике впервые применили еще одну новинку - бортовые радиолокаторы типа «Гнейс-2М». Их смонтировали на пяти A-20G 1 -го гв. мтап, сдав первую станцию в эксплуатацию в конце марта.

Станции сначала опробовались на Ладоге: берег обнаруживался за 10-20 км, а судно водоизмещением около 3000 т -за 20. Затем начался период освоения экипажами новой техники. Первого успеха достиг командир полка Герой Советского Союза И. И. Борзов.

В ночь с 6 на 7 апреля в условиях плохой видимости с помощью радиолокатора в Рижском заливе была обнаружена группа из трех немецких кораблей. Сблизившись с ней, экипаж уже визуально вышел в атаку, выпустил торпеду и потопил шедший из Штеттина транспорт водоизмещением 15000 т, груженный боевой техникой. Это было самое крупное судно противника, уничтоженное за войну на Балтике. В 1944 г. промышленность модернизировала РЛС, трехкратно увеличив дальность обнаружения. Руки специалистов инженерно-технической службы полка подняли эту цифру еще в два раза. Но громоздкая антенная система снижала скорость самолета на 30-40 км/ч, поэтому широкого распространения бортовые радиолокаторы тогда не получили. Но в 1-м гв. мтап они продолжали применяться, В октябре 1944 г. Борзов с помощью РЛС обнаружил и потопил еще два судна. Впоследствии таким образом осуществили еще несколько атак, в частности, 28 апреля 1945 г. к северо-западу от маяка Риксхэфт в тумане торпедировали немецкий танкер.

Сконструировали и вариант антенной системы для самолета Ил-4. Он прошел испытания, но на практике не использовался.

Даже в условиях усиления зенитного вооружения кораблей противника из 240 выпущенных балтийскими летчиками в 1944 г. торпед в цель попали 116 (48 проц.). В ночь на 27 мая летчик Евграфов пустил ко дну 100-е судно на счету 1-го гв. мтап. Счет быстро рос и дальше. За один только август полк потопил 15 судов общим тоннажем 74000 т.

ВВС Северного флота в 1944 г. захватили господство в воздухе, однако немцы продолжали использовать для перевозок корабли крупного тоннажа. Основной задачей для наших летчиков стало нарушение перевозок вдоль норвежского побережья. Минно-торпедная авиация на севере в марте была усилена 36-м мтап, переброшенным с Черного моря.

А Сброс торпеды с самолета Ил-4.

Герой Советсткого Союза генерал-полковник авиации И. И. Борзов.


Торпедоносцы действовали большими группами совместно со штурмовиками и истребителями. Так, на рассвете 15 октября 1944 г. авиация Северного флота нанесла массированный удар по одному из немецких конвоев: 26 кораблей судов прикрывали семь вражеских истребителей. Первыми атаковали 12 Ил-2, затем через час еще 12 штурмовиков. За ними последовала третья волна - 10 A-20G в сопровождении 15 истребителей. Десятку «Бостонов» вел командир 9-го гв. мтап гвардии подполковник Б. П. Сыромятников. Его самолет был подбит немцами, но на горящей машине Сыромятников поразил транспорт, который вскоре взорвался. Торпедоносец упал в море: весь экипаж посмертно был удостоен звания Героев Советского Союза.

Поскольку немцы следовали вдоль Норвежского побережья конвоями по 30-35 единиц, то нередко для сковывания противника использовали высотные торпеды, для нанесения решающего удара -низкие. Однако в довольно плотном ордере и первые находили себе цели. Так, 10 мая 1944 г. во время подобного комбинированного удара (в котором также участвовали штурмовики Ил-2 и истребители «Киттихаук» в качестве пикировщиков) торпеды 45-36 ABA поразили транспорт в 6000 т и сторожевик; транспорт затонул.

Проводились операции совместно с торпедными катерами и подводными лодками.

На Черном море также было достигнуто полное господство в воздухе. Основное внимание авиации флота было обращено на уничтожение плавсредств отступающего противника. Именно с воздуха, по оценке начальника Главного морского штаба, сделанной им в апреле 1944 г., наносился основной ущерб вражескому судоходству.

После освобождения Крыма торпедоносцам стало легче достигать берегов Болгарии и Румынии. Так же как и на других флотах, черноморцы перешли к тактике нанесения комбинированных ударов большими группами, объединявшими торпедоносцы, пикировщики и штурмовики. Организация таких действий была достаточно сложна, и даже небольшой просчет мог сорвать взаимодействие привлеченных сил. Таким способом был атакован конвой, обнаруженный 19 марта воздушной разведкой. К налету привлекли четыре A-20G, шесть Пе-2, 12 Ил-2 и 12 истребителей. Предполагалось подавление средств ПВО штурмовиками, а затем и одновременный удар Пе-2 с горизонтального полета и низких торпедоносцев. Но «Бостоны» нарушили план, опоздав на шесть минут. Лишь один транспорт был поврежден торпедами.

Ил-4 Черноморского флота


6 мая 1944 г. на Черном море также имел место случай совместного применения высотных и низких торпед. В полете участвовали четыре низких и пять высотных торпедоносцев. Два вражеских транспорта шли в охранении боевых кораблей. Высотные торпеды сбросили с высоты 2500 м. Увидев их парашюты, немцы головной транспорт повернули налево, а второй последовал за ним, они столкнулись. В итоге высотная торпеда поразила первый (водоизмещением 3000 т), а низкая, сброшенная другим самолетом, второй. Оба затонули.

В сентябре 1944 г. от фашистского блока откололся последний союзник в Причерноморье - Болгария. Немцы лишились необходимых им баз и война на этом театре практически закончилась.

Всего за 1944 г. черноморские летчики сбросили 94 торпеды и потопили ими 19 транспортов противника.

Герой Советского Союза А, И. Жесткое


В завершающем году Великой Отечественной войны,45-м,торпедоносцы действовали только на двух театрах -на Балтийском море и на Тихом океане. На январь 1945 г. ВВС Балтийского флота располагали 87 торпедоносцами.

Дальнейшее развитие получила оправдавшая себя тактика работы пар топ-мачтовик-торпедоносец и смешанных групп. Она нередко приносила весьма солидные успехи. Так, 17 февраля пара, которую вел капитан А. Е. Скрябин, пустила на дно Данцигской бухты транспорт в 8000 т и сторожевик.


«Бостон» 51-го МТАП, 1944 г.

Двумя днями раньше торпедоносцы и топмпачтовики буквально разгромили конвой, застигнутый северней косы Хель. После трех последовательных атак он недосчитался четырех транспортов и тральщика. Немецким зенитчикам удалось сбить всего один торпедоносец.

С марта 1994 г. и до конца войны 8-я мтад, объединившая оба балтийских минно-торпедных полка, уничтожила 229 судов противника, в том числе 96 за 1945 г. 24 марта 1945 г. летчик Подьячий утопил «юбилейный», 200-й, корабль, пущенный ко дну 1-м гв. мтап. Всего за год торпедоносцы Балтфлота сбросили 204 торпеды и достигли при этом 78 попаданий.

Экипаж А. М, Гашева готовится к вылети.

Герой Советского Союза В. П, Балашов (в центре)


Последний боевой вылет A-20G 51-го мтап состоялся 9 мая. Самолеты атаковали транспорты, пытавшиеся уйти в Швецию; два судна в результате ушли на дно.

Отличные результаты, достигнутые минно-торпедной авиацией в войне с Германией, во многом являются заслугой целой плеяды выдающихся летчиков. Среди них и представители старшего поколения, вынесшего на своих плечах первый, самый тяжелый период боевых операций и «новая волна» героев, вставших в строй уже в годы войны. На Северном флоте прославились И. Я. Гарбуз, В. В. Пирогов, А. А. Баштырков,


A-20G выходит в учебную атаку. Северный флот. Лето 1945 г.


Уже в ходе боевых действий на Дальнем Востоке с Северного флота прибыл Е. И. Францев, А. И. Скнарев, В, Н, Киселев, В. П. Балашов, И. Т. Волынкин. На Балтике успешно действовали А. Ф. Афанасьев, В. Н. Евграфов, Ю. Э. Бу-нимович, не дожившие до победы. Их сменили В. М. Кузнецов, А. В. Пресняков, А. М. Гагиев, М. В. Борисов, И. Н. Пономаренко. Заслуженной славой пользовался и И. И. Борзов, ставший впоследствии маршалом авиации. А мастер топмачтовых ударов В. П. Пол-юшкин пустил на дно шесть кораблей.

На Черном море отличились Е. И. Лобанов, В. И. Минаков, А. И. Жесткое, А. И. Фокин, И. И. Киценко и другие.

На Дальнем Востоке, далеком от громыхавшего на западе фронта, минно-тор-педные полки до лета 1945 г. летали на Ил-4Т и старых ДБ-ЗТ (на базе ДБ-ЗБ); последних было до трех четвертей парка. Лишь в июле на Тихоокеанский флот начали поступать A-20G и А-20Н (тот же G, но с более мощными моторами). Американскими самолетами стали пополнять 49-й мтап (созданный в 1942 г.).

К началу войны с Японией минно-торпедная авиация флота насчитывала 84 подготовленных экипажа и 157 самолетов (26 Ил-4, 85 ДБ-3 и 46 А-20). «Бостоны» еще не были готовы к боевым операциям, и основная тяжесть легла на подразделения, вооруженные отечественными машинами.

Первый вылет на «свободную охоту состоялся 9 августа. Два торпедоносца из 49-го мтап вернулись безрезультатно. На следующий день четыре самолета атаковали транспорт в Японском море (севернее мыса Казакова), но все торпеды прошли мимо, ибо их сбросили на острых курсовых углах.

36-й мтап, но он успел совершить лишь один боевой вылет, и то по сухопутной цели, разбомбив мосту Сюонцюондзио в Корее. Один вылет совершили и новые-«Бостоны» 49-го полка - они бомбили железнодорожный узел.

Эффективность действий торпедоносцев Тихоокеанского флота оказалась невысокой. Использовав 52 торпеды, самолеты потопили всего 5 транспортов и один боевой корабль японцев, потеряв при этом три машины. При этом надо отметить, что в целом экипажи торпедоносцев были подготовлены достаточно хорошо. Неудачи объяснялись отсутствием у летчиков боевого опыта (при наличии такового в избытке у противника) переоценкой возможностей ПВО японских кораблей, неумелой организацией атак, недостаточной разведывательной информацией.

С капитуляцией Японии война окончательно завершилась. Наступила пора подводить итоги. Сведения о боевой работе минно-торпедной авиации также были собраны, обработаны и обобщены. Вот, например, каким образом можно предоставить результаты низкого торпедометания.

Следует указать, что эти цифры можно считать лишь приближенными. Вопервых, зачастую совместно использовались бомбы и торпеды, так что можно говорить лишь о победах с применением торпедного оружия независимо от того, сыграло ли оно решающую роль в уничтожении того или иного корабля. Учет результатов в первый год войны из-за недостатка данных также довольно груб. Источники наших бывших противников, Германии и Японии, зачастую не подтверждают фактов потопления того или иного судна или приводят иной (как правило, существенно меньший) его тоннаж. Поэтому следует оговориться, что приведенная таблица отражает точку зрения официальных советских источников.

Тем не менее, можно уверенно утверждать о большей эффективности торпеды по сравнению с бомбой. Для потопления транспорта водоизмещением до 6500 т достаточно было попадания одной, максимум двух торпед. При поражении в середину корпуса судно, как правило, переламывалось на две части и быстро тонуло. Кроме того, процент попадания для торпед значительно выше, чем для бомб. По различным оценкам, на потопление одного судна в среднем расходовалось от 3,5 до 4,7 торпед, бомб же в зависимости от высоты бомбометания требовалось от 80 до 200 штук (при бомбометании с горизонтального полета)


Масштабы применения высотных торпед были куда более скромными. С начала применения их на севере до конца войны использовали всего 101 торпеду 45-36 ABA, в том числе на Северном флоте - 77, на Балтике - 8, на Черном море - 16. Процент попаданий был куда ниже, чем при низком торпедометании. Североморцы потопили пять судов.

Торпедоносцы ВВС Балтийского флота добились двух попаданий, черноморцы - трех. При этом потеряли три высотных торпедоносца. Необходимо, правда, оговориться, что определить результаты боевого применения циркулирующих торпед труднее. Кроме того, как уже говорилось, их использовали больше для того, чтобы сковать маневр цели, нежели для ее непосредственного поражения.

По итогам деятельности топмачтовиков информации еще меньше, но из того, что есть, можно сделать вывод, что в 1945 г. их эффективность сравнялась с показателями низких торпедоносцев. Так, на Северном флоте с мая 1944 г. до конца войны на топмачтовое бомбометание совершили 60 самолетовылетов, сбросив 120 ФАБ-250. Ими потоплено 20 судов и 5 повреждено. В последний год войны топмачтовики потопили и повредили 36 транспортов и боевых кораблей противника.










Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх