Загрузка...


Управляемые авиационные бомбы

Традиционным вооружением самолетов, которое используется практически в течение всего периода существования авиации, в частности сверхзвуковой, являются бомбы, конструкция которых совершенствовалась вместе с развитием самолета.

Повышение скорости и высоты полета самолетов привело к снижению точности бомбометания, несмотря на применение совершенных систем прицеливания, включающих оптико-электронную, инфракрасную аппаратуру и ЭВМ. Указанный недостаток был практически устранен в середине 60-х годов созданием управляемых авиационных бомб (УАБ) (табл. 15), обладающих высокой точностью попадания и значительной дальностью полета, что делает их основным конкурентом УР класса воздух-поверхность. По результатам исследований, проведенных в США, была установлена возможность значительного снижения затрат, необходимых для уничтожения наземных целей, при использовании УАБ. Так, для поражения шести различных целей обычными бомбами, по оценкам, необходимо осуществлять в среднем около 1000 самолето-вылетов общей стоимостью более 14 млн. долл., тогда как применение УАБ позволяет уменьшить эти значения до 20 самолето-вылетов и 0,6 млн. долл.

Первой управляемой бомбой, примененной американскими ВВС во время войны во Вьетнаме, была «Уоллай» 1 (AGM-62A) массой около 450 кг, оборудованная телевизионной системой самонаведения. Конструктивно бомба состоит из трех частей: носовой, в которой смонтирована система наведения, центральной-с боевым зарядом (на корпусе этой части бомбы крепится крыло) и хвостовой, несущей оперение (в хвостовой части размещены блоки питания и устройства управления плоскостями оперения). УАБ «Уоллай» 1 была принята на вооружение авиации США в 1966 г.


Таблица 15. Основные характеристики управляемых авиационных бомб

Рис. 1.96. Управляемая авиационная бомба «Уоллай» 1.


Рис. 1.97. УАБ модульной конструкции GBU-15.


По принципу наведения «Уоллай» аналогична ракете AGM-65 с телевизионной головкой самонаведения. После отделения от самолета благодаря наличию несущих аэродинамических поверхностей бомба осуществляет планирование на цель; при этом дальность ее полета в зависимости от высоты и скорости самолета-носителя в момент отделения бомбы может достигать 25 км.

В 1973 г. на вооружение ВВС США поступили более мощные и совершенные бомбы «Уоллай» 2 массой ~ 900 кг с телевизионной системой наведения, предназначенные для поражения крупных наземных целей. Модернизированный вариант этой бомбы, разработанный в 1975 г., был снабжен те- левизионно-командной системой наведения и предназначался для нанесения ударов по замаскированным целям. Были также улучшены аэродинамические характеристики бомбы, позволившие несколько увеличить дальность полета. В будущем предполагается оснастить эти УАБ тепловизионной системой наведения, аналогичной применяемой в ракетах AGM-65D «Мейверик».

В 1979 г. были завершены испытания и налажено производство управляемых бомб модульной конструкции GBU-15, отличающихся большой универсальностью. Количество этих УАБ планируется увеличить до 5000 с целью оснащения ими самолетов F-4, F-111, F-14, F-15, В-1. Известны две модификации GBU-15-с крестообразным и с раскрывающимся после сброса бомбы крылом. Первая предназначена для применения по малоразмерным единичным целям с малых и средних высот, вторая-по площадным целям с больших высот. Модульная конструкция позволяет осуществлять различные компоновки бомбы, выбирая наиболее целесообразную с точки зрения выполнения поставленной боевой задачи. Сборка УАБ выполняется в полевых условиях (на аэродроме) непосредственно перед вылетом самолета и требует лишь минимальных контрольно-диагностических работ.

В модуле боевой части содержится стандартная авиационная бомба Мк-84 и кассетная система SUU-54/D калибра 900 кг. Модуль аэродинамических поверхностей состоит из четырех крестообразно расположенных консолей крыла и четырех передних управляемых стабилизаторов или раскрываемого крыла и неподвижного хвостового стабилизатора. Модуль управления оборудуется сервомоторами для управления аэродинамическими поверхностями. Точное наведение бомбы в различных погодных условиях, в любое время суток, в разной боевой обстановке обеспечивается модулем системы наведения- телевизионной, лазерной или тепловизионной. В случае использования теле- или тепловизионного наведения возможно применение как телеуправляемого, так и самонаводящегося режима полета. Выбор того или иного режима осуществляется пилотом; выбранный режим может быть изменен в процессе полета УАБ. В настоящее время в США разрабатывается система наведения, которая будет использовать информацию, поступающую с искусственных спутников системы NAVSTAR. Соответствующая аппаратура должна устанавливаться на УАБ для поражения стационарных наземных целей типа пусковых шахт ракет и других стратегически важных сооружений, координаты которых известны заранее и определены с высокой степенью точности.



Рис. 1.98. Бомбовое и ракетное вооружение на самолетах «Вигген» (а) и F-15 (б).


По сообщениям западной печати, в 1981 г. в США завершены разработка и испытания новой УАБ типа GBU-17, оборудованной лазерной системой наведения и бетонобойной боевой частью, состоящей из предварительного кумулятивного и основного фугасного зарядов. Помимо США, управляемые бомбы типа «Уоллай» и GBU находятся на вооружении ряда стран, включая Израиль, Саудовскую Аравию и Австралию. Разработкой УАБ собственной конструкции интенсивно занимаются специалисты Франции. Основные характеристики некоторых управляемых бомб приведены в табл. 15.

Рассмотренные в данной главе виды и типы вооружений, применяемые на боевых самолетах, иллюстрируют роль военной авиации и органически дополняют описание процесса развития сверхзвуковых самолетов, более полно раскрывая возможности их применения.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх