Ракеты класса воздух-воздух

К типичным управляемым ракетам класса воздух-воздух (табл. 12), находившимся или находящимся на вооружении ВВС западных стран, относятся «Фолкон», «Сайдуиндер», «Сперроу», «Феникс» (США); «Файрстрик», «Ред-Тэн» (Великобритания); «Нор» А А-20, «Матра» (Франция). Самой малогабаритной из них является GAR-1 «Фолкон» (длина и диаметр корпуса соответственно 2 и 0,15 м). Ракета снабжена крестообразным крылом малого удлинения с размахом 0,6 м и неуправляемым крестообразным передним стабилизатором. Управление осуществляется с помощью аэродинамических рулей, расположенных в хвостовой части крыла. На ракете установлены твердотопливный двигатель тягой 27,4 кН (2800 кГ), позволяющий развивать скорость до 700 м/с, и инфракрасная или радиолокационная головка самонаведения. На базе GAR-1 были разработаны две модификации ракеты: «Супер-Фолкон» и «Ядерный Фолкон». Первая имела усовершенствованную радиолокационную систему наведения, двигатель с более высокими характеристиками и предназначалась для истребите ля-перехватчика F-106. Вторая могла атаковать цель, находящуюся под углом до 35° к направлению полета самолета, имела дальность около 11 км и скорость полета, соответствующую ? = 3.

Более совершенным вариантом легкой противосамолетной ракеты является УР


Рис. 1.90. Ракеты «Сайдуиндер» (верхняя) и «Сперроу» (нижняя) под крылом самолета.


Таблица 12. Основные характеристики управляемых ракет класса «воздух-воздух»

Рис. 1.91. Ракета класса воздух – воздух «Феникс».


Для выполнения полетов на перехват истребители оснащаются обычно более тяжелыми ракетами класса воздух-воздух, обладающими увеличенным радиусом действия. К таким ракетам относятся «Сперроу», «Феникс», «Ред-Тэн». Из ракет этого класса наиболее распространена в авиации западных стран УР «Сперроу». Она выполнена по схеме «поворотное крыло» с треугольным неподвижным крестообразным хвостовым стабилизатором и такими же треугольными консолями крыла, крестообразно расположенными в средней части корпуса. Силовая установка ракеты состоит из заранее снаряженного ЖРД. Наведение ракеты на цель осуществляется с помощью радиолокационной полуактивной системы, для чего цель должна непрерывно облучаться РЛС истребителя. Ракетами «Сперроу» оснащаются F-4, F-14, F-15, F-18 и другие истребители. На базе ракеты «Сперроу» фирмами «Бритиш аэроспейс корпорейшн» (Великобритания) и «Рейтеон» (США) была разработана более совершенная модель «Скайфлеш». В 1977 г. были завершены ее летные испытания. В настоящее время ракеты «Скайфлеш» находятся на вооружении Великобритании, Щвеции и других европейских государств. Ими оснащаются самолеты «Торнадо», «Ягуар», «Вигген».

Повышение летно-технических характеристик самолетов, в частности увеличение высот и скоростей их полета, потребовало дальнейшего совершенствования управляемых авиационных ракет. Другим фактором, вынуждающим разрабатывать новые УР класса воздух-воздух, явилось принятие на вооружение авиацией многих стран ракет класса воздух-поверхность, которые обычно запускаются на значительном расстоянии от цели. При этом, естественно, возникла задача уничтожения не только самолета-носителя, но и выпущенных с него ракет. Задача борьбы с малогабаритными целями (истребителями, крылатыми ракетами и т. п.), летящими на малых и больших высотах с низкими и высокими скоростями, зачастую использующими системы активного и пассивного радиопротиводействия, потребовала разработки не только более совершенных ракет, но и новых систем управления вооружением.

Одной из первых ракет, разработанных в соответствии с новыми требованиями и поступивших на вооружение ВВС США, была УР AIM-54 «Феникс», предназначавшаяся для вооружения самолетов F-14. Она имела высокие тактико-технические данные и оснащалась полуактивной головкой самонаведения. Для эксплуатации ракет была разработана обзорно-прицельная система AN/AWG-9 с импульсной доплеровской РЛС и бортовой ЭВМ. Эта система позволяет обнаруживать малогабаритные цели на расстоянии до 110 км в импульсно-доплеровском режиме обзора и сопровождения, а также осуществлять одновременное сопровождение до 24 целей в режиме сканирования. Система обеспечивает наведение шести ракет по шести различным целям, находящимся на различных курсах и высотах и летящим с разными скоростями (при расстоянии между целями не менее 15 км). Указанный боевой комплекс значительно повысил эффективность истребителя в основном благодаря возможности одновременного пуска ракет по нескольким целям, находящимся в передней полусфере самолета-носителя, без выполнения дополнительных маневров, приводящих к потере времени и тактического преимущества, а также возможности выбора целей, подлежащих уничтожению, визуальной дифференциации и опознавания целей с помощью оптико-электронной системы ASX-1.

Другим примером ракеты этого класса является разрабатываемая в США фирмами «Хьюз эркрафт» и «Рейтеон» УР AMRAAM, предназначаемая для замены ракеты «Сперроу». Опытные образцы, испытанные в 1980-1981 гг., имели стартовую массу 135 кг, максимальную скорость M › 4 и дальность полета 80 км. По внешнему виду AMRAAM близка к «Сперроу». Ракета оборудована комбинированной системой наведения, состоящей из командно- инерциальной и активной радиолокационной систем. При этом в зависимости от типа цели и расстояния до нее возможно применение трех способов наведения: самонаведения, автономного с самонаведением и полуавтономного с самонаведением. При втором способе полет ракеты на среднем участке осуществляется по заранее введенной программе, а на конечном-с помощью активной системы самонаведения. В режиме полуавтономного полета на среднем участке производится коррекция траектории полета с помощью команд радиотелеуправления, посылаемых с самолета-носителя. Управление на конечном участке траектории производится так же, как и в предыдущем способе. В состав бортовой аппаратуры управления ракеты входят цифровая перепрограммируемая ЭВМ, командно-инерциальная система, выполненная на основе бескарданной гироплатформы, бортовой вычислитель и приемник команд радиотелеуправления. ЭВМ осуществляет обработку получаемых сигналов на среднем и конечном участках полета, расчет параметров траектории и оптимальное наведение ракеты на цель, что особенно важно в случае высокоманевренной цели. Бортовое счетно-решающее устройство определяет положение ракеты в пространственной системе координат на основе информации, получаемой от инер- циальной системы (впоследствии функции счетно-решающего устройства предполагается передать бортовой ЭВМ).

Благодаря комбинированной системе наведения ракета AMRAAM может использоваться как на самолетах F-15 (РЛС типа AN/APG-63 обеспечивает режим сопровождения при сканировании и выделение отдельных целей в плотном строю), так и на F-14. При этом ракеты могут наводиться как на единичные цели в плотном строю, так и на несколько целей, находящихся на значительном расстоянии друг от друга. Серийное производство ракет класса воздух-воздух типа AMRAAM намечено на 1984 г. Стоимость одного изделия оценивается в 80 тыс. долл.


Рис. 1.92. Ракета класса воздух – воздух «Матра-Мажик» R.550.


К управляемым ракетам средней дальности класса воздух-воздух относится также французская ракета R. 530 «Сюпер-Матра», которой оснащаются самолеты «Мираж» F. 1 и «Мираж» 2000. На ракете использована полуактивная радиолокационная головка самонаведения, для работы которой цель облучается бортовыми самолетными радиолокаторами «Сирано-4» или RD1. Эти РЛС позволяют обнаруживать и сопровождать малогабаритные цели на расстоянии до 110 км, в том числе и на фоне земли (RD1). Дальность полета ракеты составляет 35 км, скорость превышает 3 М. Ракета обладает высокой маневренностью и допускает перегрузки до 20; она может успешно атаковать цели, находящиеся на больших расстояниях от самолета-носителя и летящие значительно выше или ниже истребителя, на встречных или встречно- пересекающихся курсах.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх