Загрузка...


«Хонит» F-18 фирмы «Макдоннел-Дуглас» – многоцелевой одноместный истребитель – США, 1978 г.


Рис. 2.190. Многоцелевой истребитель F-18 на аэродроме (а) и в полете (б).


История создания. Выдвинутая военно-воздушными силами США концепция дополнения сложных и дорогостоящих самолетов F-15 более дешевыми, простыми и легкими самолетами F-16 была поддержана в 1974 г. и военно-морской авиацией. При этом было принято решение заменить в 80-х годах самолеты «Фантом» II F-4 палубной авиации и авиации морской пехоты самолетами «Томкэт» F-14 и дополнить эти очень сложные и дорогостоящие машины изменяемой геометрии самолетами новой конструкции, развитой на базе самолета YF-17. Работы в рамках программы создания нового военно-морского истребителя NACF (Navy Air Combat Fighter) были начаты 2 мая 1975 г. фирмой «Макдоннел-Дуглас» (генеральный подрядчик) совместно с фирмой «Нортроп» (40% участия в проектно-конструкторских работах и будущем производстве).

Контракт от 28.01.1976 г. предусматривал строительство 11 опытных образцов самолета (в том числе 2 двухместных), первый из которых предполагалось облетать в июле 1978 г., 30 предсерийных самолетов и 72 серийных. Первые серийные самолеты были поставлены на вооружение в 1980 г. Стоимость всей программы по ценам 1975 г. оценивалась в 1,4 млрд. долл., причем 234 млн. долл. предназначались на работы по созданию двигателей. Общие потребности военно-морской авиации в этих самолетах оцениваются в 811 шт. Предполагается, что стоимость одного серийного самолета составит 7,9 млн. долл. (9,6 млн. долл. с учетом затрат на разработку и испытания).

Самолет F-18 в своем базовом варианте предназначен для эксплуатации с авианосцев. Программа предусматривает строительство следующих одно- и двухместных модификаций самолета:

– F-18A-одноместный истребитель, предназначенный для уничтожения неприятельских самолетов в зоне действий кораблей военно- морского флота;

– F-18В – двухместный учебно-тренировочный самолет (около 10% всех серийных самолетов);

– А-18А-легкий одноместный штурмовик с максимальной взлетной массой 22 700 кг (предназначается для замены самолетов А-7);

– RF-18 А – тактический самолет-разведчик.

Опытный образец самолета облетан в 1978 г.

Описание самолета. Аэродинамическая схема и общая концепция самолета соответствуют самолету YF-17. В конструкции самолета F-18 имеются следующие отличия:

– модифицированная форма крыла (изменение контура наплыва и использование геометрического уступа передней кромки – впервые на прямом крыле), больший угол отклонения носовых щитков (45°), что обеспечивает уменьшение скорости захода на посадку до значения, необходимого для самолетов палубного базирования;

– более широкий и длинный фюзеляж (за счет удлинения носовой части), что позволило разместить дополнительный топливный бак и радиолокационную станцию с антенной диаметром 0,71 м;

– планер повышенной прочности (допустимая перегрузка для самолета в варианте истребителя составляет 7,5, а в варианте штурмовика-6,5), приспособленный для взлета с катапульты, а также для посадки по системе «крюк-трос» на палубе авианосца;

– электродистанционная система управления (в сочетании с аварийной механической при управлении горизонтальным оперением) вместо используемой в самолете YF-17 гидромеханической системы;

– управляемый стабилизатор с увеличенным размахом (6,92 м) и шасси с шириной колеи 3,11 м и базой 5,25 м;

– двигатели большей тяги и повышенной степени двухконтурности, а также усовершенствованное радиоэлектронное оборудование, кабина более эргономичной схемы, 9 узлов внешних подвесок;


Рис. 2.191. Проекции многоцелевого истребителя «Хонит» F-18.


– подвижные кили, перемещаемые в горизонтальной плоскости относительно стабилизатора во избежание аэродинамического затенения рулей направления при больших углах атаки.

Для уменьшения площади, занимаемой самолетом на стоянке, концевые части крыла выполнены складывающимися. Усиление конструкции планера и установка дополнительного радиоэлектронного оборудования привели к увеличению массы пустого самолета на 1630 кг (1360 кг за счет планера и 270 кг оборудования).

В систему управления огнем входят малогабаритная быстродействующая ЭВМ и РЛС типа AN/APG-65, обеспечивающая обзор и сопровождение до 10 целей одновременно, включая низколетящие и расположенные на земле.

Двигательная установка. На самолете установлены два турбовентиляторных двигателя F404- GE-400 фирмы «Дженерал электрик» с форсажной тягой 71,1 кН (7250 кГ), представляющие собой усовершенствованный вариант двигателя YJ101, применяемого на самолете YF-17. В двигателе (диаметр 880 мм) увеличена степень двухконтурности с 0,2 до 0,34, повышена температура перед турбиной на 50°С и увеличен диаметр форсажной камеры на 25,4 мм. Двигатель F-404 по сравнению с двигателем J79, устанавливаемым на самолетах F-4, имеет вдвое меньшую массу (907 кг), вдвое большую удельную тягу (8,0 кН/кг), на 1/3 меньшую длину (4030 мм) и на 40% меньшее количество деталей. Запас топлива во внутренних баках 4990 кг (модификация F-18A) или 4770 кг (модификация F-18B) может быть увеличен до 7257 кг за счет 3 дополнительных подвесных баков емкостью по 1135 л. Два подкрыльных нерегулируемых воздухозаборника подают воздух каждый к своему двигателю.

Вооружение. Для транспортировки топливных баков и вооружения на самолете имеется 9 узлов внешних подвесок грузоподъемностью: 136 кг-на концах крыла, 1060 кг-на центральных подкрыльных узлах, 1130 кг-на околофюзеляжных подкрыльных узлах, 230 кг-на узлах под воздушными каналами двигателей и 1090 кг-на центральном подфюзеляжном пилоне. В общей сложности на узлах внешних подвесок самолет может нести вооружение, топливо или контейнеры с оборудованием общей массой 6214 кг (при нормальном запасе топлива во внутренних баках). Стационарным вооружением самолета является шестиствольная пушка М-61 калибра 20 мм, расположенная в передней части фюзеляжа (непосредственно за радиолокатором). Боезапас-540 снарядов.


Летно-технические данные (проектные) F-18A

Размах, м 11,43 (12,41 м-с ракетами, 7,62 м-после складывания крыла)

Длина, м 17,07

Высота, м 4,66

Площадь несущей поверхности, м2 37,16

Масса пустого самолета, кг 11600

Взлетная масса (ном./макс.), кг 15 234/20460

Удельная нагрузка на крыло (ном./макс.), кг/м2 410/550

Отношение массы самолета (ном./макс.) к тяге при форсировании, кг/даН 1,07/1,44

Максимальное число Маха 1,8

Полетная скорость, км/ч 1060

Посадочная скорость, км/ч 210

Длина разбега, м 305

Оперативный потолок, м 15 240

Радиус действия, км 740-1017

Максимальная дальность (перегоночная), км 3706









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх