Загрузка...


«Мираж» 5 фирмы «Дассо» – одноместный истребитель- бомбардировщик – Франция, 1967 г.

Рис. 2.142. «Мираж» 5 в полете.


История создания. Самолет «Мираж» III, разрабатывавшийся в рамках программы легких самолетов-истребителей, после многочисленных усовершенствований превратился в самолет, существенно отличающийся от своего прототипа. В результате обеспечения характеристик, позволяющих самолету проходить со сверхзвуковой скоростью зоны радиолокационного обнаружения и выполнять полеты на малых высотах при любых метеорологических условиях, взлетная масса последней модификации самолета (III Е) возросла до 13 500 кг. Ориентируясь на создание легких самолетов-истребителей, фирма «Дассо» преследовала цель снижения стоимости самолета и затрат на его обслуживание и эксплуатацию. При этом предполагалось, что самолеты такого класса смогут найти покупателей и в развивающихся странах. Однако сложность оборудования и рост стоимости существенно ограничили эти надежды.

В этой ситуации фирма «Дассо» выпустила на рынок упрощенную модификацию самолета «Мираж» IIIE, который первоначально был обозначен IIIM.5, а затем «Мираж» 5. Цена самолета этой модификации должна была составлять около 1 млн. долл. (по курсу 1966 г.), однако после запуска самолета в производство оказалось, что его стоимость ненамного меньше стоимости «Миража» III. Тем не менее исключение значительной части электронного оборудования снизило эксплуатационные затраты и упростило квалификационные требования, предъявляемые к техническому и летному персоналу. Это расширило круг покупателей среди государств с небольшим военным бюджетом.

К работам над модификацией самолета «Мираж» III приступили в 1966 г., а облет первого опытного образца был осуществлен 19.05.1967 г. Поставка первых серийных самолетов началась в 1968 г. До 1.01.1977 г. в общей сложности было построено 447 самолетов. «Мираж» 5 выпускался в модификациях одноместного истребителя-бомбардировщика, разведчика и двухместного тренировочно-боевого самолета. В настоящее время он находится на вооружении авиации 10 государств, и эти три основные модификации выступают у них под различными обозначениями (как правило, начинающимися с первой буквы названия страны), хотя и незначительно отличаются друг от друга. Выпущены и эксплуатируются самолеты следующих вариантов :

– «Мираж» 5-AD, 5-RAD и 5-DAD (всего 14 самолетов) для Абу-Даби-соответственно истребитель-бомбардировщик, разведчик и двухместный тренировочно-боевой самолеты;

– «Мираж»5-ВА (облет первого состоялся 6.03.1970 г.), 5BR и 5ВБ-для Бельгии (соответственно 27, 63 и 16 самолетов были выпущены бельгийскими предприятиями SABCA), «Мираж» 5-СОА, 5-COR и 5-COD (всего 14 самолетов)-для Колумбии, «Мираж» 5-D, 5-DE, 5-DR и 5-DD (110 самолетов)-для Ливии, «Мираж» 5-Р-для Франции (до этого «Мираж» 5-J предназначался для Израиля, но в связи с эмбарго на поставки оружия Израилю 50 самолетов этой модификации было поставлено французской авиации), «Мираж» 5-G и S-DG-для Габона, «Мираж» 5-М и 5-ОМ-для Заира, «Мираж» 5-Р (22 самолета) и 5-DP (2 самолета)-для Перу, «Мираж» 5-РА (28 самолетов)-для Пакистана, «Мираж» 5-SDE и S-SDD-для Саудовской Аравии и «Мираж» 5-V и 5-БУ-для Венесуэлы.

В 1975 г. на Авиационном салоне в Париже была продемонстрирована модификация с обозначением «Мираж» 50. От своих предшественников этот самолет отличается более мощным двигателем «Атар» 9К.50, что обеспечивает ему скорость до ? = 2,2 и потолок 19 700 м. «Мираж» 50 имеет те же габаритные размеры, что и «Мираж» 5 (за исключением высоты, которая увеличилась до 4,50 м). Замена силовой установки (емкость внутренней топливной системы при этом уменьшена до 3500 л) и частично оборудования привела к тому, что масса пустого самолета возросла до 7200 кг, номинальная взлетная масса-до 9500 кг, а максимальная-до 13 700 кг. В кабине установлено катапультируемое кресло М.4, обеспечивающее безопасное покидание самолета на нулевой высоте и при скорости 167 км/ч.

Описание самолета. «Мираж» 5 внешне отличается от своего прототипа «Мираж» IIIE лишь на 0,52 м большей длиной. Зато «внутренне» новый самолет имеет три важных отличия. Первое из них заключается в использовании упрощенного электронного оборудования и прежде всего в отсутствии радиолокатора «Сирано». Ликвидация радиолокатора и удлинение фюзеляжа позволили разместить все электронное оборудование перед кабиной и освободить отсек, находящийся за кабиной. Там были установлены дополнительные топливные баки емкостью 500 л (аналогичный бак расположен в отсеке ракетного двигателя), благодаря чему емкость топливной системы возросла на 30%. Второй характерной чертой самолета «Мираж» 5 является увеличенная боевая нагрузка (до 4000 кг), причем в полетах на большие расстояния самолет может нести в баках на подвесках дополнительно еще 1000 л топлива. Альтернативный вариант нагрузки-4700 л топлива в подвесных баках и две ракеты «Сайдуиндер». Третьим важным отличием является отказ от ракетного ускорителя SEPR. Отсутствие ускорителя привело к некоторому снижению максимальной скорости, тем не менее «Мираж» 5 без внешних подвесок развивает скорость свыше 2000 км/ч. Благодаря такому уменьшению массы конструкции тактический радиус действия самолета (с нагрузкой 900 кг бомб) возрос до 1300 км при ломаном профиле полета (высоко-низко-высоко), а максимальная дальность-до 4000 км. Упрощение электронного оборудования позволило значительно снизить трудоемкость обслуживания и подготовки самолета к полету (8,5 ч на 1 ч полета). Самолет может эксплуатироваться с наскоро приготовленных аэродромов со слабым покрытием.


Рис. 2.143. Проекции одноместного истребителя-бомбардировщика «Мираж» 5.


Двигательная установка. На всех серийно выпускаемых самолетах «Мираж» 5 используются турбореактивные двигатели «Атар» 9С фирмы SNECMA тягой 41,63 кН (4245 кГ) без форсирования и 62,76 кН (6400 кГ) с форсированием. На опытном образце «Мираж» 50 установлен двигатель «Атар» 9К.50 тягой 49,03 кН (5000 кГ) и 70,61 кН (7200 кГ) соответственно без форсирования и с форсированием. По сравнению с «Миражом» IIIE самолет может нести на наружных подвесках большее число дополнительных баков.

Вооружение. Стационарное вооружение самолета состоит из двух пушек DEFA (калибр 30 мм) с запасом снарядов по 125 шт. на каждую. На семи замках наружных подвесок (4 подкрыльных и 3 подфюзеляжных) самолет может транспортировать различное вооружение, в том числе бомбы по 400 и 250 кг, ракеты AS.30 и «Сайдуиндер» и контейнеры с НУРС калибра 68 мм.


Летно-технические данные

Размах крыла, м 8,22

Длина, м 15,55

Высота, м 4 25

Площадь несущей поверхности, м2 34,85

Масса пустого самолета, кг 6600

Максимальная взлетная масса, кг 13 500

Грузоподъемность, кг 4000

Емкость топливных баков (внутр./внеш.), л 4330/4700

Максимальная удельная нагрузка на крыло, кг/м2 383

Максимальное отношение массы самолета к тяге при форсировании двигателя, кг/даН 2,14

Максимальное число Маха 2,0

Максимальная скорость, км/ч 2120

Максимальная скорость у земли, км/ч 1400

Посадочная скорость, км/ч 400

Практический потолок, м 17000

Радиус действия, км 650-1300

Максимальная дальность (перегоночная), км 4000

Взлетная дистанция (масса ном./макс.), м 700/1600

Посадочная дистанция (при номинальной массе), м 700









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх