Проект 97А

Первоначально ледоколам проекта 97А планировалось присваивать цифровые обозначения (как это было принято в дореволюционный и довоенный периоды), но в 1966 г. находящиеся в строю ледоколы переименовали в честь выдающихся русских путешественников, землепроходцев и мореплавателей.

«Василий Прончишев»

Назван в честь Василия Васильевича Прончищева (1702-1736) – морского офицера, исследователя Арктики. Первоначально именовался «Ледокол-1».

Заводской № 762. Заложен 13 декабря 1960 г. Спущен на воду 28 апреля 1961 г. Сдан флоту 30 декабря 1961 г. Ответственный сдатчик Е.Н. Литонов.

Принадлежал Северному морскому пароходству. Использовался в устье Северной Двины и на Белом море, поддерживая деятельность Архангельска как фактически незамерзающего порта. В 1975 – 1977 гг. обеспечивал доставку грузов, необходимых для добычи нефти в Варандее (Ненецкий автономный округ). В советское время входил в состав Экспедиционного отряда аварийно-спасательных, судоподъёмных и подводно-технических работ (АСПТР) Северного морского пароходства.

В 1988 г. был задействован для исследований прибрежной зоны Ледовитого океана на маршруте Архангельск – Диксон – Тикси. Списан в 1989 г.

«Афанасий Никитин»

Назван в честь Афанасия Никитина – тверского купца и путешественника XV в., автора путевых записок «Хождение за три моря». Первоначально именовался «Ледокол-2».

Заводской № 764. Заложен 1 ноября 1961 г. Спущен на воду 31 мая 1962 г. Сдан флоту 1 ноября 1962 г.

Входил в состав АСПТР Черноморского морского пароходства. Списан в 1994 г.

«Харитрн Лаптев»

Назван в честь Харитона Прокофьевича Лаптева (7-1763) – русского полярного исследователя, начальника одного из отрядов Великой Северной экспедиции. Первоначально именовался «Ледокол-3».

Заводской № 765. Заложен 10 февраля 1962 г. Спущен на воду 11 августа

1962 г. Сдан флоту 25 декабря 1962 г. Ответственный сдатчик В.М. Мокеев.

Входил в состав Сахалинского морского пароходства. Списан в 2004 г.

«Василий Поярков»

Назван в честь Василия Даниловича Пояркова – русского землепроходца XVII в., исследователя Дальнего Востока. Первоначально именовался «Ледокол-4».

Заводской № 766. Заложен 13 августа 1962 г. Спущен на воду 16 марта

1963 г. Сдан флоту 26 июля 1963 г. Ответственный сдатчик Е.Н. Литонов.

С 1966 по 1988 г. – в составе Дальневосточного морского пароходства, обслуживал Владивостокский порт.

Списан в 1988 г. под названием «Пояр».

«Ерофей Хабаров»

Назван в честь Ерофея Павловича Хабарова (ок. 1603-1671) – русского исследователя, путешественника и предпринимателя. Первоначально именовался «Ледокол-5».

Заводской № 767. Заложен 5 апреля 1963 г. Спущен на воду 24 августа

1963 г. Сдан флоту 7 декабря 1963 г. Ответственный сдатчик Е.Н. Литонов.

С 1963 по 1993 г. числился в Дальневосточном морском пароходстве, обслуживал Магаданский порт. Сдан на слом в 1993 г.

«Иван Крузенштерн»

Назван в честь Ивана Фёдоровича Крузенштерна (1770-1846) – русского мореплавателя, руководителя первой кругосветной экспедиции 1803 – 1806 гг., адмирала (1842). Первоначально именовался «Ледокол-6».

Заводской № 768. Заложен 20 января 1964 г. Спущен на воду 29 апреля

1964 г. Сдан флоту 27 октября 1964 г. Ответственный сдатчик Е.Н. Литонов.

В советский период принадлежал Балтийскому морскому пароходству; ныне его владелец – ФГУП «Росморпорт» (Санкт-Петербургский филиал). В настоящее время ледокол обеспечивает вход и выход судов из порта по петербургскому Морскому каналу до Приёмного буя (чуть западнее Кронштадта). В 1997 г. на судне произведена замена главных двигателей на голландские марки «6L26» мощностью по 2040 л. с.


«Пурга» в Ломоносове, 2007 г.


Головной ледокол проекта 97А «Василий Прончищев»


В сентябре 2005 г. «Иван Крузенштерн» принимал участие в совместных учениях, которые проводились в районе Кронштадта Министерством транспорта и МЧС России.

26 сентября 2007 г. в 15.52 на ледоколе, стоявшем на ремонте в сухом доке Кронштадтского морского завода (КМОЛЗ), произошло возгорание в ходовой рубке. Вскоре площадь пожара достигла примерно 100 м2 . Для тушения пожара привлекалось пять автомобилей пожарной части. К 17.33 огонь удалось полностью потушить, пострадавших не имелось. Причиной возгорания стало нарушение техники безопасности при сварочных работах. Ориентировочная сумма ущерба около 19 млн рублей.

На сегодняшний день судно имеет значительно обновлённые средства связи и навигационное оборудование. В его состав входят: судовая станция системы ГМССБ, спутниковый аварийный буй системы КОСПАС-САСАТ, приёмник службы НАВТЕКС, приёмник расширенного группового вызова, приёмник цифрового избирательного вызова, приёмник КВ буквопечатающей аппаратуры, радиолокационный ответчик, передатчик АИС для целей поиска и спасания, УКВ аппаратура двусторонней радиотелефонной связи.

«Владимир Русанов»

Назван в честь Владимира Александровича Русанова (1875-1913) – русского арктического исследователя. Первоначально именовался «Ледокол-7».

Заводской № 769. Заложен 30 марта

1964 г. Спущен на воду 25 июля 1964 г. Сдан флоту 28 декабря 1964 г. Ответственный сдатчик Е.Н. Литонов.

Входил в состав АСПТР Черноморского морского пароходства. В 1973 г. совместно с буксиром «Атлант» привёл из Одессы на Кубу док грузоподъёмностью 4000 т.

Исключён из списков флота 23 мая 1988 г.

«Семен Челюскин»

Назван в честь Семёна Ивановича Челюскина (около 1700 – после 1760) – морского офицера, полярного исследователя. Первоначально именовался «Ледокол-8».

Заводской № 770. Заложен 12 декабря 1964 г. Спущен на воду 28 февраля

1965 г. Сдан флоту 11 августа 1965 г. Ответственный сдатчик Е.Н. Литонов.

Принадлежал Северо-Восточному управлению морского флота. Базировался на порт Тикси.

В 1992 г. продан в Китай. По некоторым данным, в настоящее время находится в эксплуатации.



Вверху: «Афанасий Никитин» в Одесском порту. В центре и справа: «Иван Крузенштерн» в разные годы службы



Схемы общего расположения ледокола проекта 97


1 – дифферентные отсеки; 2 – румпепьное отделение; 3 – цистерна дизельного топлива; 4 – кормовые гребные электродвигатели; 5 – буксирная лебёдка; 6 – главные дизель-генераторы; 7 – котельное отделение; 8 – вспомогательные дизель-генераторы; 9 – радиорубка; 10 – штурманская рубка; 11 – ходовая рубка; 12 – каюта капитана; 13 – кают-компания; 14 – носовой гребной электродвигатель; 15 – медицинский блок; 16 – двухместные каюты команды; 17 – столовая; 18 – камбуз; 19 – помещение возбудителей; 20 – механическая и электромеханическая мастерская


Пограничный сторожевой корабль проекта 97П


«Владимир Русанов» – один из 14 судов проекта 97А


«Семен Дежнев» в XXI веке


Портовый ледокол «Илья Муромец»


«Илья Муромец»

Назван в честь героя русских былин.

Заводской № 771. Заложен 10 марта 1965 г. Спущен на воду 30 июня 1965 г. Сдан флоту 28 декабря 1965 г. Ответственный сдатчик Е.Н. Литонов.

Построен по заказу ВМФ и дооборудован по проекту 97К. Исключён из списков флота 30 июня 1993 г.

«Юрий Лисянский»

Назван в честь Юрия Фёдоровича Лисянского (1773-1837) – капитана 1 ранга, мореплавателя и исследователя. Первоначально именовался «Ледокол-9».

Заводской № 772. Заложен 30 июня 1965 г. Спущен на воду 31 августа 1965 г. Сдан флоту 27 декабря 1965 г. Ответственный сдатчик Е.Н. Литонов.

В советский период принадлежал АСПТР Балтийского морского пароходства. Неоднократно принимал участие в спасательных операциях. В марте 1972 г. участвовал в рискованной операции по снятию с мели греческого судна «Миноан Чиф». В 1974 г. спасал французское судно «Мелюзин», получившее многочисленные пробоины. В следующем году «Юрий Лисянский» осуществил буксировку земснаряда «Дунай» в полном вооружении из Висмара в Ильичёвск. В 1976 г. ледокол привёл в Коломбо из ГДР плавмастерскую, а на обратном пути из Оллесуна в Ленинград – буксир-снабженец «Куру». В 1977 г. ледокол отбуксировал крановое судно «Азербайджан», построенное в ФРГ, из Гамбурга в Ленинград. Буксировка продолжалась около полутора месяцев. Крановое судной длиной 140 и шириной 40 м разрезали вдоль на три части. Морская часть доставки средней секции до Ленинграда прошла нормально, а боковые секции были соединены воедино. Буксировка столь громоздкой конструкции в условиях штормов была связана со значительными трудностями, с которыми экипаж ледокола смог справиться. В 1978 г. за четыре месяца привёл из Риги на Камчатку паром «Авачинский» (в 1977 г. приведённый им в Аден). 19 сентября 1980 г. в Финском заливе в условиях ограниченной видимости рыболовный траулер «Новодруцк» при обгоне столкнулся со следовавшей на буксире «Юрия Лисянского» секцией плавдока № 803. К счастью, обошлось без жертв.

На сегодняшний день – в собственности ООО «Олимар» (согласно данным Регистра). Обеспечивает вход и выход судов из петербургского порта, работает в портах Выборг и Высоцк. В 2006 г. участвовал в спасении моряков с затонувшего сухогруза «Раннэр-4», шедшего под флагом Доминиканской республики и столкнувшегося с российским сухогрузом «Святой Апостол» в территориальных водах Эстонии.


Портовый ледокол «Юрий Лисянский» в Роттердаме. Обратите внимание на стоящие на палубе легковые автомобили


В настоящее время судно имеет обновлённые средства связи и навигационное оборудование: судовую станцию системы ГМССБ, спутниковый аварийный буй системы КОСПАС-САСАТ, приёмник службы НАВТЕКС, приёмник расширенного группового вызова, приёмник цифрового избирательного вызова, приёмник КВ буквопечатающей аппаратуры, радиолокационный ответчик, передатчик АИС для целей поиска и спасания, УКВ аппаратуру двусторонней радиотелефонной связи.

«Буран»

Заводской № 773. Заложен 21 января 1966 г. Спущен на воду 16 мая 1966 г. Сдан флоту 24 сентября 1966 г. Ответственный сдатчик В.М. Мокеев.

Построен по заказу ВМФ и дооборудован по проекту 97К. Входит в состав 474-го дивизиона судов обеспечения Дважды Краснознамённого Балтийского флота.

«Федор Литке»

Назван в честь Фёдора Петровича Литке (1797-1882) – мореплавателя, географа, исследователя Арктики.

Заводской № 780. Заложен 12 января 1970 г. Спущен на воду 29 июля 1970 г. Сдан флоту 14 декабря 1970 г. Ответственный сдатчик Е.Н Литонов.

В советский период принадлежал Сахалинскому морскому пароходству. В 1988 г. заменены главные двигатели. Установлены три дизеля 10Д20 мощностью по 1800 л. с. 2 марта 2002 г. в порту Ванино ледокол столкнулся с паромом «Сахалин-10». В настоящее время его владелец – ФГУП «Сахалинское бассейновое аварийно-спасательное управление» (по данным Регистра).

Навигационное оборудование и средства связи (по состоянию на сегодняшний день): судовая станция системы ГМССБ, спутниковый аварийный буй системы КОСПАС-САСАТ, приёмник службы НАВТЕКС, приёмник расширенного группового вызова, приёмник цифрового избирательного вызова, приёмник КВ буквопечатающей аппаратуры, радиолокационный ответчик, передатчик АИС для целей поиска и спасания, УКВ аппаратура двусторонней радиотелефонной связи.

«Иван Москвитин»

Назван в честь Ивана Юрьевича Москвитина – казачьего атамана, русского землепроходца XVII в.

Заводской №781. Заложен 2 ноября 1970 г. Спущен на воду 25 марта 1971г. Сдан флоту 1 сентября 1971 г. Ответственный сдатчик В.М. Мокеев.

До 1978 г. входил в состав Черноморского морского пароходства. Весной 1973 – зимой 1974 гг. совершил рейс вокруг Африки с теплоходом «Витим» на буксире. Из сомалийского порта Могадишо ледокол пошёл в Ленинград. Оттуда, буксируя плавкран, направился в Бангладеш, затем вернулся на Чёрное море. С 1978 по 1997 г. – в составе Дальневосточного морского пароходства. В 1997 г. продан с аукциона на слом.

«Семен Дежнев»

Назван в честь Семёна Дежнёва – русского землепроходца XVII в.

Заводской № 782. Заложен 30 марта 1971 г. Спущен на воду 31 августа 1971 г. Сдан флоту 28 декабря 1971 г. Ответственный сдатчик В.М. Мокеев.

В советский период принадлежал Балтийскому морскому пароходству. В настоящее время его владелец – ФГУП «Росморпорт» (Санкт-Петербургский филиал). В 1999 г. произведена замена главных двигателей на голландские дизели марки 6L26A мощностью по 2040 л. с.

Навигационное оборудование и средства связи: судовая станция системы ГМССБ, спутниковый аварийный буй системы КОСПАС-САСАТ приёмник службы НАВТЕКС, приёмник расширенного группового вызова, приёмник цифрового избирательного вызова, приёмник КВ буквопечатающей аппаратуры, радиолокационный ответчик, передатчик АИС для целей поиска и спасания, УКВ аппаратура двусторонней радиотелефонной связи.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх