МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Потребовалось более десяти лет разговоров о «новых медиа», чтобы большинство поняло, что сначала каждый компьютер, а теперь каждый мобильный телефон является печатным станком для читателей по всему миру, вещательной станцией, дискуссионным центром, а также инструментом для организованных действий, и затем научилось использовать эту инфраструктуру, чтобы достигать изменений.

Технологии прошлого поколения, например телефон, либо предоставляли возможность коммуникации для двоих (one-to-one), либо нескольких с многими (few-to-many), как в случае с телерадиовещанием и печатными СМИ. Интернет и мобильные СМИ: блоги, конференции и сайты общественных сетевых проектов предлагают возможность многосторонней коммуникации (many-to-many). Это дает возможности и создает проблемы политическим активистам, использующим современные средства коммуникаций в трех следующих направлениях: сбор и распространение альтернативных (народных. – Прим. переводчика) и более демократических по своей природе новостей; создание виртуальных сообществ, участники которых обсуждают вопросы, связанные с развитием демократии; а также организация совместных политических акций.

Мобильные блоги являются предвестниками нарождающейся народной журналистики («we journalism»). Такие сайты предлагают новости в режиме онлайн, которые поставляют как подготовленные журналисты, так и народные корреспонденты (citizen-reporters). Учитывая, что владельцами и администраторами мобильных блогов являются как яростные приверженцы самой идеи, так и начинающие представители некоммерческих организаций, такие проекты являются более демократичными, чем те, которые ведут специальные организации по указанию сверху. Однако до тех пор, пока воздействие народной журналистики не изучено, возникают опасения в ее применении.

Недостоверность информации, дезинформация, недоверие и ожидание чуда – все это проблемы новых медиа. Но политические активисты и их спонсоры полагают, что для того, чтобы «народная журналистика» обрела доверие и возымела долгосрочное воздействие, необходимо финансирование, персонал и повышение всеобщей медиаграмотности через обучение пользователей, как создавать и потреблять ее продукты. С другой стороны, народные журналисты способствуют деприватизации информационного поля со стороны крупных игроков, фактически управляющих повесткой и ограничивающих возможности непрофессионалов в конкуренции с медиагигантами. Против консолидации информационных ресурсов в руках небольшого количества частных лиц или корпораций, которые в обмен на финансирование со стороны политиков продвигают в обществе предпочтения в области законодательства или иных правил, выступает фонд «Электронная граница» (Electronic Frontier Foundation). Но для этой борьбы также необходимо активное участие со стороны пользователей интерактивных медиа, потому что они (медиа) бесспорно являются мощным политическим инструментом. Вряд ли философ Юрген Хабермас, описывая публичную сферу в качестве ключевой для жизнедеятельности демократии, подразумевал сетевые телеканалы или радиостанции общественно-политического формата. Напротив, они являются примером медиа, манипулирующих общественным мнением, о чем он и предупреждал в своих работах. Технологии онлайн и многосторонней коммуникации (many-to-many) могут передать формирование общественной повестки от влиятельных медиабаронов гражданам.

Совсем недавно политические активисты научились успешно применять технологии многосторонней коммуникации для организации массовых акций: демонстраций, уличных протестов, сбора средств на избирательную кампанию, повышения явки или лоббирования. Ни бывший президент Филиппин Эстрада, ни действующий президент Южной Кореи Рох не оказались бы в той ситуации, в которой они находятся сейчас, если бы «умная толпа» не сработала так эффективно. Миллионы граждан Филиппин использовали SMS для того, чтобы организовать уличные демонстрации, которые помогли свергнуть режим Эстрады. Когда в Южной Корее «виртуальное» поколение узнало, что по результатам exit-poll их кандидат проигрывает, оно использовало сайт и организовало кампанию по увеличению явки голосующих в пользу своего фаворита С ПОМОЩЬЮ ВОСЬМИСОТ ТЫСЯЧ электронных писем и несчетного количества SMS, в результате которой победитель определился в последние часы работы избирательных комиссий. Вышеуказанные примеры – только начало.

Методы и приемы для организации и проведения таких мероприятий развиваются очень быстро, и так же быстро реагируют политики, для того чтобы их нейтрализовать. Активистам следует концентрироваться на усилении с помощью технологий коллективного действия. Возможности медиа постоянно увеличиваются. Количество владельцев мобильных телефонов, использующих их в качестве инструмента для доступа в Интернет, а также распространения SMS-сообщений, в качестве медианосителя, растет с взрывоопасной скоростью. Активисты только начинают экспериментировать с инструментами, способными умножить их возможности для организации коллективных действий.

В течение нескольких следующих лет самоорганизующиеся, гражданские движения, в которых каждый является как поставщиком, так и пользователем информации (peer-to-peer), активизированные с помощью медианосителей, используемых для создания «умной толпы», либо продемонстрируют реальное политическое влияние и будут использованы теми, кто боится потерять власть, либо (движения) исчезнут как утопический миф прошлого. Известные уже сейчас результаты и те, которых мы достигнем в ближайшем будущем, определят, какой из вышеуказанных сценариев станет реальностью.


Ховарл Рейнголд, доктор психологических наук, философ, футуролог. Автор книг «Виртуальное сообщество», «Умные толпы, или Следующая социальная революция». Преподавал в Стэнфордском университете. В России более известен в качестве отца-основателя флэш-моб.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх