• Мобилизация России
  • Вся власть мобильному народу!
  • Услужливое государство
  • Глава II

    Мобильное государство

    Звонок в справочную сотового оператора:

    – Алло, девушка, ваша компания ворует деньги.

    – Расскажите подробнее, что случилось.

    – Вчера вечером проверил баланс, было 1 0 баксов, выключил телефон, сегодня утром включаю – на счете 0.

    – А вы телефон на ночь ставили на подзарядку?

    – Ставил.

    – Так это у вас долги за электричество сняли.

    Поколению родившихся в XXI веке в ближайшее время будет непонятно, над чем смеяться в данном анекдоте.

    Мобилизация России

    В России сотовая связь появилась в 1992 году, когда компания МСС создала первую сеть подвижной радиосвязи в стандарте NMT. Выбор так называемого скандинавского стандарта оказался неслучайным. NMT изначально подразумевался для использования в странах с низкой плотностью населения и неблагоприятным для установки базовых станций географическим ландшафтом. Таким образом сеть позволяет охватывать значительные территории. Несмотря на то что первой точкой мобильного доступа должна была стать Москва, бума никто не ожидал. Затем свой вариант связи предложила компания «Вымпелком», построившая сеть уже на основе американского стандарта AMPS. Самый распространенный сегодня в России GSM пришел из Европы последним. До кризиса 1998 года казалось, что в России еще возможны сотовые эксперименты. Видимо, поэтому в 1998 году появилась сеть «Сонет» в стандарте CDMA, который стал очень успешным в США и Японии. Однако занять серьезные позиции в России он уже не смог – после кризиса иены на дорогой GSM стали быстро падать. Увеличение числа россиян, посещающих Европу, тоже помогло утверждению GSM в России – стандарт стал одним из символов объединенной Европы. В 1998-м была попытка сделать массовым стандарт CDMA, но он проиграл в ценовой войне GSM. В 1992 году развитие сети «Московской сотовой связи» началось всего с одной базовой станции и трехсот, покрывавших лишь несколько районов Москвы. В конце 1992 года число абонентов достигло 2410 человек. Сегодня их более 112 млн., большинство из которых пользуется мобильными услугами, на основе которых возможно построить систему прозрачных отношений между властью и обществом. При этом такие услуги не являются заменой ФЦП «Электронная Россия», а лишь выгодно дополняют ее в контексте участия граждан в жизни общества и в особенности в ее политической составляющей.

    Вся власть мобильному народу!

    Прежде всего необходимо отметить, что, задумываясь о создании данного раздела, автор исходил из аксиомы: государство существует для граждан. Поэтому как только в стране появляются новые возможности для облегчения жизни народа, правительство должно незамедлительно начать их использовать.

    В XXI веке правительства разных стран прилагают значительные усилия к созданию широкого комплекса услуг, объединенных моделью Электронного правительства на основе ИКТ, в основном с помощью Интернета и web-приложений. «Корпорация-монстр программного обеспечения» активно внедряет свои решения в архитектуру органов государственной власти по всему миру, и Россия не исключение. Однако, учитывая проблему низкой технической и технологической оснащенности многих стран, их усилия достигают искомого результата очень медленно. Следовательно, правительству РФ следует искать, во-первых, более народные, во-вторых, национальные решения.

    Появившиеся совсем недавно технологии передачи данных в сетях мобильной связи способствуют созданию новых перспективных моделей взаимодействия государства и граждан. Эти модели мы будем именовать далее mGovernment, или Мобильное правительство. При этом следует отметить, что реализация концепции Мобильного правительства нисколько не противоречит ни действующему законодательству, требуя внесения изменений и дополнений, ни тем более Ф1_1П «Электронная Россия». С другой стороны, Мобильное правительство – это не только разработка и оказание услуг со стороны государства на основе новых технологий, но и формирование новых возможностей интерактивных коммуникаций с обществом при подготовке и принятии политических решений. Примером такого решения в контексте данной брошюры является создание альтернативной модели участия граждан в избирательных процессах на основе технологий мобильной связи, а проше говоря, голосования с помощью мобильного телефона.

    Активное противостояние введению подобных инициатив является логическим продолжением круговой поруки бюрократического, в смысле коррумпированного, чиновничества. Версии о «неблагонадежности» техники – миф, навеянный теми, кто на нем зарабатывает профессионально, например, создателями антивирусов. Действительно, покупая смарт-карту в метро, мы рискуем, что турникет «зажует» ее в любую минуту, однако процент таких неполадок в миллионы раз ниже количества пользующихся такими картами. Транзакция с помощью SIM-карты мобильного телефона защищена гораздо лучше и дает сбои значительно реже.

    В эпоху борьбы с терроризмом и глобальных экологических катастроф государство, оказывающее услуги в формате Мобильного правительства, получает уникальный шанс завоевать доверие граждан. Причем, что характерно именно для России, той категории, которая в соответствии со status quo хронически «не переваривает» чиновников. Примером государственных услуг, оказываемых с помощью технологий мобильной связи, являются информационные службы, работающие для россиян за рубежом. Во время землетрясения в Пакистане правительство Италии с помощью операторов сотовой связи обратилось к своим гражданам с просьбой подтвердить через SMS, что все живы и здоровы. Не секрет, что для могущественной империи российского МЧС создание аналогичных или более продвинутых информационных систем для граждан, выезжающих за рубеж, не является неразрешимой проблемой.

    Таким образом, мы подходим к понимаю ключевого отличия Мобильного правительства от всех остальных типов государственных оф-лайн и онлайн-услуг. Дело в том, что эти услуги оказываются государством гражданину в любое время и в любом месте. Более того, эти услуги всегда носят адресный характер и не требуют отсрочек в исполнении. Применяя технологию LBS, государство может управлять и координировать граждан, находящихся на определенной территории. Скажем, пришел птичий грипп в регион, и все абоненты получили SMS, предупреждающее о последствиях употребления определенных продуктов, но в КОНКРЕТНОМ РЕГИОНЕ. Пока вместо этого сообщения на центральных каналах происходит паника по всей стране, и отрасль, завоевавшая свое право на существование в нелегкой борьбе с мутагенными товарами из дальнего зарубежья, оказывается под угрозой.

    Также существуют и другие дополнительные бонусы. Реализуя простые мобильные услуги, правительство стимулирует граждан пользоваться более сложными, основанными на использовании Интернета. Во-вторых, с точки зрения психологии мобильный телефон – инструмент, работающий в режиме ожидания: абонент не включает его, когда ему должны позвонить, аппарат работает постоянно. Наличие значительного количества услуг, поставляемых Мобильным правительством, формирует культуру ожидания чего-то положительного, исходящего от государства, что, согласитесь, пока происходит с точностью до наоборот. Услуги, оказываемые таким способом населению, являются по определению простыми и интуитивно понятными, что, в свою очередь, формирует у государства необходимость работать в подобном ключе и во всех остальных случаях. После принятия Закона о персональных данных и создания национального регистра населения SIM-карта абонента легко превращается в персональный ID и таким образом соответствует условиям глобализации, от которой Россия наконец не пытается «спастись», а, напротив, активно участвует.

    Услужливое государство

    В рамках реализации мероприятий по информационному обеспечению государственной молодежной политики стратегию образования и науки России вынесли на прямое обсуждение с министром образования и науки Андреем Фурсенко. Пока документ находится в работе и готовится к подписанию правительством. Свое мнение о документе можно высказать с помощью SMS. Хочется надеяться, что этот проект станет одним из шагов к созданию в России Мобильного правительства.

    Идеология Мобильного правительства состоит из трех типов услуг: информационных, коммуникационных и транзакций.

    Для того чтобы информационные услуги были более понятны читателю, мы будем показывать, как работает Мобильное правительство за рубежом в случае, когда государство сталкивается с проблемами, аналогичными российским.

    Классической ситуацией для использования информационных антикризисных услуг в Москве стал произошедший не так давно «конец света». Многим из пострадавших, и в особенности пожилым, эта ситуация запомнилась не только распродажей испорченных товаров краткосрочного хранения, пробками на улицах и в метро. Любой кризис – удобрение для распространения самых мрачных фантазий обывателя. Внезапная остановка поезда, отключение света и молчание в эпоху терроризма вызывают сердечные приступы и панику с непредсказуемыми последствиями. В американском штате, которым с недавних пор руководит «терминатор», нашли простой способ взаимодействия с населением. В случаях аварийного отключения электроэнергии правительство рассылает жителям SMS.

    Аналогичный способ помощи людям с ограниченными возможностями реализовали в Амстердаме. При его создании правительство исходило из того, что слабослышащие не реагируют на пожарные сирены или предупреждения полиции из мегафонов. Вместо этого SMS, приходящее в режиме виброзвонка, дает находящимся в опасной зоне инструкции покинуть территорию или, наоборот, зайти в помещение. Аналогичная служба работает в Лондоне.

    В Малайзии, где постоянно происходят наводнения, создана следующая система. Когда уровень воды достигает критической отметки, граждане получают SMS-уведомления об опасности. Реализация подобной услуги в России могла бы улучшить жизнь петербуржцев, проживающих вдоль набережных, и не только их.


    Зарубежным аналогам служб 01, 02, 03 тоже есть чем поделиться с российскими ведомствами. Не секрет, что «шутники» отнимают до трети рабочего времени у тех, кто должен принимать вызовы, и следовательно, столько же звоняших с реальными проблемами не могут дозвониться в данный момент. В Нидерландах для мобильных шутников существует специальная служба, которая начинает «бомбить» SMS-ками телефоны тех, кто мешает спокойно работать. Пожарные службы США получают по дороге к объекту существенные сведения о возгорании, которые помогают сэкономить значительное количество времени при тушении. Это в первую очередь тип здания – согласитесь, что тушить дом с деревянными перекрытиями и кирпично-монолитный нужно по-разному, – наличие в здании токсичных либо взрывоопасных материалов, сведения об окружающем ландшафте: публичные заведения, из которых нужно эвакуировать людей, и т. п. С введением мобильных услуг третьего поколения пожарные могут связаться с наружной или внутренней системой видеонаблюдения здания, чтобы определить логику распространения огня и т. п. Что касается использования технологий мобильной связи в борьбе с преступностью, то здесь Россия тоже значительно отстает от прогрессивного человечества. Учитывая, что только в Москве в 2004 году было зафиксировано 23 584 преступления, направленных на овладение сотовыми телефонами, а попросту грабежа, следовало бы принять жесткие законодательные меры. Однако пока все попытки местных органов власти и даже Государственной думы препятствовать незаконному обороту краденых телефонов наталкиваются на логичный отказ во взаимодействии со стороны операторов сотовой связи, которым предлагают, во-первых, инвестировать в специальное оборудование для распознавания краденых моделей несколько сот миллионов долларов, а во-вторых, передать МВД собственные базы данных. При этом собственные базы МВД, например по угнанным автомобилям или лицам, находящимся в розыске, свободно продаются. Конечно, такие «решения» не находят отклика у сотовиков. В Амстердаме проблему краж сотовых телефонов решили еще в 2003 году. В телефонный аппарат загружается специальное приложение, которое в случае несанкционированной замены владельца начинает «бомбить» телефон SMS-ками. Замена SIM-карты похитителем телефона ничего не меняет. Простота в использовании и доступность делает данное техническое решение уникальным. По крайней мере ни новое межплатформенное программное обеспечение Face Sensing Engine (FSE), которое позволяет мобильным телефонам распознавать владельца по лицу, ни устройство, определяющее изменения в походке владельца телефона и в случае несоответствия блокирующее его работу, пока не дали подобных результатов. В ФРГ в случае пропажи детей полиция передает SMS с описанием ребенка водителям автобусов и такси, что, в свою очередь, создает значительные препятствия для перемещения преступников.

    5 декабря 2005 года террорист-смертник, пытавшийся войти в торговый центр в Натании, был остановлен для дополнительной проверки израильскими полицейскими. Понимая, что разоблачения не избежать, палестинец привел в действие взрывное устройство. От взрыва погибли четверо, более пятидесяти пострадали. Ответственность за произошедшее взяли на себя несколько радикальных движений, среди которых «Исламский джихад» и «Бригада мучеников Аль-Аксы». Однако необходимо признать, что таким образом полицейские предотвратили более масштабную трагедию. Кстати, личный досмотр – не единственное средство «профилактики» политического терроризма. Недавно в государстве Израиль, руководство которого не замечено в европейской толерантности к террористам, создана телефонная система раннего оповещения о запусках ракет «Касам» из сектора Газа. Любой палестинец может позвонить или отправить SMS-сообщение о готовящихся или осуществляемых терактах. В ноябре 2005 года вертолеты армии обороны (ПАХАЛ) разбросали в секторе Газа листовки с предложением к местному арабскому населению по возможности заблаговременно сообщать по определенному телефону информацию, касающуюся планируемых или осуществляемых ракетных обстрелов территории Израиля. Вряд ли можно надеяться, что граждане страны, в которой 60% населения – безработная молодежь, половина из которых имеет навыки уличных боев, вдруг почувствовали прилив добрососедских отношений. Зато можно утверждать, что последствия военной реакции тех, кто исповедует принцип «глаз за глаз», создают значительные «неудобства» землякам палестинских борцов за независимость. Поэтому в первые же дни после появления листовок начался шквал звонков и текстовых сообщений. Конечно, не все сообщения палестинцев были предупреждениями о подготовке реальных терактов. Около пятисот из них содержали проклятия в адрес Израиля. Тем не менее приблизительно столько же SMS предоставили бесценную информацию. «Четверо людей готовятся запустить ракеты из северной части сектора Газа. Они находятся в черной „Субару“»; «Существует намерение стрельнуть ракетами из села Аура, это напротив дома Абу-аль-Абеда»; «Террористы прибыли в университет Аль-Кудс, что в городке Бейт-Лахия, у них желтая машина „Хонда“»; «У меня есть данные о боевиках, которые собираются устроить теракт, за подробностями обращайтесь ко мне» – эти и другие сообщения помогли предотвратить теракты. Кстати, в самой Палестине постепенно меняется отношение к террористам. Смертников начинают воспринимать как убийц, а не мучеников за веру. Сократилось количество и частота атак на некоторые регионы. Не секрет, что в России тоже есть территории, жители которых сначала получают «удовольствие» от терактов, а потом от «зачисток». Оценить потенциал применения в нашей стране современных технологий взаимодействия правоохранительных органов с населением пока сложно. Единственное, в чем можно быть уверенным, что наладить такую систему легче, чем пускать ракеты на сигнал спутникового телефона.


    Джохар Дудаев погиб от взрыва авиабомбы, направленной на сигнал его спутникового телефона.


    Коммуникационные услуги представляют государству бесценный опыт мгновенной обратной связи на планируемые или уже реализованные инициативы. Мобильная связь предоставляет гражданам возможность формировать сообщества путем прямого обмена информацией вне зависимости от места нахождения участников диалога или полилога. С точки зрения политпросвета избиратели, обладающие схожими интересами, но имеющие разное отношение к предмету, могут координироваться для участия в совместных мобильных акциях. Последствия формирования таких массовых сообществ пока не изучены, однако можно предположить, что в случае обсуждения национального вопроса, например отмены отсрочек от службы в армии, мобилизованная молодежь становится неконтролируемым со стороны государства лоббистом своих жизненных интересов. Миллионы студентов, не желающих тратить один год бесценной жизни на строительство дач для генералов или чистку гальюнов зубными щетками, будучи манипулированными, доставят колоссальное неудобство как правительству, так и правящей партии. Представьте, что будет, если в Интернете разместить номера мобильных телефонов чиновников министерств и ведомств, принимавших данное решение, или поименный список номеров мобильных телефонов депутатов Государственной думы, поддержавших инновации Министерства обороны. Даже если предположить, что «пипл», как обычно, «схавает» и не станет протестовать публично, ротация SMS среди студентов вызовет стойкое отвращение не только к данному решению власти, но и к любым ее последующим решениям. В этой связи возможность прямого участия граждан в утверждении касающихся их решений легко реализуется государством при наличии политической воли. Проведение референдумов, а также иных типов народного волеизъявления с помощью технологий мобильной связи перед принятием решений, касающихся значительной части населения, – простое, экономичное и удобное средство получения обратной связи и агитационной кампании. Объяснения такого рода носят более целостный характер в отличие от двух жизнеутверждающих сюжетов на трех национальных каналах.

    «Прямая линия с Президентом РФ», проходившая 27 сентября 2005 года, – пример коммуникационных услуг, оказываемых в рамках Мобильного правительства. Напомним, что в рамках проекта с помощью SMS-сообщений проводился прием вопросов Президенту от россиян. Проект телекоммуникационного обеспечения прямой линии Президента России курировало Федеральное агентство связи. Для того чтобы номер был единым для абонентов всех операторов сотовой связи, к проекту подключился контент-провайдер INF0N. Сотовым операторам страны была поставлена задача обеспечить пропуск текстовых сообщений на бесплатный номер 04040 (по аналогии с номером для бесплатных голосовых вызовов на прямую линию 8-800-200-4040). Сообщения поданному номеру поступали с SMS-центров всех операторов на оборудование контент-провайдера. За время работы прямой линии было обработано более 100 тыс. SMS-сообщений. Больше всего сообщений – 26% – прислали жители Центрального федерального округа.

    Генеральный директор компании INFON Кирилл Шрамко:

    «В рамках президентской SMS-линии осуществлялась автоматическая фильтрация ошибочных, неправильно составленных и нецензурных сообщений. Тексты принимались только в кириллице, при этом процент сообщений, пришедших транслитом, оказался небольшим, так что по этому параметру отсечено было совсем немного. Длина SMS-сообщения кириллицей ограничена 70 знаками, однако аппараты с соответствующей функцией отправляли более длинные сообщения в „склеенном“ виде, с чем INF0N успешно справлялся. Количество отправленных SMS по этой причине превышало общее число сообщений примерно в два раза».


    Что касается транзакций, то здесь у России, по крайней мере на уровне деклараций, есть прогресс. Согласно решению правительства Москвы, к 1 июня 2006 года столичные парковки должны перейти на безналичную систему оплаты. Предполагается, что в городе, в котором без сотового телефона пока еще не ходят только в детский сад, внедрят оплату стоянки при помоши SMS. Платежная платформа, которая объединит всех операторов сотовой связи, уже создана. Если водитель решит оплатить парковку при помоши своего мобильного телефона, он должен будет отправить SMS-сообщение на сервисный номер с текстом: «park», номерной знак машины, время парковки и номер парковочной зоны. При наличии необходимой суммы на счете ему придет сообщение, что услуга оплачена. Однако не парковкой единой живо Мобильное правительство. В Норвегии таким образом решается краеугольная проблема любого государства – уплата налогов его гражданами. Предварительно заполненная декларация о доходах присылается налогоплательщику. Если все ОК, он подтверждает правильность счета, выставленного ему государством, SMS-кой. В Швеции безработные получают уведомления о новых вакансиях на свой мобильный телефон. В столице Филиппин Маниле можно отправить текстовое или мультимедиасообщение в полицию. Причем эти данные приравниваются к свидетельству, как и в Италии. Впрочем, транзакции могут относиться и к политике. На муниципальных выборах в Чехии, Великобритании и Швейцарии избиратели уже исполняли свой гражданский долг с помощью мобильного телефона.

    На Филиппинах Мобильное правительство является подразделением электронного, которое использует ИКТ для стимулирования деятельности в публичных организациях. Филиппинские власти не считают ИКТ чем-то особенным. Выбор в пользу телефонов они объясняют просто – это самое распространенное средство коммуникаций. Все началось в 2000 году, когда для местных властей стало очевидным, что с помощью мобильного телефона можно «разговаривать» с гражданами. Тогда и была создана программа, аналогичная ФЦП «Электронная Россия», реализация которой предусматривала «мобилизацию правительства» в рамках уже оказываемых электронных услуг. Государство заключило договор с двумя крупнейшими операторами Vodafone и Go Mobile, чтобы их абонентам были доступны услуги Мобильного правительства. Для «общения» мальтийцев с властью выделено по одному трехзначному номеру для каждого оператора. Теперь с помощью SMS государство информирует граждан и призывает их также делиться информацией. Особое внимание правительства заслуживает внешний вид городов: власти призывают сообщать о вандализме, граффити, грязных улицах и дорогах, брошенных автомобилях, сломанных светофорах, нестриженых газонах, неубранных мусорных бачках и тому подобном. Если у владельца телефона есть встроенная камера, он может отправить MMS с фотографией. С помощью SMS можно продлевать лицензии, узнавать оценки на экзаменах, получать сообщения по относящимся к абоненту судебным заседаниям, а также средствам, перечисляемым гражданам мальтийским аналогом российского Министерства социального развития и здравоохранения, и т. п.


    Услуги Мобильного правительства можно применять в любых сферах деятельности, например в экологии. Информационные экологические услуги оказывает Финское отделение Всемирного фонда дикой природы (WWF), запустившее систему мгновенного SMS-оповещения в случае возникновения зон экологического бедствия в районе Балтийского моря. Пользователи системы – более трех тысяч волонтеров фонда. SMS-оповещения рассылаются при авариях морских танкеров, во время которых в море попадают нефть и нефтепродукты. Нам хорошо известно, что Россия богата природными ресурсами. Нам также хорошо известно, что их постоянно воруют браконьеры или уничтожают «туристы». Лесничий, на долю которого приходится несколько десятков, а иногда и сотен квадратных километров национальных богатств, физически не успевает отследить и вовремя добраться в необходимое место. ОН ПРОСТО НЕ ЗНАЕТ, ЧТО И ГАЕ ПРОИСХОДИТ. Если выделить лесничему и милиции единый номер для приема и оперативного реагирования на сообщения от местных жителей или туристов, борьба с браконьерами выйдет на новый уровень.

    Транзакции способствуют восстановлению леса в Алтайском крае. «Посади дерево по SMS» – так называется первая акция благотворительной программы «Время добрых дел» российского отделения Всемирного фонда дикой природы. Отправляя SMS-сообщение на сервисный номер, абонент фактически приобретает саженец, который затем высаживается на месте сгоревших боров. Что касается коммуникационных услуг, то SMS-референдум по ядерному могильнику уж если не для жителей всей России, то хотя бы для жителей Красноярского края следует провести. Кстати, национальный ответ на «выгодный» России ввоз ядерных отходов из других стран тоже может быть реализован в формате SMS-референдума.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх