• 5. Принципы, методы и средства обучения
  • 5.1. Методические принципы
  • 5.1.1. Принцип сознательности и активности
  • 5.1.2. Принцип наглядности
  • 5.1.3. Принцип систематичности и последовательности обучения
  • 5.1.4. Принцип доступности
  • 5.1.5. Принцип прочности
  • 5.1.6. Принцип монотонности
  • 5.2. Методы обучения
  • 5.2.1. Методы использования слова (словесные методы обучения)
  • 5.2.2. Методы использования наглядности
  • 5.2.3. Практические методы
  • 5.3. Средства обучения
  • 6. Направленность учебно-тренировочного процесса
  • 7. УСЛОВИЯ проведения занятий
  • 8. Структура учебного занятия
  • 8.1. Обобщенная структура учебного занятия
  • 8.2. Примерный план-конспект учебного занятия
  • 8.3. Общеразвивающие и специальные развивающие упражнения
  • 8.4. Приемы регулирования физической нагрузки и плотности занятий
  • 8.5. Памятка тренера
  • 8.6. Памятка занимающегося
  • 9. Предупреждение и исправление ошибок
  • Часть II. Методические основы обучения

    5. Принципы, методы и средства обучения

    Формирование навыков эффективного рукопашного боя, а также других умений, необходимых для выживания бойца, происходит в процессе обучения. В системе выживания человека успешность действий личности в экстремальных условиях, в том числе — условиях рукопашного боя, обеспечивается тем, что происходит сочетание признаков деятельности с индивидуальностью самого человека, представляющего свою деятельность в определенной прикладной области качественно и монолитно. Подобное единство целей деятельности и способностей личности определяется тремя базовыми компонентами:

    1. Направленностью личности.

    2. Степенью сознательного владения своими психологическими процессами.

    3. Техническими приемами деятельности.

    Направленность личности определяется ее мотивацией, что, в свою очередь, во многом определено процессом воспитания. Владение своими психологическими процессами и техническими приемами деятельности — продукты обучения.

    Система выживания человека и соответствующий стиль рукопашного боя, как язык выражения системы, придают очень большое значение правильной организации процесса обучения, и именно в этом заложена разгадка уникальной эффективности системы, отличающейся от других подобных именно:

    – методикой подготовки;

    – включением подсознания в осознанную деятельность;

    – способами восстановления.

    Исходя из сказанного, становится понятным, почему уделяется такое большое внимание правильной постановке методики обучения и организации занятий, в ходе которых, кроме обучения собственно техническим действиям, происходит воспитание необходимых физических и психологических качеств, специальных тактических умений. Эффективность занятий, т. е. выборка необходимых умений в кратчайшие сроки, зависит от правильной методики их проведения.

    В понятие методика в данном случае вкладывается смысл всей совокупности принципов, методов и средств обучения.

    Строгая научность всех методов и средств обучения позволяет добиваться максимальной эффективности занятий за счет внедрения наиболее действенных, современных методических принципов.

    5.1. Методические принципы

    Методика лишь тогда ведет кратчайшим путем к цели, когда основывается на верных принципах, наиболее общих теоретических положениях, выражающих закономерности обучения. Отправные положения, определяющие всю направленность и организацию деятельности по формированию навыков рукопашного боя в описываемой системе, — это принципы всестороннего гармонического развития личности. Главенствующее положение в методике обучения рукопашному бою занимает суворовский принцип учить тому, что необходимо на войне. Он применим не только к военным. Избыток информации, запутывающий и сбивающий с толку обучающихся, требующий излишнего времени на ее обдумывание и усвоение, не менее вреден, чем недостаточная информированность.

    В этом принципе выражено основное требование к подготовке, заключающееся в том, что содержание, организация и способы обучения должны осуществляться в строгом соответствии с требованиями реального боя. Этот принцип требует того, чтобы обучение проводилось в условиях, которые в наибольшей степени способствовали бы повышению боевого и профессионального мастерства. Занятия по рукопашному бою предоставляют большие возможности для практической реализации данного принципа. На занятиях по рукопашному бою могут планироваться условия и обстановка, максимально приближенные к боевым, создаваться непредвиденные ситуации. Это позволяет развивать не только физические навыки, но и психологическую устойчивость, инициативность, экспромтность.

    Большая роль в реализации этого принципа обучения принадлежит преподавателю. Знание им основ методики обучения рукопашному бою, правильной организации и методики проведения занятий, высокое владение техникой — основа качественной подготовки к успешным действиям в рукопашной схватке с противником.

    Строить обучение необходимо так, чтобы каждое занятие давало обучаемым что-то новое и это новое вырабатывалось бы и совершенствовалось в условиях, связанных с проявлением риска, на высоком эмоциональном «накале».

    5.1.1. Принцип сознательности и активности

    Качество и успех любого педагогического процесса зависят во многом оттого, насколько сознательно и с какой активностью относятся к делу обучения сами обучаемые. Обучение — это труд, труд упорный, в течение длительного времени. И если этот труд рассматривается обучающимися не только как обязанность, но и как насущная потребность, как осознанная необходимость, это порождает у них творческую энергию, сознательное и активное отношение к учебному процессу. Без сознательной активности и стремления немыслима какая-либо познавательная работа.

    Этот принцип в практике обучения рукопашному бою предусматривает, в первую очередь, глубокое понимание обучающимися важности и необходимости овладения военно-прикладными навыками, наличие личностной мотивации для формирования умений вести рукопашную схватку в самых различных ситуациях.

    Глубокое понимание того, что в рукопашной схватке победит тот, кто отлично владеет техникой рукопашного боя, умеет тактически грамотно вести бой в разнообразных условиях и обстановке, способствует более быстрому и прочному формированию двигательных навыков, воспитанию необходимых физических и волевых качеств.

    Принцип сознательности и активности предусматривает необходимость доведения до сознания обучающихся конкретного смысла выполняемых в ходе обучения заданий. Раскрыть смысл задания (выполнения определенных упражнений, действий) — это значит показать не только то, что и как надо выполнять, но и для чего и почему выполнять именно так, как это рекомендует руководитель занятия.

    При этом необходимо контролировать, чтобы ведущая роль руководителя занятия не сказывалась отрицательно на творческой активности и самостоятельности обучаемых, не подавляла их инициативу. Добиваться реализации таких, во многом противоречивых требований к обучающему процессу и его руководителю (преподавателю) — значит заботиться об эффективности учебы.

    Активность обусловлена заинтересованностью занимающихся и уровнем их мотивации. Проблема развития интереса у обучающихся решается в определенной мере умением руководителя занятия квалифицированно организовать и методически правильно провести обучение. Большое значение при этом приобретает стимулирование у занимающихся творческих проявлений к самостоятельному решению поставленных задач. Существенное значение в данном процессе имеет систематическая оценка качества выполнения упражнений, действий, поощрение достигнутых результатов. Даже взрослые, суровые и закаленные люди нуждаются в поощрении для сохранения заинтересованности в достижении результата.

    Большую роль в повышении интереса к занятиям по рукопашному бою играют технические средства обучения, а также время, выделенное на самостоятельную подготовку. Это позволяет глубже раскрыть смысл изучаемого предмета. Просмотр и обсуждение учебных кино- и видеофильмов, рабочих видеоматериалов, техники выполнения какого-либо движения способствуют наиболее эффективному решению задач обучения.

    5.1.2. Принцип наглядности

    Наглядность обучения предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятий, образов, так и постоянную опору на свидетельства всех других органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.

    Говоря о роли наглядности в обучении, необходимо иметь в виду, что у обучающихся различные анализаторы обладают разной пропускной способностью. Около 90% сведений об окружающем нас мире мы получаем через зрение. Результаты исследований показывают, что глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, а ухо — только десятки тысяч. От глаза к мозгу направлено около 900 тысяч нервных волокон, а от уха — лишь около 30 тысяч. Чем больше органов чувств принимает участие в процессе восприятия какого-либо явления, тем полнее поступающая информация, тем полнее и объемнее человек познает данное явление. В процессе обучения рукопашному бою наглядность играет весьма важную роль.

    Изучение любого упражнения или действия начинается с созерцания, и чем оно качественнее и образнее, тем полнее формируется у обучающихся представление об этом действии. Непосредственная наглядность в процессе обучения обеспечивается натуральной демонстрацией того или иного технического действия и служит предпосылкой освоения и самого движения и понимания системы его построения. Отсюда вытекает необходимость образцового показа руководителем изучаемого упражнения, действия. Низкий профессиональный уровень владения техническими навыками со стороны руководителя будет в значительной степени ухудшать эффективность обучения.

    Нельзя недооценивать и опосредованной наглядности, ибо она иной раз оказывается не менее доходчивой, чем прямое восприятие. Пояснение деталей техники выполнения упражнений и действий, которые иной раз не поддаются непосредственному наблюдению — из-за их скоротечности или травматичности: демонстрацией плакатов, схем, кинограмм, видеофильмов и других наглядных пособий воссоздаются отдельные стороны движений и достигается углубленное представление о действии.

    Особое значение в процессе обучения приобретает связь чувственного образа и образа слова. Необходимо иметь в виду, что в процессе формирования системы построения движений слово приобретает наглядное значение лишь в том случае, если оно основывается на определенном опыте обучающихся. Роль его как одного из средств обеспечения наглядности возрастает с ростом двигательного опыта занимающихся. Чем богаче и разнообразнее у них спектр двигательных стереотипов, тем большая возможность предоставляется для формирования необходимых навыков с помощью образного слова. Одним из примеров связи слова и действия является идеомоторная тренировка. Однако подобная прочная связь возникает далеко не сразу: у обучающихся должен сначала сформироваться образ (символ) движения и только потом возникнет непосредственная связь между конкретным движением и другим символом — словом.

    Кроме этого, преподаватель должен знать, какие раздражители преимущественно воспринимают обучаемые: зрительные, моторные, акустические. Квалифицированный преподаватель должен владеть приемами для определения типа восприятия обучающихся и максимально воздействовать на них с учетом индивидуальных особенностей их рецептивных типов, выбирая наиболее эффективные для каждого приемы обучения.

    Умелая реализация требований принципа наглядности вызывает интерес к занятиям, повышает эффективность обучения и способствует сокращению времени на формирование у обучающихся прочных навыков по ведению рукопашного боя.

    5.1.3. Принцип систематичности и последовательности обучения

    Качество обучения во многом зависит от строгого соблюдения определенного порядка в прохождении учебного материала, обеспечения непрерывности и логической последовательности в преподнесении знаний и формировании двигательных навыков, развития физических и волевых качеств. Совокупность этих требований реализуется принципом систематичности.

    При изучении нового материала следует учитывать, что изучаемый на данном занятии материал должен основываться на предыдущем и создавать возможность последовательного построения необходимой двигательной схемы в рамках стиля. В практике обучения рукопашному бою данное положение имеет существенное значение.

    Каждое новое упражнение, действие, движение может быть надежно освоено и заложено в общую двигательную схему только в случае неукоснительного соблюдения принципа последовательности в рамках занятия и изучаемой темы. И преподаватель и обучающийся должны помнить, что нельзя браться за последующее, не усвоив предыдущего.

    Внешней стороной принципа систематичности и последовательности в обучении является непрерывность учебно-тренировочного процесса. Режим проведения занятий должен быть спланирован таким образом, чтобы соблюдались рациональность и последовательность процесса обучения.

    5.1.4. Принцип доступности

    Этот принцип определяет необходимость строить обучение и воспитание в соответствии с возможностями обучающихся, с учетом их возраста, уровня подготовленности, индивидуальных физических и духовных способностей. Основное требование — проводить обучение военнослужащих таким образом, чтобы они могли сознательно усвоить программный материал при определенном напряжении умственных и физических сил.

    Доступность учебного материала зависит, с одной стороны, от возможностей обучаемых, с другой — от объективных трудностей, возникающих в процессе овладения теми или иными упражнениями, действиями. Полное соответствие между возможностями и трудностями означает оптимальную меру доступности. Непосильное задание снижает интерес занимающихся, отрицательно влияет на качественное усвоение учебного материала, задерживает формирование навыка, а излишне легкий материал, не требующий усилий при его овладении, может привести к переоценке своих сил.

    Доступность означает не отсутствие трудностей при познании какого-либо действия, а посильную возможность его преодоления, т. е. такие трудности, которые могут быть успешно преодолены при соответствующей мобилизации физических и умственных способностей занимающихся.

    Вести обучение в соответствии с требованиями принципа доступности — это значит соблюдать правила: «от известного — к неизвестному», «от простого — к сложному», «от легкого — к трудному».

    Например, содержание правила «от известного — к неизвестному» можно рассматривать как умение распределять учебный материал таким образом, чтобы содержание каждого предыдущего занятия служило основой (ступенькой) для качественного усвоения материала следующего. «От простого — к сложному», «от легкого — к трудному» — изучение техники выполнения различных действий, отработку упражнений следует начинать с наиболее легких, а затем переходить к овладению действиями, требующими от обучаемых проявления большей ловкости и мастерства. Это же касается и каждого отдельного занятия — в начале тренировочного занятия отрабатываются более простые технические действия и постепенно, по мере «включения» организма в тренировочный режим, задания становятся сложнее и труднее.

    Принцип доступности в обучении имеет отношение не только к овладению техникой рукопашного боя, но и к последовательному и постепенному наращиванию физической нагрузки на занятиях. Обе эти стороны должны постоянно быть в центре внимания руководителя занятия и гармонично сочетаться в процессе обучения.

    Несоблюдение данных требований на занятиях по рукопашному бою может привести к серьезным травмам, а умелое их применение будет способствовать качественному усвоению учебного материала всеми категориями обучающихся в кратчайшее время.

    К. Д. Ушинский писал: «Преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы».

    5.1.5. Принцип прочности

    Прочность знаний, умений и навыков является основой обеспечения готовности военнослужащего к ведению рукопашного боя. Требование принципа прочности заключается в том, чтобы в процессе занятий обеспечивалось твердое усвоение и закрепление двигательных навыков, системы построения движений и устойчивость их применения в разнообразной обстановке.

    Прочность навыка зависит от качества усвоения базовой программы обучения, базовых движений, системы построения движений, а также от систематической тренировки в разнообразных условиях и обстановке.

    Систематические занятия, на которых отработка учебного материала проводится в разнообразных сочетаниях, в условиях дефицита времени, на фоне решения определенных (часто неожиданных) тактических задач, являются эффективным средством, способствующим прочности овладения рукопашном боем по описываемой системе.

    Осуществляя систематический контроль на занятиях, необходимо знать качество усвоения обучаемыми отдельных разделов программы, индивидуальные различия в уровне их подготовленности, воспитывать у обучающихся способность применения усвоенных навыков в разнообразной сложной обстановке, умение самостоятельно анализировать и выявлять пробелы в подготовке и способы их устранения.

    5.1.6. Принцип монотонности

    Принцип монотонности заключается в плавной, подсознательной синхронизации внутренних ритмов и выполняемых движений, действий. Медленная, монотонная тренировочная работа (при обязательном расслаблении или незначительном напряжении тела), а также задание руководителем занятия определенного ритма выполнения предлагаемых действий (на начальном этапе) позволяет, полностью сохраняя сознание, оставить всю умозрительную деятельность. Сознание, таким образом, избавляется от автоматизмов, становится более эффективным в своей деятельности.

    В то же время функции управления движениями, действиями берет на себя правое полушарие, т. е., выражаясь проще, мы освобождаем путь интуиции и можем мгновенно получать ответ на самые трудные вопросы.

    Выполнение вышеперечисленных требований позволяет человеку перейти в управляемые трансовые состояния (в том числе боевой транс), которые относятся к измененным состояниям сознания. Это особые состояния интеграции всех элементов личности, в которых в человеке пробуждается способность видеть и принимать явления, обычно недоступные сознанию.

    В этих состояниях человек спокойно воспринимает слово, закон, правило, базовое движение с прямой записью в подсознание, ресурсы которого по способности оперировать образами и законами значительно превосходят скорость работы сознания.

    Это приводит к следующим результатам:

    1. Ускоряются мыслительные процессы в экстремальных ситуациях.

    2. Появляются возможности отказа от «заучивания», что позволяет с высокой скоростью на основе базовых элементов конструировать любой прием или технологическую последовательность действий, ведущую к поражению противника, достижению любой другой цели.

    3. Использование ресурсов подсознания освобождает сознание для обеспечения контроля за состоянием окружающей среды и развитием ситуации.

    4. Появляется возможность адаптировать полученные знания к состоянию своего организма с учетом собственных биомеханических и психологических особенностей.

    Таким образом, реализация принципов обучения рукопашному бою должна осуществляться в постоянной и тесной взаимосвязи их друг с другом, так как только в этом случае могут быть достигнуты необходимый уровень и высокое качество подготовки специалистов.

    5.2. Методы обучения

    Успех подготовки военнослужащих по рукопашному бою во многом зависит от правильного применения методов обучения, под которыми понимаются пути и способы формирования у занимающихся соответствующих навыков и умений, развитие и совершенствование физических и психологических качеств.

    В процессе обучения рукопашному бою применяются разнообразные методы. Основные из них следующие: методы использования слова (устное изложение материала), методы наглядности и практические методы. Все они позволяют наиболее полноценно решать задачи технической, физической и морально-волевой подготовки военнослужащих.

    Применение различных методов обучения зависит от задач, программы обучения, состава обучаемых и уровня их подготовленности, количества времени, отводимого на занятия, состояния учебно-материальной базы, уровня практической и методической подготовленности руководителя занятий.

    5.2.1. Методы использования слова (словесные методы обучения)

    Посредством слова руководитель занятия излагает материал, ставит задачи, формирует отношение к ним, руководит их выполнением, анализирует и оценивает результаты. Основные разновидности этого метода: объяснение, рассказ, беседа, лекция. В применении к рукопашному бою эти общепедагогические методы имеют, как правило, лаконичную форму и позволяют сохранить высокую моторную плотность занятий, органически связывая слово с движением.

    Объяснение — это краткое изложение техники выполнения движений в рукопашном бою, практическое обоснование того или иного действия, его тактического значения и физиологического воздействия на организм.

    В процессе обучения рукопашному бою объяснение сочетается с практическим показом движений и действий, демонстрацией кино- и видеофильмов, схем, плакатов и других наглядных пособий. Объяснение должно быть кратким, четким, по возможности образным, ясным для обучающихся.

    Рассказ — это повествовательное изложение учебного материала с целью освещения изучаемых процессов, фактов или явлений в их развитии, либо описательный разбор действий занимающихся.

    В практике обучения рукопашному бою рассказ чаще всего используется для сообщения исторических фактов применения рукопашных схваток в бою, изложения прикладного значения рукопашного боя, организации и методики проведения учебных занятий, анализа и сравнения уровня подготовленности личного состава и других учебных материалов.

    Лекция — это развернутое устное изложение учебного материала (ряда связанных между собой отдельных вопросов) по отдельной теме программы. Она наиболее сложная разновидность метода устного изложения материала. Сочетая в себе рассказ и объяснение, лекция дает возможность глубоко и всесторонне раскрыть содержание изучаемых вопросов, изложить наиболее сложные понятия, обобщения, закономерности в их полной логической последовательности. Создавая полное представление о теме изучаемого предмета, лекция должна предшествовать началу изучения новых тем и разделов, давая полное теоретическое обоснование изучаемых действий и создавая положительную мотивацию на изучение.

    Беседа — представляет собой вопросно-ответный или в форме диалога способ изложения и закрепления учебного материала. Беседу можно рассматривать как сочетание рассказа с одновременной проверкой знаний у обучающихся.

    Необходимо отметить, что, хотя в практике обучения рукопашному бою словесные методы не являются основными и они выполняют вспомогательную роль, важность их не стоит недооценивать.

    5.2.2. Методы использования наглядности

    Отличительная черта методов данной группы — воздействие преимущественно на первую сигнальную систему обучающихся и создание у них конкретных образов действительности. В практике обучения рукопашному бою к этим методам относятся показ и демонстрация.

    Показ является наиболее экономичным и кратким путем ознакомления обучающихся с действиями в рукопашном бою. Он представляет собой совокупность технических действий, с помощью которых, посредством зрительных, двигательных, зрительно-двигательных и других ощущений и восприятий, создается и формируется конкретный и наглядный образ изучаемого движения. Во всех случаях показ должен служить образцом для подражания. В процессе обучения показ обычно сопровождается кратким объяснением техники и ее особенностей, возможных сложностей при ее изучении. С целью максимальной наглядности показ выполняется в целом в быстром и медленном темпе, а также — в случае необходимости — по частям.

    Разновидность показа — демонстрация учебного материала с помощью различных технических средств обучения (показ диапозитивов, кино-, видеофильмов, схем, плакатов и других наглядных пособий). Следует подчеркнуть, что демонстрация в большей части выступает как методический прием, входящий в состав объяснения или рассказа, а не как самостоятельный метод. Одним из методов теоретической подготовки может быть углубленное изучение механики человеческого тела путем выполнения определенных «домашних» заданий по типу лабораторных работ.

    5.2.3. Практические методы

    Эти методы занимают ведущее место в организации обучения рукопашному бою и подразумевают активную двигательную деятельность обучающихся. В основе практических методов обучения лежит непосредственная отработка упражнений, движений и действий в разнообразных условиях и обстановке с целью выработки необходимого навыка ведения рукопашного боя, а также развития и совершенствования специальных физических и психических качеств. Упражнения, действия и движения должны отрабатываться в строгом соответствии с требованиями методики и системы. Основными практическими методами являются односторонний и двухсторонний групповые методы.

    Здесь необходимо сразу отметить некоторое отличие положений данной методики от других представлений, давно ставших традиционными, особенно при работе с военнослужащими: не надо требовать строгого соблюдения какого-либо строя, дистанции или интервала. Обучаемые должны сами найти и встать (занять) на то место, где они себя наиболее комфортно чувствуют. Расстояние между обучающимися в данном случае диктуется только соображениями безопасности.

    Односторонний группового метод заключается в том, что обучаемые под общим руководством преподавателя одновременно или поочередно выполняют необходимые действия без «противника». «Противник» может привлекаться лишь как вспомогательное средство. При этом отрабатываемые действия и движения могут выполняться по командам руководителя занятия или самостоятельно с исправлением общих и индивидуальных ошибок.

    Односторонний метод достаточно эффективен и потому применяется в процессе изучения стойки, перемещений в стойке, кувырков, падений, перекатов, скольжений, ударов ногой, рукой, ножом, лопатой, автоматом, уколов штыком и т.п., а также в ходе выполнения некоторых других подготовительных упражнений.

    Также этот метод с успехом используется при отработке некоторых приемов на мишенях, подвесных мешках, грушах и других специальных снарядах, а также в процессе подготовительной части учебного занятия (при выполнении специальных упражнений).

    Двухсторонний групповой метод заключается в том, что изучение и тренировка в выполнении движений и действий проводятся во взаимодействии с напарником (условным «противником», в парах).

    На начальном этапе обучения разучивание действий производится по общей команде руководителя занятий с исправлением общих и индивидуальных ошибок, в последующем технические действия рукопашного боя выполняются преимущественно самостоятельно по заданиям руководителя занятия и под его контролем.

    При этом «противник» вначале должен не мешать напарнику отрабатывать технику на себе, а в дальнейшем может частично сопротивляться.

    Успех в применении этого метода обучения во многом зависит от четкости и ясности постановки задач (предварительных распоряжений), понимания обучаемыми сущности и знания ими выполняемых действий (сознательного и активного участия обучаемых в учебном процессе), своевременного и постоянного контроля за техникой действий со стороны руководителя занятия.

    Кроме этих двух методов, относящихся, в основном, к организации обучаемых в процессе занятий, выделяют еще и практические методы, относящиеся к учебно-познавательной деятельности.

    К ним относятся:

    Метод упражнения без «противника». Этот метод применяется в основном при отработке базовых элементов рукопашного боя. Он эффективен для совершенствования техники движений, сознательного анализа своих действий и решений и формирования умения их контролировать.

    Метод упражнения с условным «противником». Он используется для совершенствования ударной техники оружием, подручными средствами, ногами, руками; развития способности у обучаемых определять и оценивать дистанции, запоминать мышечные ощущения при поражении «противника». Условным «противником» являются чучела, мишени и специальные снаряды.

    Метод упражнения с «противником» осуществляется в виде парных упражнений, рассматривающих защитные и контратакующие действия в ответ на обусловленные (четко определенные) и полуобусловленные (группа сходных действий — например, удары руками) атакующие действия. Он используется для совершенствования техники защит, развития специальных физических качеств, улучшения пространственно-временных взаимодействий (чувства дистанции и времени), воспитания волевых качеств, формирования умения вести рукопашный бой в оптимальном режиме своих физических возможностей.

    Метод упражнения с несколькими «противниками» используется для обучения тактике действий и формирования умения вести рукопашный бой с численно превосходящим противником.

    Комплексные упражнения при подготовке военнослужащих включают:

    – передвижения по местности с преодолением препятствий, метанием гранат, холодного оружия;

    – ведение стрельбы на коротких дистанциях (или ее имитацию);

    – непосредственно рукопашные бои (индивидуальные и групповые).

    При подготовке гражданских лиц или не воинских контингентов конкретное наполнение данных упражнений может изменяться в зависимости от поставленных для данной группы обучающихся целей. Цель этих упражнений — формирование умения действовать в рукопашном бою в различных условиях его возникновения. При выполнении комплексных упражнений используются все вышеперечисленные методы.

    В связи с тем, что методы, применяемые в процессе обучения рукопашному бою, находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, нельзя ограничиваться лишь одной какой-либо группой. Несмотря на то, что в процессе обучения основополагающую роль играют специфические методы, успех обучения зависит в итоге от того, насколько рационально они сочетаются с другими способами педагогического воздействия.

    Качество подготовки по рукопашному бою обусловливается умением руководителя занятия правильно и рационально использовать практически оправданные методы, которые в наибольшей степени обеспечивают решение конкретных задач обучения. Нельзя забывать, что применение тех или иных методов зависит от программы обучения, времени, отводимого на его усвоение, возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых, уровня их физической и профессиональной подготовленности.

    5.3. Средства обучения

    Боевыми средствами рукопашного боя являются способы применения оружия, подручных средств, борьбы без оружия и других действий.

    Основным средством, формирующим техническую, тактическую и психологическую готовность бойца к рукопашному бою, являются парные и групповые боевые упражнения. В нашей системе различают два вида таких упражнений: обусловленные и полуобусловленные.

    Обусловленные — это такие, когда действия партнеров заранее оговариваются. Они применяются при отработке и совершенствовании каких-либо простых действий (атака, защита, прием удара, проведение рычага и т. п.). Обусловленные упражнения могут быть парными (один против одного) или групповыми (один против нескольких противников, два против нескольких противников и т. п.).

    Полуобусловленные упражнения являются более сложной формой и характеризуются тем, что создается некоторая неопределенность в действиях обучаемых. Например, нападающий сам выбирает удобный для атаки момент или дистанцию, выполняет обманные действия, выбирает уровень и зону атаки и т. д. Защищающийся должен разгадать действия нападающего и провести эффективное защитно-ответное действие. Таким образом у обучаемых формируются необходимые технико-тактические навыки и умения. Полуобусловленные схватки также могут быть парными и групповыми.

    Обусловленные и полуобусловленные упражнения выполняются как с оружием, подручными средствами, так и без них. Эти упражнения целесообразно выполнять поточным и круговым способами.

    При выполнении учебного задания поточным способом обучаемый защищается от атакующих его один за другим «противников» с одного направления или нападает на «противников», двигаясь от одного к другому.

    При выполнении задания круговым способом обучаемый становится в крут, по краям которого располагаются нападающие. По команде руководителя они начинают нападать по очереди с разных сторон на обороняющегося. По мере роста мастерства рекомендуется увеличивать количество одновременно нападающих.

    Использование этих способов помогает развить у обучаемых умение вести рукопашный бой с разными противниками. Привычка, возникающая при отработке действий только с одним напарником, может негативно сказаться в реальной ситуации.

    Кроме этого, отрабатывая учебные вопросы этими способами, целесообразно завязывать основному обучаемому глаза. Это будет способствовать развитию уровня тонких восприятий и ориентации в пространстве.

    Поточный и круговой способы можно использовать в процессе основной части учебно-тренировочных занятий или заканчивать ее ими.

    6. Направленность учебно-тренировочного процесса

    Учебно-тренировочный процесс является единственной реальной основой обучения действиям в рукопашном бою, необходимым для решения вероятных боевых задач и выработки постоянной готовности и оперативности в решении нестандартных ситуаций.

    Базовые технические действия и другие разделы специальной подготовки должны излагаться обучающимся таким образом, чтобы обеспечить возможность дифференцированного подхода к обучению и предусмотреть потенциал для постоянного дальнейшего совершенствования на базе собственного опыта применения данной системы рукопашного боя при решении служебных, боевых и других задач.

    Основной формой подготовки к рукопашному бою являются:

    – на начальном (подготовительном) этапе обучения — практические занятия;

    – на последующих этапах (этапе совершенствования) — комплексные практические занятия.

    На подготовительном этапе обучения достигается физическая и координационная готовность к освоению действий рукопашного боя, осуществляется разучивание минимального объема технических действий, закладываются основы теоретических знаний. Постепенно в процессе занятий происходит уточнение двигательных умений, частично переходящих в навык. Кроме этого, на подготовительном этапе всесторонне развивается такое необходимое для рукопашного боя психофизиологическое качество, как ловкость. Методические и педагогические требования этого этапа обучения носят обусловленный характер и служат средством «постановки» элементарных навыков в технических действиях системы рукопашного боя.

    Начальный (подготовительный) этап характеризуется двумя основными познавательными процессами: ознакомлением и разучиванием. Ознакомление способствует созданию у обучающихся правильного и полного представления о разучиваемом упражнении (движении) и рациональном способе его выполнения. В процессе ознакомления может проводиться опробование упражнения (действия) обучающимися.

    Установить точные временные границы каждого из этапов трудно. Все зависит от педагогических задач и уровня подготовленности обучаемых. Практика показывает, что наибольшую часть времени занимает тренировка (совершенствование). Разучивание, как правило, осуществляется на самых первых (если не первом) занятиях, а на ознакомление отводится всего несколько минут времени. Однако, как уже говорилось, все определяется уровнем подготовленности и возрастным составом группы. Нельзя переходить к разучиванию упражнений и действий ранее, чем группа ознакомится с вводным материалом и определит для себя цели занятий. В некоторых случаях, при наличии достаточной начальной подготовки, высокого уровня личностных мотиваций и развития познавательных процессов, ознакомление можно выделить в самостоятельный этап обучения, и то при этом обучающиеся должны быть снабжены соответствующим методическим материалом (методические разработки, книги, видеоматериалы), который будет способствовать правильному формированию первичных представлений.

    Разучивание и совершенствование представляют собой единый педагогический процесс, и если они и делятся, то только условно — с учебной целью. Поэтому между разучиванием и совершенствованием отсутствует резкая грань.

    Разучивание направлено на непосредственное формирование новых двигательных навыков. Главное — добиться правильной техники выполнения. В зависимости от подготовленности обучаемых и сложности упражнений (действий) применяются следующие способы разучивания:

    – «в целом», если упражнение (действие) несложное, доступное или его выполнение по элементам (частям) невозможно или нецелесообразно;

    – «по частям», если упражнение (действие) сложное и его можно (целесообразно) разделить на отдельные элементы;

    – с помощью подготовительных («подводящих») упражнений, если упражнение (действие) выполнять в целом нельзя из-за его трудности, а разделить на части невозможно.

    Совершенствование преследует цель выработки устойчивых двигательных навыков в тактико-технических действиях рукопашного боя на базе координационных и двигательных умений, заложенных в ходе учебно-тренировочного процесса подготовительного этапа. Совершенствование навыков рукопашного боя, развитие у обучающихся специальных физических и психических качеств обеспечиваются систематической тренировкой.

    Этап совершенствования характеризуется органическим слиянием процессов совершенствования техники и развития у обучающихся высокого уровня физических, волевых и специальных качеств.

    В ходе тренировки предусматривается постепенное увеличение сложности упражнений, изменение условий их выполнения и обстановки. Кроме того, с целью развития у обучаемых ловкости, находчивости, инициативы и быстроты ориентировки в постоянно изменяющейся обстановке занимающимися широко применяются незапрограммированные, экспромтные действия как по сигналам или командам руководителя занятия, так и самостоятельно на неожиданные действия «противника».

    Успешному освоению обучаемыми различных элементов рукопашного боя способствуют:

    – медленный темп отработки действий;

    – создание условий для творческого отношения к изучаемым вопросам, его осмыслению;

    – исключение формирования жесткого динамического стереотипа;

    – обязательное изучение техники рукопашного боя оружием на штатных образцах;

    – свободное, не зажатое никакими рамками восприятие окружающей обстановки;

    – хорошо развитый уровень тонких восприятий, которые также постепенно развиваются тренировочными методиками, как и физические качества.

    На этапе совершенствования рекомендуется постепенно увеличивать скорость отработки технических действий. Увеличение темпа стоит в тесной зависимости от уровня подготовки обучаемых и подразумевает последующее возвращение от максимально допустимой скорости к медленному темпу.

    В процессе занятий необходимо формирование осознанного (!) владения движениями собственного тела. Именно умение управлять взаимонезависимыми движениями различных частей собственного тела, правильно эти движения сочетать и определяет необходимую систему построения движений.

    Следующей важной составной частью обучения является тренировка с оружием. Такая тренировка помогает научиться управлять движением с каким-либо предметом, управлять вынесенным центром тяжести, «чужой» инерцией.

    Двигательные возможности человека во многом зависят от внешних условий, от использования элементов окружающей внешней среды, если их определенным образом «присоединить» к человеку. Применение орудий (в рукопашном бою — оружия и подручных средств), способствующих совершенствованию двигательной активности, является мощным средством увеличения физических возможностей человека.

    Кроме этого постоянная работа с настоящим оружием, а не с его имитацией имеет и психологическую сторону: человек перестает бояться его, «чувствует» его, привыкает к нему.

    Развитие навыков ведения рукопашного боя невозможно без партнера, так как военнослужащий учится управлять уже не только своим центром тяжести или каким-либо инертным предметом, а «предметом» сопротивляющимся, постоянно стремящимся выйти из-под контроля и даже самому перехватить инициативу.

    Данная система является в первую очередь армейской, практической, боевой, поэтому стремится достичь максимальной боевой эффективности — победить противника с минимальным расходом энергоресурсов; найти нестандартный выход из ситуации; сохранить высокую боевую готовность при длительных перерывах в тренировках.

    Именно эти требования выводят на первый план психологическую подготовку, психотренинг, а также развитие того потенциала, который заложен в подсознании. Такая тренировка представляет собой уже не столько нарабатывание каких-либо двигательных стереотипов, сколько разрушение тех, которые сковывают свободу импровизации. Сознательно уничтожая устоявшиеся бессознательные стереотипы, мы опять-таки сознательно формируем структуру своих движений и можем произвольно ее менять. То же самое будет происходить и с сознанием — развивая его, мы будем способствовать спонтанному формированию любой программы, необходимой для решения конкретной задачи, не отягощенной никакими страхами и комплексами.

    Отсутствие конкретных комбинаций и жестко «заданных», отработанных приемов обусловливает разнообразие и универсальность боевой техники системы, широкую вариабельность решений конкретных боевых ситуаций. При этом способность к импровизации, готовность найти нестандартный выход из положения, сила воли и устойчивость психики гораздо более необходимы для рукопашного боя, чем хорошо поставленный удар рукой или ногой.

    Универсальным стимулятором для развития возможностей организма, в том числе резервных, необходимых в рукопашном бою, являются двигательные переключения. При правильном применении они резко ускоряют восстановление работоспособности. Целесообразный подбор упражнений, которые должны вовлекать в деятельность неработающие мышцы (группы мышц), облегчает деятельность сердца и органов дыхания, иначе говоря, стандартная физическая нагрузка выполняется при меньшем напряжении сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

    Таким образом, двигательные переключения стимулируют резервные возможности организма и вследствие этого повышают эффективность тренировок.

    Большим подспорьем в скорейшем освоении базовых элементов рукопашного боя и развития уровня тонких восприятий является образное мышление, образное восприятие, развитая чувствительность.

    Для того чтобы развить эти способности, целесообразно на занятиях по рукопашному бою при отработке различных учебных вопросов использовать метод идеомоторной тренировки, а также метод ограничения различных анализаторов. К примеру, ограничение деятельности зрительного анализатора может выглядеть следующим образом: во время отработки учебного вопроса 15-20 минут уделять работе с завязанными глазами. Такую тренировку на начальном этапе рекомендуется проводить с партнером, у которого глаза открыты. В дальнейшем оба партнера завязывают глаза и отрабатывают и нижнюю акробатику, и освобождение от захватов, и удары с защитой от них, а также другие вопросы соответственно программе обучения.

    Отрабатывать учебные вопросы с завязанными глазами необходимо начинать с крайне медленного темпа. При этом нужно расслабиться и постараться почувствовать (или представить) противника, что он делает, какие ощущения появляются при его действиях. После этого проводить ответные действия. По мере наработки каких-либо ощущений и действий (у разных людей они различные) можно ускорять темп с последующим возвратом к медленному.

    Развитию чувственного восприятия во многом способствует медленный темп действий, а также расслабленное (ненапряженное) состояние тела. При отработке учебных вопросов в таком состоянии и при такой скорости обучающийся способен одновременно лучше и тоньше чувствовать, думать и ориентироваться. В связи с этим появляется возможность научиться чувствовать ритмы свои и противника, подстраивать свою скорость движения в соответствие с ритмом движений противника, что в итоге ведет к перехвату инициативы и управлению противником.

    Кроме этого, для достижения необходимого «чувства ритма и скорости» целесообразно применение музыкального фона во время занятий. Музыкальное сопровождение подбирается в соответствии с характером и направленностью упражнений, действий и целями преподавателя.

    Все занятия обязательно должны проводиться с высокой плотностью и оптимальной нагрузкой. Нагрузка и плотность должны в свою очередь соответствовать задачам и этапу обучения, уровню подготовленности и возрасту обучающихся.

    Повышение плотности занятий достигается:

    – краткостью и ясностью объяснений;

    – регулированием продолжительности отдыха;

    – выполнением упражнений, действий всеми занимающимися одновременно или потоком;

    – применением круговой тренировки.

    Оптимальность нагрузки достигается:

    – правильным распределением энергоемких упражнений в процессе занятий;

    – изменением темпа отработки упражнений и действий;

    – правильным применением совокупности законов биомеханики, физики и биологических особенностей обучаемого при отработке техники рукопашного боя;

    – целесообразным использованием тренажеров, оборудования, инвентаря.

    Правильное построение учебно-тренировочного процесса, гибкая программа подготовки, позволяющая корректировать учебные планы в соответствии со скоростью усвоения группой учебного материала, всецело являются мерилом профессиональной подготовленности преподавателя.

    7. УСЛОВИЯ проведения занятий

    Аля проведения занятий используются площадки без смягчающих покрытий (матов, ковров, татами и т. п.). Такими площадками могут служить голый пол спортзала, открытые площадки с искусственным или естественным покрытием, т. е. с условиями, максимально приближенными к реальным. Возможность получения травм при работе на жестких площадках предупреждается медленным темпом исполнения технических действий на начальном этапе подготовки и пристальным вниманием к наработке техник само- и взаимостраховок. На дальнейших этапах техники страховок становятся основным средством предупреждения травм. В то же время легкие ушибы и связанные с ними болевые ощущения служат индикатором правильности выполнения элементов базовой техники — появление болевых ощущений свидетельствует об ошибках в технике, а также способствуют общей мобилизации и собранности обучающихся.

    Экипировкой для занятий служит одежда, однотипная с используемой в повседневной деятельности и при выполнении боевых задач. Применение специальной спортивной одежды нецелесообразно, поскольку она по-другому оказывает влияние на выполнение движении, особенно на амплитудах и углах, близких к предельно возможным, и создает другие условия для выполнения захватов и удержаний.

    На начальном этапе обучения место проведения занятий должно обеспечивать минимальный уровень воздействия внешних раздражителей. На местах занятий не должно быть посторонних людей, по возможности должны быть исключены внешние шумы, переменный режим освещения. В помещении не должно быть ярких пятен, необычных форм, привлекающего внимание беспорядка, комнатных растений, животных. На обучаемых не должны воздействовать сильные физические поля. Поэтому в местах проведения занятий не должно быть включенных электроприборов, контуров заземления, масс металла, связанных с землей, и источников радиоактивности и радиоизлучений.

    При работе на открытых площадках на начальном этапе обучения недопустимы занятия под дождем и особенно в грозу. На площадке не должно быть открытых емкостей с водой, рядом с площадкой — открытых водоемов.(море, озеро, река). Следует также избегать определенных видов растительности — тополя, осины, ивняка. Эти растения негативно влияют на биоэнергетику человека. Эффективность упражнений существенно падает также при увеличении уровня радиоактивности фона.

    Полностью исключается применение возбуждающих, наркотических средств, любых видов допингов.

    Желательным является использование в качестве мест проведения занятий биологически активных зон помещений.

    Перечисленный комплекс требований к месту и условиям проведения занятий достаточно жесток, однако он относится, прежде всего, к начальному периоду обучения. По мере повышения уровня подготовки обучающихся обстановка на занятиях усложняется путем последовательного снятия наложенных ограничений, а на заключительном этапе обучения — использованием спецэффектов, создаваемых с помощью имитационных средств. Желательным является использование в процессе подготовки полосы препятствий типа общевойсковой.

    8. Структура учебного занятия

    8.1. Обобщенная структура учебного занятия

    Учебное занятие состоит из 3 частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть проводится с целью подготовки организма к предстоящей более напряженной работе в основной части занятия и включает: построение, проверку занимающихся по списку группы, объяснение содержания и задач занятия. Это дисциплинирует занимающихся, повышает их внимание, нацеливает на осмысленное отношение к изучаемым упражнениям и действиям.

    В подготовительной части выполняются повороты на месте и в движении, ходьба и бег различными способами, упражнения на внимание, различные способы преодоления естественных и искусственных препятствий, общеразвивающие и специальные развивающие упражнения, несложные, но разнообразные по воздействию на организм.

    Подготовительная часть проводится в составе всей учебной группы, ее длительность в одночасовом занятии приблизительно 7-10 минут, а в двухчасовом — 10-25 минут.

    Основная часть предусматривает формирование и совершенствование у занимающихся двигательных навыков, развитие физических и волевых качеств, развитие психологической устойчивости в стрессовых и экстремальных ситуациях, тренировку применения приобретенных навыков в усложненной обстановке.

    Для этой цели применяются общеразвивающие и специально развивающие упражнения и действия сложной структуры, игры, эстафеты, соревнования, комплексные тренировки. В зависимости от целей, основная часть занятий может проводиться как в составе всей учебной группы, так и по подгруппам. Ее продолжительность при одночасовом занятии приблизительно 35-40 минут, а при двухчасовом занятии — 65-85 минут.

    Общеразвивающие упражнения

    I —упражнение со скакалкой на одной и двух ногах, 2 — отжим на пальцах, 3 — отжим и переползание на запястьях, 4 —упражнение «тачка» на пальцах и запястьях, 5 — упражнения на брюшной пресс, 6 — упражнение для разминки ног, 7 — на статическую выносливость, 8 — для развития тазобедренного сустава, 9 — упражнение «балка», 10 — упражнение «крокодил»

    В содержание заключительной части занятия, предполагающей приведение организма занимающихся в относительно спокойное состояние, включается ходьба, упражнения на глубокое дыхание и расслабление мышц в движении и на месте.

    При подведении итогов дается оценка занятия и дисциплина на нем, отмечаются успехи и недостатки отдельных лиц группы занимающихся, даются индивидуальные задания и приводится в порядок место занятия и инвентарь.

    Заключительная часть проводится в составе учебной группы, на нее отводится в одночасовом занятии приблизительно 3-5 минут, а в двухчасовом — 5-10 минут.

    Соотношение отдельных частей занятия по времени может изменяться в зависимости от уровня подготовленности занимающихся, их состояния, метеорологических условий, раздела и темы занятий и других факторов.

    8.2. Примерный план-конспект учебного занятия

    Задачи занятия:

    1. Совершенствование физических качеств: ловкости, координации, взрывной силы, выносливости.

    2. Психологическая подготовка к преодолению страха.

    3. Изучение защиты от ударов палкой сверху.

    4. Изучение обезоруживания противника при угрозе пистолетом спереди.

    5. Совершенствование освобождения от захватов за руки и одежду спереди.

    Место проведения — зал. Время — 2 часа.

    Материальное обеспечение: теннисные мячи, набивные мячи, гимнастические палки, макеты пистолетов.

    № п/п/Содержание учебных вопросов/Время, мин./Организационно-методические указания

    Подготовительная часть (10-15 мин)

    1/Проверка присутствующих по списку, постановка задач/1/

    Общеразвивающие упражнения

    2/Ходьба по периметру зала на носках, пятках, внешней и внутренней стороне стопы/1-2/Обращать внимание на постановку ног, ноги в коленях не сгибать

    3/Бег по периметру зала, обычный, спиной вперед, правым и левым боком приставными шагами/2-3/Плечевой пояс расслаблен, руки в локтях не гнуть, минимизировать колебания центра тяжести тела, удерживать его на одной высоте над полом, уменьшать фазу полета

    4/Движения по залу «гусиным» шагом: лицом вперед, спиной вперед, кругами/2/Правильная работа коленей и бедер, корпус перпендикулярен полу, руки за спиной

    5/Общеразвивающие упражнения для различных групп мышц/б/Выполнить 4-6 упражнений для рук

    Специальные развивающие упражнения

    6/Кувырки вперед с колен через правое и левое плечо/2/Следить за правильной постановкой рук и ног на начальной и конечной фазе кувырка

    7/Упражнение «крокодил»/2/Следить за тем, чтобы грудь не поднималась выше 15 см над полом, руки расставлены как можно шире, обратить внимание на правильную работу колен

    8/Отжимание в упоре лежа с хлопком под грудью/4/Максимальное количество отжиманий в подходе, 2 подхода. Как можно резче и выше выпрыгивать от пола, не прогибаться в пояснице

    Основная часть занятия (65-85 мин)

    9/Изучение защиты двумя и одной рукой от ударов палкой сверху/10-15/При разучивании приемов обращать внимание: на медленную работу; на правильность приема палки на пальцы кисти; на супинацию и пронацию предплечья принимающей руки; на присед с выдохом и одновременным разворотом влево — в правостороннюю стойку, на шаг с подшагом во время приема палки

    10/Совершенствование освобождения от захватов за 2 руки в районе локтей/10-15/При отработке приема обращать внимание: на несопротивляющемся партнере — на неизменение высоты захвата; на ограниченно сопротивляющемся партнере — на то, где в момент сопротивления находится ЦТ противника; на правильность распределения векторов сил

    11/Совершенствование освобождения от захватов руки двумя руками противника/10-15/При отработке обращать внимание: при уходе наружу — правильность расположения рук в верхней рамке, на шаг с подшагом к противнику и обозначать удар свободной рукой в горло или солнечное сплетение

    12/Изучение обезоруживания противника при угрозе пистолетом спереди/10-15/При отработке обращать внимание: на важность оценки дистанции, на уход с линии возможного выстрела, на контроль не выбитого оружия, на расслабленное состояние руки, выбивающей пистолет

    13/Совершенствование освобождения от захвата за отвороты куртки/10-15/При отработке обращать внимание: на удержание одной из точек захвата, на правильность применения пары сил, на присед в развороте с выдохом

    14/Отработка всего материала занятия/10-15/При отработке приема обращать внимание: на наиболее общие ошибки в группе на примере одной из пар объяснять и показывать пути исправления их, медленный темп работы в тех движениях, которые еще слабо разучены

    Заключительная часть (5-10 мин)

    15/Спокойная ходьба, упражнения на расслабление мышц в сочетании с глубоким дыханием/5-10/Указать на качество усвоения материала, отметить лучших, дать задание на самоподготовку, ответить на вопросы по теме занятия

    8.3. Общеразвивающие и специальные развивающие упражнения

    Далее приведен примерный комплекс общих и специальных развивающих упражнений. Это количество достаточно простых упражнений, в большинстве случаев не требующих каких-либо специальных приспособлений и устройств, дает полностью сбалансированный комплекс универсальной общефизической подготовки, а также высокий уровень развития координаторных навыков, быстроты и ловкости.

    1. Ходьба с поворотом туловища налево и направо (руки перед грудью).

    2. Ходьба с наклонами туловища в стороны (руки за головой). .'

    3. Ходьба в полуприседе.

    4. Ходьба с высоким подниманием колен.

    5. Ходьба с партнером на спине (спина перпендикулярна полу, ноги полусогнуты, шире плеч).

    6. Бег с высоким подниманием колен.

    7. Бег с доставанием коленями ладоней согнутых рук.

    8. Бег со взмахами прямых ног вперед.

    9. Бег приставными шагами правым боком вперед и левым боком вперед с поворотом через каждые 5 шагов.

    10. Бег с поворотом кругом на 360° по сигналу.

    11. Бег с поворотами корпуса вправо и влево.

    12. Бег с подбрасыванием теннисных мячиков.

    13. Бег с концентрацией внимания: на вдохе концентрация внимания на солнечном сплетении, на выдохе — на любом из нервных сплетений тела.

    14. Продвижение подскоками на левой, правой и на двух ногах поочередно.

    15. Бег с ускорением по диагонали зала.

    16. «Чехарда» по периметру зала.

    17. Хождение в положении «тачка» по периметру зала.

    18. «Крокодил» ногами вперед, левым и правым боком.

    19. «Лягушка» обычная, прыжком двух ног.

    20. «Лягушка», движения на 4 конечностях.

    21. Ползание на спине и на груди, без помощи рук.

    22. Хождение по залу в положении «мостик».

    23. Упражнение «звезда» в нижнем, среднем и верхнем положениях.

    24. Сидение между пятками на полу, ступни параллельно полу.

    25. Стояние и отжимание на пальцах рук.

    26. Стояние и ползание на тыльной части кисти.

    27. Кувырки по периметру зала, продольные и поперечные.

    28. Кувырки спиной вперед.

    29. Кувырки через препятствия.

    30. Падения на руки вперед (выпрыгиванием вперед и отбрасыванием ног назад).

    31. Падения назад.

    32. Падения набок.

    33. Упражнение из 6 элементов — «связка»(стойка — падение вперед — переворот на спину — кувырок назад — подъем в стойку).

    34. Упражнения на равновесие:

    — без усложнений,

    — с закрытыми глазами:

    i. Стоя (ступни вместе) делать наклоны туловища вперед, назад, вправо, влево и вращения по кругу,

    ii. Движения тазом вперед, назад, вращения стоя на одной ноге,

    iii. Стоя на одной ноге, делать вращения туловища,

    iv. Прыжки на одной ноге по начерченной прямой линии, по углам

    треугольника, по квадрату, вправо, влево, вперед, назад, v. Сохранять равновесие при приземлении после прыжков:

    1. подпрыгивая вверх;

    2. при прыжке вверх с поворотом вокруг вертикальной оси на 90, 180,270,360°;

    3. при прыжках на двух ногах вперед, вправо, назад, влево с поворотом на 90 и 180°;

    4. при тех же прыжках, но на одной ноге;

    5. при прыжках на одной ноге, но делая их с правой ноги на левую и с левой на правую.

    vi. Хождение по гимнастическим скамейкам или бревну с открытыми или закрытыми глазами, лицом или спиной вперед, с подбрасыванием теннисного мячика, с удержанием гимнастической палки в вертикальном положении на открытой кисти левой или правой рук.

    35. Отжимания от пола (обычные, кисти вместе под грудью, правая или левая сверху и т. д.).

    36. Перебрасывание в парах набивных мячей одной или двумя руками, вес мяча — 3-5 кг.

    37. Упражнения на верхнюю часть брюшного пресса — быстрое поднимание и опускание верхней части туловища из положения лежа на полу, без помощи рук; медленное — до 60 секунд — поднимание туловища.

    38. Упражнения на нижнюю часть брюшного пресса — быстрое поднимание и опускание прямых ног, в положении лежа на полу, руки под поясницей.

    39. Упражнения на среднюю часть брюшного пресса — поднимание и соединение вверху прямых рук и ног, из положения лежа на полу, по хлопку.

    40. Упражнения в парах и группах:

    i. «третий лишний» — выбрасывается головой и ногами вперед;

    ii. «пистолет» — держась одноименными руками друг за друга;

    iii. регби — 2 тайма по 3 мин.;

    iv. мини-футбол — 2 тайма по 3 мин.

    41. Упражнения «Борьба со страхом»:

    i. падение с различной высоты, лицом или спиной вперед на руки партнерам;

    ii. падение на спину через препятствия, со страховкой и без нее, с толчком в грудь и без него;

    iii. падение на руки на стену с хлопком руками, из исходного положения — в метре от стены, лицом к ней;

    iv. падение на стену с разворотом, из исходного положения — спиной к стене;

    v. прыжки в кувырке через партнера, через гимнастического козла;

    vi. работа с завязанными глазами;

    vii. падение с высоты;

    Падение с высоты

    viii. работа с настоящим(!) холодным оружием.

    42. Упражнение на выносливость — стойка, упор присев, упор лежа, упор присев, стойка. Выполняют на количество раз, по усмотрению тренера.

    43. Упражнение на статическую выносливость — исходное положение: сидя на полу, ноги прямые, вытянуты перед собой; поднять прямые руки в стороны на уровень плеч и удерживать в этом положении от 1 до 5 минут.

    44. Аутогенная тренировка (формула):

    — я совершенно спокоен — проговаривается 1 раз;

    — правая рука тяжелая — 6 раз, я совершенно спокоен — 1 раз;

    — правая рука теплая — 6 раз;

    — я совершенно спокоен — 6 раз;

    — сердце бьется спокойно и ровно — 6 раз;

    — я совершенно спокоен — 1 раз;

    — дыхание спокойное и ровное — 6 раз;

    — мне легко дышится — 6 раз;

    — солнечное сплетение излучает тепло — 6 раз;

    — я совершенно спокоен — 6 раз;

    — лоб приятно прохладен — 6 раз;

    — я совершенно спокоен — 1 раз;

    — лоб приятно прохладен — 6 раз.

    45. Сокращенный вариант аутогенной тренировки (формула):

    — покой — тяжесть — тепло;

    — сердце и дыхание совершенно спокойны;

    — солнечное сплетение излучает тепло;

    — лоб приятно прохладный.

    46. Дыхательное упражнение, снижающее тревогу и страх: вдохнуть как можно глубже, надувая живот, задержать дыхание, расслабившись, дать воздуху возможность вернуться в верхнюю часть легких, затем снова с силой надуть живот. Повторить цикл 2 раза и резко, с силой, выдохнуть воздух через рот, не надувая щек. Упражнение повторить 3 раза через 30 секунд.

    8.4. Приемы регулирования физической нагрузки и плотности занятий

    Качество проведения занятий по рукопашному бою во многом зависит от выполняемой занимающимися физической нагрузки и плотности занятия.

    Под физической нагрузкой понимается суммарное воздействие физических упражнений на занимающихся. Она характеризуется объемом и интенсивностью.

    Объем нагрузки — это сумма всех упражнений, которые выполняет занимающийся за одно учебное занятие (учебный день, неделю, месяц).

    Интенсивность нагрузки — это отношение числа упражнений, выполняемых с повышенной нагрузкой, к общему числу упражнений, т. е. к объему нагрузки. Она определяет напряженность и степень концентрации тренировочной работы во времени и зависит от характера упражнений, скорости их выполнения, применяемых усложнений и т.д.

    На занятиях по рукопашному бою нагрузку удобно дозировать по частоте сердечных сокращений, т.е. пульсу. Этот метод удобен и достаточно информативен для самоконтроля. Удобнее всего контролировать пульс на сонной артерии, считая удары за 10 (15) секунд и умножая результат на 6 (или на 4, если счет велся на 15 секунд). Нагрузка может быть:

    — низкой (до 130 ударов в минуту),

    — средней (130-150 ударов),

    — большой (150-180 ударов),

    — максимальной (свыше 180).

    Если пульс занимающегося в течении 1-1,5 минут после прекращения нагрузки не вернулся к привычным для него цифрам, то данная нагрузка не соответствует уровню тренированности данного занимающегося или возможностям его организма и может вызвать функциональный срыв вместо улучшения физических кондиций.

    Под плотностью занятий понимается отношение времени, затраченного на выполнение упражнения, ко всему времени занятия. Плотность измеряется в процентах. Например, на занятии продолжительностью 50 минут обучаемые затратили на выполнение упражнений 25 минут, следовательно, плотность занятия равна 50 %. Это так называемая моторная плотность.

    Средние показатели моторной плотности по различным разделам физической подготовки занимающихся рукопашным боем на тренировочных занятиях могут быть:

    — по рукопашному бою — 60-70%;

    — по гимнастическим упражнениям — 40-50%;

    — по подвижным играм — 65-75%;

    — по плаванию — 75-85%.

    Кроме того, выделяют общую (педагогическую) плотность занятия, которая дополнительно включает педагогически оправданные действия преподавателя, связанные с показом и объяснением техники выполнения упражнений или действий обучаемых.

    Педагогическая плотность всегда выше моторной. Она характерна для занятий по методической подготовке.

    Регулирование физической нагрузки на занятиях по рукопашному бою осуществляется путем изменения не только плотности обучения, но и характера упражнений — замена легких более сложными, их количество, интенсивность и условия выполнения (темп, скорость, масса снарядов, высота и длина препятствий и др.), а также их продолжительность.

    В процессе физической подготовки по рукопашному бою различают три способа повышения нагрузки: непрерывный, ступенчатый и волнообразный.

    Непрерывный способ повышения нагрузки характерен тем, что объем и интенсивность выполняемых упражнений постоянно повышаются от занятия к занятию. Этот способ применяется при кратковременных сроках обучения с относительно однородным по уровню подготовленности составом занимающихся.

    Ступенчатый способ повышения нагрузки заключается в том, что на протяжении нескольких занятий объем и интенсивность выполняемых упражнений стабилизируется, а затем увеличивается. Он используется при совместном обучении занимающихся с разным уровнем подготовленности, что позволяет учащимся адаптироваться к нагрузке (группа «выравнивается»), а затем перейти к более высокой.

    Волнообразный способ повышения нагрузки отличается гибкостью, возможностью максимально учитывать индивидуальные особенности физического состояния занимающихся. Данный способ характеризуется периодическими колебаниями объема и интенсивностью выполняемых упражнений, начиная с незначительных. Нагрузка повышается с каждым последующим занятием. Достигнув уровня, соответствующего задачам занятия и силам занимающихся, она стабилизируется или несколько снижается.

    Физическая нагрузка и плотность должны соответствовать задачам и этапу обучения, уровню подготовленности и возрасту занимающихся!

    Это достигается:

    – сокращением времени отдыха между упражнениями;

    – краткостью и ясностью объяснений;

    – увеличением количества повторений, быстротой выполнения, массой отягощения;

    – выполнением упражнений всеми занимающимися одновременно или потоком;

    – применением круговой тренировки;

    – применением состязательного метода;

    – целесообразным использованием тренажеров, оборудования и инвентаря.

    Эффективность занятий почти полностью определяется творческим подходом тренера к методике преподавания, активным использованием в процессе обучения всех имеющихся средств, вниманием к каждому своему ученику и знанием его физических кондиций и потенциальных возможностей. За годы занятий сложилась своебразная «Памятка тренера» из коротких фраз и афоризмов.

    8.5. Памятка тренера

    1. Если ты тренер, имей острый глаз и крепкую руку. Ты один на один с учеником, мни его, шлифуй, оттачивай грани таланта — словом, создавай его и как человека, и как личность...

    2. Если ты тренер, не жди легкой победы. Как правило, такая победа завоевана другими. Будь крылатым и в помыслах своих и действиях. Мала цель — мал результат.

    3. Иногда в поисках таланта не помогут ни время, ни опыт, а другой, только вступивший в мир творчества, сделает открытие.

    4. При проверке на прочность цепь разрывается в самом слабом звене. Техника, тактика и физическая подготовка стоят в одном ряду. Выпадение из ряда хотя бы одного из этих компонентов приведет к разрыву цепи, то есть к поражению.

    5. Один из критериев успеха тренера — интуитивное ощущение перспективы. Перспективы на час, на день, на год, на десятилетия.

    6. Ключи у тренера к ученику — особые ключи. Тренер в глазах ученика кумир, и остаться таковым на протяжении многих лет непросто. Наука побеждать — сложная наука, но наука обучать победе еще сложнее.

    7. Поражение убивает слабого, а мужественному прибавляет силы. Поражение помогает сильному раскрыть запасные кладовые духа и проводить анализ прожитого.

    8. Длинна цепь обучения, кропотлива и нелегка. Но тренер — в действии, тренер в работе. Конечная цель обучения — победа, а она, как известно, приходит не всегда. Но, если все-таки приходит, приносит тренеру удовлетворенность.

    9. Тренер, воспитавший специалиста высокого класса, перерастает себя. Триумф специалиста — триумф тренера. Тренер растет вместе с ученикам своим.

    10. Когда ты тренер, отдав ученику все силы, разведешь в беспомощности руками, не спеши сказать последнюю убийственную фразу. Искать даже в неподвижности динамику — вот задача тренера.

    11. Тренер должен обладать чувством новизны. Такое чувство присуще тем, кто смело делает шаг в неведомое, в нераскрытое настоящее и будущее. Если тренеру не интриговать учеников все новыми творческими находками, чувство новизны исчезнет.

    12. Тренер, раскрывай возможности каждого своего ученика!

    13. Выращивай из слабого — сильного!

    14. Безвыходных положений не бывает!

    15. Кто не хочет — тот ищет причину!

    16. Нельзя требовать от ученика того, что ты ему не дал!

    17. Защитник своей Родины и культуры — ВОИН, а он — человек...

    18. Настойчивость — ключ к тайнам мастерства!

    Тренер и ученик работают вместе. Но если ученик не понимает, чего от него хотят, если он не умеет и не приучен прикладывать усилия для достижения своих целей, уровень его мотивации низок или просто еще не определен — трудно ожидать в такой ситуации продуктивных занятий. Занимающийся должен знать, что и для чего от него требуют, как вести себя и за чем особенно внимательно следить на тренировках. Для такой «ориентировки» занимающегося и создана «Памятка занимающегося»:

    8.6. Памятка занимающегося

    1. Страх и злость уместны и необходимы.

    2. Страх не должен полностью исчезнуть.

    3. Не думай ни о чем, тренируйся в радость.

    4. Расслабляйся, постарайся расслабиться максимально полно.

    5. Ускользнуть, не разъединяя контакта, — цель занятий.

    6. Никогда не бойся показаться смешным и неуклюжим.

    7. Все должно выполняться осознанно.

    8. В работе жестокости и грубости не должно быть.

    9. Работу выполняй с минимальными затратами усилий.

    10. Направленность внимания, абсолютный покой сознания, уверенность и доброжелательность — черты состояния, характерные для работы с партнером.

    11. Пределы работы человека могут быть раздвинуты в широком диапазоне его физических возможностей.

    12. Защита — нападение (без защиты нет нападения).

    13. Настойчивость — ключ к тайнам мастерства.

    14. Нельзя требовать от человека, чтобы он знал то, чему его не учили.

    15. Одной силы мало, необходимо иметь знания, умение и сообразительность.

    16. Ни в коем случае не следует вступать в схватку, если существуют другие варианты действий.

    17. Всегда будьте готовы к неожиданному: захвату или нападению.

    18. Каким способом побеждают? Любым!

    9. Предупреждение и исправление ошибок

    Для качественного и быстрейшего усвоения изучаемого материала большое значение имеет предупреждение и своевременное исправление ошибок.

    Чаще всего ошибки обучаемых являются следствием несовершенного использования методики обучения, недооценки руководителем тех или иных принципов и методов обучения. Слабое знание обучающимися техники выполнения тех или иных действий, нарушение правильной и четкой организации занятий, низкое состояние дисциплины и порядка, нерегулярность также являются непосредственными причинами возникновения ошибок у обучающихся.

    Кроме этого, на начальном этапе обучения имеют место причины, зависящие только от индивидуальных качеств занимающихся:

    – недостаточное понимание сути и целей рукопашного боя. Для устранения подобной частой причины ошибок необходимы дополнительные теоретические занятия.

    – недостаточное понимание обучающимся техники действий. Для устранения подобных ошибок необходимо дополнительное объяснение с использованием наиболее понятных обучающемуся примеров и образов и дополнительный показ (желательно с подробным разбором действия).

    – плохая координация движений вследствие слабой физической подготовленности обучающихся. Для подобных обучающихся необходим более длительный период на разучивание и совершенствование базовых движений, а также преобладающая нагрузка на начальном этапе подготовки в виде разного рода развивающих и подготовительных упражнений, с особым вниманием — на упражнения для развития координаторной сферы.

    – недостаточное развитие самоконтроля у обучающихся. Устраняется путем мобилизации внимания на выполняемые движения и действия.

    – утомление — состояние, при котором непривычные движения выполняются с излишним мышечным и нервным напряжением. Для устранения рекомендуется соблюдать рациональное дозирование нагрузки на занятиях, не давать на фоне развивающегося утомления новых или усложненных заданий. Хроническое, не проходящее, нарастающее от занятия к занятию утомление является сигналом к пересмотру нагрузки для обучающегося, т.к. ведет не к развитию физических качеств, а к срыву адаптации организма.

    Как показывает практика, предупредить ошибку легче, чем ее исправить. Поэтому необходимо (особенно на начальном этапе) своевременно предупреждать появление ошибок, не давать им закрепиться, выявлять и устранять вызывающие их причины.

    Поскольку в начале разучивания техника осваивается в общих чертах, анализ и оценка ее выполнения не должны быть слишком подробными. Возможности для самоконтроля движений, как указывалось выше, у обучаемых крайне ограничены. Поэтому не следует пытаться подмечать и устранять у отдельных занимающихся все ошибки сразу. Их целесообразно исправлять по степени важности: вначале — более существенные, а затем — незначительные.

    При групповом методе обучения вначале следует указывать и устронять ошибки, общие для всех занимающихся, а затем индивидуальные (последние с помощью персональных указаний и замечаний преподавателя без остановки процесса обучения).

    При использовании различных методов для исправления выявленной общей ошибки целесообразно применять метод сравнения, который состоит в практической демонстрации сначала технического действия, выполненного с ошибкой (соблюдая при этом педагогический такт), и затем — без ошибки с соответствующими пояснениями руководителя занятия.

    Таким образом, для предупреждения возникновения ошибок и быстрого их устранения необходимо постоянно учитывать вышеизложенные причины и творчески применять в процессе обучения указанные рекомендации.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх