Глава 3. Русская профессиональная драка, или славяно-горицкая борьба

В 1986 году в Москве на Малой сцене театра им. Станиславского состоялось рождение системы русского рукопашного боя, которую ее создатель Александр Константинович Белов назвал — "славяно-горицкая борьба".

По иронии судьбы, система, родившаяся на сцене, на ней и осталась. Дело в том, что большинство турниров по Горице (как еще называют эту борьбу) проходят именно на сценах театров и дворцов культуры. А между тем мы предпочитаем проводить соревнования на природе.

Итак, создание и распространение славяно-горицкой борьбы по просторам России — свершившийся факт. У многих возникает вопрос, почему борьба называется именно «славяно-горицкая»? Дабы разрешить возникающие заблуждения, читателю предоставляется краткий обзор истории создания и развития славяно-горицкой борьбы.

Необходимо отметить, что эта система является итогом воссоздания традиционных форм состязательного поединка славян, в особенности русского народа. Название борьбы отражает этнически обобщенное направление европейской состязательной культуры. В частности, наиболее яркую и самобытную традицию состязательного боя — погребальные поединки на насыпном кургане ("горице") в воинском культе; обрядовые действия имеют историческое название — тризна.

Появление славяно-горицкой борьбы предварял длительный процесс собирания и изучения отечественных боевых традиций. В основу разработок легли результаты архивных и экспедиционных исследований, изучение обрядов и народных игрищ регионов Центральной России (Обоянь, Стародуб, Тверь, Ямута, Ростов, Владимир, Москва), русского Севера (Олонец, Кострома, Кологрив, Кичменгский городок, Вологда), Урала (Пермь) и Западной Сибири (Кулунда), а также изучение символики, мировоззрения и культовой архаики дохристианской эпохи славян; народных сказаний; традиционных плясок; былиноведческого материала, народных сказок и побывальщин; проводившихся ранее в этой области исследований и опросов; наконец, помогает сама практика ратоборств.

Славяно-горицкая борьба родилась как сплав трех отечественных традиций состязательной культуры славян: общеродовое направление, воинское, земледельческое. Также в нее вошла техническая база русской борьбы ("в схватку", "в крест", на поясах, "на вольную", "на вороток", "на ручку", "на щипок", медвежья борьба), кулачного боя ("сеча", стеношный бой), палочного боя, линейного боя, охотницкого боя.

Каркасом всей системы стала универсальная система перемещений, берущая начало из общеродовой состязательной традиции (именуемая в славяно-горицкой борьбе "свилей").

Изначально славяно-горицкая борьба задумывалась как фольклорное направление, поэтому вполне умещалась в горицком образе. После смены ориентиров и перехода на принцип комплектования и развития технического арсенала в соответствии с идеей максимальной боеспособности название перекочевало в архаизм, не имеющий практически ничего общего с тем содержанием, которое вкладывается теперь в название системы. Тем не менее внешние формы славяно-горицкой борьбы являются прямым следствием русской ратоборческой культуры, сегодняшним его воплощением. Необходимо помнить, что славяно-горицкая борьба никогда не была застывшим явлением. Дело в том, что ее идейной базой является славянское язычество, в своей сути полностью отрицающее догматизм и ортодоксальность.

Мы не занимаемся голым копированием традиций и оживлением прошлого в настоящем, мы стремимся строить будущее, стараясь прогнозировать его с помощью прагматического традиционализма.

Поэтому славяно-горицкая борьба развивается одновременно в четырех основных направлениях:

1. Традиционный раздел (классический);

2. Штурмового боя раздел ("новая традиция");

3. Тотального боя раздел ("бой на выживание");

4. Боевой раздел (совокупность прикладных принципов).

Разговор об этих направлениях борьбы мы поведем в дальнейшем.

Для начала попробуем разобраться, что для "русского стиля" характерно, а что абсолютно не вписывается в его традицию. Предлагаю обратиться к таблице, которая поможет читателю разобраться в хитросплетениях современного русского стиля через систему отличий.

Наряду со всеми перечисленными в таблице характерными особенностями, присущими русской состязательной традиции в целом, славяно-горицкая борьба имеет свои собственные установки, являющиеся отражением ее методологии. Вот некоторые из них:

1. Противник всегда жертва, даже если он сильнее или превосходит в количественном соотношении сил. Противник — жертва всегда и когда он нападает на вас, и когда вы атакуете первым.

2. В бою преимущества противника нужно уметь превращать в его недостатки.

3. Воин не должен ничего бояться. В жизни не должно быть ни одного явления, способного вызвать у него чувство страха.

4. Готовность к атаке для воина равносильна жизнеспособности. Атаковать нужно уметь из любого положения и без специальной подготовки.

5. Результативность боя — это поражение наибольшего числа противников.

6. Самая естественная техника боя — это та, которая используется в стихийной уличной драке. Драка — это инстинкт. Чем ближе к нему стоит ваша техника боя, тем она жизнеспособней.

Характерно для русской состязательной традиции

1. Используются «высокие» стойки, не блокирующие подвижность в несущих суставах;

2. Используются системы защиты, у водящие удар в скольжение либо упреждающие удар противника;

3. Положение рук всегда совпадает с традиционными положениями у груди

4. Удары ногами не требуют растяжки ориентированы на ношение обуви;

5. Активно используется двигательная схема элементов, построенная на принципе инерционного реверса, требующего от бойца ограниченных усилий;

6. Удары руками и ногами не предусматривают концентрации на выполняемых элементах;

7. Вместо формального подхода в обучении широко используются ситуационные задачи;

8. Характерна повсеместная традиция построения боя на искусстве спланированной атаки.


Не свойственно русской состязательной традиции

1. Не используются стойки на широко расставленных ногах;

2. Не используются способы защиты блоками;

3. Не используются удары пальцами;

4. Не используется техника воздействия "на точки";

5. Совершенно нетипичны высокие маховые удары ногами; требующие растяжки шпагатом. Тем более не используются удары с инерционным воздействием на опорную ногу;

6. Положение рук у бедра — явное заимствование из восточных единоборств;

7. формальные комплексы в процессе обучения никогда не используются;

8. Совершенно не используется методика концентрации в ударе. так же не используется методика работы "от обороны" — боевые и даже фольклорные системы России всегда активно-наступательные.


7. В каждом бою у вас есть шанс победить. Он может быть один и едва уловим, но он есть всегда.

8. Боец должен быть неожиданным, непонятным и непредсказуемым. Непредсказуемым можно быть лишь на основе высокой профессиональной выучки. Ограниченные знания никогда не способны противостоять высокому классу практической эрудиции.

9. Борьба должна развиваться постоянно, каждый день. Если существует хотя бы одно явление в мировой практике боя, которому она не способна противостоять, значит она — отжившая, ненужная рухлядь.

10. Настоящий боец способен вести бой в любой среде. Бой является для него естественным состоянием, все остальное время жизни — состоянием промежуточным.

11. Природа сделала нас такими, какие мы есть. Не следует отождествлять боеспособность тела с его физическим совершенством. физическое совершенство — лишь одна из базисных форм подготовки. Системно подготовленный человек самых средних возможностей может и должен одержать верх над превосходящим его противником.

12. В бою воин не оставляет себе времени на то, чтобы понять, что происходит вокруг. Воин действует на основе чувства.


ТРАДИЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ СЛАВЯНО-ГОРИЦКОЙ БОРЬБЫ

Традиционный раздел борьбы, ставший уже классическим, включает в себя четыре вида, образующих Горицкий свод. Эти четыре вида одновременно являются и стилями борьбы. Всего стилей насчитывается 12. Мы начнем рассмотрение системы с Горицкого свода.


СВИЛЯ


Базовый вид славяно-горицкой борьбы. Свиль, свиля — согласно этимологическому словарю, происходит от глагола «вить», «виться». Явление воплощает собой идею стихии Воды. Включает в себя принципы организации движения, в большей степени свойственные славянскому (шире — тевтонскому) подрасовому типу. То направление свили, которое наиболее объемно вскрыто славяно-горицкой борьбой, имеет непосредственное отношение к состязательному поединку, то есть это опыт защитных перемещений вообще как таковых.

Механогенезис свили позволяет сделать вывод, что в ее основе заложены нормы движения в условиях стесненного пространства, а также пересеченного рельефа, что свойственно для лесной полосы с многочисленными оврагами, ложбинами и холмами. Данная среда обитания, благодаря свиле, не только не делает человека медлительным и неуклюжим в движениях, но, напротив, создает сплав высокого маневра действия с его резкой порывистой реализацией. К слову сказать, все движения в боевой свиле выполняются резко, стремительно, рывками. Только такой способ может представлять действенную защиту.

Лесная полоса, состоящая из хвойных и широколиственных пород с многочисленными кустарниками, создает биомодели с особо подвижным плечевым поясом, развитыми и хваткими руками.

Вторым существенным фактором формирования свили является влияние ритуальных охотничье-воинских танцев периода тотемических культов.

Наконец, третьим фундаментальным обретением для свили стали исторически сложившиеся условия ведения боя славянами. Точнее будет сказать, профессиональными воинами, первоначально представителями воинских родов, а впоследствии (после десятого века) — представителями воинского сословия. Эти воинские образования именовались дружинами и были немногочисленными. Боевые порядки кочевников на востоке и римско-византийские легионы на западе всегда имели значительный численный перевес. Безусловно, боевой навык дружинника мог строиться только на использовании высокого потенциала движений, скорости двигательных реакций, широкого, методично отработанного маневра. Кстати, именно подобные условия боя сказались на традиционном русском доспехе, имеющем значительно более подвижную, но вместе с тем и менее укрепленную конструкцию в сравнении с западноевропейским доспехом.

Свиля — самая трудоемкая, но вместе с тем самая обязательная норма базовой подготовки.

Свиля — это систематизированный и расчетливый маневр, выполняемый на уровне первой сигнальной системы.

Славяно-горицкая борьба классического раздела использует три яруса свили. Во-первых, это наиболее рациональная защита при любом атакующем действии противника. (Здесь мы сталкиваемся со своеобразием национальной техники: специфическая подвижность бойца в поединке позволяет не только результативно «проваливать» атаки противника, но и, что называется, раскручивать свои атакующие действия.)

Итак, чисто защитный, базовый вариант свили не предусматривает каких-либо атакующих действий. Свиля второго уровня строится по схеме: "ты атакуешь — я защищаюсь и контратакую". Схема достаточно традиционная для единоборств. Механика движения при этом такова, что сама свиля является как бы вспомогательным инструментом вашей последующей атаки. Основное же действие вкладывается в удар, толчок или бросок.

Свиля третьего уровня является профессиональной тайной Национального клуба и ее принципы в широком вещании не оглашаются.

Небольшая подсказка для бодрых разумом состоит в следующем: первые два уровня свили можно сравнить со стихией Воды в ее пассивном состоянии, когда вода вторична по отношению к земле и обтекает, извиваясь, все ее препятствия. Но бывает Вода и в активном состоянии, когда она выпадает на землю в виде дождя, и здесь все меняется — первична вода.

Мы постепенно переходим к практической части. Начинать освоение свили лучше с использования конструкции тела для защиты не сходя с места. Это положение именуется Уключный Устав, или «Пята». (Второе название взято из кулачного боя.) Но даже в Уключном Уставе стоять нужно не твердо, а устойчиво.

Усиленные стойки в русской традиции, характерны только для линейных построений стеношного боя, при которых отсутствие устойчивости сбоку компенсируется плотностью самого строя, в буквальном смысле — плечом товарища.

Подобные стойки не только ограничивают подвижность, но и сокращают устойчивость с боков. Поэтому перегруженные стойки при бое "сам на сам", то есть один на один, чрезвычайно неэффективны, а тем более при бое одного против многих.

Свиля, по принципу трибожия, разделена на три группы технических элементов.

Первая группа — «подсады». В основе их лежит принцип ухода вниз, под удар. «Подсады» наиболее физиологичны, они изменяют плоскость развития атаки (См. рис. 24 и 25).



Рис. 24



Рис. 25


Вторая группа — «скруты». Проваливают атаку противника с помощью скручивания по оси позвоночника. При выполнении «округов» целесообразно переносить центр тяжести на ту ногу, которую вы будете использовать как ствол округа — вместе с позвоночником (См. рис. 26).



Рис. 26


«Отрыв» представляет собой смещение от удара по линии атаки (См. рис. 27). Отрывы требуют особой подготовки тела и опираются на высокую пластическую подвижность.



Рис. 27


"Отрыв" изменяет угол развития атаки. Одним из важнейших правил свили является обязательное использование инициатора движения.

Рассеивание движения по всему телу, безотносительность ускорения в момент выполнения свили не только значительно сокращают скорость действия защиты, но и делают свилю трудоемкой.

Как правило, основное движение, которое всегда выполняется рывком, выполняет какой-то один участок тела. Свилю можно сравнить с магнитным полюсом, противоположным удару, — точнее, любому движению противника вообще. Какие бы движения ни осуществлял противник — выполняющий защитную свилю всегда будет отбрасываем в сторону от них силой, которую китайцы называют «Инь-Ян», а славяне-язычники образно величают «Белобог» и "Чернобог".

Техника свили богата и разнообразна. Для примера можно обратиться к русской плясовой, сформировавшейся под воздействием подвижных игрищ и народных забав, напрямую связанных со свилей.

Таким образом, мы имеем сформированную систему двигательной активности, являющуюся как бы каркасом всей славяно-горицкой борьбы.

Безусловно, овладение техникой горицы имеет прямую зависимость от успешного овладения Движением.

Свиля в условиях паритетного боя — это наиболее рациональная защита при любом атакующем действии противника (удар, толчок, захват с целью броска, удушения или ломания какой-либо части тела).

И здесь мы сталкиваемся со своеобразием национальной техники, поскольку традиционные для восточной техники блоки в контексте русской состязательной традиции никогда не являлись рациональным действием.

Можно сказать, что свои руки боец использует, главным образом, для выполнения технических элементов, упреждающих удары противника или засекающих самого нападающего (при этом, естественно, перебивающих возможную атаку).

Следует помнить, что в освоении свили особо важную роль играет техническая точность выполнения элемента и своевременная, правильная оценка траектории движения удара, Свиля обладает характерной стилистикой движения, имеющего определенную ритмическую и пластическую схему. Безусловно, вписаться в эту схему сразу могут далеко не все.


РАДОГОРА

В определенном смысле этот вид — визитная карточка славяно-горицкой борьбы, так сказать, ее лицо. По количеству элементов Радогора сравнима с целым направлением концептуального у-шу. Многофункциональность и базовая широта стиля стала результатом объединения нескольких традиций русского кулачного боя в единую схему. В Радогору вошли жесткие позиционные удары стеношного боя, хлесткие и размашистые удары, характерные для сцеплялки, а также элитарный дворянский стиль «сеча», отличающийся четкостью и геометричностью построений. Кроме того, в нее вошел комплекс защитных элементов стеношного боя и боя "сам на сам".

В результате родилась система, позволяющая одновременно атаковать большое количество противников, при этом мгновенно перестраивая защитный элемент в серию инерционных хлестких ударов или делая акцент на жесткие, позиционные прямые. Радогора позволяет вам достигать поставленных целей в рекордно короткие сроки. Стандартным явлением для этого вида считается умение наносить четыре-пять ударов в секунду, одновременно с этим активно перемещаясь по площадке. Энергозатраты при этом существенно ниже, чем в других видах единоборств, которые растрачивают громадные ресурсы во время боя, на выходе не имея даже половины той результативности и скорости, какая доступна бойцам славяно-горицкой борьбы.

Итак, основная идея Радогоры заключается в умении держать пространственный контроль над противником. В идеале это выглядит как заполнение всего пространства вокруг бойца ударами. Не думайте, что этот идеал для вас такой же недосягаемый, как умение ходить по воде. У мастеров славяно-горицкой борьбы реальное заполнение пространства ударами, по мере необходимости, ложится одновременно на четыре плоскости: вперед — назад — вправо — влево. При такой технике удары противника либо перебиваются, либо задавливаются в самом начале, либо проваливаются свилей. Поэтому в традиции русского рукопашного боя и в славяно-горицкой борьбе, как его правопреемнице, мы наблюдаем полное отсутствие техники блоков, без которой, например, невозможно себе представить восточные единоборства.

Характерной для Радогоры особенностью можно считать тот факт, что при обоюдном мастерстве бойцов удары одного четко ложатся на геометрию ударов другого, поэтому они не могут причинить друг другу серьезного вреда. Разумеется, если отсутствует изначальная установка на поражение противника. Прикладное значение Радогоры можно оценить как универсальное умение, одинаково применимое как в условиях спортивного поединка (разумеется, с некоторыми оговорками), так и для реальной боевой ситуации.

Ратовище — "удар в полруки, да поперек груди". Выполняется как имитация удара древком копья вперед.

Относится к разряду ударов "с крыла". Удар требует предварительной подготовки. Поносится предплечьем, в основном в горло и лицо, однако может с успехом применяться для атаки широких поверхностей. Удар соединяет в себе пробивающий и вытесняющий потенциал. (См. рис. 28 и 29).



Рис. 28



Рис. 29


Вариант выполнения "медвежьего стыка". В данном случае выполняется на контратаке с предварительным выходом в свилю по принципу подсада. Ударной поверхностью служит плотно собранная ладонь. Подобные удары, кроме значительных разрушений в организме противника, способны далеко отбрасывать его тело. (См. рис. 30).



Рис. 30


Момент контакта распалины с телом противника. Удар выводится широким амплитудным движением и набрасывается сверху. (См. рис. 31).



Рис. 31


Затрещина "с крыла" с одновременным перетеканием в захват и проходом на спину для выведения из равновесия. (См. рис. 32).



Рис. 32


"ВЕЛЕСОВА БОРОТЬБА"[15]

Название еще одного из четырех видов славяно-горицкой борьбы взято в кавычки не случайно. Это условное, собирательное название борьбы силового профиля. В предыдущей части книги мы вели разговор о разновидностях русской поборческой традиции. Буквально все разновидности вошли в современный сплав силовой борьбы, включая также и приемы уличной борьбы. Разнообразные технические действия и принципы разных эпох и направлений борьбы были объединены на основе взаимодополняемости и, в свою очередь, модифицированы относительно современных требований. Этот уникальный сплав и получил название Велесовой боротьбы, в честь покровителя силы и житейской мудрости, главы земледельческого славяно-языческого пантеона — бога Белеса'



Рис. 33



Рис. 34


Велесова боротьба, в силу своих национальных особенностей, совершенно не спутываема со спортивными видами борьбы типа самбо, дзюдо или айкидо, хотя в ней прослеживается определенное сходство с некоторыми техническими действиями греко-римской и вольной борьбы. С моей точки зрения, эти общие параллели возникли в силу консервативности борьбы как способа противостояния. К тому же не стоит забывать об общем индоарийском корне европейских видов борьбы. Тем не менее Велесова боротьба остается одним из наименее спортотизированных видов борьбы, что повышает ее прикладную ценность. Например, во времена правления Иоанна IV Грозного в опричнине бытовал специфический вид поборья, способный противостоять сече и кулачному бою.

Основная задача борца-опричника заключалась в необходимости преодолеть натиск бойца-кулачника и, сблизившись, сломать или задушить его. К слову сказать, в современных "боях без правил" в подавляющем большинстве случаев одерживают победу борцы.


Рис. 35


Это обстоятельство великолепно иллюстрирует слабые и сильные места борьбы силового профиля. И если в схватке один на один больше шансов победить — на стороне борца, то в бою один со многими несоизмеримо чаще побеждают бойцы (кулачники).

Хотя это соотношение тоже не всегда безоговорочно правильно. В конечном итоге все зависит от потенциала человека и от умения его реализовать в разнообразных критических ситуациях.



Рис. 36


Борьба, сама по себе, долгое время являлась обязательной нормой базовой подготовки и ратников-ополченцев, и дружинников-профессионалов.

Особенно яркую роль борьба играла в период стратегической значимости холодного оружия. То есть в то время, когда военные столкновения представляли собой рукопашную схватку с применением всех возможных способов ведения боя. Логично было бы предположить, что удар кулаком по шлему или чешуйчатому доспеху не принесет никакого победного результата, зато силовой бросок или динамическое сбивание, а зачастую и затаптывающий удар ногой были вполне оправданы ситуацией. Однако не стоит передергивать и ставить во главу угла "безоружное умение". В то время главным всегда было как раз умение обращаться с различными видами холодного оружия и, как правило, качество доспеха и вооружения вкупе с мастерством и опытом их носителя приносило победные результаты.

В целом можно сказать, что для занятий этим видом славяно-горицкой борьбы необходимы физическая сила и выносливость, а также специфическая пластичность и координированность. В основе Велесовой боротьбы лежат несколько механических принципов: заламывание противника, удушение противника в стойке, разрывание противника, короткие и мощные броски под себя и показательные высокие броски с подниманием тела противника над собой.

Варианты выполнения высоких бросков, известных в славянско-горицкой борьбе как «дыбки» — рис. 37: «Мельница»; рис. 38: "Питерский дыбок"



Рис. 37



Рис. 38


Техника Велесовой боротьбы наиболее объемна и трудоемка в тренировочном процессе, что сказывается на ее популярности среди занимающихся. Тем не менее спортивная и прикладная ценность какого-либо вида борьбы, как правило, не зависит от количества занимающихся. Например, расцветшие в России завозные системы единоборств, порой лишь отдаленно напоминающие боевые построения, собирают вокруг своих представителей толпы народа, что никоим образом не доказывает их боеспособности. Скорее наоборот, если система нравится большинству и вбирает в себя всех без разбора, то это признак ее «безвредности», так нравящейся современной оболваненной молодежи, для которой главное в единоборстве — то, "как это смотрится и много ли людей этим занимается"


ОХОТНИЦКИЙ БОЙ

Последний из видов славяно-горицкой борьбы. Воплощает собой активную наступательную тактику с широким спектром ударов и бросковых приемов, объединенных под эгидой борьбы динамического профиля. Охотницкий бой ориентирован на быстрое, почти мгновенное выведение противника из равновесия с помощью рывков, толчков, рычаговых воздействий, захватов и ударов.

Охотницкий бой — это историческое название, которое происходит от «оходчих» бойцов, «ходчих», продававших свой кулак на судных поединках и часто бившихся на закладных боях. Охотницкий бой воплощает собой чистую драку, главной целью которой является полное выведение противника из строя. Для этого очень широко применяется дополнительное травмирование противника головой о землю после выведения его из равновесия.

Долгое время охотницкий бой был стратегическим направлением в традиционном разделе славяно-горицкой борьбы, подчиняя своим ценностным установкам и ориентирам остальные ее виды. Уникальные разработки этого направления также включают в себя умение сбивать противника в сторону наименьшей устойчивости, выводить удар в захват, и наоборот, применять в бою резкие, порывистые перемещения, позволяющие выполнять броски без предварительного силового захвата, затрачивая на атаку противника всего две-три секунды. Система охотницкого боя является несомненным лидером среди поклонников славяно-горицкой борьбы в силу своих прикладных качеств.



Рис. 39–42


Выведение буздыгана с проходом за спину (время выполнения 1 секунда)


СТИЛЬ «ЛОМАНИЕ» (плясовой стиль)

Этот стиль — наследник ритуальных охотничье-военных танцев периода тотемических культов. Его задачей является грамотное использование пластических и динамических ресурсов организма при условии экономного расходования энергии во время боя. Плясовой стиль, несмотря на свою древность и приверженность к фольклорной традиции, нельзя считать собственно-боевым направлением. Он хорош, как дополнение к другим стилям, потому что ломание обучает в игровой манере нестандартному поведению на площадке. Кроме всего прочего, плясовой стиль можно использовать в условиях боя один на один. Такие случаи были отмечены в турнирной практике славяно-горицкой борьбы. Боевой потенциал плясового стиля базируется на грамотном и расчетливом владении свилей.






Рис. 43–46


Бросок с проходом за спину с травмировавшем головы противника о землю.

Впрочем, свиля является боевым инструментарием всей славяно-горицкой борьбы. Приплясывание, притопывание, поведение плечами — все эти действия призваны обеспечивать постоянную расслабленность тела перед планируемой атакой или в процессе отражения атаки противника. Расслабленное состояние обеспечивает быстроту реакции, широкую и четкую амплитуду движений. Главное требование к стойке бойца — стоять не твердо, а устойчиво. Устойчивость достигается благодаря балансированию с использованием практически всех очагов движения. Притопывание дает возможность бойцу атаковать, преобразуя ритм пляса в ритм удара.

Вашему вниманию предлагается пляс кулачного бойца, рекомендованный А. К. Беловым.

Расслабившись в пояснице, стряхнув напряжение с рук и ног, опустив плечи, начнем с легким притопыванием включаться в движение. Подвижности ног отвечает движение плеч. Все мышцы тела расслаблены. Не прерывая движения, резко, рывком выполняем попеременно «отрыв» плеча назад справа и слева. Каждый такой рывок изменяет положение плоскости груди к предполагаемому фронту атаки.

Далее, не прекращая пляса, так же резко, рывком посылаем вниз, как бы под себя, то правое, то левое плечо. Соответственно корпус склоняется в неглубоком поклоне, слегка скручиваясь вперед.



Последнее движение на базе пляса, которое мы разберем — отбрасывание корпуса в сторону. Представьте себе, что вы во время качки находитесь на палубе корабля. Колебания судна передаются на ноги. Энергично переступая ногами в направлении вынужденного движения тела, удерживаем себя от падения. Плечи при этом выполняют балансирующий реверс, то есть отклоняются в сторону, обратную движению тела. Обязательное правило и для этого случая, и вообще для передвижения по площадке — вес тела полностью опускать на обе ноги только тогда, когда ваши стопы расставлены на ширину нормального для вас шага, не уже и не шире.

Мне же остается добавить, что представлена только одна из многочисленных базовых форм «пляса». На «плясовые» передвижения органично наслаивается ударная и бросковая техника славяно-горицкой борьбы.


"ГРУДОК"

Стиль боя, задачей которого является успешное противостояние противнику, многократно превосходящему вас по антропометрическим показателям.

Тактическая схема боя проста, но я бы не сказал, что она из-за этого легко выполнима. Вашей задачей является одновременное соблюдение наступательной концепции и умение держать дистанцию с противником. Если недруг многократно превосходит вас по силе и росту, то с ним бессмысленно вступать в ближний бой. Но и на дистанции необходимо постоянно отслеживать его действия, потому что если он нанесет точный удар или выполнит плотный захват, то вам конец. Атаковать такого опасного противника нужно из положения, в котором ему будет неудобно защищаться, а так же нужно постоянно опережать и упреждать агрессивные выпады противника. Для этого стиля существуют подробные рекомендации и тактико-технические схемы, которые, однако, я не считаю нужным оглашать. Свою основную задачу я вижу в передаче необходимого уровня информации, пусть даже и описательного характера. Возможности стиля при хорошем уровне практического освоения позволяют вести бой с несколькими противниками, значительно превосходящими вас по силе. Поэтому и в славяно-горицкой борьбе бойцов часто не делят по весовым категориям.


"ПЯТА"

Стиль получил свое название благо даря использованию «пяты» (название взято из кулачного боя), то есть замкнутой точки пространства. Этот стиль еще называют "стилем побитых ног". Нет ничего удивительного в том, что во время драки вам могут травмировать ноги… и, как следствие, вы не сможете вести бой на основе высокой подвижности. Вынужденная статичность также характерна для боя в замкнутом пространстве или при бое стоя на скользкой поверхности. «Пята» не имеет своей собственной технической базы, однако это самый богатый тактически стиль, который, кроме всего прочего, очень экономичен и продуман до деталей. Подсказкой интересующимся может послужить принцип, при котором движения рук ведут все остальные движения корпусом. Стиль «пята» является своего рода полным антиподом стиля «наскок». Хотя это только мнимая конфронтация. Противопоставление мною этих стилей должно всего лишь проиллюстрировать возможности славяно-горицкой борьбы. Для тех, кто выбирает для изучения горицу, могу сказать, что наш технический арсенал способен обеспечить вашу безопасность практически в любых критических ситуациях. Стиль «пяты» можно определить как вынужденный, что делает его не очень популярным, но прикладная ценность «пяты» от этого нисколько не уменьшается.


ПОДСАЙДАШНЫЙ СТИЛЬ

Это стиль, направленный на использование оружия в бою. Такое «странное» для моих современников название пошло от подсайдашного ножа, бывшего когда-то непременным атрибутом не только дружинников-профессионалов, но и любого ратника-ополченца.

Наработки этого стиля позволяют эффективно противостоять противнику, вооруженному, практически, любым типом холодного оружия. Разумеется, это не значит, что вы будете гарантированы от поражения в любой ситуации и с любым противником.

Такие дешевые заверения себе могут позволить только «восточники» и "новые русские стили", наивно полагающие, что, поставив пару блоков или "обкатав вооруженную конечность", можно избежать осложнений с противником.

Лично мой боевой и тренировочный опыт говорит за то, что единственная возможность избежать ножевого ранения заключается в том, чтобы вообще не дать противнику воспользоваться холодным оружием. Как это сделать?

В общем, это вполне возможно. Помню, еще в начале девяностых годов со мной была группа единомышленников, по сегодняшним меркам мы проводили тренировки по чрезмерно жесткой методе. Суть наших занятий состояла в создании ситуаций, максимально приближенных к боевым. Занятия проходили всегда на улице, на одной из окраин Саратова. Работа с вооруженным противником давалась мне лучше, чем моим соратникам. Однажды в процессе тренировки я отвлекся на мгновение… и сподручник моментально пропорол мне ножом руку. Оружие было настоящим и дрались мы, что называется, "в полный контакт". Ошибаться было нельзя. Уже тогда я понял, что любая незначительная оплошность может стать последней. И еще один вывод, который наверняка не понравится теоретикам от боевых искусств. Если вы не сумели упредить удар противника и включились в фехтование, то в случае с опытным противником неизбежны обоюдные поражения (См. рис. 49–51).




Рис. 48–49


Правда, последствия будут разными, например, обмен ударами вооруженного с безоружным будут явно не в пользу последнего. С этой точки зрения фехтование не только не имеет смысла, но и чрезвычайно опасно. Поэтому в славяно-горицкой борьбе предпочитают стихийной обороне четко спланированную атаку. В «подсайдашном» стиле, кроме работы с одним и двумя ножами (с моей точки зрения, наш способ является самым проработанным и мощным в России), существуют и работа с «дрекольем», и с другими видами холодного оружия. О палочном бое и работе с кистенем писалось ранее. Надо сказать, что мы не замыкаемся только на "сермяжном умении". Клубы славяно-горицкой борьбы культивируют самые разнообразные виды исторического и прикладного фехтования. Например, сильнейшим в этом разделе считается ульяновский клуб «Рысь», руководит которым Руслан Слепов (Рос).



Рис. 50


Рис. 51


Перед вами стандартная атака противника, вооруженного холодным оружием, на основе техники охотницкого боя — рис. 49–51. (Время проведения атаки — 1 секунда.)

К правдивости и реалистичности установок подсойдашного стиля в нашем клубе,[16] например, прибавляется детально проработанная методика преподавания простых и четких тактико-технических принципов, на которых за относительно короткое время (2–3 месяца) можно выйти на вполне профессиональное владение оружием. Чтобы работать против вооруженного противника, необходимо самому научиться владеть оружием и знать особенности каждого типа вооружения. Безусловно, одним из интереснейших разделов подсойдашного стиля является раздел работы безоружного против вооруженного, объем технических и тактических построений которого заслуживает отдельного издания.

Хочу предупредить желание читателя выбрать себе к освоению какой-нибудь отдельный стиль. Этого делать нельзя, потому что, познав только одну грань явления, невозможно создать общее впечатление, для этого нужно знать и опробовать все ключевые этапы. Только в этом случае можно гарантировать вашу безопасность. В целом, задачей стиля является выработка такого навыка и психического настроя, при которых оружие, а вер нее, бой с применением оружия становятся для бойца штатной ситуацией. Для этого разработан ряд психотехник, оказывающих мобилизующее действие.



Рис. 52. Выведение классического брыка



Рис. 53. Стабилизация после удара


СТИЛЬ "ПОДОЛ"

Это не совсем традиционно для России, но стиль «подол» — это стиль, в котором дерутся только ногами. Мною ранее приводились доказательства в пользу возможности и способности русских вести активные атаки ногами. Причем, в полном боевом объеме. Исторически подтверждено существование многих региональных традиций боя ногами. Из них вошли в славяно-горицкую борьбу: московская традиция (подсеки); новгородская традиция (оплеты); ростовская традиция (брыки); томская традиция (подсады); общерусская традиция (шагающие удары).

Если к этому прибавить борцовский арсенал из подножек, зацепов, обвивов и т. п., то получится система, которая по богатству и разнообразию технического и тактического арсенала сравнима с французским сават и корейским тхеквондо, а во многом и превосходит эти системы. «Подол» отражает русскую национальную специфику нанесения удара ногой, причем, без «шпагатов» и малоприменимых в реальном бою низких фиксированных стоек. Несмотря на это, стиль «подол» является одним из самых трудоемких и кропотливых. Вероятно поэтому на Руси это направление боевой культуры так и не выделилось в самостоятельную нишу, оставаясь вспомогательной техникой. Прикладное значение этого стиля велико. Его используют в палочном бою очень активно, при травмах рук, не позволяющих атаковать с верхнего яруса. Ногами великолепно дрались казаки, причем выводя удар с седла. Так что любители подраться ногами вполне могут себя проявить в славяно-горицкой борьбе.

Подсека, выводимая снаружи внутрь, с успехом может применяться как при атаке нижнего яруса (рис. 54), так и при атаке головы (рис. 55).



Рис. 54, 55





Рис. 56–58. Классический оплет (Покадровая развертка. Время удара — 0,6 сек.)



Рис. 59. Уговица — удар из группы шагающих. Выводит бойца спиной к противнику с одновременным затаптыванием последнего.



Рис. 60. "Подкрут с подола" или "свиной подкрут". Удар требует особой подвижности коленного сустава. Бьющая часть — кромка сапога.


"КОРОМЫСЛО"

Нет, в этом стиле не дерутся коромыслами, как в театрализованных выступлениях фольклорных коллективов. «Коромысло» — это принцип уравновешенности двух полюсов, предусматривающий обоюдную загруженность руки и ноги, их взаимодействие в бою. Без сомнения, этот стиль — один из богатейших технически и тактически. Полнейший баланс во взаимодействии руки и ноги предусматривает и возможность перетекания удара в захват, заканчивающийся броском. Таким образом, в стиле коромысло органично взаимодействуют все звенья двигательной цепи. Этот стиль принадлежит к разряду наиболее высококоординационных. Он требует от бойца комплексной подготовки. В навыке бойца должны гармонично сочетаться умение перемещаться вместе с ударом, способность проводить атаки на разных уровнях, позволяющих выполнять самые разнообразные броски и динамические сбивания противника.



Рис. 61. Один из вариантов удара ногой, выполняемый в плясовой манере. В данном случае перед вами вариант подсада из нижнего яруса.


Для наглядности представьте себе бойца, одинаково хорошо владеющего силовой и динамической разновидностями борьбы, способного комплексно использовать свои двигательные возможности в сочетании с одинаковым уровнем владения кулачным боем и техникой ударов ногами.

Основой для такого комплексного умения является принцип инерционного выхода из любого положения. После относительно недолгого штудирования базовых связок и выполнения большого количества специальных и игровых заданий у бойца наступает фаза импровизационной способности. В этой фазе боец уже способен включать последовательную цепь «коромысел» или "карусель".

Однако наслаждение движением и развитие собственно импровизационных навыков — это не конечная цель. Самое сложное — научиться достигать в своих действиях соответствия с боевой ситуацией, при этом четко реагируя на поведение противников. Этот стиль можно применять в бою со многими противниками. При условии хорошего освоения вы за короткое время одержите эффективные победы, даже над противниками, вооруженными холодным оружием. «Коромысло» можно квалифицировать как пик боеспособности и овладения техникой славяно-горицкой борьбы практически всех основных направлений. Если такие стили, как «пята», «подол» или свиля выглядят в реальной боевой ситуации как вынужденно необходимые, применяемые бойцами, понесшими потери, то «коромысло» заставляет нести потери ваших противников.

По зрелищности этот стиль абсолютно не уступает разрекламированным современным системам боя. Неся на себе всю полноту и боевые характеристики национальной техники, «коромысло», как ни один другой стиль дает почувствовать и понять взаимосвязь всех основных направлений русской боевой культуры. Его уникальность состоит еще в том, что в него никогда не впишется чужеродный элемент из других видов единоборств. Впрочем, то же самое можно сказать о всей славяно-горицкой борьбе.


Рис. 62. Стандартное взаимодействие турги и буздыгана в стиле "коромысло"


"НАСКОК"

Уже из самого названия видно, что противника в этом стиле атакуют "с наскока". "С наскока" — значит быстро и неожиданно. Этот стиль отличается ярко выраженной агрессивностью по отношению к действиям противника. Задача стиля не просто сломить сопротивление врага, а «задавить» даже саму потенциальную возможность развития против вас каких бы то ни было слаженных действий. Тело противника постоянно вытесняется с линий атаки мощными взрывными усилиями.



Рис. 63. Стандартное взаимодействие турги и буздыгана в стиле "коромысло"


Уникальность данного стиля состоит в том, что бой в этой манере ведется на линейной дистанции, то есть вы не уходите с линии атаки. Тем не менее удары противника задавливаются, даже не успев сформироваться, не говоря уже о захватах и бросках. Этого эффекта позволяет достигать именно налетная техника. На бумаге эту технику описать довольно сложно. Но если вы постараетесь представить себе трехсекундную атаку, в ходе которой было нанесено не менее 10–12 ударов ногами и руками и результатом чего стало смещение противника с его начальной позиции на 5–7 метров и заканчивающееся мощнейшим динамическим сбиванием на землю, то вы вполне можете составить себе впечатление об этом стиле. Очень важным обстоятельством, необходимым для достижения хорошей результативности в этом стиле, является умение наносить 3–4 удара в секунду с одновременным резким прорывом вперед.

Разумеется, осваивать стиль «скок» могут только люди с ярко выраженными бойцовскими качествами, с хорошими физическими и техническими показателями. Для этого стиля разработана и своя техническая база, вернее, она учитывает все особенности ведения боя в этой манере. Посудите сами, ведь для того, чтобы грамотно атаковать, нужно обладать не только мужеством и бесстрашием, здесь не менее важен технический арсенал, в котором все должно быть учтено до мелочей. Учтите, что ваша ошибка может дорого вам обойтись, ведь обороняющийся может ее использовать. Вам уже захотелось на место обороняющегося? Тогда, предположим, что атакующий не допустил ошибки. В результате у обороняющегося не осталось ни единого реального шанса.

Предвижу сомнения читателя по поводу правдивости вышеизложенных описаний. Воспитанным на конъюнктурных боевиках с «героями», похожими друг на друга как братья, и со стандартным, измусоленным набором приемов восточного происхождения — действительно не лезет в голову, что драться можно, например, с наскока, сиречь, в совершенно русской манере. Да к тому же с таким потрясающим воображение эффектом. И тем не менее это не сказка. Любой из вас может на собственной шкуре испытать все прелести нашего умения. Не берусь отвечать за других, но лично у меня достаточно богатый боевой опыт с применением этого стиля. Прикладное значение «наскока» можно реализовать как в бою один на один, так и в бою один со многими, например, для прорыва кольца противников. Не стоит забывать и о психологическом воздействии, производимом на противников вашей атакой с наскока и видом поверженного вами неприятеля.


"ВОЛЧИЙ БОЙ"

Возник этот стиль ведения боя в уголовной среде. Точнее, среди заключенных. Родословная "волчьего боя" отводила ему весьма скромное место в том явлении, которое мы с вами договорились обозначать как "состязательная культура". Да и не только родословная помешала этому стилю занять место среди боевых искусств. Связано это с тем, что "волчий стиль" — это доведенная до виртуозности хулиганская манера боя. Внимательный читатель сразу вспомнит, что хулиганская манера (то бишь уличная драка) абсолютно лишена каких бы то ни было правил и ограничений. Именно этот подход долгое время делал бывших зеков чемпионами в уличных столкновениях. "Волчий бой" никогда не претендовал на высокое звание боевого искусства, тем не менее мы обязаны воздать ему должное, потому что это безусловный конкурент боя по правилам.

Задачей этого стиля является достижение максимально быстрой победы над противником любыми доступными средствами. Спектр технических действий чрезвычайно широк, но в целом подчинен идее мгновенной атаки. Атака проводится из совершенно неожиданных для противника положений, причем удары наносятся только по жизненно важным областям тела. Очень специфической для этого стиля можно считать манеру отводить взгляд с направления удара, что заставляет противника находиться в состоянии неуверенности. К этому добавляется способность перемещаться «елочкой» к противнику (то есть по ломаной линии). Это «раздергивает» внимание противника, не давая ему возможности сколько-нибудь эффективно сопротивляться. Сама схватка занимает очень короткое время. Как правило, это одна-две четко спланированные атаки. В этом стиле очень важна и идейная установка, говорящая нам о том, что волк никогда не бывает жертвой, другими словами, волк всегда охотник, он не бывает обороняющейся стороной. За мастерами этого вида боя замечена еще одна специфическая особенность — очень сильные руки.

Тактические построения "волчьего стиля" четко вплетаются в технический навык (так же, как и во всех стилях славяно-горицкой борьбы). Стратегическую тактико-техническую установку для этого стиля можно было бы обозначить одной фразой: "бей первым и притом неожиданно". Но кроме этого, существует и еще одно особое умение бойцов "волчьего стиля" — это всеподавляющее, почти гипнотическое влияние на волю атакуемого. Для достижения такого эффекта могут применяться сбивающие с толку высказывания, специальные приемы, позволяющие мгновенно ввести жертву в поверхностные трансовые состояния, а также приемы актерской игры.

Грубо говоря, атакуются физический и психический план жертвы одновременно (мышление жертвы не может включиться из-за крайне парадоксального поведения агрессора). Эта особенность позволяет отнести «волчий» бой к тактико-психологическим стилям, в отличие от тактико-технических направлений, более привычных читателю. Один из знатоков этой манеры боя — Сергей Иванович Стеценко — считает, что «волк» не дерется в привычном для профессионального спорта понимании слова «драка». «Волк» только атакует, но атаки его, в подавляющем большинстве случаев, завершаются поражением противника. К слову сказать, здесь я только наметил очертания этого стиля. Подробную информацию по этому вопросу можно получить только в клубах славяно-горицкой борьбы. Самостоятельное изучение этого стиля невозможно не только в силу дефицита легализованной информации, но и по причине некоторых весьма специфических особенностей, о которых нет резона говорить в широком вещании. Могу только добавить, что значение этого вида боя и его популярность в рядах поклонников славяно-горицкой борьбы трудно переоценить.

К примеру, тотем волка, бывший когда-то символом охотничьих кланов, стал неотъемлемым атрибутом дружинных культов. Или вот: животное воплощение Бога-Громовника — серый волк — такой же частый персонаж русских сказок, как и находящиеся под прямым покровительством Перуна русские чудо-богатыри. Кроме всего прочего, волк-оборотень имеет самое непосредственное касательство к архаичной воинской магии, к образу берсерка, предпочитавшего ходить на врага в волчьей шкуре и могущего волчьим рыком и воем разгонять конное войско противника, уподобляясь в своем мужестве и бесстрашии священному животному Громовержца.

Затронув тему воина одиночки — берсерка, мы переходим к рассмотрению последнего из двенадцати стилей славяно-горицкой борьбы классического раздела.


СТИЛЬ ЯРОГО ВОИНА (стиль берсерка)

Этот стиль — наследник древней традиции, которую когда-то представляли воины-одиночки, способные без поддержки противостоять целому войску (свыше сотни человек).

Этот стиль, в силу своих особенностей, может практиковаться единицами. И, что самое печальное, современность не дает возможности использовать в полной мере навык берсерка. Ярые воины дрались в состоянии аффекта, это состояние позволяет использовать базовые резервные возможности организма. Например, скорость протекания жизненных процессов увеличивается в несколько раз.

В состоянии «ярости» берсерк может перепрыгнуть через препятствия, которые не под силу преодолеть в нормальном состоянии. Берсерк не чувствителен к боли, обладает поистине звериной силой и способен в бою разорвать человека руками.

Для вхождения в это состояние нужен мощный выброс адреналина в кровь, а также боевые кличи или волчий вой, которым так славились берсерки. Катализатором, приводящим этот механизм в действие, всегда служил отвар красного мухомора, рецепт которого сохраняется Национальным клубом в секрете. Думаю, понятно, почему.

Для желающих поэкспериментировать с отваром мухомора могу сказать, что незначительное повышение дозы активного вещества, содержащегося в грибах, может привести к тяжелому отравлению и даже к смертельному исходу.

Кроме психо-эмоциональных и «фармакологических» эффектов, берсерк был носителем комплексных боевых навыков, годных, как сейчас принято говорить, "на все случаи жизни". Например, из арсенала берсерков пришло умение двигаться спиной на противника, атакуя его при этом. От них же достался в наследство принцип «обоерукости» (одинаковое владение как правой, так и левой рукой).

Стоит упомянуть и принцип постоянного боевого разворота, который создает эффект "отсутствия спины" в бою один со многими, перешедший, как многое другое, в славяно-горицкую борьбу из наследия ярых воинов. К такому же, недосягаемому для многих современных рукопашников, идеалу относится умение уходить от одной или двух прицельно выпущенных стрел. Несмотря на обилие таких, безусловно, выдающихся, а во многом и уникальных способностей и умений, берсерк вовсе не был бессмертным. Воин-одиночка не должен был доказывать свою выживаемость. Его основная цель — нанесение максимального урона врагу.

Он многократно окупал свою жизнь жизнями своих противников. Возможно, этот последний вывод уронит статус берсерков в глазах восторженных любителей мифических ниндзя, рассказы о которых сильно напоминают сказки о способностях Кощея Бессмертного. Тем не менее мы предпочитаем оставаться сторонниками правды.


РУССКИЙ ШТУРМОВОЙ БОЙ

Сначала 90-х годов нашего века со славяно-горицкой борьбой начинают происходить изменения. Точнее, меняются приоритеты и само стратегическое направление системы. Первоначально заданное русло развития Горицы, направленное на сохранение этнической чистоты и ортодоксальности технических действий, постепенно заменяется ориентацией на русскую уличную драку.

Потребность «по-новому» осмысленной славяно-горицкой борьбы привела к реализации тактики штурмового натиска и к соблюдению идейной установки на безоговорочно наступательную технику.

Основой для «новой» школы русского рукопашного боя послужили три направления традиционного раздела. Охотницкий бой, "волчий стиль" и стиль «наскок» перестраивают всю тактическую, а во многих аспектах и техническую формулу борьбы. Теперь все, что боеспособно в реальных условиях уличной драки, перенимается штурмовой школой из традиционных стилей и направлений славяно-горицкой борьбы. Таким образом, окончательно был взят курс на формирование современного русского штурмового боя.

Стили «новой» школы сориентированы на конкретные ситуации, могущие возникнуть в рамках уличного столкновения:

1. Бой один против многих;

2. Бой в условиях стесненного пространства;

3. Бой с перебитой рукой;

4. Бой на скользком покрытии;

5. Бой при сбивании вас на землю;

6. Бой с перебитыми ногами;

7. Бой против превосходящего по силе противника и т. д.

Знаете ли вы еще какую-нибудь систему единоборств с таким гигантским спектром применения?

Именно поэтому к штурмовому разделу славяно-горицкой борьбы проявляют такой интерес силовые структуры. Во многих армейских частях специального назначения штурмовой бой занимает прочное место в системе физической подготовки. Не случайно, что ни одно подразделение специального назначения МВД, практикующее славяно-горицкую борьбу, в боевых действиях в Чечне не потеряло ни одного человека. Какая тут связь? Приведу конкретные примеры. Так, скорость и точность реакции у занимающегося штурмовым боем повышается в 3 раза! С учетом того, что на поражение противника «штурмовику» дается одна секунда. За это время боец в состоянии нанести удар ногой, мгновенно перейдя на сокращение дистанции и нанеся при этом еще 2–3 удара руками — атака заканчивается либо динамическим сбиванием, либо силовым броском. Шансы противника уцелеть после такой атаки очень зыбки. Тем более нереально надеяться на поставленный блок или угадать направление удара. Штурмовой бой способен развить практически все необходимые бойцу профессиональные рефлексы — в среднем за 3–4 месяца подготовки. Другое дело — уровень личной психической и физической зрелости. За несколько лет преподавания штурмовой драки у меня сложилось впечатление, что патологической трусостью и малодушием страдает больше половины мужского населения. Из сотен соискателей, прошедших через мои тренировки, было не более трех десятков с хорошими бойцовскими способностями, а реализовать свой потенциал смогли единицы. А что же остальные, спросит читатель. По поводу остальных складывается следующий собирательный образ. Подавляющее большинство приходит под воздействием желания "поправить здоровье", остальные с намерением "изучить пару крутых приемчиков". Были и такие, кто хотел заниматься именно "русским стилем", то есть вдоволь поплясать, попеть частушек и расслабленно постигать премудрости боя. Справедливости ради следует отметить и тех немногих, кто смог проявить себя как мужчина, начиная от активной жизненной позиции и заканчивая умением и желанием драться.

Большая заслуга в собственной реализованности или нереализованности всегда принадлежит конкретному человеку. Нет, не вашему наставнику, а вам, именно вам самим. Современные феминизированные мужчины мечтают, чтобы "ими занимались". Но подумайте, кроме вас самих, никто не заинтересован ни в вашем духовном росте, ни в реализации профессиональных навыков, ни, тем более, в вашем физическом совершенстве. Не стоит считать, что мои слова — поэтическое отступление от задуманной темы. Не надо доказывать, что любое действие человека, как правило, имеет под собой конкретный мотив и идейную подоплеку. Дело в том, что вас можно заставить бежать, применяя внешние воздействия. То есть вас можно напугать, унизить и, наконец, избить, в том случае, если вы зависимы, слабы, трусливы и податливы. Но никакая внешняя сила или чья-то мудрость не сможет заставить вас не закрывать глаза, когда вам наносят удар, не бегать от боя, быть смелым и независимым, сильным и стойким. Всех этих качеств вы можете достичь только самостоятельно, благодаря чему-то или вопреки — не суть важно. Быть героем по принуждению — такое же бесчестье, как и изворотливость в оправдании собственной лени и недееспособности.

Значит, идейная установка на атаку доступна нынче незначительному проценту от общей численности мужского населения. Символически, штурм — это антипод приспособленчеству. Это представление полностью может быть перенесено на рукопашный бой. Да, это в общем-то нелегкая ноша. Штурмовать противника с победными результатами способен не только психически и физически крепкий боец; он должен обладать, к тому же, великолепно разработанными рефлексами и образцовой выучкой. Неспроста зрители на наших турнирах отмечают, что техническая широта базовой подготовки наших бойцов создает впечатление того, что бойцы владеют, практически, всеми способами ведения боя, известными в мире.

Как же выглядят поединки в штурме? Весь бой поделен на десять сходов, каждый длительностью по десять секунд. Разрешены любые технические действия, допускается даже неосознанное травмирование с угрозой жизни.

Сознательное травмирование просто маловероятно из-за ничтожности времени, отпущенного на атаку. В соответствии с техническими стандартами бой начинают с удара ногой, потом переходят на так называемый бой в руках, заканчивая атаку броском. Однако, если один из бойцов продолжает вести атаку более десяти секунд, бой не прерывается до ее окончания.

Последние годы бои в штурмовом разделе принято проводить в защитных шлемах и в смягчающих амортизаторах на руках. Сделано это было для того, чтобы снизить изначальный травматизм, присущий штурму. Лично мне, как человеку, получавшему экспертную квалификацию по штурмовому разделу еще в начале 1994 года, более симпатичен его «жесткий» вариант, без шлемов и накладок. Ощущение и результативность от таких боев сравнимы, пожалуй, с… Если честно, подобрать сравнение, безусловно понятное читателю, попросту невозможно. Нужно самому испытать это. Разумеется, тем, кто чрезмерно опасается за сохранность своей внешности, более удобно драться в шлемах. И хотя нокаутов в штурме явно поубавилось, универсальная схема славяно-горицкой борьбы позволила избежать излишней обусловленности поединка. Бойцы просто чаще стали атаковать ногами и пробивать корпус и, что наиболее показательно, стали чаще применять бросковую технику.

Техника штурма, как и традиционного раздела, не отягощает себя малофизиологичными или излишне ритуализированными формами. Чем более трудоемок элемент для исполнения в тренировочном процессе, тем менее он будет применим в реальной боевой ситуации.

"Только естественные движения можно подключить к бессознательным. реакциям, имеющим очень высокие скорости. И здесь вступает в действие основной принцип славяне—горицкой борьбы — бой вне осмысления, понимания, сознательного контроля. Мы полностью отдаем себя во власть рефлексов и инстинкта. Вызвано это тем, что в профессиональной драке скорости столь высоки, а ситуации настолько непредсказуемы, что строить осознанное противодействие здесь означает приближать поражение".[17]

Связанность штурмового боя с дракой подкрепляется системой тренировок, предусматривающей постоянные занятия в условиях улицы в любую погоду. Обычно тренировки проводят в лесопарковой зоне, что формирует у бойцов нужные фоновые рефлексы. На пример, люди привыкают тренироваться при естественном освещении, на естественном покрытии, в той одежде, которая нужна в конкретных погодных условиях.




Рис. 64, 65. Использованы снимки, сделанные на Кубке Среднего Поволжья, проходившем в г. Энгельсе в январе 1997 г.


Разумеется, можно проводить занятия и в залах, но уличные тренировки обязательны.

Без сомнения, такая «жесткая» методика может привлечь относительно взрослых и физически способных мужчин (с 16 лет и старше). Чего нельзя сказать о традиционном разделе славяно-горицкой борьбы, методика которого в состоянии адаптироваться под требования занятий с детьми, а также с женщинами.

Штурмовая система готова принять в ряды своих сторонников юношей и мужчин, стремящихся к реализации своего боевого потенциала. Вы сможете своими усилиями поднять русскую штурмовую драку до пределов международного признания и почета!


ТОТАЛЬНЫЙ БОЙ

Самое свежее и еще не успевшее обрасти достаточным количеством поклонников направление славяно-горицкой борьбы. Тотальный бой — это бой без соблюдения правил и без четкой ориентации на заданные технические нормы. Продолжительность поединка, предусмотренная правилами, варьируется от 10 до 15 минут. Понятно, что при таких условиях в тотальных боях могут принимать участие лишь очень хорошо подготовленные бойцы, способные демонстрировать технику тотального боя на уровне профессионалов. Здесь на первое место выступает силовой потенциал и способность к высоко техничной борьбе. Это, разумеется, совершенно не отменяет умения бойцов наносить друг другу сокрушительные удары. И все-таки в тотальном бою наиболее важным становится навык жесткой борьбы.

Поединки в рамках тотального боя характеризуют еще как "бои с неярко выраженной национальной спецификой".

Связано это с тем, что каждый из участников стремится построить схему своих действий максимально правильно, рационально и практично, совершенно при этом не заботясь о внешнем эффекте своих действий и не обращая внимания на "чистоту стиля". Тотальный бой сейчас — самая бурно развивающаяся дисциплина внутри славяно-горицкой борьбы. Это направление в корне отличается от установок традиционного раздела, от раздела штурмового боя и, тем более, от боевого раздела Горицы.




Рис. 66, 67. Использованы снимки, сделанные на Кубке Среднего Поволжья, проходившем в г. Энгельсе в январе 1997 г.


Тотальный бой, с моей точки зрения, это максимально освобожденное от ограничений и установок явление, призванное демонстрировать выдающиеся достижения в области рукопашного боя, точнее единоборства без оружия. Не думаю, что тотальный бой когда-нибудь приобретет большое количество участников или вырвется в разряд олимпийских видов спорта. Я говорю именно об участниках, а не о зрителях и «теоретиках-знатоках». Тотальный бой — удел зрелого воина, своего рода пик в реализации спортивной карьеры, так как традиционный раздел и раздел штурмового боя выглядят как последовательные этапы, приводящие профессионального бойца к уровню боя без правил.

Итак, обзор условно-спортивных разделов славяно-горицкой борьбы можно считать завершенным. «Условно-спортивными» я назвал эти направления потому, что в каждом из разделов проводятся соревнования по установленным нормам. То есть эти виды являются отражением общей состязательной традиции. И хотя славяно-горицкая борьба всегда была поборницей прикладной ценности своих разделов, спортивно-эстетическая функция соревнований является необходимым атрибутом. Иначе как же можно отслеживать развитие борьбы и прогресс бойцов, если не проводить состязаний?! Мы никогда не были сторонниками голого теоретизирования и, следовательно, нам нет необходимости постоянно ссылаться на чрезмерную «смертоносность» своей системы, оправдывая тем самым свою недееспособность, как это принято среди представителей некоторых других видов единоборств.


БОЕВОЙ РАЗДЕЛ

Славяно-горицкая борьба, как любое целостное явление, развивается в нескольких направлениях. А значит, имеет и свой боевой раздел, предусматривающий комплексное владение всеми возможными навыками, нужными для ведения рукопашного боя с вооруженным и безоружным противником. Боевой раздел предусматривает одну-единственную идейную установку: бой ведется до полного поражения противника любыми возможными средствами. Разумеется, никаких соревнований по этому разделу никогда не проводилось и вряд ли когда-нибудь будет проведено. Как тогда можно разобраться, какие навыки полезны в боевой ситуации, а какие попросту не нужны? Для разрешения этого противоречия отбор и коррекция технических элементов и тактических принципов проводится с помощью бойцов, прошедших через "горячие точки", служащих охранных структур и подразделений специального назначения, то есть с помощью тех, кто на деле применял технику славяно-горицкой борьбы.

Так, например, бой на ножах — одна из основных дисциплин этого стиля. Так же вполне применима техника фехтования на копьях, практически полностью совпадающая с прикладным фехтованием на штыках. Но этим дело не ограничивается. Вполне понятно, что в эпоху главенства огнестрельного оружия было бы недальновидно не уделять этому типу вооружения должного внимания. Для боя против использующих стрелковое оружие на ближней дистанции тоже существует свой объемный тактико-технический раздел. Однако не стоит утрировать и думать, что одно только владение рукопашным боем способно вас гарантировать от всех опасностей, подстерегающих солдата на войне. Нужно признать, что свое значение рукопашный бой сохранил, в основном, только в частях внутренних войск и милиции, то есть в структурах, которые ставят своей целью взятие противника живьем, а не только уничтожение его всеми возможными способами. Время, когда войны представляли собой массовые сходы в рукопашную, безвозвратно кануло в Лету с приходом оружия, способного уничтожать массы людей с огромного расстояния. Хорошо это или плохо — судить вам, уважаемый читатель.

А в заключение я предлагаю схему, иллюстрирующую нынешнее состояние славяно-горицкой борьбы (См. рис. 68).



Рис. 68


Мы закончили беглый обзор стилей, видов и направлений русской профессиональной драки. Славяно-горицкую борьбу сейчас называют феноменом России. И как любой истинный феномен национальной культуры, борьба эта не имеет ни малейшей поддержки среди государственных чиновников, ответственных за развитие спорта в России. Наоборот, за всю историю существования русской национальной системы рукопашного боя (а это более десяти лет) со стороны ответственных лиц не прекращается травля и нападки на ее сторонников. Взять, к примеру, анонимные статьи в прессе, ставящие в вину славяно-горицкой борьбе даже пристрастие к национальной культуре и тут же обвиняющие нас в фашизме. Хотя я больше чем уверен, что авторы этих «уток» прекрасно осведомлены, что русские фашисты занимаются восточными системами, а зачастую кулачным боем с питерской спецификой или рукопашным боем в краснодарской версии. Однако по данному поводу почему-то никто не расстраивается.

А вот пример из провинции. В Саратове, где абсолютно все спортивные единоборства пытается подобрать под себя небезызвестная школа каратэ, заблокированы практически все каналы развития славяно-горицкой борьбы. К травле через газеты и радио присоединяется усиленная пропаганда восточных направлений. Причем наши бойцы, обвиняемые вначале в небоеспособности, после проведения соревнований по штурмовой системе вызвали обратную реакцию. Теперь нас (т. е. клубы славяно-горицкой борьбы) обвиняют в жестокости, бездуховности и склонности к насилию. Ну разумеется, на нашем фоне каратэ выглядит как общеразвивающая гимнастика. Такое положение, с большими или меньшими нюансами, практически во всех российских клубах.

Вероятно, наши рекламные возможности (имеется в виду федерация славяно-горицкой борьбы России) скоро превратят горицу в «закрытую», так сказать, вынужденно-клановую систему. Да, наша борьба не имеет ничего общего с восточными направлениями, в нее никогда не смогут попасть чужеродные элементы. Такое же слабое, общепонятийное сходство существует и с современными «русскими» направлениями рукопашного боя, основанными зачастую на модификации каратэ и джиу-джитсу. Славяно-горицкая борьба независима от этих искажений. Поэтому не стоит тратить время на выборочное изучение и самостоятельную компиляцию «совершенных», лишенных национальной окраски систем, привлекая наш технический базис. Трезвомыслящим, способным бойцам славяно-горицкая борьба даст возможности для реализации, не подавляя их творческую индивидуальность.


Примечания:



1

Имеется в виду стиль А. Кадочникова.



15

В другой транскрипции имя бога звучит как «Влес», «Волос», "Более".



16

Клуб древнерусских ратоборств г. Саратова.



17

А.К. Белов, "Искусство атаки", М. 1994 (стр. 58).









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх