Глава 2. Традиция конфликта

Продолжая разговор, начатый в предыдущей главе, хотелось бы дать некий ретроспективный срез, выражающий собственно народное отношение к конфликту. Не отвлекаясь на долгое теоретизирование, спешу сразу перейти к приведению примеров. В виде примеров больше всего подошли пословицы русского народа, собранные когда-то Владимиром Ивановичем Далем.

Угроза:

Как я тебе дам пинка, так тебя семь лет голенищами понесет!

Не видал кулаков, так пожалей своих боков!

Такую заушину дам, что трое суток трезвон в голове будет!

Как хвачу, так запоешь сдуру с перехватом!

А не хочешь ли прочитать, что у меня на голицах написано?

У меня рука легка — была бы шея крепка!

Сам наг пойду, а тебя без рубахи пущу!

Задор:

Задор силы не спрашивает!

А ну, а ну! Ударь, коль смеешь… А ну, еще!

О, ударил, как муха крылом задела!

Круто взял! Да не туда попал!

Манера биться:

Не говоря худого слова, да в рожу.

Отмочалить бока. Своротить салазки. Перевалить со щеки на щеку. Поставить фонари под глазами. Положить в лоск. Пересчитать ребра. В пух разбранил! За волоса, да под небеса.

За виски, да в тиски.

Хлестануть по шапке.

Пойду нараспашку, да побью вразмашку.

Высоко поднял, да низко опустил.

Высоко замахнулся, да низко стегнул.

Наши дерутся — так волоса в руках остаются.

За косы руками, а в бока и ребра кулаками.

Мужики дерутся врасходку, а бабы — в кучку.

Наткнулся рылом на кулак. Куда клин, куда рукава, куда паголенки. Хоть себе досадить, а недруга победить. Хоть разорваться, да не поддаться. Не дорога лодыга, дорога обида!

Чем ругаться — лучше собраться и подраться!

Добрый совет:

Борись — не дерись, станешь драться — будешь запираться.

Бей своих — чужие бояться будут. Не бей наотмашь, так ведьму бьют. Наопако не бей, сухотка приключится. По голове не бей, загвоздишь память. Не бей по роже, себе дороже. Не тычь пальцем, обломишь.

Не хватай за бороду: сорвешься убьешься.

Не все в ус, ино и в рыло. Не за всяким тычком гонись. Драться дерись, а за тычком не гонись. Бей с носка, поминай Москву!

Мудрости:

Не силой берут, а уменьем. В схватке счастье — великое дело. Напролом идут — голов не жалеют. Идти в драку — не жалеть волос.

Чужую бороду драть — свою подставлять.

По чужую голову идти — свою нести. От щелчка доходят и до кулака. Ежовая голица — учить мастерица. Побьют, так скажи спасибо за науку. Бьют не ради мученья, а ради ученья. Побьют — не воз навьют. Кулак не сласть, а без него не шасть. Жаль кулаков, да бьют же дураков.

Этот, далеко не полный, перечень пословиц можно с успехом дополнить свидетельствами очевидцев:

"Бойцы, когда бьют разом и руками, и ногами, готовы, кажется, съесть один другого, так свирепо выражение их лиц; а все-таки остаются лучшими друзьями, когда дело кончено. К подобным упражнениям они приучаются с юных лет. Мы видели такие бои и между самыми маленькими ребятами…На кулачках…они наносили друг другу жестокие удары, не обращая внимания, куда били их огромные кулаки и толкали ноги и колена. Эта игра одна из любимейших у русских, в которой они чрезвычайно искусны (1699–1705)[6]".

Столь красноречивые подтверждения вышеприведенных произведений народной словесности говорят за то, что навык русской драки тесно вплетается и в боевую ситуацию, и в обрядовые воинские игрища. Еще об одном можно сказать с уверенностью, что борьба, кулачный и палочный бой, судные поединки и поединки "на заклад" были разными гранями одного и того же явления, которое можно было бы условно назвать "традиционными формами состязательного поединка" (хотя слово «поединок» в этом определении весьма условно). Далее мы постараемся рассмотреть названные явления в их специфике и взаимосвязях.


РУССКИЙ КУЛАК

Эта глава посвящается традиционным видам кулачного боя, практиковавшегося ранее настолько широко, что его можно справедливо отнести к всенародным увлечениям.

Сохранилось достаточное количество упоминаний в письменных источниках, донесших до нас дух русского кулачного состязания. Это и работы знаменитых русских этнографов и фольклористов, и специальные работы, посвященные исследованию русской и вообще славянской состязательной культуры, и даже художественные зарисовки.

Все это в целом может служить хорошим подспорьем для интересующихся кулачным боем теоретически, либо для ценителей фольклорных устоев.

Лично я ставлю своей задачей практическую реализацию кулачного навыка наших предков. Поэтому анализ традиции будет включать в себя так называемый "метод обусловленности". Короче говоря, мы попытаемся разобраться в технике и тактике видов кулачного боя, исходя из реальных условий, в которых они проходили, используя при этом доступную нам информацию. Такой подход избавит читателя от бесплодного теоретизирования и сможет выступить гарантией от всякого рода мошенников, выдающих черное за белое и наоборот.

Достоверно известно, что кулачный бой на Руси практиковался в трех формах. Это были бои "сам на сам" (один на один), бои "стенка на стенку" и бои сцепные ("сцеплялка-свалка"). Вероятно, самым древним видом массового кулачного боя следует считать «сцеплялку-свалку». Существует много названий этой забавы, в основном, локального характера: сцепной бой, свалка врассыпную, свалочный бой, сцепельная схватка, сцеплялка. Еще одно название, которое дожило до конца 20-го века в детской игре, — «куча-мала». Это позволяет предположить такое же широкое распространение этой забавы среди ребят, как и среди взрослых. По свидетельству Б. Горбунова: "в отличие от таких видов, как "стенка на стенку", один на один, широко бытовавших у всех восточных славян, свальный бой известен сегодня только у русских".

Сравнительный анализ этого кулачного боя позволяет выделить две его разновидности. Причем, первую справедливее было бы назвать "бой толпа на толпу" из-за того, что представлял он собой противодействие двух партий бойцов, которые бились без соблюдения строя, врассыпную. Задачей этого вида боя было обратить в бегство противника. Истоки его возникновения можно отнести к тому периоду военной истории русов, когда они бились без соблюдения строя.

В поддержку этого вывода приведу тот факт, что традиция ведения боя без соблюдения строя характерна для всей варварской Европы. Об этом нам сообщает замечание Маврикия, относящееся к VI–VII вв.:

"сражаться со своими врагами они любят… внезапными атаками, хитростями и днем, и ночью, изобретая много разнообразных способов. Они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве…" "Правильная битва" была так непочитаема славянами не в силу их недоразвитости, а именно по причине их личной высокой выучки, позволяющей проявить себя только в условиях боя "один со многими". И, что не менее важно, этот порядок боя был необходим из-за численного превосходства противников.

На фоне этого вполне закономерно было бы предположить, что основой для формирования стеношного боя послужил вид боя "толпа на толпу", превратившийся из условно-группового состязания в чисто командную военно-прикладную игру с обязательным соблюдением четких построений.

Эти построения отчасти копировали построения греческой фаланги и римский центурий.

Справедливости ради следует сказать и о второй разновидности сцеплялки-свалки. Это бой, где каждый стоит "сам за себя", или, если угодно, один против всех. Вот свидетельство Сигизмунда фон Герберштейна:

"Всякий, кто победит больше всех народу, дольше других останется на месте сражения и весьма храбро наносит удары, получает особую похвалу".

Несмотря на свою жесткость и недостаточную популярность в сравнении с другими видами, сцепной бой этого вида оказался живучим. Так, еще в конце 19—го века, по свидетельству Н. С. Разина, в Царицыне (нынешний Волгоград) бытовала сцеплялка-свалка, где каждый дрался сам за себя. По словам Н. С. Разина:

"Здесь нужно было обладать не только ловкостью и сильным ударом, но и особым хладнокровием". В. И. Даль считал эту разновидность боя самой жестокой в сравнении с другими видами, бытовавшими в России.

Итак, обе разновидности сцеплялки благополучно просуществовали до конца 19-го века, хотя и не могли соперничать в популярности со стенкой. Поэтому многими специалистами сцеплялка расценивается как пережиток. Такому отношению способствовал тот факт, что если в старину сцеплялка пользовалась популярностью, то к концу девятнадцатого столетия встречается крайне редко.

Попытаемся понять, почему сцеплялка оказалась на периферии развития кулачного дела. Вероятно, оба вида сцеплялки не вполне соответствовали требованиям времени и вошли в конфликт с психологией большинства. С падением роли рукопашного боя в разрешении конфликтов, в том числе и военных, упала роль и сцеплялки обоих видов. Бой "толпа на толпу" был вытеснен стенкой, а "каждый за себя" стал забываться с падением общего уровня индивидуальной подготовки мужского населения. К тому же, стоять в стенке в любом случае проще, чем биться одному против многих. Как отмечалось ранее, это был самый жесткий и прикладной вид кулачного боя, менее всего ритуализованный и ограниченный, а, стало быть, проигрывающий в зрелищности и безопасности "стенке".

С технической точки зрения, чтобы хорошо драться в условиях свального боя, необходимы, как минимум, следующие качества: высокий уровень реакции, широкий кругозор, умение передвигаться одновременно с нанесением удара, хорошая увертливость и, самое главное, умение выводить удар в любую точку пространства вокруг себя. Не последнюю роль играют сила и выносливость. Перед нами сформировался… идеальный образ уличного бойца.

Со всей ответственностью могу сказать, что «сцеплялка» не терпит искусственных ограничений. Например, не срабатывают запреты на удары в какую-либо часть тела. Потому что каждый хочет освободить вокруг себя пространство, что влечет за собой использование чисто рефлекторных и ситуативных элементов типа подножек и подсечек, удары ногами тоже вынужденная мера. Совершенно невозможно в этих условиях контролировать свои действия и вообще сознательно относиться к ситуации. Например, невозможно провести задуманный силовой бросок, тут же со всех сторон начинают бить сцепившиеся, ведь бой-то "каждый за себя". Зато великолепную результативность показывает техника динамической борьбы (мгновенных выведении из равновесия, которая в славяно-горицкой борьбе получила название охотницкого боя). Одна из народных пословиц ярко иллюстрирует впечатление, производимое на зрителей этой техникой: "сбил да поволок, ажно брызги в потолок". Именно в силу изначально созданных условий сцеплялка не оставляла выбора дерущимся, и поэтому, даже если сначала она выглядела, как "задорное состязание", то после первых точных затрещин и сбиваний сцеплялка принимала вид "боя на выживание". На это нам указывает и еще одно замечание фон Герберштейна:

"…Начинают они борьбу кулаками, а вскоре без разбору и с великой яростью бьют ногами по лицу, шее, груди, животу и детородным частям и вообще, каким только можно способом они поражают других, состязаясь в победе так, что часто их уносят оттуда бездыханными…" Однако не стоит думать, что сцепной бой кроме травм и увечий ничего не приносит. Просто психология многих людей, и не только наших с вами современников, не может воспринять даже вид порезанного пальца, не отреагировав на него глубоким обмороком. Поэтому разбитые носы и кровоподтеки всегда предстают в сознании изнеженных гуманистов под вывеской "кровавой вакханалии".

Лично мне, как человеку, не один десяток раз дравшемуся в «сцеплялке», эти незначительные повреждения кажутся вполне умеренной платой за удовольствие испытать свое мастерство. В конце концов, каким бы жестким ни был сцепной бой, в нем всегда остается элемент игры, превращающий это состязание в увлекательную, затягивающую забаву. Более того, считаю сцепной бой непременным звеном в подготовке хорошего бойца, способного максимально результативно драться как в бою один на один, так и в бою один со многими. Кстати, так считаю не я один. Например, крупнейший специалист по народной соревновательной культуре в России, основоположник славяно-горицкой борьбы А. К. Белов считает, что: "Имея практический опыт в таком виде боя, расшвырять уличных лиходеев не представляет особого труда".[7]

Мы же переходим к рассмотрению стеношного боя. Точно выяснить, когда начались стеношные бои, так же трудно, как и установить дату начала кулачных боев вообще. Однако можно привести дату их окончательного прекращения, отсылая читателей к заметке в "Литературной газете". Последний бой состоялся 20 марта 1956 года в Воронежской области, в селе Турово. Вероятно, это упоминание в печати последнее. Разумеется, дата условна, хотя и весьма символична. Если учесть, что полное затухание традиции русского кулачного боя приходится на середину пятидесятых, становится понятным триумф каратэ в семидесятых.

Как же проходили бои "стенка на стенку"? Проходили они, как правило, в зимнее время, что связано, скорее всего, с большим количеством народных праздников, приходившихся на холодное время года. Буквально все исследователи указывают на то, что разгул кулачных боев приходился на Масленицу. Кулачные бои летом проходили только по приглашению бояр, один на один, и то крайне редко. О стеношных боях летом не встречается упоминания вовсе. Это связано, на мой взгляд, с тем, что теплое время года очень загружено работой, и поэтому собрать полноценную стенку было невозможно. Но никаких ритуальных ограничений на эту забаву в теплое время года никогда не существовало. В некоторых источниках встречаются также объяснения другого рода. Теплое время года несло с собой войны и многочисленные набеги — как с востока, так и с запада, — и поэтому забавы в это время были недопустимой роскошью, тем более, что русские дружины всегда были немногочисленны.

Некоторую роль в сезонности кулачного боя играло и то обстоятельство, что стенка в большинстве случаев ставилась на льду реки или озера. Другой ровной площадки, способной вместить большое количество людей, подчас было невозможно найти. Однако бои могли проводиться и на исторически закрепившихся местах, например, на площадях или на островах. Сами бои проходили в три этапа. Сначала бились мальчишки, за ними юноши и неженатые парни, а после ставилась и взрослая стенка. Встречаются упоминания о том, что проходили и два боя одновременно. Например, дрались ребячьи стенки, а уже рядом шел бой взрослых, женатых мужиков. Хотя лично мое мнение таково, что дети не способны держать долго строй, у детей он, как правило, разваливается, и начинается бой "толпа на толпу". К этому выводу я пришел за время своей преподавательской деятельности. Однако бесспорно, молодежь нужна была для «разогрева» интереса у зрителей, как говорили раньше, для «затравки». Сами бои назначались в определенный день, и до этого дня набирались команды. Закликалы ходили по домам и сманивали в свою сторону бойцов, кого вином, кого подарками. Правила боев были везде разные. Наиболее распространенный комплекс включал в себя следующие требования: присевшего и лежачего не бить, в спину не бить, закладок в руках не иметь, не захватывать одежду противника. Существовали и дополнительные ограничения в разных местностях. Например: по рылам не бить, ногами не бить, "с крыла" не бить, не бить с подножкой.

Далеко не всегда существовали запреты на какие-либо технические действия только из-за соображений безопасности. Например, в спину никогда не били потому, что нельзя ломать строй и догонять ударами в спину прорвавшегося бойца. Этим занимались «записные» бойцы, стоявшие за каждой из стенок и встречавшие прорвавшихся своими ударами.

Думаю, пришло время рассказать о задачах стеношного боя. Дело в том, что практически никто из исследователей не понимает, зачем нужно было обратить противника в бегство или хотя бы вынудить его к отступлению. А призыв стеношных бойцов: "Ни шагу назад!" — откуда он? Дело в том, что, по правилам, та стенка считалась проигравшей, которая первая проигрывала «поле», ту территорию, на которой можно было вести бой. Для победы нужно было загнать врага за границу поля. Это все равно, что захватить вражеское знамя. Поэтому заявления адептов "новой русской традиции", что выигрывала та стенка, которая прорвется через другую, совершенно необоснованны и надуманны. Дело в том, что строй будет прорываться всегда. Именно для этого существовали "надежа"-бойцы у каждой из команд. Это они, закусив зубами шапку, прорывали строй противника, выбивая из него по несколько человек сразу. Вот его-то и встречали, как правило, записные бойцы, а иногда и ватагу прорвавшихся вслед за «надежей», тогда за стенкой тоже начинался бой, только по своим правилам. Здесь строй уже соблюдать не надо, тут нужно другое умение. А тем временем плотные ряды бойцов вытесняют более слабую стенку к той самой черте, которая для одних означает победу, для других поражение.

Относительно техники боя позволю себе несколько, на мой взгляд, важных замечаний. Стойка бойцов была левосторонней. Это значит, что левая нога впереди, левая рука вместе с плечом выдвинута вперед и закрывает голову, правая нога отставлена в упор назад, правая рука находится у груди в техническом элементе, который в славяно-горицкой борьбе получил название — «буздыган». Неустойчивость позиции сбоку компенсировалась плотностью строя. Благодаря такой манере построения невозможно наносить хлесткие удары «вразмашку». В этих условиях годятся только толчки и тычки, а также удары, соединяющие в себе пробивную и вытесняющую функцию. Активно использовались толчки раскрытой ладонью, много было защитных элементов, которые хронистами были охарактеризованы как "подставки предплечьями". Были и остановки ударов в рукавицу, и защита воротом тулупа. Что касается запретов на удары ногами, это, как мне видится, чисто технический запрет, предусмотренный правилами для сохранения равновесия бойца. Запрет на захват одежды — чисто стилевая мера, говорящая нам о том, что борьба и кулачный бой в «стенке» были четко разграничены. Для желающих ближе познакомиться с техникой стеношного боя рекомендую обратиться к работам А. К. Белова.

Что касается тактических построений стенки, то замечу об одной детали, которая ускользнула от внимания исследователей. Иногда «надежа-боец» проходил сквозь строй соперников без видимых осложнений, за ним стенка мгновенно смыкалась, чтобы не пропустить в оставленный для «надежи» коридор его последователей. Это сильно напоминает средневековую тактику ведения боя, когда воина, вооруженного двуручным мечом, пропускали через свои порядки и, сомкнув щиты, продолжали бой. Делалось это для того, чтобы избежать урона, наносимого строю такими бойцами, а за строем его будут ждать… как, например, в римских легионах ждали своего часа знаменитые триарии.

Настало время разобраться, кто же были эти воины, способные биться с "надежа"-бойцами и сами могущие занять его место.

Все говорит за то, что это были профессиональные бойцы, мастера "самосхода".

Бой "сам на сам", или, как теперь принято говорить, один на один, всегда был самым почитаемым и популярным видом кулачного боя в России. Вот что говорят о мастерах самосхода:

"Лучшими бойцами один на один считались тульские. Там: Алеша Родимый, Никита Долговяз, братья Походкины, семейство Зубовых, Тереша Кункин почитались чудо—богатырями и с почестью развозились по городам. Они мерили свои силы с татарами, с калужанами, москвичами. Примечательные черты этих бойцов: пить вино, за бесчестье почитать подарки, предлагаемые боярами, и не ходить стенка на стенку. Приведу одно из описаний поединков один на один, взятое мною из статьи М. Лукашева:

"Собралось около трехсот крестьян, разделившихся на два отряда. Каждый отряд выбрал предводителя, вызывавшего борцов и натравливавшего их друг на друга. В борьбе должна была принимать одновременно участие только одна пара. На руках каждого борца были надеты толстые кожаные рукавицы, такие жесткие, что едва лишь можно было сжать руку в кулак, почему многие боролись с обнаженной рукой. Они стояли левой ногой и левым боком вперед, вытягивали левую руку в направлении противника, чтобы задерживать его удары, и держали приподнятою правую руку в некотором расстоянии друг от друга. Наступая, они размахивали кругообразно правой рукой и метили всегда в лицо или в голову, но не в грудь или в бок. Как только один борец бросал другого на землю, он объявлялся победителем, и состязание между этой парой заканчивалось. Некоторые из этих борцов обладали необыкновенной силой, но их способ борьбы не вызывал несчастных случаев: не обнаруживалось ни переломов рук или ног, ни сильных ушибов, которыми обычно заканчивается в Англии борьба". ("Русская старина", 1877 г.).

Бои сам на сам проводились по приглашению заинтересованной стороны или "на кругах" по вызову. То есть, в первом случае существовал организатор боя, во втором случае это было стихийным волеизъявлением соревнующихся. Бои обычно назначались на определенный день в случае, если бойцы приглашались организаторами. Другие же бои происходили на различных праздниках или ярмарках, где всегда находилось большое количество желающих помериться силой и побиться на кулачках. Для интересующихся более подробной обрядовой стороной поединка "сам на сам" от себя могу порекомендовать обратиться все к тем же работам Александра Константиновича Белова.

Меж тем, мы продолжаем обзор техники кулачного боя. Свидетельство М. Лукашева подтверждает, что стойка бойцов соответствовала, в общем, приведенному мною выше описанию. (См. рис. 1).



Рис. 1


Можно лишь добавить, что некоторые бойцы использовали близкую к современному боксу левостороннюю стойку с вытянутой в сторону противника левой рукой. Русские кулачники наносили короткие боковые удары, называвшиеся "под силу", длинные боковые с размаха ("затрещина"), прямые тычком ("прямой с подтока"). Популярны были также удары предплечьями, называвшиеся "с крыла", которые из-за своей разрушительной силы иногда запрещались в стенке. Били в основном в голову (нижняя челюсть, виски, переносица), в солнечное сплетение ("в душу") и под ребра ("под микитки"). Применялось множество обманных движений, а также отскоков, нырков и отшагиваний с плоскости направления удара. Активно использовалась левая рука для остановки и сбивания ударов противника.

Итак, попытаемся восстановить тактические построения русского кулачного боя. Разумеется, что самой разнообразной тактической схемой обладала сцеплялка-свалка, ведь противники окружали бойцов со всех сторон; техническая схема сцеплялки органично вплеталась в тактические построения, что делало этот вид наиболее ценным в прикладном плане.

Следующее место по сложности тактических действий отдельного бойца занимает бой один на один. Однако это было уже единоборство, которое помогает продемонстрировать личные достоинства каждого из бойцов и чистоту стиля, хотя, задача здесь была уже другой по сравнению со сцеплялкой; поэтому в единоборстве с успехом можно было применять стойку стеношного боя практически без изменений. Тактика стенки, в свою очередь, подчиняла технику задаче группового боя. На селе держались плотного строя, в городе старались драться в одну или в две шеренги. Бойцы становились в наиболее выгодном для своей команды порядке. Вперед выступали единым строем, не допуская разрывов. Всегда старались приходить на выручку соседям, для этой цели иногда выделяли резервы, призванные вступать в бой в решающий момент.

Уместным будет напомнить, что за несоблюдение правил строго карали — в первую очередь свои. Однако были и выдающиеся бойцы, способные противостоять в одиночку или вдвоем — втроем целой стенке, или толпе. Совершенно естественно, что и в сцеплялке, и в бою один на один эти богатыри тоже всегда оказывались одними из первых. Такими, например, были братья Орловы. О самом сильном из братьев — Алексее, говорили, что почти никто "не мог перемочь его ни в борьбе, ни в кулачной сшибке". Да, не удивляйтесь, это те самые три брата Орловы, которым мы обязаны воцарением на престол Екатерины II. По завершении анализа русского кулачного боя хотелось бы для наглядности привести схему, отражающую русскую традицию (См. рис. 2).

Как видно из схемы, практически каждый из видов кулачного боя органично вплетается в собственно драку. Получается как бы круговорот тактико-технических построений, которые взаимосвязаны между собой и объединяются в стихийном явлении, зовущемся дракой.

Уникальность российской действительности состоит в том, что драка долгое время являлась способом разрешения спорных вопросов, когда судьи, например, не знали, кому из тяжущихся отдать предпочтение. Я говорю о судных поединках.


Рис. 2


"Иностранцы XVII века, описывая московское судопроизводство, умалчивают об одном судебном доказательстве, именно — о поле; у иностранцев XVI века находим об этом несколько любопытных известий. Когда дело не уяснялось допросом, и обе стороны представляли равносильные доказательства, ответчик или истец говорил: "поручаю себя правде божьей и прошу поля". Тяжущиеся могли выходить на поединок со всяким оружием, кроме пищали и лука. Бились пешие, бой открывался копьем, потом принимались за другое оружие. Оба противника имели по несколько друзей и доброжелателей, которые, стоя у поля, смотрели за боем, но без оружия, кроме разве кольев, обожженных с одного конца. Если друзья одного из бьющихся замечали, что его противник бьется не как следует, а с обманом, тотчас прибегали к своему на помощь; за ними вмешивались в дело сторонники другого поединщика, и с обеих сторон начиналась драка, приятно занимавшая зрителей, по замечанию Герберштейна: обе стороны дрались чем и как ни попало за волосы, кулаками, кольями и проч. Досудившиеся до поля могли вместо себя выставлять драться наемных бойцов;

Ченслер говорит даже, что тяжущиеся редко бились сами, а выставляли обыкновенно наемных бойцов. В Москве было много таких бойцов, которые тем только и промышляли, что по найму выходили драться за других на судебных поединках. Тот, чей боец оставался побежденным, тотчас объявлялся виноватым и сажался в тюрьму."[8]

Это красноречивое описание говорит нам и еще об одной детали. Бой открывался оружием. А ведь далеко не каждый в состоянии держать в руках оружие. Да и умение нужно большое, чтобы управляться с ним. Мало кто знает, что около шестисот лет кряду на Руси существовали династии профессиональных бойцов, продававших свое умение для судных поединков. Породила это явление законодательно подтвержденная Ярославом Мудрым система правового регулирования, известная больше как "Русская Правда". Нужно учесть, что ранее Ярослава законы создавали не князья, а вся совокупность родоплеменной общины. Поэтому эти законы назывались "обычным правом". Такие условия делали необходимым существование профессиональных, или, как говорили ранее, «закладных» бойцов. К тому же конкуренция между династиями и реальная угроза потерять здоровье или жизнь вынуждали их постоянно развивать и совершенствовать свое умение.

Считаю, что обязательным условием существования бойцов "на заклад" была личная высокая выучка, включавшая в себя, кроме умения вести бой без оружия, навыки владения всеми известными тогда видами холодного оружия. Это условие подводит нас к выводу о том, что профессиональные бойцы обладали тем вожделенным для наших с вами современников универсальным боевым навыком, применять который можно было в любой критической ситуации. В подтверждение своих слов приведу мнение одного из известнейших специалистов по русской боевой традиции Михаила Николаевича Лукашева:

"Действительно, нередко приходится слышать от одних со злорадным торжеством, от других — с невеселым разочарованием, что у русских не было своей системы рукопашного боя… [далее автор утверждает, что система существовала]…

…К тому же такая, которая максимально соответствовала тем политическим и экономическим условиям, которые определялись ее историей. Это был кулачный и палочный бой.

Кулачные, а особенно палочные бои, точно имитировавшие условия реального сражения, приносили нужные боевые навыки, которые поддерживались на протяжении почти всей жизни каждого мужчины. Они давали не только силу, ловкость, боевые ухватки, но еще и бесценный навык мыслить и действовать в угрожающей, мгновенно меняющейся обстановке… А действия в бою палкой (кием), дополнявшиеся захватами и ударами левой руки и ног, точно соответствовали приемам реального боя, наиболее массовым видам ополченского оружия — ударным, а также воспроизводили приемы фехтования мечом и саблей.

О палочном бое разговор еще впереди. Хотя я рискую произвести впечатление любителя цитат, все же приведу еще один отрывок, принадлежащий перу Н. И. Костомарова:

"В праздничные дни народ собирался на кулачные и палочные бои. Охотники собирались в партии и, таким образом, составляли две враждебные стороны. По данному свистком знаку, обе бросались одна на другую с криками; бойцы поражали друг друга в грудь, в лицо, в живот — бились истово и жестоко, и очень часто многие выходили оттуда калеками, а других выносили мертвыми.

Палочные бои имели подобие турниров и сопровождались убийствами еще чаще кулачных боев. Зато на них—то в особенности русские приучались к ударам и побоям, которые вообще были неразлучны со всем течением русской жизни и делали русских неустрашимыми и храбрыми на войне".

И еще одно немаловажное свидетельство известного русского историка, говорящее нам о русской состязательной традиции:

"Сверх того, молодые люди собирались в праздники, боролись, бегали взапуски, скакали на лошадях вперегонки, метали копьем в кольцо, положенное на земле, стреляли из луков в войлочные цели и в поставленные шапки. В этих играх победители получали награды и выигрывали заклады". Завершая разговор о кулачном бое, хотелось бы напомнить читателю о том, что наше исследование направлено на освещение народной состязательной традиции. Это область так называемого "сермяжного умения", заключающего в себе способы боя, широко распространенные среди низших социальных слоев и, тем самым, наиболее близкие к стереотипам русской драки. Традиция эта оказалась одной из самых живучих и активно практиковалась вплоть до конца 19-го века. Мы переходим к разговору о палочном бое, которому посвящена следующая глава книги.


ПЕРУНОВА ПАЛИЦА

Говоря о собственно русской традиции палочного боя, с уверенностью можно констатировать, что палочный бой был в большой популярности. Однако, как уже упоминалось, это было очень травматичное занятие. И, поверьте, травматизм происходит не от неумения, а, скорее, наоборот, от хорошей подготовленности бойцов. Кстати, кулачный бой — дитя палочного боя. Очевидно, именно поэтому построения кулачного боя постоянно копируют стереотипы построения палочного боя. Например, стойка в палочном бою левосторонняя, левая рука служит для сбивания руки с оружием, правая рука с дубинкой либо опущена, либо на уровне груди, чуть на отлете. Хотя, это опять же строевая стойка, применявшаяся в боях стенка на стенку. Да, не удивляйтесь, изначально стенки были вооружены «дрекольем». Похоже действовали и врассыпную, хотя фиксированную стойку соблюдать в других видах боя чрезвычайно сложно. Для наглядности приведу схему (См. рис. 3).

Схема отображает виды палочного боя. Не лишним будет знать, что дрались и в-оберучь (то есть держа в каждой руке по палке), в основном короткими палками, или палками разной длины. Длинным оружием — типа посоха — дрались, удерживая его двумя руками, наподобие двуручного меча, либо наподобие копья. Чаще же всего дрались в-изручь (держа дубинку в правой или левой руке). В палочном бою активно применялись удары ногами, в основном в ближней и средней дистанции (издали атаковать ногой неэффективно). До виртуозного выполнения доводилась защита перемещением.



Рис. 3


По личным наблюдениям, выиграть у хорошего бойца, владеющего палкой, можно, только опережая его в скорости и превосходя его в технике палочного боя.

Заявления по поводу непобедимости представителей восточных единоборств не выдерживают проверки боем. Все разговоры про «энергию», "железные рубашки" и тому подобное ничего не стоят против удара палкой… например, в переносицу или в пах. Недоверчивые могут проверить на себе. Для интересующихся палочным боем более серьезно — могу порекомендовать обратить внимание на схожесть практически всех стереотипов русского прикладного фехтования с двигательной системой русского рукопашного боя, а точнее, славяно-горицкой борьбы, из которой было взято большинство построений для современных реконструкций палочного боя.

Палица, или дубинка — слова, знакомые каждому с детства. Что же еще нового можно сказать об этих простых приспособлениях?

Оказывается, можно. Вспоминая русский народный эпос, можно отметить, что очень многие персонажи имеют в своем арсенале такое "примитивное оружие". Это обстоятельство можно было бы и не принимать в расчет, если бы не аналогичные сведения в соседних мифологических системах. Во всех европейских пантеонах обязательно есть бог, атрибутом которого является либо молот, либо палица. Обладатель палицы в пантеоне Восточной Руси — Перун, в германо-скандинавском пантеоне Тор (Доннар), у летто-литовских племен — Перкунас, и т. д. Итак, начав с обычной дубинки, мы подошли к важнейшему атрибуту Громовника — бога всех воинов. Не случайно русское предание наделило Перуна палицей. Возможно, что она берет свое начало от обычной палки-дубинки (впрочем, понятие «дубинка» тоже напрямую связано с культом Перуна, а точнее, с центральным его атрибутом, с Дубом). Вероятно, в дальнейшем «палицей» стало называться кованное металлическое орудие. Вполне очевидной здесь кажется связь между палящим огнем (падающей молнией) и ударным орудием: палица от слова «палити» (пламя), «запалить» (запулять) в кого-нибудь чем-либо, т. е. ударить.

По свидетельству хрониста Стрыйковского (XVI в.), автора летописи, в которой изложена история польского, литовского и русского народов с древнейших времен, идол Перуна (Перкуна) держал в руке камень, а перед ним постоянно пылал «неугасимый» (священный) огонь. Летопись говорит нам следующее:

"Перконе, си есть Перун, бяше у них старейший бог, создан на подобие человече, ему же в руках камень многоцветный, аки огонь; ему же огонь неугасающий с дубового древия непрестанно паляху".

Если пламя гасло, то чтобы зажечь его, высекали огонь из камня, находившегося в руке Перуна. Очевидно, эти представления повлияли на сюжет одной из русских сказок, в которой главный герой бросает кремень и огниво в несущегося по небу колдуна в виде черной тучи, отчего рождается пламя, в котором погибает волшебник. В этом же сюжете отразилась информация о способе добывания огня. Огонь, добываемый из камня, вызывался ударом кресала, из дерева огонь добывали путем трения. Такой огонь, добытый из дерева, назывался «живым», он служил символом небесного огня — молнии; дождь, низводимый на землю богом Громовником, назывался "живой водой".

Итак, мы выяснили, что палица имеет значение божественного карающего орудия, она же, как символ власти, превратилась в царский скипетр, жреческий и судейский жезлы. А вспомним знак княжей власти на Руси — шестопер, тоже из семейства ударного вооружения.

Молнию также изображали символически в виде меча, слово «меч» родилось в глубокой древности. То же мифологическое значение соединяется поверьями с острым ножом (нож — ножной меч). На Украине долго сохранялось предание о том, что если окропить нож "живой водой" и бросить в вихрь, то нож упадет на землю, обагренный кровью, т. е. молния поразит демона-тучу. Также дошло до нас предание о том, что один колдун вбил под порогом новый острый нож, а вслед за этим поднялся страшный вихрь, который подхватил его недруга и семь лет носил по воздуху. Вероятно, это предание основано на связи Перуновой палицы и ножа, как символа молнии, с вихрями, неизменно сопровождающими грозу. Стоит признать, что в русской мифологии об оружии богов, кроме Перуновой палицы, сохранилось мало сведений, однако летописцы упоминают о "клятвах оружием перед кумирами". На нарушившего клятву призывалось мщение бога — Громовника: "…да будут они кляты от бога и от Перуна и да погибнут от собственных своих мечей!"

В русских сказках можно узнать о топоре — саморубе и о необычайной палице или дубинке-самобое (кий-бий), которые, повинуясь приказу владельца, устремляются на вражеские рати, побивают несметные силы, затем возвращаются обратно. Место дубинки и топора иногда занимает меч-самосек (кладенец) и клюка: "… где ни махнет помело, там смерть неприятельской рати, что ни захватит клюка, то в плен волочит."

Также в народных поверьях молния часто уподобляется извивающейся змее, что послужило основой для возникновения сказаний о молнии-биче, ударами которой Громовник казнит демонов.

Например, в гимнах «Вед» Индра, нагоняя Вритру, бичует его огненной плетью с тысячью узловатых концов. Сыплются искры, а в ударах плети-бича слышатся раскаты грома. Западные славяне считали, что во время грозы божество преследует демона синим[9] бичом.

Впечатление, производимое раскатами грома, стуком кузнечных молотов, молотильных цепов и мысль о наносимых ударах, соединяясь в различных представлениях, сблизили их между собой и породили целый ряд мифологических сказаний.

Как уже упоминалось, русское предание наделяет Перуна палицею. В летописях встречается рассказ об этой палице. После крещения к Новгороду прибыл архиепископ Яким и разорил требища и повелел скинуть Перуна в Волхов. В то время, когда идол влекли по городу, Перун не мог удержаться, чтобы не воскликнуть громко: "О горе мне! Вчера еще меня почитали, а нынче посрамляют!" А когда с моста его повергли в реку, он поплыл против течения, бросил от себя палицу и вскричал:

"Жители новгородские! Это оставляю вам в память мою!" Некоторые летописи повествуют о том, что долго после этого новгородские жители собирались на том мосту и устраивали в определенный день палочные бои, разделившись на две враждующие партии.

Летописцы были убеждены, что бои проводились ради брошенной Перуном палки, но, скорее всего, они выдавали желаемое за действительное. Ведь бои не могут проводиться в честь некоего атрибута, пусть даже имеющего божественную родословную. Логичнее было бы предположить, что бои проводились в честь его обладателя, Бога Громовника. А летопись давала всего лишь выгодное правящей христианской идеологии объяснение. Нельзя забывать о том, что церковь чрезвычайно нетерпимо относилась к языческому наследию, частью которого и являлись обычаи ратные. В подтверждение этих выводов нелишним будет вспомнить, что еще задолго до нашей эры, в Древнем Египте, проводились палочные бои в честь бога Хора, который арийцам был известен как Тор, а славянам-язычникам — как Хоре.

Переносясь на более привычную нам историческую почву из сферы мистического сознания, можно с уверенностью говорить, что пользовавшиеся такой популярностью палочные бои на мостах в Новгороде были отражением общеевропейской традиции боя на мостах. Примеров масса. Это и Испания, до сей поры проводящая театрализованные, со средневековым оружием, бои на мостах, и Франция, и Германия. Надо отметить, что, кроме моста, зачастую не было под рукой средств для переправы через реку, поэтому сравнительно небольшой контингент воинов, подготовленный в таких игрищах, вполне способен был задержать целую армию, хоть на короткое время — ведь на войне каждое мгновение на счету. Соответственно, любое мифологическое представление, рассмотренное через призму истории, может дать просто неоценимую информацию, которую сложно получить из других источников.

Итак, мы подошли к рассмотрению конструктивных особенностей собственно инструментария палочного боя.

Вероятно, наиболее распространены были короткие, длиной не более полутора локтей, трости округлой формы, изготавливаемые из дуба или березы. Их можно использовать как наиболее универсальные имитаторы холодного оружия. В Новгороде, например, бытовала короткая новгородская дубинка.

Изготовить дубинку совсем просто. Молодое деревце вырывалось из земли, комель очищался от корней, ствол обрубался по нужной длине, по усмотрению хозяина кору либо счищали, либо оставляли как есть. На иллюстрации изображены русские крестьяне в традиционных костюмах и с традиционным снаряжением. (См. рис. 4).[10] Смею усомниться в способности дубинки (ослопа) выполнять благородную функцию орудия труда. Хотя, как орудие «лихого» промысла либо как средство борьбы с многочисленными «лихоимцами», дубинка может быть расценена как наиболее удобное, легко добываемое, дешевое и эффективное средство.



Рис. 4


Что немаловажно, сырья для дубинок предостаточно, и не жалко, если дубинка пришла в негодность.

Второй, не менее популярный представитель семьи ударного вооружения — дорожный посох. Его длина обычно не превышала уровня от земли до подбородка владельца, иногда была одинакова с ростом владельца.

Как правило, один из концов посоха в диаметре был меньше другого и служил как бы острием. Иногда острие оковывалось железом, но чаще нет. Навершию посоха придавалась удобная для руки форма, оно могло увенчиваться металлическим крюком (так называемый "посох колдуна"), и тогда посох становился очень похожим на багор.

Встречались посохи с навершием в виде головы человека или животного, иногда в виде человеческой руки, сжатой в кулак, в котором находилось металлическое кольцо. Навершие пастушеского посоха закруглялось естественным образом в виде крюка, такой посох называли также клюкой, кием и т. д. (См. рис. 5).[11]

Посохи изготавливались из твердых пород дерева, не имевшего серьезных изъянов, хотя могли быть и не вполне прямыми.

Мы можем заключить теперь, что дубинка не имеет хозяйственного значения, но, в свою очередь, является оптимальным боевым и тренировочным оружием, в то время как посох имеет некоторое хозяйственное значение, не теряя при этом от своей боеспособности.



Рис. 5


Видимые различия батога, дубинки (ослопа) и посоха (клюки) не мешают, однако, отнести их к одному и тому же типу, что и обычный кол, вынутый из забора, или подобранный на дороге брусок. Отличительными особенностями этих предметов можно считать:

1) однородный материал, из которого они изготовлены;

2) родственная конфигурация;

3) типичные боевые особенности.



Рис. 6


Научиться хорошо драться этими орудиями можно, соблюдая практически одинаковые пространственные координации. Однако, каждый конкретный нюанс любого из типов оружия способен максимально расширить возможности ведения боя с ним, или, наоборот, сузить эти возможности до полной неэффективности — все зависит от знания этих нюансов и умения применить свои знания в конкретной боевой ситуации.

Дилетанту нюансы неведомы, особенно какому-нибудь горе-специалисту, обогатившемуся знаниями из материалов книжных лотков (отнюдь не блещущих качеством предлагаемых изданий) или учившемуся у отечественных «китайских» учителей.

Ну какие могут быть у палки нюансы? Нет, не путайтесь, я говорю не о «магии» или "скрытых энергетических зонах", с такими вопросами справляются психиатры.

Я говорю, например, о том, что если палка круглая, то совершенно все равно, какой именно поверхностью нанести удар или взять защиту. А ведь без знания этих простых закономерностей невозможна даже простая работа холодным оружием. Зачем, по-вашему, европейцы делали мечи обоюдоострыми? Наверняка не из эстетических соображений, а чтобы максимально расширить потенциал поражения противника. Все равно, как вынул меч из ножен, в какую плоскость перенес удар (вот только, если попал плашмя, можешь жизни лишиться). А палкой все равно как бить, именно поэтому научиться драться ею легче, быстрее можно освоить базовую технику, затем доводка на мечах, топорах и т. д.

Очевидно, благодаря этим особенностям палочного боя, большинство русских ополченцев предпочитало ударные типы вооружения. Согласитесь, оттачивать технику на поле боя — не самое лучшее время. Хотя и князья проявляли почтение к ударному оружию. Символ княжей власти — шестопер (пернач) обладает теми же свойствами, что и обычная дубина, только многократно усиливается поражающий потенциал за счет металлических частей и их пространственной ориентации, выполненных, кстати, в виде розетки Перуна (См. рис. 8).



Рис. 7


Рис. 8


Еще один нюанс. Личный опыт боев на улице, в том числе с применением дреколья, и более чем десятилетний стаж занятий единоборствами позволяют мне говорить о невозможности работать палкой по восточной схеме типа «блок-удар». Так можно драться, когда у вас в руке стальной прут, а ваш противник на грани потери сознания. Чем быстрее вы атакуете, тем больше шансов не попасть в больницу.

Но уж если вы все-таки прозевали первую фазу удара, то его нужно не отбивать — ведь это может быть ложный удар — а вклинивать его, одновременно защищаясь и атакуя.

И не стоит забывать, что у вашего оппонента есть еще три свободных конечности, а чаще еще и пара-тройка верных друзей за спиной. Так что и на бросок и на отбор оружия нужно выходить самому и при этом не забывать менять позицию.

Начав разговор о бросковой технике, я хочу напомнить приверженцам айкидо, что скорость удара палкой может, иной раз превышать уровень реакции стального механизма, снабженного фотодиодом, поэтому надеяться на ошибку со стороны нападающего весьма недальновидно и чревато тяжкими телесными повреждениями. Не стоит ждать, когда вас возьмут за горло, применяя оборонительную тактику.



Рис. 9


Интересующимся могу предложить один весьма результативный способ работы безоружного против вооруженного противника.

Во-первых, надо научиться опережать движение нападающего хотя бы на 1 секунду (что при оборонительной тактике невозможно) и применять парализующие удары по рукам и ногам противника.

Если же у вас в руке тоже есть палка, ваша задача ощутимо упрощается, нужно отбить конечности противника палкой, по возможности обезоружить его, что без владения нашей техникой сделать невозможно.

Те же самые принципы лежат в основе владения посохом и даже копьем, древко (ратовище) которого конструктивно не отличается от посоха.

Конкретно говоря, чтобы научиться палочному бою, нужно вначале осваивать универсальные двигательные принципы, характерные для любого оружия этого типа. Затем нужно учиться работать против вооруженного палкой человека, постепенно переходя к практике боя безоружного против вооруженного (последнее невозможно без комплексного освоения фундаментальных основ русского кулачного боя и других форм состязательной культуры). В дальнейшем можно практиковать бой вооруженного палкой против вооруженного ножом, цепью, топором, клюкой и т. д.

Стоит, пожалуй, сказать, что школа прикладного фехтования, хотя и является очень близкой к построениям палочного боя, все же не вполне отражает русскую стилистику и манеру ведения боя. Большим подспорьем для реконструкции оказались различные учебники и руководства по прикладному фехтованию для русской конницы, в своей основе отразившие близкую европейскую традицию. Для национальной специфики Руси характерны более раскрепощенные и, если позволительно такое определение, более «расхлябанные» способы телодвижений при работе с оружием.



Рис. 10


Чтобы выйти на уровень относительного исторического соответствия, необходимо начать с освоения объема движений. Базовые, подготовительные навыки дыхательной, суставной, силовой и динамической гимнастики можно с успехом получить, изучая комплексы Русской Здравы (см. рис. 1–3)

Одной из базовых методик, помогающих в освоении палочного боя, по праву можно считать Свилю. Как-то раз я демонстрировал возможности кистеня небольшой аудитории, в которой оказался истинный ценитель восточных древностей, заявивший, что я показываю технику работы с нунтяку. Само собой, что он, как и многие тысячи жителей нашей страны, не обладал даже теми наивными знаниями истории, которыми нас до недавнего времени снабжало советское образование. Вероятно, поэтому он так и не принял в расчет мои аргументы.

Сначала небольшой экскурс в мифологию. Ранее упоминалось, что одним из атрибутов Громовника иногда назывался бич-молния, благодаря которому Громовержец побеждает демона. Очень редко встречаются упоминания в пантеонах соседних народов о некоем боевом цепе, которым наделяется героический персонаж сказки или мифа. А вот как "Слово о полку Игореве" сравнивает битву с молотьбой хлеба и ковкой металла: "На Немизе снопы стелют головами, молотят чепи харалужными, на тоце живот кладут, веют душу от тела"; "Той бо Олег мечем крамолу коваше и стрелы по земле сеяше".

Итак, в мифах отражены прообразы боевых цепов и боевых бичей. Историческая наука говорит нам еще об одном представителе — кистене «зарукавном» или, как его еще называют, "летучем".



Рис. 11



Рис. 12


Начну с описания конструктивных особенностей этих древнейших представителей ударного вооружения.

Боевой цеп состоит из трех частей: рукояти, била и их цепного соединения. Нередко рукоятка боевого цепа снабжалась ременной петлей. Боевые бичи, или «бассалыки», имели рукоятку, к которой крепился плетенный ремень с хвостами на конце, каждый из хвостиков был снабжен небольшим билом.

Зарукавный ("летучий") кистень не имел рукояти, был относительно легок и несравнимо более компактен, чем его собратья по семейству, имел только било на короткой или удлиненной цепочке. Последняя могла быть заменена витым ремешком, который оканчивался петлей для руки.

С конструктивной точки зрения, троичная структура боевого цепа весьма показательна, она полностью копирует устройство руки человека: рукоять — плечо; било сравнимо с кулаком; цепное соединение — с локтевым суставом. Организация оружия подчинена идее славянского ведического триглава. Так же, как и рука, цеп имеет три части: основную, несущую и боевую.[12]

Размеры кистеня подгоняются по руке владельца. Желательно, чтобы длина рукояти ненамного превышала длину локтя.

Било выбирается по весу в зависимости от личных привязанностей, которые не должны превышать границ целесообразности.

Цепь выбирается так, чтобы при неудачном ударе било рикошетом не травмировало кисть. То есть длина цепи должна составлять не более одной трети от длины рукояти, либо превышать всю длину рукояти. Однако первый вариант наиболее предпочтителен.



Рис. 13


Рукоять изготавливается из дерева твердых пород — дуба или березы (можно использовать ясень). Било может иметь различную конфигурацию. Чаще это округлой формы шар, оснащенный шипами, или без таковых. Било может быть изготовлено путем отливки из бронзы или выковано из стали. То же можно сказать о цепях, которые могут быть либо бронзовыми, либо стальными.

Для «летучего» кистеня билом может служить весовая гирька или такой же шар, как у боевого цепа. Однако, било не должно иметь на себе острых граней, во избежание травм руки владельца.

Нелишним будет сказать, что любое конструктивное изменение оружия сказывается на технике его применения, а изменение особенностей конструкции зависит от тактической схемы боя. Поэтому мне всегда были непонятны некоторые специалисты по восточным единоборствам в своем стремлении найти крамолу плагиата в "русском стиле" как в явлении и в славяно-горицкой борьбе в частности. Ведь даже поверхностное сравнение конструкции кистеня и нунтяку позволяет увидеть их принципиальные различия.

Для иллюстрации приведу высказывание, принадлежащее А. Н. Медведеву (адепту шоу дао). Смысл его сводится к тому, что оружие типа кистеня использовали все народы, что его с одинаковым успехом применяли как русские разбойники, так и японские ниндзя, только последние более хитроумно и изобретательно (?!). Трудно судить, какое именно содержание вкладывает А. Н. Медведев в понятия «хитроумно» и «изобретательно», но осмелюсь усомниться в бесталанности своих соотечественников из их криминальных объединений. Во-первых, не только разбойники занимались культивированием способов боя с холодным оружием. По крайней мере, до XIX века больше половины мужского населения России были обладателями зарукавных кистеней. Об этом нам сообщают и тверская традиция, и многие другие источники, на которые я ссылался. Что касается времен более древних, то, обратившись к археологии, можно с уверенностью констатировать, что зарукавными кистенями владели даже девочки. Кистени находят в местах погребений вместе с другими атрибутами похоронного ритуала. Напомню, что в могилу складывались вещи, повседневно использовавшиеся человеком при жизни.

Во-вторых, кистенями бились и в-оберучь, то есть с двумя кистенями одновременно, и тогда "к бойцу не было рукопашного приступа" (см. словарь Даля).

Возникает вопрос: "Куда же еще хитроумнее?" И вообще, почему такая голословность суждений? Разве кто-нибудь опрашивал ниндзя или русских разбойников прошлых веков на предмет составления статистических таблиц "хитроумия и изобретательности"? Ведь с уверенностью можно сказать, что сейчас нет ни тех, ни других. Думаю, что такие «специалисты» будут жить и ударно трудиться еще долгие годы, однако мы не можем позволить себе тратить время на дальнейшие разоблачения, время все расставит на свои места.

Говоря о боевых качествах кистеня, следует отметить, что диапазон его применения крайне широк.

Тяжелый боевой цеп мог использоваться ратниками как основное оружие — при условии, что он имел при себе щит, или же его спереди прикрывал щитоносец. Так же успешно можно было вести бой, находясь на крепостной стене.



Рис. 14


Рис. 15


В-оберучь в сражении цепами, скорее всего, не дрались, кистень не в состоянии соперничать ни с мечом, ни с секирой, в бою чаще применяли его двоюродного брата — боевой молот — или булаву. Однако, распространенным было явление, когда боевой цеп или боевой бич удерживался за рукоять обеими руками, наподобие бейсбольной биты, это часто использовалось при работе из второго ряда. Кстати, считалось наиболее удачным построением, когда в первом ряду стояли закрытые щитами и хорошо бронированные воины, а во второй ряд становились вооруженные боевыми цепами и бичами. Как правило, первый строй «держали» профессиональные дружинники, второй — ополченцы-ратники. «Летучий» кистень ранее сильно напоминал тяжелую булаву с мягкой ручкой, роль которой играла ременная или витая веревочная петля. Только в века огнестрельного оружия «летучий» кистень окончательно приобрел тот вид, в котором его застал В. Даль, оказавший своими трудами неоценимую услугу всей русской истории и культуре.

Сила удара кистенем напрямую зависит от веса била, но чем тяжелее оружие, тем медленнее оно набирает инерцию и нужные скоростные показатели.

Именно поэтому нельзя дать точных размеров оружия, оно всегда подгонялось под конкретные возможности и запросы человека с учетом его физических данных. Это условие было всегда соблюдаемо и до сей поры считается очень практичным.

При работе с гибким ударным оружием всегда нужно иметь запас объема движения, ни в коем случае нельзя терять ощущение движения оружия. Эти требования совершенно не выполнимы, если попытаться осваивать кистень, используя восточную технику нунтяку.

Еще более сложно результативно заниматься, используя при этом статичную стойку. Если вы самостоятельно попытаетесь проделать кистенем простейшие двигательные эволюции, вы убедитесь в правильности этого заключения.

Кистень позволяет вести бой с большим числом нападающих, в том числе и вооруженных холодным оружием, если будет соблюдено главное условие — четкая геометрия удара должна идеально совпадать с геометрией передвижения. При утрате этого состояния (то есть при потере ощущения пространства вокруг себя) эффективность действий бойца резко падает.

Еще одно дополнение. Учтите, что драться кистенем в плотном строю просто невозможно, стереотип поведения здесь не "стенка на стенку", а бой "сам на сам", а точнее, один, в кругу противников.

При начальном уровне освоения этого типа оружия крайне важно равномерное распределение силы, так как первые уровни освоения — это обычное жонглирование, идущее от простого к сложному. Впервые взяв в руки кистень, вы тут же начнете чувствовать его вес. Сразу нужно учиться настраиваться на оружие. Полезно подумать о конструктивной схожести руки и кистеня.

Дальше можно начинать простейшие движения. Первым нужно «учить» лучезапястный сустав и кисть. Человеческая кисть — четкий регистратор тактильных ощущений, поэтому тренировке кисти следует у делить повышенное внимание.

Если перейти к действию, которое подобная практика оказывает на организм в целом и на опорно-двигательный аппарат в частности, то можно выделить несколько моментов, особенно того заслуживающих.

Во-первых, при правильной организации движения укрепляются мышцы плечевого пояса, связки и сухожилия приобретают сразу два качества — крепость и пластичность. К слову сказать, в современном пятиборье это весьма ценное качество: стрельба требует крепкой кисти, а фехтование, наоборот, пластичной. К тому же при таком способе движения осуществляется самомассаж внутренних органов, что вообще типично для русской традиции.

Что касается способов дыхания в процессе работы с оружием, то в силу своего медицинского образования могу сказать, что дыхание практически не нуждается в сознательной регулировке.

Восточный подход делает акцент на сознательной регулировке большинства бессознательных физиологических процессов.

Но мне думается, что нормальный организм в состоянии автоматически настраиваться на оптимальный дыхательный режим, нужный нам при том или ином виде деятельности. Заранее предвижу гневную реакцию сторонников восточной мудрости.

Отечественная традиция базируется на естественных, природных законах, учитываемых, хотя и в аллегорической, мифологизированной форме, языческой натурфилософией.

Наиболее полно законы жизнедеятельности организма вскрыты системой Русской Здравы, разработанной Национальным Клубом Древнерусских ратоборств в г. Москве.

Основой для Здравы послужил богатейший пласт историко-фактографического материала русской народной медицины, пропущенный через фильтр современного научного медицинского подхода.

Как и любая тренировка, тренировка с оружием — это еще и тренировка чутья, то есть того связующего звена между подсознанием и сознанием, которое чаще называют мышечным чувством или мышечной памятью. С неразвитым мышечным чувством начинающий может запросто травмировать себя даже при выполнении простейших элементов. Поэтому необходимо вырабатывать в себе умение следовать за вращением оружия, включая как можно больше суставов в работу. Ваше внимание должно быть максимально расфокусировано, вы должны учиться видеть оружие, чувствовать его инерцию и свое движение. Это первая ступень, в дальнейшем внимание должно распространяться и на ваших противников.

Помните о правиле: "концентрируясь на одном из противников, ты теряешь из виду десять других".[13]

Проще говоря, плечи ваши должны ходить ходуном, а ноги не должны от них отставать. Однако, разболтанность не должна стать самоцелью или движением ради движения, нельзя терять баланса, ваша подвижность не должна идти вразрез с устойчивостью.

Хотя, в целом, приходится признать, что невозможно описать на бумаге процесс обучения, тем более передать его тонкости, но можно дать некую ключевую характеристику, так сказать, мыслеобраз, несущий в себе обучающий потенциал, достаточный для раскрытия возможностей системы. Запомните, что любое умение возможно только при желании овладеть им. Почерк бойца всегда будет индивидуальным, но он напрямую зависит от степени проработанности базового навыка. В целом рисунок движения, его стилистика и колорит соответствуют механике засечного стиля рукопашного боя, который в славяно-горицкой борьбе получил название "Радогора".


БОРЬБА НА РУСИ

Самым древним, без преувеличения, реликтовым видом борьбы, культивировавшимся на территории нынешней России, можно признать медвежью борьбу. Древнейшие борцовские поединки происходили задолго до новой эры (предположительно, около 2 тысяч лет до н. э.) на территории Валдайской возвышенности и до Уральского хребта включительно. Борьба называется медвежьей потому, что корнями уходит в первобытное шаманство, а точнее, к периоду тотемизма и относится к почитанию духа медведя как охранителя рода. Образ медведя в славянской мифологии тесно связан с образом бога Белеса. Идейное содержание культа влияет на ритуальную сторону, то есть на обряд. В результате сформировался обрядовый поединок борцов на родовом поле, призванный отогнать демонов от посевов. Для этого призывался дух медведя, призванный стать его (поля) оберегом.

Медвежью борьбу, тем не менее, нельзя причислять к разряду единообразных, исторически сложившихся стилей, ей были присущи различные выразительные средства. Одним из них стала имитация агрессивного поведения медведя и перенос этого стереотипа на плоскость борцовского поединка. Так в борьбе появился мощный, оглушающий противника удар. После нанесения «медвежьего» удара проще было перейти к короткому броску под себя или заламыванию конечностей; можно было и высоко поднять над собой противника и расшибить об землю, либо задушить его в стойке.

По мнению А. К. Белова, в медвежьей борьбе не было строгой трактовки технических элементов. Культивировалась не отдельная стойка или элемент, а идея боя, обусловленная целью поединка. Медвежья борьба стала основой агрессивной боевой культуры. Для большей наглядности приведу «медвежий» заговор, взятый мною из первого информационного выпуска тогда еще НКДЕ (Национального клуба древнерусских единоборств):

Вижу — невиданное
Слышу — неслыханное
Возьму с куста
По три листа
Ко сыру бору,
Во глуху нору
Три листа снесу
Через раз поднесу.
Встань, батюшко!
Встань, чудилище!
Ко мне иди,
В меня гляди,
Меня поведи
Ворога найди,
Во ключи рассади!
Не хлыщи, а оттягивай!
Не крути, а выкручивай!
Не ломи, а заламывай!
Не вали, а заваливай!
Не толкуй, а втолковывай!
Не пляши, а выплясывай!
Не садись, а просаживай!
Не смотри, а высматривай!
Не бей лапой, а бей дубом!
Не бей ногой, а бей горой!

Заговор читается ритмично, с его помощью регулируется дыхание и происходит настрой на зрительный образ, способный менять физиологические процессы.

Была и еще одна, «экзотическая», форма поединка… с самим медведем. Причем, была известна в двух формах. Одна — ярмарочная забава с подпоенным или тощим зверем, которого предварительно дрессировали. И бой с медведем в его владениях, в лесу — "сам на сам". Чаще на зверя ходили с рогатиной и с ножом, иногда только с ножом, встречаются упоминания в бытописаниях народов Поволжья, что на медведя ходили и без оружия. Результаты таких поединков были различные, часто человек одерживал верх над зверем, но так же часто и зверь над человеком.

Не могу удержаться от вопроса к читающей публике. Почему сказки про китайских мастеров, дравшихся с тиграми, вызывают такой щенячий восторг поклонников восточных единоборств в России? И совсем не замеченной остается такая простая мужицкая забава? Думаю, даже беглое сравнение уровня подготовленности среднестатистического азиата и нашего русского охотника, боровшегося один на один с медведем, дает красноречивую иллюстрацию уровня развития поборческого дела среди самых широких слоев. Удивительно, что мужество, сила и ловкость русских мужчин, их презрение к смерти и необоримое желание побеждать, остаются без внимания их потомков. Это даже неблагодарностью и неуважением к предкам объяснить трудно.

На таком вот фоне приходится признать трудно приемлемость медвежьей борьбы для условного, спортивного поединка. Однако существовали и менее травматичные способы — потомки медвежьего культа. Это наследники силового, жесткого поборья — борьба "в схватку" ("в обхват", "в охапку"), борьба "в крест", более поздняя борьба, привнесенная монгольскими завоевателями, борьба "на поясах".

Борьба "в схватку" представляла собой силовую борьбу из предварительного обоюдного захвата на уровне пояса, без применения подножек и захватов за ноги. Борьбу "в крест" можно считать разновидностью борьбы "в схватку". Свое название она получила из-за предварительного обоюдного захвата, который делался под руку ("под силу") одной рукой, другая через плечо.



Рис. 16


Вот какое упоминание оставил нам В. Даль:

"…русские борются либо с носка — одной рукой друг друга за ворот, а другой не хватать; либо накрест руками, через плечо и под силки и валяют через ногу, подламывают под себя и, припадая на колено, перекидывают через себя…"

Что касается второго описания, это и есть борьба "в крест". Для нее характерна атака со стороны плеча, как правило, левого. Что касается подножек, то, вероятно, это позднейшая модификация, так как до 16-го века подножки в борьбе считались «грязным» элементом.

Борьба "на вороток" — борьба исконно русская. Интересна она тем, что является в своем роде единственной. По крайней мере, ни в Европе, ни в Азии ничего похожего никогда не наблюдалось. По мнению А. К. Белова, этот вид борьбы мог появиться не ранее 16-го века. И вот почему: "… русские борются либо с носка (то есть, активно используя в борьбе ноги) — одной рукой друг друга за ворот, а другой не хватать…" Борьба с таким обильным арсеналом работы ногами могла появиться только с момента снятия обрядовых ограничений на подножку, а произошло это в 16-м веке. Итак, нам удалось установить, что техника этой борьбы соответствовала идее выведения противника из равновесия с преимущественным использованием техники ног. Применялся также обоюдный захват одной рукой, как правило, левой. Почему левая? Потому, что правая нужна была для удара кулаком или палкой. Да-да, не удивляйтесь, перед нами вид борьбы, вышедший прямиком из русского палочного боя. Именно поэтому такое обилие подножек, подсечек, зацепов; а стойка борцов такова, что у каждого правая рука отведена за спину. Левая активно используется для захватов противника за ворот, за выставленную вперед руку и за одежду. Активная рука обычно использовалась для рывков или толчков. Если принять во внимание, что траектория подножки или подсечки, используемых в борьбе "на вороток", идеально совпадает с траекториями ударов ногами, практиковавшимися русскими, то сомнений в происхождении этой борьбы не остается никаких.



Рис. 17


Борьба "на вороток" еще имеет название "на одну ручку". Это как бы летний вариант борьбы "на вороток". Когда отсутствует одежда, за которую можно выполнить захват, хват берется за руку, за шею, за плечо. Работа ногами остается прежней. Надо сказать, что борьба "на ручку", в противоположность борьбе "на вороток", вид более силовой и требует от борцов большей скорости и выносливости.

Правила борьбы были следующие: борьба велась до падения одного из участников, для победы достаточно было сбить противника на колени. Захваты выполнялись только одной рукой, но, вероятно, ногами можно было выполнять практически любые элементы, за исключением откровенных ударов. Подлинными мастерами этой борьбы считались русские борцы. Представители других народностей не практиковали такого рода борьбу, поэтому ее по праву можно считать эндемичной для восточных славян формой.



Рис. 18


Популярность этой борьбы была большой, поскольку в ней нужны были высокоточные технические действия, быстрота и ловкость. Броски в ней выглядят очень зрелищно. Зрелищность увеличивалась за счет того, что соблюдения обоюдного захвата не требовалось, поэтому схватка была похожа на борьбу "на вольную".

Бросается в глаза одна характерная особенность борьбы "на вороток" — это четкая область захватов действующей рукой. Ограниченность области захватов связана с тем, что борьба, вероятно, всегда велась в высокой стойке, которая, например, на позволяет хватать противника за ноги. Да и вряд ли это вообще было бы рационально в боевой ситуации, поскольку при наклоне можно было запросто налететь на удар ногой, а что самое непоправимое — при выполнении прохода в ноги, даже с одновременным ударом палкой по ногам противника, вы сразу открываете свой затылок и позвоночник. Думаю, не надо объяснять, к каким последствиям может привести подобное обоюдное поражение в условиях палочного боя. Именно поэтому борьбу "на вороток" можно расценивать как оспортивленную копию борьбы, применявшейся в ходе палочного боя. Прикладную ценность этого вида борьбы трудно переоценить. Он моментально превращается в грозный боевой сплав, как только снимаются ограничения на удары ногами и в правую руку берется, скажем, короткая новгородская дубинка. Техника броска или сбивания от этого мало меняется, усложняется она, в основном, за счет необходимости нейтрализовать вооруженную конечность противника.

Вот мы и подошли с вами еще к одному уникальному аспекту этой борьбы. Реконструированная мною на основе принципов славяно-горицкой борьбы техника русского палочного боя наглядно показывает, что в 90 % случаев первой выходит из строя вооруженная конечность, ее попросту отбивают или ломают. Ну а теперь подумайте, надолго ли вас хватит в такой ситуации? Единственное спасение — сокращать дистанцию и лезть в борьбу, чтобы не дать атаковать себя оружием. В клинче выполнить полноценный удар палкой крайне сложно. Именно тут и пригодится навык борьбы "на вороток". Читатель, обработанный пропагандой каратэ, возможно, уже негодует, считая, что супостата нужно лихо ударить ногой с разворота — и дело с концом. Действительно, конец свой вы сильно ускорите, так как противник мгновенно отобьет вам ногу, вплоть до перелома. Траектории русского палочного боя позволяют сделать это идеально. Ну а если у врага в руке сабля, то вы вообще не оставите себе шансов.

Поэтому рекомендую пристальнее всмотреться в наши ратные традиции, они того стоят. В них вы можете найти много интересного и полезного. Сравнивая борьбу "на вороток" с другими видами борьбы, хочется отметить еще один нюанс. Эту борьбу можно рассматривать, как переходную форму к борьбе "на вольную". Последняя может считаться до конца оспортивленным видом борьбы с очень широким спектром разрешенных приемов. Безусловно, бытование борьбы "на вороток" на Руси говорит в пользу высокой общенародной боевой подготовки мужчин, в том числе из низших социальных слоев.

В уличной драке технику борьбы на вороток можно применять практически без изменений и ограничений — ведь она вырабатывалась в условиях реального палочного боя.

Борьба "на вольную" — тоже детище освобождений от обрядовых запретов. В ней активно используются подножки, захваты за ноги; более того, встречаются упоминания о бросках, проведенных исключительно с помощью ног. Борьба "на вольную", так же, как и борьба "на вороток", относится к классу борьбы без предварительного захвата — как говорили на Руси, "не в схватку". Различие состоит лишь в том, что борьба "на вольную" позволяет проводить броски с захватом ног, и поэтому стойка в этой борьбе свободная. Проводились в ней и броски с помощью подножек, подсечек, зацепов, а также высокие броски с отрыванием противника от земли. Не возбранялись и захваты за одежду. Безоговорочно существовал только запрет на нанесение ударов руками и ногами. Удушающие приемы были, скорее всего, запрещены. Достоверно известно, что душить противника было позволительно в боях "на заклад" и на судных поединках. На земле борьбу не вели — впрочем, как и во всех абсолютно видах борьбы, практиковавшихся в России. Даже удушения всегда производились в стойке, а уже впоследствии противника бросали о землю. Говоря о прикладном значении вольной борьбы, необходимо отметить ее несомненную полезность в ситуации "безоружный против вооруженного". Как стало ясно из предыдущего материала, в совершенную противоположность борьбе "не в схватку" составляли виды борьбы "в схватку", то есть со взятием предварительного обоюдного захвата. К разновидностям борьбы в схватку относится и борьба на поясах.

По свидетельству Б. Горбунова, первое письменное упоминание борьбы на поясах, бытовавшей среди русских, содержится в мемуарах орловского помещика Н. И. Толубеева и относится к концу 18-го века. Данный факт позволяет говорить об этом виде борьбы как о наиболее позднем, практиковавшемся в народной среде. Борьба на поясах существовала до начала 20-го века. Однако, распространена была в тех регионах России, которые тесно соседствовали с территориями, населенными тюркскими народами, а именно Нижнем Поволжье, на Южном и Среднем Урале, в Сибири.

Как и любое самоборство, борьба на поясах происходила в основном по праздникам, местах большого скопления народа, к примеру, на ярмарках. Боролись, как правило, "на «миру», то есть пару борцов со всех сторон окружали зрители, которые создавали подобие круглой площадки, ограничивая тем самым свободную для схватки территорию. Родовое значение поединка сводилось, как правило, к выявлению сильнейшего. Участками могли стать все желающие померяться силами друг с другом. Правила борьбы были статочно простыми. Борьба велась до падения одного из противников на землю. Тот, кто коснулся земли после броска первым, считался проигравшим, даже если борец, проводивший бросок, падал вслед за ним. Если оба борца касались земли одновременно, то им считывалась ничья. Она засчитывалась и в том случае, если никто из соперников не мог провести бросок. Однако, следует упомянуть о том, что борьба могла идти по специальным условиям, оговоренным борцами перед схваткой. Например, они могли бороться до признания себя побежденным одним из противников, или до сбивания на колени.

Техника борьбы была достаточно ограниченной по сравнению, например, с русской борьбой "на вольную" и представляла собой борьбу из предварительного парного захвата за пояс, в высокой или средней стойке, без применения подножек, подсечек и обвивов. Смена захвата не разрешалась. Захват был как бы одноразовым. Решающую роль в поединке играла физическая сила и взрывные способности, позволяющие, например, перекинуть противника через себя без помощи подножек.

Большинство фактов дает нам возможность говорить о заимствовании русскими и другими восточными славянами борьбы на поясах у тюркских народов. Наш вывод подтверждает и тот факт, что эта борьба не только не распространена, а вообще не известна на русском Севере, славящемся своей преданностью национальной традиции буквально во всем, в том числе и в поборческом деле.

Однако в процессе взаимообмена культур борьба на поясах прочно вошла в обиход славян и стала восприниматься ими как вполне традиционное явление.

С уверенностью можно сказать, что борьба на поясах никогда бы не смогла закрепиться на Руси, если бы еще ранее не существовала борьба "в схватку", правила и технический арсенал которой очень близки к борьбе на поясах. Еще одним фактором, помогшим закрепиться у славян типично тюркской борьбе, было бытовое взаимопроникновение культур тюркских и славянских народов. Например, сейчас, как и раньше, многие славяне участвуют в состязаниях на традиционных праздниках тюркских народов.



Для самих тюрок борьба на поясах являлась обязательным компонентом военной подготовки; приемы, наработанные на земле, с успехом применялись в седле для стаскивания противника с лошади. У некоторых тюркских племен до сих пор бытуют состязания безоружных всадников; к слову сказать, правила конной борьбы ощутимо более свободны, чем традиционная борьба на поясах на земле. Таким образом, заимствованная от тюркских народов и впоследствии ставшая русской поясная борьба имела в русской традиции свой беспоясной эквивалент— борьбу "в схватку" — то есть борьбу в стойке без подножек и захватов ниже пояса, с обязательным обоюдным предварительным захватом. Борьба на земле не велась и отличалась минимальным разнообразием технического арсенала, имея узкую прикладную направленность. Решающее значение имела физическая сила. Аналогами в Европе может служить лишь молдавская «трыньте-дряпте». На практический эффект в драке можно рассчитывать, применяя эту борьбу только при бое один на один или при значительном силовом и скоростном перевесе по сравнению с нападающими. В целом из-за узости прикладного эффекта поясной борьбы в разрезе традиционных правил ее нельзя расценивать иначе, как фольклорный, условно-состязательный вид.

Однако, если сделать шаг к раскрепощению этой системы, например, ввести подножки и подсечки и разрешить смену хвата в процессе борьбы, прикладной эффект и зрелищность этой борьбы значительно возрастут.[14]

Подводя итоги сказанного, хотелось бы представить русскую состязательную традицию для наглядности схематично и рассмотреть ее отличительные особенности (См. рис. 22).


Рис. 22


1. Кулачные, палочные бои и борьба, вкупе с другими забавами, были широко распространены и любимы в русском народе.

2. Как правило, все эти молодецкие забавы являлись отголосками древнейших ритуалов (исключая, быть может, только бои "на заклад" и уличные драки, отражающие социальную регуляцию).

Подтверждением этому служит привязка игрищ к календарному циклу.

3. Все виды состязательной традиции были, в основе своей, не противоречивы, а взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга

4. Кулачный, палочный бой и борьба имели повсеместное распространение и огромную популярность (не действовала даже угроза отлучения от церкви). Еще в 20-х годах нашего века, когда власти пытались запретить крестьянам Воронежской губернии стеношные бои, те жаловались: "Последнее удовольствие у нас отнимаете!"

5. Авторитет бойцов был так велик, что с помощью судных поединков решались тяжбы — проигравшая сторона неизменно считалась виновной.

6. Все виды состязательной культуры зависели от практического результата, который максимально проявлялся в драке или в реальном бою.


Рис. 23


Таким образом, в России боевое искусство черпало свои стереотипы из реальных боевых ситуаций.

На Востоке мы видим обратное: там драки как бы вообще не существует, и весь ареал занимают ортодоксальные боевые искусства.

На основе сделанных ранее выводов считаю правомерным заявление: школой боевых искусств для русских был и суровый образ жизни, постоянные войны и генетические задатки.

Что касается системы подготовки бойцов в прошлом, добавить к сказанному нечего, кроме слов восхищения мужеством предков, практиковавших в высшей степени реальный боевой уклад.

В эту главу не попали сведения об элитарном дворянском воинском умении. Это тема требует для себя отдельного издания.


Примечания:



1

Имеется в виду стиль А. Кадочникова.



6

Дневник Ф.В. Бехгольца, М., 1902 (стр. 69).



7

А. К.Белов, "Изначалие".



8

В. О. Ключевский, "Сказания иностранцев о Московском государстве".



9

Синяя — древнейший эпитет молнии, блеск которой отождествляется с синими огоньками, перебегающими по углям догорающего костра. Синее пламя считалось священным.



10

Репродукция с гравюры Г. Аткинсона.



11

Там же.



12

А. К. Белов "Искусство атаки".



13

Прикиньте свои шансы выжить в столкновении с несколькими противниками, используя методику концентрации.



14

В тексте нет упоминаний о борьбе "на щипок". Интересующихся отсылаю к работам А.К. Белова.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх