34. МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ФАКТОРЫ УПРАВЛЕНИЯ

Методы и средства управленя – способы, которыми органы управления воздействуют на элементы производительного процесса, обеспечивая достижение планируемого состояния и уровня качества. В процессе управления качеством используются 3 основные группы методов.

1. Экономические методы. Обеспечивают создание экономических условий, побуждающих коллективы предприятий, технологических и других организаций изучать запросы потребителей, создавать, изготавливать и обслуживать продукцию, удовлетворяющую эти потребности и запросы.

2. Методы материального стимулирования, предусматривающие, с одной стороны, поощрение работников за создание и изготовление высококачественной продукции, а с другой – взыскания за причиненный ущерб от изготовления некачественной продукции.

3. Организационно-распорядительные методы, осуществляемые посредством обязательных для исполнения директив, приказов, указаний руководителей.

Средства управления включают оргтехнику, средства связи, все то, что используют органы и лица, выполняющие специальные функции в системах управления качеством. В состав средств управления качеством продукции также включаются:

1) банк нормативной документации, регламентирующей показатели качества продукции и организующей выполнение специальных функций управления качеством;

2) метрологические средства, включающие государственные эталоны физических величин, образцовые и рабочие средства измерений;

3) государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ);

4) государственная служба стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов (ГССД).

Средства управления должны воздействовать на неудовлетворительные факторы и условия, а также координировать действия всех исполнителей.

Управление качеством представляет органичное сочетание экономических, правовых, организационных и других факторов, влияющих на качество, которые подразделяются на формирующие, обеспечивающие, стимулирующие, внутренние, внешние, функциональные и системные.

К факторам, формирующим качество продукции, относятся:

• качество исходного сырья;

• качество материалов и комплектующих изделий;

• конструкция изделия;

• качество технологических процессов.

К факторам, обеспечивающим сохранность качества, относятся:

• соответствующая маркировка;

• упаковка;

• рациональные условия доставки, хранения, профилактика и уход в процессе эксплуатации.

К факторам, стимулирующим производство продукции высокого уровня качества, относятся:

• улучшение социально-экономических условий работы, отдыха, быта, медицинского обслуживания;

• предоставление льгот и привилегий персоналу и т. д.

Следующая группа факторов, влияющих на качество, делится на объективные и субъективные.

К объективным факторам относятся:

• качество проектной и нормативно-технической документации;

• бесперебойность работы оборудования и инструмента;

• уровень стандартизации, унификации и типизации. К субъективным факторам качества относятся:

• квалификация, мастерство и опыт персонала; культура труда и производства;

• материальное и моральное стимулирование и мотивация труда;

• соблюдение трудовой и технологической дисциплины.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх